kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В гостях у сказки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. 

Просмотр содержимого документа
«Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В гостях у сказки» »


Программа

летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

«В гостях у сказки»


Возраст детей: 7-14 лет

Срок реализации:

26.05 – 19.06. 2015 г.

Составила:

Ковалева Е.В.

учитель - логопед

Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здо­ровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетво­рительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием де­тей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоя­тельным творчеством.

Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.

Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития. Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛДП «В гостях у сказки» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря. Основная идея программы ЛДП «В гостях у сказки» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей со сказочными персонажами по разным тематическим направлениям. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

- укрепление здоровья детей;

- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;

- расширение социального опыта;

- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения,

общения, культуры, досуга;

- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;

- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего

мира.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание,

должностная субординация.


Концептуальный подход

Сказкотерапия – это арт-терапия. Она позволяет:

- преодолевать страхи;

- наполнять творчеством и радостью жизнь ребенка;

- преодолевать последствия травм и заболеваний (например, восстановление моторики рук после травм или при ДЦП, развитие речи и т.д.).

Важная организационно-психологическая ценность сказкотерапии– это коллективное анимационное творчество, которое развивает в ребенке умение общаться, развивает чувство команды, чувство общности достижения цели, социализирует ребенка.

Сказкотерапия открывает перед ребенком возможность освоения новых технологий. Это дает:

- психологически комфортное существование ребенка в современном мире,

- дает базис для дальнейшего развития и социализации детей.

Сказкотерапия – особый вид деятельности, соединяющий в себе желание взрослых проявить себя в помощи детям и вечную мечту детей о всемогуществе, волшебстве и бессмертии, и эта встреча происходит тогда, когда они вместе начинают создавать мультфильмы. Ежедневный маленький прогресс ребенка становится стимулом к его развитию и качественно иной – более счастливой, наполненной и открытой миру!

В нашем программе участвуют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Досуговая деятельность в смене «В гостях у сказки» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.


Структура занятий включает следующие  этапы:

1 этап – Прослушивание сказки с музыкальным сопровождением. В процессе слушания используются элементы ритмопластики, образно – сюжетного танца с импровизацией, элементы гимнастики для пальцев и кистей рук. Обязательно включаются элементы вокальных упражнений и звукоподражания, «озвучивание движений».

2 этап – Практическая деятельность с различными материалами, направленная на создание художественных образов. В процесс практической деятельности включается речевое сопровождение, комментирование действий. Подведение итога и словесный отчет. Предполагается музыкальное сопровождение.

3 этап – Повторное прослушивание сказки с музыкальным сопровождением и двигательным аккомпанементом.

С учетом возможности детей включается беседа, пересказ, комментирование.

Психологические услуги.

Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

  • Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;

  • беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.

Содержание программы.


Основные принципы и направления деятельности.


Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:


  • Продолжение учебного процесса и воспитательной работы в условиях лета;

  • проблема летней занятости детей;

  • укрепление здоровья учащимися.


При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:


Принципы:

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей и подростков опирается на следующие принципы:


1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.


2.Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.


3.Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.


4.Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:


  • Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;

  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

  • активное участие детей во всех видах деятельности.


5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

6. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

  • Безусловная безопасность всех мероприятий;

  • учет особенностей каждой личности;

  • возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;

  • достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;

  • распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;

  • четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;

  • моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;

  • ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.



В течение смены планируется реализация программы по направлениям:


  • Интеллектуальное;

  • организационное;

  • спортивно-оздоровительный;

  • творческое;

  • экологическое.



Название направления

Краткое описание

Интеллектуальное


Направлено на расширение кругозора, развитие познавательной деятельности.

Развитие интеллектуальных способностей детей.

Развитие мышления, памяти, внимания.

  • Эрудит-шоу «Сказочная викторина»

  • Интеллектуальная игра «Герои сказок».



Спортивно-оздоровительное

  • Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей.

  • Утренняя гимнастика.

  • Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей.

  • Принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток).

  • Организация пешеходных экскурсий.

  • Организация здорового питания детей.

  • Организация спортивно – массовых  мероприятий и подвижных игр.

  • Культурно – массовые и спортивные мероприятия.

  • Самомассаж.

  • Релаксация.

  • Лечебная физкультура для коррекции и профилактики нарушения осанки

(скалеоз, лордоз, кифоз), плоскостопие (уплощённое, продольное), нарушение зрения, энурез, дыхательная гимнастика (профилактика приступов бронхиальной астмы, эпилепсии, муковисцидоз), закаливающие процедуры.


Творческое

Направлено пробуждать в детях чувство прекрасного.

  • Навыки культурного поведения и общения.

  • Коллективно – творческие дела (в соответствие с планом).

  • Просмотр сказок.

  • Концертно – развлекательные программы.

  • Игры – развлечения, викторины, соревнования.

  

Экологическое

  • Беседы, мероприятия.

  • Экологические марафоны, рейды.

  • Выставки рисунков и поделок.

  • Конкурс «Знатоки родного края».

  • Развлекательная программа «Угадай животное».


Организационное

  • Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;

  • Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;

  • Определение места (статуса) в коллективе;

  • Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

  • Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

  • Формирование групповых норм, ценностей и традиций.

  • Название отряда, девиз, утреннее построение, подведение итога дня.

  • Игры на сплочение


Содержание деятельности и механизм реализации.

Механизм реализации программы

п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Подготовительный этап

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

  • издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря;

  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей»;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

апрель - май

Заместитель директора по воспитательной работе, начальник лагеря,

учителя начальных классов.

2

Организационный этап.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск программы «Космическое путешествие»;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

  • выявление и постановка целей развития коллектива и личности;

  • сплочение отряда;

  • формирование законов и условий совместной работы;

  • подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

июнь

Начальник лагеря,

учителя начальных классов, старшая вожатая.

3

Основной этап.

Реализация основных положений программы.

Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

  • познают, отдыхают, трудятся;

  • делают открытия в себе, в окружающем мире;

  • помогают в проведении мероприятий;

  • учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

  • развивают способность доверять себе и другим;

  • укрепляют свое здоровье.

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

  • работа творческих мастерских.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.


июнь

Начальник лагеря, ст. вожатая,

учителя начальных классов

4

Заключительный этап

Последний день лагеря.

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;

  • выработка перспектив деятельности организации;

  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Июнь

Заместитель директора по воспитательной работе, начальник лагеря,

учителя начальных классов


6. Схема управления программой

Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7до 14 лет различных социальных групп.

Для организации работы по реализации программы смены:

-проводятся ежедневные планерки воспитателей;

-составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;

-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);

-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;

-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий. Проводятся инструктажи с педагогами и детьми по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.

Обязанности командира отряда:

-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;

-планировать совместно с воспитателями работу своего отряда;

-следить за выполнением режимных моментов;

-отвечать за одно из направлений работы.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ковалева Елена Викторовна

Дата: 25.09.2015

Номер свидетельства: 233578

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства