Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса
Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей, обучающихся МБ НОУ «Лицей №111», сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса»
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи основного уровня:
построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного процесса;
систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (6 - 7, 8 - 9 и 10 - 11 классы);
выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;
формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями, и отраслями экономики России) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысление профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов) по формированию осознанности обучающихся и их готовности к профессиональному самоопределению через прохождение программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации);
повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.
Планируемые результаты:
для обучающихся 6 - 11 классов - развитие всех компонентов готовности к профессиональному самоопределению (в т.ч. повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;
для родителей - получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях, и отраслях экономики Российской Федерации;
для педагогов и специалистов - повышение квалификации в области методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий;
для работодателей - привлечение мотивированных обучающихся к производственным задачам, повышение интереса к организации. Обучение наставников, работающих с учащимися.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей, обучающихся МБ НОУ «Лицей №111», сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом дополнительного оразования.
По результатам участия во всех мероприятиях основного уровня реализации Профориентационного минимума для обучающегося формируется индивидуальная рекомендация по построению образовательно-профессиональной траектории.
Форматы профориентационной работы
Профориентационная работа реализуется в следующих форматах:
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На выбор:
Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис «Конструктор будущего» в рамках проекта «Билет в будущее» или другие программы.
Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета «Технология».
Рекомендованное количество: от 9 часов
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Диагностический конструктор (2 этапа): несколько вариантов профориентационных онлайн-диагностик исходя из потребностей обучающихся - 4 часа
Профориентационный урок - 2 часа
Урок «Россия - мои горизонты» (для тех, кто впервые зарегистрирован в Проекте) - 2 часа
Рефлексивный урок - 4 часа
Мероприятия на выбор:
Профориентационные программы внеурочной деятельности;
Дополнительные профориентационные уроки;
Онлайн-уроки «Шоу профессий»;
- Проектная деятельность.
Рекомендованное количество: 34 часа
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Выставка «Лаборатория будущего» - 4 часа
Профессиональные пробы на базе Площадки или на базе Платформы - 6 часов Мероприятия на выбор:
Экскурсии в образовательные организации ВО или СПО;
Экскурсии на производство;
Конкурсы профориентационной направленности;
- Образовательные выставки.
Рекомендованное количество: от 12 часов
Может быть реализована в рамках внеурочной деятельности.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом
склонностей и образовательных потребностей обучающегося.
Рекомендованное количество: от 3 часов
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
Родительское собрание (ознакомительное или итоговое)
Рекомендуемое количество: от 2 часов
Профориентационные мероприятия на основном уровне:
Профориентационные уроки;
Онлайн-диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к выбору профессионально-образовательной траектории, ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе;
Групповой разбор результатов профориентационных диагностик (с использованием видеоматериалов), рефлексивный урок;
Информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях открытого сегмента Платформы основного уровня Профориентационного минимума и организует регистрацию участников;
Профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн или офлайн-формате);
Профориентационные мероприятия по выбору: посещение мультимедийной выставки; посещение организаций территориальной образовательной и профессиональной среды (профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей); организация проектной деятельности с учетом предпочитаемых обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения; участие в профориентационных мероприятиях федерального и регионального уровня.