Программа проектной мастерской по физике "В мире физики"
Программа проектной мастерской по физике "В мире физики"
Цель: Создать условия для развития способностей учащихся к исследованию, для формирования умений проводить наблюдения; выполнять экспериментальные задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа проектной мастерской по физике "В мире физики"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
школа – интернат «Лицей-интернат № 7»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
проектной деятельности учащихся 7-ых классов
Мастерская «В мире физики»
Количество часов в неделю – 2ч.
Руководитель: Торопчина И.В.
2014-15 уч.г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа проектной мастерской по физике для 7 А,7 Б,7 В,7 Г классов построена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (по проектной деятельности);
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011г. № 03-296
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.
Проектная деятельность как ничто другое способствует развитию творческой и мыслительной деятельности учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.
Работая над выполнением учебного проекта, дети учатся проводить исследования; оформляя работу на компьютере, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации; учатся эффективно работать в команде.
Такой подход к организации самостоятельной деятельности школьников способствует развитию внимания и мыслительной деятельности учащихся, а также формированию умений рационально планировать свою работу, обеспечивает в ходе занятия ситуации эмоциональных переживаний, укрепляет уверенность в своих силах и способностях.
Данный курс является актуальным и необходимым, так как позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с методикой ведения проектной деятельности, овладевают практическими умениями исследовательской работы и создают собственные проекты.
Программа проектной мастерской «В мире физики» рассчитана на один год обучения (9 занятий по 2 часа в течение каждой учебной четверти ).
Состав группы меняется каждую четверть.
Программа повторяется для каждой группы, изменяются темы проектов.
Цель:
Создать условия для развития способностей учащихся к исследованию, для формирования умений проводить наблюдения; выполнять экспериментальные задания.
Задачи:
развивать у учащихся познавательные умения и навыки; творческие и коммуникативные способности;
прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта;
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
интегрировать знания из различных областей наук.
Формы организации занятий.
Программа предусматривает проведение работы детей в группах, парах, индивидуальную работу.
Личностные и метапредметные результаты проектной деятельности
Личностные:
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
развитие критического и творческого мышления
Метапредметные:
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
умение координировать свои усилия с усилиями других;
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Планируемые результаты
В процессе выполнения проекта обучающиеся научатся:
планировать и выполнять исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, эксперимент, моделирование;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
В процессе реализации проекта учащиесяполучат возможность научиться:
самостоятельно организовывать деятельность по реализации проектов;
выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы);
работать с различными источниками информации: пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах;
уметь создавать и защищать электронные презентации;
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
В оценке результата проектной работы обучающихся учитывается:
участие в исследовании: активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;
выполнение исследования: объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели;
Тематическое планирование (18ч.)
1 четверть 2014-2015 уч.г.
№
Деятельность учащихся на занятии
Количество часов
1
Знакомство с проектной деятельностью.
Виды проектов.
Техника безопасности на занятиях.
Выбор темы проекта. Требования к проекту
2
2
Утверждение тем индивидуальных исследований учащихся.
Подбор необходимой информации в различных источниках.
2
3
Проведение исследовательской работы
2
4
Проведение исследовательской работы
2
5
Проведение исследовательской работы
2
6
Проведение исследовательской работы
Ознакомление с общими требованиями к содержанию проекта, процедурой его защиты и критериями оценки. Составление развернутого плана проекта.
2
7
Представление результатов исследования в виде докладов. Подготовка текста и дополнительных материалов проекта. Оформление результатов своей работы в виде электронной презентации.
2
8
Заслушивание и обсуждение докладов учащихся. Защита презентаций.
Оценивание.
2
9
Ярмарка проектов.
2
Инструктивно – методические документы Литература:
Внеурочная деятельность школьников. Авторы Д.В.Григорьев, П.В.Степанов
М.: «Просвещение», 2010 г.
Моделируем внеурочную деятельность школьников. Авторы Ю.Ю.Баранова, А.В.Кисляков, М.И.Солодкова и др. М.: «Просвещение», 2013 г.
Проектная деятельность школьников. Автор К.Н.Поливанова.
М.: «Просвещение», 2008 г.
Примерные темы проектов
Исследование свойств бумаги
Кристаллы в окружающем мире. Выращивание кристаллов.
Физика в игрушках
Опыты с атмосферным давлением
Солнечная система
Бумеранг
Загадочные природные явления
Влажность воздуха и влияние ее на жизнедеятельность человека
Влияние внешних звуковых раздражителей на структуру воды
Влияние звуков и шумов на организм человека
Измерение плотности твердых тел разными способами
Исследование коэффициента трения обуви о различную поверхность
Исследование механических свойств полиэтиленовых пакетов
Какой термос лучше?
Мифы звездного неба
Определение центра тяжести тел
Энергетические затраты подростков и их восполнение