kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей, обучающихся МБ НОУ «Лицей №111», сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса»


Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций.

Задачи основного уровня:

  • построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного процесса;

  • систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся;

  • разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (6 - 7, 8 - 9 и 10 - 11 классы);

  • выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;

  • формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;

  • информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями, и отраслями экономики России) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;

  • формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысление профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;

  • совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов) по формированию осознанности обучающихся и их готовности к профессиональному самоопределению через прохождение программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации);

  • повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.

Планируемые результаты:

  • для обучающихся 6 - 11 классов - развитие всех компонентов готовности к профессиональному самоопределению (в т.ч. повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;

  • для родителей - получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях, и отраслях экономики Российской Федерации;

  • для педагогов и специалистов - повышение квалификации в области методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий;

  • для работодателей - привлечение мотивированных обучающихся к производственным задачам, повышение интереса к организации. Обучение наставников, работающих с учащимися.

Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей, обучающихся МБ НОУ «Лицей №111», сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом дополнительного оразования.

По результатам участия во всех мероприятиях основного уровня реализации Профориентационного минимума для обучающегося формируется индивидуальная рекомендация по построению образовательно-профессиональной траектории.


Форматы профориентационной работы

Профориентационная работа реализуется в следующих форматах:

УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На выбор:

  • Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис «Конструктор будущего» в рамках проекта «Билет в будущее» или другие программы.

  • Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета «Технология».

Рекомендованное количество: от 9 часов

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Диагностический конструктор (2 этапа): несколько вариантов профориентационных онлайн-диагностик исходя из потребностей обучающихся - 4 часа

Профориентационный урок - 2 часа

Урок «Россия - мои горизонты» (для тех, кто впервые зарегистрирован в Проекте) - 2 часа

Рефлексивный урок - 4 часа

Мероприятия на выбор:

  • Профориентационные программы внеурочной деятельности;

  • Дополнительные профориентационные уроки;

  • Онлайн-уроки «Шоу профессий»;

  • - Проектная деятельность.

Рекомендованное количество: 34 часа

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  • Выставка «Лаборатория будущего» - 4 часа

  • Профессиональные пробы на базе Площадки или на базе Платформы - 6 часов Мероприятия на выбор:

  • Экскурсии в образовательные организации ВО или СПО;

  • Экскурсии на производство;

  • Конкурсы профориентационной направленности;

- Образовательные выставки.

Рекомендованное количество: от 12 часов

Может быть реализована в рамках внеурочной деятельности.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом

склонностей и образовательных потребностей обучающегося.

Рекомендованное количество: от 3 часов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)

  • Родительское собрание (ознакомительное или итоговое)

Рекомендуемое количество: от 2 часов



Профориентационные мероприятия на основном уровне:

  • Профориентационные уроки;

  • Онлайн-диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к выбору профессионально-образовательной траектории, ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе;

  • Групповой разбор результатов профориентационных диагностик (с использованием видеоматериалов), рефлексивный урок;

  • Информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях открытого сегмента Платформы основного уровня Профориентационного минимума и организует регистрацию участников;

  • Профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн или офлайн-формате);

  • Профориентационные мероприятия по выбору: посещение мультимедийной выставки; посещение организаций территориальной образовательной и профессиональной среды (профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей); организация проектной деятельности с учетом предпочитаемых обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения; участие в профориентационных мероприятиях федерального и регионального уровня.

п/п

Мероприятия

Участники

Сроки

проведения

Ответственный


1. Организационно-информационная деятельность

1

Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических

материалов

Классные руководители

Сентябрь

Зам. директора

2

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в учреждения НПО, СПО и высшего

образования выпускников 9х,11классов

Классные руководители выпускников 9х,11классов

Сентябрь

Зам. директора, ответственный по профориентации

3

Координирование работы педагогического коллектива

Педагогический коллектив

Сентябрь - май

Зам. директора

4

Осуществление взаимодействия с предприятиями,

учреждениями НПО, СПО

Обучающиеся

6- х – 11 классов

Сентябрь - май

Администрация лицея, социальный педагог, педагог- навигатор

5

Уточнение и дополнение количества участников

проекта «Билет в будущее»

Обучающиеся

6- х – 11 классов

Сентябрь

Классные руководители, педагог –навигатор


2. Информационно-консультационная деятельность с

педагогическими работниками

1

Оказание помощи в разработке, организации и проведении воспитательных мероприятий

Классные руководители

Сентябрь - май

Администрация лицея

2

Организация консультаций:

- «Основные направления работы классного руководителя по знакомству обучающихся с миром

профессий»;

- «Формула выбора профессии»;

- «Изучение личностных особенностей и

способностей учащихся»

Классные руководители

Сентябрь - май

Педагог–психолог


3

Педсовет «Воспитание как приоритет государственной политики»

- роль профориентационной работы учителя в создании современной личности

Педагогический коллектив

В течение ученого года

Заместитель директора, советник

директора, педагог

– психолог

4

Теоретический семинар «Организация работы с детьми «группы риска» и семьями, состоящими на различных видах

профилактического учета»

Педагогический коллектив

В течение ученого года

Социальный педагог

5

Подготовка по программе дополнительного профессионального образования

Педагог –

навигатор

Сентябрь –

декабрь

Педагог –психолог

3. Профориентационные мероприятия с обучающимися

1

ВУД Курс

профессионального самоопределения школьников «Знакомство с миром профессий»

1- 4 классы

Каждый четверг

сентябрь –

май

Классные руководители

1- 4 классов

2

Курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»

6- 11 классы

Каждый четверг

сентябрь –

май

Классные

руководители

6-х – 11классов

3

Участие во Всероссийском проекте по профориентации «Билет в будущее»

6- 11 классы

Сентябрь –

май

Классные руководители, педагог –навигатор

4

Участие обучающихся во Всероссийском проекте открытые онлайн-уроки «ПроеКТОриЯ»

8-11 классы

Сентябрь –

май

Классные руководители, ответственный по профориентации

5

Реализация предпрофесионального образования


10 -11 классы

Сентябрь –

май

Администрация лицея

6

Участие в проекте «Экономика региона в

руках молодого поколения»

8-11 классы

Сентябрь –

май

Классные руководители, ответственный по профориентации


7

Школьный профориентационный

марафон (беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и

деловые игры)

2 – 11 классы

Апрель

Ответственный по профориентации

8

Организация и проведение -

классных часов по

профориентации

1 – 11 классы

Сентябрь –

май

Классные руководители, ответственный по профориентации

9

Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета

«Технология»

1 – 8 классы

Сентябрь –

май

Учителя –

предметники

10

Уроки

общеобразовательного

цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для

профессиональной деятельности

1 – 11 классы

Сентябрь –

май

Учителя –

предметники

11

Участие обучающихся в днях открытых дверей учреждений

СПО и высшего

образования

8-11 классы

Сентябрь –

май

Классные руководители, ответственный по профориентации

12

Участие обучающихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учреждениями СПО и высшего образования и

рынком труда

8-11 классы

Март - апрель

Классные руководители, ответственный по профориентации

13

Организация деятельности по созданию портфолио выпускников школы

8-11 классы

Сентябрь –

май

Классные руководители

14

Вовлечение учащихся в общественно-полезную

деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

1 – 11 классы

Сентябрь –

май

Учителя –

предметники, классные руководители

15

Онлайн-уроки «Шоу

Профессий»

7-11 классы

Сентябрь –

май

Классные руководители

16

Проектная деятельность

4-10 классы

Сентябрь –

май

Учителя –

предметники, классные руководители

4. Профориентационная деятельность с родителями

1

Проведение индивидуальных

консультаций с родителями по проблемам выбора учебных предметов, курсов, модулей формируемой части учебного плана, внеурочной

деятельности

1-10 классов

Май

Зам. директора, классные

руководители

2

Родительские собрания

Родители обучающихся

1-11 классов

В течение учебного года


Администрация школы, классные руководители

3

Привлечение родителей к участию в проведении

мероприятий классно-

урочной системы

Родители обучающихся

1-11 классов

В течение учебного года

Администрация школы, классные руководители

Приложение


Тематика классных часов

по профориентации на 2023-2024 учебный год


1 – 4 классы

1

Профессии моих родителей

2

В гостях у писателя

3

В мире книг (в библиотеке) Как рождается книга

4

Вкусная профессия – кондитер

5

Путешествие в мир театра

6

Профессия –пожарный

7

Такие разные профессии

8

Профессия – военный

9

Моя мама работает….

10

Все работы хороши, выбирай на вкус

11

Кто делает хлеб

12

Труд и человек

13

Кто делает праздник

14

Электричество и труд

5 – 9 классы

1

Мир моих увлечений

2

Труд кормит, а лень портит

3

Как правильно выбирать профессию

4

Профессия – Родину защищать!

5

Женщина в космосе

6

В мире профессий. Популярные профессии

7

Хорошо, что мы такие разные

8

Хочу – Могу - Надо!

9

Возможности человека

10

Вверх по лестнице жизни или мои жизненные ценности

10 – 11 классы

1

Как выбрать профессию. Я в мире профессий

2

Профессии моей семьи

3

Профессия – это серьёзно, важно и необходимо

4

Мои планы на будущее

5

Формула выбора профессии

6

Основные ВУЗы Кузбасса 1 часть

7

Основные ВУЗы Кузбасса 2 часть

8

Здоровье и выбор профессии

9

Способности человека


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса

Автор: Капустянская Елизавета Денисовна

Дата: 09.01.2024

Номер свидетельства: 643686


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства