На протяжении целого ряда лет в России реализуется программа "Здоровье детей". Ее результативность, безусловно, зависит от полноты решения комплекса поставленных задач. Это достигается, прежде всего, четким взаимодействием между различными ведомствами.
Важной составляющей здоровьесберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Дети нашей школы подвержены особому риску, так как школа находится на расстоянии 30м от трассы федерального значения.
Программой предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам:
- оказания первой медицинской помощи,
- владения навыками коммуникативной компетенции.
- детей психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях.
Одним из ведущих направлений работы с детьми является совершенствование навыков безопасного поведения на дорогах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- План теоретических и практических занятий по программе «Дорожный патруль»
- Условия реализации программы
- Финансирование программы
- Прогнозируемые результаты работы ЮИД
Заключение
Приложение
Приложение №1 Приказы о создании отрядов ЮИД за период с 2006 по 2013 год
Приложение №2 Фото первых членов отряда ЮИД
Приложение №3 Характеристика руководителя отряда ЮИД «Дорожный патруль» Медведевой НВ
Приложение №4 Материально-техническая база - фотоматериал
Пояснительная записка. Обоснование необходимости реализации программы
На протяжении целого ряда лет в России реализуется программа "Здоровье детей". Ее результативность, безусловно, зависит от полноты решения комплекса поставленных задач. Это достигается, прежде всего, четким взаимодействием между различными ведомствами.
Важной составляющей здоровьесберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Дети нашей школы подвержены особому риску, так как школа находится на расстоянии 30м от трассы федерального значения.
Программой предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам:
- оказания первой медицинской помощи,
- владения навыками коммуникативной компетенции.
- детей психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях.
Одним из ведущих направлений работы с детьми является совершенствование навыков безопасного поведения на дорогах.
2.Описание опыта работы
Отряд юных инспекторов дорожного движения создан в Вочуровской школе еще в 2006 году. (Приложение №1 Приказы о создании отрядов ЮИД за период с 2006 по 2013 год)
Основателями и руководителями отряда ЮИД в разное время были наши замечательные учителя: Смирнова ЮА, Бычина ТК, Медведева НВ. В состав отряда входили учащиеся разных возрастов. Сначала – это были ребята 4-6 классов, затем стали вовлекать и взрослых участников- 7-11 класс. Однако, за последние три года состав ЮИД сильно помолодел и акцент сделан именно на учащихся начальной школы и основного звена: со 2 по 6 класс.
Юные инспектора занимались организацией массовых мероприятий по ПДД. Являлись активными помощниками в проведении игр для учащихся начальных классов. В архивных документах нашей школы сохранились фото первых членов отряда ЮИД. (Приложение №2 Фото первых членов отряда ЮИД)
Руководителем современного отряда ЮИД является учитель русского зыка и литературы, уполномоченный по правам ребенка Медведева НВ., а сам отряд состоит из учеников 3-6 класса.
Как и прежде, в основу работы отряда заложен командный дух, творческий подход к делу, традиции активного и веселого времяпровождения.
Сегодня нормативно-правовая база деятельности отряда ЮИД достаточно проработана.
Члены отряда ЮИД проводят разъяснительную работу среди детей, участвуют в конкурсах и акциях совместно с представителями правоохранительных органов, посвящают время активному отдыху, берут шефство над младшими – детским садом «Колосок».
Большую помощь в работе ЮИД оказывают инспектора дорожного движения.
Анализ внешних и внутренних факторов потенциала развития отряда (SWOT-АНАЛИЗ)
Внешние факторы
Возможности
Угрозы
Наличие государственного заказа в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Поддержка со стороны отдела образования администрации Мантуровского муниципального района.
Наличие нормативного обеспечения отряда ЮИД
Наличие муниципальной системы профилактики ДТП
Низкий уровень культуры поведения детей на дороге
Увеличение числа ДТП с участием детей
Отсутствие целевого финансирования деятельности отряда
Внутренние факторы
Преимущества
Недостатки
Наличие высококвалифицированных специалистов и сотрудничества
Хороший профессиональный уровень руководителя отряда, учителя физ.культуры.
Наличие опыта инновационной деятельности в данной области
Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Несоответствие ресурсов (финансовых, материально-технических) конкретному социальному заказу
4. Характеристика основных проблем, на решение которых направлена программа
Проанализировав опыт работы школы в данном направлении, выделены следующие проблемы, на решение которых направлена реализации программы работы ЮИД «Дорожный патруль»:
сохранение и укрепление физического здоровья детей;
организация профилактической работы с учащимися, в том числе включение в деятельность (вовлечение) ЮИД вновь прибывших детей, подрастающего поколения;
улучшение материально-технической базы отряда;
владение навыками коммуникативной компетенции;
умение правильно реагировать на различные ситуации, возникающие между участниками дорожного движения.
Ресурсы МКОУ Вочуровская СОШ, поддерживающие реализацию программы
Кадровые:
- наличие руководителя из числа педагогических работников
Медведева НВ, учитель 1 кв.категории, уполномоченный по защите прав ребенка при МКОУ Вочуровская СОШ (Приложение №3 Характеристика руководителя отряда ЮИД «Дорожный патруль»)
- учитель физ.культуры из числа педагогических работников школы, участвующего в организации занятий с велосипедистами, высшей квалификационной категории, Шуваев АА.
- фельдшер Знаменского ФП Карташова ОА, ответственная за проведение занятий по мед.знаниям
- закрепленный за МКОУ Вочуровская СОШ инспектор ГИБДД (организации патрулирования, занятий с членами отряда)
Материально-технические
- наличие спортивного зала
- наличие площадки безопасности ЮИД
- наличие кабинета ОБЖ
- наличие спортивной площадки
- наличие компьютерного класса (изучение правил ДД онлайн, поиск информации, выпуск газеты, листовок)
- наличие мультимедиа (выступления агитбригады, круглые столы и т.д )
- оборудования для проведения занятий на площадке безопасности.
Приложение №4 Материально-техническая база
Концептуальные положения, определяющие реализацию программы
Содержание программы
Программа работы отряда ЮИД "Дорожный патруль" предусматривает:
• обучение ПДД, поведению на улице;
• овладение обучаемыми знаниями, умениями и навыками по оказанию
доврачебной медицинской помощи;
• общую физическую подготовку (далее - ОФП) учащихся;
• обучение навыкам фигурного вождения велосипеда;
• практическую проверку полученных знаний, умений и навыков.
На занятиях, общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся:
• овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге;
• участвуют в повседневной жизни коллектива;
• получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.
Реализация программы рассчитана на 5 лет и предназначена для детей 2-6 классов.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.
Цели и задачи работы с учащимися
Целями программы являются:
пропаганда Правил дорожного движения
создание условий для саморазвития, самопознания, самореализации личности;
формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья;
обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного пространства.
Достижение поставленных целей невозможно без решения конкретных задач:
Добиться того, чтобы занятия по ПДД стали потребностью учащихся.
Сформировать осознанное отношение к занятиям по ПДД.
Повысить интерес школьников к регулярному занятию велоспортом.
Структура проведения занятий
Каждое теоретическое занятие начинается с повторения ранее изученного материала: ПДД, дорожных знаков и т. д. Затем дается новый материал по ПДД, медицине и т.д. Он закрепляется с использованием мультимедийных презентаций, примеров из художественной литературы.
Заключительная часть занятия проводится в форме лекции, викторины, конкурса ( в т. ч. рисунков). Также составление загадок, написание стихов, сценариев на тему дорожного движения, изготовление дорожных знаков, таблиц, карточек.
К практическим занятиям относятся:
• фигурное вождение велотранспортных средств - преодоление различных препятствий (ворота, ручеек, желоб, фишки, качели, восьмерка и т. д.). За каждую ошибку начисляются штрафные очки;
• занятия по ОФП (в спортивном зале, на спортивной площадке).
Программой предусмотрено участие в агитационной работе, пропаганде Правил дорожного движения.
Каждый год тематика мероприятий остается прежней, но материал усложняется – метод постепенного погружения.
План теоретических и практических занятий по программе «Дорожный патруль»
Таблица 1 План занятий по программе «Дорожный патруль»
Содержание материала
Время, отводимое на занятия
теоретические
практические
1.Правила дорожного движения
30
15
2.Основы доврачебной медицинской помощи
10
5
3. Фигурное вождение велотранспортных средств
2
10
4.Общая физическая подготовка
2
10
Итого;
84
Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных методов. К ним относятся:
1.Словесные методы (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения, объяснение, разбор, словесные оценки).
2.Метод демонстрации (наглядные пособия - журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, мультимедийные презентации, интерактивная доска, а также личный пример).
3.Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).
4.Тестирование.
5. Сдача «экзаменов» в виртуальном режиме.
Обучение на занятиях должно базироваться на взаимосвязанных дидактических принципах сознательности, активности, систематичности, постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации.
Условия реализации программы
управление реализацией
Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет заместитель директора по УВР МКОУ Вочуровская СОШ Гвоздева ТЮ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ.
Результаты контроля представляются ежегодно директору школы, общественности через публичные доклады ОУ.
Финансирование программы
Источником финансирования деятельности программы являются не только бюджетные, но и дополнительно привлеченные ресурсы (спонсорская благотворительная помощь, добровольные пожертвования родителей).
Индикаторы:
-отсутствие ДТП с участием детей среди учащихся школы; -увеличение желающих стать членом отряда ЮИД ежегодно; -повышение степени удовлетворенности работой отряда родителей и общественности до 75%;
- ежегодное повышение участия и побед в конкурсах различного уровня по данному направлению;
Прогнозируемые результаты работы ЮИД
Результатами воспитательно-образовательной деятельности программы "Дорожный патруль" являются: развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания доврачебной медицинской помощи, разносторонняя физическая и психологическая подготовка учащихся, а также успешное выступление команды отряда на районном конкурсе «Безопасное колесо».
Таблица 2 Планируемые результаты реализации
программы «Дорожный патруль»
Стабильно получаемые результаты
Используемые способы диагностики
1. Общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся овладевают специальной терминологией, познают текущую жизнь коллектива
1. Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД
2. Приобретение знаний по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам
2. Анкетирование по теоретическим знаниям и правилам техники безопасности и личной гигиены
3. Усвоение правил: дорожного движения и оказания доврачебной медицинской помощи
3. Проведение конкурсов, викторин по ПДД, медицине
4. Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства
4. Оценка посещаемости занятий в спортивном зале и спортивной площадке; участие в муниципальных соревнованиях "Безопасное колесо"
Заключение
Дальнейшие перспективы развития:
разработка программы межшкольного сетевого взаимодействия по работе отрядов ЮИД, приведение работы в единую систему
Возможные пути сохранения и расширения опыта программы:
участие в конкурсной среде регионального и всероссийского уровней;
размещение материалов на сайте учреждения;
публикации в научно-педагогических изданиях (печатных и электронных)
представление опыта работы среди педагогического и ученического сообщества на конференциях, семинарах, вебинарах.