kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания «Наследие Смоленского края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа факультативного курса позволяет учащимся прикоснуться к великому наследию Смоленского края. Цель программы: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения  школьников в социально значимую и нравственно направленную деятельность. Учащиеся получат не только знания о добродетели, но и желание самому обладать ими, не только знание о милосердии, но и желание совершать дела милосердия. У учащихся сформируются потребности знать историю своей родины и своего народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания «Наследие Смоленского края» »



МБОУ Мурыгинская ОШ


Смоленская область, Починковский район













Программа

духовно-нравственного и патриотического воспитания

« Наследие Смоленского края»

(для учащихся 14-15 лет)


Срок реализации 1 год.




Учитель высшей

квалификационной категории

Токарева Татьяна Викторовна











2014 год









Пояснительная записка.



В условиях современного общественного кризиса России, ко­торый определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравствен­ных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе духовно-нравственных и патриотических ценностей.

Патриот не может не знать и не любить культуру своего наро­да. Мы живем во времена глобализации всех процессов, и чтобы не потеряться в «общем доме всех народов», мы должны сохранить и познакомить другие нации с нашей культурой, нашей самобыт­ностью, которая в течение тысячи лет была кровно связана с Пра­вославием. Отсюда вытекает задача формирования личности, проникнутой духом родной культуры.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения нашей страны, резко снизили воспитательное воздействие национальной культуры как важнейшего фактора формирования нравственности и патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского нравственного и патриотического сознания.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России, Смоленщины.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Поэтому по данной Программе работа по этим двум направлениям ведется одновременно.


Ведущие идеи Программы:

1. Приоритет морально-нравственного воспитания перед раци­онально-информационным.

2. Формирование гражданских и патриотических чувств; любви к Отечеству, к родному краю.

3. Призыв к духовно-нравственной и гражданско-патриотической деятельности (не только знание о добродетелях, но и желание самому обладать ими; не только знание о милосер­дии, а дела милосердия; формирование потребности знать историю своей страны и своего народа).

4. Воспитание на идеалах Святой Руси.

5. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.


Цель программы: духовно-нравственное и гражданско-патриотического воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения школьников в социально значимую и нравственно-направленную деятельность.


Задачи программы:

1. Создание условий для формирования культуросооб­разной

личности школьника, гражданина России;

2. Воспитание чувства любви к Родине, гордости за героическое

прошлое нашей страны,

3. Поддержка стремления знать историю России, желания

соответствовать нравственному облику великих соотечественников,

4. Мотивация на действенное проявление неравнодушие к родному

краю и окружающему миру.

5. Формирование гражданственных и нравственных ценностей в

процессе изучения богатого историко-культурного наследия

Смоленщины.

В рамках данной прграммы реализуются следующие педагогические идеи:

1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармонизация культуры знания, чувств и творческого потенциала.

2. Учет особенностей русской культуры.

3. Эмоциональное воздействие на личность, учет интересов и склонностей учащихся.


Прогнозируемые результаты реализации программы:


Уметь ориентироваться в системе духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей, социальной среде.

Дорожить духовно-нравственным и культурно-историческим наследием России.

Уметь раскрыть особую роль Православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры.

Знать имена просветителей, деятелей культуры и искусства, уметь оценить их вклад в развитие России и Смоленщины.

Иметь устойчивые представления о духовности и нравственности в рамках понятий добро-зло, совесть-долг, правда-ложь.


Учебно-тематический план


№ п/п

Тематический блок

Разделы

Количество часов

1

2

3

4

1

История православия на Смоленской земле


1.1. Распространение Христианства на смоленской земле. Роль Я. Мудрого

1.2. Польский и Литовский периоды. Авраамий Смоленский. Меркурий Смоленский.

2 часа



2часа

Всего 4 часа

2

Архитектурное наследие Смоленщины. «Здесь воздух на истории настоян»

2.1. Древние архитектурные памятники Смоленска: церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела

2.2. Смоленский Успенский собор

2.3. Чудотворная икона Одигитрии Смоленской.

2.4. История и современное состояние древних храмов Смоленска.

2.5. Экскурсионные занятия: Экскурсия в Успенский собор



2 часа






2 часа


2 часа



4 часа



4 часа

Всего 14 часов

3

Святые земли Смоленской


3.1. – 3.3. Собор Смоленских святых

3.4. Слово о Меркурии Смоленском


6 часов


2 часа

Всего 8 часов

4

Святые места Смоленщины. Монастыри


4.1. Болдинский Свято-Троицкий монастырь.

4.2. Рославльский Спасо-Преображенский монастырь.

4.3. Свято-Троицкий мужской монастырь в Смоленске.

2 часа



2 часа



2 часа

Всего – 6 часов





5

Культура Смоленской земли

5.1 М.К. Тенишева и ее роль в развитии русского искусства ХIХ века

5.2. Историко архитектурный комплекс «Теремок»

5.3. Художники Смоленска

Экскурсионные занятия: Экскурсия во Фленово


2 часа



2 часа



4 часа


4 часа

Всего – 12 часов

6

Творчество смоленских поэтов

    1. 6.1. Творчество А.Т. Твардовского.

    2. 6.2. Лирика М.В. Исаковского.

    3. 6.3. Наследие Н.И. Рыленкова.

Экскурсия в с. Загорье


2 часа


2 часа


2 часа


4 часа

Всего – 10 часов

7

Музыкальное наследие

7.1. Вклад М.И.Глинки в развитие русской и мировой музыки

Экскурсионные занятия:

Экскурсия в музей-усадьбу М.И.Глинки в селе Новоспасском


2 часа




4 часа

Всего – 6 часов

8

Знаменитые земляки

8.1. Гагарин Ю.А.

Лавочкин С.А.

8.2. Докучаев В.В.

Пржевальский Н.М.

Козлов П.К.

8.3. Коненков С.Т.

Микешин М.О.

8.4. Егоров М.А.

Колдунов А.И.

Лавриненков В.Д.

2 часа


2 часа



2 часа


2 часа

Всего 8 часов


Итого 68 часов









Содержание занятий

1. История православия на Смоленской земле.

Занятие 1 – 2 часа.

Содержание занятия:

Распространение христианства на Смоленской земле, роль Я. Мудрого и Ростислава. Первые церкви и храмы. Епископ Смоленский Игнатий.


Занятие 2 – 2 часа.

Содержание занятия:

Авраамий Смоленский. Меркурий Смоленский. Смоленск в Литовский период. Православная церковь в Польский период. Показ компьютерной презентации.


  1. Архитектурное наследие Смоленщины. «Здесь воздух на истории настоян».

Занятие 2.1. Древние архитектурные памятники Смоленска: церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела – 2 часа

Содержание занятия:

История сооружений. Архитектурные особенности. Пристройки и погребения. Компьютерная презентация.


Занятие 2.2. Смоленский Успенский собор – 2 часа.

Содержание занятия:

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви - первый памятник монументального зодчества на территории Смоленска. 1601г. – В. Мономах заложил храм в честь Успения Божьей матери. Июнь 1611г. – разрушение храма поляками. 2 августа 1677г. – заложение нового собора. Архитектурные особенности. Зодчий А. Корольков и архитектор А.И.Шедель. Уникальный пятиярусный позолоченный иконостас и богатое убранство храма.

Святыни: иконы Божией Матери (Одигитрия и Казанская), сандалии святого мученика Меркурия Смоленского, плащаница «Погребение Господа Иисуса Христа». Компьютерная презентация.


Занятие 2.3 Чудотворная икона Одигитрии Смоленской – 2 часа.

Содержание занятия:

Икона Смоленской Одигитрии (Путеводительница) – интереснейший исторический памятник, подаренный храму Б. Годуновым. Чудотворная икона. Особая почитаемость иконы смолянами. Компьютерная презентация.


Занятие 2.4 История и современное состояние древних храмов Смоленска – 2 часа.

Содержание занятия: Церковь Петра и Павла – самая древняя из сохранившихся в Смоленске. Церковь Иоанна Богослова. Церковь Михаила Архангела. История возведения этих храмов. Архитектурные особенности, внутренне и внешнее убранство, состояние храмов. Компьютерная презентация.

Занятие 2.5. Экскурсия в Успенский Кафедральный собор – 4 часа.


3. Святые земли Смоленской

Занятие 3.1. – 3.3. Собор Смоленских святых.

Содержание занятий: Собор Смоленских святых - угодники Божии, родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия и спасения в других землях нашего отечества. Компьютерная презентация.


Занятие 3.4. Слово о Меркурии смоленском – 2 часа.

Содержание занятия: «Словом о Меркурии Смоленском» - литературный памятник времен монголо-татарского нашествия и владычества. Легенда об избавлении от полчищ Батыя. Житийно-религиозный план легенды. Проявление божественного заступничества как результат эпического подвига Богатыря. Компьютерная презентация.



4. Святые места Смоленщины. Монастыри

Занятие 4.1. Болдинский Свято-Троицкий монастырь – 2 часа.

Содержание занятия: Основание монастыря преподобным Герасимом (1530 г.). Богатейший и влиятельнейший в то время монастырь всей смоленской земли. Роль «государева мастера» Ф. Коня. Польский период. Монастырь в годы ВОВ. Возрождение монастыря. Погребения на территории монастыря. Святой Герасим Болдинский. Компьютерная презентация.

Занятие 4.2.– Рославльский Спасо-Преображенский монастырь – 2 часа.

Содержание занятия: Основание монастыря. Монастырь в Польский период. Пустынножительство в рославльских и брянских лесах. Возрождение (1864) и утихание монашеской жизни (1929). Монастырь в советский период. Возрождение монастыря (1996).

Занятие 4.3. Свято-Троицкий мужской монастырь в Смоленске. – 2 часа

Содержание занятия: Принадлежность Троицкого Мужского монастыря католическому монашескому ордену доминиканцев. До 1740 г. - место пребывания смоленских архиереев. 1672-1675 гг – перестройка монастыря. Устройство монастыря.

5. Культура Смоленской земли

Занятие 5.1. М.К. Тенишева и ее роль в развитии русского искусства ХIХ века – 2 часа.

Содержание занятия: М.К. Тенишевой, ее жизнь,

деятельность, отношение к искусству, ее меценатская деятельность,

роль в истории культуры города Смоленска. М.Тенишева – крупнейший коллекционер графики. Собирательская и культурно-просветительская деятельность М.Тенишевой. Талашкино – духовный и культурный центр России («художественное гнездо»). Компьютерная презентация.


Занятие 5.2- 2 часа.

Содержание занятия:

Показ компьютерной презентации «Теремок» с комментариями.


Занятие 5.3. Художники Смоленска – 4 часа.

Содержание занятия: Роль М.И.Тенишевой и И.Е.Репина в создании в Смоленске первой рисовальной школы. С. Коненков, Ф. Шурпин, Б. Рыбченков, К. Дорохов, В. Штраних, Л. Кербель, О. Верейский, А. Кокорин, Т. Яблонская, В. Старов и другие замечательные художники – имена, которыми может гордиться Смоленщина. Сколимовский Г. – первый руководитель Смоленского Союза художников (1939).


Занятие 5.4. Экскурсионные занятия: Экскурсия во Фленово – 4 часа.



6. Творчество смоленских поэтов

Занятие 6.1. Творчество А.Т. Твардовского – 2 часа.

Содержание занятия:

6.2. Лирика М.В. Исаковского – 2 часа.

Содержание занятия: Роль отца в становлении М. Исаковского как поэта.

М. Исаковский «первый грамотей на всю округу». Учеба в гимназии. Поэт – песенник. «Катюша» - песня-воительница, песня-героиня. Песни, написанные на слова М.Исаковского – «почти народные». Памятник «Катюше» на родине поэта. Уникальный музей песни «Катюша». Компьютерная презентация.

6.3. Наследие Н.И. Рыленкова – 2 часа.

Содержание занятия: Компьютерная презентация.

6.4. Экскурсия в с. Загорье – 4 часа.


  1. Музыкальное наследие

Занятие 7.1. Вклад М.И.Глинки в развитие русской и мировой музыки – 2 часа.

Содержание занятия:

М.И.Глинка – великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Один из лучших учеников Благородного пансиона при Главном педагогическом институте. Первый опыт Глинки в сочинении музыки. Знакомство с Жуковским, Пушкиным, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом, Одоевским. Знаменитые оперы и общеизвестные романсы. Патриотическая песня М. Глинки – официальный гимн Российской Федерации. Компьютерная презентация.

7.2. Экскурсия в музей-усадьбу М.И.Глинки в селе Новоспасском - 4 часа.


Знаменитые земляки

Занятие 8.1. Гагарин Ю.А.

Лавочкин С.А.

Содержание занятия:

Военное детство Юрия Гагарина. Мечта о небе. Учеба в летной школе. Гагарин в числе первых космонавтов. Первый полет в космос. Удивительная улыбка первого космонавта планеты. Гибель во время тренировочного полета. Памятники Ю.А.Гагарину на Смоленщине. Памятник А.Т.Гагариной в г. Гагарине.

Генеральный конструктор С.А.Лавочкин. Детская мечта об авиации. Годы учебы. Дипломная работа – проект бомбардировщика. Лучшие военные самолеты с мощными двигателями. Истребитель- перехватчик. Создание первых отечественных зенитных управляемых ракет. Беспилотные мишени. Проект «Буря» «Даль».

Занятие 8.2. Пржевальский Н.М.

Козлов П.К. – 2часа.

Докучаев В.В.

Содержание занятия:

Пржевальский Н.М. первый исследователь Центральной Азии. Заслуги перед наукой. Увековечивание памяти великого путешественника на Смоленщине.

Козлов П.К. – выдающийся ученый-естествоиспытатель, исследователь Центральной Азии, ученик и соратник Н.П.Пржевальского. Воплощение мечты о « свободной страннической жизни в широких просторах пустынь». Сотрудничество с Н.Пржевальским. Богатейшие ботанические и археологические коллекции. Увековечивание памяти П.Козлова.

Докучаев В.В. – основоположник науки почвоведения. Авторитет в области изучения почв России. Первый организатор и главный руководитель первых исследований в губерниях. Карта почв северного полушария Земли. Историко-краеведческий музей имени В.В.Докучаева в Новодугино. Памятные места на Смоленщине.

Занятие 8.3. Коненков С.Т., М.О.Микешин.

Содержание занятия: История фамилии Коненковы. Детство скульптора. Время учебы. Первая выставка скульптур. «Лесная серия» и «Греческий цикл». «Лада», «Ника», «Красавица в кокошнике» и др. – гимны чистоте русской женщине. Символ и аллегория в его скульптурах. Книги С. Коненкова «Слово к молодым» и «Земля и люди», «Мой век». Музей скульптуры С.Т.Коненкова в Смоленске.

М.О. Микешин. Портрет деда – первая скульптурная работа Микешина М.О. Памятник «1000-летие России» главное украшение и символ России. Победитель конкурса на лучший проект памятника императрице Екатерине II в Петербурге. Картина «Шабаш ведьм». Оформительские работы М.Микешина.

Занятие 8.4. Егоров М.А.

Колдунов А.И.

Лавриненков В.Д.

Содержание занятия:

Егоров М.А., его вклад в Победу над гитлеровцами. Участник многих парадов Победы в Москве. Жизнь на родине после войны. Почетный гражданин города Берлина. Дом-музей в Рудне.
Колдунов А.И.
– дважды Герой Советского Союза. Смелый и бесстрашный летчик. Депутат Верховного совета СССР. Главнокомандующий войсками ПВО СССР, Главный маршал авиации.

Летчик Лавриненков В.Д. – Почетный гражданин города Смоленска, города Починка и города Севастополя. Детство, юность, занятия в аэроклубе. Вклад Лавриненкова в победу над фашизмом. Автор популярных в народе книг: «Возвращение в небо», «Сокол – 1», «Без войны» и др.






Список используемой литературы:

  1.  http://www.smoleparh.ru

  2.  http://www.journalsmolensk.ru

  3.  http://waystars.ru

  4. "Страницы истории Смоленщины. Книга для дополнительного чтения" Ю. Г. Иванов, Е. Н. Агинская, О. Ю. Иванов, Р. А. Халатов. - Смоленск: Русич, 2007.

  5.  А.А. Стукалов "Край мой Смоленский", ООО "Репортер", Смоленск, 2001г.

  6.  Смоленск и губерния. Время и люди. Историко-картографический атлас. - М.: ООО "Универсальные информационные технологии", 2008.

  7.  "Наследие земли Смоленской". Альманах "Памятники Отечества" №55, 2002г.

8. Спасо-Преображенский мужской монастырь, г. Рославль. – Смоленск, 2005. – С. 6-7.

9. Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. – Смоленск, 1864. О  Трофимовском смотреть: Виноградова О. Священник и гражданин // Смоленск. – Смоленск, 2004. - №5(61). – С. 36-37. 

10. М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий «История православной культуры земли Смоленской»: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - Смоленск: Универсум, 2004.176 с.:ил

11. З.И. Пастухова Скульптурные памятники Смоленщины. Знаменитые земляки. – Смоленск, 2008.















Учебно-тематический план


раздела

Разделы и темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Тестопластика

1.1Вводное занятие «Вначале была лепешка…» Материалы и инструменты. Инструкция по технике безопасности. Рабочее место. Рецепты приготовления теста.

2

1

1


1.2 Способы изготовления изделий.

2




1.3 Изделия из колбасок, листьев и цветов.

2

0,5

1,5


1.4 Детское творчество: подвески, таблички, деревья, декоративные решетки. Объемные композиции.

2

0,5

1,5


1.5 Детское творчество

Деревья.

2

0,5

1,5


1.6 Детское творчество. Раскрашивание.

2

0,5

1,5


1.7 Детское творчество.

Раскрашивание, лакирование.

2

0,5

1,5


Выставка детских работ

2



2

«Живая картина».

2.1Вводное занятие «Что можно сделать из макарон?»

Инструменты и оборудование.


2

2



2.2 Цветочная композиция из макарон.

2

0,5

1,5


2.3 Цветочная композиция. Окончание работы

4

0,5

3,5


2.4 Цветочная композиция.. Детское творчество

8

1.5

6,5


2.5 Пейзаж. Выполнение эскиза.


2

0,5

1,5


2.6 Пейзаж. Продолжение работы.

2


2


2.7 Пейзаж. Окончание работы.

2


2

3

«Волшебный лоскуток».

3.1 Изготовление сувениров. «Кукла» из ткани.

4

0,5

3,5


3.2 «Барышня» из ткани

4

0,5

3,5


3.3 «Рождественский ангел» из ниток.

2

0,5

1,5


3.4 «Упрямые козлята» из меха и ткани

4

1

3

4

«Капелька фантазии»

(поделки из бросового материала)

4.1 «Подснежники»








4.2 «Земляника»


4







4


1







1

3







3


4.3 «Ландыши в лесу»

4

1

3


4.4 «Снежная избушка» - сувенир.

4

1

3

Всего: 68 занятий







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Токарева Татьяна Викторовна

Дата: 10.09.2015

Номер свидетельства: 229876


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства