Программа патриотического воспитания "Колокол памяти звучит вечно"
Программа патриотического воспитания "Колокол памяти звучит вечно"
Программа реализует следующие цели:
- поддержка развития системы патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия гимназии и родного края, возрождения традиционных нравственных ценностей;
- создание и развитие в гимназии единой системы формирования патриотических чувств и условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина, защитника Родины на примере 9 Героев Советского Союза, воинов-интернационалистов – выпускников гимназии;
- сохранение, развитие и эффективное использование потенциала гимназии в патриотическом направлении, формирование здорового образа жизни, как к одному из главных условий для достижения успеха личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- поддержка развития системы патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия гимназии и родного края, возрождения традиционных нравственных ценностей;
- создание и развитие в гимназии единой системы формирования патриотических чувств и условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина, защитника Родины на примере 9 Героев Советского Союза, воинов-интернационалистов – выпускников гимназии;
- сохранение, развитие и эффективное использование потенциала гимназии в патриотическом направлении, формирование здорового образа жизни, как к одному из главных условий для достижения успеха личности.
Задачи Программы
пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре и народному творчеству;
воспитание чувства патриотизма, гражданственности, используя достижения русского искусства, фольклора;
развитие художественного вкуса и культуры, учащихся на примерах духовных традиций русского народа;
совершенствование организации досуга, приобщение к художественному творчеству, выявление талантов и дарований;
приобщение к воспитательной работе семьи, включение семьи в единое воспитательное пространство.
Координатор Программы
Администрация МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области»
Сроки реализации
2011 – 2015г.
Этапы реализации Программы
Этап разработки (2011/2012 уч.г.) - проектирование программы;
Этап внедрения (2012 – 2014 гг.) – реализация функций дополнительного образования предметной направленности;
Обобщающий этап (2014 – 2015 гг.) - обобщение и анализ полученных результатов, постановка задач на новый период, модернизация программы и внесение изменений в ее реализацию.
Ожидаемые конечные результаты
повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою малую Родину;
повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
умение и желание сочетать общественные и личные интересы;
повышение реального вклада подрастающего поколения в дело процветания родного края и Отечества.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание молодого поколения является первостепенной функцией каждого современного общества. Заполняя с раннего детства духовный мир подростка такими высокими понятиями, как «Родина», «Отечество», «Россия», государство воспитывает полноценных граждан. В связи с переходом гимназии на ФГОС второго поколения, вопросы воспитания патриотизма, гражданственности в структуре развития универсальных учебных действий обучающихся становятся особенно актуальными.
В каждой школе есть свои особенности, традиции, идеи, проекты, которые реализуются в различных направлениях воспитательной работы, создаются воспитательные системы. Задачи патриотического воспитания в школе решаются на основе государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, областной государственной целевой программы "Патриотическое воспитание молодежи Саратовской области" на 2012 – 2015, долгосрочной муниципальной целевой программы «Молодежь Вольского муниципального района на 2012-2014 годы».
Программа в области патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи «Колокол памяти звучит вечно» призвана обогатить знания, расширить кругозор школьников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитать их на примерах мужества, героизма и мудрости нашего народа. Кроме того, программа поможет развить интеллектуальные способности обучаемых, чувство коллективизма, активизировать участие деятельности школьной детской организации в мероприятиях, посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (юбилейная дата 2015 года), 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года, 9 Героям Советского Союза – выпускникам гимназии, войне в Афганистане и военным действиям в Чечне (выпускникам гимназии).
Программа «Колокол памяти звучит вечно» рассчитана на 4 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
Цели:
- поддержка развития системы патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия гимназии и родного края, возрождения традиционных нравственных ценностей;
- создание и развитие в гимназии единой системы формирования патриотических чувств и условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина, защитника Родины на примере 9 Героев Советского Союза, воинов-интернационалистов – выпускников гимназии;
- сохранение, развитие и эффективное использование потенциала гимназии в патриотическом направлении, формирование здорового образа жизни, как к одному из главных условий для достижения успеха личности.
Задачи:
пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре и народному творчеству;
воспитание чувства патриотизма, гражданственности, используя достижения русского искусства, фольклора;
развитие художественного вкуса и культуры, учащихся на примерах духовных традиций русского народа;
совершенствование организации досуга, приобщение к художественному творчеству, выявление талантов и дарований;
приобщение к воспитательной работе семьи, включение семьи в единое воспитательное пространство.
Настоящий патриот должен быть здоров нравственно и физически, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух». Поэтому к этой задаче теснейшим образом примыкает воспитание здорового образа жизни.
