Программа курса отделения дополнительного образования детей "Мир информатики"
Программа курса отделения дополнительного образования детей "Мир информатики"
Данная образовательная программа предназначена для учащихся начальной и средней школы (7-15 лет) и является первым звеном в цепи обучения информационным технологиям. Она направлена на научно-техническое и творческое развитие личности учащихся. При этом акцент делается на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Ученики, используя возможности компьютера, знакомятся с разнообразными способами изложения и наглядного оформления информации. Акцент делается на собственной деятельности ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса познания, руководитель творческих устремлений учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Особенностью данной программы является обучение компьютерной графики: сначала в программе Paint, а затем в графических редакторах Photoshop, CorelDraw, и мультимедийной программе Flash.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса отделения дополнительного образования детей "Мир информатики" »
Структурное подразделение – отделение дополнительного образования детей
ПРОГРАММА КУРСА
«Мир информатики»
Преподаватель: Шишкина Нина Бруновна
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для учащихся начальной и средней школы (7-15 лет) и является первым звеном в цепи обучения информационным технологиям.
Информатизация общества является объективным и закономерным процессом. В информационном обществе одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Использование новых информационных технологий и ресурсов позволяет человеку увереннее чувствовать себя в жизни.
Информатика как предмет изучается в школе. Но не во всех школах, изучение информатики начинается с начальной школы, или 5 класса, поэтому детям с 7-15 лет часто не доступны знания основ информатики. Учитывая, что в начальной школе на уроке информатики дается теория и практика в игровых программных средах, а не знакомство со стандартными программами Microsoft Office, данная программа направлена на знакомство с этими программами и умение работать с ними. А так же для знакомства и изучения методов работы в Photoshop, CorelDraw, Flash и программах, которые не входят в школьную программу. Например: детская дизайнерская программа «Домашняя мастерская», которая позволяет ребятам делать фото-коллажи, разнообразить старые фотографии, проявляя свою фантазию или программа «Фото за 5 минут», которая позволяет улучшать фотографии и придавать им необычный вид и многими другими.
Направленность программы – научно-техническая.
Данная образовательная программа направлена на научно-техническое и творческое развитие личности учащихся. При этом акцент делается на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Ученики, используя возможности компьютера, знакомятся с разнообразными способами изложения и наглядного оформления мыслей, с идеями и способами мышления людей разного возраста, разной социальной принадлежности. Акцент делается на собственной деятельности ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса познания, руководитель творческих устремлений учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Актуальность и новизна.
Особенностью данной программы является обучение компьютерной графики: сначала в программе Paint, а затем в графических редакторах CorelDraw, Photoshop, и мультимедийной программе Flash. С этими программами учащиеся старших классах знакомятся на уроках, а обучение могут пройти только на элективных курсах. На отработку элементов рисования в данных программах отведено мало времени. Моя программа учитывает этот недостаток и отводит много времени на отработку элементов рисования, на компьютерный рисунок.
Для реализации этой программы необходимо материально-техническое обеспечение (компьютеры, мультимедийный проектор, периферийное оборудование, различные программные средства).
В программу включена теоретическая часть, которая реализуется следующими принципами и методами:
Принципы: научности, доступности, систематичности, динамичности, взаимодействия теории с практикой.
Методы: поэтапных открытий, диалогический, сравнения, метод отчетных, организационно-выставочных занятий, метод активизации деятельности и мышления, метод привлечения эмоционального, визуального и бытового опыта учащихся.
Практическая часть построена в соответствии с принципами валеологии: «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, на компьютере дети работают 10-15 минут (начальная школа), 15-20 минут (средняя школа) и сразу после работы за компьютером следует минута релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнение для глаз и кистей рук.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Формирование информационной культуры обучающегося, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Образовательные:
Ознакомить обучающихся детей с основными понятиями информатики (компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа, файл, и др.)
Формировать первоначальные представления о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера;
Дать знания по применению компьютера как инструмента практической деятельности (Работа со стандартными программами, текстовым редактором, графическими редакторами)
Развивающие:
Развивать логическое и образное мышление, фантазию, внимание, память, творческий и познавательный потенциал обучающегося, расширять кругозор с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.
Формировать алгоритмичный подход к решению задач;
Воспитательные:
Осуществлять индивидуально-личностный подход к обучению;
Воспитывать художественный вкус, аккуратность, добросовестность работе при выполнении заданий, ориентировать обучающихся на соблюдение правил о собственном здоровье и здоровье окружающего;
Воспитывать потребность к самообразованию.
МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Занятия по образовательной программе «Мир информатики» строится с учетом возрастных особенностей обучающихся, учитываются знания о валеологической культуре, используемой в проведении физических минуток релаксации: упражнения для глаз и кистей рук. Количество занимающихся детей в кружке должно соответствовать нормам СЭС и материально-технической базе (за одним компьютером работает один обучающийся). В данный кружок могут записаться учащиеся, желающие научиться работать на компьютере.
I год обучения 6 – 7 лет
II год обучения 8 – 9 лет
III год обучения 10 – 11 лет
IV год обучения 11 – 12 лет
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация поставленных целей возможна при индивидуально-групповом обучении. Группы строятся по возрастным критериям. План рассчитан на всю группу, после первого этапа работы, охватывающего всех детей, начинается индивидуальная работа с каждым в отдельности. При этом более подготовленные дети успевают выполнить больший объем работы. Здесь желателен и возможен дифференцированный подход к обучающимся детям (задания разного уровня сложности).
Программа рассчитана на 4 года обучения 1 раз в неделю по 2 часа. Итого 72 часа в год.
Занятия включают в себя теорию и практику. Каждый урок содержит разминку (логические, математические задачи, задачи на развитие внимания, логики), физкультминутки, упражнения на релаксацию, игры и работу на компьютере.
В конце каждого года проводятся соревнования и выставки работ детей. В конце 2 и 3 года обучения ребятам предлагаются темы для самостоятельной разработки: рисунки, открытки в программе Paint, оформление сочинений, объявлений в текстовом редакторе Word. В конце 4 года обучения ребята выполняют творческие работы: создание презентации в программе PowerPoint по выбранной ими теме, создание небольшого Flash-ролика.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Организационный момент-2-3- мин.
Разминка. Короткие логические, математические задачи, задачи на внимание- 5-7-мин.
Повторение пройденного материала на предыдущем занятии – 3-4 мин.
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач – 10-12 мин.
Физкультминутка, игры на внимание – 2-3 мин.
Работа за компьютером – 10-15 мин, или 15-20 мин.
Релаксация – 1 мин.
Подведение итогов – 2-3 мин.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Педагог объясняет детям критерии оценки их работы, следовательно, обучающиеся приобретают опыт самостоятельного оценивания собственной работы.
Критерии оценки:
Содержательный: глубина и полнота раскрытия темы, оригинальность замысла.
Технический: владение способом и техникой выполнения, применение возможностей графического или текстового редактора.
Общее впечатление: цветовое решение, композиция.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:
Оценка проектной деятельности обучающихся детей.
Выставки работ.
Участие в школьных, районных и городских конкурсах.
Показ работ детей на родительских собраниях.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Обучающиеся должны знать:
Правила техники безопасности при работе с компьютером;
Понятия «информация», «компьютер», «программа», «меню», «рабочий стол», «значок», «графический редактор»
Что устройствами ввода информации являются клавиатура и манипулятор «мышь»;
Основные инструменты графического редактора Paint.
Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;
Использовать манипулятор «мышь»;
Работать с командами, открыть и закрыть меню, файл;
Создавать и редактировать простые графические изображения с использованием инструментального меню.
ПРОГНАЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА 2 ГОДАОБУЧЕНИЯ
Обучающиеся должны знать:
Правила работы с компьютером и технику безопасности;
Что тексты и изображения – это информационные объекты;
Что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком;
Основные инструменты текстового редактора;
Обучающиеся должны уметь:
Осуществлять поиск, простейшие преображения, хранение информации и данных;
Работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
Использовать компьютер для решения простейших практических задач, для этого: уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, хранение, поиск, запуск программы);
Создать элементарные проекты (в текстовом и графическом редакторе).
ПРОГНАЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА 3 ГОДОБУЧЕНИЯ
Обучающиеся должны знать:
Правила работы с компьютером и технику безопасности;
Назначение основных устройств компьютера и основные сферы применения компьютеров;
Знать понятие «информация»;
Знать виды информации, способы передачи и получения информации, свойства информации;
Знать способы хранения и организацию хранения информации;
Знать понятие «информационный носитель»;
Обучающиеся должны уметь:
Кодировать и декодировать информацию с помощью алфавита;
Выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы;
Вводить информацию с помощью клавиатуры;
Работать с информационными объектами;
Создавать элементарные проекты (в текстовом редакторе (MSWord) и графическом редакторе (Photoshop), в мультимедийной программе PowerPoint).
ПРОГНАЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА 4 ГОДОБУЧЕНИЯ
Обучающиеся должны знать:
Правила работы с компьютером и технику безопасности;
Историю развития компьютерной техники, роль компьютера в жизни общества.
Знать периферийные устройства (принтер, сканер, цифровые фото – и видеокамеры;
Знать понятие «информационные процессы»;
Знать виды информации, способы создания, передачи, принятия, хранения и обработки информации;
Знать понятие «алгоритм», свойства алгоритмов, виды алгоритмов;
Обучающиеся должны уметь:
Составлять несложные алгоритмы;
Создавать несложные графические объекты в программе Flash;
Вводить информацию с помощью клавиатуры;
Работать с информационными объектами;
Создавать элементарные проекты (в текстовом редакторе (MSWord) и графическом редакторе (CorelDraw), в мультимедийных программах PowerPoint и Flash).
ОБЩИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Основные темы образовательного процесса
1 год
2 год
3 год
4 год
Основныепонятия информатики
14
16
16
16
1
Введение в предмет обучения
2
2
2
2
2
Информация и информационные процессы
12
14
14
14
Первоначальные представления о компьютере
12
10
6
6
3
Аппаратные и программные средства ИКТ
12
10
6
6
Информационные технологии
38
40
44
44
4
Кодирование и обработка числовой и текстовой информации
8
8
8
8
5
Кодирование и обработка графической информации
30
32
26
26
6
Кодирование и обработка мультимедийной информации
-
-
10
10
7
Повторение, резерв времени (конкурсы)
8
6
6
6
Итого
72
72
72
72
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
Название темы (раздела)
Количество часов
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Основные понятия информатики
14
7
7
1
Введение в предмет обучения
2
2
0
2
Информация и информационные процессы
12
5
7
2
Первоначальные представления о компьютере
12
6
6
1
Аппаратные и программные средства ИКТ
12
6
6
3
Информационные технологии
38
14
24
1
Кодирование и обработка числовой и текстовой информации
8
4
4
2
Кодирование и обработка графической информации
30
10
20
3
Повторение, резерв времени (конкурсы)
8
2
6
Итого
72
29
43
Учебно-тематический план
2 год обучения
№
Название темы (раздела)
Количество часов
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Основные понятия информатики
16
8
8
1
Введение в предмет обучения
2
2
0
2
Информация и информационные процессы
14
6
8
2
Первоначальные представления о компьютере
10
5
5
1
Аппаратные и программные средства ИКТ
10
5
5
3
Информационные технологии
40
14
26
1
Кодирование и обработка числовой и текстовой информации
8
4
4
2
Кодирование и обработка графической информации
32
10
22
3
Повторение, резерв времени (конкурсы)
6
2
4
Итого
72
29
43
Учебно-тематический план
3 год обучения
№
Название темы (раздела)
Количество часов
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Основные понятия информатики
16
9
7
1
Введение в предмет обучения
2
2
0
2
Информация и информационные процессы
14
7
7
2
Первоначальные представления о компьютере
6
3
3
1
Аппаратные и программные средства ИКТ
6
3
3
3
Информационные технологии
44
19
25
1
Кодирование и обработка числовой и текстовой информации
8
4
4
2
Кодирование и обработка графической информации
26
10
16
4
Кодирование и обработка мультимедийной информации
10
5
5
3
Повторение, резерв времени (конкурсы)
6
2
4
Итого
72
29
43
Учебно-тематический план
4 год обучения
№
Название темы (раздела)
Количество часов
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Основные понятия информатики
16
9
7
1
Введение в предмет обучения
2
2
0
2
Информация и информационные процессы
14
7
7
2
Первоначальные представления о компьютере
6
3
3
1
Аппаратные и программные средства ИКТ
6
3
3
3
Информационные технологии
44
19
25
1
Кодирование и обработка числовой и текстовой информации
8
4
4
2
Кодирование и обработка графической информации
26
10
16
4
Кодирование и обработка мультимедийной информации
10
5
5
3
Повторение, резерв времени (конкурсы)
6
2
4
Итого
72
29
43
ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Полученные знания, умения и навыки являются базой для дальнейшего образования в области информатики: «Интернет технологии», которые учат ребят тонкостям работы в программах:
Мультимедийных программах – PowerPoint, Flash
Графических редакторах - Photoshop, CorelDraw
Программах программирования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные понятия информатики
1.Введение в предмет обучения
В данном разделе учащиеся знакомятся с целями и задачами кружка, планом обучения на год и видами контроля успеваемости. Выявляется уровень знаний учащихся в данной деятельности. Проводится беседа о возможностях компьютера. Ребята знакомятся с компьютерным классом и техникой безопасности и правилами работы в данном классе.
2.Информация и информационные процессы
В этом разделе нужно показать, что возможности современного компьютера позволяют человеку работать с информацией, которая воспринимается не только зрением, но и слухом. В электронном виде могут быть представлены различные виды информации – текстовая, графическая, видео, звуковая. Когда информация представлена в нескольких видах, то ее называют мультимедийной. В качестве мультимедийной информации можно привести видеофильмы, в которых динамическое изображение сопровождается звуком. Важно рассказать об информации и её свойствах. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятия об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписание. Предметы алгоритмов.
Первоначальные представления о компьютере
3.Аппаратные и программные средства ИКТ
Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера: системный блок, монитор, монитор, клавиатура, мышь. Периферийные устройства компьютера: принтер, сканер, колонки, наушники, микрофон. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера.
Системное программное обеспечение
4. Кодирование и обработка числовой и текстовой информации
Основным форматом представления информации в электронном виде является наиболее привычный для человека текстовой формат. В электронном виде можно представить любую книгу, статью, учебник или учебное пособие. Просмотр, создание и редактирование текстовых документов осуществляется с помощью специальных программ – текстовых редакторов (процессоров). Ребята знакомятся и учатся работать с текстовыми программами: Блокнот, WordPad и MSWord.
5. Кодирование и обработка графической информации
Важное место отводится информации в графическом виде, имеющие непосредственное отношение к текстовому материалу – иллюстрации и графические элементы, используемые для оформления электронных работ. Если текст дополнен иллюстрациями, то он воспринимается более эффектно. Ребята знакомятся и учатся работать в простом графическом редакторе Paint, знакомятся и учатся выполнять несложные работы в графических редакторах Photoshop и CorelDraw. Знакомятся с алгоритмом и графическими объектами, с растровой и векторной графикой.
6. Кодирование и обработка мультимедийной информации.
Под компьютерной презентацией понимают подготовленный набор графических изображений (слайдов) с возможным включением анимации, видео, звука. Главное назначение презентации – сопровождать выступление иллюстративным материалом, максимально автоматизируя процесс показа. Для создания мультимедийной интерактивной презентации широкие возможности дает программа Microsoft PowerPoint (также входит в состав пакета Microsoft Office). Эта программа предназначена для создания презентаций с использованием упорядоченного набора слайдов, которые могут содержать текст, рисунки. Анимация объектов делает презентацию более привлекательной. Ребята учатся создавать простейшие интерактивные проекты, работая с мультимедийной программой Microsoft PowerPoint.
Знакомятся с программой Flash, учатся работать с векторной графикой, знакомятся с технологией создания двухмерной анимации (т.е. анимации на плоскости).
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Программное обеспечение всех тем является стандартным и ориентировано на программные продукты фирмы Microsoft:
Обучающаяся программа «Мир информатики» 6-9 лет, 8-11лет, ООО «Кирилл и Мефодий»,
«Игры и задачи, 1 – 4 классы» ООО "1С-Паблишинг",
Детская дизайнерская программа «Kazoo Домашняя мастерская» ООО «Руссобит Паблишинг»,
Программа «Helen's Eyes Фотооткрытки за 5 шагов»,
Клавиатурные тренажеры: «Стамина», «Baby Tape» и другие.
Педагог оставляет за собой право менять темы занятий местами, варьировать количество часов по теме и сокращать курс в зависимости от возраста детей.
МЕТОДИЧЕСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации целей и задач программы используются разнообразные формы работы с детьми. Учебные занятия: теория и практика, как основная форма организации образовательного процесса. Беседа с просмотром иллюстративного материала – основа теоретической части. В практической части решаются конкретно поставленные задачи. Это могут быть и занятия эксперименты, и занятия обсуждения. Индивидуальный подход к каждому учащемуся обязателен. Дети обучаются работе по алгоритму, последовательности по принципу: от простого к сложному.