Программа факультативного курса «Традиции, обряды и ритуалы древних славян: структурно-семантический анализ»
Программа факультативного курса «Традиции, обряды и ритуалы древних славян: структурно-семантический анализ»
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Традиции, обряды и ритуалы древних славян: структурно-семантический анализ» рассчитана на учащихся 9-х классов.
Количество часов -68ч.
Цель курса:
приобщить учащихся к огромному пласту православной культуры, познакомить с традициями, обрядами и ритуалами древних славян, с «культурной» лексикой –терминологией обрядов и верований во всей совокупности семантических связей;
выяснить происхождение некоторых обычаев, слов, выражений, терминов (терминология свадебного, похоронного обряда) или материальных предметов, проследить, какое развитие они получили в дальнейшем;
подвести учащихся к пониманию духовного и материального мира предков;
активизировать речевое и интеллектуальное развитие учеников;
воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию;
формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры.
«Обращение к традиционной народной духовной культуре, к системе предпочтений и ценностей даст» учащимся «представление об этнической культуре, транслируемой через языковые устойчивые структуры».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Традиции, обряды и ритуалы древних славян: структурно-семантический анализ» »
Муниципальное общеобразовательное учреждение кадетская школа имени генерала Ермолова А.П. города Ставрополя.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы.
ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
для учащихся 9-х классов
Традиции, обряды и ритуалы древних славян: структурно-семантический анализ
Автор программы учитель русского языка и литературы, Почетный работник образования РФ, Кильпа Н.А.
СТАВРОПОЛЬ, 2015
Программа факультативного курса для учащихся 9-х классов
Кильпа Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы
МОУ кадетской школы
им. генерала А.П. Ермолова г. Ставрополя
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Традиции, обряды и ритуалы древних славян: структурно-семантический анализ» рассчитана на учащихся 9-х классов.
Количество часов -68ч.
Цель курса:
приобщить учащихся к огромному пласту православной культуры, познакомить с традициями, обрядами и ритуалами древних славян, с «культурной» лексикой –терминологией обрядов и верований во всей совокупности семантических связей;
выяснить происхождение некоторых обычаев, слов, выражений, терминов (терминология свадебного, похоронного обряда) или материальных предметов, проследить, какое развитие они получили в дальнейшем;
подвести учащихся к пониманию духовного и материального мира предков;
активизировать речевое и интеллектуальное развитие учеников;
воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию;
формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры.
«Обращение к традиционной народной духовной культуре, к системе предпочтений и ценностей даст» учащимся «представление об этнической культуре, транслируемой через языковые устойчивые структуры».
Результаты творческой деятельности учащихся.
Изображение жизни славян в рисунках и моделях (изба, будка, хоромы, кремль, одежа, риза, лапти, оружие ближнего боя и др.).
Написание сочинений, сказок, стихов о жизни славян.
Разработка сценариев празднования масленицы, святочных гаданий.
Описание порядков, запретов, разрешений (вербальная структура).
Темы докладов и рефератов
Проблема духовного возрождения на страницах современной литературы, публицистики.
Арциховский А.В.Одежда//История культуры древней Руси. М.;Л.,1948.Т.1
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994.т.1,2,3.
Байбурин А.К. Восточнославянские гадания, связанные с выбором места для нового жилища. Л., 1977
Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов М., 1956.
Велецкая Н.Н. Языческая символика антропоморфной ритуальной скульптуры средневекового города. М., 1984.
Воронин Н.Н. Жилище.// История культуры древней Руси. М., Л., 1948.Т.1
Ефанова Л.П. Дни славянской письменности и культуры на Ставрополье-2007: «Русское население Ставропольского края в этнолингвистическом аспекте»// Сборник тематических планов и методических рекомендаций по русскому языку. Ставрополь, 2006
Криничная Н.А. Персонажи преданий. Л. 1988.
Нерознак В.П. Названия древнерусских городов. М. 1983.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.1986.
Пропп В.Я. Русский народный свадебный обряд. Л., 1978.
Сабурова М.А.Стоячие воротнички и «ожерелки» в древнерусской одежде//Средневековая Русь.М.,1976.
Соколова М.А. К истории слов «город» и «град»// Ученые записки Казанского педагогического института.1970. вып.77.
Кирпичников А.Н., Медведев А.Ф. Вооружение//Древняя Русь: Город, замок, село. М. 1985.
Сумцов Н.Ф. Хлеб в обрядах и песнях. Харьков, 1885.
Щапов Я.Н. Брак и семья в Древней Руси.Вып.10.//Вопросы истории,