kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Маршруты родного города"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика программы:

образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа – социальная;

вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа – учащиеся  школы I ступени;

возраст обучающихся – 6,5-8 лет;

продолжительность занятия – 35 минут в первом полугодии, 45 минут во втором полугодии 1 класса и  2 – 4 ом классах.

срок реализации программы - 4 года.

Как известно, патриотическое воспитание всегда являлось одним из главных направлений воспитательной работы в учебных заведениях. Воспитание любви к Родине необходимо начинать с воспитания любви к своему городу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Маршруты родного города" »

\

Краснодарский край, город Сочи

Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение (НОУ)

гимназия "Школа бизнеса"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(тип программы: комплексная/тематическая)

«Маршруты родного города»

(социальное направление)

4 года

(срок реализации программы)

Ступень обучения (классы) начальное общее образование, 1 - 4 класс

Количество часов 135 ч (1 занятие в неделю)

Программа разработана учителями начальных классов

НОУ гимназии «Школа бизнеса» Дышленко О.И. и Ремизова Е.А

1. Пояснительная записка

Общая характеристика программы:

образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа – социальная;

вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа – учащиеся школы I ступени;

возраст обучающихся – 6,5-8 лет;

продолжительность занятия – 35 минут в первом полугодии, 45 минут во втором полугодии 1 класса и 2 – 4 ом классах.

срок реализации программы - 4 года.

Как известно, патриотическое воспитание всегда являлось одним из главных направлений воспитательной работы в учебных заведениях. Воспитание любви к Родине необходимо начинать с воспитания любви к своему городу.

Актуальность данного курса:

Краеведческая деятельность является одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, городе , воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Изучение родного города становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности младшего школьника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

Основой экономики города Сочи является туризм. На обслуживание гостей города прямо или косвенно работает большая часть жителей города. Опыт других стран показывает, что эффективность отрасли зависит во многом от уровня подготовки жителей: это элементарные знания о своём городе (интересные места, история, природа). Особенно актуальным это становится и потому, что город Сочи стал столицей зимних Олимпийских игр 2014 года.

Содержание программы «Маршруты родного города» отражает комплексно-системный подход к изучению родного города как некой целостности. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их равноправном взаимодействии.

Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она сочетает в себе курсы истории, краеведения, этнографии, экскурсоведения.

Программа курса ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного города. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащийся сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.

Данная программа интересна учащимся, которые увлекаются историей и видят в ней свое будущее призвание, а также тем, кто мечтает развивать индустрию туризма в одной из жемчужин России.

Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного города, посредством формирования навыков поисковой работы.

Данная программа ориентирована на детей младших классов, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.

Специфика данного курса обусловлена его названием. Большое внимание уделяется изучению природных, олимпийских объектов и других достопримечательностей города Сочи. Использование экскурсий, путешествий и систематических краеведческих наблюдений расширяет кругозор детей, способствует освоению разносторонних практических навыков, воспитывают любовь к малой родине.

Приоритетными формами работы являются экскурсия и просмотр видеоматериалов.

Цель курса – формирование коммуникативной, патриотической, гражданской компетентностей школьников.


Задачи курса:

  • актуализировать имеющиеся у ребёнка знания о себе и опыт взаимодействия с другими людьми;

  • научить младших школьников любить свой город и бережно относиться к его природе и достопримечательностям;

  • познакомить с историей историю своего города;

  • сформировать представления о различных сторонах жизни своего города, населения;

  • разъяснить, какие качества требует туризм от жителей города, и убедить в необходимости сознательного их формирования;

  • овладеть формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;

  • познакомить с интересными маршрутами и достопримечательностями родного города;

  • познакомить с растительным и животным миром Чёрного моря;

  • осуществлять в рамках курса экологическое и патриотическое воспитание школьников.

  • формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;

  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности города;

  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней;

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе;

  • развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность;

  • формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.

Методы и формы работы:

  • беседа;

  • решение проблемных ситуаций;

  • подбор информации;

  • подготовка рефератов;

  • презентация детских работ;

  • чтение и анализ литературных произведений;

  • просмотр кинофильмов;

  • прослушивание песен и стихов;

  • работа в парах и группах;

  • экскурсии в парки и музеи;

  • конкурс, викторина

Принципы реализации программы курса:

- принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских - отношений, уровня общего состояния ребёнка;

- принцип доступности от уровня индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;

- принцип наглядности - демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять;

- принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи развивающей работы;

- принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей младшего школьного возраста;

- принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.



















2. Тематический план программы


Наименование разделов/

модулей, тем

Всего, час

Рабочая программа по классам

Характеристика деятельности обучающихся

1

2

3

4


Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные


1 класс (33 часа)

1.

История города Сочи.

11

8

3








1.1

Характеристика города Сочи, его климатические особенности.


2








Взаимодействовать в парах и группах при выполнении заданий


1.2

Древняя история Сочи, история географических названий на Черноморском побережье Сочи.


2

2







Знать историю своего родного города. Уметь пользоваться интернет – ресурсами.

1.3

История основания города Сочи


2

1







Уметь строить простые сообщения в устной форме.

1.4

Санаторно-курортное строительство.


1








Делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы группы

1.5

Сочи – город госпиталь.


1








Знать традиции и историю своего города, гордиться его заслугами. Иметь представление о заслугах города во время Великой отечественной войны

2.

Разнообразие растительного мира субтропиков – 8 ч.

8

4

4







Формирование умения выделять существенное.

2.1

Особенности Кавказского леса.


1








Уметь договариваться о распределении ролей в игре

2.2

Разнообразие субтропических растений сочинских садов и парков.


1








Уметь вступать в диалог.

2.3

Растительный мир Чёрного моря. Растительный мир родного города


2








Знать растительный и животным мир окрестностей города

2.4

Краснодарский чай – самый северный чай в мире. Экскурсия в дом – музей чая.



4







Знать этические нормы поведения во время экскурсий в музеях и в парках

3.

Разнообразие животного мира Черноморского побережья .


8

4

4







Формирование умения выделять существенное.

3.1

Животные, обитающие в Кавказском национальном заповеднике.

2









Выполнять творческие задания.

3.2

Разнообразие животного мира Чёрного моря. Урок- презентация детских работ.

2









Проявлять активность , впрямую направленную на постижение устройства вещей связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

3.3

Разнообразие животного мира Черноморского побережья.


4








Развитие творческой исследовательской активности .

4.

Олимпийский город

5

2

3







Решать

поисковые задачи. Осуществлять наблюдения за объектами окружающей действительности. Формировать умение делать выводы.

4.1

История Олимпийского движения.


1








4.2

Олимпийские объекты. Зимние виды спорта


1








4.3

Сочи – столица зимних Олимпийских игр 2014.



3







5.

Обобщение. Викторина

«Я – сочинец!»

1


1







Развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

2 класс (34 часа)

1.

Мы рады встрече

4



3

1





Собирать информацию. Обсуждать задание, узнавать, называть объекты в соответствии с содержанием.

1.1

Что я знаю о своем городе? (Вводное занятие)




2







1.2

Способы получения информации.




1

1





Формировать задачи. Уточнять информацию. Выбирать, обосновывать свои критерии успеха.


2.

География города

11



6

5





Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

2.1

Географическое положение города.




1






Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.

2.2

Рельеф.




1






Устанавливать причинно – следственные связи.

2.3

Административно – территориальное устройство Сочи.




1






Применять и представлять информацию.

2.4

Климат.




1






Вести устный и письменный диалог.

2.5

Пещеры города Сочи.




1

3





Выполнять различные роли в группе.

2.6

Горные породы.




1






Самостоятельно конструировать свои знания

2.7

Элементарные туристские навыки.





2





Отбирать необходимые знания

3.

Город мира и дружбы


10



4

6





Делать выводы на основе простых обобщений.

3.1

Многонациональный состав города.




1






Формировать задачи. Уточнять информацию. Выбирать, обосновывать свои критерии успеха

3.2

Города – побратимы.




1

3





Формирование умения самостоятельно конструировать свои знания.

3.3

Сочи – город курорт.




1






Формирование умения слушать и читать на основе поставленной цели и задачи

3.4

Современное состояние курорта.




1

3





Развитие умения вести рассказ от начала до конца.

4

Экономика и промышленность города

9



2

7





Вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий.

4.1

Производства города Сочи.




1

4





Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве.

4.2

Как трудятся жители нашего родного города.




1

3





Формирование умения выделять существенное.

3 класс(34 часа)

1

Проекты

4





4





1.1

Как правильно вести проектную деятельность.






3




Работать с информацией. Проводить синтез и анализ идей. Выполнять исследование и работать над проектом. Оформлять проект.

1.2

Виды проектов.






1




Участвовать в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Защищать проект. Участвовать в коллективной оценке результатов.


2

Нормы и правила поведения в природе

7





3

4



Вести устный и письменный диалог.

2.1

Растительный мир.






1




Выполнять творческие задания. Развитие умения выделять главную мысль.

2.2

Колхидский лес. Реликты и эндемики. Грибы. Лекарственные растения. Субтропические растения.






1




Формирование умения самостоятельно конструировать свои знания.

2.3

Парки Сочи.






1

4



Формирование умения отбирать необходимые знания.

3.

Животный мир

11





4

7



Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.

3.1

Животный мир смешанного леса.






2

4



Формирование умения выполнять различные роли в группе.

3.2

Черное море.






2

3



Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.

4.

Красная Поляна – путь к мечте

12





5

7




4.1

История Красной Поляны






1




Строить монологичное высказывание.

4.2

Географическое положение и климатические условия.






1




Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.

4.3

Флора и фауна Красной Поляны. Памятники природы.






1

5



Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

4.4

Современное состояние Красной Поляны. Олимпийские объекты.






1

1



Строить понятные для партнера высказывания. Вести устный и письменный диалог.

4.5.

Итоги зимней олимпиады «Сочи - 2014»






1

2



Применять и представлять информацию. Вести устный и письменный диалог.

4 класс (34 часа)

1.

Памятные места города Сочи

16








5

11


1.1

Определение памяти








1


Формирование умения слушать и читать на основе поставленной цели и задачи

1.2

Археологические памятники








1

3

Развитие умения вести рассказ от начала до конца.

1.3

Памятники культуры








1

2

Уметь договариваться о распределении ролей.

1.4

Архитектурные памятники








1

3

Уметь вступать в диалог.

1.5

Исторические памятники








1


Формирование умений, необходимых в исследовательском поиске.

1.6

Памятники и мемориалы









3

Выполнять творческие задания.

2.

Общественная жизнь города Сочи.

6







3

3


2.1.

Традиции города








1


Формирование умений, необходимых в исследовательском поиске.

2.2

Знаменитые люди нашего города








2

3

Выполнять творческие задания.

3.

Организация природоохранной деятельности


12







5

7

Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве.

3.1

Основы экологии.








1


Взаимодействовать в парах и группах при выполнении заданий


3.2

Кавказский государственный биосферный заповедник.








1

3

Знать историю местной достопримечательности. Уметь пользоваться интернет – ресурсами.

3.3

Сочинский национальный парк.








1


Уметь строить простые сообщения в устной форме.

3.4

Подвиг милосердия.








1

2

Формирование умений, необходимых в исследовательском поиске.

3.5

Рождение города










Выполнять творческие задания.


3.6

Сочи – жемчужина российского причерноморья.








1

2

Установка на здоровый образ жизни.

ИТОГО: 135 часов


3. Содержание программы

Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младших классов. Время, отведенное на обучение, составляет 135 часов, причем значимую часть составляют экскурсионные тематические поездки и практические занятия. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин, деловых игр, игр – путешествий, виртуальных экскурсий.

Изучение всех тем программы предполагает организацию экскурсий в природу, разные районы города для изучения исторических, архитектурных и природных памятников, дендропарки, парки культуры и отдыха, морской аквариум и дельфинарий, в музеи (краеведческий, исторический, художественный, «Дерево дружбы», музей им. Н.А. Островского), Центр национальных культур, посещение производств родного города.

Заключительные обобщающие уроки на усмотрение учителя могут быть проведены в форме урока-концерта, игрового урока по типу «Своей игры», урока-отчета о проделанной исследовательской работе, урока-презентации творческих работ.


4. Предполагаемые результаты освоения курса «Маршруты родного города».


Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и познавательной деятельности;

  • понимать чувства других людей и сопереживать им;

  • знать традиции и историю своего города, гордиться его заслугами;

  • сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • иметь первоначальное представление о здоровом образе жизни;

  • гордиться своим городом и заботиться о его дальнейшем процветании;

  • знать этические нормы поведения во время экскурсий в музеях и в парках;

  • уважительно относиться к людям разных национальностей.

Метапредметные результы:

  • соблюдать некоторые правила вежливого общения во неурочной деятельности;

  • строить простые сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера;

  • сравнивать предметы и объекты, находить общее и различия;

  • ориентироваться в своей системе знаний;

  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы группы;

Предметные результаты:

  • любить свой город и бережно относиться к его природе и достопримечательностям;

  • знать историю своего города;

  • знать природные маршруты и достопримечательности родного города;

  • знать растительный и животным мир окрестностей города и Чёрного моря;

  • иметь представление о заслугах города во время Великой отечественной войны;

  • знать какие народы населяли территорию города и иметь представление об их культуре;

  • знать историю Олимпийского движения, виды спорта, Олимпийские объекты города.


5. Формы контроля и оценки планируемых результатов.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

-публичные выступления ребёнка (презентации);

- выполнение практических заданий;

- устный отчёт после экскурсий;

- иллюстрирование и моделирование;

- решение творческих задач;

- участие в школьных и городских конкурсах.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения содержания курса ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

6. Методические рекомендации

Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности младшего школьника, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. Педагогу необходимо создавать на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организовывать диалогическое общение с детьми . В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские, игровые, практические, творческие задания.


Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, экскурсии и прогулки в природу, экологические акции, проективные методики. Желательно привлечь родителей к участию в проведении занятий.


7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1.



2.




3.



4.



5.


6.


7.

8.


9.



10.


11.


12.



13.

14.

Воронцов В.В. От Лазаревского перевала до Эльбы: воспоминания. – Сочи: Полиграфический центр «Дория», 2006

Ворошилов В.И. История убыхов. (Очерки по истории и этнографии Большого Сочи с древнейших времен до середины XIX века). – Майкоп: ОАО «Афиша», 2006

Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья (история и этнография в географических названиях). – Майкоп: ООО «Качество», 2005

Гордон К.А. Старый Сочи конца XIX – начала XX веков: Литературно-художественное издание. – С.: ЗАО «Дория», 2005

Ермаков Б.А., Леонов В.А. Сочи - курорт. – Краснодар: Кн. изд-во, 1987.

Костиников В.Н. Хрестоматия по истории Сочи. – Майкоп: ООО «Качество»

Миронов В.И. Стихи. Сборник 3. - 2000.

Молчанов В.М. Знакомьтесь – Сочи. – Краснодар: Кн. изд-во, 1989.

Николин С. Путешествие по сказочному краю. Лазаревское – Сочи – Адлер – Красная Поляна. – Ростов-на-Дону, 2003.

Их имена вошли в историю Сочи. Биографический справочник. Сочи, 2004

Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. В-д, «Панорама», 2006 .

М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.

И.Платонов. Красавица Кубань. ОАО ИПО «Лев Толстой». 2007.

Г. Поплавский «Путеводитель по окрестностям Сочи».2010


1




1


1


1


1



1

1

1



1



1


1


1


1



2. Печатные пособия


Карта года Сочи

15

3. Технические средства обучения


Магнитофон

Телевизор

Компьютер

Мультимедийный проектор

Экран


1

1

1

1

1

4. Экранно-звуковые пособия


СD - диски

DVD -диски

2

3

5. Игры и игрушки


Настольно-печатные игры

Развивающие игры







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа кружка "Маршруты родного города"

Автор: Дышленко Ольга Ивановна, Ремизова Елена Александровна

Дата: 22.06.2015

Номер свидетельства: 221029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Экологическое воспитание школьников: из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(57) "ekologhichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "227610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440836962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства