kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультативного курса «Традиции, обряды и ритуалы древних славян: структурно-семантический анализ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Традиции, обряды и ритуалы древних славян: структурно-семантический анализ» рассчитана на учащихся 9-х классов.

Количество часов -68ч.

Цель курса:

  • приобщить учащихся к огромному пласту православной культуры, познакомить с традициями, обрядами и ритуалами древних славян, с «культурной» лексикой –терминологией обрядов и верований во всей совокупности семантических связей;
  • выяснить происхождение некоторых обычаев, слов, выражений, терминов (терминология свадебного, похоронного обряда) или материальных предметов, проследить, какое развитие они получили в дальнейшем;
  • подвести учащихся к пониманию духовного и материального мира предков;
  • активизировать речевое и интеллектуальное развитие учеников;
  • воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию  и самосовершенствованию;
  • формировать  гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры.

«Обращение к традиционной народной духовной культуре, к системе предпочтений и ценностей даст» учащимся «представление об этнической культуре, транслируемой через языковые устойчивые структуры».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Традиции, обряды и ритуалы древних славян: структурно-семантический анализ» »

Муниципальное общеобразовательное учреждение кадетская школа имени генерала Ермолова А.П. города Ставрополя.

Методическое объединение учителей русского языка и литературы.









ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА


для учащихся 9-х классов


Традиции, обряды и ритуалы древних славян: структурно-семантический анализ





Автор программы учитель русского языка и литературы, Почетный работник образования РФ, Кильпа Н.А.









СТАВРОПОЛЬ, 2015






Программа факультативного курса для учащихся 9-х классов

Кильпа Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы

МОУ кадетской школы

им. генерала А.П. Ермолова г. Ставрополя


Пояснительная записка


Программа факультативного курса «Традиции, обряды и ритуалы древних славян: структурно-семантический анализ» рассчитана на учащихся 9-х классов.


Количество часов -68ч.


Цель курса:

  • приобщить учащихся к огромному пласту православной культуры, познакомить с традициями, обрядами и ритуалами древних славян, с «культурной» лексикой –терминологией обрядов и верований во всей совокупности семантических связей;

  • выяснить происхождение некоторых обычаев, слов, выражений, терминов (терминология свадебного, похоронного обряда) или материальных предметов, проследить, какое развитие они получили в дальнейшем;

  • подвести учащихся к пониманию духовного и материального мира предков;

  • активизировать речевое и интеллектуальное развитие учеников;

  • воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию;

  • формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры.

«Обращение к традиционной народной духовной культуре, к системе предпочтений и ценностей даст» учащимся «представление об этнической культуре, транслируемой через языковые устойчивые структуры».

Результаты творческой деятельности учащихся.

  • Изображение жизни славян в рисунках и моделях (изба, будка, хоромы, кремль, одежа, риза, лапти, оружие ближнего боя и др.).

  • Написание сочинений, сказок, стихов о жизни славян.

  • Разработка сценариев празднования масленицы, святочных гаданий.

  • Описание порядков, запретов, разрешений (вербальная структура).

Темы докладов и рефератов

  1. Проблема духовного возрождения на страницах современной литературы, публицистики.

  2. Новогодние гадания моей бабушки. Вербальная структура.

  3. Рождественская и крещенская обрядность – как это было у нас.

  4. Масленица – языческое и христианское в обрядах. Вербальная структура.

  5. Приметы и поверья, записанные от моей бабушки.

  6. Игры моего детства и детства моих предков.

  7. Свадьба: структура обряда и эпизоды.

  8. Предсвадебные обряды: действия и слова.

  9. Чему бы я поучился у древних славян.


Объем различных форм учебной работы:


Всего аудиторных занятий 68 часа

в том числе

лекции: 28 часов

практические занятия 40 часов


самостоятельная работа 24 часа


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.


Название темы

Количество часов

лекции

практические

занятия.

1.

О земном устроении

2

2

2.

Мир человека: между своим и чужим

2

4

3.

Человеческая жизнь от смерти к рождению

2

2

4.

Жилище

2

4

5.

Поселение

2

2

6.

Мой род - моя крепость

2

4

7.

Прядение и ткачество

2

2

8.

Одежда

2

4

9.

Украшения

2

2

10.

Оружие ближнего боя

2

4

11.

Лук и стрелы

2

2

12.

Доспехи

2

2

13.

Праздники и обряды

2

4

14.

Народная медицина

2

2


Содержание программы


Тема №1. О земном устроении

Мать Земля и Отец Небо

Даждьбог Сварожич

Перун Сварожич

Огонь Сварожич

Род и Рожаницы

Ярила

Змей Волос

Тёмные Боги

ТЕМА №2 Мир человека: между своим и чужим

Домовой

Овинник, Банник, Дворовый

Лес и Леший

Полевик и Полудница

Хлеб

Вода и Водяной

Кузница и мельница

Истоки гостеприимства

ТЕМА №3. Человеческая жизнь: от смерти к рождению

Границы во времени

Рождение

Имя

Взросление

Коса и борода

Свадьба

Звёздный мост

ТЕМА №4 Жилищ.

Строительство дома

Выбор деревьев для строительства

Места добрые и недобрые

Выбор места для селения

Выбор места для дома

Жуткие легенды и научные факты.

Дом выходит из-под земли

Изба, будка, хоромы

Новоселье

Скамья и лавка

Начнём от печки

Красный угол

ТЕМА5. Поселение

«Вышел из городища...»

Древнейшие поселения

Рождение городов

«Город» и «град»

Кремль

Посад

Конец

Конец и начало

Укрепления

Село, деревня, весь

Вервь и печище

Погост

Слобода-свобода

Планировка поселения

Мостовая

Мосты и причалы

Дренаж и водоснабжение

Тема 6.Мой род — моя крепость

Разложение родового строя

Большая семья

В едином хлебе

Мой род — моя крепость

Стерпится — слюбится

«Буревестники» и «гагары»

Мать, отец, ребёнок

Дочь, сын

Брат, сестра

Дед и дядя

Бабушка

ТЕМА №7. Прядение и ткачество

«Локти свои утверждает на веретено...»

Лён

Конопля

Крапива

Лыко и рогожа

Шерсть

Тесьма, пояски, ленты

Кросна.

Узорное тканьё

Беление и крашение

Разновидности и названия тканей

ТЕМА №8. Одежда

Древние могилы и бабушкины сундуки

«По одёжке встречают...»

Одёжа, риза, порты

Детская одежда

Рубаха

Отдельно о вороте...и о рукаве

Пояс, штаны

Понёва

Обувь

Лапти

Кожаная обувь

Поршни

Башмаки

Сапоги

Ритуальная обувь

Шапка

Женский головной убор

Верхняя одежда

Плащ

ТЕМА №9. Украшения

Не просто «для красоты»

Женщина, Космос и украшения

Шейные гривны

Височные кольца

Браслеты

Перстни

Обереги

Бусы

ТЕМА №10. Оружие ближнего боя

Справедливый меч

Сабля, кинжал и боевой нож

Копьё

Боевой топор

Булава, палица, дубина

Кистень

ТЕМА №11. Лук и стрелы.

«Английские лучники не знали себе равных...»

Устройство сложного лука

Тетива

Тул

Налучье

Предохранительные приспособления

Стрела: древко, оперение, ушко

Стрела: наконечник

Боевое использование лука

Несколько слов о приёмах стрельбы
Самострел (арбалет)

ТЕМА № 12. Доспехи

Кольчуга

Панцирь

«Шелом злачёный»

«Щит червлёный»

ТЕМА «13. Праздники и обряды

Святки

Масленица

Великий пост

Крестопоклонная неделя

Вербная неделя

Великий четверг

Благовещение

Пасха

Радоница

Семик

Троица

Свадебные обряды и обычаи

ТЕМА №14.

Народная медицина



Основная литература

Забылин М. Русский народ, его обычаи, предания, обряды. М.,2003

Семенова М. Мы - славяне! Санкт-Петербург, 1997.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Дополнительная литература

Арутюнов С.А. Этнолингвистика// Этнолингвистический вестник.-1995.-№5.

Арциховский А.В.Одежда//История культуры древней Руси. М.;Л.,1948.Т.1

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994.т.1,2,3.

Байбурин А.К. Восточнославянские гадания, связанные с выбором места для нового жилища. Л., 1977

Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов М., 1956.

Велецкая Н.Н. Языческая символика антропоморфной ритуальной скульптуры средневекового города. М., 1984.

Воронин Н.Н. Жилище.// История культуры древней Руси. М., Л., 1948.Т.1

Ефанова Л.П. Дни славянской письменности и культуры на Ставрополье-2007: «Русское население Ставропольского края в этнолингвистическом аспекте»// Сборник тематических планов и методических рекомендаций по русскому языку. Ставрополь, 2006

Криничная Н.А. Персонажи преданий. Л. 1988.

Нерознак В.П. Названия древнерусских городов. М. 1983.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.1986.

Пропп В.Я. Русский народный свадебный обряд. Л., 1978.

Сабурова М.А.Стоячие воротнички и «ожерелки» в древнерусской одежде//Средневековая Русь.М.,1976.

Соколова М.А. К истории слов «город» и «град»// Ученые записки Казанского педагогического института.1970. вып.77.

Кирпичников А.Н., Медведев А.Ф. Вооружение//Древняя Русь: Город, замок, село. М. 1985.

Сумцов Н.Ф. Хлеб в обрядах и песнях. Харьков, 1885.

Щапов Я.Н. Брак и семья в Древней Руси.Вып.10.//Вопросы истории,



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кильпа Наталья Анатольевна

Дата: 05.03.2015

Номер свидетельства: 182769


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства