Программа по внеурочной деятельности "Астрономия для малышей".
Программа по внеурочной деятельности "Астрономия для малышей".
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, которые проявляют интерес к науке – астрономия, интересуются звёздами, планетами и другими космическими телами и объектами.
На занятиях объединения младшие школьники получат знания о Солнце и солнечной системе, получат представление о Вселенной, галактиках, звёздах, и о том, как человек осваивает космос.
Программа имеет пропедевтическое назначение и рассчитана на поэтапную реализацию: учащиеся 1 и 2 классов в основном знакомятся с солнечной системой, учащиеся 3 и 4 классов закрепляют знания о солнечной системе, и знакомятся с миром звёзд.
В текущем учебном году первоклассники получат знания о строении, размерах, форме, массе Солнца, о расстоянии от звезды до различных планет, познакомятся с большими планетами солнечной системы, узнают, что такое астероиды и кометы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Астрономия для малышей". »
Программа внеурочной деятельности
«Астрономия для малышей»
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, которые проявляют интерес к науке – астрономия, интересуются звёздами, планетами и другими космическими телами и объектами.
На занятиях объединения младшие школьники получат знания о Солнце и солнечной системе, получат представление о Вселенной, галактиках, звёздах, и о том, как человек осваивает космос.
Программа имеет пропедевтическое назначение и рассчитана на поэтапную реализацию: учащиеся 1 и 2 классов в основном знакомятся с солнечной системой, учащиеся 3 и 4 классов закрепляют знания о солнечной системе, и знакомятся с миром звёзд.
В текущем учебном году первоклассники получат знания о строении, размерах, форме, массе Солнца, о расстоянии от звезды до различных планет, познакомятся с большими планетами солнечной системы, узнают, что такое астероиды и кометы.
За основу взято учебно-методическое пособие Е.П. Левитана из серии «Астрономия для умненьких детей»: «Твоё Солнышко», «В семье Солнышка «танцуют» все», Е.П. Левитана «Малышам о звёздах и планетах» и познавательно-игровая компьютерная программа «Маленький астроном», ЗАО «Новый диск» 2006г.
Программа построена с учётом дидактических принципов научности, последовательности, логичности изложения материала. Развитию познавательного интереса, увлечению детей способствуют компьютерные познавательно-игровые программы, интересные сказки звёздного неба и экскурсии. Знакомство младших школьников с астрономией очень полезно.
Во-первых, потому что астрономия играет существенную роль в формировании мировоззрения у младших школьников: что такое Космос, какое место в нём принадлежит нашей планете Земля.
Во-вторых, потому, что занятия астрономией развивают у детей такие ценные качества, как наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений;
В-третьих, потому, что ребёнок, который заинтересуется астрономией, с большим интересом будет изучать природоведение, географию, математику, физику, химию и другие школьные предметы.
В-четвёртых, нашим детям нужно общение, которое они получат на занятиях и во время экскурсий.
Занятия проводятся в форме групповых занятий.
Цель программы: развитие личности младших школьников в процессе формирования общекультурного уровня и социальной адаптации.
Основные задачи:
развитие познавательного интереса, любознательности, абстрактного мышления младших школьников;
развитие пространственных и временных представлений у детей;
развитие умения слушать и наблюдать различные явления, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;
воспитание коммуникативных навыков и умений при совместной деятельности детей в процессе освоения программы
Ожидаемые результаты.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
РегулятивныеУУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование– предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка– выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
ПознавательныеУУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановкии решения проблем.
К общеучебным УУД относятся:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Форма работы: словесные (беседа, рассказ, объяснение), практические (конкурсы, экскурсии, работа с картой звездного неба, картой созвездий, компьютерные программы, КВН, игры, проекты, мастер классы)
Учебно - тематический план занятий
2 класс
№
Тема
Количество часов
теория
практика
1.
Что такое астрономия.
Наука астрономия
1
1
2.
3.
4.
5.
6.
Наше Солнышко
Что ты знаешь о Солнышке?
Как Солнышко можно рассматривать.
Что происходит при движении Солнышка? Далеко ли до Солнышка?
Что изучает астрономия. Мир вокруг нас. Способы и методы наблюдения. Астрономия в древности. Звезды. Созвездия.
Наше Солнышко
Солнце - наша звезда. Строение Солнца. Движется ли Солнышко. Солнышко и тень. Расстояние до Солнца. Строение Солнца. Солнышко большое и тяжелое. Солнечные пятна. Протуберанцы. Вспышки и факелы. Полярные сияния. Влияние солнца на нашу жизнь.
Планеты
Планеты солнечной системы. Движение планет. Состав планет. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс. Планеты гиганты: Юпитер, Нептун, Уран, Сатурн, Плутон.
игры, ролевые игры, тренинги, компьютерные игры, презентации, экскурсии, викторины конкурсы капустники театрализованные представления.
Для реализации задач обучения изданы пособия для учителей и методические рекомендации (под руководством Е.П. Левитан). Эти учебные пособия могут использоваться в начальной школе. В них даны подробные указания по проведению занятий, способствуют развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
ЛИТЕРАТУРА ПЕДАГОГАМ.
1. Е.П. Левитан «В семье Солнышка танцуют все»
2. Е.П. Левитан «Маленькие Планетки»
3. Энциклопедия + интернет. Бен Денн и Эйлин О Брайен «Космос» неизвестные и удивительные факты перевод с англ. яз. Е. Дорониной, научный редактор Н. Шафрановская, Москва, «Росмэн». 2003
4. Серия «Я познаю мир». Дубкова С.И. «Сказки звёздного неба», изд. Белый город, 2004.
5. Карта созвездий
6. Карта звёздного неба ( северное и южное полушария)
7. Карта «Солнечная система»
ЛИТЕРАТУРА РОДИТЕЛЯМ
1. Энциклопедия+интернет «Космос»,Росмэн 2003
2. Гагарин Ю. Вижу Землю. Москва, 1968
3. Большая энциклопедия эрудита, изд. «Махаон», 2004
4. Энциклопедия тайн и загадок. В. Калашников «Звёзды и планеты», занимательная астрономия, изд. Белый город, Москва, 2002
5. Иллюстрированная карта звёздного неба.
ЛИТЕРАТУРА ДЕТЯМ.
1. Е.П.Левитан Малышам о звёздах и планетах, изд. «Педагогика – Пресс», Москва, 1993.