Рабочая программа для компьютерного кружка «Электроник» составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Перспективная начальная школа» с учетом требований следующих нормативных документов:
Программа рассчитана на детей 7-8 лет и разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Реформы в образовании позволяют приступить к изучению информатики (по базисному учебному плану) только в 3-4 классах. Настоящая дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся 1-2 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Настоящая дополнительная образовательная программа «Электроник» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.
1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
2) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
4) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
2) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
4) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
При итоговой оценке качества освоения … должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе коммуникативных и информационных умений.
№ | Тема занятия | Теоретические знания | Практические умения | Вид заданий |
1 | Знакомство с кабинетом. Правила поведения и техники безопасности | Техника безопасности Правила посадки и гигиена работы за компьютером | Включение и выключение компьютера | Просмотр презентации. Включение и выключение компьютера |
2 | Применение компьютеров. Знакомство с рабочим столом | Виды работы за компьютером. Области применения компьютеров | Знакомство с пиктограммами, панелью задач, главным меню пуск. | Просмотр презентации. Работа с главным меню. |
3 | Информация, её виды и свойства. Знакомство с манипулятором «Мышь» | Понятие информация. Виды информации. Свойства информации. Информационные процессы. | Знакомство с манипулятором «Мышь» | Просмотр презентации. Работа за тренажёром манипулятора. |
4 | Объект, признаки и свойства объектов. | Понятие объекта и предмета. Признаки и свойства объектов. Классификация и сравнение объектов. | Создание папок, действия над папками. | Просмотр презентации. Создание, копирование, перемещение, переименование и удаление папок. |
5 | Знакомство с устройством ПК | Основные устройства ПК. Понятие устройств ввода и вывода. | Действия над папками. | Просмотр демонстрационного материала. Работа с программой Мир информатики. |
6 | Устройства ввода информации. Клавиатура | Знакомство с группами клавиш. Правила работы за клавиатурой. | Работа на клавиатуре | Работа с программой «Мир информатики» |
7 | Правили печатанья текста | Постановка пальцев на клавиатуре. | Работа на компьютерном тренажёре | Компьютерный тренажёр Руки солиста. |
8 | Закрепление умений работать на клавиатуре. | Техника быстрого печатанья | Работа на компьютерном тренажёре | Компьютерный тренажёр Solo |
9 | Знакомство с текстовым редактором Блокнот | Понятие текстовый редактор. Знакомство с интерфейсом текстового редактора. | Открытие программы редактора. Создание и сохранение текстовых документов. | Просмотр презентации Работа в программе Блокнот. |
10 | Набор и редактирование текста | Правила и приёмы редактирования | Набор и редактирование текста. Исправление ошибок | Работа в программе Блокнот |
11 | Форматирование текста | Правила и приёмы форматирования текста | Набор и форматирование текста. Форматирование текста по образцу. | Работа в программе Блокнот |
12 | Оформление печатного текста | Правила оформления печатных документов. | Набор текста и оформление его по образцу. | Работа в программе Блокнот |
13 | Закрепление форматирования и редактирования текста. | Повтор правил форматирования и редактирования | Набор текста и оформления по образцу. | Работа в программе Блокнот |
14 | Зачетная работа, оформление текста | | Оформление текстового документа | Работа в программе Блокнот |
15 | Знакомство с графическим редактором Paint | Понятие графического редактора. Интерфейс графического редактора. | Открытие программы редактора. Создание и сохранение графических документов. | Просмотр презентации. Работа с редактором Paint. |
16 | Инструменты карандаш, кисть, ластик | Правила работы с инструментами. Панель инструментов. | Создание рисунков с помощью инструментов карандаш, кисть. Ластик. | Работа с редактором Paint. |
17 | Инструменты квадрат, прямоугольник с закруглёнными краями, эллипс, многоугольник | Понятие эллипс, многоугольник. | Создание геометрических фигур, алгоритм создания | Работа с редактором Paint. |
18 | Создание примитивов | | Работа с простейшими рисунками в графическом редакторе | Работа с редактором Paint. |
19 | Инструменты заливка, распылитель | Алгоритм работы с цветом | Работа с цветом, способы заливки в помощью распылителя | Работа с редактором Paint. |
20 | Подбор и определение цвета | Способы подбора цвета | Подбор цвета, определение цвета | Работа с редактором Paint. |
21 | Операции копирования, перемещения изображения | Алгоритмы копирования и перемещения | Способы перемещения и копирования | Работа с редактором Paint. |
22 | Операции отразить и повернуть | Алгоритмы поворота и отражения | Способы отражения и поворота | Работа с редактором Paint. |
23 | Создания рисунка на свободную тему | | Применение знаний на практике | Работа с редактором Paint. |
24 | Мультимедийный документ | Понятие мультимедийного документа | Работа в текстовом и графическом редакторе | Работа в программах Paint и Блокнот |
25 | Создание мультимедийных документов | Алгоритмы вставки изображения в текстовый документ | Вставка изображения в текстовый документ | Работа в программах Paint и Блокнот |
26 | Разработка проекта «Открытка» | Правила разработки проекта, обсуждение проекта | Подбор информации к проекту | Работа с дополнительными источниками информации |
27 | Создание проекта «Открытка» | | Набор текста и создание рисунка | Работа в программах Paint и Блокнот |
28 | Защита проекта «Открытка» | Правила защиты проектов | Презентация проектов | Работа в программах Paint и Блокнот |
29 | Печать документов | Правила печати документов | Распечатывание документа | Работа в программе Блокнот |
30 | Разработка проекта на свободную тему | | Подбор информации к проекту | Работа в программах Paint и Блокнот |
31 | Создание проекта на свободную тему | | Набор текста и создание изображения | Работа в программах Paint и Блокнот |
32 | Создание проекта на свободную тему | | Оформление проекта | Работа в программах Paint и Блокнот |
33 | Защита проектов | | Презентация проектов | Работа в программах Paint и Блокнот |
34 | Резервный час | | | |
| Всего: | | | 34 часа |
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.