Просмотр содержимого документа
«План работы педагога - организатора по организации волонтерского движения в МБОУ СОШ № 3 с.Александров -Гай на 2019 - 2020 ученый год.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 с. Александров – Гай
Александрово – Гайского муниципального района Саратовской области
Рекомендовано педагогическим Советом Протокол № 1 от 29 августа 2019г
Утверждаю
Директор школы
____________Разуваева Л.Н.
Приказ № ________от _______2019г.
Программа развития социокультурных компетенций обучающихся «Волонтеры»
Автор – составитель:
Сергеева Елизавета Андреевна
педагог дополнительного образования
с. Александров – Гай 2019 г.
Пояснительная записка
В условиях современного воспитания особо остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Наиболее приемлемой формой работы с подрастающим поколением является широкое развитие во всем мире волонтерского движения. Актуальность развития волонтерского движения обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта у подрастающего поколения, его гражданского становления.
Участие в волонтерском движении дает возможность:
самореализации и личного роста;
получения новых знаний и опыта и их применение на практике;
знакомство с новыми людьми и приобретение новых друзей;
новые впечатления , путешествия , возможность просто интересно проводить время.
Вся деятельность волонтеров основана на стремление помочь, сделать добро и принести радость людям.
Деятельность волонтеров на сегодняшний день актуальна потому, что они могут уделять внимание пожилым одиноким людям, помогать им, заботится о младших школьниках и дошкольниках, проводить акции, направленные на сохранение чистоты родного города и села. Участие в волонтерском движении дает возможность саморазвития и самосовершенствования, где каждый может развить свои интересы и творческие возможности, удовлетворить свои потребности к самостоятельной деятельности.
Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того на сколько они будут готовы к новому типу социальных отношений зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим, важную социально – значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности, социальной компетентности.
План работы по организации волонтерского отряда предполагает включение детей в социально – значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции ,развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт, осознанно выстраивая отношения с окружающими людьми.
Цель и задачи
Цель:
Привлечение подростков к социально – значимой деятельности через активное участие в волонтерском движении и развитие в них необходимых для этого качеств.
Задачи:
Образовательные
обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
знакомство с технологией проведения социальной акции и социальных дел;
обучение основам работы с различными видами информации
формирование умений и навыков социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения)
расширение знаний и представлений человека о себе, восприятие себя как социального субъекта
формирование знаний общечеловеческих норм и ценностей (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов) в различных сферах и областях социальной жизни – национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.
Развивающие
формирование первичных организаторских умений и навыков;
развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
развитие уверенности в себе
Воспитательные
воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья
воспитание навыков ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус.
Основная форма организации образовательного процесса – комбинированное, теоритическое и практическое занятие. Наряду с этим – занятие – игра, выставки , конкурсы, турниры, викторины, чаепитие, экскурсии.
Формы организации детей на занятии:
Коллективная работа. Более сложная работа выполняется небольшим коллективом по желанию.
Групповая работа – для взаимоконтроля и оказания помощи друг другу по одной и той же теме.
Индивидуальная работа – для развития возможностей, способностей и самостоятельности каждого подростка
Предполагаемый результат
К концу года обучения воспитанники должны знать :
общечеловеческие нормы и ценности (привычки, обычаи, традиции) в различных сферах и областях социальной жизни .
историю развития волонтерского движения;
основные добровольческие организации России;
понятие, виды ,алгоритм проведения социальной акции;
правила составления информационного буклета;
методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;
возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста;
правила выхода из конфликтной ситуации;
влияние психоактивных веществ на организм человека
способы отказа от употребления психоактивных веществ.
расширение знаний и представлений человека о себе, восприятие себя как социального субъекта.
Воспитанники должны уметь:
владеть навыками социального взаимодействия (средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения);
организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
уметь разрабатывать игровые программы на различные темы;
устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
владеть навыками поведения в конфликтной ситуации;
организовывать тематические мероприятия, направленные на профилактику конфликтов.
по окончанию курса ожидается
улучшение психического, физического и нравственного здоровья волонтеров;
укрепление неформальных, дружественных связей между детьми, расширение социального опыта;
обретение детьми привычек и навыков ведения здорового образа жизни;
повышение уровня общей физической активности и энергетического потенциала детей;
формирование традиций волонтерского движения в ЦДОД «Логос» , желание к продолжению обучения;
сплочение детского коллектива;
социальная адаптация и интеграция детей в среде сверстников и взрослых людей;
определение с выбором учебы или профессии;
владение агитационными навыками.
Реализация программы обеспечивает следующий воспитательный эффект:
Формирование желания продолжить обучение, принятие правил и норм работы учебной группы;
Ощущение себя индивидуальностью и в то же время частью коллектива;
Положительные изменения в манере общения, речи ,поведения, внешнем виде;
Способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способностью понимать чувства и потребности других людей.
Методы проверки знаний и умений:
Анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы с детьми.
Открытые занятия.
Отзывы учителей ,детей, родителей;
Выставки, фестивали (городского и краевого уровня).
Формы контроля за результатами обучения;
Устный опрос;
Анкетирование волонтеров и родителей;
Самостоятельные и контрольные упражнения;
Работа на открытом занятии.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение :
Помещение класса коворкинга,мебель, оборудование и инструменты , мультемедийный комплекс. Спортивный инвентарь, настольные игры, концелярские товары.
Дидактическое и методическое обеспечение:
Методическая литера, план – конспект занятий, сценарии досуговых мероприятий.
Наличие папки методической поддержки волонтеров – фонд педагога.
План работы педагога организатора по организации волонтерского движения в МБОУ СОШ № 3 с. Александров – Гай на 2019-2020 учебный год.
Наименование мероприятий
участники
сроки
ответственные
1
Организация набора в отряд волонтеров
Обучающиеся 5-11 класс
октябрь
педагог-организатор
2
Знакомство членов волонтерского отряда. Знакомство основами добровольческой деятельности в современной России. Выбора актива волонтерского движения.
члены волонтерского отряда
октябрь
педагог-организатор
3
Психологическая подготовка волонтеров
члены волонтерского отряда
октябрь- ноябрь (на каникулах)
педагог – организатор с привлечением школьного психолога
4
Создание базы людей,нуждающихся в волонтерской помощи, проживающих в микрорайоне школы и ветеранов педагогического труда МБОУ СОШ №3 с. Александров-гай. Формирование отряда добровольцев – помощников отряда волонтеров (по классам)
Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3.
Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел.Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/Д.,2007
Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма. – М.,2004
Литература для учащихся
Алещенок С.В. Социальное добровольчество в России: состояние и перспективы развития/ С.В.Алещенок. – М.,1994. – 219 с.
Козак О.Н., Летние игры для больших и маленьких. Союз Санкт – Петербург,1997
Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко – алкогольной зависимости/ Т.Г. Кобякова, О.А. Смердов. – Кемерово,1997, -287с.