kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Мониторинг духовно-нравственного развития участников образовательного процесса и профилактика вредных привычек (управленческий аспект)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи

Цель:гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Превратить социально необходимые требования общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Мониторинг духовно-нравственного развития участников образовательного процесса и профилактика вредных привычек (управленческий аспект)" »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»







ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

МКОУ СОШ № 2 города Нефтекумска



«Мониторинг духовно-нравственного развития участников образовательного процесса и профилактика вредных привычек (управленческий аспект)»





























Структура программы

  1. Пояснительная записка

  2. Цели и задачи

  3. Нормативно- правовая база

  4. Основные принципы организации духовно-нравственного

развития и воспитания

  1. Сроки и этапы реализации программы

  2. Механизм реализации программы

  3. Ожидаемые результаты

  4. Ресурсное обеспечение программы

  5. Критерии эффективности программы

  6. Мероприятия по реализации программы

  7. Используемая литература









































        1. Пояснительная записка

Актуальность создания программы

Вопросы нравственного и духовного развития, воспитания, совершенствования ребенка сегодня выходят на новый уровень, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, моральное падение и непонимание. Проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех учащихся, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.

Нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка на каждой ступени образования, будет зависеть, что возведет ребенок сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и, самое главное, - включить школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок не испытывал влечения к «пагубным» и «вредным» привычкам. В силах педагога проводить профилактические мероприятия по асоциальному поведению подростков.

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.





























2. Цели и задачи

Цель:гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Превратить социально необходимые требования общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка.

Задачи:

1.формировать у детей активную гражданскую позицию, чувство ответственности за свою страну, любовь к Родине и своему народу;

2. приобщать детей к традициям своего народа, компонентом которых является система ценностей традиций российской культуры;

3. пробуждать у ребенка такие чувства:

долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, веру, надежду, любовь;

4. обеспечивать комплексную профилактику негативных явлений в детской среде: безнадзорность, наркоманию, табакокурение, алкоголизм, преступность, детский суицид;

5. создавать в образовательном учреждении условия, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки учащихся;

6. ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание.


3. Нормативно- правовая база проргаммы.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.14, ст.9 п.6).

3.Международная конвенция «О правах ребенка».
4.«Всеобщая декларация прав человека».

5. Уголовный кодекс РФ.

6.Гражданский кодекс РФ.

7.«Основы законодательства РФ о культуре».

8. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

9. Устав школы.

10. ФЗ- №120 « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.1999г.













4.Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания


Принцип природосообразности.

Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

Принцип сотрудничества.

Деятельностный подход.

Личностно-ориентированный подход.

Возрастной подход.


5. Этапы реализации программы


I этапподготовительный (осень 2012г.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.


II этаппрактический (2012/2014 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы классов.


III этапобобщающий (2014 г.)

Обработка и интерпретация данных за 3года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы программы














6. Механизм реализации программы


Формы работы с детьми в процессе реализации программы.

1.Классные часы, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

2. Декоративно-прикладное творчество и все виды творческой художественной деятельности детей.

3. Проведение праздников, спортивных мероприятий, КВН, конкурсов,викторин, диспутов, дискуссий.

4. Использование ИКТ.

5. Экскурсии, целевые прогулки.

6. Детская благотворительность.

7. Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

8. Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

9. Анкетирование детей по духовно-нравственному воспитанию.

10. Встречи с настоятелем Храма преподобного Сергия Радонежского благочинным отцом Алексеем (Шелудько) по вопросам духовно – нравственного воспитания.

11. Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда (разработка наглядных материалов, подготовка аудио- и видео материалов, массовые шествия, рейды, акции и т.д.)

-освещение своей деятельности в средствах массовых информации, связь с общественностью;

-организация психологической само- и взаимопомощи (ролевые игры,

мозговой штурм, психогимнастика).

Формы работы с педагогами в процессе реализации программы.

1. Заседания педагогического  совета.

2. Консультации по вопросам православной педагогики и профилактике вредных привычек с приглашением врачей- специалистов.

3. Заседания МО классных руководителей.

Формы работы с родителями в процессе реализации программы.

1. Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

2. Лекторий для родителей.

3. Дни открытых дверей.

4. Консультации, посещение семей

5. Проведение совместных внеурочных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии, походы, совместные часы общения).

6. Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

7. Ведение социального паспорта класса.





7. Ожидаемые результаты


1.Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

 2.Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей

3. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

4.  Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5.   Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.


8. Ресурсное обеспечение программы


Вид ресурсов

Содержание

Информационные

Рекламно – разъяснительная работа по духовно – нравственному воспитанию школьников среди учителей, родителей, учащихся школы.

Кадровые

Ответственный за реализацию программы директор школы Бочков А.А.

Участники реализации программы: зам.директора по ВР Ласкова С.П., социальный педагог и психолог Шандиева Р.М., педагоги дополнительного образования Абдулкеримова Г.С., Арзиани О.Е., классные руководители, учителя - предметники.

Нормативно –правовые

Нормативно-правовая база (смотри выше).

Программа школы по духовно-нравственному воспитанию и профилактике вредных привычек

План мероприятий по реализации программы.

Программно- методические

Подборка литературы в школьной библиотеке по духовно – нравственному воспитанию школьников.

Материально – технические

Компьютеры, интернет, принтеры, принтер – сканер, фотоаппарат, мультимедийная установка.






9. Критерии эффективности программы


1. Формирование созидательной нравственной позиции учащихся, основанной на принципах национальной духовной культуры.

2. Умение и желание проектировать, строить свою жизнь на основе духовных ценностей русской культуры.

3. Совершенствование духовно- нравственного просвещения, образования и воспитания.

4. Знание родословной своей семьи.

5. Воспитание сознательного отношения к своему здоровью, отказ от вредных привычек и употребления ПАВ.


10. Мероприятия по реализации программы



Формирование программно – методического обеспечения основ духовно-нравственного воспитания.

Цель: совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания личности школьника.


Задачи.:

1. Обеспечить повышение методического уровня членов педагогического коллектива в вопросах духовно-нравственного воспитания.

2. На основе изучения личности ребенка создать оптимальные условия для духовно-нравственного развития школьника.



п.п


Мероприятия


Сроки

выполнения



Исполнители

1.

Изучение нормативных актов по вопросам духовно-нравственного воспитания.

2012

Администрация школы

Методика определения уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности учащихся.

2012

Зам.дир. по ВР

2

Провести заседания педсоветов.



Обсуждение и утверждение программы по духовно-нравственному воспитанию.

Осень 2012

Зам.дир. по ВР


Совместная работа школы, семьи и общественности по формированию у учащихся православной культуры.

Весь период

Зам.дир. по ВР


Совместная работашколы, семьи и общественности по профилактике вредных привычек у школьников.

Весь период

Зам.дир. по ВР


Промежуточные результаты работы над программой.

О корректировке программы.

2013

Зам.дир. по ВР


Роль ученического самоуправления в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Весь период

Зам.дир. по ВР


Итоги работы по программе.

2014

Зам.дир. по ВР

3

Совещание классных руководителей.


Планирование и совместная работа классного руководителя и психолога, по реализации программы духовно-нравственного воспитания.

2012

Зам.дир. по ВР,

психолог


Формы, методы проведения уроков нравственности, часов духовности, православных чтений.

Весь период

Зам.дир. по ВР,



Новое социальное содержание и современные технологии духовно-нравственного воспитания. Круглый стол.

Раз в полугодие

Администрация школы


Изучение и обобщение опыта работы членов педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию.

Раз в год

Зам.дир. по УВР и ВР


Лекторий с классными руководителями и учителями - предметниками на темы: «Психоактивные вещества, механизм возникновения зависимости», «Причины наркотизации подростков», «Факторы риска наркотизации подростков»

Весь период

Педагог - психолог

4

Микроисследования.


Социологические исследования по уровню духовности семьи.

2012

Психолог


Диагностика профессиональных умений членов педколлектива по формированию духовности у школьников.

2012

Зам.дир. по УВР


Уровень сформированности духовных качеств личности у школьника.

Весь период

Зам.дир. по ВР

5

Создание банка данных по духовно -нравственному воспитанию.


Библиография.

2012 - 2014

Библиотекарь


Каталог публикаций и статей периодической печати.


Педагогические идеи.


Православная видеотека.




Работа с родителями учащихся.

Цель: возрождение традиции семейного воспитания.

Задачи:

1. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии.

2. Формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

Наименование мероприятия

Сроки

Исполнители

1

День Знаний.

1 раз в год

Администрация школы.

2

Родительское собрание.

3

По духовно-нравственному воспитанию

1 раз в год

Администрация школы.

4

По здоровому образу жизни

1 раз в год

Администрация школы.

5

Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

1 раз в

год

Психолог.

6

Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).

Весь

период

Классные руководители.

7

Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей.

Весь период

Классные руководители, педагоги дополнительного образования


Социальная опасность и тяжёлые последствия наркомании для здоровья

Раз в год

Педагог - психолог

8

Организация совместного досуга родителей и детей.

9

Экскурсии по памятным и святым местам района, края, России

Весь

период

Администрация школы, учителя физической культуры, классные руководители.


10

Семейные спортивные, интеллектуальные конкурсы и соревнования в каникулярный период.



Работа с учащимися.

Цель:

1. Сохранение духовно- нравственного здоровья детей.

2. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, истории малой Родины и страны.

Задачи:

1. Изучение истории, культуры, природно – экологического своеобразия Ставропольского края, России.

2. Оказание помощи пожилым людям, ветеранам ВОВ, шефство над младшими, забота о животных.

Направление работы

Сроки

Исполнители

1

«Я – ЧЕЛОВЕК»


Проведение Т/Б при проведении воспитательных мероприятий.

Один раз в четверть.

Классные руководители.


Тренинг саморегуляции психических состояний

Раз в четверть

Педагог - психолог


Тренинг снижения уровня тревожности

Раз в четверть

Педагог - психолог


Месячник здоровья.

По плану ВР.

Учителя физкультуры.


Классные часы о здоровом образе жизни.

Каждую четверть.

Классные руководители.


Учение по ГО и ЧС, ПДД.

Два раза в год.

Администрация школы.


Месячник по профилактике СПИДа и наркомании «Спорт против наркотиков»

Октябрь, ноябрь

.

Зам.дир. по ВР,

классные руководители,

педагог-организатор


Спортивные соревнования, конкурсы, игры.

По плану ВР.

Учителя физкультуры.


Конкурс «Безопасное колесо».

По плану ВР

Преподаватель- руководитель ОБЖ


Юнармейская игра «Зарница».

Один раз в год.

Преподаватель- руководитель ОБЖ, учителя физкультуры

2

«Я и СЕМЬЯ»


Проведение совместных семейных спортивных, интеллектуальных конкурсов и соревнований в каникулярный период, развлекательных мероприятий.

По плану ВР.

Администрация школы, учителя физической культуры, классные руководители,



Экскурсии по памятным местам района, края, России.

Весь

период

Администрация школы, классные руководители,



Работа по профориентации с учащимися.

По плану ВР.

Зам.дир. по ВР,

классные руководители,

библиотекарь.

3

«МОЙ МИР ЗНАНИЙ»


Организация работы кружков по интересам, участие в конкурсах, олимпиадах, исследовательских работах.

Весь период

Руководители кружков, педагоги дополнительного образования


Организация и проведение предметно-тематических недель.


Весь период

Зам.директора по УВР, учителя-предметники



Работа школьного самоуправления

Весь период

Педагог-организатор


Уроки нравственности с просмотром фильмов и видеофильмов по данной тематике

Каждую четверть

Классные руководители

4

«Я и ПРИРОДА»


Трудовые десанты, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам.

Весь период

Классные руководители, педагог-организатор


Акция «Милосердие».

Весь период

Руководитель Д/О «Милосердие»


Выставка рисунков и творческих работ учащихся по годовому циклу праздников.

Весь период

Классные руководители, педагог-организатор


Акция «Берегите птиц».

Весь период

Руководитель Д/О «Эколог»


Акция «Чистый двор».

Весь период

Руководитель Д/О «Эколог», Руководитель ТОШ


Акция «Посади дерево».

Весь период

Руководитель ТОШ


Работа на пришкольном участке.

Весь период

Руководитель ТОШ


Организация дежурства по классу, школе, столовой.

Весь период

Классные руководители

5

«Я и ОТЕЧЕСТВО»


Уроки православной культуры.

Весь период

Учителя-предметники


Классные часы по вопросам духовно-нравственного воспитания.

По плану ВР

Классные руководители


Организация работыД/О«Эколог», «Юные туристы». Работа школьного музея.

Весь период

Руководители Д/О «Эколог», «Юные туристы», руководитель школьного музея


Встречи с настоятелем Храма преподобного Сергия Радонежского.

Один раз в год

Администрация школы


Проведение традиционных мероприятий посвященных ВОВ (встречи, беседы, конкурсы, игры, концерты, классные часы, часы мужества, патриотизма, КВН, неделя ПАМЯТИ).

По плану ВР

Зам.директора по ВР, библиотекарь, педагог-организатор


Проведение военно-спортивных праздников к 23 февраля, 9 мая.

Весь период

Классные руководители, педагог-организатор


Благоустройство территории вокруг памятника и братских могил.

Весь период

Педагог-организатор













Совместная работа школы и общественности.

Цель: объединение усилий школы и общественности по формированию нравственно здоровой личности учащихся.

Задачи: формирование общечеловеческих норм, культивирование интеллигентности как высшей меры воспитанности.



Направление работы

Сроки

Исполнители.

1

Совместная организация и проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы, Дню пожилого человека.

Ежегодно.

Школа, ДК, ЦВР, ,

Совет ветеранов, РОСТО

2

Работа по профориентации.

Весь

период.

Зам. директора по УВР

3

Организация Недели детской книги.

Ежегодно.

Библиотекари.

4

Участие в благотворительном марафоне «Спешите делать добро»

Весь период

Зам.директора по ВР, руководитель Д/О «Милосердие»

5

Встречи с инспекторами ОДН, КДН, участковым, ГИБДД, врачами-специалистами.

Весь

период.

Зам. дир. по ВР, социальный педагог



Используемая литература:

1.Сайты Интернета.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3.Международная конвенция «О правах ребенка».
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков, В.А. Тишков.

5. Устав школы.






 










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ласкова Светлана Павловна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144320


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства