Педагогический проект «Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения»
Педагогический проект «Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения»
С ранних лет жизни, ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий мир, формировать определенное мнение и отношение к нему. Именно в детском возрасте, формируются экологические позиции, которые помогают ребенку в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая, как губка, школьник получает знания от родителей, педагогов, близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя. Экологическое воспитание школьников - важная составляющая процесса гармоничного развития ребенка. Самое главное, для чего нужно экологическое воспитание – это формирование положительного личного мнения и любви к окружающей его живой природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.2. Экологическое воспитание в дополнительном образовании……………........
9
Глава 2. Формирование экологической культуры обучающихся в МУДО ДЭБЦ г.Черемхово……………………………………………………………………...................
12
2.1. Формирование экологической культуры обучающихся через реализацию проекта «Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения»……………………………………………………………………………………
С ранних лет жизни, ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий мир, формировать определенное мнение и отношение к нему. Именно в детском возрасте, формируются экологические позиции, которые помогают ребенку в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая, как губка, школьник получает знания от родителей, педагогов, близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя. Экологическое воспитание школьников - важная составляющая процесса гармоничного развития ребенка. Самое главное, для чего нужно экологическое воспитание – это формирование положительного личного мнения и любви к окружающей его живой природе. Именно экологическое воспитание школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в детском эколого-биологическом центре г.Черемхово. Объединение «Азбука туриста» формирует экологическую культуру обучающихся через различные формы работы. В данной работе я представляю проект «Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения» - как одну из форм работы над экологической культурой обучающихся. Актуальность выбранной темы: сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является обычной игрушкой. Я пришла к выводу, что необходимо изменить отношение детей и их родителей к этой проблеме по средствам данного проекта.
Объект данного проекта – экологическое воспитание школьников;
Предмет - деятельность по реализации проекта «Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения» установка причинно-следственных связей такой экологической проблемы как лесные пожары.
Цель данной работы - развитие экологической культуры обучающихся, в условиях дополнительного образования.
Задачи проектной деятельности:
Рассмотреть особенности экологического образования школьников.
Разработать педагогический проект «Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения»
Внедрение проекта в объединение «Азбука туриста» МУДО ДЭБЦ г.Черемхово.
Анализ результатов внедрения проекта.
Гипотеза: реализация проекта способствует воспитанию экологически грамотных молодых людей, позволит создать базу для формирования активной жизненной позиции детей и подростков, вовлечь учащихся в деятельность по сохранению национальных природных богатств.
Глава 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Сущность экологического воспитания
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Экология как наука давно переросла рамки сугубо естественной науки, дочери биологии. Сейчас экология динамично развивается: оказывает влияние на многие науки, проникает в сферу искусства, меняет мировоззрение людей…
И конечно, она немыслима без экологического воспитания. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.
Несомненно, экологическое воспитание очень тесно связано с социальным воспитанием, а оно, в свою очередь с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на маленького человечка в процессе формирования личности влияют:
- природа и родной язык;
- общение в семье, в школе, окружающая среда;
- его деятельность;
- средства массовой информации, искусство и литература;
- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой.
Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято.
Итак, экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности. Можно сказать, что «экологическая культура» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности являются:
- знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;
- интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;
- чувства нравственные и эстетические;
- позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;
- мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.)
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать последствия человеческой деятельности.
Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., должно быть оправданным и целесообразным, включать:
соблюдение параметров более высокого порядка – эмоциональность, рациональность в отношении к природе;
обобщение или избирательность;
сознательное или несознательное отношение к явлениям в природе.
Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования является то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации».
Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.
Я считаю, чтобы эти аспекты превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.
Отношение ребенка к окружающей среде определяют три фактора:
1. непосредственное познание природы;
2. школьное экологическое воспитание;
3. средства массовой информации.
Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний, где важное место имеет начальная школа, являющаяся начальной ступенью в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.
На такую дисциплину как «экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Экологическая ответственность за окружающий нас мир напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с гуманным отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.
«В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РФ от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ была утверждена национальная программа экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики, выработанные ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ. Под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Главная цель экологического воспитания школьников – формирование экологической культуры, мировоззрения и сознания на основе принципов:
1.гуманизации - развитие у детей оправданных нравственно - экологических норм поведения, воспитания доброты, сочувствия, справедливости, отзывчивости, сострадания, гражданской ответственности через активные природоохранные действия, самостоятельную исследовательскую работу;
2. заинтересованности детей - предполагает разработку содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, стимулирующего возникновение мотивации к познанию и самооценке в процессе деятельности;
3. комплексности - предполагает использование всего арсенала педагогических методов и приемов, позволяющих полностью раскрыть содержание предмета;
4. непрерывности и преемственности исходят из необходимости постепенного наращивания экологических знаний и передачи информации от старших к младшим;
5. наглядности - наиболее ярко реализуется на экологической тропе, так как природные объекты и комплексы дают возможность познакомить детей с важнейшими природными процессами, экологическими связями, взаимодействием человека и природы.
6. региональности - исходит из целесообразности экологического воспитания и образования на примере места проживания учащихся. Способствует изучению истории и культуры родного края, в наибольшей степени воздействует на эмоциональное восприятие материала, способствует развитию внутреннего чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Многообразие экологического воспитания.
В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача современной школы.
Определяя сущность экологического воспитания, необходимо выделить особенности этого процесса, таких как:
1) ступенчатый характер;
2) формирование экологических представлений;
3) развитие экологического сознания и чувств;
4) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
5) выработка навыков и привычек поведения в природе;
6) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих способностей.
Так, она оказывается:
- объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее;
-объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома;
-реальным пространством, где протекает деятельность;
-окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях;
-объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее в образе в самодеятельном искусстве.
Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы. Работая с детьми, я каждый раз убеждаюсь, что на формирование сознания учащихся в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего - это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение, целенаправленные действия педагога.
Как можно показать красоту и величие того края, где мы живем, тех земель, которые обрабатываем, те места, которые любим?... Конечно, на собственном примере и примере своих предков.
Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде следует назвать:
свойства и явления естественной среды;
отношение общества к природе, влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно – эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться об ее сбережении;
Отношения школьников к природе – это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно-ценными отношениями и действиями. Формирование у детей положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом.
Экологическое воспитание в дополнительном образовании
Важнейшая цель, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, – научить жить в ситуации растущей взаимозависимости, необходимости осуществления совместной общечеловеческой деятельности в условиях возрастающей диктатуры ресурсов планеты, ее живого вещества – биосферы, воздуха, воды, жизненного пространства и всего, что лимитирует сегодня дальнейший ход человеческого благополучия. Особая роль в формировании единого образовательного пространства принадлежит экологическому воспитанию в дополнительном образовании.
В отличие от школьного (базового) система дополнительного образования обладает целым рядом преимуществ: меньшая формализованность учреждений, строгое следование интересам воспитанников, представление им современной информации, доверительность в отношениях детей и взрослых, широкий спектр профильных учреждений. Это дома детского творчества, Дом Природы, Центр туризма, спортивные секции, детские оздоровительные лагеря. Эти и некоторые другие достоинства подчеркивают богатый потенциал системы дополнительного образования. Постановка развития экологической культуры в этих условиях такова, что значительно расширяет знания, развивает направленность экологической деятельности, является созидательной и социально-значимой.
Одним из принципов экологического образования и воспитания является непрерывность. Этот принцип предусматривает необходимость поэтапного экологического образования человека на протяжении всей его жизни. Его практическая реализация связана как с дальнейшим совершенствованием отдельных учебных заведений, так и с созданием целостной системы непрерывного экологического образования на основе преобразований и интеграции уже существующих видов базового и дополнительного образования, всемерного развития экологического образования на всех его уровнях. Все уровни системы непрерывного образования должны уделять внимание экологическому образованию, однако каждый уровень имеет свои функции и особенности.
В реализации экологического воспитания важнейшее место принадлежит соответствующим учреждениям дополнительного образования, так как именно они обладают гибкой системой, быстро реагирующей на изменения индивидуальных и образовательных потребностей детей. Участие дополнительного образования осуществляется в непрерывном экологическом образовании через: реализацию образовательных программ экологической и природоохранной направленности; исследовательскую деятельность обучающихся; практикумы на пришкольных участках, работу школьных лесничеств; организацию практической природоохранной деятельности, пропаганду экологических знаний. Здесь удается создать условия для проявления и развития индивидуальных способностей учащихся, когда знания, полученные в школе, становятся личностно-значимыми: оказать помощь в социальном самоопределении, в практической подготовке школьников к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
Каждому школьнику предоставляется возможность "погружения" в мир живой природы, возможность быть личностью. Он вправе выбирать вид деятельности, занятия в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями, темой. Индивидуальный подход и общение с педагогом в режиме диалога, позволяют продуктивно работать над своим проектом или исследовательской работой, что способствует воспитанию ассоциативного и вариативного мышления, развитию поисковой активности и творческих способностей у учащихся.
Учреждения эколого-биологического профиля выполняют привлекательную для детей роль, давая им возможность общения в непривычной для обыденной жизни среде – вне школьного коллектива, вне дома, за городом, на природе. Дополнительное образование эколого-биологического профиля направлено на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, экологии. Экологическое воспитание в дополнительном образовании фактически связано с подготовкой будущих экологов.
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУДО ДЭБЦ г.ЧЕРЕМХОВО
2.1 Формирование экологической культуры обучающихся через реализацию проекта «Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения»
Идея проекта "Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения" включает в себя мероприятия по организации деятельности детского объединения МУДО ДЭБЦ «Азбука туриста». Проект является долгосрочным. В нем принимают участие учащиеся 5-7х классов.
В работе над проектом были применены следующие методы:
1. Работа с научной литературой.
2. Анкетирование учащихся и населения.
3. Агитационная работа (распространение листовок).
4. Акции по уборке леса от мусора.
5. Просветительская работа.
6. Заключительное занятие.
Для реализации этих методов мы отправляемся в «противопожарную экспедицию» «Возродим наш лес», проводя различные противопожарные мероприятия с детьми. План проведения экспедиции «Возродим наш лес» (Приложение 1).
2.2 Описание практической реализации проекта "Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения"
Станция «Информационная»
Из всей совокупности природных ресурсов нельзя недооценивать значение лесов для сохранения мирового экологического баланса. Леса играют важнейшую роль в формировании состава атмосферы, ассимилируют вредные выбросы, участвуют в формировании климата планеты, оказывают значительное влияние на водообмен, помогают сохранить плодородность почв и ландшафты. Кроме этого, леса - место обитания огромного количества различных видов животных. Пылающий лес - это страшнейшее природное бедствие, последствия которого влияют на экологический баланс окружающей среды не один десяток лет. Борьба с лесными пожарами - сложнейшее и опасное мероприятие, которое требует немалых затрат и человеческих ресурсов. Кроме того, пожар в лесу очень опасен для мирных жителей.
Обзор информации средств массовой печати из интернет ресурсов.
В пожарной обстановке апреля - начала мая (2014) играла погода. Местные власти слишком поздно отреагировали на рекомендации Рослесхоза по введению режима чрезвычайной ситуации. В частности, Иркутской области чиновники рекомендовали ввести режим ЧС еще 19 апреля 2014г., однако это было сделано лишь через месяц — 18 мая. За это время, как рассказал изданию представитель Рослесхоза, в регионе разгорелось 958 лесных пожаров общей площадью 84 тыс. гектаров. По словам временно исполняющего обязанности заместителя начальника Главного управления МЧС по Иркутской области Валентина Николаевича Нелюбова, 12 мая 2014 года Приангарье вышло на первое место по числу пожаров в Сибирском федеральном округе. Особо напряженная обстановка складывается в Ангарском, Братском (по 15 пожаров) и Иркутском районах (13 очагов). В начале мая пик составил 57 лесных пожаров в сутки, - сообщил начальник Управления государственного пожарного надзора Иркутской области Владимир Дубровин.
Около 30% возгораний не ликвидируются на начальной стадии только из-за того, что лесничества и местные власти не информируют о них МЧС. Например, в Качугском районе о большом лесном пожаре сообщили жители окрестных поселков, ни лесхоз, ни лесничество почему-то информацией не владели. В результате позднего реагирования площадь возгорания вырастает в разы. В Боханском районе участок одного из пожаров всего за два дня увеличился с 15 до 100 (!) га. А площадь другого, уже в Осинском районе, за то же время увеличилась в 70 раз!
Этому следует, что эффективней заниматься предотвращением возможных проблем леса, а не их решениеми устранением последствий.
Станция «Социологический опрос учащихся объединении МУДО ДЭБЦ»
Социологический опрос — это метод получения информации, при котором происходит непосредственная или опосредованная связь между исследователем и респондентом с целью получения от респондента необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Опрос проводился среди учащихся объединений МУДО Детского эколого-биологического центра г. Черемхово и их родителей. Чтобы узнать отношение учащихся и их родителей к поднятой проблеме, была составлена анкета (Приложение 2). Анализируя полученные данные, дети опираясь на личностный пример своих родителей, получают немалый вклад в свое экологическое воспитание, узнают экологическую позицию своих родителей и их отношение к такой проблеме как пожары в лесах.
Станция создание и распространение листовок.
Следующая станция включает в себя создание и распространение учащимися объединения «Азбука туриста» листовок. Педагог совместно с детьми создает листовки и в ходе фенологической экскурсии проводит акцию по их распространению среди населения г.Черемхово.
Цели занятия: Учить детей правильному поведению на природе;Формирование основ пожарной безопасности в лесной зоне;
Задачи:
Обучающая: Знакомство с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения. Знакомство с правилами пожарной безопасности.
Развивающая: Развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение. Развитие речи, мышления, памяти.
Воспитательная: Воспитание осторожного обращения с огнём. Воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности, мужества, находчивость. Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Ход занятия.
Лес - наиболее привлекательное место для отдыха. Современный транспорт позволяет туристам, рыбакам и охотникам приникать туда, где раньше человека почти не было. Лес болезненно реагирует на вторжение человека, особенно если он глух к его заботам и тревогам. Самым опасным врагом леса считается огонь, в 95 % случаев лес горит по вине человека. Редкий поход обходится без костра. На нём готовят пищу, сушат вещи, сигнализируют им о своём местонахождении. Но не всегда огонь бывает ласковым, домашним. При большом лесном пожаре огонь грозная стихия, безжалостно уничтожающая всё живое на своём пути. После пожара на десятки лет остаётся мёртвая зона: голые, почерневшие стволы, чёрная земля. Не остаётся ни птиц, ни зверей, нет даже муравьёв. Часто в возникновении пожаров бывают виноваты и туристы. Не потушенные вовремя костры или спички порой становятся причиной лесного пожара. Костры причиняют вред стволам стоящих рядом деревьев, даже если они расположены в 3-5 м от огня. Тепло, распространяясь от костра, сильно нагревает кору и лежащие под ней живые ткани ствола, что приводит к гибели дерева. Костёр приносит вред и лесной почве. От сильного огня она спекается и на месте кострища в течение многих лет не появляется растительность.
Вот почему разводить костёр в лесу следует только в крайней необходимости и только в строго определённых местах. На месте предполагаемого костра или место отдыха необходимо снять дёрн, отгрести сухие листья, ветви, хвою и усохшую траву от кострища на расстояние 2-3 м. Нельзя разводить костёр ближе, чем 4-6 м от деревьев, возле пней или корней. Над костром не должны нависать ветви деревьев. Не располагайте стоянку в хвойных молодняках, на участках с сухим камышом, мхом, травой и на старых вырубках. Ни в коем случае нельзя устраивать костра на торфяниках. Помните, что тлеющий торф очень трудно затушить, даже заливая водой. Незамеченное тление может легко превратиться в губительный почвенный пожар. Торф может медленно, но устойчиво тлеть не только на поверхности, но и в глубине, поэтому пожар может возникнуть даже через 3-4 дня после ухода группы. Не делайте стоянки на каменных россыпях. Огонь костра может зажечь лесной опад и перегной, лежащий между камнями, и распространиться по глубоким и извилистым ходам между камнями. Костёр «до небес» искрит и стреляет, варить на нём крайне неудобно, сушить одежду опасно. Сноп искр при ветерке достигает стоящих рядом деревьев, костёр стреляет головешками на большое расстояние, большое пламя может легко выйти из-под контроля. Рекомендуется окапывать место костра канавкой или обкладывать камнями, чтобы огонь не «побежал» по лесной подстилке. Не оставляйте костёр без присмотра. При уходе рекомендуется место костра после заливания водой забросать влажным грунтом и притоптать. Даже если вы утром костёр не разводили, с вечера могли остаться слабо тлеющие угли, и достаточно ветра, чтобы снова появились опасные язычки пламени. Случайно разбитую стеклянную посуду, банки из-под консервов следует закапывать в специально вырытую яму. После ухода место, где размещалась стоянка, должно быть чистым. Грамотные путешественники, как санитары леса, используют на топливо хворост (сухие мелкие сучья), валежник (деревья, лежащие на земле), тонкоствольный сухостой.
Если всё же случилась беда и начался лесной пожар то необходимо немедленно приступить к его тушению всеми доступными средствами. Это может быть заливание водой из близлежащего водоёма, захлёстывание кромки пожара пучком сырых ветвей, забрасывание огня рыхлым грунтом. Захлёстывание огня по кромке возникшего пожара является наиболее распространённым видом работ при тушении лесных низовых пожаров. При захлёстывании огня удары ветвями по огню следует делать сбоку, наклонно по направлению к пламени и с небольшим нажимом, отметая горящие части покрова в сторону выгоревшей площади. Потушенную кромку пожара надо тщательно окарауливать до прибытия работников лесной охраны. В случае возобновления горения быстро его ликвидировать. Одновременно, независимо от размера пожара, необходимо сообщить о пожаре в ближайший лесхоз или лесничество. При большом, опасном для жизни пожаре следует избегать попасть в огненное кольцо. Нельзя находиться на склоне, если вверх по нему распространяется огонь.
На основе полученных знаний ребята создают красочные листовки (Приложение 4) и памятки по соблюдению мер пожарной безопасности в лесу, для раздачи жителям г.Черемхово (Приложение 3)
Разъяснительная работа в ходе акции
1. Не бросайте в лесу горящие спички и окурки.
2. Не используйте огонь на вырубках.
3. Не разводите костры на торфянистых местах по берегам рек и озёр.
4. Не разводите костры среди сухой травы и камышей.
5. Не разводите костры в лесу на каменистых россыпях.
6. Не разводите большой костёр.
7. Не разводите костры при сильном ветре.
8. Не оставляйте костёр без присмотра.
9. Перед уходом место костра тщательно залейте водой и забросайте влажным грунтом.
10. Заметив загорание в лесу, немедленно принимайте меры к его ликвидации.
Станция уборки лесных территорий от мусора
Следующая станция включает в себя уборку лесных территорий от мусора. Педагог совместно с учащимися объединения «Азбука туриста» убирают территорию близлежащего леса. (Приложении 5) Данное занятие побуждает в детях ответственность за свое поведение в лесу, трудолюбие и бережное отношение к природе.
Большая часть пожаров происходит по вине людей, уже покинувших территорию леса. Брошенный на лесной опушке стеклянный или жестяной мусор может послужить своеобразной увеличительной лупой, концентрирующей на себе солнечные лучи. Происходит нагрев предмета или сухой лесной подстилки под ним, вызывающий очаговое возгорание лесов. В засушливое время года такие очаги возникают одновременно сразу в нескольких местах, перерастая в масштабные лесные пожары.
К концу занятия, дети имеют четкое представление о том что мусор в лесу – источник пожара!
Конкурс рисунков «Запомнить нужно твёрдо нам – пожар не возникает сам!»
Конкурс проводится среди учащихся объединения «Азбука туриста» 5-7 класс. Задачей конкурса является создание рисунка отражающего причины возникновения пожара. Итоги конкурса подводит педагог объединения, победителей конкурса награждают дипломами.
Лекторий для учащихся «Сохраним лес от пожара!»
Мы бы не стали утверждать, что человек – самый сильный. Существуют куда более сильные и более страшные вещи на Земле: стихия, например. Лесные пожары – одна из таких стихий. Лесные пожары оказывают большое отрицательное влияние на многие процессы жизни леса. При лесных пожарах повреждается или полностью уничтожается растущий лес вместе с подлеском, подростом и травяным покровом. В связи с этим утрачивается источник получения древесины, и резко снижаются водоохранно-защитные и санитарно-гигиенические свойства леса. Пожары уничтожают гнезда птиц и местообитания зверей, способствуют размножению вредных насекомых. Одной из причин увеличения лесных пожаров является резкое увеличение числа людей, выезжающих в лес для отдыха. Случаи возгораний в лесу являются следствием неосторожного и неумелого обращения с огнем. Также пожары иногда могут возникнуть от молний. Мировая статистика показывает, что около 97% всех лесных пожаров возникает по вине людей. Борьба с лесными пожарами остается одной из важнейших государственных задач. Характер распространения лесного пожара зависит от состояния лесных горючих материалов, их структуры, количества и размещения. К горючим материалам в лесу относятся мхи, лишайники, лесная подстилка и торф, травы и кустарники, подрост и подлесок, пни, валежник, порубочные остатки, хвоя. Зная характеристику лесных горючих материалов, можно судить о степени пожарной опасности в лесах. Различают разные пожары:
низовой (наземный),
верховой (повальный),
подземный, или торфяной.
Низовые пожары бывают чаще других. При них горение происходит на почве. Низовые пожары бывают беглые и устойчивые. При беглых сгорают трава, лесная подстилка, всходы, подрост, подлесок, обгорают нижние части стволов, гибнет ель (у нее тонкая кора), а на старых соснах огонь оставляет ожоги – подгары. При низовом устойчивом пожаре огонь уничтожает живой напочвенный покров, ягодники, лекарственные и другие травы, лесную подстилку, прожигает почву; повреждаются на значительную высоту деревья, рост их ослабляется, на них нападают грибные болезни и вредные насекомые, и они нередко погибают. Еще не успеет растаять снег, а на солнцепеке и на сухих кочках уже высыхают прошлогодняя трава, листья, мхи и мелкий древесный опад. Все это очень легко воспламеняется. Засушливым летом количество пожаров резко возрастает. То тут, то там возникают самые страшные – верховые пожары, гибельные по своим последствиям. Эти пожары опасны в хвойных лесах, особенно в молодняках, где хвоя, кора и древесина содержат смолистые легко воспламеняющиеся вещества. Такие пожары чаще бывают в ветреную и сухую погоду. Огонь перебрасывается на кроны деревьев. Горящие головни и искры переносятся ураганным ветром на несколько километров, создавая впереди фронт пожара. Скорость движения огня доходит до 25-30 и даже 50 километров в час. Иногда над горящим лесом под влиянием ветра образуется огненный смерч. Температура достигает 900 градусов. С шумом движется верховой пожар, со стоном падают деревья. Верховые пожары редко бывают в лиственных насаждениях. В пламени разыгравшегося пожара погибают зайцы, лисицы, белки, медведи, лоси и даже птицы, потерявшие в дыму ориентировку. На гарях находили обгорелые трупы оленей, лосей и даже «хозяина» и «знатока» леса – медведя. Гари бедны животными и долгие годы представляют собой пустыню. К наиболее пожароопасным относятся сосновые, кедровые и лиственничные леса, особенно сухие боры с покровом из лишайников. Этому способствует сухая неразложившаяся подстилка, сухость напочвенного покрова, быстрота его высыхания после дождя, разреженность древостоя. В лесах этого типа преобладают низовые беглые пожары. В перестойных древостоях возможны низовые устойчивые пожары. Повторные пожары в этом случае являются причиной гибели насаждений Опасность пожаров в таких лесах возникает весной, вскоре после таяния снега, и сохраняется до выпадения устойчивого снегового покрова. В еловых лесах пожарная опасность возникает реже, но если возникнет, то приносит больше вреда, так как подрост и низко опущенные ветви способствуют переходу низового пожара в верховой. Лес гибнет. Ель из хвойных пород наиболее чувствительна к повреждениям огнем.
Вмешательство человека в жизнь леса нельзя остановить. Оно неизбежно будет продолжаться и дальше. Но всем надо стремиться к тому, чтобы причинять лесу наименьший вред, чтобы лес как можно меньше страдал от нашего вмешательства в его жизнь. Как же этого достичь? Что для этого нужно?
Пожар в лесу чаще всего возникает по вине человека – это и неосторожное обращение с огнем, и непогашенный костер, и брошенная спичка или сигарета, и детская шалость. Иногда причиной возникновения пожара может служить молния, но такие случаи довольно редки. Что же необходимо знать, если вам все же придется столкнуться в лесу с огненной стихией? Как не допустить лесного пожара? Что делать, если все-таки пожар уже возник?
Как постараться не допустить пожара в лесу Первое – это подготовка к выходу на отдых или в поход. МЧС рекомендует брать с собой ведро, топор и лопату. Это, конечно, хорошо, если вы собрались идти группой пять и более человек. А если поход одиночный? Турист-одиночка не будет себя перегружать ведрами и топорами. Тогда уж лучше сразу отправляться в лес на пожарной машине и в дождливую погоду. Для одиночного похода (не только из-за вероятности пожара) я рекомендую приобрести складную саперную лопату с чехлом и заточить ее края. Таким образом, она послужит вам и лопатой, и топором. Второе. При разведении костра в лесу необходимо очень строго соблюдать все меры предосторожности. Подготовка места для будущего костра. Хитрого и сложного в этой процедуре ничего нет. Необходимо выбрать место на некотором удалении от деревьев. Площадку под кострище расчистить от травы, лопатой выкопать небольшое углубление для укладки топлива. Вокруг кострища оборвать траву в радиусе полуметра-метра. Углубление можно сделать и снятием дерна, при этом вы не повредите верхний, плодородный слой земли. Снимаясь со стоянки и затушив костер, этими же кусками дерна нужно прикрыть место бывшего костра.
Во время стоянки. Золотое правило номер один: никогда нельзя оставлять костер без присмотра!
Что предпринять при встрече с пожаром в лесу?
Постарайтесь правильно оценить сложившуюся ситуацию. Исходя из конкретных условий, решите, будете ли вы самостоятельно тушить пожар или вам потребуется помощь. Не переоценивайте свои силы. Оптимальным будет изыскать возможность скорейшего уведомления специальных служб. Таковыми могут быть службы МЧС (телефон «01»), егеря, лесничие. При групповом походе нужно забрать тяжелое снаряжение у одного из членов группы и отправить его в качестве посыльного в ближайший населенный пункт или к автомобильной трассе за помощью. Остальным членам группы лучше сойти с маршрута и покинуть место пожара. При одиночном походе миссия посыльного целиком возлагается на вас.
Если очаг возгорания маленький.
В случае если вы вовремя заметили зарождающийся пожар и очаг возгорания имеет незначительную площадь, вы можете принять решение самостоятельно его локализовать и потушить. При наличии поблизости водоема заливайте огонь водой, можно сбивать пламя мокрой материей. Горящую траву можно потушить, используя «веник» из сломанных веток. При этом нужно наносить удары скользящими движениями, как бы подметая, в сторону основного огня. «Веник» необходимо после каждых нескольких ударов проворачивать в руках, чтобы он сам не загорелся, а его нагревшаяся сторона успевала немного остыть.
Осторожно, горит торфяник! Явление очень опасное. Едкий дым врезается в глаза, очень трудно дышать. Уходить из зоны бедствия нужно по направлению ветра, чтобы дым и огонь оставались позади вас. Горячая земля под ногами означает только одно: вы в большой опасности. Во время горения торфа огонь часто уходит под землю, где выжигает целые участки, образуя пустоты. Провалиться в такое пекло проще простого, последствия обычно плачевные. Двигаясь в таких условиях, прощупывайте перед собой дорогу длинным шестом. Это будет выглядеть почти так же, как при перемещении по болоту.
Выйдя из зоны пожара.
Выйдя из зоны пожара, необходимо в максимально короткие сроки сообщить о бедствии. Во время передачи тревожного сообщения расскажите об известных координатах пожара, времени, когда вы его заметили, и предполагаемой причине возникновения (даже если этой причиной были вы сами).
“Сказка об огне.”
Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:
- Слушай, человек, давай померимся силой.
Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:
- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.
Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица “Дерево с огнем не дружит”. И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда!
- А какая может прийти беда?
- Пожар.
- А что мы называем пожаром?
(Объяснение учащихся).
Учитель:
-Все пожары в лесу начинаются по какой-то причине. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – ЛЕС горит по вине человека. Давайте попробуем назвать причины из-за которых возникают лесные пожары. (Причины лесных пожаров называют дети, учитель дополняет ответы детей.)
- брошенная горящая спичка, окурок;
- непогашенный костер;
- тлеющие охотничьи пыжи из пакли или бумаги;
- люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;
- осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;
- хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил ТБ. (Корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог).
- при сжигании на лесосеках порубочных остатков нерадивыми лесозаготовителями;
- выжигание сухой прошлогодней травы.
Учитель:
-Мы назвали самые основные причины, по которым возникают лесные пожары. И кто же виноват, бывает чаще всего?
Дети:
-Человек.
Учитель:
-Мы с вами говорили о разных науках - психология, зоология, биология, а еще существует наука изучающая лесные пожары и называется она ПИРОЛОГИЯ.
Учитель:
- Когда начинается сезон лесных пожаров?
(Ответы детей.)
Учитель:
-Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.
В 1990 году первый пожар был обнаружен в январе на юге страны, а последний удалось потушить в конце ноября в Новосибирской области. Всего за этот год произошло около 32 тысяч лесных пожаров.
Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются – Зоной бедствия.
- Почему?
(Объяснения детей).
Учитель:
-По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.
(Учитель рассказывает, а дети читают на “Раздаточных листах”).
Что делать, если вы попали в зону пожара?
а) учащиеся знакомятся с памяткой;
б) учитель объясняет по схеме, как правильно выйти из опасной зоны. (Приложение 6)
Как спасать лес от пожара?
В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01 (номер называют дети), сообщить точно адрес пожара и свою фамилию.
Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.
Охрана лесов от пожаров проводится как на земле, так и с воздуха, а еще для определения точного места и границ пожара используют космические спутники. Хотя Россия занимает первое место в мире по количеству лесов, необходимо ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану для этого надо прикладывать, большие усилия и нужна помощь всего населения.
Закрепление и проверка полученных знаний.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Давайте проверим, как мы все это запомнили.
Тест.
1. Как называется наука о лесных пожарах
а) экология;
б) прирология;
в) геология.
2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты
а) при низовом;
б) при верховом;
в) при торфяном.
3. При каком пожаре горят кроны деревьев
а) при низовом;
б) при верховом;
в) при подземном.
4. Как тушат только что начавшийся пожар
а) сбивая пламя веником из зеленых веток;
б) накрывая пламя собственной одеждой;
в) задувая пламя.
(Проверка по окончанию выполнения теста).
Пожаром – называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека.
Пирология - наука о лесных пожарах. (Записать в тетрадь).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы, стоит отметить, что гипотеза подтвердилась, реализация проекта действительно способствует воспитанию экологически грамотных молодых людей, с активной жизненной позиции, так как дети с интересом посещали занятия и активно принимали участие во всех видах деятельности, предложенных проектом.
Обсудив проделанную работу, мы пришли к выводу, что поставленные на начальном этапе работы над проектом цели и задачи выполнены. Затронутая проблема оказалась актуальной не только для нас, но и для других учащихся и жителей нашего города.
В настоящее время стало очевидно, что природные богатства нашей страны – одна из главных ценностей современного гражданина России. Надеемся, что поднятая нами проблема заставит задуматься учащихся о том, что лесной пожар – это грозное явление. Если пренебрегать противопожарными правилами, если беспечно относиться к огню, то количество пожаров может возрасти. Тушить их будет сложнее и пожар из обычного явления может перерасти в стихийное бедствие. Это принесёт большой вред не только хозяйству страны, но и природной среде. Будьте осторожны с огнём в лесу!
Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности. Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со спичками не играете. И тем не менее количество пожаров растет. Каждый год в летний период возникает пожароопасная ситуация в лесных массивах. Берегите природные богатства! Берегите лес от пожара!!!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-редакция www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников
http://www.interfax-russia.ru
http://top.rbc.ru
Сластенин В.А. и др. Педагогика А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.
. -- М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 576 с.
Григорьева Г. Е. Экологическая культура, важный элемент в развитии современного общества [Текст] / Г. Е. Григорьева // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 122-124
Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М.: «Прогресс-традиция», 2008. – 415 с.
Ефимов С.В. Характерные особенности современного этапа развития экологического движения в России / С.В. Ефимов // Тезисы докладов / Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество», - СПб., 2008.
Бурко Р. А. Экологические проблемы современного общества и их пути решения [Текст] / Р. А. Бурко, Т. В. Терёшина // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 237-238.
Захарова О. А. Приоритетные направления современного образования — экологическое воспитание [Текст] / О. А. Захарова // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 384-386.
Куприянов Б.В. Теория и методика социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей: Монография.-Кострома: Ред.-изд.отд. КОИРО, 2009.-424с.
.А.С. Степановских Охрана окружающей среды – М.: Юнити, 2008.
Добро пожаловать в экологию: часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.: АРКТИ, 2004.
Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.:: АРКТИ, 2004.
Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2008.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М.: ВАКО, 2008.
Приложение 1
План проведения экспедиции «Возродим наш лес»
№ п/п
Наименование остановок
Продолжительнось остановки
Ответственные
1.
«Информационная» (Используя различные источники информации, установить значимость леса, выявить основные очаги пожаров за 2013-2014 года
Сентябрь-октябрь 2014 года
Учащиеся объединения «Азбука туриста» и п.д.о. Кузнецова И.Н.
Учащиеся объединения «Азбука туриста» и п.д.о. Кузнецова И.Н.
3.
Распространение листовок
Октябрь 2014 года
Учащиеся объединения «Азбука туриста» и п.д.о. Кузнецова И.Н.
4.
Уборка лесных территорий от мусора.
Октябрь 2014 года
Учащиеся объединения «Азбука туриста» и п.д.о. Кузнецова И.Н.
5.
Конкурс рисунков «Запомнить нужно твёрдо нам – пожар не возникает сам!»
Ноябрь 2014 года
Учащиеся объединения «Азбука туриста» и п.д.о. Кузнецова И.Н.
6.
Лекторий для учащихся «Сохраним лес от пожара!»
Январь 2015 года
Учащиеся объединения «Азбука туриста» и п.д.о. Кузнецова И.Н.
7.
Заключительное занятие «Сказка об огне»
Февраль 2015 года
Учащиеся объединения «Азбука туриста» и п.д.о. Кузнецова И.Н.
Приложение 2
Опросный лист
Проекта "Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения"
1.Считаете ли вы серьезной ситуацию по лесным пожарам во Владимирской области?(нужное подчеркнуть)да нетне знаю
2. Какие причины возникновения лесных пожаров вы знаете?
3. Какую из них считаете основной?
4.Какая, по Вашему мнению, основная причина возникновения лесного пожара по вине человека? (указать одну).
5. Какие виды природных пожаров вы знаете?
6.Знаете ли вы, сколько лет восстанавливается лес после пожара?
7. Готовы ли вы оказывать какую либо помощь в проведении противопожарных мероприятий (финансовую, личное участие, в т.ч. напоминать об угрозе возникновения пожара и т.д).?
да нет не знаю
8.Что может дать наилучший результат в противопожарной работе?
а) улучшить экопросвещение учащихся и взрослого населения.
б) все зависит, в основном, от погодных условий. Ничего сильно не изменишь.
в) изменить отношение государственной политики к этому вопросу (в т. ч. улучшить финансирование противопожарных служб).
г) другое __________________________________________________________________
Возраст:
Пол
(мужской / женский)
Приложение 3
Памятка по соблюдению мер пожарной безопасности в лесу.
Основные причины возникновения лесных пожаров: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, удары молний, а также самовозгорание торфа и сухой растительности.
Как показывает статистика, из десяти лесных пожаров в восьми случаях виноват человек. Поэтому, отправляясь отдыхать на дачу, в лес соблюдайте предельно простые как для понимания, так и для выполнения требования:
• не поджигайте сухую траву на полянах в лесу;
• не разводите костер в сухом лесу и на торфянике, если есть необходимость, разожгите его на песке или глине, при этом всегда имейте под рукой емкость с водой и лопату, чтобы можно было немедленно залить водой или забросать землей вырвавшееся из-под контроля пламя;
• не уходите от залитого костра, пока от него идет дым или пар;
• не бросайте непотушенные спички и сигареты;
• не пользуйтесь пиротехнической продукцией в сухом лесу и на торфянике.
Если пожар все-таки произошел - не теряйтесь!
При угрозе вашему дому или даче, сразу же вызывайте по телефону «01» пожарные подразделения (телефоны мобильных операторов: «МТС» - 112, «Мегафон» «БайкалВестКом» и «Би Лайн» - набрать 112 далее, после соединения с оператором, набрать 1), а сами до приезда профессиональной помощи по возможности эвакуируйте всех членов семьи, которые не смогут оказать вам помощь при защите дома от пожара. При приближении огня обливайте крышу и стены дома водой. Кроме этого можно приготовить мокрые тряпки, которыми можно будет затушить небольшое пламя или угли.
Соблюдая нижеприведенное правило, вы можете уберечь ваше жилище в случае пожара. Ликвидируйте все условия для возникновения пожара, а для этого территорию, прилегающую к вашим постройкам, очистите от сухой растительности, травы, мусора. Не нарушая законов, создайте противопожарную зону на подступах к вашему участку, для этого на расстоянии 30 метров от вашего дома уберите мусор, высокие заросли сухой травы и кустарников.