Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания «Наследие Смоленского края»
Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания «Наследие Смоленского края»
Данная программа факультативного курса позволяет учащимся прикоснуться к великому наследию Смоленского края. Цель программы: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения школьников в социально значимую и нравственно направленную деятельность. Учащиеся получат не только знания о добродетели, но и желание самому обладать ими, не только знание о милосердии, но и желание совершать дела милосердия. У учащихся сформируются потребности знать историю своей родины и своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания «Наследие Смоленского края» »
МБОУ Мурыгинская ОШ
Смоленская область, Починковский район
Программа
духовно-нравственного и патриотического воспитания
« Наследие Смоленского края»
(для учащихся 14-15 лет)
Срок реализации 1 год.
Учитель высшей
квалификационной категории
Токарева Татьяна Викторовна
2014 год
Пояснительная записка.
В условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе духовно-нравственных и патриотических ценностей.
Патриот не может не знать и не любить культуру своего народа. Мы живем во времена глобализации всех процессов, и чтобы не потеряться в «общем доме всех народов», мы должны сохранить и познакомить другие нации с нашей культурой, нашей самобытностью, которая в течение тысячи лет была кровно связана с Православием. Отсюда вытекает задача формирования личности, проникнутой духом родной культуры.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения нашей страны, резко снизили воспитательное воздействие национальной культуры как важнейшего фактора формирования нравственности и патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского нравственного и патриотического сознания.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России, Смоленщины.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Поэтому по данной Программе работа по этим двум направлениям ведется одновременно.
Ведущие идеи Программы:
1. Приоритет морально-нравственного воспитания перед рационально-информационным.
2. Формирование гражданских и патриотических чувств; любви к Отечеству, к родному краю.
3. Призыв к духовно-нравственной и гражданско-патриотической деятельности (не только знание о добродетелях, но и желание самому обладать ими; не только знание о милосердии, а дела милосердия; формирование потребности знать историю своей страны и своего народа).
4. Воспитание на идеалах Святой Руси.
5. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Цельпрограммы: духовно-нравственное и гражданско-патриотического воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения школьников в социально значимую и нравственно-направленную деятельность.
Задачи программы:
1. Создание условий для формирования культуросообразной
личности школьника, гражданина России;
2. Воспитание чувства любви к Родине, гордости за героическое
прошлое нашей страны,
3. Поддержка стремления знать историю России, желания
соответствовать нравственному облику великих соотечественников,
4. Мотивация на действенное проявление неравнодушие к родному
краю и окружающему миру.
5. Формирование гражданственных и нравственных ценностей в
процессе изучения богатого историко-культурного наследия
Смоленщины.
В рамках данной прграммы реализуются следующие педагогические идеи:
1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармонизация культуры знания, чувств и творческого потенциала.
2. Учет особенностей русской культуры.
3. Эмоциональное воздействие на личность, учет интересов и склонностей учащихся.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Уметь ориентироваться в системе духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей, социальной среде.
Дорожить духовно-нравственным и культурно-историческим наследием России.
Уметь раскрыть особую роль Православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры.
Знать имена просветителей, деятелей культуры и искусства, уметь оценить их вклад в развитие России и Смоленщины.
Иметь устойчивые представления о духовности и нравственности в рамках понятий добро-зло, совесть-долг, правда-ложь.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тематический блок
Разделы
Количество часов
1
2
3
4
1
История православия на Смоленской земле
1.1. Распространение Христианства на смоленской земле. Роль Я. Мудрого
1.2. Польский и Литовский периоды. Авраамий Смоленский. Меркурий Смоленский.
2 часа
2часа
Всего 4 часа
2
Архитектурное наследие Смоленщины. «Здесь воздух на истории настоян»
2.1. Древние архитектурные памятники Смоленска: церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела
2.2. Смоленский Успенский собор
2.3. Чудотворная икона Одигитрии Смоленской.
2.4. История и современное состояние древних храмов Смоленска.
2.5. Экскурсионные занятия: Экскурсия в Успенский собор
2 часа
2 часа
2 часа
4 часа
4 часа
Всего 14 часов
3
Святые земли Смоленской
3.1. – 3.3. Собор Смоленских святых
3.4. Слово о Меркурии Смоленском
6 часов
2 часа
Всего 8 часов
4
Святые места Смоленщины. Монастыри
4.1. Болдинский Свято-Троицкий монастырь.
4.2. Рославльский Спасо-Преображенский монастырь.
4.3. Свято-Троицкий мужской монастырь в Смоленске.
2 часа
2 часа
2 часа
Всего – 6 часов
5
Культура Смоленской земли
5.1 М.К. Тенишева и ее роль в развитии русского искусства ХIХ века
5.2. Историко архитектурный комплекс «Теремок»
5.3. Художники Смоленска
Экскурсионные занятия: Экскурсия во Фленово
2 часа
2 часа
4 часа
4 часа
Всего – 12 часов
6
Творчество смоленских поэтов
6.1. Творчество А.Т. Твардовского.
6.2. Лирика М.В. Исаковского.
6.3. Наследие Н.И. Рыленкова.
Экскурсия в с. Загорье
2 часа
2 часа
2 часа
4 часа
Всего – 10 часов
7
Музыкальное наследие
7.1. Вклад М.И.Глинки в развитие русской и мировой музыки
Экскурсионные занятия:
Экскурсия в музей-усадьбу М.И.Глинки в селе Новоспасском
2 часа
4 часа
Всего – 6 часов
8
Знаменитые земляки
8.1. Гагарин Ю.А.
Лавочкин С.А.
8.2. Докучаев В.В.
Пржевальский Н.М.
Козлов П.К.
8.3. Коненков С.Т.
Микешин М.О.
8.4. Егоров М.А.
Колдунов А.И.
Лавриненков В.Д.
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
Всего 8 часов
Итого 68 часов
Содержание занятий
1. История православия на Смоленской земле.
Занятие 1 – 2 часа.
Содержание занятия:
Распространение христианства на Смоленской земле, роль Я. Мудрого и Ростислава. Первые церкви и храмы. Епископ Смоленский Игнатий.
Занятие 2 – 2 часа.
Содержание занятия:
Авраамий Смоленский. Меркурий Смоленский. Смоленск в Литовский период. Православная церковь в Польский период. Показ компьютерной презентации.
Архитектурное наследие Смоленщины. «Здесь воздух на истории настоян».
Занятие 2.1. Древние архитектурные памятники Смоленска: церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела – 2 часа
Содержание занятия:
История сооружений. Архитектурные особенности. Пристройки и погребения. Компьютерная презентация.
Занятие 2.2. Смоленский Успенский собор – 2 часа.
Содержание занятия:
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви - первый памятник монументального зодчества на территории Смоленска. 1601г. – В. Мономах заложил храм в честь Успения Божьей матери. Июнь 1611г. – разрушение храма поляками. 2 августа 1677г. – заложение нового собора. Архитектурные особенности. Зодчий А. Корольков и архитектор А.И.Шедель. Уникальный пятиярусный позолоченный иконостас и богатое убранство храма.
Святыни: иконы Божией Матери (Одигитрия и Казанская), сандалии святого мученика Меркурия Смоленского, плащаница «Погребение Господа Иисуса Христа». Компьютерная презентация.
Занятие 2.3 Чудотворная икона Одигитрии Смоленской – 2 часа.
Содержание занятия:
Икона Смоленской Одигитрии (Путеводительница) – интереснейший исторический памятник, подаренный храму Б. Годуновым. Чудотворная икона. Особая почитаемость иконы смолянами. Компьютерная презентация.
Занятие 2.4 История и современное состояние древних храмов Смоленска – 2 часа.
Содержание занятия: Церковь Петра и Павла – самая древняя из сохранившихся в Смоленске. Церковь Иоанна Богослова. Церковь Михаила Архангела. История возведения этих храмов. Архитектурные особенности, внутренне и внешнее убранство, состояние храмов. Компьютерная презентация.
Занятие 2.5. Экскурсия в Успенский Кафедральный собор – 4 часа.
3. Святые земли Смоленской
Занятие 3.1. – 3.3. Собор Смоленских святых.
Содержание занятий: Собор Смоленских святых - угодники Божии, родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия и спасения в других землях нашего отечества. Компьютерная презентация.
Занятие 3.4. Слово о Меркурии смоленском – 2 часа.
Содержание занятия: «Словом о Меркурии Смоленском» - литературный памятник времен монголо-татарского нашествия и владычества. Легенда об избавлении от полчищ Батыя. Житийно-религиозный план легенды. Проявление божественного заступничества как результат эпического подвига Богатыря. Компьютерная презентация.
4. Святые места Смоленщины. Монастыри
Занятие 4.1. Болдинский Свято-Троицкий монастырь – 2 часа.
Содержание занятия: Основание монастыря преподобным Герасимом (1530 г.). Богатейший и влиятельнейший в то время монастырь всей смоленской земли. Роль «государева мастера» Ф. Коня. Польский период. Монастырь в годы ВОВ. Возрождение монастыря. Погребения на территории монастыря. Святой Герасим Болдинский. Компьютерная презентация.
Занятие 4.2.– Рославльский Спасо-Преображенский монастырь – 2 часа.
Содержание занятия:Основание монастыря. Монастырь в Польский период. Пустынножительство в рославльских и брянских лесах. Возрождение (1864) и утихание монашеской жизни (1929). Монастырь в советский период. Возрождение монастыря (1996).
Занятие 4.3. Свято-Троицкий мужской монастырь в Смоленске. – 2 часа
Содержание занятия: Принадлежность Троицкого Мужского монастыря католическому монашескому ордену доминиканцев. До 1740 г. - место пребывания смоленских архиереев. 1672-1675 гг – перестройка монастыря. Устройство монастыря.
5. Культура Смоленской земли
Занятие 5.1. М.К. Тенишева и ее роль в развитии русского искусства ХIХ века – 2 часа.
Содержание занятия: М.К. Тенишевой, ее жизнь,
деятельность, отношение к искусству, ее меценатская деятельность,
роль в истории культуры города Смоленска. М.Тенишева – крупнейший коллекционер графики. Собирательская и культурно-просветительская деятельность М.Тенишевой. Талашкино – духовный и культурный центр России («художественное гнездо»). Компьютерная презентация.
Занятие 5.2- 2 часа.
Содержание занятия:
Показ компьютерной презентации «Теремок» с комментариями.
Занятие 5.3. Художники Смоленска – 4 часа.
Содержание занятия:Роль М.И.Тенишевой и И.Е.Репина в создании в Смоленске первой рисовальной школы. С. Коненков, Ф. Шурпин, Б. Рыбченков, К. Дорохов, В. Штраних, Л. Кербель, О. Верейский, А. Кокорин, Т. Яблонская, В. Старов и другие замечательные художники – имена, которыми может гордиться Смоленщина. Сколимовский Г. – первый руководитель Смоленского Союза художников (1939).
Занятие 5.4. Экскурсионные занятия: Экскурсия во Фленово – 4 часа.
6.Творчество смоленских поэтов
Занятие 6.1. Творчество А.Т. Твардовского – 2 часа.
Содержание занятия:
6.2. Лирика М.В. Исаковского – 2 часа.
Содержание занятия: Роль отца в становлении М. Исаковского как поэта.
М. Исаковский «первый грамотей на всю округу». Учеба в гимназии. Поэт – песенник. «Катюша» - песня-воительница, песня-героиня. Песни, написанные на слова М.Исаковского – «почти народные». Памятник «Катюше» на родине поэта. Уникальный музей песни «Катюша». Компьютерная презентация.
6.3. Наследие Н.И. Рыленкова – 2 часа.
Содержание занятия: Компьютерная презентация.
6.4. Экскурсия в с. Загорье – 4 часа.
Музыкальное наследие
Занятие 7.1. Вклад М.И.Глинки в развитие русской и мировой музыки – 2 часа.
Содержание занятия:
М.И.Глинка – великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Один из лучших учеников Благородного пансиона при Главном педагогическом институте. Первый опыт Глинки в сочинении музыки. Знакомство с Жуковским, Пушкиным, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом, Одоевским. Знаменитые оперы и общеизвестные романсы. Патриотическая песня М. Глинки – официальный гимн Российской Федерации. Компьютерная презентация.
7.2. Экскурсия в музей-усадьбу М.И.Глинки в селе Новоспасском - 4 часа.
Знаменитые земляки
Занятие 8.1. Гагарин Ю.А.
Лавочкин С.А.
Содержание занятия:
Военное детство Юрия Гагарина. Мечта о небе. Учеба в летной школе. Гагарин в числе первых космонавтов. Первый полет в космос. Удивительная улыбка первого космонавта планеты. Гибель во время тренировочного полета. Памятники Ю.А.Гагарину на Смоленщине. Памятник А.Т.Гагариной в г. Гагарине.
Генеральный конструктор С.А.Лавочкин. Детская мечта об авиации. Годы учебы. Дипломная работа – проект бомбардировщика. Лучшие военные самолеты с мощными двигателями. Истребитель- перехватчик. Создание первых отечественных зенитных управляемых ракет. Беспилотные мишени. Проект «Буря» «Даль».
Занятие 8.2. Пржевальский Н.М.
Козлов П.К. – 2часа.
Докучаев В.В.
Содержание занятия:
Пржевальский Н.М. первый исследователь Центральной Азии. Заслуги перед наукой. Увековечивание памяти великого путешественника на Смоленщине.
Козлов П.К. – выдающийся ученый-естествоиспытатель, исследователь Центральной Азии, ученик и соратник Н.П.Пржевальского. Воплощение мечты о « свободной страннической жизни в широких просторах пустынь». Сотрудничество с Н.Пржевальским. Богатейшие ботанические и археологические коллекции. Увековечивание памяти П.Козлова.
Докучаев В.В. – основоположник науки почвоведения. Авторитет в области изучения почв России. Первый организатор и главный руководитель первых исследований в губерниях. Карта почв северного полушария Земли. Историко-краеведческий музей имени В.В.Докучаева в Новодугино. Памятные места на Смоленщине.
Занятие 8.3. Коненков С.Т., М.О.Микешин.
Содержание занятия: История фамилии Коненковы. Детство скульптора. Время учебы. Первая выставка скульптур. «Лесная серия» и «Греческий цикл». «Лада», «Ника», «Красавица в кокошнике» и др. – гимны чистоте русской женщине. Символ и аллегория в его скульптурах. Книги С. Коненкова «Слово к молодым» и «Земля и люди», «Мой век». Музей скульптуры С.Т.Коненкова в Смоленске.
М.О. Микешин. Портрет деда – первая скульптурная работа Микешина М.О. Памятник «1000-летие России» главное украшение и символ России. Победитель конкурса на лучший проект памятника императрице Екатерине II в Петербурге. Картина «Шабаш ведьм». Оформительские работы М.Микешина.
Занятие 8.4. Егоров М.А.
Колдунов А.И.
Лавриненков В.Д.
Содержание занятия:
Егоров М.А., его вклад в Победу над гитлеровцами. Участник многих парадов Победы в Москве. Жизнь на родине после войны. Почетный гражданин города Берлина. Дом-музей в Рудне. Колдунов А.И. – дважды Герой Советского Союза. Смелый и бесстрашный летчик. Депутат Верховного совета СССР. Главнокомандующий войсками ПВО СССР, Главный маршал авиации.
Летчик Лавриненков В.Д. – Почетный гражданин города Смоленска, города Починка и города Севастополя. Детство, юность, занятия в аэроклубе. Вклад Лавриненкова в победу над фашизмом. Автор популярных в народе книг: «Возвращение в небо», «Сокол – 1», «Без войны» и др.
Список используемой литературы:
http://www.smoleparh.ru
http://www.journalsmolensk.ru
http://waystars.ru
"Страницы истории Смоленщины. Книга для дополнительного чтения" Ю. Г. Иванов, Е. Н. Агинская, О. Ю. Иванов, Р. А. Халатов. - Смоленск: Русич, 2007.
А.А. Стукалов "Край мой Смоленский", ООО "Репортер", Смоленск, 2001г.
Смоленск и губерния. Время и люди. Историко-картографический атлас. - М.: ООО "Универсальные информационные технологии", 2008.
"Наследие земли Смоленской". Альманах "Памятники Отечества" №55, 2002г.
8. Спасо-Преображенский мужской монастырь, г. Рославль. – Смоленск, 2005. – С. 6-7.
9. Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. – Смоленск, 1864. О Трофимовском смотреть: Виноградова О. Священник и гражданин // Смоленск. – Смоленск, 2004. - №5(61). – С. 36-37.
10. М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий «ИсторияправославнойкультурыземлиСмоленской»: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - Смоленск: Универсум, 2004.176 с.:ил