Кардинальные перемены, переживаемее нашим обществом во всех сферах жизни: политической, социально-экономической и морально-духовной, не могут не оказывать влияния и на превентивную психологическую практику в области предупреждения отклонений психосексуального развития детей и подростков. Проблемы полового воспитания и межполовых отношений молодежи всегда были достаточно актуальными для российской психолого-педагогической научной мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по половому вопитанию»
Пояснительная записка.
1.Актуальность программы.
Кардинальные перемены, переживаемее нашим обществом во всех сферах жизни: политической, социально-экономической и морально-духовной, не могут не оказывать влияния и на превентивную психологическую практику в области предупреждения отклонений психосексуального развития детей и подростков. Проблемы полового воспитания и межполовых отношений молодежи всегда были достаточно актуальными для российской психолого-педагогической научной мысли. Для подтверждения этого факта следует вспомнить о книге Н.С.Румянцева «Проблемы полового воспитания с психологической точки зрения», изданную в Санкт-Петербурге еще в 1914 году. Данная проблема значительно обострилась в современных условиях, чему способствуют такие факторы, как:
1. Акселерация детей, приводящая к диссонансу между физической, половой и социальной зрелостью юношей и девушек.
2. Изменения этики сексуальных отношений в сторону послабления общественной морали.
3. Эротизация современного искусства (кино, телевидения), средств массовой информации (газет, журналов).
4. Социокультурный разрыв в признании межполовых этических норм между поколениями детей, родителей, затрудняющий вхождение молодых людей во взрослую жизнь и решение ими широкого круга вопросов, касающихся сферы интимных отношений личности.
2.Цель программы:
Предупреждение и коррекция девиаций психосексуального развития несовершеннолетних воспитанников. Повышение уровня социально-психологической компетентности, как основы успешной социальной адаптации
3.Задачи :
-Развивать позитивное самоотношение.
-Развивать коммуникативные компетенции (владение способами взаимодействия с представителями противоположного пола).
-Развивать социальную компетенцию (гибкость поведения в различных жизненных ситуациях, умение делать выбор, личная ответственность за свое поведение, ценностное отношение к здоровому образу жизни).
4. Основные методы :
Беседа, мини-лекция, ролевые игры, диагностические процедуры (тесты, анкеты), просмотр и анализ слайдов.
Занятия в данной форме позволяют каждому участнику проявить свои индивидуальные качества, работать как в группе, так и самостоятельно, реализовать потребности в самораскрытии и самопринятии (положительное отношение к себе, осознание себя как достойного представителя определенного пола, а также определенной возрастной группы, помогает обучаемым уточнить жизненные цели). Особенно это актуально для лиц с ограниченными возможностями здоровья, отличительной чертой для которых является нарушение объективного восприятия действительности и самого себя.
5. Адресат.
Обучающиеся, воспитанницы старших классов школы-интерната VIII вида.
6. Предполагаемые результаты Данная коррекционно-развивающая программа направлена на половое воспитание и охрану психосексуального здоровья несовершеннолетних. Критерии психосексуального здоровья в юношеском возрасте:
1. Сформированность системы морально-этических норм, ценностей и идеалов межполовых отношений в интимной сфере взаимодействия женщины и мужчины.
2. Гармонизация психосексуального функционирования личности (т.е. овладение девушками эффективными способами контроля инстинктивных импульсов при помощи реализации потенциала психологического механизма сублимации).
Программа состоит из серии специально организованных занятий. Использованы материалы из авторской программы Г.В.Мишениной и Г.П.Звездиной «Развитие ценностных ориентаций старшеклассников», из учебного пособия Р.С.Немова «Психология», из «Популярной психологии для родителей» под редакцией А.А.Бодалева. В качестве наглядного материала включены многочисленные слайды. Данная программа рассчитана на групповые занятия со старшеклассницами, имеющими интеллектуальные отклонениями в развитии. Объем программы – 9 занятий. Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, периодичность – 1 раз в месяц.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия
Дата проведения
Цели и задачи
Основные формы работы
Занятие №1
Жизненные ценности.
сентябрь
1. Осознание значимости личностных ценностей.
2. Осознание того, что ценности образуют иерархию.
1.Вводная беседа об особенностях занятий по половому воспитанию.
2. Упр. «Моя ценность».
3. Упр. «Карта ценностей».
4. Упр. «Изменение карты ценностей».
Занятие №2
Самоотношение.
октябрь
1. Развитие самосознания
обучающихся, воспитанников, навыков самоанализа.
2.Формирование мотивации на работу с собственными недостатками как на способ саморазвития личности.
1. Упр. «Хорошее обо мне».
2. Упр. «Сказка по кругу».
3. Упр. «Превращение».
4. Брачное объявление.
Занятие №3
Юношеская любовь и сексуальность.
ноябрь
1. Развитие осознания полоролевой идентификации.
2. Формирование представлений о культуре интимно-личностного взаимодействия у воспитанников на стадии свиданий.
3. Воспитание уважительного отношения к субъекту любви.
2. Развитие социальной компетенции (гибкость поведения в различных жизненных ситуациях, умение делать выбор, личная ответственность за свое поведение).
1. Мини-лекция « Последствия свободного секса».
2. Показ и анализ слайдов.
3. Упр. «Жизненные ситуации. А как ты поступишь?».
Занятие №5
СПИД.
январь
1.Информирование о последствиях свободного секса (СПИДе).
2. Развитие социальной компетенции (гибкость поведения в различных жизненных ситуациях, умение делать выбор, личная ответственность за свое поведение).
1. Мини-лекция «СПИД».
2. Показ и анализ слайдов.
Занятие №6
СПИД. Пути заражения.
февраль
1.Информирование о СПИДе, как о приобретенном заболевании.
2. Знакомство с правилами, которых следует придерживаться, чтобы избежать ВИЧ инфекции.
1. Мини-лекция «Пути заражения СПИДом».
2. Игра «Эпидемия».
3. Игра «Кому из ВИЧ зараженных стоит помочь?».
Занятие №7
Что формирует наши взгляды на половые отношения?
март
1.Развитие коммуникативной компетенции (владение способами взаимодействия с представителями противоположного пола).
2. Развитие информационной компетенции (критическое восприятие информации).
1. Беседа.
2. Показ и анализ слайдов.
3. Упр. «Жизненные ситуации. А как ты поступишь?».
Занятие №8
Разумный выбор:
семья, здоровье.
апрель
1. Формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания.
2. Воспитание уважительного отношения к институту семьи.
1.Мини лекция «Семейные отношения».
2. Упр. «Права и обязанности»,
3. Упр. «Такие нежные слова»,
Занятие №9
Девочки – будущие мамы.
май
1. Подготовка к принятию в будущем новой социальной роли – роли матери.
1. Беседа об ответственности за появление и жизнь ребенка.
2. Показ и анализ слайдов.
Список литературы:
Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Просвещение, 1995.
Мишенина Г.В., Звездина Г.П. Развитие ценностных ориентаций старшеклассников. – Ростов-на-Дону, 2007.
3. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.