Постановка графомоторной функции руки у дошкольников
Постановка графомоторной функции руки у дошкольников
Самые большие трудности, доставляющие много огорчений - это уроки письма. Процесс письма не может быть осуществлён без участия зрительных и двигатедьных анализаторов без определённого уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Необходимость обучения детей каллиграфическому письму, обуславливается прежде всего тем, что мы живём в эпоху научно - технического прогресса и бурного потока информации, вследствие чего человеку приходится много заниматься.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Постановка графомоторной функции руки у дошкольников»
Ермакова Марина Владимировна
Учитель начальных классов
2015 год
Пояснительная записка
Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементов. У поступающих в школу детей слабо развиты мелкие червеобразные мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому им трудно первое время при письме. Между тем процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками. Необходимость обучения детей каллиграфическому письму обуславливается прежде всего тем, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, вследствие чего человеку приходится много заниматься.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Бывает так, что ребенок умеет читать, считать и писать, но придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. Что же происходит?С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать первоначальным навыкам письма и чтения, без которых дальнейшее обучение было бы просто невозможно. Начинать подготовку необходимо с дошкольного периода. Для этого необходимо соблюдение основных гигиенических требований: формирование графически правильных начертаний элементов, способов соединения, ритмичности написания элементов и т.д. Для более эффективного овладения начальными навыкам письма младшими школьниками мною разработана авторская программа, которая опирается в базе своей на труды известных педагогов: Д.А. Писаревский, Н.И.Боголюбов, Е.В.Гурьянов, Ф.Г. Голованов, Е.Н.Соколова, И.Е.Евсеев, Пестолоцци, А.И.Воскресенская, Н.И.Ткаченко и др. Наблюдения свидетельствуют, что стремление написать красиво, четко, быстро способствуют повышению грамотности. Необычайно важным и актуальным.
Формирование каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, воспитывая у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, уважительное отношение к людям и их труду. А также разработанные занятия способствуют их эстетическому воспитанию.
Цель и задачи программы
Цель:
Выстроить взаимосвязь между звуковым восприятием, моторным навыком и актом, графическим изображением буквы.
Основные задачи:
Подготовить детей воспринимать звучащее слово как последовательность звуков и различать их функциональный характер (при этом объектом анализа является только звучащее, а не написанное слово).
научит проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы
подготовить руку к письму,
уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления
довести до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)
довести до осознания учащимися номинативной функции слова и умения отражать ее в графических моделях.
научить составлять предложения, составлять модель к предложению и к предложению модель.
научить определять количество слов в предложении, расположение слов и обозначать начало и конец предложения и выделять служебные слова.
научит делить слова на слоги, выделять ударный слог и находить его место (в начале, середине, в конце слова)
совершенствовать способность к зрительному восприятию различных форм
Тип, вид и преемственность программы
Данная рабочая программа позволяет сформировать необходимую базу для полноценного и лёгкого овладения навыком письма в период школьного обучения. Программа опирается на деятельностный метод развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Особенности программы
В системе обучения письму использую такие методы (или способы):
Копировальный - (или стигмографический) - обведение букв, напечатанных в специальных тетрадях, через кальку, точками, или написанных от руки учителем карандашом.
( методисты Д.А.Писаревский, Н.И.Боголюбов).
Линейный метод- в основе этого метода лежит шрифтовый подход к обучению - точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и её частей, т.е. букву, а следовательно и слова писать пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и её половины, наклон, расстояния между элементами (Е.В.Гурьянов, Ф.Г.Голованов, Е.Н.Соколова).
Генетический метод - буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.
(И.Е. Евсеев, в обучении письму применял Пестолоцци, А.И. Воскресенская, И. Ткаченко).
Тактический метод - (или ритмический) способ - письмо под счёт, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.
Обучение письму путём прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья.
Метод англичанина Карстера - росчерки.
Наилучших результатов я достигла путём разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.
Звуковой метод (фонематический).
Громадное положительные значение звуко-буквенного письма состоит в том, что при обозначении слога оно фиксирует составляющие его отдельные звуковые элементы, в то время как при слоговой системе такой фиксации нет.
Рабочая программа предполагает использование всего нового в педагогической науке и практике – это звуковой анализ слова, звуковая модель, запись предложения, модель предложения, схемы из развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Графические навыки письма формируются совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. Поскольку в системе развивающего обучения важнейшим способом является моделирование. И первой формой моделирования, с которой сталкиваются учащиеся, является моделирование номинативной функции слов, а разное их оформление – указанием на особенности слова:
- СЛОВО – НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА
- СЛОВО – НАЗВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ
- СЛОВО – НАЗВАНИЕ ПРИЗНАКА ПРЕДМЕТА
Срок реализации, режим и структура занятий
Программа рассчитана на 57 часов. Возраст детей, посещающих занятия по развитию графомоторных навыков: от 5 до 7 лет (дошкольники). Количество детей в группе – от 15 до 18 человек. Продолжительность занятия по 30 минут 2 раза в неделю с перерывами на три тематические физкультминутки, продолжительностью 2 - 3 минуты. Количество детей, регулярно посещающих занятия 95%.
Итак, структура занятия по программе «Развитие графомоторных навыков у дошкольников» выглядит следующим образом:
- «Гимнастика для глаз» - выполнение упражнений для снятия нагрузки с зрительного анализатора. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности.
разминка – основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому движения пальцев рук разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес. Но они же и подготавливают ребенка к активной моторной деятельности;
Постепенное усложнение игровой ситуации - тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, мышления. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
физкультминутка – динамическая пауза, проводимая на занятии, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно;
графические диктанты – направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки и отслеживание и контролем направления движения руки;
пальчиковая гимнастика – способствует развитию мышечной активности и поддержания тонуса мышц участвующих в акте письма, а также подвижности и гибкости кистей рук.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Смена видов деятельности обеспечивает отсутствие переутомления у дошкольника.
Прогнозируемые результаты и методы диагностическогоконтроля
К предполагаемым результатам обучения относится реализация задач и, соответственно, цели программы «Развитие графомоторных навыков у дошкольников». Выявление полученных результатов обучения проводится в форме итогового тестирования. Кроме того, проводятся и собственные наблюдения педагога за развитием каждого ребенка.
К прогнозируемым результатамможно отнести реализацию поставленных задач обучения, а именно:
подготовить детей воспринимать звучащее слово как последовательность звуков и различать их функциональную характеристику (при этом объектом анализа является только звучащее, а не написанное слово)
развить мелкую мускулатуру руки
писать вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо;
подготовить руку к письму,
уметь ориентироваться на листе бумаги,
сформированное умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)
сформировать взаимосвязь у учащихся номинативной функции слова и отражения ее в графической модели.
Знать, как составляется модель к предложению и предложение к модели.
Проверка осуществляется следующими методами:
в ходе длительного наблюдения за самостоятельной и специально организованной игровой деятельностью ребенка на каждом занятии;
по итогам выполнения индивидуальных заданий, предполагающих формирование у детей навыков самостоятельной работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1
№
п/п
Наименование разделов программы
Кол-во часов по плану
Вводное занятие
1
Развитие мелкой мускулатуры руки
26
Моделирование предложений
17
Составление звуковых моделей слов и формирование фонематического слуха
13
Всего
57
Календарно-тематическое планирование.
Содержание занятий:
Кол-во часов
Вводное занятие
1
«Новые друзья». Гигиенические требования. Работа по шаблону в прописях («Петушок»).
1
«Что в центре?». Ориентировка на листе, работа по шаблону (обведение, раскрашивание слоника).
1
«Сравни». Прямые и наклонные линии. Работа по шаблону (обведение, раскрашивание кита). Развитие мелкой мускулатуры пальцев.
1
«Определи направление». Вертикальные и горизонтальные линии; работа по шаблону (обведение, раскрашивание снеговика и домика).
1
«Сравни». Прямые и наклонные линии; работа по шаблону; работа по шаблону (обведение и раскрашивание веточки земляники).
1
«Целое и часть» (анализ графической формы); работа по шаблону (обведение и раскрашивание медвежонка, пирамидки и кубика).
1
«Сравни машины». Определение направления «вправо», «влево»; работа по шаблону (обведение и раскрашивание машины и светофора).
1
«Веселое превращение». Упражнение на развитие воображения; работа по шаблону(1 часть) + вариативная часть (обвести и дорисовать и раскрасить рыбку).
1
Отработка мелкой моторики руки; работа по шаблону (обведение и раскрашивание).
4
Копирование изображений с помощью кальки – кувшин и юла (1 часть), дорисовка изображения по образцу (2 часть), раскрашивание.
1
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание паровозика и улитки).
1
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание конфетки и веточки смородины).
1
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание телефона и белочки).
1
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание матрешки и совы).
1
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание слона и льва).
1
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание подсолнуха и грибов).
1
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание часов и платья).
1
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание клоуна и божьей коровки).
1
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание пароходика и клубнички).
1
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание бабочки и вертолетика).
1
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание чайника и осинового листа).
1
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание ёлочки и самолетика).
1
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание домика и птицы).
1
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание цыпленка и пароходика).
1
Предмет и слово. Работа по шаблону. Работа в прописи №1.
2
Слова, называющие предметы. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Модель слова.
2
Слова, называющие действия. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Модель слова.
2
Слова, называющие признаки. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Модель слова.
2
Набор слов и предложения. Изменение слова в предложении. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).
3
Способ определения количества слов в предложении. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).
2
Слова - названия и служебные слова (предлоги). Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Развитие мелкой моторики.
2
Составление моделей предложений, имеющих в своем составе служебные слова (устное составление предложений). Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).
2
Развитие речи (составление устных предложений). Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).
2
Звуки речи как материал языка. Развитие фонематического слуха. Составление модели к предложению.
1
Способ выделения звуков в слове. Определение кол-ва звуков в слове с опорой на модель. Развитие фонематического слуха. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).
1
Гласные и согласные звуки. Развитие фонематического слуха. Составление модель к предложению. Работа по шаблону в прописи.
1
Составление слоговых и звуковых моделей слов. Подбор слов по заданной модели. Развитие фонематического слуха. Работа по шаблону в прописи.
1
Ударение. Словоразличительная функция ударения. Способ определения ударного слога. Работа по шаблону в прописи. Составление модели предложения.
1
Словоразличительная функция звонкости – глухости. Развитие фонематического слуха. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).
1
Словоразличительная функция твердости – мягкости. Развитие фонематического слуха. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).
1
Полный звуковой анализ слова. Составление звуковых моделей к слову.
1
1
Проверочная работа и ее анализ.
1
Итого:
57
Условия реализации программы
Форма занятий: групповая.
Материально-техническое оснащение:
специальные канцелярские принадлежности и (для мелкой моторики пальцев),
калька,
оборудованное место учителя (компьютер, принтер),
меловая доска (для демонстрации написания, начертания),
планшет для письма.
Механизм оценивания полученных результатов
По итогам изучения раздела проводится оценочное тестирование, по итогам которого проводится оценка в виде графических изображений (звездочка красного цвета – задание выполнено полностью и правильно, флажок красного цвета – имеются недочеты в работе). Далее дети вносят исправления в тестовые задания.
Литература
Желтовская Л.Я., Е.Н. Соколова. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителей четырех лет нач.шк. М.:«Просвещение», 1978 – 225с.; ил.-(Б-ка учителя нач. классов).
Некрасова Т. В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе (букварный период). Методические рекомендации для учителя. Автор: Т.В. Некрасова. – Томск: «ПЕЛЛЕНГ», 1994. – 89с.
Развитие руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192с.: ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).
1 В зависимости от объективных условий, состояния материально-технической базы, способностей и уровня развития детей возможно варьирование тем занятий, корректировка количества часов, отведенных на изучение отдельных разделов программы.