Программа факультатива по русскому языку "Волшебный мир слова"
Программа факультатива по русскому языку "Волшебный мир слова"
Программа составлена как система интегрированных творческих заданий в дополнение к предмету русский язык и литературное чтение. Направлена на развитие личности ребенка, его творческого воображения и мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову.
Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.
У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее, талант каждого человека можно развивать.
Младший школьный возраст – очень благоприятный период для развития творческого мышления и воображения. Но передо мной встала задача: что необходимо изменить в учебном процессе, чтобы задания, способствующие развитию познавательного интереса давались детям не от случая к случаю, а находились в определенной системе.
Система творческих заданий составлена как интегрированное дополнение к предметам русский язык и литературное чтение, направленное на развитие личности ребенка, его творческого воображения и мышления, которые позволяют ему воспринимать мир в его целостности и многообразии.
В основу программы внеурочной деятельности «Волшебный мир слова» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
В программе выделены три блока:
I блок: «Занимательная грамматика» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте.
II блок: « Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.
III блок: «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Задачи:
Обучающие:
1.Развить устойчивый познавательный интерес учащихся к поиску причинно-следственных связей языка.
2.Дать сведения о творческом начале в изучении русского языка, норм словоупотребления, правил грамматики.
3.Развивать литературно-творческие способности учащихся.
5.Способствовать формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.
6.Пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка.
7.Развитие творчества и обогащение словарного запаса.
Воспитывающие:
8.Воспитание культуры обращения с книгой.
9.Формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов культуры мышления.
Развивающие:
10.Развивать смекалку и сообразительности.
11.Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
13.Учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Принципы:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
1.занимательность;
2.научность;
3.сознательностиь и активность;
4.наглядность;
5.доступность;
6.связь теории с практикой;
7.индивидуальный подход к учащимся
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учетом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий:
-лекции;
-практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
-анализ и просмотр текстов;
-самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4-х классов.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
-осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;
-учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
-на развитие внимания и закрепления терминологии;
-игры-тренинги;
-игры-конкурсы (с делением на команды);
-сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
-интеллектуально-познавательные игры;
-интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
-сказочные сюжеты уроков;
-сочинение своих сказок.
Условия и ресурсы реализации программы.
Условия реализации программы.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности « Волшебный мир слова» можно выделить несколько этапов:
знакомство школьников с темой занятия;
выполнение заданий;
обсуждение результатов.
Каждому этапу реализации программы соответствуют свои специфические организационные формы:
первый этап – лекция, рассказ, сообщение, чтение, просмотр презентации;
второй этап – продуктивная игра, иллюстрирование; выполнение заданий, проектов;
третий этап – дискуссия, игра, выставка, конкурс, состязание.
Ресурсы внеурочной деятельности.
1. Главный ресурс - дети.
Главные ресурсы заложены в самих детях. Понять этот индивидуальный потенциал – ключевая задача педагога-воспитателя. Но значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог.
2. Кадровый ресурс.
Педагог-воспитатель, владеющий способами и средствами организации художественно-познавательной деятельности.
3.Информационно - методические ресурсы.
Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.
4.Научно-методические ресурсы.
Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.
5.Организационные ресурсы.
Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.
В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.
6.Наглядность.
В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.
Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки. /Школьный психолог № 13,2000г.
Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. Волгоград: Учитель, 2008г. Иванов В.А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990г.
Львова С. И. Люби и знай родной язык. М.: Русское слово,2000г.
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000г.
Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002г.
Страхова Л.Л. «Сочинение по картине для младших школьников. – СПБ: Издательский Дом «Литера», 2007г.
Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997г.
Холодова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку, Начальная школа. 2-4 классы/Т.В. Холодова. – М: Айрис-пресс 2011г.
Шаблон VCT-проекта портала Сеть Творческих Учителей.
Календарно-тематическое планирование 1-4 классы
факультативного курса по русскому языку
«Волшебный мир слова»
№ п/п
Наименование разделов,
блоков, тем.
Число часов
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)
1 год обучения
I Блок – «Занимательная грамматика»
1
Сказочный переполох
1
Дидактическая игра с загадками, рисунка «Угадай сказки» Игра драматизация «В гостях у сказки»
2
В Страну Слов. Первые встречи. Что такое азбука?
1
Дидактические игры «Доскажи словечко» «Превращения слов»
3
Буквенная мозаика. К тайнам волшебных слов.
1
Чтение стихов «Жили-были буквы». Дидактические игры «Зеркало», Полустертые слова»
4
Игры со словами
1
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти. Игры Деда- Буквоеда.
5
Выбор друзей в Стране Слов. Веселые буквы гласные
1
Дидактические игры «Хитрый звук»
6
К несметным сокровищам Страны Слов. Интересные согласные Н, Р , М, Й, Л.
Дидактические игры «Буква заблудилась», «Ленивая буква»
8
В гости к Алфавиту
1
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.
9
Сказка о веселом язычке
1
Дидактические игры и упражнения.
10
К тайнам звуков и букв. Артикуляционная гимнастика.
1
Дидактические игры и упражнения.
11
Чистоговорки и скороговорки.
1
Подготовка устных и письменных сообщений.
12
В Страну Говорящих скал. Занимательные кроссворды.
1
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.
13
Решаем анаграммы
1
Оформление газеты «Занимательная грамматика»
14
В Королевстве Ошибок.
1
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.
15
Парад орфограмм
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
16
Безударные гласные
1
Составление памятки. Дидактические игры
17
Парные согласные
1
Работа со словарем. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекресток».
18
Непроизносимый согласный
1
Составление памятки. Дидактические игры.
19
Чудеса в Стране Слов
1
Составление памятки. Дидактические игры.
20
К словам разнообразным, одинаковым, но разным
1
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.
21
На карнавале слов
1
22
Слова-спорщики
1
Подбор антонимов. Дидактические игры.
23
Слова - друзья
1
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти. Подбор максимального количества синонимов.
24
Месяцы - кудесники
1
Оформление книжек-малышек о месяцах. Подготовка устных и письменных сообщений.
25
Фразеологизмы
1
Дидактические игры и упражнения.
26
Необычный урок. Разгадываем ребусы.
1
Правила «Узелки на память» Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «Дай толкование каждому слову». Игры с омонимами.
27
Олимпиада по русскому языку
1
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.
28
Когда один, когда много.
1
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.
30
Экскурсия в прошлое
1
Подготовка устных и письменных сообщений.
31
Конкурс «Русский медвежонок»
1
Дидактические игры и упражнения
32
Полет в будущее. Игры с буквами и словами.
1
Дидактическая игра «Веселая карусель»
33
Занимательные кроссворды
1
Оформление газеты «Занимательная грамматика»
34
Итоговое занятие
1
КВН
итого
34ч.
2 год обучения
II Блок- «Секреты русского языка»
1
Что изучает фонетика?
2
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
2
Легко ли быть согласным звуком?
2
Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков.
3
Мягки ли мягкие согласные?
2
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
4
Звук под «маской».
2
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный.
5
Самый долгий слог.
2
Деление слов на слоги.
6
Буквы в слове переставим – много новых слов составим.
2
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
7
Урок-игра: «Все о фонетике»
2
Фонетический разбор слова.
8
«Автопортрет»
2
Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.
9
«Моя дружная семья»
4
Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».
10
Зачем изучать графику?
3
11
Писать ли, как слышится, или что такое орфография?
3
Формирование орфографической зоркости.
12
Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.
1
Использование орфографического словаря.
13
В стране сочетаний: ча – ща ,
Чу – щу, жи - ши.
1
Игры на применение правил правописания:
-сочетания жи-ши, ча-щ а, чу-щу в положении под ударением;
14
Про чк, чн, чт, нч, рщ…
1
Игры на применение правил правописания:
-сочетания чк-чн, чт, щн;
15
Ъ и Ь – помощники в словах
1
Игры на применение правил правописания:
-разделительные Ь и Ъ
16
Корень- родоначальник, или что такое словообразование?
1
Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
17
К тайнам слова. Синонимы.
1
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
18
К тайнам слова. Антонимы.
1
Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.
Итого:
34ч.
3 год обучения.
1
Загадки согласных.
2
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
2
Удивительные гласные.
2
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный.
3
Забавные игры со слогами.
2
Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.
4
Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…»
2
Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» (Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».
5
Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка.
2
Рисование на тему « Я люблю…»). Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка (Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Рассказ учителя «Из истории матрешки», составление словарика, выполнение рисунков к словам. Составление рассказа и рисование любимой игрушки.)
6
Сочинение и рисование на тему: «Мой друг»
2
Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом.Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).
7
Зоркий глаз. Орфограммы в словах.
2
Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.
8
Как «разобрать» и «собрать» слово?
4
Совершенствование умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
9
Как откопать древний корень, или этимологический разбор.
3
Этимологический разбор.
10
Колонны слов, или что такое морфология
1
Части речи.
11
В гостях у существительного!
1
Имя существительное.
12
Здравствуй, имя прилагательное!
1
Имя прилагательное
13
Его величество – Глагол!
2
Глагол
14
Универсальные заменители: поговорим о местоимении
1
Местоимения
15
Слова-помощники
Предлог, союз, частица.
16
Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!»
1
Значение частей речи и употребление их в речи.
17
В стране синонимов.
2
Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Применение словарей.
18
В стране антонимов.
2
Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Применение словарей.
19
В стране омонимов.
КВН «В мире слов».
1
Знакомство с омонимами.
Итого:
34 ч.
4 год обучения
III Блок – « К тайнам слова»
1
Русский язык – язык великого народа
Поэты и писатели о русском языке. Русский язык среди других языков мира. Красота и богатство русского языка.
1
Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающий выразить их мысли и чувства; что язык – великая ценность и культурное достояние русского народа
Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека.
Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения.
Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). Искать и анализировать полученную информацию, её значение в жизни человека
Составлять рассказ о профессиях людей
Участвуют в конкурсе стихов о русском языке.
2
«Вначале было Слово…»
Как и почему люди начали говорить. Как рождаются, живут и умирают слова (из истории возникновения некоторых слов)
1
Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе
Слушают сообщения учащихся о происхождении некоторых слов. Работают с этимологическим словарём русского языка.
Выбирают языковые средства в зависимости от ситуации общения.
3
Словесные раскопки.
Происхождение и значение личных имён и фамилий. Из истории некоторых слов: географических названий, дней недели и других слов. Что такое ономастика
1
Слушают сообщения учащихся об истории русских имён и фамилий, происхождении названий месяцев, дней недели, монет.
Лингвистические и энциклопедические словари. Как живут слова в разных словарях. В. И. Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка»
1
Сообщать учащимся об истории создания толкового словаря. Самостоятельно работать со словарями.
Играть в игру «Кто больше?».
Делать предварительный отбор источников информации
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
6
Слово и образ или поговорим о словарях. Составление словарей
на разнообразную тематику.
1
Делать предварительный отбор источников информации
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
7
Лингвистический турнир «Тайны русского языка»
1
Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выбирают языковые средства в зависимости от ситуации общения
8
Пёстрое семейство синонимов.
Понятие синонима. Использование синонимов писателями. Смысловые, контекстуальные синонимы
1
Сравнивать слова по значению и форме находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы
Работают с отрывками из произведений И. С. Тургенева, М. Горького, выявляют роль синонимов в текстах.
9
Великое противостояние антонимов
Понятие антонима. Разнокорневые и однокорневые антонимы.
1
Сравнивать слова по значению и форме (антонимы ) находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы и антонимы.
Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения
10
Слова-двойники. Омонимы.
Отличие многозначных слов от омонимов. Употребление омонимов в поэтической речи.
1
Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.
Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах
Договариваться с партнёром по общению.
11
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
Понятие диалектизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Отличие историзмов от архаизмов. Исконно русские слова и заимствованные слова, их признаки.
1
Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения
Пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание; осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.
12
Мир фразеологии.
Понятие фразеологизма. Фразеологические обороты.
1
Сообщать учащимся о появлении и значении некоторых фразеологизмов. Систематизировать знания о роли фразеологизмов в тексте.
1
13
Добрый “волшебник” - Ударение.
Орфоэпия – наука о правильном произношении слова. Новое и старое в слове. Произношение и ударение. Что такое орфоэпическая норма. Отличие орфоэпии от орфографии. Орфоэпические словари русского языка.
1
Говорить вырази1тельно, понятно, логично четко фор1мулировать мысль в словесной форме. Говорить связано и в нормальном темпе, соблюдать необходимые нормы орфоэпии. Составлять диалоги.
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы
14
Конкурс «Лучший знаток русского языка»
1
Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
15
Основная мысль текста.
Деление сплошного текста на предложения.
1
Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст
Формулировать тему и главную мысль текста.
Грамотно оформлять собственные речевые произведения.
16
О чем рассказывает план. Составляем план своего рассказа.
1
Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи. Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание, рассуждение.
17
Обучающее изложение по плану, вопросам.
1
Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом
Формулировать тему и главную мысль текста. Составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану
18
Обучающее изложение с изменением лица рассказчика.
1
Анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат.
Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе
Пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание; осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения
19
Сжатое изложение по готовому плану
1
Слушать речь собеседник, т.е. проводить элементарный анализ речи (с помощью учителя), понимать ее основную мысль, задавать вопросы. Говорить выразительно, понятно, логично четко формулировать мысль в словесной форме. Говорить связано и в нормальном темпе, соблюдать необходимые нормы орфоэпии. Составлять диалоги, основные на известных учащимся правилах продуктивного общения.
20
Изложение с элементами
описания и рассуждения
1
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи
Формировать умения самостоятельно работать с тестами. Освоение умения оценивать личные достижения, анализировать неудачи.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его
21
Занятия в веселой академии «Складно да ладно».
1
Освоение представления о методах самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера.
Оценивать выступления по заданным критериям.
22
Стихотворный размер. Ритм. Игры на умение находить рифму
1
высказывать собственное мнение и аргументировать его
23
Сочинение стихотворений.
1
Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность
24
Будем сказки сочинять
1
Пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание; осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения
Оценивать выступления по заданным критериям
25
Сочинение словарных сказок
1
Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом
Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным и с назначением, задачами, условиями общения ( для самостоятельно создаваемых текстов).
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса
26
Редактирование текста.
Текст – поздравление к празднику.
1
По заданным критериям оценивать работы одноклассников
27
Редактирование текста. Письмо – текст. Письмо другу, подруге
1
По заданным критериям оценивать работы одноклассников
28
Слово – это… Как мы используем слова. Красивые слова. Добрые дела – добрые слова. Языковые проблемы.
Слова – «паразиты».
1
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса
29
Мир общения.
Слово веселит, огорчает, помогает, утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся. Давайте договоримся
1
Оценивать выступления по заданным критериям
Воспитание системы нравственных межличностных отношений
Формировать способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации
30
Смеемся, грустим, задумываемся.
Чтение книг детских писателей.
1
Формировать способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации
31
Поиграем в слова.
Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). Как вести себя во время разговора. Благодарим за подарок, услугу. Вежливая просьба. Скрытая просьба. Согласие или отказ. Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. Успокоить, утешить словом..
Похвала (комплимент).
1
Пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание; осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения
32
Составление кроссвордов. Кроссворды по словарным словам.
1
Формировать способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата
33
Шарады. Ребусы.
Ребусы по разгадыванию словарных слов. Загадки.
Конкурс грамотеев.
1
Формировать способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата
34
Игра «Умники и умницы»
1
Воспитание системы нравственных межличностных отношений