kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по внеурочной деятельности "Астрономия для малышей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, которые проявляют интерес к науке – астрономия, интересуются звёздами, планетами и другими космическими телами и объектами.

На занятиях объединения младшие школьники получат знания о Солнце и солнечной системе, получат представление о Вселенной, галактиках, звёздах, и о том, как человек осваивает космос.

Программа имеет пропедевтическое назначение и рассчитана на поэтапную реализацию: учащиеся 1 и 2 классов в основном знакомятся с солнечной системой, учащиеся 3 и 4 классов закрепляют знания о солнечной системе, и знакомятся с миром звёзд.

В текущем учебном году первоклассники получат знания о строении, размерах, форме, массе Солнца, о расстоянии от звезды до различных планет, познакомятся с большими планетами солнечной системы, узнают, что такое астероиды и кометы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Астрономия для малышей". »

Программа внеурочной деятельности

«Астрономия для малышей»

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, которые проявляют интерес к науке – астрономия, интересуются звёздами, планетами и другими космическими телами и объектами.

На занятиях объединения младшие школьники получат знания о Солнце и солнечной системе, получат представление о Вселенной, галактиках, звёздах, и о том, как человек осваивает космос.

Программа имеет пропедевтическое назначение и рассчитана на поэтапную реализацию: учащиеся 1 и 2 классов в основном знакомятся с солнечной системой, учащиеся 3 и 4 классов закрепляют знания о солнечной системе, и знакомятся с миром звёзд.

В текущем учебном году первоклассники получат знания о строении, размерах, форме, массе Солнца, о расстоянии от звезды до различных планет, познакомятся с большими планетами солнечной системы, узнают, что такое астероиды и кометы.

За основу взято учебно-методическое пособие Е.П. Левитана из серии «Астрономия для умненьких детей»: «Твоё Солнышко», «В семье Солнышка «танцуют» все», Е.П. Левитана «Малышам о звёздах и планетах» и познавательно-игровая компьютерная программа «Маленький астроном», ЗАО «Новый диск» 2006г.

Программа построена с учётом дидактических принципов научности, последовательности, логичности изложения материала. Развитию познавательного интереса, увлечению детей способствуют компьютерные познавательно-игровые программы, интересные сказки звёздного неба и экскурсии. Знакомство младших школьников с астрономией очень полезно.

Во-первых, потому что астрономия играет существенную роль в формировании мировоззрения у младших школьников: что такое Космос, какое место в нём принадлежит нашей планете Земля.

Во-вторых, потому, что занятия астрономией развивают у детей такие ценные качества, как наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений;

В-третьих, потому, что ребёнок, который заинтересуется астрономией, с большим интересом будет изучать природоведение, географию, математику, физику, химию и другие школьные предметы.

В-четвёртых, нашим детям нужно общение, которое они получат на занятиях и во время экскурсий.

Занятия проводятся в форме групповых занятий.

Цель программы: развитие личности младших школьников в процессе формирования общекультурного уровня и социальной адаптации.

Основные задачи:

  • развитие познавательного интереса, любознательности, абстрактного мышления младших школьников;

  • развитие пространственных и временных представлений у детей;

  • развитие умения слушать и наблюдать различные явления, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;

  • воспитание коммуникативных навыков и умений при совместной деятельности детей в процессе освоения программы

Ожидаемые результаты.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  •  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  •   действие смыслообразования, т.е. установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  •  действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того,         что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся:

  • самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;

  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  •  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка  средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Форма работы: словесные (беседа, рассказ, объяснение), практические (конкурсы, экскурсии, работа с картой звездного неба, картой созвездий, компьютерные программы, КВН, игры, проекты, мастер классы)

Учебно - тематический план занятий

2 класс

Тема

Количество часов



теория

практика


1.

Что такое астрономия.

Наука астрономия


1


1



2.



3.



4.


5.


6.


Наше Солнышко


Что ты знаешь о Солнышке?

Как Солнышко можно рассматривать.


Что происходит при движении Солнышка? Далеко ли до Солнышка?


Из чего состоит Солнце?


Взрывы на Солнце, солнечные пятна.

Солнечные вспышки. Полярные сияния.

КВН – презентация « Солнечные зайчики». Экскурсия «Солнечный день»



1



1



1


1



1



1



1


1


1



7.


8


9


10


11



12


13

Планеты

Земля – наша планета


Проворный Меркурий


Жутковатая красавица Венера


Марс – красная планета


Большущие планеты, не похожие на Землю


Планеты - крошки и «хвостатые светила»


Проект: Экскурсия в мир планет


1


1


1


1


1



1


1


1


1


1


2



1


1



14


15


16


17


18

Маленькие планетки


Астероиды


Камни, которые упали с неба (метеориты)


Длинноволосые звёзды (кометы)


Экскурсия в планетарий «Человек и космос»

Экскурсия в музей космонавтики.



1


1


1



1


1


1


1


2


Всего: 34 часа

Содержание

  • Что такое астрономия.

Что изучает астрономия. Мир вокруг нас. Способы и методы наблюдения. Астрономия в древности. Звезды. Созвездия.

  • Наше Солнышко

Солнце - наша звезда. Строение Солнца. Движется ли Солнышко. Солнышко и тень. Расстояние до Солнца. Строение Солнца. Солнышко большое и тяжелое. Солнечные пятна. Протуберанцы. Вспышки и факелы. Полярные сияния. Влияние солнца на нашу жизнь.

  • Планеты

Планеты солнечной системы. Движение планет. Состав планет. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс. Планеты гиганты: Юпитер, Нептун, Уран, Сатурн, Плутон.

  • Маленькие планетки

Астероиды. «Падающие звезды». Метеориты, метеоритные дожди. Метеоры, болиды. Длинноволосые кометы: строение, движение, жизнь.



Методическое обеспечение программы.


Используемые формы и методы работы:

игры, ролевые игры, тренинги, компьютерные игры, презентации, экскурсии, викторины конкурсы капустники театрализованные представления.

Для реализации задач обучения изданы пособия для учителей и методические рекомендации (под руководством Е.П. Левитан). Эти учебные пособия могут использоваться в начальной школе. В них даны подробные указания по проведению занятий, способствуют развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.



ЛИТЕРАТУРА ПЕДАГОГАМ.

1. Е.П. Левитан «В семье Солнышка танцуют все»

2. Е.П. Левитан «Маленькие Планетки»

3. Энциклопедия + интернет. Бен Денн и Эйлин О Брайен «Космос» неизвестные и удивительные факты перевод с англ. яз. Е. Дорониной, научный редактор Н. Шафрановская, Москва, «Росмэн». 2003

4. Серия «Я познаю мир». Дубкова С.И. «Сказки звёздного неба», изд. Белый город, 2004.

5. Карта созвездий

6. Карта звёздного неба ( северное и южное полушария)

7. Карта «Солнечная система»



ЛИТЕРАТУРА РОДИТЕЛЯМ

1. Энциклопедия+интернет «Космос»,Росмэн 2003

2. Гагарин Ю. Вижу Землю. Москва, 1968

3. Большая энциклопедия эрудита, изд. «Махаон», 2004

4. Энциклопедия тайн и загадок. В. Калашников «Звёзды и планеты», занимательная астрономия, изд. Белый город, Москва, 2002

5. Иллюстрированная карта звёздного неба.

ЛИТЕРАТУРА ДЕТЯМ.

1. Е.П.Левитан Малышам о звёздах и планетах, изд. «Педагогика – Пресс», Москва, 1993.

2. Е.П. Левитан «Длинноволосые звёзды», изд. «Белый город»,2007.
3. Е.П. Левитан «Камни, которые упали с неба», изд. «Белый город», 2007.
4. Е.П. Левитан «Маленькие планетки», изд. «Белый город», 2007.
5. Е.П. Левитан «В семье Солнышка танцуют все», изд. «Белый город», 2005.
6. Е.П. Левитан «Твоё Солнышко», изд. «Белый город», 2005.

7. Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей

8. Компьютерная программа «Маленький астроном»

9. Комп. программа «Дракоша и занимательная астрономия».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по внеурочной деятельности "Астрономия для малышей".

Автор: Зайцева Татьяна Николаевна

Дата: 05.12.2014

Номер свидетельства: 139809


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства