kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса отделения дополнительного образования детей "Мир информатики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Данная образовательная программа предназначена для учащихся начальной и средней школы (7-15 лет) и является первым звеном в цепи обучения информационным технологиям. Она направлена на научно-техническое и творческое развитие личности учащихся.  При этом акцент делается на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Ученики, используя возможности компьютера, знакомятся с разнообразными способами изложения и наглядного оформления информации. Акцент делается на собственной деятельности ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса познания, руководитель творческих устремлений учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

   Особенностью данной программы является обучение компьютерной графики: сначала в программе  Paint, а затем в графических редакторах Photoshop, CorelDraw, и мультимедийной программе Flash. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса отделения дополнительного образования детей "Мир информатики" »

Структурное подразделение – отделение дополнительного образования детей


ПРОГРАММА КУРСА

«Мир информатики»

Преподаватель: Шишкина Нина Бруновна



Пояснительная записка.


Данная программа предназначена для учащихся начальной и средней школы (7-15 лет) и является первым звеном в цепи обучения информационным технологиям.

Информатизация общества является объективным и закономерным процессом. В информационном обществе одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Использование новых информационных технологий и ресурсов позволяет человеку увереннее чувствовать себя в жизни.

Информатика как предмет изучается в школе. Но не во всех школах, изучение информатики начинается с начальной школы, или 5 класса, поэтому детям с 7-15 лет часто не доступны знания основ информатики. Учитывая, что в начальной школе на уроке информатики дается теория и практика в игровых программных средах, а не знакомство со стандартными программами Microsoft Office, данная программа направлена на знакомство с этими программами и умение работать с ними. А так же для знакомства и изучения методов работы в Photoshop, CorelDraw, Flash и программах, которые не входят в школьную программу. Например: детская дизайнерская программа «Домашняя мастерская», которая позволяет ребятам делать фото-коллажи, разнообразить старые фотографии, проявляя свою фантазию или программа «Фото за 5 минут», которая позволяет улучшать фотографии и придавать им необычный вид и многими другими.


Направленность программы – научно-техническая.


Данная образовательная программа направлена на научно-техническое и творческое развитие личности учащихся. При этом акцент делается на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Ученики, используя возможности компьютера, знакомятся с разнообразными способами изложения и наглядного оформления мыслей, с идеями и способами мышления людей разного возраста, разной социальной принадлежности. Акцент делается на собственной деятельности ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса познания, руководитель творческих устремлений учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.


Актуальность и новизна.


Особенностью данной программы является обучение компьютерной графики: сначала в программе Paint, а затем в графических редакторах CorelDraw, Photoshop, и мультимедийной программе Flash. С этими программами учащиеся старших классах знакомятся на уроках, а обучение могут пройти только на элективных курсах. На отработку элементов рисования в данных программах отведено мало времени. Моя программа учитывает этот недостаток и отводит много времени на отработку элементов рисования, на компьютерный рисунок.

Для реализации этой программы необходимо материально-техническое обеспечение (компьютеры, мультимедийный проектор, периферийное оборудование, различные программные средства).

В программу включена теоретическая часть, которая реализуется следующими принципами и методами:

  • Принципы: научности, доступности, систематичности, динамичности, взаимодействия теории с практикой.

  • Методы: поэтапных открытий, диалогический, сравнения, метод отчетных, организационно-выставочных занятий, метод активизации деятельности и мышления, метод привлечения эмоционального, визуального и бытового опыта учащихся.


Практическая часть построена в соответствии с принципами валеологии: «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, на компьютере дети работают 10-15 минут (начальная школа), 15-20 минут (средняя школа) и сразу после работы за компьютером следует минута релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнение для глаз и кистей рук.



ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ


  • Формирование информационной культуры обучающегося, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера.


ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Образовательные:


  • Ознакомить обучающихся детей с основными понятиями информатики (компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа, файл, и др.)

  • Формировать первоначальные представления о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера;

  • Дать знания по применению компьютера как инструмента практической деятельности (Работа со стандартными программами, текстовым редактором, графическими редакторами)


Развивающие:


  • Развивать логическое и образное мышление, фантазию, внимание, память, творческий и познавательный потенциал обучающегося, расширять кругозор с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.

  • Формировать алгоритмичный подход к решению задач;


Воспитательные:


  • Осуществлять индивидуально-личностный подход к обучению;

  • Воспитывать художественный вкус, аккуратность, добросовестность работе при выполнении заданий, ориентировать обучающихся на соблюдение правил о собственном здоровье и здоровье окружающего;

  • Воспитывать потребность к самообразованию.

МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Занятия по образовательной программе «Мир информатики» строится с учетом возрастных особенностей обучающихся, учитываются знания о валеологической культуре, используемой в проведении физических минуток релаксации: упражнения для глаз и кистей рук. Количество занимающихся детей в кружке должно соответствовать нормам СЭС и материально-технической базе (за одним компьютером работает один обучающийся). В данный кружок могут записаться учащиеся, желающие научиться работать на компьютере.


I год обучения 6 – 7 лет

II год обучения 8 – 9 лет

III год обучения 10 – 11 лет

IV год обучения 11 – 12 лет


ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Реализация поставленных целей возможна при индивидуально-групповом обучении. Группы строятся по возрастным критериям. План рассчитан на всю группу, после первого этапа работы, охватывающего всех детей, начинается индивидуальная работа с каждым в отдельности. При этом более подготовленные дети успевают выполнить больший объем работы. Здесь желателен и возможен дифференцированный подход к обучающимся детям (задания разного уровня сложности).

Программа рассчитана на 4 года обучения 1 раз в неделю по 2 часа. Итого 72 часа в год.

Занятия включают в себя теорию и практику. Каждый урок содержит разминку (логические, математические задачи, задачи на развитие внимания, логики), физкультминутки, упражнения на релаксацию, игры и работу на компьютере.

В конце каждого года проводятся соревнования и выставки работ детей. В конце 2 и 3 года обучения ребятам предлагаются темы для самостоятельной разработки: рисунки, открытки в программе Paint, оформление сочинений, объявлений в текстовом редакторе Word. В конце 4 года обучения ребята выполняют творческие работы: создание презентации в программе PowerPoint по выбранной ими теме, создание небольшого Flash-ролика.



ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


  1. Организационный момент-2-3- мин.

  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи, задачи на внимание- 5-7-мин.

  3. Повторение пройденного материала на предыдущем занятии – 3-4 мин.

  4. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач – 10-12 мин.

  5. Физкультминутка, игры на внимание – 2-3 мин.

  6. Работа за компьютером – 10-15 мин, или 15-20 мин.

  7. Релаксация – 1 мин.

  8. Подведение итогов – 2-3 мин.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ


Педагог объясняет детям критерии оценки их работы, следовательно, обучающиеся приобретают опыт самостоятельного оценивания собственной работы.

Критерии оценки:


  • Содержательный: глубина и полнота раскрытия темы, оригинальность замысла.

  • Технический: владение способом и техникой выполнения, применение возможностей графического или текстового редактора.

  • Общее впечатление: цветовое решение, композиция.



ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:


  • Оценка проектной деятельности обучающихся детей.

  • Выставки работ.

  • Участие в школьных, районных и городских конкурсах.

  • Показ работ детей на родительских собраниях.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Обучающиеся должны знать:


  • Правила техники безопасности при работе с компьютером;

  • Понятия «информация», «компьютер», «программа», «меню», «рабочий стол», «значок», «графический редактор»

  • Что устройствами ввода информации являются клавиатура и манипулятор «мышь»;

  • Основные инструменты графического редактора Paint.


Обучающиеся должны уметь:


  • Пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;

  • Использовать манипулятор «мышь»;

  • Работать с командами, открыть и закрыть меню, файл;

  • Создавать и редактировать простые графические изображения с использованием инструментального меню.



ПРОГНАЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Обучающиеся должны знать:


  • Правила работы с компьютером и технику безопасности;

  • Что тексты и изображения – это информационные объекты;

  • Что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком;

  • Основные инструменты текстового редактора;

Обучающиеся должны уметь:


  • Осуществлять поиск, простейшие преображения, хранение информации и данных;

  • Работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

  • Использовать компьютер для решения простейших практических задач, для этого: уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, хранение, поиск, запуск программы);

  • Создать элементарные проекты (в текстовом и графическом редакторе).



ПРОГНАЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Обучающиеся должны знать:


  • Правила работы с компьютером и технику безопасности;

  • Назначение основных устройств компьютера и основные сферы применения компьютеров;

  • Знать понятие «информация»;

  • Знать виды информации, способы передачи и получения информации, свойства информации;

  • Знать способы хранения и организацию хранения информации;

  • Знать понятие «информационный носитель»;


Обучающиеся должны уметь:


  • Кодировать и декодировать информацию с помощью алфавита;

  • Выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы;

  • Вводить информацию с помощью клавиатуры;

  • Работать с информационными объектами;

  • Создавать элементарные проекты (в текстовом редакторе (MSWord) и графическом редакторе (Photoshop), в мультимедийной программе PowerPoint).

ПРОГНАЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Обучающиеся должны знать:


  • Правила работы с компьютером и технику безопасности;

  • Историю развития компьютерной техники, роль компьютера в жизни общества.

  • Знать периферийные устройства (принтер, сканер, цифровые фото – и видеокамеры;

  • Знать понятие «информационные процессы»;

  • Знать виды информации, способы создания, передачи, принятия, хранения и обработки информации;

  • Знать понятие «алгоритм», свойства алгоритмов, виды алгоритмов;


Обучающиеся должны уметь:


  • Составлять несложные алгоритмы;

  • Создавать несложные графические объекты в программе Flash;

  • Вводить информацию с помощью клавиатуры;

  • Работать с информационными объектами;

  • Создавать элементарные проекты (в текстовом редакторе (MSWord) и графическом редакторе (CorelDraw), в мультимедийных программах PowerPoint и Flash).










ОБЩИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п


Основные темы образовательного процесса

1 год

2 год

3 год

4 год


Основные понятия информатики

14

16

16

16

1

Введение в предмет обучения

2

2

2

2

2

Информация и информационные процессы

12

14

14

14


Первоначальные представления о компьютере

12

10

6

6

3

Аппаратные и программные средства ИКТ

12

10

6

6


Информационные технологии

38

40

44

44

4

Кодирование и обработка числовой и текстовой информации

8

8

8

8

5

Кодирование и обработка графической информации

30

32

26

26

6

Кодирование и обработка мультимедийной информации

-

-

10

10

7

Повторение, резерв времени (конкурсы)

8

6

6

6


Итого

72

72

72

72




Учебно-тематический план

1 год обучения


Название темы (раздела)

Количество часов



Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Основные понятия информатики

14

7

7

1

Введение в предмет обучения

2

2

0

2

Информация и информационные процессы

12

5

7

2

Первоначальные представления о компьютере

12

6

6

1

Аппаратные и программные средства ИКТ

12

6

6

3

Информационные технологии

38

14

24

1

Кодирование и обработка числовой и текстовой информации

8

4

4

2

Кодирование и обработка графической информации

30

10

20

3

Повторение, резерв времени (конкурсы)

8

2

6


Итого

72

29

43



Учебно-тематический план

2 год обучения


Название темы (раздела)

Количество часов



Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Основные понятия информатики

16

8

8

1

Введение в предмет обучения

2

2

0

2

Информация и информационные процессы

14

6

8

2

Первоначальные представления о компьютере

10

5

5

1

Аппаратные и программные средства ИКТ

10

5

5

3

Информационные технологии

40

14

26

1

Кодирование и обработка числовой и текстовой информации

8

4

4

2

Кодирование и обработка графической информации

32

10

22

3

Повторение, резерв времени (конкурсы)

6

2

4


Итого

72

29

43


Учебно-тематический план

3 год обучения


Название темы (раздела)

Количество часов



Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Основные понятия информатики

16

9

7

1

Введение в предмет обучения

2

2

0

2

Информация и информационные процессы

14

7

7

2

Первоначальные представления о компьютере

6

3

3

1

Аппаратные и программные средства ИКТ

6

3

3

3

Информационные технологии

44

19

25

1

Кодирование и обработка числовой и текстовой информации

8

4

4

2

Кодирование и обработка графической информации

26

10

16

4

Кодирование и обработка мультимедийной информации

10

5

5

3

Повторение, резерв времени (конкурсы)

6

2

4


Итого

72

29

43


Учебно-тематический план

4 год обучения


Название темы (раздела)

Количество часов



Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Основные понятия информатики

16

9

7

1

Введение в предмет обучения

2

2

0

2

Информация и информационные процессы

14

7

7

2

Первоначальные представления о компьютере

6

3

3

1

Аппаратные и программные средства ИКТ

6

3

3

3

Информационные технологии

44

19

25

1

Кодирование и обработка числовой и текстовой информации

8

4

4

2

Кодирование и обработка графической информации

26

10

16

4

Кодирование и обработка мультимедийной информации

10

5

5

3

Повторение, резерв времени (конкурсы)

6

2

4


Итого

72

29

43


ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Полученные знания, умения и навыки являются базой для дальнейшего образования в области информатики: «Интернет технологии», которые учат ребят тонкостям работы в программах:

  • Мультимедийных программах – PowerPoint, Flash

  • Графических редакторах - Photoshop, CorelDraw

  • Программах программирования.







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные понятия информатики


1.Введение в предмет обучения


В данном разделе учащиеся знакомятся с целями и задачами кружка, планом обучения на год и видами контроля успеваемости. Выявляется уровень знаний учащихся в данной деятельности. Проводится беседа о возможностях компьютера. Ребята знакомятся с компьютерным классом и техникой безопасности и правилами работы в данном классе.


2.Информация и информационные процессы


В этом разделе нужно показать, что возможности современного компьютера позволяют человеку работать с информацией, которая воспринимается не только зрением, но и слухом. В электронном виде могут быть представлены различные виды информации – текстовая, графическая, видео, звуковая. Когда информация представлена в нескольких видах, то ее называют мультимедийной. В качестве мультимедийной информации можно привести видеофильмы, в которых динамическое изображение сопровождается звуком. Важно рассказать об информации и её свойствах. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятия об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписание. Предметы алгоритмов.


Первоначальные представления о компьютере


3.Аппаратные и программные средства ИКТ


Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера: системный блок, монитор, монитор, клавиатура, мышь. Периферийные устройства компьютера: принтер, сканер, колонки, наушники, микрофон. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера.


Системное программное обеспечение


4. Кодирование и обработка числовой и текстовой информации


Основным форматом представления информации в электронном виде является наиболее привычный для человека текстовой формат. В электронном виде можно представить любую книгу, статью, учебник или учебное пособие. Просмотр, создание и редактирование текстовых документов осуществляется с помощью специальных программ – текстовых редакторов (процессоров). Ребята знакомятся и учатся работать с текстовыми программами: Блокнот, WordPad и MSWord.


5. Кодирование и обработка графической информации


Важное место отводится информации в графическом виде, имеющие непосредственное отношение к текстовому материалу – иллюстрации и графические элементы, используемые для оформления электронных работ. Если текст дополнен иллюстрациями, то он воспринимается более эффектно. Ребята знакомятся и учатся работать в простом графическом редакторе Paint, знакомятся и учатся выполнять несложные работы в графических редакторах Photoshop и CorelDraw. Знакомятся с алгоритмом и графическими объектами, с растровой и векторной графикой.


6. Кодирование и обработка мультимедийной информации.


Под компьютерной презентацией понимают подготовленный набор графических изображений (слайдов) с возможным включением анимации, видео, звука. Главное назначение презентации – сопровождать выступление иллюстративным материалом, максимально автоматизируя процесс показа. Для создания мультимедийной интерактивной презентации широкие возможности дает программа Microsoft PowerPoint (также входит в состав пакета Microsoft Office). Эта программа предназначена для создания презентаций с использованием упорядоченного набора слайдов, которые могут содержать текст, рисунки. Анимация объектов делает презентацию более привлекательной. Ребята учатся создавать простейшие интерактивные проекты, работая с мультимедийной программой Microsoft PowerPoint.

Знакомятся с программой Flash, учатся работать с векторной графикой, знакомятся с технологией создания двухмерной анимации (т.е. анимации на плоскости).


ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Программное обеспечение всех тем является стандартным и ориентировано на программные продукты фирмы Microsoft:


  • Операционная система Windows,

  • Графический редактор Paint,

  • Текстовый редактор WordPad,

  • Текстовый процессор Word,

  • Мультимедийная программа PowerPoint,

  • Мультимедийная программа Flash.

  • Графические редакторы: Photoshop и CorelDraw,

  • Программная среда «Страна Фантазия» С.Н.Тур, Т.П.Бокучава,

  • Обучающаяся программа «Мир информатики» 6-9 лет, 8-11лет, ООО «Кирилл и Мефодий»,

  • «Игры и задачи, 1 – 4 классы» ООО "1С-Паблишинг",

  • Детская дизайнерская программа «Kazoo Домашняя мастерская» ООО «Руссобит Паблишинг»,

  • Программа  «Helen's Eyes Фотооткрытки за 5 шагов»,

  • Клавиатурные тренажеры: «Стамина», «Baby Tape» и другие.


Педагог оставляет за собой право менять темы занятий местами, варьировать количество часов по теме и сокращать курс в зависимости от возраста детей.



МЕТОДИЧЕСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Для реализации целей и задач программы используются разнообразные формы работы с детьми. Учебные занятия: теория и практика, как основная форма организации образовательного процесса. Беседа с просмотром иллюстративного материала – основа теоретической части. В практической части решаются конкретно поставленные задачи. Это могут быть и занятия эксперименты, и занятия обсуждения. Индивидуальный подход к каждому учащемуся обязателен. Дети обучаются работе по алгоритму, последовательности по принципу: от простого к сложному.


1 год обучения:


№п\п

Раздел/тема

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактич. Материал

Формы подведения итогов

Основные понятия информатики


Введение в предмет обучения

Виртуальная экскурсия

Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, памятка,

Опрос


Информация и информационные процессы

Учебное занятие, игра, занятие эксперимент, занятие обсуждение

Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка

Опрос;

тестирование;

игра-тест


Первоначальные представления о компьютере



Аппаратные и программные средства ИКТ

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, занятие эксперимент, занятие обсуждение


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест

Информационные технологии


Кодирование и обработка числовой и текстовой информации

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, соревнование


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

-взаимопроверка;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

-наблюдение;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест; соревнование



Кодирование и обработка графической информации

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, конкурс, занятие эксперимент, занятие обсуждение


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест, конкурс, выставка


Повторение, резерв времени (конкурсы)

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, конкурс, занятие эксперимент, занятие обсуждение


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест, конкурс, выставка


2 год обучения


№п\п

Раздел/тема

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактич. Материал

Формы подведения итогов

Основные понятия информатики


Введение в предмет обучения

Виртуальная экскурсия

Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, памятка,

Опрос


Информация и информационные процессы

Учебное занятие, игра, занятие эксперимент, занятие обсуждение

Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка

Опрос;

тестирование;

игра-тест


Первоначальные представления о компьютере



Аппаратные и программные средства ИКТ

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, занятие эксперимент, занятие обсуждение


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест

Информационные технологии


Кодирование и обработка числовой и текстовой информации

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, соревнование


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

-взаимопроверка;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

-наблюдение;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест, соревнование,



Кодирование и обработка графической информации

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, конкурс, занятие эксперимент, занятие обсуждение


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест, конкурс, выставка


Повторение, резерв времени (конкурсы)

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, конкурс, занятие эксперимент, занятие обсуждение


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест, конкурс, выставка


3 год обучения


№п\п

Раздел/тема

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактич. Материал

Формы подведения итогов

Основные понятия информатики


Введение в предмет обучения

Виртуальная экскурсия

Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, памятка,

Опрос


Информация и информационные процессы

Учебное занятие, игра, занятие эксперимент, занятие обсуждение

Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка

Опрос;

тестирование;

игра-тест


Первоначальные представления о компьютере



Аппаратные и программные средства ИКТ

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, занятие эксперимент, занятие обсуждение


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест

Информационные технологии


Кодирование и обработка числовой и текстовой информации

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, соревнование


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

-взаимопроверка;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

-наблюдение;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест, соревнование,



Кодирование и обработка графической информации

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, конкурс, занятие эксперимент, занятие обсуждение


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест, конкурс, выставка


Кодирование и обработка мультимедийной информации

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, конкурс, занятие эксперимент, занятие обсуждение


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест, конкурс, выставка


Повторение, резерв времени (конкурсы)

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, конкурс, занятие эксперимент, занятие обсуждение


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест, конкурс, выставка

4 год обучения


№п\п

Раздел/тема

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактич. Материал

Формы подведения итогов

Основные понятия информатики


Введение в предмет обучения

Виртуальная экскурсия

Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, памятка,

Опрос


Информация и информационные процессы

Учебное занятие, игра, занятие эксперимент, занятие обсуждение

Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка

Опрос;

тестирование;

игра-тест


Первоначальные представления о компьютере



Аппаратные и программные средства ИКТ

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, занятие эксперимент, занятие обсуждение


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест

Информационные технологии


Кодирование и обработка числовой и текстовой информации

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, соревнование


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

-взаимопроверка;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

-наблюдение;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест, соревнование,



Кодирование и обработка графической информации

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, конкурс, занятие эксперимент, занятие обсуждение


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест, конкурс, выставка


Кодирование и обработка мультимедийной информации

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, конкурс, занятие эксперимент, занятие обсуждение


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест, конкурс, выставка


Повторение, резерв времени (конкурсы)

Учебное занятие, игра, виртуальная экскурсия, конкурс, занятие эксперимент, занятие обсуждение


Эмоц.методы:

-поощрение,

-создание ситуации успеха;

-порицание;

Познават.:

-позн.игры;

-учебные дискуссии;

-опора на жизненный опыт;

Социальные методы:

-наблюдение;

-игра;

-создание ситуации взаимопомощи;

Практические:

-упражнение;

-тренинг;

-игра;

Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-дискуссия

Презентация, схема, таблица, картина, памятка, модель

Опрос;

тестирование;

игра-тест, конкурс, выставка




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Гейн А.Г. Информационная культура - Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003

  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие, М., БИНОМ, 2006

  3. Залогова Л.А. Практика по компьютерной графике. М., БИНОМ, 2006

  4. Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика» - Волгоград, ИТД «Корифей», 2006

  5. Макарова Н.В. «Информатика. Учебник. Начальный уровень», СПб: Питер, 2012г.

  6. Макарова Н.В. Практикум по технологии работы на компьютере. – М., Финансы и статистика, 2005г.

  7. Молочков В.П. Практические работы в графическом редакторе MS Paint, «Информатика и образование», №2, 2001г.

  8. Сафронов И.К. Бейсик в задачах и примерах - Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2002

  9. Смыковская Т.К., Корякин И.И. «Microsoft PowerPoint»: серия «Первые шаги по информатике», учебно-методическое пособие, Волгоград,2002г.

  10. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя - Санкт-Петербург, БХВ- Петербург, 2002

  11. Тур С.Н., Бокучава Т.П. «Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие 5-6 класс»- Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2002

  12. Тур С.Н., Бокучава Т.П., «Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1 – 4 классов», СПб.: БХВ-Петербург, 2002г.

  13. Угринович Н.Д. Информатика 5-7 класс - М., Лаборатория Базовых Знаний, 2003

  14. Чечельницкий А.В. «Десятипальцевый набор на клавиатуре», СПб.: БХВ-Петербург, 2006г.


Ресурсы Интернета


  1. http://www.klyaksa.net – сайт учителей информатики;

  2. http://www.lbz.ru/ – сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний;

  3. http://www.college.ru/ – Открытый колледж;

  4. http://www.rusedu.info – архив учебных программ.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа курса отделения дополнительного образования детей "Мир информатики"

Автор: Шишкина Нина Бруновна

Дата: 26.07.2014

Номер свидетельства: 110643


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства