Программа курса внеурочной деятельности "Человек в окружающем мире" (Мир деяятельности ученика)
Программа курса внеурочной деятельности "Человек в окружающем мире" (Мир деяятельности ученика)
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течениевсейжизни».
Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни».
В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач.
Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Человек в окружающем мире" (Мир деяятельности ученика)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №13 Тракторозаводского района Волгограда»
Утверждена научно-методическим советом
Протокол № __ от___________ 2015 г.
Директор МОУ Гимназии №13_____________
«Человек в окружающем мире»
(МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА)
Программа курса внеурочной деятельности
детей 7-8 лет.
Срок реализации 1 год.
Разработчик программы:
Зубарь Светлана Витальевна,
педагог начальных классов
высшей квалификационной категории.
Волгоград, 2015 г.
Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей 7-8 лет «Человек в окружающем мире»
(МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА)
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся непросто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Актуальность программы
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течениевсейжизни».
Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни».
В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач.
Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.)
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности учащихся при получении начального общего образования являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». А.Я. Динилюк, А.М. Кондраков, В.А. Тишков
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2011г.)
Формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:
1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль умения выполнять действие.
Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.
Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС.
Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Благодаря этому способ формирования метапредметных результатов ФГОС приобретает целостность и завершенность.
Задачи:
формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
приобретение опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
формирование специфических качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе;
духовно-нравственное развитие личности, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Курс «Мир деятельности» - актуальный, современный учебный курс, который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы. Данный курс поможет ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.
Курс «Мир деятельности» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.
В ходе работы ученик задумывается и отвечает на вопросы:
- Что значит учиться?
- Что мне нужно сделать, чтобы успешно учиться?
- Какие качества помогут мне успешно учиться?
- Как согласованно и дружно работать в паре или группе с другими учениками?
- Как я смогу исправить свои собственные ошибки?
Курс помогает первоклассникам:
1) учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания; 2) не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности;
3) развивать навыки согласованной работы в группах;
Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные первоклассником, не принесут ожидаемого эффекта.
Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, он должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.
Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет как минимум затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными вовсе.
Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.
Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
Важно и то, что работа по курсу «Мир деятельности» становится школой саморазвития и для учителя, помогает ему осознать сущность метапредметных результатов ФГОС и методы их достижения.
Организация образовательной среды занятий по технологии деятельностного метода (далее – ТДМ) обеспечивается системой дидактических принципов, построенных теоретическим способом.
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
При организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения.
Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже в основном сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться. Представленная система дидактических принципов обеспечивает освоение детьми современного содержания образования в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). При этом в ней отражены идеи ведущих российских педагогов и психологов о принципах организации развивающего обучения: В.В. Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности) и др.
Ценностными ориентирами содержания программы внеурочной деятельности являются:
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий:
объяснительно-иллюстративные;
информационные;
частично-поисковые;
проблемные;
исследовательские.
Активные формы проведения занятий: лекция-диалог, проблемная лекция, консультация, собеседование, деловая игра, диспут, «круглый стол».
Таким образом, новая дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения.
Программа «Человек в окружающем мире» (МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)является модифицированной, она создана на основе надпредметного курса «Мир деятельности» (авт. Л.Г. Петерсон). М.: «Национальное образование», 2013.
Направление программы – социальное.
Уровень усвоения – общекультурный.
Способ освоения – креативный.
Уровень реализации – начальное образование.
Возрастной диапазон – младший школьный возраст.
Работа по программе «Мир деятельности» способствует реализации общих целей начального образования. Программа направлена в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построена с учётом идей развивающего образования. Предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам.
Программа предполагает привлечение родителей и других членов семьи учащихся к проведению различных коллективных дел.
Программа внеурочной деятельности «Мир деятельности» рассчитана на 1 год обучения для учащихся 1 класса, 1 час в неделю.
Итого: 37 часов в год.
Форма обученияпо количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная; по месту проведения: школьная, внешкольная (домашняя, самостоятельная).
Содержание курса «Мир деятельности»
1 класс (37 часов)
Содержание раздела
Характеристика деятельности учащихся
Организационно-рефлексивная линия
Что значит учиться? (Два основных этапа учебной деятельности.)
Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).
Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.
Цель выполнения домашнего задания.
Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.
У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).
Коммуникативная линия
Правила поведения на уроке. Правила работы в паре, в группе.
Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.
Познавательная линия
Как научиться быть внимательным.
У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.
Ценностная линия
Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.
Семья – мой помощник в учении.
Ценностные качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность.
У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.
Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?»
Диагностика
Метапредметные результаты освоения курса«Мир деятельности», 1 класс
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) освоение основных правил общения и формирование умения их применять;
2) освоение правил поведения на уроке и формирование умения их применять;
3) освоение правил поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобретение опыта их применения;
4) освоение правил культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобретение опыта их применения;
5) освоение основных приёмов развития внимания, приобретение опыта их применения;
6) освоение простейших правил и приемов сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобретение опыта их применения;
7) формирование представлений о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность, приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.
Метапредметные и предметные результаты:
1) освоение основных функций ученика и учителя на уроке;
2) освоение последовательности из 10 шагов учебной деятельности;
3) формирование умения определять основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага;
4) формирование умения осознанно осуществлять пробное учебное действие;
5) формирование умения грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия;
6) формирование умения формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы;
7) формирование умения формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем;
8) формирование умения на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез;
9) формирование умения самостоятельно проверять свою работу по образцу;
10) формирование умения применять алгоритм исправления ошибок при проверке выполненного задания;
11) формирование умения работать в парах.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников
Однимиз наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование.
Для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Необходимо помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.
Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.
Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха» в учебном пособии.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Учебно – тематический план
№/п
Раздел
(содержательные линии)
Общее количество часов
Теория
Практика
1.
Организационно-рефлексивная линия
12
1
11
2.
Коммуникативная линия
8
1
7
3.
Познавательная линия
8
1
7
4.
Ценностная линия
9
1
8
ИТОГО:
37
4
33
Календарно – тематический план
№
п/п
Тема занятия
Дата
план
факт
1.
Учиться… А что это значит?
01.09
2.
Учитель и ученик.
08.09
3.
Я ученик. Правила работы на уроке.
15.09
4.
Личностные качества ученика. Активность.
22.09
5.
Умение выражать свои эмоции.
29.09
6.
Школьные правила вежливости.
06.10
7.
Как устроено общение. Доброе слово.
13.10
8.
Учимся дружно. Работа в парах.
20.10
9.
Как исправить свою ошибку.
27.10
10.
Я ученик: что я уже знаю и умею (обобщение).
03.11
11.
Как научиться быть внимательным.
10.11
12.
Затруднение – мой помощник в учении.
17.11
13.
Ценности нашей жизни. Здоровье.
24.11
14.
Истинные и ложные ценности.
01.12
15.
Учимся дружно. Работа в группах.
08.12
16.
Личностные качества ученика. Терпение.
15.12
17.
Я ученик: что я уже знаю и умею (обобщение).
22.12
18.
Как выяснить, что я не знаю.
05.01
19.
Ставлю цель.
12.01
20.
Путь к цели: узнаю новое.
19.01
21.
От знаю к умею.
26.01
22.
Зачем ученику домашнее задание.
23.
Домашнее задание делаю самостоятельно.
24.
Семья – мой помощник в учении.
25.
Пробное учебное действие.
26.
Не могу… Остановлюсь, чтобы подумать.
27.
Причина затруднения.
28.
Что я уже знаю и умею (обобщение)
29.
Как проверить свою работу.
30.
Учусь запоминать.
31.
Личностные качества ученика. Самостоятельность.
32.
Учимся дружно. Слушаю и слышу.
33.
Как понимать друг друга без слов.
34.
Личностные качества ученика. Честность.
35.
Личностные качества ученика. Доброжелательность.
36.
Творческая гостиная «Что я уже знаю и умею»
37.
Праздник «Невероятные приключения первоклассников в Тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться».
ЛИТЕРАТУРА
Программа надпредметного курса «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон. М.: «Национальное образование», 2013 г.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишаков В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2013 г.
А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: «Просвещение», 2010 г.
«Мир деятельности», 1 класс. Методические рекомендации для учителя. Л.Г. Петерсон. М.: «Национальное образование», 2015 г.
Электронное приложение к курсу «Мир деятельности». 1 класс. М.: «Национальное образование», 2015 г.
Разрезной материал к курсу «Мир деятельности». 1 класс. М.: «Национальное образование», 2015 г.
Что значит «уметь учиться». Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, С.Е. Мазурина, И.В. Зайцева. -М.: УМЦ «Школа 2000...», 2011 г.
Формирование и диагностика общеучебных организационно - рефлексивных умений. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. — М.: УМЦ «Школа 2000...», 2010 г.