Программа построена на интегративной основе и представляет собой совокупное изучение истории хакасской культуры (прикладного, музыкального, изобразительного искусств, литературы, истории, традиции, природы и окружающего мира) Содержание программы предусматривает накопление и систематизацию знаний об истории культуры Хакасии.
Тематическое построение курса имеет характерные особенности. Основная мысль воплощается в теме, единой для всех направлений – культура родного края, способствующей приобщению подрастающего реб?нка к культурным, историческим и природным корням, отражающим многовековой опыт хакасским народом окружающей природы. Это прида?т целостность, согласованность восприятия детьми культуры родного края. Тематическое содержание построено на принципах: календарно – временной зависимости, природосообразности и тождества-контраста (сходства и различия)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Праздники. традиции и обычаи хакасского народа" »
Пояснительная записка
Программа «Праздники, традиции и ремёсла хакасского народа» составлена на основе примерной программы курса «Родной край - Хакасия» (начальная школа), являющегося составной частью национально – регионального компонента государственного образовательного стандарта Республики Хакасия Программа рассчитана на 102 часа в 3- 4 классах.
Цели программы:
Воспитание уважения и любви к своему родному краю, родной культуре, Отечеству, начиная с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе;
Формировать целостное понимание культуры родного края, стремление к позитивному этнокультурному взаимодействию.
Программа построена на интегративной основе и представляет собой совокупное изучение истории хакасской культуры (прикладного, музыкального, изобразительного искусств, литературы, истории, традиции, природы и окружающего мира) Содержание программы предусматривает накопление и систематизацию знаний об истории культуры Хакасии.
Тематическое построение курса имеет характерные особенности. Основная мысль воплощается в теме, единой для всех направлений – культура родного края, способствующей приобщению подрастающего ребѐнка к культурным, историческим и природным корням, отражающим многовековой опыт хакасским народом окружающей природы. Это придаѐт целостность, согласованность восприятия детьми культуры родного края. Тематическое содержание построено на принципах: календарно – временной зависимости, природосообразности и тождества-контраста (сходства и различия)
Формы организации деятельности:
Чтение и инсценирование сказок;
Изобразительная деятельность;
Аппликация, конструирование, лепка.
Занимательные и творческие задания;
Игры, конкурсы, викторины;
Составление и защита проектов;
Экскурсии.
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программы, обучающиеся
должны знать:
- основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
- особенности традиционных календарных праздников;
- основные жанры фольклора, в том числе детского;
- основные игрушечные промыслы России;
- основные термины: устное народное творчество, сказка, потешка, пословица, поговорка, скороговорка, колыбельная, считалка, загадка, народные игры, народные праздники, обряды, традиции, народный костюм, этнография, декоративно-прикладное искусство, народные ремесла, народная символика
уметь:
- играть в народные игры;
- делать простые игрушки из глины;
- принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.
Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.
Проверка результатов осуществляется во время занятий посредством:
- наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
- опросов по изучаемым темам;
- оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных глиняных игрушек;
- фиксации частоты участия в празднично-игровых мероприятиях
Методы обучения, используемые при реализации программы:
- словесные – рассказ, объяснение нового материала;
- наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстрированного материала, просмотр и прослушивание записей фольклора;
- практические – апробирование новых игр, изготовление и раскраска игрушек, оформление стенгазеты или доклада.
На занятиях сочетаются два вида деятельности: игровая и учебная.
Начало занятия включает знакомство с теоретическим материалом.
Затем следует практическая часть занятия: освоение правил новой игры, изготовление игрушек, написание заметок, оформление стенгазеты.
Такой прием, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания.
Учебно – тематический план:
3-4 класс (102ч) Здравствуй, школа(1ч.)
Времена года(2ч.)
Открываем в сказку дверь(5ч.)
Хакасские народные игры(1ч.)
Хакасское прикладное искусство(3ч.)
История семьи(2ч.)
Традиции общения(3ч.)
Писатели и поэты Хакасии(2ч.)
Достопримечательности местности(2ч.)
Топонимика местности (1ч.)
Художники Хакасии(1ч.)
Композиторы Хакасии(1ч.)
Календарные обрядовые праздники(2ч.)
Посещение театров, музеев (8ч.)
Родословная(3ч.)
В мире сказок(3ч.)
Народный этикет(2ч.)
Природа Хакасии(4ч.)
Республика Хакасия(8ч.)
Декоративно – прикладное творчество(5ч.)
Творчество народов Хакасии(3ч.)
Посещение музеев и театров(6ч.)
Республика Хакасия(12ч.)
Природа Хакасии(8ч.) Культура Хакасии(6ч.)
Посещение музеев и театров(8ч.)
Календарно – тематический план
3-4 класс
№ пп
Тема
Форма
Дата
план
факт
1.
Хакасия, край мой (название республики, коренной народ, народы, населяющие Хакасию)
Беседа. Презентация.
02.09
2.
Времена года (климатические особенности местности)
Творческие задания.
04.09
3.
Поэтический образ местности по временам года.
Чтение стихотворений хакасских поэтов.
05.09
4.
День осеннего равноденствия) в течение полной луны Уртун Тойы – Праздник урожая (праздник благодарения Природы и освящения урожая).
Чтение и инсценирование
09.09
5.
Открываем в сказку дверь Виды хакасских сказок.
Ролевая игра. Изодеятельность.
11.09
6.
Короткие рассказы о животных – кип-чохи.
Чтение и инсценирование
12.09
7.
Героические сказания и легенды.
Чтение, изодеятельность.
16.09
8.
Сказки народов, населяющих Хакасию.
Чтение и инсценирование.
18.09
9.
22 сентября (день осеннего равноденствия) в течение полной луны Уртун Тойы – Праздник урожая (праздник благодарения Природы и освящения урожая).
Беседа.
19.09
10.
Хакасские народные игры.
Ролевая игра.
23.09
11.
Хакасское прикладное искусство.
Беседа, презентация.
25.09
12.
Хакасские национальные орнаменты
Изодеятельность.
26.09
13.
Элементы одежды, вышивка.
Аппликация.
30.09
14.
Выставочный зал «Чылтыс»
02.10
15.
История твоей семьи. Семейные традиции.
Беседа. Творческие задания.
03.10
16.
Традиционная хакасская семья. Октябрь - ноябрь Хуртуях ай – месяц стариков. Праздник почитания и благодарения стариков.
Ролевая игра.
07.10
17.
Традиции общения у хакасов (приветствие, прощание, отношение к старшим)
Беседа, творческие задания.
09.10
18.
Традиции общения у хакасов.
Ролевая игра.
10.10
19.
Традиции почитания духов, отношение к природе.
Беседа, изодеятельность.
14.10
20.
Национальные виды спорта.
Беседа.
16.10
21.
Писатели и поэты Хакасии.
Чтение, игра.
17.10
22.
Детские писатели и поэты Хакасии.
Викторина.
21.10
23.
Достопримечательности местности (сѐла и районные центры)
Беседа, творческие задания.
23.10
24.
Города Хакасии (Абаза, Сорск, Черногорск, Саяногорск)
Беседа, презентация.
24.10
25.
Природа Хакасии ( особенности рельефа местности)
Практическая работа.
28.10
26.
Заповедники Хакасии.
Беседа, презентация.
30.10
27.
Экскурсия на природу.
31.10
28.
Художники о Хакасии.
Беседа. Презентация.
11.11
29.
Картины художников Хакасии
13.11
30.
Композиторы Хакасии.
Беседа, слушание произведений.
14.11
31.
Хакасская филармонии.
18.11
32.
Подвиг жителей Хакасии во время Великой Отечественной войны.
Беседа, презентация.
20.11
33.
Мемориалы и памятники.
21.11
34.
Обобщающее занятие: «Родная земля -Хакасия».
Праздник.
25.11
35
Корни родового древа. Память об уважаемых людях рода
Беседа.
27.11
36
Составление своей родословной.
Практическая работа.
28.11
37
Составление своей родословной.
Практическая работа.
02.12
38
Хакасские народные сказки.
Чтение, инсценирование.
04.12
39
Сказки народов Хакасии.
Чтение. Игра.
05.12
40
Сказки соседних народов.
Викторина.
09.12
41
Уважительное отношение к природе, к Родине (Пословицы и поговорки)
Беседа.Творческие задания.
11.12
42
Культ коня у древних хакасов.
Беседа. Изодеятельность.
12.12
43
Историческое прошлое Хакасии.
Экскурсия в музей.
16.12
44
Образование республики Хакасия. Глава республики. 3 июля – День Республики Хакасия Праздник
Проблемная беседа.
18.12
45
Символика республики Хакасия. Государственные праздники.
22 декабря – день зимнего солнцестояния (в течение полной луны со дня зимнего солнцестояния) Мылтых – месяц обережения от злых сил Природы.
Беседа. Изодеятельность.
19.12
46
Население республики.
Беседа.
23.12
47
Многонациональная столица.
Презентация.
25.12
48
Люди земли хакасской (Н.Ф.Катанов)
Беседа.
26.12
50.
Культурные и исторические памятники Хакасии.
Беседа.
30.12
51
Наука и образование в современной Хакасии.
Проблемная беседа.
13.01
52
Предметы быта древних хакасов.
Беседа. Изодеятельность.
15.01
53
Предметы быта древних хакасов.
16.01
54
Элементы быта, связанные с культом огня, коня.
Аппликация, изодеятельность.
20.01
55
Национальная одежда.
Беседа. Презентация
22.01
56
Национальные блюда.
Беседа. Творческие задания.
23.01
57
Музыкальное искусство (национальные инструменты)
Беседа. Творческие задания.
27.01
58
Чатхан. Хомыс (тимыр хомыс)
29.01
59
Поэты и писатели Хакасии.
Чтение произведений.
30.01
60
Художники Хакасии.
Беседа. Изодеятельность.
03.02
61
Картины художников Хакасии
05.02
63
Композиторы Хакасии.
Беседа.
06.02
64
Хакасская музыка.
Аудирование
10.02
65
Исполнители, тахпахчи.
Беседа.
12.02
66
Сочинение тахпахчи.
Творческая работа
13.02
67
Театры Хакасии. Известные актѐры.
Беседа. Презентация.
17.02
68
Закулисный мир театра.
19.02
69
Посещение спектакля театра «Сказка»
20.02
70
Итоговое занятие: «Люблю тебя, мой край родной»
Праздник
26.02
71
Карта Республики Хакасия
27.02
72
Географическое положение
03.03
73
Рельеф местности.
Беседа. Изодеятельность.
05.03
74
Климатические особенности.
Проблемная беседа.
06.03
75
Полезные ископаемые.
Изодеятельность.
10.03
76
Районы и районные центры.
Беседа. Изодеятельность.
12.03
77
Национальный состав.
Беседа. Творческие задания.
13.03
78
Отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Разрешение проблемных ситуаций.
117.03
79
Известные предприятия Хакасии.
Беседа, творческие задания.
19.03
80
Археологические памятники.
22 марта (день весеннего равноденствия) Чыл пазы – Голова Года. Хакасский Новый год. Праздник почитания Космоса, Солнца, Природы, Праздник очищения.
Презентация. Беседа.
20.03
81
Археологические памятники.
Презентация. Беседа.
31.03
82
Каменные изваяния – исторические памятники.
Беседа. Изодеятельность.
02.04
83
Культура, наука, образование в Хакасии.
Групповая работа.
03.04
84
Учебные заведения Республики Хакасия
07.04
85
Июнь (в течение новолуния) Праздник поклонения Горе – Таг тайыг. Родовые праздники.
Праздник поклонения Воде – Суг тайыг. Родовые праздники.
Защита проектов.
09.04
86
Июнь (в полнолуние) Пай Хазын, - Праздник Священной Березы.
Июнь (в течение новолуния) Урен Хурты – Праздник семенного зародыша (сельскохозяйственный праздник по окончании весеннего сева).
Проблемная беседа.
10.04
87
СШ ГЭС. Прошлое и настоящее
14.04
88
Растительный мир.
Беседа. Изодеятельность.
16.04
89
Животный мир.
Практическая работа.
17.04
90
Красная книга Хакасии.
2) 22 апреля (в течение полной луны со дня весеннего равноденствия) Чир Ине – Мать-Земля. Праздник почитания Земли, ее освещения, очищения.
Защита проектов.
21.04
91
Экологические проекты в Хакасии.
Проблемная беседа.
23.04
92
Известные учѐные и общественные деятели.
Беседа.
24.04
93
Известные художники и композиторы.
Защита проектов
28.04
94
Известные спортсмены.
Презентация.
30.04
95
Поэты и музыканты.
Групповая работа.
05.05
96
Декоративно – прикладное творчество.
Беседа. Изодеятельность.
07.05
97
Резьба по дереву. Чеканка.
Презентация. Беседа.
08.05
98
Вышивка. Украшения.
Работа с тканью.
12.05
99
Национальные орнаменты в хакасском костюме.
Аппликация.
14.05
100
Апрель - май (в течение полной луны со дня Матери-Земли) Праздник первого Грома – Кугурт Кун. Праздник почитания и освящения жилища.
15.05
101
Май (в течение новолуния) Праздник поклонения Небу – Тигiр тайыг.
19.05
102
Итоговое занятие: «Тун-Айран»
Июнь (в течение новолуния) Тун Айран – Праздник Первого Молока
22 июня (день летнего солнцестояния) Улуг Кун – Кун Пазы.
Праздник поклонения Солнцу.
Праздник
21.05
Резерв
Июнь – июль (в течение полной луны со дня летнего солнцестояния) От тайыг – Праздник поклонения Огню.
22.05
26.05
28.05
29.05
Литература:
1.Альбом писателей и художников(сост.А.С.Кызласов,В.Н.Тугужекова. – Абакан,1997) 2.Альбом рисунков хакасских национальных узоров. – Абакан, 2004
3. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. – Абакан,1995