kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План работы муниципальной экспериментальной площадки «Региональный компонент ООП как способ воспитания гражданственности у дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель МЭП: инновационная деятельность по повышению эффективности  гражданственно-патриотического воспитания  детей.

Ключевые задачи МЭП:

1. Разработка оптимальных форм и методов создания образовательного пространства ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок, развитие познавательных способностей детей.

3. Воспитание у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

4. Повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников  воспитательно- образовательного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План работы муниципальной экспериментальной площадки «Региональный компонент ООП как способ воспитания гражданственности у дошкольников»»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Алёнка»



УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ ДМ №15

Т.М.Денисенко__________

«____» ______________ 2015 г.




План работы

муниципальной экспериментальной площадки

на 2015-2017 учебный год

Тема МЭП «Региональный компонент ООП как способ воспитания гражданственности у дошкольников»











Руководитель МЭП: ст. воспитатель высшей кв. категории, почётный работник общего образования Сальникова Т.Г.


Научный руководитель МЭП: канд. исторических наук, преподаватель КГБОУ СПО НнАПГТ высшей кв. категории Тэмина М.Г.


















Николаевск-на-Амуре

2015



Пояснительная записка



Федеральные государственные стандарты  рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДОУ.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины. Необходимо дать детям  понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего поселка, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников. Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение  всех компонентов образовательного пространства:  развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой  субкультуры,  задач   образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями  воспитанников;

Основной формой накопления  и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она  позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов. Значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и  достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.

Неиссякаемый  источник информации  - краеведческий музей.  Музей– это место, где дети  получают  возможность прикоснуться к живой истории малой родины, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от  творчества народных умельцев и мастеров своего дела.

Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах оформляются  уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом. Основной формой работы с детьми по данному направлению можно считать кружковую работу.

Для того, чтобы полученные знания о родном городе стали для детей  личностно значимыми в программе предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта, педагогами создана целая серия авторских дидактических игр, знакомящих детей с родным городом.

Кроме того, в рамках МЭП предусмотрено  обязательное оформление продуктов  детской исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ,  деятельность по благоустройству, охране природы.   Дети принимают участие  в различных мероприятиях, активно сотрудничают с детской библиотекой, участвуют в выставках детских рисунков.

 Важным аспектом, предусмотренным планом МЭП, является взаимодействие с семьей, которое   строится на понимании  того, что  родители -  это полноправные участники  образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Поэтому на первый план  выводится формирование  у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел,  проектов, акций,  участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство  и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.

Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.

В основе плана работы МЭП лежит ряд принципов, обеспечивающих   построение образовательного процесса с учетом  специфики социальных и природных особенностей  региона.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к решению данного вопроса. При этом анализ методической литературы и конкретной педагогической практики выявил ряд противоречий.

К ним относятся следующие:

  • региональный компонент является обязательным в образовательных программах, но в реальной практике реализация данного компонента не всегда имеет место в воспитательно – образовательном процессе образовательных учреждений;

  • реализация национально-регионального компонента в документах образования заявлена, но отсутствуют методические разработки по его внедрению;

  • необходимость реализации регионального компонента в образовании определена, но не создана материально-техническая и учебно-методическая база по его обеспечению;

  • в педагогической теории широко обсуждаются проблемы технологизации педагогических процессов, вместе с тем существует необходимость в разработке технологий реализации регионального компонента.

В связи с этим концептуальная модель реализации национально-регионального компонента в образовании должна:

  • отражать административно-территориальное, социально-экономическое, этнонациональное, культурно-историческое, географико - демографическое, природно-экологическое своеобразие конкретного региона;

  • учитывать потребность региональной самоидентификации общества;

  • отражать образовательные запросы населения;

  • опираться на научный и методический потенциал региона как основу для разработки и реализации образовательных программ и стратегий;

  • соответствовать условиям демократизации общества и необходимости усиления духовного потенциала населения.

Для эффективной реализации регионального компонента в образовательном процессе каждого конкретного учреждения необходим ряд условий:

1.Наличие образовательных программ по национально-культурному и региональному

компоненту.

2.Учебно-методическое сопровождение педагогического процесса.

3.Обеспечение достижения образовательных результатов посредством конкретной

педагогической технологии.

4.Наличие системы профессионально-педагогической подготовки и переподготовки

педагогических кадров, занимающихся реализацией НРК.

Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры дошкольника, его самостоятельности, творчества, активности, воспитанности. Каждый педагогический коллектив ищет свои пути и подходы к решению проблем национально - регионального компонента учитывая особенности работы дошкольного учреждения.

Мы постарались реализовать обозначенные условия в рамках конкретного образовательного учреждения, используя имеющиеся у нас педагогические и методические ресурсы. При этом мы учитывали тот факт, что педагогика, ориентированная на гуманизацию воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание национально культурного и регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа. Общепедагогическими принципами разработанных нами компонентов являются культуросообразность и природосообразность образования, которые позволяют реализовать образовательный и воспитательный потенциал за счет определения соответствующих целей, задач, способов и средств его реализации. При этом приоритетным направлением воспитательно образовательного процесса является патриотическое и гражданское воспитание, которое нацелено на духовно-нравственное становление и формирование национального самосознания личности ребенка.

Предлагаемое нами содержание педагогической деятельности в рамках МЭП обеспечивает:

  • построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона;

  • «погружение» детей в краеведческое содержание постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу в целом и далее месте своего города в географическом окружении: регион, страна, мир. Одновременно идет «погружение» в историю своего народа, региона, города. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира;

  • формирование личностного отношения детей к фактам, событиям, явлениям в жизни города, страны активное приобщение детей к социальной действительности, через вовлечение детей к участию в народных и праздниках, социальных и экологических акциях, традиционных для семьи, общества и государства праздничных событиях, с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общих дел и событий;

Воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства.  Еще великий педагог – гуманист  В.А. Сухомлинский писал, что  «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников  стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Таким образом, поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами с целью реализации национально – культурного компонента, появление новых программ и исследований в данном направлении - явление несомненно позитивное. Чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее мы выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения.



Цель МЭП: инновационная деятельность по повышению эффективности гражданственно-патриотического воспитания детей.


Ключевые задачи МЭП:

1. Разработка оптимальных форм и методов создания образовательного пространства ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок, развитие познавательных способностей детей.

3. Воспитание у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

4. Повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно- образовательного процесса.

Основная идея МЭП:

1. Разработка, апробация и внедрение новых учебно-методических комплексов, нацеленных на создание эффективной, целостной системы по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно- образовательного процесса.



Актуальность темы МЭП:

Утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже пред- ставляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Не смотря на то, что в последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Однако дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Кроме того, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной 5 улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Новизна деятельности в рамках МЭП:

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка. В инновационном проекте заложены следующие основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:

1) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных ра- ботников Организации) и детей;

2) реализация инновационного проекта в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности. Инновационный проект позволит от обособленной и разрозненной работы педагогов, воспитателей, родителей в области патриотического воспита- ния детей перейти на качественно новый этап развития, определить приоритетные направления, создать условия для реализации проекта: «Региональный компонент ООП как способ воспитания гражданственности у дошкольников»

Новизна проекта в том, что у детей дошкольного возраста совсем небольшой жизненный опыт. Несмотря на это, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с историей родного города, формировать чувства патриотизма, базисные представления о народе, обычаях, истории, культуре. Система работы по проекту открывает широкий простор для инновационной деятельности. И чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Метод проектной деятельности мы выбрали за основу формирования нравственно-патриотических чувств. Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования в системе «сад-школа», что, несомненно, активизирует задачу ее изучения и внедрения в образовательных учреждениях, а также в качестве программы вариативной модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей детей. Реализация инновационного проекта позволяет создать условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, определения принципов педагогического сотрудничества семьи и ДОУ, разработки и внедрения новых форм и способов взаимодействия с семьей в соответствии с современными тенденциями развития образования и общества в целом. Результаты инновационного проекта способствуют: обобщению и распространению опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне; обеспечению подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов по психолого-педагогическим проблемам познавательного развития детей; активному многофункциональному взаимодействию с социальными институтами детства, общественными организациями и учреждениями региона.



Ожидаемые результаты и эффекты деятельности МЭП:

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию. Предлагаемый проект предназначен для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения. Результатом освоения проекта является обеспечение социально- воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Ожидаемые результаты и эффекты проекта составлены исходя из целевых ориентиров, которые представлены в виде возрастных характеристик ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

№ п/п

Оцениваемая категория

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

1.

Дошкольники

- расширение и углубление знаний об истории города, символике, достопримечательностях;

- приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми, проявления внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, стремление оказать по- мощь, поддержку другому человеку;

- развитие познавательной активности;

- бережное отношение к родной природе, результатам труда других людей;

- умение выражать собственное мнение, уважать национально-культурные ценности других народов;

- проявление интереса к событиям городской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивных видах деятельности.

2.

Педагоги

- повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников

3.

Родители

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспита- тельно-образовательного процесса




Критерии и показатели оценки результативности и эффективности деятельности МЭП:

№ п/п

Критерии

Показатели оценки

1.

Работа с педагогическими кадрами. Повышение уровня профессионализма педагогических кадров по проблеме нравственно- патриотического воспитания дошкольников.


1.Увеличение количества педагогов высшей и первой квалификационных категорий.

2.Увеличение количества педагогов, участвовавших в инновационных проектах.

3. Положительная динамика участия педагогов в конкурсах, конференциях.

4. Внедрение инновационных технологий в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

5. Создание предметно-пространственной среды обеспечивающей максимальную реализацию инновационного проекта ДОУ

2.

Работа с детьми. Формирование нрав- ственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок.

1. Развитие познавательных способностей детей.

2. Приобретение знаний об истории города, символике, достопримечательностях.

3. Проявление интереса к событиям городской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивных видах деятельности.

4. Участие детей в образовательных проектах, тематических праздниках.

3.

Работа с родителями. Повышение компетентно- сти родителей и установ- ление партнерских от- ношений с дошкольной организацией.

1. Создание единой образовательно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности ребёнка в семье и в детском саду.

2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

3. Разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей.

4. Внедрение индивидуально- дифференцированного подхода в работе с семьями воспитанников.

5. Участие родителей в совместных образовательных проектах.

4.

Взаимодействие с

социумом

1. Сотрудничество с ИМЦ (консультативная помощь по вопросам реализации проекта).

2. Участие в совместных праздниках с СОШ № 2.

3. Посещение тематических выставок, посвященных памятным датам, в детской библиотеке.

4.Посещение экспозиций музея им. Розова.

5. Мастер-классы по художественному промыслу представителей народов Севера (Центр КМНС).



Уровень открытости информации о реализации плана МЭП:

1. Размещение информации на сайте ДОУ;

2. Публикации по теме эксперимента в педагогических интернет сообществах;

3. Проведение семинаров и мастер-классов в рамках муниципальной экспериментальной площадки.

4. Участие педагогов и детей в профессиональных и творческих конкурсах различного уровня.





Обоснование устойчивости результатов до и после окончания реализации плана МЭП, включая механизмы ресурсного обеспечения:

1. Устойчивость результатов инновационного проекта после окончания его реализации обеспечивается соответствием потребностям и интересам детей, созданным единым пространством развития и воспитания дошкольников, соответствием сложившимся традициям организации, а также возможностям педагогического коллектива.

2. Разработанная программа, методические рекомендации, накопленный опыт позволят педагогам использовать их в своей дальнейшей работе и продолжать получать высокие результаты. Разработка и апробирование инновационного проекта будет реализовываться в течение 5 лет, что позволит во влечь в него дошкольников и родителей (законных представителей) в единый образовательный процесс.

3. Проект позволит привлечь к участию в его реализации широкий круг педагогов других дошкольных учреждений города, детей и их родителей, социальных партнеров.

Конечные продукты МЭП:


  • Проекты по краеведению (диск) для воспитателей ДОУ;

  • Стихи дальневосточных поэтов для дошкольников для воспитателей ДОУ;

  • Сценарии массовых мероприятий в ДОУ с использованием материалов регионального компонента для воспитателей ДОУ;

  • Конспекты НОД с дидактическими материалами (диск) для

  • воспитателей ДОУ;

  • Авторская Программа педагогического коллектива МБДОУ ДС № 15 «Алёнка» «Люби и знай свой край!» для дошкольного образования.



Этапы реализации МЭП:


1.Подготовительный этап. 2015 г

Теоретическое изучение вопроса. Вводный мониторинг. Сбор дидактического материала.


2.Основной этап. 2015-2016 г

Разработка авторской программы по краеведению «Люби и знай свой край». Промежуточный мониторинг.


3.Заключительный этап. 2016-2017 г

Итоговый мониторинг. Обобщение опыта на уровне района. Диссеминация опыта.



Предшествующая МЭП работа:

№ п/ п

Период реализации

проекта

Название проекта

Основные результаты

1

2014 г

Проект «Родной свой край люби и знай!»

- расширение и углубление знаний об истории города, символике, до- стопримечательностях.

2

2014 г

Проект «Сказки бабушки Анги»

- приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- воспитание бережного отношения к родной природе


3

2015 г

Проект «Этот день мы приближали, как могли»

- развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма,

- сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в раз- личных сферах жизни общества;

- воспитание чувства гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

4

2015 г

Проект «Музейная педагогика в деятельности ДОУ»

- развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма;

- формирование навыков исследовательской деятельности;

- привлечение родителей к организации воспитательно-образовательного процесса.



Паспорт Программы

муниципальной экспериментальной площадки

на базе МБДОУДС № 15 «Алёнка»

«Региональный компонент как способ воспитания гражданственности у дошкольников»

в 2015-2016 учебном году

Деятельность в рамках МЭП

Цель

Предполагаемый результат

Сроки

Нормативно-правовое обеспечение

1

Изучение Положения о МЭП

Регламентация деятельности в рамках МЭП

Эффективное взаимодействие всех структурных подразделений ДОУ

2015-2016 г

2

Создание Приказа о создании рабочей группы

Развитие творческого потенциала педагогов

Создание эффективного и креативного плана работы МЭП

2015-2016 г

3

Разработка Программы экспериментальной площадки

Разработка содержания реализации регионального компонента

Повышение эффективности деятельности по гражданственно-патриотическому воспитанию детей

2015-2016 г

Организационно-управленческое сопровождение

1

SWOT-анализ деятельности ДОУ по краеведению

Обоснование выбора направления МЭП

Повышение качества образования в ДОУ

2015-2017 гг

2

Обеспечение методического сопровождения деятельности педагогов

Пополнение библиотеки литературой по региональному компоненту

Повышение качества организационно-воспитательной деятельности педагогов

2016-2017 гг

3

Организация мониторинга

Получение результатов внедрения Программы МЭП посредством педагогической диагностики и опросов

Отслеживание качества реализации Программы ЭП и её эффективности

2016-2017 гг

4

Реализация Рабочей программы кружка «Краеведы»

Знакомство детей с особенностями флоры и фауны Хабаровского края

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма у детей

2015-2017 гг

5

Реализация проектов по региональному компоненту

Знакомство детей с особенностями флоры и фауны, историей Хабаровского края

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма у детей

2016-2017 гг

6

Акции с участием детей и родителей по теме эксперимента

Вовлечение родителей в партнерское сотрудничество в рамках воспитательно-образовательного процесса

Повышение уровня партнёрского взаимодействия с родителями

2016-2017 гг

7

Национальные праздники в ДОУ

Знакомство с традициями народов Нижнеамурья

Расширение кругозора детей, воспитание уважения к традициям народов, живущих рядом.

2015-2017 гг

8

Выставки и фотовыставки по теме эксперимента


Развитие творческого потенциала родителей и педагогов

Повышение уровня партнёрского взаимодействия с родителями

2016-2017 гг

9

Экскурсии и путешествия по памятным местам города и края

Воспитывать у детей желание любить и знать свой город и край

Воспитание патриотизма и активной гражданской позиции у детей

2016-2017 гг

10

Вовлечение родителей в ВОП по вопросам регионального компонента

Повышение уровня культуры родителей

Повышение уровня партнёрского взаимодействия с родителями

2016-2017 гг

Кадровое сопровождение

1

Организация социального партнёрства

Расширение кругозора детей, выход за пределы ближайшего окружения

Разнообразие деятельности за счёт привлечения к взаимодействию социальных партнёров различных структур

2016-2017 гг

2

Педагогический всеобуч по теме эксперимента

Выступление представителей подразделений, имеющих в содержании своей деятельности направления регионального компонента


Повышение информированности и самообразования педагогов

2016-2017 гг

3

Вхождение педагогов в состав районной творческой группы по региональному компоненту

Повышение творческого потенциала педагогов

Пополнение педагогической копилки новыми идеями и технологиями

2016-2017 гг

4

Семинары - практикумы и Советы педагогов

по теме эксперимента

Повышение уровня квалификации педагогов по краеведению

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса и дополнительного образования детей

2016-2017 гг

5

Обобщение опыта работы педагогов по гражданственно-патриотическому воспитанию детей


Признание творческих вложений педагогов в систему работы экспериментальной площадки

Диссеминация опыта в педагогических интернет сообществах и периодических изданиях

2016-2017 гг

6

Мастер-классы по национальному творчеству КМНС

Знакомство с опытом родителей по рукоделию

Осуществление связи поколений через партнёрство с родителями

2016 - 2017 г

7

Разработка методических пособий и рекомендаций по реализации регионального компонента

Обобщение опыта педагогов

Признание вклада педагогов в реализацию Программы МЭП

2016-2017 гг

8

Разработка Программы по региональному компоненту для дошкольников «Люби и знай свой край»

Обобщение опыта педагогов ДОУ

Диссеминация опыта педагогов на уровне края

2016-2017 гг

9

Открытый просмотр мероприятий по краеведению

Диссеминация опыта

педагогов

Внедрение эффективных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

2016-2017 гг

Информационное обеспечение

1

Размещение материалов МЭП на сайте ДОУ

Диссеминация опыта педагогов

Активизация сайта через привлечение родителей к знакомству с деятельностью МЭП

2016-2017 гг

2

Публикации педагогов в педагогических интернет сообществах

Диссеминация опыта педагогов

Диссеминация опыта в педагогических интернет сообществах и периодических изданиях

2016-2017 гг

3

Участие педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня

Диссеминация опыта педагогов

Диссеминация опыта в педагогических интернет сообществах и периодических изданиях

2016-2017 гг

4

Стендовый отчёт руководителя кружка «Краеведы»

Диссеминация опыта

Мониторинг эффективности дополнительного образования детей в ДОУ

2016-2017 гг

5

Создание портфолио МЭП

Отчёт о деятельности ДОУ в рамках РЭП

Обоснование эффективности и диссеминация опыта ДОУ по краеведению

2016-2017 гг

6

Информирование родителей посредством различных форм

Информатизация среды для родителей

Повышение уровня культуры родителей по теме эксперимента

2016-2017 гг

Материально-техническое обеспечение

1

Оборудование и оформление площадки по региональному компоненту

Оборудовать помещение для занятий в рамках экспериментальной площадки

Создание условий для эффективной совместной деятельности педагогов и детей

2015-2016 г

2

Приобретение стационарного проектора

Повышение у детей интереса к предлагаемому для ознакомления материалу

Создание условия для внедрения ИКТ технологии в работу МЭП

2015-2016 г

3

Создание фонотеки «Музыка народов Нижнеамурья» и видеотеки «Край, в котором я живу»»

Повышение у детей интереса к творчеству народов Нижнеамурья

Повышение уровня культуры педагогов и детей по направлению деятельности экспериментальной площадки

2015-2017 гг

4

Приобретение учебной доски для площадки по краеведению

Создание условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса по региональному компоненту

2015-2016 гг

5

Оформление фойе в национальном колорите

Создание площадки в национальном колорите в восточной части здания

Эстетизация развивающей среды в ДОУ с целью повышения качества образования

2015-2016 гг

Финансово-экономическое обеспечение

1

Использование средств из фонда спонсорской помощи

Привлечение финансовых вложений со стороны спонсоров

Эстетизация развивающей среды в ДОУ с целью повышения качества образования

2015-2017 гг


Ресурсное обеспечение деятельности МЭП

  1. Методическое сопровождение МЭП:

Вид образовательной программы: комплексная

Наименование образовательной программы: ООП ДОУ, разработанная на основе примерной программы «От рождения до школы» В.А.Вераксы, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Наименование дисциплин в соответствии с учебным планом

Наименование специализированных

аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования

1

2

3

1












Познавательное развитие


Глобус;

детский атлас;

флаг Российской Федерации карты Российской Федерации, Николаевского района;

микроскоп;

дидактическое пособие «Виды почв»;

дидактическое пособие «Виды камней»;

звездная карта неба;

гербарий с растениями Красной Книги Хабаровского края;

природный и бросовый материал

2

Художественно-эстетическое развитие


Инструменты, необходимые для рисования, лепки, аппликации в расчёте на каждого ребёнка: краски, цветные карандаши, кисти, фломастеры, цветная бумага, цветной картон, альбомы для рисования, гуашь.

Музыка народов Севера для оформления массовых мероприятий по реализации регионального компонента.

3

Физическое развитие

Картотека игр народов Севера, оборудование для игр



4














Речевое развитие












Методический кабинет:

серия наглядных пособий: «Мир в картинках»: ««Обитатели Севера», «Овощи»

«Фрукты»,«Цветы» «Насекомые», «Домашние животные», «Дикие животные» ,«Деревья и листья», «Арктика и Антарктика».

Серия наглядных пособий:

«Зима»,«Осень»,«Весна»,«Лето», «Зимние виды спорта», «Профессии»,«Родная природа»,пособие «Времена года»



5






Социально-коммуникативное развитие

Серия наглядных пособий:

«Защитники Отечества»,«Кем быть»,«Мой дом»,

«В деревне», «Великая Отечественная война в произведениях художников»

Вид образовательной программы: парциальная

Наименование образовательной программы: Программа «Живая экология» А. И. Ивановой

1.

Экологическое воспитание

Методический кабинет, групповые комнаты:

Картины :И.Левитан « Золотая осень»,Ф.Васильев «Собираем урожай»

Ю.Васнецов иллюстрация к сказке Л. Толстого «Три медведя»

А Куинджи «Берёзовая роща»-1шт, И. Левитан «Март»

И. Шишкин «Рожь», И.Левитан «Весна»

И.Грабарь «Февральская лазурь»

К.Юон «Мартовское солнце», А.Пластов «Первый снег»-, Б.Щербаков «Зимнее утро».

Дидактические игры:

«Животные жарких стран», «Домашние птицы», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Растения леса, луга, сада», «Обитатели морей, рек и озёр», «Времена года», «Насекомые», «Животные пустыни», «Животные севера».

Иллюстрации дальневосточного художника Г.Д. Павлишина «Поэма о Приамурье».



Вид образовательной программы: парциальная

Наименование образовательной программы: «Приобщение детей к истокам народной культуры» Р.Д. Маханёвой

1

Развитие представлений о человеке в истории и культуре

Методический кабинет: иллюстрации к русским народным потешкам, народным песенкам, присказкам

Иллюстрации к русским народным сказкам Ю. Рачёва иллюстрации по русским народным сказкам

Народные игрушки: филимоновские, дымковские, семёновские матрёшки

Посуда с декоративной росписью: хохломская, жостовская, гжельская керамика, городетцкая

Оборудование: предметы русской народной утвари: прялка, веретено, лавка, печь русская, лавка, рукомойник, ушат, сундук, самовар.

Русские народные костюмы: фартуки, юбки, кушаки, косоворотки, косынки, лапти

Шапочки с изображением героев русских народных сказок

Игрушки-забавы, свистульки.

Тематические альбомы: «Русские народные игрушки, народные музыкальные инструменты, народные приметы, русские головные уборы

Календарь народны



Вид образовательной программы: парциальная

Наименование образовательной программы: «Что могут знать дошкольники о человеке» А. И. Ивановой

1

Развитие представлений о человеке в истории и культуре

Методический кабинет:

демонстрационные таблицы, альбомы серии «Я - человек»

дидактические игры: «Город, улица, дом – Квартира, мебель», «Азбука действий: кто что делает?»,

Художественная литература, мифы, сказки, легенды, былины.

Хрестоматия по Дальневосточной литературе

Города России

Из истории жителей края (плакаты)



  1. Материально-техническое сопровождение  деятельности МЭП:


№ п/п

Наименование оборудования

Количество

1.

музыкальный центр « LG»

1

2.

магнитола «Филипс»

1

3.

телевизор «Авест»

1

4.

ДВД проигрыватель

1

5.

телевизор «Океан»

1

6.

ДВД проигрыватель «LG»

1

7.

телевизор «Эриссон»

1

8.

видеомагнитофон «Панасоник»

1

9.

ДВД плейер «ВВК»

1

10.

телевизор «Аива»

1

11.

телевизор «LG»

1

12.

телевизор «LG»

1

13.

ДВД плейер «LG»

1

14.

уголок кукольный

4

15.

стул компьютерный

3

16.

стул детский

230

17.

стол детский

54

18.

принтер «Самсунг»

1

19.

принтер «НР»

1

20.

ксерокс «Canon»

1

21

акустическая система

1



3.Наличие условий всестороннего развития личности воспитанников в рамках МЭП:

Помещение

Вид деятельности, процесс

Участники

Музыкальный зал


Праздники, развлечения, концерты, театры

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети всех возрастных групп, театральные коллективы города и региона

Организация дополнительных образовательных услуг (кружок «Краеведы»)

воспитатели, дети дошкольного возраста

Театральная деятельность

(кружок «Непоседы»)

Руководитель кружка, дети всех возрастных групп.

Массовые мероприятия для родителей

Музыкальный руководитель,педагоги ДОУ, родители, дети

Физкультурный зал

Образовательная область "Физическое развитие"(игры народов Севера)

Инструктор по физической культуре, воспитатели, дети всех возрастных групп

Спортивные праздники, развлечения, досуги

Инструктор по физической культуре, воспитатели, дети всех возрастных групп, родители

Утренняя гимнастика (национальные элементы движений)

воспитатели, дети всех возрастных групп

Групповая комната

Познавательно-речевое развитие

Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством

Развитие элементарных историко – географических представлений

Сюжетно – ролевые игры

Самостоятельная творческая деятельность

Ознакомление с природой, труд в природе

Игровая деятельность

Дети, педагоги

Приемная

Информационно – просветительская работа с родителями

Дети, родители

Методический кабинет

Осуществление методической помощи педагогам


Педагоги ДОУ

Студия художественного творчества

Дополнительноеобразование детей

Дети, педагоги



План мероприятий в рамках МЭП

«Региональный компонент ООП как способ воспитания гражданственности у дошкольников»

на 2015-2016 учебный год


1 этап. Подготовительный


п/п

Наименование мероприятия


Задачи

Ожидаемый результат

Срок выполнения

Ответственные

Результат (в случае отклонения от плана обоснование корректировки)

Работа с детьми

1

Оформление уголка краеведения в группах

Привлекать детей и родителей к сбору информации о крае, расширение кругозора у детей

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма у детей

сентябрь

2015

Воспитатели


2

Экскурсия в ЭБЦ

«Мы в ответе за тех, кого приручили»


Воспитывать чувство ответственности и любовь к животным

Понимание детьми ответственности за уход за животным в домашних условиях

сентябрь 2015

Воспитатели


Работа с родителями

1

Праздник корюшки в детском саду

Провести совместное с родителями мероприятие по ознакомлению с национальными традициями региона.

Знакомство детей с национальными традициями региона

май 2015

Ст. воспитатель Сальникова Т.Г.

Муз.р-ль

Сакулина Т.И.



2

Родительская конференция «Осень дальневосточная»


Привлечь родителей к организации ВОП и распространению опыта семейного воспитания

Разнообразие форм работы с родителями

15.10.2015

Зав. ДОУ Денисенко Т.М.

Ст. воспитатель Сальникова Т.Г.

Муз.р-ль

Сакулина Т.И.



Взаимодействие с социальными партнёрами

1

Мастер-класс по изготовлению национальной куклы Хакуа


Развивать ручную умелость и художественный вкус, знакомить с народным декоративным искусством

Проведение

мастер-класса представительницей народов Севера

(преемственность с НнА ПГК)

Декабрь 2015

Ст. воспитатель Сальникова Т.Г.

Муз.р-ль

Сакулина Т.И.



2


Выступление детского национального коллектива Центра КМНС


Познакомить детей с творчеством детского национального коллектива

Развитие социального партнёрства центром национальной культуры КМНС

ноябрь 2015

Ст. воспитатель Сальникова Т.Г.



3

Знакомимся с творчеством П. Комарова ( в рамках программы преемственности с начальной школой)

Познакомить детей с творчеством поэта, привлечь учеников начальной школы к чтению стихов в рамках массового мероприятия

Развитие социального партнёрства с детской библиотекой

26.11.2015

Ст. воспитатель Сальникова Т.Г.

Муз.р-ль

Сакулина Т.И.



4

Знакомство с природой края в рамках Программы « Игровая экология»

Знакомство с природой края

Развитие социального партнёрства с ЭБЦ

В течение года

Ст. воспитатель Сальникова Т.Г.

Педагог ЭБЦ



5

Посещение музея им.Розова

Знакомство с животным миром края

Развитие социального партнёрства с музеем им. Розова

Сентябрь

Воспитатели

Экскурсоводы музея



II Основной этап


п/п

Наименование мероприятия


Задачи

Ожидаемый результат

Срок выполнения

Ответственные

Результат (в случае отклонения от плана обоснование корректировки)

Работа с детьми

1

Экскурсия в творчество художника-дальневосточника Павлишина «Путешествие в сказку»


Познакомить детей с творчеством художника, привлечь внимание детей к национальному колориту его произведений

Знакомство детей с творчеством дальневосточного художника

февраль 2016

Муз.р-ль

Сакулина Т.И.

Руководитель кружка «Семицветик»

Нестерович А.В.


2


Экскурсии по памятным местам города


Воспитывать у детей желание любить и знать свой город

Воспитание патриотизма и активной гражданской позиции у детей

июнь-август

2016

Воспитатели


3

«Путешествие по Амуру»



Воспитывать у детей желание любить и знать свой город

Воспитание патриотизма и активной гражданской позиции у детей по охране окружающей среды

Июль 2016

Воспитатели


Работа с педагогами

1

Из опыта работы: «Региональный компонент как форма воспитания гражданственности у старших дошкольников»

Рекомендовать внедрение опыта педагога в ВОП ДОУ

Диссеминация опыта на уровне ДОУ

22.04.2015

Руководитель кружка «Краеведы»

Кибирева Е.А.


2

Открытый просмотр: «Организация исследовательской деятельности (проектная деятельность по краеведению)»

Рекомендовать внедрение опыта педагога в ВОП ДОУ

Диссеминация опыта на уровне ДОУ

декабрь

2015 г

Воспитатель

Будилова С.И.


3

Семинар по краеведению

«Нравственно-патриотическое воспитание: планирование и реализация проектной деятельности по краеведению»

Продемонстрировать эффективное внедрение проектной деятельности в реализацию регионального компонента

Диссеминация опыта на уровне района

январь 2016

Ст.в-ль

Сальникова Т.Г.

Муз.р-ль

Сакулина Т.И.



4

Совет педагогов

Тема: "Роль детской книги в нравственно-патриотическом воспитании детей".


Привлечь внимание детей к использованию литературы в нравственно-патриотическом воспитании детей



Повышение у детей уровня воспитанности на основе примеров из детской литературы

январь

2016 г

Ст.в-ль

Сальникова Т.Г.

Воспитатель

Украинцева И.В.


5

Из опыта работы: «Организация познавательно-исследовательской деятельности (работа с родителями по гражданственно-патриотическому воспитанию )


Рекомендовать внедрение опыта педагога в ВОП ДОУ

Диссеминация опыта на уровне ДОУ

январь

2016 г

Ст. воспитатель Сальникова Т.Г., воспитатели Кибирева Е.А., Мирошкина М.В., Украинцева И.В.



6

Промежуточный мониторинг

Отследить влияние МЭП на качество ВОП

Осуществление контроля

Май 2016 г

Ст. воспитатель Сальникова Т.Г.



Работа с родителями

1

Праздник корюшки в детском саду

Провести совместное с родителями мероприятие по ознакомлению с национальными традициями региона.

Знакомство детей с национальными традициями региона

май 2016

Ст. воспитатель Сальникова Т.Г.

Муз.р-ль

Сакулина Т.И.



2

Творческая мастерская родителей

«Знакомим детей с национальными узорами»

Повышать творческий потенциал родителей

Вовлечение родителей в организацию ВОП

март

2016

Ст. воспитатель Сальникова Т.Г.

Муз.р-ль

Сакулина Т.И.



3


Фотовыставка

«Мой город-моя судьба»


Привлечь семьи воспитанников к участию в выставке, воспитывать гордость за свой город

Установление социального партнёрства путём вовлечения родителей в ВОП

август

2016

Учитель-логопед

Шагова Ю.М.


4

Выставка рисунков к Дню города

август

2016

Учитель-логопед

Нестерович А.В.


Взаимодействие с социальными партнёрами

1

Мастер-класс по изготовлению национальной куклы Хакуа


Развивать ручную умелость и художественный вкус, знакомить с народным декоративным искусством

Проведение

мастер-класса представительницей народов Севера

(преемственность с НнА ПГК)

Декабрь 2016

Ст. воспитатель Сальникова Т.Г.

Муз.р-ль

Сакулина Т.И.



2


Выступление детского национального коллектива Центра КМНС


Познакомить детей с творчеством детского национального коллектива

Развитие социального партнёрства центром национальной культуры КМНС

ноябрь 2016

Ст. воспитатель Сальникова Т.Г.





III Заключительный этап


п/п

Наименование мероприятия


Задачи

Ожидаемый результат

Срок выполнения

Ответственные

Результат (в случае отклонения от плана обоснование корректировки)

1

Разработка методических пособий па результатам работы МЭП

Обобщене опыта МЭП на уровне района

Повышение качества образования в ДОУ

В течение года

Старший воспитатель ДОУ

Сальникова Т.Г.


2

Заключительный мониторинг

Подведение итогов работы МЭП

Эффективность совершенствования воспитательно-образовательного процесса

Ноябрь 2017 г

Старший воспитатель ДОУ

Сальникова Т.Г.


3

Публикации в педагогичесих изданиях, участие педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня

Диссминация опыта МЭП на различных уровнях

Повышение уровня творческого потенциала педагогов

Постоянно

Педагоги ДОУ




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сальникова Татьяна Григорьевна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280394


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства