Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В гостях у сказки»
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В гостях у сказки»
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В гостях у сказки» »
Программа
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«В гостях у сказки»
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации:
26.05 – 19.06. 2015 г.
Составила:
Ковалева Е.В.
учитель - логопед
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития. Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛДП «В гостях у сказки» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря. Основная идея программы ЛДП «В гостях у сказки» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей со сказочными персонажами по разным тематическим направлениям. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения,
общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего
мира.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание,
должностная субординация.
Концептуальный подход
Сказкотерапия – это арт-терапия. Она позволяет:
- преодолевать страхи;
- наполнять творчеством и радостью жизнь ребенка;
- преодолевать последствия травм и заболеваний (например, восстановление моторики рук после травм или при ДЦП, развитие речи и т.д.).
Важная организационно-психологическая ценность сказкотерапии– это коллективное анимационное творчество, которое развивает в ребенке умение общаться, развивает чувство команды, чувство общности достижения цели, социализирует ребенка.
Сказкотерапия открывает перед ребенком возможность освоения новых технологий. Это дает:
- психологически комфортное существование ребенка в современном мире,
- дает базис для дальнейшего развития и социализации детей.
Сказкотерапия – особый вид деятельности, соединяющий в себе желание взрослых проявить себя в помощи детям и вечную мечту детей о всемогуществе, волшебстве и бессмертии, и эта встреча происходит тогда, когда они вместе начинают создавать мультфильмы. Ежедневный маленький прогресс ребенка становится стимулом к его развитию и качественно иной – более счастливой, наполненной и открытой миру!
В нашем программе участвуют дети с ограниченными возможностями здоровья.
Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в смене «В гостях у сказки» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Структура занятий включает следующие этапы:
1 этап – Прослушивание сказки с музыкальным сопровождением. В процессе слушания используются элементы ритмопластики, образно – сюжетного танца с импровизацией, элементы гимнастики для пальцев и кистей рук. Обязательно включаются элементы вокальных упражнений и звукоподражания, «озвучивание движений».
2 этап – Практическая деятельность с различными материалами, направленная на создание художественных образов. В процесс практической деятельности включается речевое сопровождение, комментирование действий. Подведение итога и словесный отчет. Предполагается музыкальное сопровождение.
3 этап – Повторное прослушивание сказки с музыкальным сопровождением и двигательным аккомпанементом.
С учетом возможности детей включается беседа, пересказ, комментирование.
Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Содержание программы.
Основные принципы и направления деятельности.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
Продолжение учебного процесса и воспитательной работы в условиях лета;
проблема летней занятости детей;
укрепление здоровья учащимися.
При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:
Принципы:
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей и подростков опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2.Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3.Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4.Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
6.Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
Безусловная безопасность всех мероприятий;
учет особенностей каждой личности;
возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;
распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
В течение смены планируется реализация программы по направлениям:
Интеллектуальное;
организационное;
спортивно-оздоровительный;
творческое;
экологическое.
Название направления
Краткое описание
Интеллектуальное
Направлено на расширение кругозора, развитие познавательной деятельности.
Развитие интеллектуальных способностей детей.
Развитие мышления, памяти, внимания.
Эрудит-шоу «Сказочная викторина»
Интеллектуальная игра «Герои сказок».
Спортивно-оздоровительное
Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей.
Утренняя гимнастика.
Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей.
Принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток).
Организация пешеходных экскурсий.
Организация здорового питания детей.
Организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр.
Культурно – массовые и спортивные мероприятия.
Самомассаж.
Релаксация.
Лечебная физкультура для коррекции и профилактики нарушения осанки
Направлено пробуждать в детях чувство прекрасного.
Навыки культурного поведения и общения.
Коллективно – творческие дела (в соответствие с планом).
Просмотр сказок.
Концертно – развлекательные программы.
Игры – развлечения, викторины, соревнования.
Экологическое
Беседы, мероприятия.
Экологические марафоны, рейды.
Выставки рисунков и поделок.
Конкурс «Знатоки родного края».
Развлекательная программа «Угадай животное».
Организационное
Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;
Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;
Определение места (статуса) в коллективе;
Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;
Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
Формирование групповых норм, ценностей и традиций.
Название отряда, девиз, утреннее построение, подведение итога дня.
Игры на сплочение
Содержание деятельности и механизм реализации.
Механизм реализации программы
№ п/п
Содержание
Сроки
Ответственные
1
Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
апрель - май
Заместитель директора по воспитательной работе, начальник лагеря,
учителя начальных классов.
2
Организационный этап.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Космическое путешествие»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
сплочение отряда;
формирование законов и условий совместной работы;
подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
июнь
Начальник лагеря,
учителя начальных классов, старшая вожатая.
3
Основной этап.
Реализация основных положений программы.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
познают, отдыхают, трудятся;
делают открытия в себе, в окружающем мире;
помогают в проведении мероприятий;
учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
развивают способность доверять себе и другим;
укрепляют свое здоровье.
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.
июнь
Начальник лагеря, ст. вожатая,
учителя начальных классов
4
Заключительный этап
Последний день лагеря.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Июнь
Заместитель директора по воспитательной работе, начальник лагеря,
учителя начальных классов
6. Схема управления программой
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7до 14 лет различных социальных групп.
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий. Проводятся инструктажи с педагогами и детьми по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.
Обязанности командира отряда:
-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
-планировать совместно с воспитателями работу своего отряда;