Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа.
Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда учитель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы
чувства, личностное отношение к задуманному произведению. Поэтому целью данной программы является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления текстильной куклы.
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Прграмма кружка "Интерьерная кукла"»
Программа кружка
Интерьерная текстильная кукла.
«Не следует забывать, что основной
закон детского творчества
заключается в том, что ценность
его следует видеть не в результате,
не в продукте творчества,
важно то, что они создают,
творят, упражняются в творческом
воображении и его воплощении»
Л.С.Выготский.
Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа.
Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда учитель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы
чувства, личностное отношение к задуманному произведению. Поэтому целью данной программы является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления текстильной куклы.
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка рассчитана на детей с 10 до 16 лет, где ребята знакомятся с историей происхождения куклы, различными видами кукол и игрушек, сувенирными изделиями, освоят различные технологии прикладного творчества, используемые при изготовлении куклы и игрушки.
Группа работает 3 раза в неделю по 2 часа, всего 183 часа (с учетом праздничных дней) за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек.
Актуальность. Игрушка, кукла – одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу. Взрослые художники-кукольники России за последние 10 лет объединились в Международную Ассоциацию кукольников, проводят ежегодные конкурсы и выставки, открывают школы кукольного мастерства и музеи кукол, выпускают журналы – каталоги международных выставок, проводят мастер-классы. Как оказалось, мастерство изготовления куклы дело серьёзное и очень увлекательное. Однако программ по обучению детей и школьников технологии создания авторской текстильной куклы нет, либо они рассчитаны на детей старшего школьного возраста. В этом ключе педагогически целесообразно создание программы по изготовлению авторской текстильной куклы, где ребёнок может выразить своё собственное «Я» в образе игрушки или куклы. Цель программы - реализация творческой активностиребёнка через воплощение выбранного образа путём создания авторской куклы. Задачи программы: 1. Образовательные: Сформирование у учащихся знания об истории авторской куклы; приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для реализации декоративно-прикладной деятельности; формирование индивидуального стиля при изготовлении куклы. 2. Развивающие: Развитие творческой активности ребёнка путём самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа); активизация образного мышления и творческого поиска ребёнка посредством освоения различных технологий изготовления куклы. 3. Воспитывающие: Воспитание личностно-значимых, коммуникативных качеств детей через общение в коллективе, художественно-эстетического вкуса, аккуратности, а также способствовать приобретению инструкторского опыта, формирование у детей положительного отношения к труду и творчеству, стремление своим посильным трудом доставить окружающим радость и получить от этого моральное удовлетворение. Содержание тематического плана из года в год может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие новые достижения в области декоративно-прикладного искусства, социальные запросы детей, а также методические рекомендации, базирующиеся на изучении и обобщении передового педагогического опыта. В программе приведены основные критерии оценки, определен конкретный объём знаний, умений и навыков, которые дети должны освоить в конце года обучения. Формы обучения: объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений; лекция; эвристическая беседа, выставки детских работ, анализ работ, просмотр фильмов. Лучшие работы воспитанников коллектива участвуют в выставке, что позволяет создать для каждого ученика «ситуацию успеха», способствующую наиболее полному развитию творческой активности ребенка. Участие в различных конкурсах позволит увидеть работы других авторов, сравнить со своими работами – это даёт импульс к творческому росту, развивает фантазию. Качественно выполненные и оригинально оформленные куклы по желанию детей могут быть распроданы на ярмарках. Творческий процесс создания куклы является настолько непредсказуем и не совмещаем с временными рамками учебного процесса, что нет необходимости с точностью до одного часа планировать работу по изготовлению куклы. Учащиеся знакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного творчества, с различными видами текстильных кукол: тильды, интерьерные куклы, с работами лучших авторов-кукольников.
Направленность этих занятий заключается в изготовлении текстильных кукол, как поразработанным лекалам, так и по рисункам-эскизам. Это направление имеет большое значение в развитие творческих способностей учащихся. Обучение происходит от простого к сложному: от игрушек, состоящих из 2-3 выкроек к сложным куклам из 4-7 и более выкроек. Занятия кружка предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнениепрактических работ: сборка образцов кукол, изготовление декоративных изделий. Все объекты труда являются максимально познавательными, имеют эстетическую привлекательность и дают представления о последоватльности и методах сборки текстильных кукол.
Важнейшим направлением активизации процесса обучения необходимо считать вовлечение учащихся в деятельность по принципу «от идеи до конечного результата».
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Данная программа дополнительного образования тесно связана с уроками технологии.
В результате освоения программы учащиеся должны
знать:
правила подготовки рабочего места;
правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
технологию изготовления основ для разного вида текстильных кукол;
область применения и назначение материалов и инструментов;
уметь:
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль
над ее ходом и результатами;
изготавливать текстильную куклу из доступных материалов по выкройкам и описанию;
выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневнойжизни для:
соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;
создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
История кукол. Значение слова «кукла»
Вместе с появлением человека на земле появляется и его потребность к творчеству. Глядя на работы народных умельцев, не перестаешь восхищаться: яркими пятнами горят самотканые ковры и салфетки, традиционные женские наряды и украшения, туески, шкатулки, обереги, игрушки. Кукла — игрушка обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребенка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.
Первое - детская игрушка в виде фигурки человека.
Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом)
Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С.И. Ожегова).
Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.
Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) еще в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и/или обозначали внешность людей или иных живых существ.
В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем.
Авторская кукла
Особым направлением современного прикладного творчества является создание авторской куклы. Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определѐнным человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.
Авторская кукла предназначена скорее для созерцания. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Авторские куклы подразделяются на множество жанров (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, "кукла без куклы" и т.д.), техник исполнения (например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы) и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.).
Кроме того, изготовление кукол – это всегда отличный подарок, и вы вполне сможете найти себя в области сувенирной продукции.
Тильда
Тильда - эта кукла, которая может нести на себе образ человека (мужчина, женщина, ребенок), ангела, сказочного персонажа (фея, гном и др.), животного (овечка, кот, кролик и др.) или даже предмета (сердечко, звездочка, подушечка и др.), созданных по дизайну норвежской художницы Тони Финнангер чуть более 10 лет назад (http://www.tildasworld.com/). Кукла Тильда – плод воображения и мастерства норвежской рукодельницы Тоне Финангер. Источником вдохновения дляТоне, по её словам, послужил скандинавский фольклор и воспоминания детства. Вероятно, когда норвежка сшила свою первую куклу, она и представить себе не могла, что положила этим начало так называемой «тильдомании». Эти игрушки не могут оставить никого равнодушным – смешные и чем-то даже нелепые, домашние и необычные, – они покоряют с первого взгляда.
Все аутентичные куклы Тильды являются авторским произведением.
Авторская кукла - это уникальное создание, которое является единственным в своем роде, и неповторимым произведением автора. У каждого мастера свой почерк, который легко узнается по совокупности характерных черт его произведений. Приглядимся к особенностям куклы Тильды: это текстильная, набивная, немного несуразная пухленькая игрушка, с непропорционально длинными руками и ногами. У каждой куклы свой характер, определенная роль, часто дополнительные аксессуары и даже место действия. Тильда, например, может быть в костюме Деда Мороза! Лицо или мордочка куклы Тильды довольно условное: близко посаженные черные глаза-бусинки или кружочки, маленький ротик и легкий розовый румянец. Для раскрашивания применяются натуральные красители и декоративная косметика, которые не очень устойчивы. Поэтому играть с такой куклой не всегда удобно, но Тильда наверняка станет прекрасным подарком или украшением в вашем интерьере.
Тряпичная кукла ручной работы - это игрушка или украшение интерьера, а чаще всего и то и другое одновременно, которая несет в себе теплоту человеческих рук. Каждая из них имеет свои особенности, и изготавливаются с применением различных техник, средств и материалов. Мы начнем свое знакомство с самой молодой тряпичной куклой по имени Тильда. Затем окунемся в глубь веков в поисках куколок-оберегов, обрядовых и игровых кукол, которые традиционно делались без применения колющих и режущих предметов. Мы поговорим о традиционных русских и западных куклах, вспомним о куклах-примитивах и освоим любимую многими технику искусственного состаривания новых игрушек, дабы придать им вид поношенных и залюбленных, так называемых, "чердачных" кукол. Шитье «Тильда»
Шитье представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т.п. Одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке. До изобретения пряжи и тканых материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных.
Обычно шитьё ассоциируется с созданием одежды и домашнего текстиля (например, постельного белья, скатертей, салфеток, полотенец, занавесей и т. д.). Однако оно применяется также при изготовлении обуви, игрушек, при пошиве парусов, обивочных и драпировочных работах, переплетных работах, а также при производстве некоторых спортивных товаров (например, мячей).
В наше время самым популярным видом шитья стали куклы Тильда. Тильда – тряпичная кукла из натуральных материалов спокойных тонов, отличающаяся простым, лаконичным дизайном в духе примитивных народных игрушек – давно уже завоевала популярность во всем мире. Начинающие рукодельницы стремятся поскорее освоить ее создание, мастерицы опытные стремятся принести в дизайн Тильды что-то свое, а коллекционеры соревнуются друг с другом, покупая кукол по всему миру. Самые популярные кукольные персонажи этого стиля – забавные кортики и зайцы, крылатые ангелы и изящные дамы. Мастерицы и мастера придумывают для них самые необычные образы, наряжая кукол принцессами, феями; трудолюбивыми садовниками, поварами; премудрыми учителями. Рукодельницы также готовят для своих крошек миниатюрную мебель и различные аксессуары.
Трудно поверить, однако появилась кукла Тильда не так уж давно – в 1999 году, и создала ее молодой норвежский дизайнер Тони Финнангер.
Особенно важно, что такие куклы изготавливаются из натуральных материалов, а также расписываются натуральными красителями. Тильда весьма несложна в изготовлении, поэтому сделать ее самостоятельно даже ребенку знакомому с основами шитья. Наверняка ему будет интересно такое занятие! Ведь изготовление Тильд учит фантазии, усидчивости развитию мелкой моторики и начальным навыкам дизайна в создании уюта.
Знания и умения, которые должны быть получены по окончании курса.
Должны знать:
– Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделия.
– Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
– Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные средства обработки.
– Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.
– Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
– Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
– Инструменты и приспособления для скрапбукинга.
– Технологию выполнения изделий в технике скрапбукинга.
– Инструменты и приспособления для торцевания.
– Технологию выполнения изделий в техники торцевания.
– Технологию изготовления кукол.
– Технологию выполнения изделий в технике декупаж.
– Основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота).
Должны уметь:
– Правильно организовать свое место.
– Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
– Выполнять правила техники безопасности.
– Работать по шаблону.
– Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
– Самостоятельно разметить детали, подогнать детали при сборке.
– Свойства бумаги ее особенности.
– Читать простейший скетч.
– Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению изделий: экономную разметку по шаблону, скетчу, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, скотча, эстетично и аккуратно распределять рисунок на изделии.
– Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения.
– В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
– Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
– Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлятьсамостоятельность.
Развитие творческой активности кружковцев. Творческий поиск наиболее интересного решения художественного образа, усовершенствование первоначального варианта, желание изменить его, сделать лучше, интересней, внести что-то свое отличают настоящего художника от исполнителя. Поэтому, постоянно развивая интерес учащихся к творческим занятиям, руководитель кружка стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода к заданию. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения художественного образа, проявление детской фантазии и изобретательности. Предоставляя школьникам как можно больше самостоятельности, руководитель кружка вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, тактично помогая им в выполнении поставленных задач, развивая у них способность к самостоятельной творческой активности.
Перед педагогом выдвигаются следующие задачи:
Задачи:
Содержание деятельности:
1.Определение темы, зарождение идеи.
Создание условий для самостоятельного выбора ребёнком темы из предложенного списка, включая «свободную тему».
2.Погружение в информационное поле по данной теме.
Предоставление возможности ребёнку пользоваться библиотечным фондом, консультации библиотекаря по выбранной теме, помощь в поиске информации через Интернет, рекомендации по использованию внешних источников.
3.Создание условий для выбора ребёнком сюжетных героев, персонажей.
Совместное партнёрское обсуждение педагогами и ребёнком образа будущего персонажа.
4. Создание условий для выработки ребенком своего индивидуального стиля в изготовлении кукол.
Педагоги поддерживают ребенка, создают условия для реализации выдвинутой им идеи, предлагая: -использование новых, оригинальных технологий; -применение новых материалов; -использование необычных форм.
5.Оказание технологической помощи ребёнку педагогами в вербализированной форме («не руками»).
Совместное партнёрское обсуждение использования в работе материалов и применение технологических узлов. Изобретение ребёнком своих собственных технологий и применение новых прогрессивных материалов.
6.Вовлечение ребёнка в завершающий этап – художественное оформление куклы или дизайн всей композиции - как равноправного партнёра путём творческого сотрудничества с педагогами;
Создание такого эмоционального пространства, при котором ребёнок с увлечением пройдёт весь путь от задумки образа до конечного результата, невзирая на длительность процесса изготовления, технологические трудности и переделки, поиск новых решений.
7.Организация участия ребёнка в выставках с целью получения экспертной оценки.
Ребёнок в роли эксперта своей работы и работы других учащихся. Посещение ребёнком выставок по профилю и других видов декоративно-прикладного творчества.
Тематическое планирование
№
№ урока
Тема занятия
Часы
Число
1
1-2
Вводное занятие.
Мир игрушек. История кукол.
Русская народная кукла.
2
05.09.
2
3-4
Значение работы над текстильной куклой. Видыработ. Организация рабочего места. Материалы иинструменты. Т/Б на рабочем месте и при работес инструментами.
2
08.09.
4
4-5-6-7
Ручные швы.
Виды швов, применяемые при пошиве мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад иголку»,«строчка», петельный шов, шов «через край»,потайной шов.
Выполнение различных видов швов.
4
09.09.
13.09.
5
8-9
Изделия первой сложностииз 2-3 выкроек Цветовое решение игрушек. Виды тканей,используемых для изготовления текстильнойкуклы. Выбор материалов по их свойствам.
Набивка. Кукольная фурнитура.
2
15.09.
6
10-11
Знакомство с лекалами и количеством деталей.
2
16.09.
7
12-13
Работа с чертежами и выкройками. Снятие лекалс журнала на кальку. Увеличение и уменьшениевыкроек.
2
20.09.
8
14-15
Раскрой. Бережное использование и экономноерасходование материалов. Размещение лекал наткани с учётом экономичности раскладки.
Классификация деталей срезов. Обводка лекална ткани. Определение припусков на швы.Вырезание лекал.
2
22.09.
9
16-17-18-19
Сборка куклы. (Последовательность сборки).
4
23.09.
27.09.
10
20-21
Глаза и нос куклы. Различные способы изготовления. Способы прикрепления. Рисование глаз куклы.
2
29.09.
11
22-27
Декоративное оформление куклы. Кукольнаяодежда и аксессуары.
6
30.09.
04.10
06.10.
12
28
Изделия второй сложности
из 4-7 выкроек
Кукла «Тильда». «Знакомство» с автором бренда.
Ткани, используемы для их пошива.
1
07.10.
13
29-31
Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофе и чая.
Выворачивание деталей. Набивка. Соединение деталей куклы. Тонировка.
6
28.02.
02.03.
03.03.
53
147-148
Раскрой костюма куклы.
2
07.03.
54
149-152
Обработка костюма куклы.
4
09.03.
10.03.
55
153-154
Прическа куклы.
2
14.03.
56
155-156
Прорисовка лица куклы
2
16.03.
57
157-158
Декоративная отделка куклы.
2
17.03.
58
159-160
Изготовление текстильной куклы в русском народном костюме. Раскрой куклы.
2
21.03.
60
161-162
Обработка деталей куклы
2
23.03.
61
163-164
Выворачивание деталей. Набивка. Соединение деталей куклы. Тонировка.
2
24.03.
62
165-166
Раскрой костюма куклы.
2
30.03.
63
167-170
Обработка костюма куклы. Отделка костюма.
4
31.03.
04.04.
64
171-172
Прическа куклы.
2
06.04.
65
173-174
Прорисовка лица куклы
2
07.04.
66
175-176
Декоративная отделка костюма. Лапти.
2
11.04.
67
177-186
Творческие проектные работы.
Создание эскиза куклы. Конструирование
выкройки. Создание куклы по собственномуэскизу.
10
13.04.
14.04.
18.04.
20.04.
21.04.
68
187-196
Творческие выставки, подготовка работ к конкурсам и выставкам.
10
25.04.
27.04.
28.04.
04.05.
05.05.
69
170-175
Пряничные - кофейные игрушки (Заяц, ежик, черепаха, птица). Технология изготовления игрушек. Раскрой. Тонировка. Пошив игрушки. Роспись.
6
11.05.
12.05.
16.05.
70
176-181
Изготовление сувенирной куклы из льняного шпагата.
Изготовление конуса.
Обмотка конуса.
Декоративная отделка куклы.
6
18.05.
19.05.
23.05.
71
182
Подведение итогов работы. Планы на новый учебный год.
2
26.05.
72
183
Участие в мастер классах.
2
30.05.
Содержание программы
Вводные занятия
Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки.
Назначение мягкой игрушки. Русская народная кукла. Традиции изготовления. Куклы-берегини.Значение работы над текстильной куклой. Виды работ. Организация рабочего места.Материалы и инструменты.
Т/Б на рабочем месте и при работе с инструментами. Порядок расположения инструментов нарабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы сострыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение,передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий.
Ручные швы
Виды швов, применяемые при пошиве мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад иголку»,«строчка», петельный шов, шов «через край», потайной шов. Ознакомление с технологиейвыполнения ручных швов. Назначение швов и область их применения. Выполнение различных видовшвов.
Изделия первой сложности из 2-3 выкроек
Цветовое решение игрушек. Виды тканей, используемых для изготовления текстильнойкуклы. Мех и флис – недостатки и преимущества. Выбор материалов по их свойствам. Набивка, еёвиды. Приспособления для набивки. Кукольная фурнитура.Знакомство с лекалами и количеством деталей. Работа с чертежами и выкройками. Снятиелекал с журнала на кальку. Увеличение и уменьшение выкроек. Раскрой. Лексическое значение слов«деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз». Принцип зеркальной симметрии. Правилахранения выкроек.
Бережное использование и экономное расходование материалов. Размещение лекал на ткани сучётом экономичности раскладки. Классификация деталей срезов. Обводка лекал на ткани.Определение припусков на швы. Вырезание лекал.Сборка куклы. Определение последовательности сборки. Правила заполнения игрушкинабивочным материалом.Оформление глаза и носа куклы. Знакомство с различными способами изготовления. Способы
прикрепления (приклеивание, нитянойприкреп). Рисование глаз куклы. Правила расположения глазотносительно носа. Образцы росписи кукольных лиц. Знакомство с красками, применяемыми дляросписи кукол.
Декоративное оформление куклы. Разные способы украшения игрушек. Кукольная одежда иаксессуары. Выкройки кукольной одежды. Технология изготовления бантика, галстука, кружевногожабо, колпачка, беретика. Создание образа куклы при помощи аксессуаров.
Изделия второй сложности из 4-7 выкроек
Кукла «Тильда». «Знакомство» с автором бренда – Тони Финнангер. «Тильдомания» в разныхстранах. Виды кукол-тильд. Ткани-тильда и прочие хлопчатобумажные ткани, используемы для ихпошива.
Ткани ручной окраски. Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофеи чая. Различные способы окрашивания.
Работа с чертежами и выкройками. Особенности раскроя тильд. Последовательность кроя.Снятие лекал с журнала на кальку. Раскрой с учётом экономичности раскладки. Секреты экономногокроя. Сшивание и вырезание деталей кроя. Особенности выворачивания деталей небольшой ширины.Инструменты и приспособления.Сборка куклы. Особенности набивки тильд. Пуговичное крепление.Одежда для кукол-тильд. Аксессуары-тильда. Материалы для изготовления кукольныхпричесок. Изготовление волос куклы разными способами. Готовые кукольные парички.
Куклы для кукольного театра
Ккулы для кукольного театра. Марионетки. Пальчиковые куклы. Маппет-куклы. Особенностикроя маппет-кукол.Работа с чертежами и выкройками маппет-кукол. Снятие лекал на кальку. Раскрой с учётомэкономичности раскладки.Сборка маппет-куклы.Уход за текстильными куклами и мягкими игрушками ручной работы. Инструменты иприспособления. Ремонт текстильной куклы.
Творческие проектные работы
Создание эскиза куклы. Конструирование выкройки. Создание куклы по собственному эскизу.Защита проектов. Выставка кукол.
Методическое обеспечение программы.
Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты: