kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Постановка графомоторной функции руки у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самые большие трудности, доставляющие много огорчений - это уроки письма. Процесс письма не может быть осуществлён без участия зрительных и двигатедьных анализаторов без определённого уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Необходимость обучения детей каллиграфическому письму, обуславливается прежде всего тем, что мы живём в эпоху научно - технического прогресса и бурного потока информации, вследствие чего человеку приходится много заниматься. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Постановка графомоторной функции руки у дошкольников »


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Гимназия № 625»


ул. Шверника, дом 17, корп. 2, Москва, 117449

Телефон: (499) 126-48-20 E-mail: [email protected] Сайт гимназии http://gym625uz.mskobr.ru/

ОКПО 29033055, ОГРН 1027739050866, ИНН/ КПП 7727028555/772701001




Рабочая программа по дополнительному образованию:

«Постановка графомоторной функции руки у дошкольников»







Ермакова Марина Владимировна

Учитель начальных классов








2015 год






Пояснительная записка


Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементов. У поступающих в школу детей слабо развиты мелкие червеобразные мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому им трудно первое время при письме. Между тем процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками. Необходимость обучения детей каллиграфическому письму обуславливается прежде всего тем, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, вследствие чего человеку приходится много заниматься.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы


Бывает так, что ребенок умеет читать, считать и писать, но придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. Что же происходит?С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать первоначальным навыкам письма и чтения, без которых дальнейшее обучение было бы просто невозможно. Начинать подготовку необходимо с дошкольного периода. Для этого необходимо соблюдение основных гигиенических требований: формирование графически правильных начертаний элементов, способов соединения, ритмичности написания элементов и т.д. Для более эффективного овладения начальными навыкам письма младшими школьниками мною разработана авторская программа, которая опирается в базе своей на труды известных педагогов: Д.А. Писаревский, Н.И.Боголюбов, Е.В.Гурьянов, Ф.Г. Голованов, Е.Н.Соколова, И.Е.Евсеев, Пестолоцци, А.И.Воскресенская, Н.И.Ткаченко и др. Наблюдения свидетельствуют, что стремление написать красиво, четко, быстро способствуют повышению грамотности. Необычайно важным и актуальным.

Формирование каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, воспитывая у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, уважительное отношение к людям и их труду. А также разработанные занятия способствуют их эстетическому воспитанию.

Цель и задачи программы

Цель:

Выстроить взаимосвязь между звуковым восприятием, моторным навыком и актом, графическим изображением буквы.

Основные задачи:


  1. Подготовить детей воспринимать звучащее слово как последовательность звуков и различать их функциональный характер (при этом объектом анализа является только звучащее, а не написанное слово).

  2. Развитие мелкой мускулатуры руки.

  3. получение навыка правильно держать карандаш, ручку

  4. развить пальцы и кисти рук

  5. научит проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы

  6. подготовить руку к письму,

  7. уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления

  8. довести до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)

  9. довести до осознания учащимися номинативной функции слова и умения отражать ее в графических моделях.

  10. научить составлять предложения, составлять модель к предложению и к предложению модель.

  11. научить определять количество слов в предложении, расположение слов и обозначать начало и конец предложения и выделять служебные слова.

  12. научит делить слова на слоги, выделять ударный слог и находить его место (в начале, середине, в конце слова)

  13. совершенствовать способность к зрительному восприятию различных форм



Тип, вид и преемственность программы

Данная рабочая программа позволяет сформировать необходимую базу для полноценного и лёгкого овладения навыком письма в период школьного обучения. Программа опирается на деятельностный метод развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

Особенности программы

В системе обучения письму использую такие методы (или способы):

Копировальный - (или стигмографический) - обведение букв, напечатанных в специальных тетрадях, через кальку, точками, или написанных от руки учителем карандашом.

( методисты Д.А.Писаревский, Н.И.Боголюбов).

Линейный метод- в основе этого метода лежит шрифтовый подход к обучению - точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и её частей, т.е. букву, а следовательно и слова писать пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и её половины, наклон, расстояния между элементами (Е.В.Гурьянов, Ф.Г.Голованов, Е.Н.Соколова).

Генетический метод - буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.

(И.Е. Евсеев, в обучении письму применял Пестолоцци, А.И. Воскресенская, И. Ткаченко).

Тактический метод - (или ритмический) способ - письмо под счёт, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.

Обучение письму путём прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья.

Метод англичанина Карстера - росчерки.

Наилучших результатов я достигла путём разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.


Звуковой метод (фонематический).

Громадное положительные значение звуко-буквенного письма состоит в том, что при обозначении слога оно фиксирует составляющие его отдельные звуковые элементы, в то время как при слоговой системе такой фиксации нет.

Рабочая программа предполагает использование всего нового в педагогической науке и практике – это звуковой анализ слова, звуковая модель, запись предложения, модель предложения, схемы из развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

Графические навыки письма формируются совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. Поскольку в системе развивающего обучения важнейшим способом является моделирование. И первой формой моделирования, с которой сталкиваются учащиеся, является моделирование номинативной функции слов, а разное их оформление – указанием на особенности слова:

- СЛОВО – НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА

- СЛОВО – НАЗВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ

- СЛОВО – НАЗВАНИЕ ПРИЗНАКА ПРЕДМЕТА


Срок реализации, режим и структура занятий

Программа рассчитана на 57 часов. Возраст детей, посещающих занятия по развитию графомоторных навыков: от 5 до 7 лет (дошкольники). Количество детей в группе – от 15 до 18 человек. Продолжительность занятия по 30 минут 2 раза в неделю с перерывами на три тематические физкультминутки, продолжительностью 2 - 3 минуты. Количество детей, регулярно посещающих занятия 95%.




Итак, структура занятия по программе «Развитие графомоторных навыков у дошкольников» выглядит следующим образом:

- «Гимнастика для глаз» - выполнение упражнений для снятия нагрузки с зрительного анализатора. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности.

разминка – основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому движения пальцев рук разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес. Но они же и подготавливают ребенка к активной моторной деятельности;

  • Постепенное усложнение игровой ситуации - тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, мышления. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

  • физкультминутка – динамическая пауза, проводимая на занятии, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно;

  • графические диктанты – направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки и отслеживание и контролем направления движения руки;

  • пальчиковая гимнастика – способствует развитию мышечной активности и поддержания тонуса мышц участвующих в акте письма, а также подвижности и гибкости кистей рук.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Смена видов деятельности обеспечивает отсутствие переутомления у дошкольника.

Прогнозируемые результаты и методы диагностического контроля

К предполагаемым результатам обучения относится реализация задач и, соответственно, цели программы «Развитие графомоторных навыков у дошкольников». Выявление полученных результатов обучения проводится в форме итогового тестирования. Кроме того, проводятся и собственные наблюдения педагога за развитием каждого ребенка.

К прогнозируемым результатам можно отнести реализацию поставленных задач обучения, а именно:

  1. подготовить детей воспринимать звучащее слово как последовательность звуков и различать их функциональную характеристику (при этом объектом анализа является только звучащее, а не написанное слово)

  2. развить мелкую мускулатуру руки

  3. писать вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо;

  4. подготовить руку к письму,

  5. уметь ориентироваться на листе бумаги,

  6. сформированное умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)

  7. сформировать взаимосвязь у учащихся номинативной функции слова и отражения ее в графической модели.

  8. Знать, как составляется модель к предложению и предложение к модели.

Проверка осуществляется следующими методами:

  • в ходе длительного наблюдения за самостоятельной и специально организованной игровой деятельностью ребенка на каждом занятии;

  • по итогам выполнения индивидуальных заданий, предполагающих формирование у детей навыков самостоятельной работы.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1


п/п

Наименование разделов программы

Кол-во часов по плану

Вводное занятие

1

Развитие мелкой мускулатуры руки

26

Моделирование предложений

17

Составление звуковых моделей слов и формирование фонематического слуха

13

Всего

57

Календарно-тематическое планирование.



Содержание занятий:

Кол-во часов

Вводное занятие

1

«Новые друзья». Гигиенические требования. Работа по шаблону в прописях («Петушок»).

1

«Что в центре?». Ориентировка на листе, работа по шаблону (обведение, раскрашивание слоника).

1

«Сравни». Прямые и наклонные линии. Работа по шаблону (обведение, раскрашивание кита). Развитие мелкой мускулатуры пальцев.

1

«Определи направление». Вертикальные и горизонтальные линии; работа по шаблону (обведение, раскрашивание снеговика и домика).

1

«Сравни». Прямые и наклонные линии; работа по шаблону; работа по шаблону (обведение и раскрашивание веточки земляники).

1

«Целое и часть» (анализ графической формы); работа по шаблону (обведение и раскрашивание медвежонка, пирамидки и кубика).

1

«Сравни машины». Определение направления «вправо», «влево»; работа по шаблону (обведение и раскрашивание машины и светофора).

1

«Веселое превращение». Упражнение на развитие воображения; работа по шаблону(1 часть) + вариативная часть (обвести и дорисовать и раскрасить рыбку).

1

Отработка мелкой моторики руки; работа по шаблону (обведение и раскрашивание).

4

Копирование изображений с помощью кальки – кувшин и юла (1 часть), дорисовка изображения по образцу (2 часть), раскрашивание.

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание паровозика и улитки).

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание конфетки и веточки смородины).

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание телефона и белочки).

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание матрешки и совы).

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание слона и льва).

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание подсолнуха и грибов).

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание часов и платья).

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание клоуна и божьей коровки).

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание пароходика и клубнички).

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание бабочки и вертолетика).

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание чайника и осинового листа).

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание ёлочки и самолетика).

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание домика и птицы).

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание цыпленка и пароходика).

1

Предмет и слово. Работа по шаблону. Работа в прописи №1.

2

Слова, называющие предметы. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Модель слова.

2

Слова, называющие действия. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Модель слова.

2

Слова, называющие признаки. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Модель слова.

2

Набор слов и предложения. Изменение слова в предложении. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).

3

Способ определения количества слов в предложении. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).

2

Слова - названия и служебные слова (предлоги). Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Развитие мелкой моторики.

2

Составление моделей предложений, имеющих в своем составе служебные слова (устное составление предложений). Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).

2

Развитие речи (составление устных предложений). Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).

2

Звуки речи как материал языка. Развитие фонематического слуха. Составление модели к предложению.

1

Способ выделения звуков в слове. Определение кол-ва звуков в слове с опорой на модель. Развитие фонематического слуха. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).

1

Гласные и согласные звуки. Развитие фонематического слуха. Составление модель к предложению. Работа по шаблону в прописи.

1

Составление слоговых и звуковых моделей слов. Подбор слов по заданной модели. Развитие фонематического слуха. Работа по шаблону в прописи.

1

Ударение. Словоразличительная функция ударения. Способ определения ударного слога. Работа по шаблону в прописи. Составление модели предложения.

1

Словоразличительная функция звонкости – глухости. Развитие фонематического слуха. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).

1

Словоразличительная функция твердости – мягкости. Развитие фонематического слуха. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).

1

Полный звуковой анализ слова. Составление звуковых моделей к слову.

1

1

Проверочная работа и ее анализ.

1

Итого:

57



Условия реализации программы

Форма занятий: групповая.

Материально-техническое оснащение:

  • специальные канцелярские принадлежности и (для мелкой моторики пальцев),

  • калька,

  • оборудованное место учителя (компьютер, принтер),

  • меловая доска (для демонстрации написания, начертания),

  • планшет для письма.

Механизм оценивания полученных результатов

По итогам изучения раздела проводится оценочное тестирование, по итогам которого проводится оценка в виде графических изображений (звездочка красного цвета – задание выполнено полностью и правильно, флажок красного цвета – имеются недочеты в работе). Далее дети вносят исправления в тестовые задания.















Литература

  1. Желтовская Л.Я., Е.Н. Соколова. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителей четырех лет нач.шк. М.:«Просвещение», 1978 – 225с.; ил.-(Б-ка учителя нач. классов).

  2. Некрасова Т. В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе (букварный период). Методические рекомендации для учителя. Автор: Т.В. Некрасова. – Томск: «ПЕЛЛЕНГ», 1994. – 89с.

  3. Развитие руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192с.: ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).

  4. Репкин В.В. Букварь (Программа развивающего обучения). / В.В. Репкин, П.С. Жедек, В.А. Левин. Художник П.М. Репринцев. Изд 5-е, переработанное. – Томск: «Пелленг», 1995. – 192 с.: ил.











1 В зависимости от объективных условий, состояния материально-технической базы, способностей и уровня развития детей возможно варьирование тем занятий, корректировка количества часов, отведенных на изучение отдельных разделов программы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Постановка графомоторной функции руки у дошкольников

Автор: Ермакова Марина Владимировна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232454


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства