kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Планирование по учебному курсу Речь и альтернативная коммуникация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по предмету Речь и альтернативная коммуникация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Планирование по учебному курсу Речь и альтернативная коммуникация.»



Пояснительная записка по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 8 года обучения.

Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 2 ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1;

Учебным планом 8 класса, АООП, вариант 2.

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению обучающегося в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных обучающемуся пределах, организованное включение в общение.

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Задачи:

1. Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

2. Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

5. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму;

6. Обучать навыкам чтения и письма.

Наряду с вышеуказанными задачами на уроках речи и альтернативной коммуникации решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности ребенка:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

  • формирование и развитие реципрокной координации;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.


Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

С учетом индивидуальных возможностей, ребенок овладеет простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, может научится списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко, аптека, магазин и др. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи:каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 61час в в год.

Нормативная база

Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

5.Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

6. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы- интерната № 1 на 2023-2024 учебный год.





Планируемые результаты освоения обучающегося АООП НОО (СИПР)

Класс

Учащиеся должны знать:


Учащиеся должны уметь:

Электронные учебно-методические материалы

8класс

освоение доступной социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;


развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка:

понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека;

умение самостоятельного использования, усвоенного лексико – грамматического материала в учебных и коммуникативных целях;овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными:

качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;

понимание обращённой речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жстами, взглядами, мимикой;


https://www.art-talant.org/

https://kopilkaurokov.ru/

https://kopilkaurokov.ru/

https://multiurok.ru/www-14/?act=auth

https://mersibo.ru/

https://kssovushka.ru/

https://тридевятоецарство.рф/olympic/index

http://умксипр.рф/

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/02/12/sipr-dlya-rebenka-s-uo-variant-2






Учебно-методическое обеспечение:

    1. «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);

    2. Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора

И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).

Оборудование:

- Магнитная доска, набор букв на магнитах.

- Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- Касса букв и слогов.

- Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.

- Таблицы к основным разделам грамматического материала.
















Календарно-тематическое планирование по «Речь и альтернативная коммуникация»

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Электронные учебно-методические

материалы

Мониторинг

Предметные

Личностные


1 четверть 16ч.








Коммуникация







1

2

Установление контакта с собеседником, приветствие.



Формирование умения устанавливать зрительный контакт при обращении, закрепляя его в бытовых ситуациях, совместных с взрослым действиях, играх.


Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

Овладение начальными навыками адаптации.


https://www.art-talant.org/

https://kopilkaurokov.ru/

https://kopilkaurokov.ru/

Текущий контроль.

3

Моё имя. Реагирование на собственное имя.



4

Урок-игра «Покажи, кто?»



Текущий контроль.

Зачет:.

5

Привлечение к себе внимания звуком, словом, предложением.




Импрессивная речь







6

Развитие слухового внимания.



Формирование эмоционального отклика на обращение и действия взрослого.


Учить просить о помощи, выражая ее звуком, словом.

Социально-эмоциональное участие в процессе общения.

Способность к осмыслению социального окружения.

https://www.art-talant.org/

https://kopilkaurokov.ru/

https://kopilkaurokov.ru/

Текущий контроль.

7

Обобщающее понятие: «Семья»



8

Выражение своих желаний звуком, словом, предложением.




9

Узнавание (различение) школьных принадлежностей.



Текущий контроль.


2 четверть 12ч.

Экспрессивная речь








1

Игра «Повтори за мной».



Учить реагировать и отвечать на свое имя, используя имеющиеся вербальные возможности.

Учить отвечать на приветствия других людей, используя имеющиеся вербальные возможности.


Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире.

Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.


https://mersibo.ru/

https://kssovushka.ru/

Текущий контроль.

2

Называние отдельных звуков, звукоподражаний.



3

Называние простых по звуковому составу слов.




Зачет:

4

Называние своего имени.



5

Понимание слов обозначающих предмет.



6

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак.



Текущий контроль.



3 четверть 18ч.

Чтение и письмо







1

Развитие зрительного восприятия



Формировать умение показывать взглядом, закреплять это умение в действиях, повседневной жизни, играх.

Учить вербально отказываться, выражать несогласие, согласие.


Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.






http://умксипр.рф/


Текущий контроль.

2

Урок-экскурсия.



3

Использование карточек с напечатанными словами, как средства коммуникации



4

Подготовка руки к письму (трафареты).




5

Печать слова по образцу.

Точечное письмо.



6

Работа с трафаретом, слова.



7

Обобщение изученного материала.



4 четверть 12ч.



Зачет:


Коммуникация







1

Установление зрительного контакта.



Формирование умения устанавливать зрительный контакт при обращении, закрепляя его в бытовых ситуациях, совместных с взрослым действиях, играх.


Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

Овладение начальными навыками адаптации.


http://умксипр.рф/



http://умксипр.рф/


Текущий контроль.

2

Приветствие собеседника звуком, словом.



3


Выражение своих желаний звуком, словом.



Текущий контроль.

4


Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).




Импрессивная речь








5

Понимание по звуковому составу слов.



Формирование эмоционального отклика на обращение и действия взрослого.


Учить просить о помощи, выражая ее звуком, словом.





Социально-эмоциональное участие в процессе общения.

Способность к осмыслению социального окружения.


http://умксипр.рф/


Текущий контроль.

Зачет:


6






7


Узнавание (различение) имен членов семьи.










Называние (употребление) простых по звуковому составу слов.










8

Называние (употребление) звуковых комплексов.



Учить реагировать и отвечать на свое имя, используя имеющиеся вербальные возможности.

Учить отвечать на приветствия других людей, используя имеющиеся вербальные возможности.


Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире.

Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.


http://умксипр.рф/


Текущий контроль.




.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Планирование по учебному курсу Речь и альтернативная коммуникация.

Автор: Элла Анатольевна Очир-Горяева

Дата: 22.10.2023

Номер свидетельства: 638481

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ""Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "155842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421329780"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства