Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания « Наследие Смоленского края»
Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания « Наследие Смоленского края»
Данная программа факультативного курса позволяет учащимся прикоснуться в великому наследию Смоленского края. Цель программы:духовно нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения школьников в социально-значимую и нравственно направленную деятельностиь. Учащиеся получат не только знания о добродетели, но и желание самому обладать ими, не только знание о милосердии, а желание совершать дела милосердия. У учащихся сформируются потребности знать историю своей страны и своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания « Наследие Смоленского края» »
Рассмотрена на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла. Протокол № 1
От 26.08.2015.
Председатель__________
/Токарева Т.В./
Рассмотрена на заседании МС.
Протокол № 1
От 27.08.2015.
Председатель__________
/ Савченкова И.В../
Принята решением педсовета.
Протокол № 1 от 28.08.2015.
Председатель_______
/Миренкова Т.А./
«Утверждаю»
Приказ № 96 б
От 28.08.2015
Директор школы
_________________
/Миренкова Т.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 8 класса
Учитель изобразительного искусства
высшей категории Токарева Т.В.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая программа по изобразительному искусству для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Учебно-тематический план.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание
Кол-во часов
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств
5
Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий
3
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
5
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
4
Всего
17
Программа рассчитана на 17 ч. в год (0,5 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 15; обобщающих работ (уроки контроля)- 2.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 8 класса.
Учащиеся должны знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, и др.).
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010.
Инструктивно-методического письма «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
а) основная литература: Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010. – 140 Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - 2-е изд., -Волгоград: Учитель, 2008. -223 с.
Визер В. Живописная грамота. Основы пейзажа . - СПБ.: Питер, 2006. - 192 с. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - СПб.: Питер, 2006. - 192 с.: ил.
Визер В.В. Живописная грамота: Основы портрета. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.: ил. - Библиогр.: с. 185-187.
Изобразительное искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков / Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269.
Изобразительное искусство. 8 класс: Поурочные планы по программе В.С. Кузина / Авт.-сост. Т.В. Андриенко. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 122 с. - Библиогр.: с. 119-120.
Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 72 с.
Кульневич С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ч. 2 : Русский язык, чтение, ИЗО, музыка. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2004. - 176 с. - (Педагогика нового времени). - Библиогр.: с. 172-173.
Курочкина Н.А. О портретной живописи - детям. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 112 с.: 24 цв. ил. - Библогр.: с. 104-105.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.: ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 144.
Малевич и Матисс: Альбом для работы взрослых с детьми. Учебное пособие / Сост. Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2009. - 32 с.: ил. - (Предшкола нового поколения).
Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: Цели и методы художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.
Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2т. Т. 1. - М.: Изд. центр "Академия", 2006. - 304 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование).
Изобразительное искусство. 5-7 классы: Обучение основам изобразительной грамоты. Конспекты уроков / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 132 с. - Библиогр.: с. 131.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Дата
Примечание
по плану
фактическая
Iчетверть. Дизайн и архитектура — конструктивные
искусства в ряду пространственных искусств.
Художник — дизайн — архитектура.
Искусство композиции — основа дизайна
и архитектуры
1
Основы композиции в конструктивных искусствах
1-4.09
2
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
6-10
3
Прямые линии и организация пространства
13-17
4
Цвет — элемент композиционного творчества
20-24
5
Свободные формы: линии и пятна
27-01.10
6
Буква — строка — текст. Искусство шрифта
4-8
7
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции
11-15
8
Многообразие форм полиграфического дизайна
18-22
II четверть. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий
9
Объект и пространство
3-5.11
10
От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
8-12
11
Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
15-19
12
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля
22-26
13
Важнейшие архитектурные элементы здания
29-3.12
14
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи
6-10
15
Вещь как сочетание объемов и материальный образ времен
13-17
16
Роль и значение материала в конструкции
20-24
17
Цвет в архитектуре и дизайне
27-31
III четверть. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
18
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
13.-22.01
19
Город сегодня и завтра
24-29
20
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры
31-5.02
21
Живое пространство города
7-11
22
Город, микрорайон, улица
14-18
23
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды
21-25
24
Интерьер и вещь в доме
28-4.03
25
Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера
7-11
26
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
14-18
27
Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление
21-24
IV четверть. Человек в зеркале дизайна и архитектуры
28
Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома
4-9.04
29
Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-про-странственной среды жилища
11.15
30
Дизайн и архитектура моего сада
18-22
31
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
25-29
32
Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежд
2-6.05
33
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна
10-13
34
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна
16-20
35
Моделируя себя — моделируешь мир
23-27
РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Кол. часов
Тема урока
Воспитательные, образовательные и практические задачи урока
Материалы
Зрительный ряд
Задание
I четверть. Тема четверти: «Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры» (9 часов)
1.
1 час
Введение в искусство архитектуры. Архитектура и среда. Архитектура и её функции в жизни людей.
- Дать понятие об истоках архитектуры, связи её с природой.
- Изучение трех мерности архитектуры. Форма – язык художественного выражения архитектуры. Функции архитектуры.
-Рассмотреть связь архитектуры с другими видами искусства. «Экскурсия» по странам и континентам в разные исторические эпохи.
Карандаш, фломастеры, уголь, бумага (цветная и белая), клей, ножницы.
Фото, репродукции с узкими средневековыми улицами, улицы Парижа, Японии, Китая, древняя Москва А.Васнецова, Парфенон, Псковский Кремль, дворцовая набережная С. – Петербурга и др.
Беседа с показом репродукций и фото.
Графические зарисовки по ходу беседы.
2.
1 час
Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры.
-Познакомить с зарождением монументальной архитектуры.
-Дать представление о мегалитической архитектуре: менгиры, дольмены, кромлехи, циклопические крепости, городища.
-Изучить символику круговых построек. Массивность – средство художественной выразительности архитектурных сооружений и выражение духовных сил и потребностей человека.