Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Морской прибой»
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Морской прибой»
Среди множества социальных проблем нашего общества проблема детей с особыми образовательными потребностями и детской инвалидностью вызывает особую тревогу. Численность детей с ограниченными возможностями растёт. Происходит их социальное исключение из контекста общественной жизни. Таким детям необходимо реализовать свою двигательную активность, недостаток которой накапливается за время учебного года.
Летние каникулы составляют значительную часть объема свободного времени школьников и являются наиболее благоприятным периодом для организации досуга детей, укрепления их физического, психологического и «творческого» здоровья. Летом дети растут, становятся лучше. Надо только помочь им в этом. Как известно, лучший способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым – это отправиться в путешествие. Любое путешествие сопряжено с приключениями и, самое главное, с открытиями, которые, как волшебные двери, открывают перед детьми новые грани окружающего мира. Но самые главные открытия – это те, которые происходят внутри каждого из детей. Именно они оказывают влияние на формирование личности и ее качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе МБС (к) ОУ 8 вида, г. Чернушка.
10
Количество, возраст учащихся
… учащихся, с 7 до 14 лет
11
Сроки проведения, количество смен
июнь, 1 смена
Пояснительная записка.
Среди множества социальных проблем нашего общества проблема детей с особыми образовательными потребностями и детской инвалидностью вызывает особую тревогу. Численность детей с ограниченными возможностями растёт. Происходит их социальное исключение из контекста общественной жизни. Таким детям необходимо реализовать свою двигательную активность, недостаток которой накапливается за время учебного года.
Летние каникулы составляют значительную часть объема свободного времени школьников и являются наиболее благоприятным периодом для организации досуга детей, укрепления их физического, психологического и «творческого» здоровья. Летом дети растут, становятся лучше. Надо только помочь им в этом. Как известно, лучший способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым – это отправиться в путешествие. Любое путешествие сопряжено с приключениями и, самое главное, с открытиями, которые, как волшебные двери, открывают перед детьми новые грани окружающего мира. Но самые главные открытия – это те, которые происходят внутри каждого из детей. Именно они оказывают влияние на формирование личности и ее качеств. Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием называется «Морской прибой», в ходе которой проводится сюжетно-ролевая игра «Морские приключения, или Свистать всех наверх!» Романтика морских приключений… Каждый человек мечтает хотя бы один раз в жизни встать на капитанский мостик прекрасного фрегата. Участники смены смогут осуществить эту мечту. Известный Капитан набирает флотилию для экспедиции, поставившей себе цель: открыть все тайны мира. Что ожидает юных путешественников в открытом море? Покажет время. Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - ролевую игру, как ведущий тип деятельности. Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все - участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности. Сюжетно-ролевая игра «Морские приключения, или Свистать всех наверх!» - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. Ребята и педагоги в течение всего сезона совершают сказочное кругосветное путешествие. Каждый ребенок является новичком - юнгой; отряды - экипажами. Продвигаться экипажам вперед помогают: боцманы (воспитатели), адмирал (начальник лагеря), капитан - лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение бортового журнала. Экипажи пересекают моря и океаны, делают остановки на «Острове Сокровищ», в «Бухте Памяти», у «Водопада Творчества», проплывают «Озеро Надежды», «Залив морских песен», «Океан Любви» и т.д. Программа ориентирована на творческий отдых ребят, который поможет улучшить творческие навыки, вызовет интерес к развитию новых способностей и талантов, ведь проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная в современном образовании. На дополнительных занятиях в морской Академии открытий капитана Врунгеля дети, исходя из своих интересов, могут пройти курс занятий по следующим направлениям: актёрское мастерство, вокал, танцы, сценическая речь, грим, декораторское искусство и, конечно же, повысить качество футбольных и волейбольных навыков. Здесь каждый сможет почувствовать себя не только фантазером и выдумщиком, участвуя в творческих играх и конкурсах, но и стать настоящим героем-мореплавателем, сконструировав свой собственный корабль и поучаствовав в морской регате! В ходе смены ребят ждут также увлекательные игротеки Фукса и настоящие приключения в борьбе с коварными злодеями Джулико Бандито и Де Ля Воро Гангстерито. Все участники этой смены попадут в атмосферу креативной мастерской. Настоящие профессионалы зажгут в детях дух творчества и подарят вдохновение.
Цель программы:
Организация полноценного отдыха детей и развитие творческих способностей в период летних каникул.
Задачи программы:
Создание условий для организованного отдыха детей.
Создать условия для раскрытия творческих способностей каждого ребенка, свободного воображения и фантазии.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья.
Ожидаемые результаты:
Удовлетворение потребности школьников в полноценном отдыхе, реализация их интересов.
Выявление талантливых детей:
- Защита творческих работ «Морской конек»;
- Хит-парад «На морской волне;
- Гала концерт «На всех парусах»».
3. Укрепление физических и психологических сил детей.
Отсутствие правонарушений среди учащихся в летний период.
Критерии оценки эффективности программы:
Качество организации отдыха детей.
Использование новых методик и технологий по привитию детям навыков здорового образа жизни.
Привлечение родителей и социальных партнеров к реализации программы смены.
Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с детьми разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей детей.
Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательно-образовательного процесса.
Наличие в лагере объединений дополнительного образования детей.
Использование различных форм организации детского самоуправления.
Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне- оздоровительной работы.
Участники программы
1. Участниками программы лагеря дневного пребывания «Морской прибой» являются учащиеся школы, педагогические работники.
Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием «Морской прибой» от 7 -14 лет.
Механизмы реализации программы
Летний лагерь с дневным пребыванием детей «Морской прибой» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы «Морской прибой» заложены разнообразные формы и методы:
Путешествия по морям, океанам и островам.
Сюжетно-ролевые игры.
Танцевально-развлекательные и игровые программы.
Экзотические шоу.
Коммуникативные и познавательные игры.
Спортивные эстафеты, соревнования и праздники.
Коллективно-творческие дела.
Экскурсии в музеи и на природу.
Ярмарка идей.
Творческая мастерская.
Морская Академия открытий капитана Врунгеля.
Центр релаксации «Игротека Фукса».
Кадровое обеспечение лагеря
Ковалева Е.В. начальник лагеря
Ахунова Э.З. психолог
Зиянгирова С.С. инструктор по ЛФК
Губанова С.А. библиотекарь
Суфиянова Л.А. организатор
Даутова Э.Ф. воспитатель
Шарифисламова М.Г. воспитатель
Вострецова Л.П. воспитатель
Курбатова З.А. воспитатель
Мухаярова Л.А. воспитатель
Карматская Н.А. воспитатель
Материально – техническое обеспечение
Магнитофон, настольные игры, теннис, канцелярские товары, спортивный инвентарь, компьютеры, музыкальный центр.
Количество человек в группе - 12
В состав группы входят дети с интеллектуальными нарушениями.
Специфика организации оздоровительного летнего отдыха предусматривает воспитание в них отзывчивости, доброты, а детям инвалидам позволяет расширить социальные контакты и кругозор.
Педагоги, работающие с группой, используют методы коррекционной педагогики и специальной психологии для развития коммуникативных особенностей, кругозора, познавательной активности.
В группах должен быть создан благоприятный эмоционально-психологический климат.
Содержание программы.
Основные принципы и направления деятельности.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
Продолжение учебного процесса и воспитательной работы в условиях лета;
Проблема летней занятости детей;
Укрепление здоровья учащимися.
При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:
Принципы:
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей и подростков опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2.Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3.Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4.Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
6.Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
безусловная безопасность всех мероприятий;
учет особенностей каждой личности;
возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;
распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап (апрель – май).
Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- подбор кадров для работы в летнем пришкольном лагере;
- формирование нормативно-правовой базы пришкольного лагеря;
анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Содержание программы
Организационно-педагогическая деятельность
- комплектование штата лагеря кадрами;
- совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся;
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».
Работа по привитию навыков ЗОЖ
По привитию детям навыков здорового образа жизни в программу включены следующие мероприятия:
привлечение медицинского работника;
утренняя гимнастика;
реклама ЗОЖ;
организация выездов в «Городок»;
организация спортивно-массовых мероприятий;
центр релаксации «Игротека Фукса».
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми психологом проводятся:
- Огоньки «Будем знакомы!»
- коммуникативные игры на знакомство: «Снежный ком», «Назовись».
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
- Игры на сплочение коллектива «Заколдованный замок»,
«Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона».
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
-Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на воде»
- Конкурсы рисунков, актерского мастерства, вокального и хорового пения.
- Коллективно-творческие дела: «С корабля на бал», «На всех парусах», «На морской волне».
- Мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсные программы .
Работа по патриотическому воспитанию детей
- Экскурсия в краеведческий музей города Чернушки.
- Беседа «Поговорим о матушке-природе»;
- Конкурсы рисунков;
- Путешествие на остров «Память».
Совместная работа социальными партнерами
- Проведение совместных мероприятий с ДК, городской библиотекой, спортивным комплексом «Радуга».
- Участие родителей в спортивных эстафетах, КТД.
- Встреча с участковым уполномоченным.
Аналитическая деятельность
- Предварительный сбор данных на воспитанников ЛОЛ «Морской прибой» (анкетирование родителей);
- Цветовой опросник «Морская звезда» (каждый день дети разукрашивают звездочку в цвет своего настроения)
- Анализ мероприятий лагеря;
- Анализ анкет детей и родителей по окончании смены;
- Анализ работы программы «Морской прибой».
Содержание программы «Морской прибой»
Идея смены
Свои открытия ребята будут совершать по карте путешествий «По следам Синдбада – Морехода». Карта вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждый экипаж ведёт свой путевой дневник – «Бортовой журнал», куда заносит, зарисовывает, вклеивает всё самое интересное, с чем встречается в пути. Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «Свистать всех наверх!».
Антураж смены
Вся жизнедеятельность в ЛДП «Морской прибой» пронизана морской тематикой. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с морскими терминами:
Начальник лагеря – адмирал.
Лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение бортового журнала, в который заносятся успехи и достижения членов экипажей - капитан.
Дети – юнги.
Комната совещаний Совета капитанов – капитанская рубка;
Место проведения линейки – капитанский мостик;
Место сбора экипажа – кают-компания;
Отряд – экипаж;
Воспитатели – боцманы;
Вожатые отрядов – штурманы;
Столовая – камбуз;
Информационный стенд – дневник путешествия;
В оформлении, одежде, ритуалах также элементы морской тематики: якоря, компасы, карта, глобус, рында (морской колокол), штурвал, капитанская фуражка (моряки называют ее - мица), спасательные круги, бескозырки и т.п.
Ежедневно в игре добавляются новые слова и термины из морского словаря, который эстетично оформленный вывешивается на видном месте под названием «Морской глоссарий». Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей по неизвестным островам. У каждого острова есть свой секрет. Ребятам предлагается исследовать эти острова и открыть их секреты. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается в конце смены, и тогда будут открыты и поняты секреты всех островов.
Система стимулирования
После старта регаты «Полный вперёд!» каждый отряд (экипаж) получает отрядный флаг, на который делает и укрепляет эмблему. За победу в различных делах экипаж может получить знак успеха на свой флаг в виде якоря.
Каждый якорь имеет свой цвет и значение:
Якорь красного цвета – 1 место и 15 миль;
Якорь синего цвета – 2 место и 10 миль;
Якорь зеленого цвета – 3 место и 5 миль.
За особые заслуги – золотой якорь.
Задача каждого экипажа – собрать как можно больше якорей, что может выявить лучший экипаж по номинациям:
«Самый дружный»,
«Самый творческий»,
«Самый интеллектуальный»,
«СУПЕРЭКИПАЖ».
Для индивидуальной системы роста в каждом экипаже разработаны свои знаки успеха.
Набрав 5 отличительных знаков успеха, участник игры получает звание «юнги» и отличительный знак – ленточку голубого цвета, который крепится к одежде.
Те, кто зарабатывает в сумме 10 знаков успеха – присваивается звание «матрос»и выдаётся ленточка зеленого цвета.
Звание «морского волка» и нагрудную ленточку красного цвета получают те, ребята, кто за смену набирает 20 знаков.
1 раз в 3 дня созывается Совет капитанов, который корректирует маршруты судов при помощи жеребьёвки, ведь во время регаты корабль может:
1. Сесть на мель. Чтобы сдвинуть корабль с места надо приложить физические силы. Для этого в экипаже провести спортивное мероприятие «В поисках сокровищ капитана Флинта» или водно-сухопутное соревнование. Может быть и свой вариант.
2. Попасть в шторм. На моряков свалилось сразу всё: и вода, и ветер и т.д. Отряд в течение 3-х дней должен справиться с 5 различными по характеру заданиями.
3. На корабль напали пираты. Этот отряд получил чёрную метку. И между двумя отрядами должно пройти соревнование «Огонь, вода и медные трубы». Если побеждают пираты, то они забирают у соперников 5 миль к своим победным.
4. Рифы. Они могут подстерегать ни о чём не подозревающие экипажи, когда они идут своим курсом. Если экипаж наскочил на них, то он должен составить новый маршрут для плавания (игра на местности по запискам).
5. Штиль –отряд должен сделать сюрприз для других экипажей, чтобы поднять настроение.
6. Попутный ветер. Просто так принесёт команде 5 миль.
Ежедневно каждый экипаж получает 5 миль на карте плюс за победу в конкурсах и соревнованиях. Дежурный вожатый может дать 5 миль за самый чистый отряд в столовой, кают - компании. Совет капитанов по проведению регаты может дать ещё 5 миль за интересное отрядное дело (если оно еще описано и сдано в банк интересных дел).
Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в названии экипажа, девизе, символах и атрибутах, законах и традициях отрядной жизни, игровых отрядных условностях, в особых приветствиях, прощаниях, пожеланиях успеха, оформлении отрядного уголка.
Планирование по ключевым делам
Дни
Мероприятия
1 день «Веселый отлив»
31 мая
Регистрация детей, комплектование экипажей «Морской прибой».