Паспорт программы Номинация, по которой предоставляется программа | Программа по организации социально-значимой деятельности учащихся, посвященная Году Культуры | Полное название программы | ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ "Разноцветное детство" | Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) | - учащиеся МБОУ Новороссийская СОШ, филиала МБОУ Новороссийской СОШ Березовская НОШ; - дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан; - дети различных учетных категорий. | Сроки реализации программы | лето 2014 г., лагерная смена, 21 день | Цель программы | создание благоприятных условий для социально-значимой деятельности, занятости и рационального использования каникулярного времени детей, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, формирование общей культуры, навыков здорового образа жизни. | Задачи | создать условия для организованного отдыха детей, пропагандировать активный и здоровый образ жизни; развивать интересы и творческие способности каждого ребенка через организацию активной социально-значимой деятельности. активно вовлекать детей и подростков в межличностные отношения во временном детском коллективе для развития его социально-коммуникативных качеств и умений, коллективисткой направленности, способности жить в группе и соотносить личные интересы с коллективными. знакомить учащихся с историей, культурой Республики Хакасия, побуждать у учащихся интерес к культуре их предков, воспитывать патриотизм и любовь к своему родному краю | Краткое содержание программы | Программа социально-значимой деятельности будет реализовываться объединениями: «Юный цветовод», «Юный читатель», «Юный журналист», «Юный пешеход». | Ожидаемый результат | Успешная организация занятости несовершеннолетних во время летних каникул, в том числе подростков, состоящих на разных видах учета. Реализация творческих способностей каждого ребенка через организацию активной социально-значимой деятельности. Приобретение подростками опыта социально-значимой деятельности, социально-коммуникативных качеств и умений, коллективисткой направленности, способности жить в группе и соотносить личные интересы с коллективными. | Название организации | МБОУ Новороссийская СОШ | Почтовый адрес учреждения, телефон | 655665 Республика Хакасия, Алтайский район, с Новороссийское, ул. Мира, 1 83904123149 | ФИО руководителя учреждения | Татьяна Павловна Риккинен | ФИО авторов программы | Татьяна Павловна Риккинен, Татьяна Сергеевна Мамедова | 1. Воспитательная программа социально-значимой деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей " Разноцветное детство" 2. Пояснительная записка Бубен шамана, Звуки чатхана, Грустная песня хайджи, Солнце без меры, Даль без предела – Это, Хакасия, ты! / Александр Попов/ Становление ценностных ориентаций подростков - как нового поколения российских граждан осуществляется в единстве процесса социализации и индивидуализации воспитания личности. В процессе социализации человек входит в систему социальных отношений путем воспроизводства опыта и культуры предшествующих поколений в результате развития и саморазвития личности. При этом траектория развития личности зависит еще и от того, насколько верно организован процесс воспитания, как широко он позволяет раскрыть индивидуальные способности подростка, дать возможность реализовать себя в деятельности,осуществляя общественные преобразования. Организуя в единстве социализацию и индивидуализацию воспитания путем вовлечения детей в социально - значимую деятельность, мы создаем условия самореализации, формирования активной гражданской позиции личности. Программа социально-значимой деятельности является логическим продолжением работы школьной программы воспитания и социализации «Будь человеком, человек!». Программа включает мероприятия, посвященные Году Культуры. Нет народа, который не хранил бы памяти о своем прошлом. Мы, проживая на территории древнего народа, тоже должны знать его историю, его культуру. Мы должны чтить и уважать ту землю, которая стала для нас Родиной. В соответствие с Указом Президента РФ от 22.04.2013 N 375 наступивший 2014 год объявлен в России Годом культуры. В Республике Хакасия отметится 2014 год целой «гирляндой» дат и юбилеев. Вот лишь некоторые имена известных деятелей культуры и искусства, чьи юбилеи будут отмечаться в этом году: Леонид Кызласов, Михаил Кильчичаков, Ирина Карачакова-Картина; деятели культуры и искусства Валентина Шулбаева, Владимир Терешков, Светлана Чаптыкова и многие другие. Свои юбилеи в этом году будут отмечать и учреждения культуры, имеющие давнюю историю и традиции. 65 лет исполнится в этом году Союзу писателей Хакасии, 25-летие отметит Хакасская республиканская филармония им. В.