Область применения: Данная программа включена в систему воспитательной работы гимназии для патриотического воспитания участников образовательного процесса гимназии
Формы и методы реализации: Вахты памяти, круглые столы, уроки мужества, социальные акции, классные часы, встречи ветеранами ВОВ, воинами- интернационалистами, экскурсии, конкурсы.
Ожидаемые результаты:
повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свое Отечество и граждан РФ;
повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
социализированность обучающихся; активная гражданская позиция и патриотическое;
повышение реального вклада подрастающего поколения в дело процветания родного края и Отечества.
Направления деятельности работы:
Гражданское образование
Я и моя семья
Формирование коммуникативных компетентностей
Формирование правовой культуры
Формирование духовно -нравственных ценностей
Мой край родной
Растим патриота и гражданина
Здоровье – твое богатство и безопасность страны
Формы патриотической работы по направлениям:
изучение истории своего города, оформление разделов комнаты боевой славы ( героев-выпускников) ;
коллективно-творческие дела, в которых задействованы практически все ученики и учителя школы: месячник оборонно-массовой и спортивной работы, «Русские традиции», «Здравствуй, Рождество», Вахта памяти у мемориального комплекса, посвященного 9 Героя Советского Союза «Колокол памяти звучит вечно», Улицы Героев и т. д;
праздники общешкольные: фольклорный праздник, День Защитника Отечества, День юного героя-антифашиста, семейный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья», туристический слёт, спортивные праздники, «Зарница»;
устные журналы, беседы, встречи с ветеранами, Уроки мужества, просмотры кинофильмов о войне, читательские конференции по книгам о защитниках Родины, походы по родному краю, спортивные турниры по различным видам спорта, дни здоровья, участие в районных соревнованиях и туристическом слёте, пропагандистская работа по здоровому образу жизни, поездки;
работа историко-краеведческого кружка, кружка правовых знаний;
подготовка экскурсоводов и лекторской группы на основе материала комнаты боевой славы.
Исследовательская работа
Мониторинг: анализ итогов внутришкольных соревнований и выступлений сборных команд школы.
Анкетирование по выявлению уровня воспитанности, нравственных качеств, значимых для современного подростка.
Заключение
Программа «Колокол памяти звучит вечно» рассчитана на 4 года.
В 2011-2015 учебном году особое внимание будет уделено решению задач 1,2,4,5,6.
В 2011-2012 учебном году внимание будет уделяться развитию художественного вкуса и культуры учащихся на примерах духовных традиций русского народа, российской истории.
В 2012-2014 учебных годах будет решаться основная задача: воспитание гражданственности как общечеловеческой нравственно-этической категории свободного человека и воспитание патриотизма.
В 2014-2015 учебном году – актуализация приоритетных задач учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения на воспитании личности патриота и гражданина; активизировать участие деятельности школьной детской организации в мероприятиях, посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, войне в Афганистане и военным действиям в Чечне.
Осуществление поставленной цели будет во многом зависеть от участия всего педагогического коллектива в реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости поставленных задач.
2011-2012 учебный год
№п/п
Мероприятие
Сроки выполнения
Ответственный
1
Сбор и систематизация материала об истории г.Вольска, о людях города, выпускниках школы.
Сентябрь-январь
Зам. директора по ВР,
Классные руководители
2
Оформление комнаты боевой славы (героев выпускников), подготовка экскурсоводов и лекторской группы.
Февраль-апрель
Руководитель школьного музея
3
Проведение коллективно-творческих дел и общешкольных мероприятий:
В течение года
Зам. директора по ВР,
Классные руководители
4
Месячник оборонно-массовой и спортивной работы
январь-февраль
Педагоги- организаторы
5
Фольклорный праздник «Русские традиции»
апрель
Педагоги- организаторы
6
Семейный праздник «Папа, мама, я –спортивная семья»
февраль
Педагоги- организаторы
7
Школьный туристический слёт
май, сентябрь
Педагоги- организаторы
8
День юного героя-антифашиста
февраль
Педагоги- организаторы
9
Вахта памяти В.В.Талалихина
сентябрь
Ответственный класс
10
Спортивные праздники
сентябрь, апрель
Учителя физкультуры
11
Вахта памяти 9 Героям Советского Союза – выпускникам гимназии.
Май, сентябрь, февраль
Ответственный класс
12
Школьные турниры по баскетболу
декабрь-февраль
Учителя физкультуры
13
- по мини-футболу
апрель
Учителя физкультуры
14
Соревнования по баскетболу в честь 9 Героев Советского Союза, наших земляков – выпускников гимназии
февраль
Учителя физкультуры
15
Устные журналы, встречи с ветеранами войн, уроки мужества, просмотры кинофильмов о войне, читательские конференции по книгам о защитниках Родины
февраль, май
Педагоги- организаторы
16
Походы по родному краю с целью изучения истории края
май июнь
Педагоги- организаторы,
Классные руководители
17
Пропагандистская работа по здоровому образу жизни
в течение года
Д/О «Надежда», медицинский работник
19
23-е вывода советских войск из Афганистана. (выпуск стенгазеты)
Уроки Мужества.
15.02.
Учитель ОБЖ
Классные руководители
20
33-е ввода советских войск в Афганистан. (обновление экспозиции)
Апрель
Руководитель музея
Классные руководители
21
50- летие. Первого полета человека в Космос. (классные часы, конкурс презентаций, рисунков) По индивидуальному плану.
Апрель
Классные руководители
22
67 годовщина снятия блокады с Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
24-27. 01.
Педагоги- организаторы,
Классные руководители
23
Месячник военно-патриотического воспитания. (по индивидуальному плану)
Январь-февраль
Учитель ОБЖ
Зам. директора по УВР
24
Муниципальный семинар по линии регионального ресурсного центра по пропаганде здорового образа жизни.
Февраль 20
Зам. Директора по ВР
25
Подведение итогов года
май.
Зам. Директора по ВР,
Педагоги-организаторы
2012-2013 учебный год
№п/п
Мероприятие
Сроки выполнения
Ответственный
1
Конкурс юных корреспондентов «Моя страна - моя земля».
Подведение итогов конкурса
в течение года апрель
Детская организация «Надежда», педагоги - организаторы
2
Слёт-соревнование «Богатырские забавы»
февраль
Учителя физкультуры
3
Многожанровый конкурс-фестиваль «Богатыри земли Русской»
февраль
Педагоги - организаторы
4
Конкурс альбомов «Россия в символах»
май
Детская организация «Надежда», педагоги - организаторы
5
Акция «Без памяти о прошлом нет будущего»
в течение года
Зам. Директора по ВР,
Классные руководители
6
Организация работы клуба «Здоровая семья»
сентябрь
Учителя физкультуры,
Детская организация «Надежда»
7
Организация работы кружка «Я - гражданин»
сентябрь
Уполномоченный по правам участников образовательного процесса
Месячник оборонно-массовой и спортивной работы, посвященный 70- летию Победы
январь-февраль
Педагоги- организаторы
5
20 -летие – Ввода советских войск в Чечню,
35-летие – Ввода советских войск в Афганистан.
Уроки мужества с воинами – интернационалистами.
декабрь
Педагоги- организаторы
Кл. руководители,
Учителя истории
6
Праздник стоя и песни: «Солдатушки, бравы – ребятушки »
февраль
Педагоги- организаторы
Преподаватель ОБЖ
7
Школьный туристический слёт
май, сентябрь
Учителя физкультуры
8
День юного героя-антифашиста
февраль
Педагоги- организаторы
9
День памяти В.В.Талалихина
сентябрь
Ответственный класс
10
День здоровья
сентябрь, апрель
Учителя физкультуры,
ВВВУТ
11
Вахта памяти 9 Героям Советского Союза – выпускникам гимназии.
Сентябрь, февраль, май
Ответственный класс
12
Школьные турниры по настольному теннису
октябрь
Учителя физкультуры
13
первенство по волейболу
март
Учителя физкультуры
14
первенство по шахматам
ноябрь
Учителя физкультуры
15
Военно - спортивная эстафета «Рыцарский турнир», посвященный 70- летию Победы
февраль
Учителя физкультуры, ОБЖ
16
Устные журналы, встречи с ветеранами войн, уроки мужества, просмотры кинофильмов о войне, читательские конференции по книгам о защитниках Родины, классные часы
Декабрь, февраль, май
Педагоги- организаторы,
классные руководители
17
Пропагандистская работа по здоровому образу жизни
в течение года
Детская организация «Надежда», медицинский работник
18
Месячник военно-патриотического воспитания. (по индивидуальному плану)
Январь-февраль
Учитель ОБЖ
Зам. директора по УВР
19
Региональная конференция учащихся образовательных школ с участием ветеранов педагогического труда по патриотическому воспитанию молодежи.
октябрь
Зам. Директора по ВР
20
Участие в муниципальных конкурсах, посвященных 70- летию Победы
в течение года
Зам. Директора по ВР
Классные руководители
21
Подведение итогов года
май.
Зам. Директора по ВР,
Педагоги-организаторы
Дополнительная работа:
-работа с архивами, семейными материалами;
-встречи с участниками боевых действий;
-концерты-поздравления;
-работа комнаты боевой славы, Зала искусств, проведение в них классных часов, встреч.