Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих заданий по проектно-исследовательской деятельности для детей 8-10 лет.
Курс включает 132 часа по 1 часу в неделю – 34 занятия со 2 по 4 классы.
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед аудиторией; помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Учусь создавать проект"»
Пояснительная записка.
В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная деятельность.
Рабочая программа составлена на основании:
1. Методического пособие авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. – М.: Издательство РОСТ, 2012 (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.).
2. Рабочих тетрадей : Учусь создавать проект: в 2-х частях авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. М.: Издательство РОСТ, 2013. (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)
3.Учебного плана МОБУ «Боровая основная общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих заданий по проектно-исследовательской деятельности для детей 8-10 лет.
Курс включает 132 часа по 1 часу в неделю – 34 занятия со 2 по 4 классы.
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед аудиторией; помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Актуальность и важность данной программы обосновывается необходимостью полготовки эрудированных учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооруженных навыками пользования проектными технологиями в такой степени, в какой им будет необходимо для активной творческой производственной и общественной деятельности, для дальнейшего самостоятельного изучения компьютерных технологий после окончания школы.
Цели программы:
развитие навыков использования разных источников информации для создания проектов;
формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.
Задачи программы:
обучающие:
развивать самостоятельность ребенка;
развивать способность к самообразованию;
обучать умению планирования своей работы;
закреплять и углублять знания и умения у учащихся при работе с проектными технологиями
развивающие:
создавать условия к саморазвитию учащихся;
развивать умственные способности и умение решать мини-проблемы;
развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память, способность к восприятию;
расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проектов
воспитательные:
воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта;
воспитывать чувства самоконтроля, рефлексии.
Возрастное обоснование:
Социальное развитие.
Возраст создания основы для саморазвития, завершение формирования самосознания.
Мысль становится лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые социальные понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.
Мотивы раскрываются и дифференцируются. Ребенок начинает реально осознавать свою деятельность, поведение в системе отношений с окружающим миром. Мотивация – общественная оценка. Растет недовольство собой, появляется критичность к себе и окружающим людям.
Познавательные функции.
Становится возможной перспективная регуляция внимания. Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по смыслу, воспроизводит по требованию. Восприятие в форме организованного, активного и дифференцированного наблюдения.
Мышление становится рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным процессом.
Ребенок способен ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию, организовывать свою деятельность в связи с поставленными целями.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
Принципы и подходы к формированию программы.
Психолого-педагогические принципы
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Педагогическая целесообразность проектной технологии
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.
Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Программа состоит из трёх разделов:
1. Самые первые проекты (формирование понятия проектная деятельность и навыков сотрудничества.(формирование навыков сотрудничества. Что такое команда? Как работать в команде?
2. Основы проектной деятельности. (От проблемы к цели. Работа со справочной литературой. Способы обработки информации. Основы риторики. Публичное выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный. Работа над проектами.)
3. Работа над проектом. (Работа над полноценными групповыми и индивидуальными проектами.)
Содержание курса составляют следующие разделы:
введение;
способы мыслительной деятельности;
этапы работы в рамках исследования;
самостоятельные исследования;
защита результатов самостоятельных исследований.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).
Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность – форма организации учебно-воспитательной работы, связанная с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
постановка проблемы, формулирование темы;
выдвижение гипотез;
овладение методами исследования;
сбор собственного материала для эксперимента;
обобщение, выводы;
защита работы.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1.Рубрика «Минутка знакомства».
2.Практические занятия «Играем в ученых».
3.Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4.Тесты и самоанализ помогут овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки.
5.Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое решение и любознательность, память и способность к восприятию.
Основные формы:
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
Работа в малых группах;
Проектная работа;
Исследовательская деятельность;
Информационно-поисковая деятельность
Выполнение практических работ.
Основные технологии:
Игровая
Здоровьесберегающая
ИКТ
Развивающее обучение
Методы обучения:
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Общие цели исследовательской деятельности:
развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
развитие критического мышления;
воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.
социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Принципы отбора содержания.
1. Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникаль-ности каждого ученика).
2. Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
3. Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
4. Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
Содержание программы занятий будет способствовать:
овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
саморазвитию и самовыражению;
осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
востребованию творческого потенциала учеников;
получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия (объяснения и практические работы),
уроки-тренинги,
групповые исследования,
игры-исследования,
творческие проекты
Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
тренинг исследовательских способностей;
самостоятельная исследовательская практика;
мониторинг исследовательской деятельности
Типы проводимых занятий
Занятие изучения новых знаний;
Занятие закрепление;
Занятие получения практических навыков;
Занятие – игра
Развитие исследовательских способностей.
В ходе реализации данной программы, обучающие должны овладеть специальными знаниями, навыками и умениями исследовательского поиска, а именно:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников будут сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Оценка успешности проектной деятельности:
Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Программа предусматривает достижение3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(2класс)
Второй уровень результатов
(3 класс)
Третий уровень результатов
(4 класс)
предполагает приобретение второклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Практическая значимость.
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
расширяется кругозор в предметных областях;
повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
наилучшим образом развиваются творческие способности;
развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.
Практический выход: проведение классной научно - практической конференции «Первые шаги в науку».
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные универсальные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности успешности проектно-исследовательской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку своей работы;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.д.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.д.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
соблюдать корректность в высказываниях;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по проектной деятельности можно использовать следующие показатели:
умение выделять проблему;
умение ставить цель исследования;
умение формулировать гипотезу;
умение выделять объект и предмет исследования;
умение осуществлять анализ результатов;
умение оценивать промежуточные и конечные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать:
• основы проведения исследовательской работы;
• что такое мини – проект и творческий проект;
• методы исследования: наблюдение, опыт;
• способы поиска необходимой для исследования информации;
• правила сотрудничества в процессе исследования;
• основные логические операции, их отличительные особенности;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
• подбирать материал, необходимый для исследования;
• оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
• сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Ожидаемые результаты освоения программы 3 класса.
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;
• методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
• правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;
• правила осуществления самоконтроля;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• выбирать пути решения задачи исследования ;
• классифицировать предметы, явления и события;
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• метод исследования: анкетирование, моделирование;
• основы работы с компьютером;
• что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
• способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
План работы над проектом.
№
п/п
дата
Этапы работы над проектом
Содержание работы
1
проблема
(организационно-подготовительный).
1.Коллективный выбор варианта проекта
2.Определение темы проекта
2
проектирование
(планирование совместной деятельности по достижению намеченной цели).
Определение основных шагов по достижению намеченной цели:
- к кому придется обратиться за помощью, советом (учитель, родители, библиотекарь)
- Занятие в библиотеке, - какие книги предстоит прочесть
-какие предметы, пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться
3
4
5
поиск информации (исследование).
Сбор и анализ информации, уточнение плана деятельности
Практические шаги к намеченной цели:
Работа с литературой.
6
7
ПРОДУКТ
(оформление проекта).
Составление, оформление мини-проектов
8
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(представление и оценка результатов деятельности).
Презентация мини-проектов
Привлечение родителей
Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них. Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
Структура занятия
Вводная часть:
каждое занятие начинается с игр, способствующих созданию благоприятной психолого-социальной обстановки для работы в группе.
Основная часть:
упражнения на развитие мелкой моторики руки;
изучение, анализ наглядности;
показ и объяснение процесса выполнения задания;
физкультминутка на развитие мелких мышц пальцев рук и координацию движений;
практическая деятельность детей;
Заключительная часть: завершение работы – просмотр и анализ детских работ, подведение итогов и планирование дальнейшей работы, самооценка
Учебно – тематический план
2 класс
№ п/п
Название разделов
Кол-во часов
1
Как составить проект
8
2
Проблема. Решение проблемы
6
3
Гипотеза. Цели и задачи
6
4
Визитка к проекту
3
5
Работа над проектом
8
6
Защита проектов
3
ИТОГО:
34
3класс
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Тема проекта
3
2
Этапы работы над проектом
3
3
Отбор и обработка информации
6
4
Знакомство с программой МРР
6
5
Проектно-исследовательская деятельность
10
6
Презентация
6
ИТОГО:
34
4класс
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Составление паспорта проекта
2
2
Создание постера
3
3
Освоение программы МРР
6
4
Тесты. Тестирование
3
5
Виды проектов
10
6
Работа с памятками
2
7
Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся
6
8
Защита проектов
2
ИТОГО:
34
Содержание программы
2класс
Как составить проект (8ч.)
Что понимается под словом проект. Выбор темы пректа. Как собирать материал. Твои помощники. Проект «Моя родословная».
Проблема. Решение проблемы (6ч.)
Развитие умения видеть проблемы. Развитие умения классифицировать. Наблюдение как способ выявления проблем. Экскурсия-наблюдение за воробьями.
Гипотеза. Цели и задачи (6ч.)
Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Проект «Мой класс и моя школа».
Визитка к проекту (3ч.)
Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Мой первый день в школе.
Тест «Чему я научился». Защита исследовательской работы. Коллективное занятие «Жилой дом». Ярмарка достижений.
3класс
Тема проекта (3ч.)
Круг твоих интересов. Хобби. Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарем. Проблема. Решение проблемы.
Этапы работы над проектом (3ч.)
Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность». Проблема. Решение проблемы. Выработка гипотезы предположения.
Отбор и обработка информации(6ч.)
Отбор значимой информации. Создание продукта проекта. Отбор информации для семиминутного выступления.
Знакомство с программой МРР (6ч.)
Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP. Совмещение текста выступления с показом презентации.
Проектно-исследовательская деятельность (10ч.)
Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. Памятка жюри конкурсов. Играем в учёных. Это интересно.
Презентация (6ч.)
Пробное выступление пере незнакомой аудиторией. Самоанализ-рефлексия после твоего выступления. Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта.
4класс
Составление паспорта проекта (2ч.)
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы. Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта.
Создание постера (3ч.)
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Создание мини-постера.
Освоение программы МРР (6ч.)
Изучение и освоение возможностей программы MPP . Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. Программа MPP. Анимация. Настройка анимации. Фотография на слайдах. Работа с фотографией на слайдах. Требования к компьютерной презентации. Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой MPP. Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.
Тесты. Тестирование.(3ч.)
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам.
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления. Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового оценивания.
Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся(6ч.)
.Формирование умения в работе с диаграммой. Формирование умения в работе с таблицей. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации. Программа Microsoft Offis Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.
Защита проектов.(2ч.)
Проект «Говорите правильно», «Природа родного края», «Числа вокруг нас».
Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам.
Тематическое планирование для 2 класса
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
1
Кто я? Моя семья
1
2
Чем я люблю заниматься. Хобби
1
3
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта
1
4
Как собирать материал? Твои помощники
1
5
Проблема.
1
6
Проблема. Решение проблемы
1
7
Гипотеза. Предположение
1
8
Гипотеза. Играем в предположения
1
9
Цель проекта
1
10
Задача проекта
1
11
Выбор нужной информации
1
12
Выбор нужной информации
1
13
Интересные люди – твои помощники
1
14
Продукт проекта
1
15
Виды продукта. Макет
1
16
Визитка
1
17
Как правильно составить визитку к проекту
1
18
Как правильно составить визитку к проекту
1
19
Мини-сообщение.
1
20
Выступление перед знакомой аудиторией
1
21
Выступление перед знакомой аудиторией
1
22
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно
1
23
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта
1
24
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией
1
25
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией
1
26
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно
1
27
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно
1
28
Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно
1
29
Тест «Чему я научился?»
1
30
Памятка для учащегося-проектанта
1
31
Памятка для учащегося-проектанта
1
32
Твои впечатления от работы над проектами
1
33
Ярмарка достижений
1
34
Советы на лето Мудрого Дельфина
1
Тематическое планирование для 3 класса
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
1
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения
1
2
Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант
1
3
Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями
1
4
Выбор помощников в работе над проектом
1
5
Этапы работы над проектом
1
6
Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»
1
7
Проблема. Решение проблемы
1
8
Выработка гипотезы-предположения
1
9
Цель проекта
1
10
Задачи проекта
1
11
Сбор информации для проекта
1
12
Знакомство с интересными людьми. Интервью
1
13
Обработка информации. Отбор значимой информации
1
14
Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»
1
15
Играем в ученых. Это интересно
1
16
Тест «Чему ты научился?»
1
17
Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)
1
18
Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»
1
19
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация
1
20
Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР
1
21
Программа МРР
1
22
Совмещение текста выступления с показом презентации
1
23
Совмещение текста выступления с показом презентации
1
24
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта
Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности
1
30
Памятка жюри конкурсов
1
31
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
1
32
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией
1
33
Играем в ученых. Это интересно
1
34
Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта
1
Тематическое планирование для 4 класса
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
1
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом
1
2
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы
1
3
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.
1
4
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации
1
5, 6
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта
2
7, 8
Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование
2
9
Памятки. Составление памяток по теме проекта
1
10
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере
1
11, 12
Практическая работа. Создание мини-постера
2
13, 14, 15
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
3
16, 17
Программа МРР. Анимации. Настройка анимации
2
18, 19
Программа МРР. Дизайн
2
20, 21
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
2
22, 23
Требования к компьютерной презентации.
2
24, 25
Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР
2
26, 27, 28
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту
3
29, 30
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка
2
31
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
1
32
Твои впечатления работы над проектом
1
33
Пожелания будущим проектантам
1
34
Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году.
1
Список литературы:
Для учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 (3,4) класса. – М.: Издательство РОСТ, 2014. . /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для учителя:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 2 (3,4)класса. – М.: Издательство РОСТ, 2014. –/Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер
Телевизор
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи