Просмотр содержимого документа
«Планирование по учебному курсу Речь и альтернативная коммуникация.»
Пояснительная записка по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 8 года обучения.
Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 2 ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1;
Учебным планом 8 класса, АООП, вариант 2.
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению обучающегося в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных обучающемуся пределах, организованное включение в общение.
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
1. Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2. Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
5. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму;
6. Обучать навыкам чтения и письма.
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках речи и альтернативной коммуникации решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности ребенка:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
С учетом индивидуальных возможностей, ребенок овладеет простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, может научится списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко, аптека, магазин и др. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи:каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 61час в в год.
Нормативная база
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы- интерната № 1 на 2023-2024 учебный год.
Планируемые результаты освоения обучающегося АООП НОО (СИПР)
Класс
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Электронные учебно-методические материалы
8класс
освоение доступной социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка:
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека;
умение самостоятельного использования, усвоенного лексико – грамматического материала в учебных и коммуникативных целях;овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными:
качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;
«Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
Оборудование:
- Магнитная доска, набор букв на магнитах.
- Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- Касса букв и слогов.
- Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.
- Таблицы к основным разделам грамматического материала.
Календарно-тематическое планирование по «Речь и альтернативная коммуникация»
№
Тема раздела
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Планируемые
результаты
Электронные учебно-методические
материалы
Мониторинг
Предметные
Личностные
1 четверть 16ч.
Коммуникация
1
2
Установление контакта с собеседником, приветствие.
Формирование умения устанавливать зрительный контакт при обращении, закрепляя его в бытовых ситуациях, совместных с взрослым действиях, играх.
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
Овладение начальными навыками адаптации.
https://www.art-talant.org/
https://kopilkaurokov.ru/
https://kopilkaurokov.ru/
Текущий контроль.
3
Моё имя. Реагирование на собственное имя.
4
Урок-игра «Покажи, кто?»
Текущий контроль.
Зачет:.
5
Привлечение к себе внимания звуком, словом, предложением.
Импрессивная речь
6
Развитие слухового внимания.
Формирование эмоционального отклика на обращение и действия взрослого.
Учить просить о помощи, выражая ее звуком, словом.
Социально-эмоциональное участие в процессе общения.
Способность к осмыслению социального окружения.
https://www.art-talant.org/
https://kopilkaurokov.ru/
https://kopilkaurokov.ru/
Текущий контроль.
7
Обобщающее понятие: «Семья»
8
Выражение своих желаний звуком, словом, предложением.
9
Узнавание (различение) школьных принадлежностей.
Текущий контроль.
2 четверть 12ч.
Экспрессивная речь
1
Игра «Повтори за мной».
Учить реагировать и отвечать на свое имя, используя имеющиеся вербальные возможности.
Учить отвечать на приветствия других людей, используя имеющиеся вербальные возможности.
Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире.
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
https://mersibo.ru/
https://kssovushka.ru/
Текущий контроль.
2
Называние отдельных звуков, звукоподражаний.
3
Называние простых по звуковому составу слов.
Зачет:
4
Называние своего имени.
5
Понимание слов обозначающих предмет.
6
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак.
Текущий контроль.
3 четверть 18ч.
Чтение и письмо
1
Развитие зрительного восприятия
Формировать умение показывать взглядом, закреплять это умение в действиях, повседневной жизни, играх.