Программа профильного отряды "Всезнайки нашего двора"
Программа профильного отряды "Всезнайки нашего двора"
Программа профильного отряда "Всезнайки нашего двора" разработана для учащихся 5-9 классов. Программа реализуется в период любых каникул. Программа направлена на развитие креативного мышления учащихся. В работе профильного отряда используются разные формы работы: видеоролики, презентация, креатив-бой, работа в группах. Результаты работы отряда: кроссорды, ребусы и загадки, самостоятельно составленные учениками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа профильного отряды "Всезнайки нашего двора" »
Район имени Лазо
МБОУ СОШ №3 р.п. Хор
«Всезнайки нашего двора»
образовательная программа летнего профильного объединения
Автор-составитель: Наумкина Наталья Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 р.п. Хор
2015 год
Пояснительная записка
Программа профильного объединения «Всезнайки нашего двора» представляет собой вариант образовательной программы летнего профильного объединения познавательной направленности для учащихся 5-8 классов, желающих совершенствовать навыки различных мыслительных операций.
Набор в объединение осуществляется на добровольной основе. Работа данного объединения реализуется в рамках школьной программы «Одарённые дети». Сегодня школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа — на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Именно в это заключается актуальность программы. Чем актуальнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Это соответствует современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. В нашем обществе творчество, креативность, одаренность дарят человеку поистине широкие возможности, поэтому важно как можно раньше начать их развивать и формировать в детях.
Каждый день начинается с изучения интересных фактов из жизни людей, природы, общества (Книга занимательных фактов/Пер. с англ. С. Криволаповой.-М.: АСТ, 2010 )
Все дни работы профильного объединения ребята выполняют кинезиологические упражнения, пальчиковую гимнастику, играют в интеллектуальные настольные игры.
Инновационная идея и принципиальная новизна предлагаемого продукта отражается:
в содержании программы
в принципе проектности, который предполагает ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» обучающегося в самостоятельное проектное действие
в применении современных форм работы с целью эффективной организации работы над проектами для развития креативного мышления и достижении общего результата совместной деятельности.
Цель объединения:
Развитие у обучающихся креативного мышления через решение кроссвордов, ребусов, творческих и открытых задач, проектную и исследовательскую деятельности.
Задачи объединения:
Формировать представления о креативности, изобретениях, открытых задачах.
Развивать память, внимание, оригинальность и беглость мышления, гибкость ума, любознательность.
Проекты: «Школьная радиостудия», «Удивительные факты» и другие
Презентации творческих, открытых задач
Разработка веб-квеста
Учебно-тематический план (18 дней)
№
Тема дня
Формы организации деятельности
1
Вводное занятие.
Учись мыслить смело!
Придумывание символ объединения, девиз
Мини-лекция. Беседа. Упражнения. Анкетирование.
Просмотр познавательных видеофильмов.
2
Как рождаются изобретения?
Практикум. Развивающие игры.
Просмотр познавательных видеофильмов.
3
Человек и его интеллект
Беседа, обсуждение презентации, просмотр видеофильма.
4
Игра-диалог с компьютером «Да-Нет»
Тренинг
Работа в парах
Дидактическая игра
5
Задай сильный вопрос
Эвристическая беседа
Работа в группах
Ролевая игра
6
Учимся рассуждать
Игра на внимание, упражнения, решение задач, работа в группах
7
Тренинг креативности
Беседа, игра, обсуждение презентаций,
практикум, решение задач, головоломок, кроссвордов
8
Открытые задачи.
Беседа, упражнения
Просмотр познавательных видеофильмов.
9
Игра «Что? Где? Когда?»
Беседа. Интеллектуальная разминка.
Решение задач командами.
10
Учимся решать открытые задачи
Работа по группам
Дидактическая игра
Практикум изобретателя
Решение задач
11
Решение учебных веб-квестов
Беседа
Индивидуальная работа
Решение учебных задач
12
Креатив-бой
Учебный мозговой штурм
13-16
Подготовка проектов, презентаций, фотоколлажей
Индивидуальная работа, консультации, работа в группах, парами
17-18
Презентация проектов
Защита проектов, обсуждение.
Анкетирование
Содержание программы
Вводное занятие. Придумывание эмблемы, слогана объединения.Знакомство с программой объединения «Всезнайки нашего двора». Упражнения на сплочение коллектива, знакомство. Творчество, креативность, оригинальность. Необычное в обычном. Обзор книг для учащихся. Анкетирование.
Как рождаются изобретения? Из жизни великих людей. Человек-изобретатель. Секреты и методы творчества. Научные открытия. 100 великих изобретений человечества. Упражнения.
Человек и его интеллект. Люди будущего в мире настоящем. Понятие интеллекта, творчества. Различные виды интеллекта. Труд. Дар и талант.
Игра-диалог с компьютером «Да-Нет» Дидактическая игра «Да-нет». Упражнения на развитие креативности. Решение кроссвордов. Правила составления кроссвордов.
Задай сильный вопрос Искусство задавать вопросы. Беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Придумывание вопросов на смекалку.
Учимся рассуждать Рассуждения, умозаключение. Анализ ошибок в построении рассуждений. Упражнения «Рассуждение», «Умозаключения» Юмор и логика. Игра «Несмеяна». Решение задач с «противоречиями». Работа в группах «Решаем и объясняем».
Тренинг креативности Решение кроссвордов, шарад, ребусов, головоломок. Выполнение творческих упражнений.
Открытые задачи Объяснение непонятных явлений. Как это происходит? Почему это происходит? Ответы-гипотезы. Просмотр видеофильмов.
Игра «Что? Где? Когда?» Особенности и правила игры. Поведение в команде. Роль и действия капитана. Нестандартное мышление, внимание к деталям, умение слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость и чувство юмора как компоненты успешной игры. Решение открытых задач.
Учимся решать открытые задачи Методы решения задач.Решение задач из книги Г.И. Иванова «Денис-изобретатель», А. Гина «Сказки-изобреталки». Интеллектуальный конкурс «Я-решатель»
Решение учебных веб-квестов Понятие «веб-квест», правила, алгоритм прохождения. Прохождение веб-квестов различной тематики.
Креатив-бой Правила проведения. Решение открытых задач в команде.
Подготовка результатов образовательной деятельности. Технология фотоколлажей, фотофьюжна, систематизация материалов для презентация и исследовательских работ. Определение тем проектов, поиск информации. Требования к составлению проектов, алгоритм выполнения. Практикум по составлению кроссвордов, головоломок, ребусов, открытых задач.
Обобщающее занятие. Презентация проектов. Выступления обучающихся с презентацией продуктов проектной деятельности (защита проекта). Анкетирование.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы обучающиеся:
Приобретут опыт успешного решения кроссвордов, шарад, ребусов, головоломок, открытых задач.
Узнают о креативности, изобретениях, открытых задачах.
Создадут собственные оригинальные продукты.
Научатся выполнять кинезиологические упражнения и пальчиковую гимнастику, играть в настольные игры.
Список литературы для учителя:
Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать /С.М. Бондаренко-М.:Знание,1981.
Гин А. и д.р. Креатив-Бой: Как его провести. Школа креативного мышления /А. Гин-М.:Москва. Вита-Пресс, 2012.
Гин А. и д.р. Приёмы педагогической техники. Методический бестселлер / А. Гин-М.:Москва. Вита-Пресс, 2013.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярные пособия для родителей и педагогов /Л.Ф. Тихомирова-Ярославль: Академия развития, 1996.
Фаер С. и д.р. Полцарства за идею!, «Библиотека Мир 2.0» / С. Фаер-М.:Москва. Вита-Пресс, 2013.
Список литературы для обучающихся:
Агафонова И.Н. Учимся думать: Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет /И.Н. Агафонова-СПб.:МиМЭкспресс, 1996.
Альтов Г.С. И тут появился изобретатель.3-е изд., перераб. и доп. - М.: Детская литература, 1989.
Володкевич В.А. Сборник логических задач: для учащихся среднего и старшего возраста /В.А.Володкевич.-М.:ООО «Дом педагогики», 1996.
Гин А. и д.р. 150 творческих задач о том, что нас окружает. Проект «Креативное мышление» /А. Гин-М.:Москва. Вита-Пресс, 2012.
Гин А. Сказки - изобреталки «От кота Потряскина». Школа креативного мышления / А. Гин-М.:Москва. Вита-Пресс, 2012.
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звёздами фантазии: Школа развития творческого воображения. — Кишенев: Лумина, 1988.
Иванов Г.И. «Денис-изобретатель», издательство «ВЕСЬ» г. Санкт-Петербург, 2012.