Г. Чаптыкова, 35 лет отпразднует Хакасский национальный театр кукол «Сказка» и 75 лет исполнится Русскому республиканскому драматическому театру имени М.Ю. Лермонтова. В течение оздоровительного периода будет организована поездка по литературным местам г. Абакана (Союз писателей Хакасии, Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Республиканский дом культуры им. С. Кадышева, Хакасский национальный театр имени А. Топанова, Национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова). В школьной библиотеке будет оформлен литературно-краеведческий уголок, где ребята разместят материалы о творчестве поэтов-земляков :фотографии, книги, газеты и журналы. Хакасская культура хранит в себе великое культурное наследие. За более чем 2000 лет наши предки и сами хакасы создали богатый фольклор с его жанровым разнообразием. Это героические сказания, эпос, сказки, песни, мифы, легенды. В настоящее время нить времени не оборвалась. Поэты, композиторы Хакасии продолжают лучшие свои традиции своего народа, сочиняют красивые песни, стихи, в которых прославляют Родину, её народ и природу. Мероприятия, проводимые в лагере, будут посвящены Году Культуры в Республике Хакасия. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий: - между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей; - педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством. Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Новороссийская средняя общеобразовательная школа. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития. Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление. Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря. Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате социально- значимой деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами. Принципы организации педагогического процесса в рамках программы: -принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников; -принцип коллективной деятельности; -принцип самореализации ребенка; -принцип патриотизма. Условия участия в программе: добровольность. 3. Срок реализации программы: июнь 2014г., количество дней-21, количество участников-50 4. Организаторы программы: администрация МБОУ Новороссийская СОШ, педагогический коллектив. 5. Участники программы:- учащиеся 1-9классов МБОУ Новороссийская СОШ; - дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой ; - дети различных учетных категорий. 6. Цель: создание благоприятных условий для социально-значимой деятельности, занятости и рационального использования каникулярного времени учащихся, развитие творческого потенциала, развитие таких качеств личности, как заинтересованность и любознательность при знакомстве с особенностями культуры России , Хакасии. 7. Задачи: -создать условия для организованного отдыха детей, пропагандировать активный и здоровый образ жизни; -развивать интересы и творческие способности каждого ребенка через организацию активной социально-значимой деятельности; -активно вовлекать детей и подростков в межличностные отношения во временном детском коллективе для развития его социально-коммуникативных качеств и умений, коллективисткой направленности, способности жить в группе и соотносить личные интересы с коллективными; -знакомить учащихся с историей Республики Хакасия, побуждать у учащихся интерес к культуре родного края, вызывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине. 8. Этапы реализации программы: Подготовительный этап разработка педагогической основы программы; подбор методического материала на основе учета форм занятости несовершеннолетних в летний период; проведение родительских собраний; оформление информационных стендов для обучающихся, родителей; утверждение программы руководителем школы, рассмотрение на Педагогическом совете; размещение информации об организации летнего отдыха обучающихся на школьном сайте. Организационный этап Основной этап Заключительный этап - награждение наиболее активных ребят; проведение общелагерного мероприятия - оформление фотоальбома «Лето -2014»; - определение результативности работы объединений; - составление итоговой документации; - подведение итогов социально-значимой деятельности на Педагогическом совете школы; - определение перспективных задач. 9. Содержание деятельности Программа социально-значимой деятельности будет реализовываться объединениями: «Юный цветовод», «Юный читатель», «Юный журналист», «Юный пешеход». Объединение «Юный цветовод» Пояснительная записка Одним из путей воспитания у школьников любви к природе, к своей школе; бережливого, хозяйственного отношения к ее богатствам является приобщение учащихся к изучению родной природы и активной природоохранительной деятельности во внеурочное время. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности. По принцип у «равный-равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию. Обучая других, будут обучаться и сами. Программа призвана дополнить и углубить знания учащихся, полученные на уроках природоведения и биологии, а также применять их на практике. Цель: создание условий для осуществления социально-значимой деятельности, направленной на улучшение пришкольной территории, знакомство с экологической культурой Хакасии Задачи: закрепить теоретические знания по биологии и природоведению и уметь применять их на практике; формировать у детей желания внести свой вклад в улучшение пришкольной территории; формировать позитивные установки учащихся на социально-значимую деятельность. План реализации программы объединения. Сроки | Планируемая деятельность | теоретическая | практическая | досуговая | 1 день | Ландшафтный дизайн. Заочное экологическое путешествие по Хакасии. | Разработка дизайна клумб | Объявление конкурса на лучший дизайн клумб. Конкурс рисунков " Цветочные часы" | 2 день | Беседа:"Виды декоративных растений, произрастающих в климатических условиях Хакасии." Заочное путешествие " Растения и животные в символике Хакасии" | Подготовка клумб к высадке цветов | Викторина "Символика Хакасии" | 3 день | Посетить сайты, посвященные тем или иным вопросам экологии и попытаться найти ответ на следующий вопрос: “Живая планета” – о чем, каковы ее цели? | Посещение сайтов | Подготовка к творческой защите "Живая планета" | 4 день | Основы полива. Средства для полива | Высадка цветов | Подготовка к творческой защите дизайна клумбы | 5 день | Мероприятие- конкурс на тему:"Цветы ЖАРКИ- краса Земли" | Высадка и поливка цветов | . Конкурс рисунков на асфальте "Цветы Хакасии". Творческий отчёт о проделанной работе | Объединение «Юный цветовод» создается из обучающихся 1-9 классов. Программа рассчитана на 5 дней по 2 часа. Ожидаемые результаты: Объединение «Юный читатель» Пояснительная записка На протяжении учебного года проводилось много мероприятий, конкурсов, библиотечных уроков. Продолжить работу в этом направлении мы решили и в период летних каникул, создав объединение «Юный читатель». Талантливые читатели должны беречь книги, заботиться о них, продлевать им жизнь. Цель: создание условий для осуществления социально-значимой деятельности, профориентационной направленности на повышение культуры работы с книгой. Задачи: формировать навыки работы с формулярами; воспитывать коммуникативные качества учащихся; прививать бережное отношение к книге; формировать умения и навыки ремонта книг; формировать позитивные установки учащихся на социально-значимую деятельность. План реализации программы объединения Сроки | Планируемая деятельность | теоретическая | практическая | досуговая | 1 день | Правила обращения с книгой. Знакомство детей с хакасскими сказками. | Работа с формулярами, чтение сказок | Викторина «В гостях у хакасской сказки» | 2 день | Расстановка и хранение библиотечного фонда. Работа с сайтом Хакасского национального краеведческого музея. | Работа с формулярами Работа с сайтом. | Литературная викторина «Знаешь – отвечай, не знаешь – прочитай». Знакомство с личностью и трудами хакасского ученого Леонида Романовича Кызласова | 3 день | Акция " Бумажный лист спасет зеленый" | Сбор макулатуры | Акция по сбору макулатуры «Бумажный бум» | 4 день | Круглый стол на тему:"Хакасия- мой край родной, навеки я тобой пленен" | | Викторина «Мир книг хакасских писателей», конкурс чтецов " Я люблю тебя, мой край родной!" | 5 день | Поездка по литературным местам г. Абакана (Союз писателей Хакасии, Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Республиканский дом культуры им. С. Кадышева, Хакасский национальный театр имени А. Топанова, Национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова), Посещение театра " Сказка". | Поездка | Творческий отчёт о проделанной работе, просмотр спектакля. | Объединение «Юный читатель» создается из обучающихся 1-9 классов. Программа рассчитана на 5 дней по 2 часа. Ожидаемые результаты: готовность учащихся к социально-значимой деятельности; систематизация формуляров; выставка «отремонтированных» книг; поездка по литературным местам Хакасии; посещение театра"Сказка" воспитание патриотизма, гордости за национальную культуру. Объединение «Юный журналист» Пояснительная записка Работа в объединении «Юный журналист» помогает ребятам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействует тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Данная работа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку, формированию навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей. Благодаря занятиям в объединении ребята учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся. Цель: создание условий для знакомства учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества. Задачи: развивать творческие способности; формировать умения работать в различных жанрах публицистического стиля; овладевать основными навыками журналистского мастерства, готовить к публикации статьи План реализации программы объединения. Сроки | Планируемая деятельность | теоретическая | практическая | досуговая | 1 день | Журналистика как профессия. Функции журналистики. Требование к журналисту. Заочное путешествие по Хакасии "Земля судьбы, земля рождения".Сообщение на тему:" А. Топанов- художественный руководитель первого хакасского театра" | Написание заметки «Один день из жизни лагеря в школьную газету « Истоки» | Просмотр фильма о Хакасии, просмотр спектакля с приглашением актеров театра в школу | 2 день | Знакомство с оформительским делом. | Выбор шрифта для определенного по содержанию текста. Подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты. Дизайн газеты | Концертно- игровая программа"Здравствуй, это я!" Сбор материала для газеты «Лето – 2014» | 3 день | Знакомство с жанрами журналистики | Распознание в газетах и журналах примеров публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание заметок | Чтение статей из республиканской газеты "Хакасия". Знакомство с культурной жизнью РХ. Как освящается Год Культуры в газете. | 4 день | Мероприятие-игра"Интересный гость". | Законы журналистики. Как брать интервью у собеседника. | Работа над заметками в газету. Выступление волонтеров о писателях, поэтах , художниках, интересных событиях в РХ ( по материалам газеты " Хакасия") | 5 день | Этапы выпуска газеты. | Выпуск номера газеты на тему : «Лето-2014» | Творческий отчёт о проделанной работе. Выпуск школьной газеты. Отправка заметок о жизни лагеря в районную газету. | Объединение «Юный журналист» создается из учащихся 1-9 классов. Программа рассчитана на 5 дней по 2 часа. Ожидаемый результат: учащиеся получат возможность реализации своих идей, приобретут навыки коллективного творческого труда; самостоятельная подготовка к публикации материалов в школьной газете " Истоки", в районной газете " Сельская правда" на тему : «Лето-2014»; умение работать в команде; просмотр фильма и спектакля; воспитание патриотизма, связи между поколениями. Объединение «Юный пешеход» Пояснительная записка Современное общество трудно представить без автомобильного транспорта. Транспортные перевозки поддерживают высокий уровень экономической, социальной и культурной жизни страны. Заполнив дорогу машинами, человек, тем самым, ограничил свою свободу действий на улицах, проезжая часть стала опасным участком движения. Автомобиль стал не только необходимым средством передвижения, но и одновременно источником угрозы нашей жизни. Знания и соблюдение правил дорожного движения является одной из важнейших составляющих частей поведения человека и, соответственно, составляющей общего культурного уровня развития личности. Воспитанный, культурный человек не станет подвергать опасности свою жизнь, жизнь других участников движения. Задача обучения основам правил дорожного движения, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах будет оставаться актуальной. Объединение юных инспекторов движения и в период летних каникул будет активно вести активную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Цель: создание условий для осуществления социально-значимой деятельности, направленной на формирование положительного социального опыта, социальных ролей и установок участников процесса движения, выработку ценностных ориентаций, способствующих формированию готовности к освоению норм культуры дорожного движения и безопасного поведения на улице. Задачи: формировать позитивные установки детей на социально-значимую деятельность; формировать навыки коммуникативного общения и совместной коллективной деятельности; совершенствовать знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на улице. План реализации программы объединения Сроки | Планируемая деятельность | теоретическая | практическая | досуговая | 1 день | Культура поведения на дороге | Выход на улицы села. Анализ поведения пешеходов. | Конкурс четверостиший по ПДД | 2 день | Виды перекрестков | Выход на улицы. Изучение разметки проезжей части. | Викторина «Знаешь ли ты дорожные знаки?» | 3 день | Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов | Изготовление макета светофора. | Конкурс сказок о Светофоре Светофорыче | 4 день | Правила движения на велосипеде | Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!». | Конкурсная программа «Мой друг велосипед». Соревнования юных велосипедистов. | 5 день | Что такое ДТП? | Изготовление буклетов «Помни, пешеход!». Акция на улицах села с вручением детям - пешеходам буклетов «Помни, пешеход!», «Юный велосипедист, запомни!». | Творческий отчёт о проделанной работе. | Объединение «Юный пешеход» создается из учащихся 1-9 классов. Программа рассчитана на 5 дней по 2 часа. Ожидаемый результат: закрепление навыков безопасного поведения на дороге; расширение волонтёрского движения, пропагандирующего правила дорожного движения 10. Система контроля за реализацией программы" Разноцветное детство" ВШК (план – проверка – справка – совещание при директоре) на разных этапах (подготовка, проведение, планерка по итогам). МО классных руководителей. Родительские собрания. Мониторинг. Публикация в школьной и районной газете о деятельности добровольческого движения. 11. Кадровое обеспечение В реализации программы участвуют: учителя; педагоги дополнительного образования; библиотекарь; социальный педагог; заместители директора по ВР, ИКТ; старшая вожатая Для повышения эффективности работы будет осуществляться взаимодействие с различными организациями и заинтересованными лицами: Новороссийский сельский Дом культуры- предоставление помещения и аппаратуры для проведения мероприятий, оказание помощи при проведении показа фильмов; редакция районной газеты " Сельская правда"-заметки, , Новороссийская сельская библиотека-подбор литературы, оказание помощи при проведении мероприятий; Алтайский отдел ГИБДД- инструктаж по ПДД при езде на велосипедах. 12. Ожидаемые результаты: -успешная организация занятости несовершеннолетних во время летних каникул, в том числе подростков, состоящих на разных видах учета; создание условий для реального проявления социально- значимых качеств; -реализация творческих способностей каждого ребенка через организацию активной социально-значимой деятельности, воспитание патриотизма, любви к своему родному краю, к культуре Республики Хакасия; -приобретение подростками опыта социально-значимой деятельности, социально-коммуникативных качеств и умений, коллективисткой направленности, способности жить в группе и соотносить личные интересы с коллективными; -оформление стенда " Солнечная поляна социально- значимых дел в лагере"; -проведение итогового мероприятия с приглашением местной администрации, работников сельского Дома культуры, сельской библиотеки, родителей; -награждение на закрытии лагерной смены грамотами, дипломами, подарками самых активных детей, воспитателей, волонтёров, педагогов дополнительного образования; -оформление газеты, фотоальбома" Лето-2014"; - итоговая рефлексия " Что я получил от участия в мероприятиях лагеря?" 13. Критерии и показатели эффективности реализации программы Критерии | Показатели | Методы | Организация занятости несовершеннолетних во время летних каникул, организация и сопровождение добровольческого движения | Уровень удовлетворенности детей и подростков организацией социально-значимой деятельности. 2.Количество обучающихся, заинтересованных в работе объединений социально-значимой деятельности. | Анкетирование. Наблюдение. | 2. Приобретение практических умений и навыков эффективной коммуникации, самоконтроля | Умение слушать и слышать собеседника (толерантность). Бесконфликтное общение. Рефлексия. Самооценка. Коммуникабельность. Формирование ценностных ориентаций. Эмоциональная устойчивость. Наличие мотивации на социально-значимую деятельность. Отсутствие конфликтов. | Анкетирование. Наблюдение. Социально – психологическое консультирование. | 3. Реализация творческих способностей ребенка | Количество и качество проводимых познавательных, развлекательных, социально значимых мероприятий. Личная заинтересованность (% участия) детей и подростков в организации и проведении мероприятий, акций. Количественный показатель участия детей в конкурсах, акциях. Реализация социально-значимых проектов. Анкетирование. Наблюдение. Итоговая выставка творческих работ. Участие в конкурсах, акциях. Рейтинг популярности творческих мероприятий. | Анкетирование. Наблюдение. Итоговая выставка творческих работ. Участие в конкурсах, акциях. Рейтинг популярности творческих мероприятий. | 4. Система работы по профилактике правонарушений | Снижение асоциального поведения обучающихся. Отсутствие конфликтных ситуаций. Формирование культуры ЗОЖ. | Метод наблюдения (наличие или отсутствие фактов). Анализ уровня и качества проведения мероприятий, направленных на формирование ценности ЗОЖ | 14. Факторы риска: Фактор риска | Меры профилактики | Низкая активность детей в реализации программы | Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другим видом социально-значимой деятельности | Недостаточная психологическая компетентность педагогов | Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Индивидуальная работа с педагогами по коррекции содержания работы. | Временная нетрудоспособность руководителя объединения | Привлечение других учителей школы к руководству объединением. | |