kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Печворк- лоскутная мозаика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение учащихся 5-9 классов к лоскутному шитью – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России. Изучение материала рассчитано на 2 гола. Задачи обучения каждого года реализуются через систему занятий на основе принципов изучения народного искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Печворк- лоскутная мозаика»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска

Средняя общеобразовательная школа №31







Рабочая программа дополнительного образования

Объединение «Кройка и шитьё»

Для учащихся 5 – 9 классов

«Печворк» - лоскутная мозаика.













Автор: Гордеева Ольга Валерьевна

Педагог ДО МБОУ г. Иркутска СОШ № 31

структурное подразделение «Чароит»









Иркутск 2016г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основе программы курса дополнительного образования « Печворк – лоскутная мозаика» лежит учебно-методическое пособие для учителя « Художественное лоскутное шитьё». Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение учащихся 5-9 классов к лоскутному шитью – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России. Изучение материала рассчитано на 2 гола. Задачи обучения каждого года реализуются через систему занятий на основе принципов изучения народного искусства.

Цель: Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.

Задачи:

обучающие:

-научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники лоскутного шитья;

развивающие:

- развить образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, эстетический и художественный вкус,

воспитательные:

-воспитывать бережливость, экологическую сознательность;

-формировать технологическую культуру;

-формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.

Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует  формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды. Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.

Программа обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя. Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам лоскутного шитья, сколько на развитие личностных качеств и психических процессов у учащихся. Лоскутная техника для учащихся является новым и неисследованным видом рукоделия, является элементом новизны в обучении рукоделию, что соответственно повышает познавательную активность учащихся. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся. Это прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера (необходимость выполнять стежок определенной длины, вычерчивание шаблонов, раскрой деталей). У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни.

Педагогическая целесообразность: Программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

В процессе изготовления изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений. Изготовление изделий из лоскутов ткани большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.

По окончании основного курса обучения на занятиях кружка проводится работа по совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся по основным направлениям кружка, указанных выше с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся.

Формы организации педагогической деятельности:

- индивидуальная работа,

- групповая работа,

- консультативная работа,

- творческая мастерская.

Воспитательное воздействие осуществляется в форме комплексных воспитательных дел, включающих игру, элементы воспитательной (этической) беседы и индивидуальные консультации. Воспитательное воздействие усиливается эффектом «коллективного сопереживания», вызванного активным анализом результатов.

Учащиеся овладевают в системе качествами, необходимыми для жизни среди людей, учатся познавать себя, узнают о путях самосовершенствования.

На занятиях проводятся физкультминутки с целью предупреждения утомления, профилактики заболеваний органов зрения и позвоночника учащихся.

Программа кружка предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукция, изделия).

Программа обучения учитывает сложность выполнения различных видов лоскутного шитья, поэтому большое количество часов отводится тренировочным работам и проработке разных приёмов стачивания лоскутов.

При выполнении изделий используются швейная машина, иглы, булавки, ножницы, поэтому на первом же занятии руководитель сообщает учащимся необходимые правила по безопасности труда и в дальнейшем следит за их выполнением. Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие.

Форма проведения занятий:

  1. Инструктаж по технике безопасности.

  2. Вводный инструктаж к началу работы.

  3. Особенности выполнения изделия.

  4. Беседа.

  5. Подбор материала для выполнения работы.

  6. Практическое выполнение изделия. Оформление.

  7. Представление изделия.

Программа построена по принципу «спирали»: изучение новой темы начинается с повторения пройденного материала и постепенного усложнения.

Предполагаемые результаты и способы их проверки

1 год обучения

Учащиеся должны знать:

-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;

-историю лоскутного шитья;

-техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», свободную технику по спирали;

-способы выполнения аппликации, стёжки;

-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;

-материалы, применяемые в лоскутном шитье;

-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;

-требования к качеству готовых изделий.

Учащиеся должны уметь:

-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;

-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;

-составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы»,  в свободной технике по спирали;

-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;

-делать стёжку готового изделия;

-делать аппликацию;

-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.

2 год обучения

Учащиеся должны знать:

-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;

-составлять и шить узоры из треугольников и квадратов;

-техники пошива лоскутных узоров «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;

-способы выполнения стёжки;

-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;

-материалы, применяемые в лоскутном шитье;

-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;

-требования к качеству готовых изделий.

Учащиеся должны уметь:

-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;

-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;

-составлять и шить лоскутные узоры из треугольников и квадратов, «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;

-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;

-делать стёжку готового изделия;

-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

На занятиях используются разные виды контроля:

- Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

- Промежуточный – демонстрация творческих работ в школе, в округе (выставки);

- Итоговый - открытые и зачетные занятия, участие в выставках, конкурсах.

Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения образцов с учетом следующих критериев:

  • удовлетворительное качество работы и соответствие заданной схеме;

  • четкое соблюдение технологической последовательности изготовления изделия;

  • оригинальность творческих работ.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию в течение 2 лет. Постепенно, создавая работы, выполненные за короткое или длительное время, наблюдается качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:

1-й год обучения — аккуратность, четкость выполнения изделия;

2-й год обучения — аккуратность, самостоятельность выполнения, наличие творческого элемента, профессионализм.

Формами оценки качества работы могут быть творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

(первый год обучения)


Разделы и темы.

Количество учебных часов

Раздел.

Тема.

Теория.

Практика.

1

Вводное занятие. История лоскутного шитья.

2

2


2

Инструменты и материалы. Правила безопасности.

2

2


3

Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков.

8

2

6

4

Цветовые сочетания. Техника «квадрат».

2

2


5

Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат»

4


4

6

Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат»

4


4

7

Орнамент. Техника «треугольник».

2

2


8

Орнамент. Техника «треугольник».

4


4

9

Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник».

4


4

10

Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник».

4


4

11

Техника «Полоска».

2

2


12

Изготовление изделия в технике «полоска».

2


2

13

Изготовление изделия в технике «полоска».

4


4

14

Изготовление изделия в технике «полоска».

4


4

15

Изготовление традиционного узора «Колодец»

4

2

2

16

Изготовление изделия в технике «Колодец»

6


6

17

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника.

2

2


18

Изготовление изделия со спиральным узором

4


4

19

Изготовление изделия со спиральным узором

4


4

20

Изготовление изделия в технике «Уголки»

2

2


21

Изготовление изделия в технике «Уголки»

6


6

22

Техника «ромбы»

2

2


23

Изготовление изделия в технике «Ромбы»

6


6

24

Аппликация. Способы выполнения.

4

1

3

25

Выполнение аппликации.

4


4

26

Выполнение стёжки. Ручная стёжка.

4

1

3

27

Выполнение стёжки. Машинная стёжка.

4


4

28

Приёмы получения разных фактур.

4


4

29

Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов.

8


8

30

Изготовление творческого изделия. Изготовление  блоков лоскутных узоров.

8


8

31

Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров.

8


8

32

Изготовление творческого изделия. Сборка изделия.

8


8

33

Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

8


8

34

Экскурсии

4

4



Итого:

144

26

118

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

(второй год обучения)



Разделы и темы.

Количество учебных часов

Раздел

Тема.

Теория.

Практика.

1

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности.

2

2


2

Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников.

4

2

2

3

Изготовление изделия из квадратов и треугольников.

4


4

4

Изготовление изделия из квадратов и треугольников.

4


4

5

Пошив лоскутного узора из многоугольников.

4

1

3

6

Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

4


4

7

Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

4


4

8

Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

4


4

9

Лоскутная техника «Пуфики».

4

1

3

10

Изготовление изделия в технике «Пуфики».

4


4

11

Изготовление изделия в технике «Пуфики».

4


4

12

Лоскутная техника «Витражи».

4

1

3

13

Лоскутная техника «Витражи».

4

1

4

14

Изготовление изделия в технике «Витражи».

4


4

15

Изготовление изделия в технике «Витражи».

4


4

16

Изготовление изделия в технике «Витражи».

4


4

17

Лоскутная техника «Ляпачиха».

4

1

3

18

Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

4


4

19

Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

4


4

20

Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

4


4

21

Пошив лоскутного узора «русский квадрат».

4

1

3

22

Пошив лоскутного узора «русский квадрат».

4


4

23

Изготовление изделия с узором «русский квадрат».

4


4

24

Изготовление изделия с узором «русский квадрат».

4


4

25

Изготовление изделия с узором «русский квадрат».

4


4

26

Пошив лоскутного узора «След улитки».

4

1

3

27

Пошив лоскутного узора «След улитки».

4


4

28

Изготовление изделия с узором «След улитки».

4


4

29

Изготовление изделия с узором «След улитки».

4


4

30

Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. Выбор рисунка и материалов.

4


4

31

Изготовление творческого изделия. Изготовление  блоков лоскутных узоров.

4


4

32

Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров.

4


4

33

Изготовление творческого изделия. Сборка изделия.

10


10

34

Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

4


4


Итого:

144

11

129

Основное содержание программы

1 год обучения  (144 часа)

Вводное занятие. История лоскутного шитья. 2 часа

Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.

История лоскутного шитья. Пэчворк, квилт. Традиционное лоскутное шитьё в России и на Терском берегу.

Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода.

Инструменты и материалы. 2 часа.

Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.

Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.

Объекты труда: Шаблоны и трафареты.

Цвет. Цветовые сочетания. 4 часа

Цветовой круг. Основные, дополнительные.  Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.

Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов.

Шаблоны. Раскрой лоскутков. 4 часа

Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей.

Объекты труда: шаблоны, ткани.

Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат» 10 часов

Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка.

Орнамент. Виды орнаментов.  14 часов

Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции.

Объекты труда: традиционные лоскутные орнаменты.

Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник». 14 часа

Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.

Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». 12 часов

Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.



Изготовление традиционного узора «колодец». Изготовление изделия в технике «колодец». 10 часа

Раскрой полосок. Технология пошива. Выполнение узора «колодец». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором. 10 часов

Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора в свободной технике. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки.

Изготовление изделия в технике «Уголки». 8 часа

Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в зависимости от толщины ткани. Пришивание уголков. Оформление изделия.

Объекты труда: Коврик, подставка под горячее или др.

Техника «ромбы» Изготовление изделия в технике «Ромбы». 8 часа

Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «звезда», или «кубик». Влажно – тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки, панно или др.

Аппликация. Способы выполнения. Выполнение аппликации. 8 часа

Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка.

Объекты труда: панно, лоскутная картина.

Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка. 8 часа

Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка. Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий.

Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

Приёмы получения разных фактур. 4 часа

Получение фактуры при помощи стёжки, создание рельефа, использование накладных элементов.

Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

Изготовление творческого изделия. 40 часов

Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

Экскурсия в музей. 4 часа

Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством – коллекцией лоскутных изделий.

2 год обучения  (144 часа.)

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности. 2 часа.

Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.

Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. 4 часа

Законы и правила орнаментальной композиции. Составление узора из квадратов и треугольников. Изготовление шаблонов. Подбор материалов. Раскрой лоскутных деталей.  Пошив узора.

Объекты труда: Лоскутный узор.

Изготовление изделия из квадратов и треугольников. 8 часов.

Технология пошива. Выполнение узора из квадратов и треугольников. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, коврик на стул, салфетка.

Пошив лоскутного узора из многоугольников. Узор из многоугольников. Изготовление изделия. 16 часов

Изготовление шаблона. Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора из многоугольников. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: Лоскутная подушка, салфетка, подушка-игрушка «черепаха».

Лоскутная техника «Пуфики». Изготовление изделия в технике «Пуфики». 12 часов

Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление «пуфиков», их соединение. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: Объёмные одеяла, покрывала для кукол, декоративные подушки.

Лоскутная техника «Витражи». Изготовление изделия в технике «Витражи».

20 часов

Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив фрагментов лоскутного узора, соединение. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: декоративная подушка, сумка.

Лоскутная техника «Ляпачиха». Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

16 часов

Подбор, раскрой, сортировка  лоскутков. Технология пошива. Настрачивание лоскутков на основу. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: подушка, сумка, коврик.

Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Изготовление изделия с узором «русский квадрат». 20 часов

Подбор ткани, раскрой полосок. Технология пошива. Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: салфетка, коврик, панно, небольшое одеяло или др.

Пошив лоскутного узора «След улитки». Изготовление изделия с узором «След улитки». 16 часов

Зарисовка рисунка на бумаге в натуральную величину. Изготовление шаблонов.

Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «След улитки». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: салфетка, панно, прихватка.

Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. 26 часов

Выбор рисунка и материалов. Изготовление  блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Соединение с прокладкой и подкладкой. Оформление изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

Выставка готовых изделий. Отчет о проделанной работе. 4часа.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

На занятиях используются различные методы обучения (словесный, наглядный, практический) и их сочетание.

Рассказом начинается новая тема, например, об истории и характерных особенностях лоскутного шитья. Рассказом сопровождается демонстрация образцов, готовых изделий.

К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных фотографий, картинок, схем и образцов изделий из лоскутов. Кроме того, используется работа по мотивам заданного образца или выполнение различных вариантов в цвете одного и того же образца.

Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, анализа итогов практической работы. Методы обучения работе с тканью.

Для организации учебного процесса используется ряд методов обучения, которые можно классифицировать:

а) по способу подачи материала:

-словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж);

б) по характеру деятельности учащихся:

- объяснительно-иллюстративный,

- репродуктивный,

- проблемный,

- частично-поисковый,

- исследовательский.

В процессе творческо-познавательной деятельности обучающиеся изучают, систематизируют и самостоятельно используют полученные знания, разрабатывают конспекты, схемы, таблицы, творческие проекты, готовые изделия и т.д.

Самобытной делает программу такая форма обучения, как сотворчество ученика и педагога. Для этого используется индивидуально-групповая форма занятия и форма творческой мастерской. В индивидуально-групповой форме дети, прослушав беседу и получив задание, выполняют его каждый по-своему самостоятельно на занятии и дома. Как правило, упор делается на практические работы, которые строятся от простого к сложному и могут быть как учебными, так и творческими.

Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.

Следует поощрять творческие начинания учащихся, направляя их в нужное русло. Для этого используется форма творческой мастерской, когда, задав направление творческого процесса (например, тему) и показав, как использовать заданные мотивы в процессе изготовления эскиза, педагог заканчивает работу над эскизом, а затем учащийся выполняет работу в материале с помощью педагога. Выполненные педагогом дидактические работы по темам года также являются большим подспорьем для учащихся.

Для успешной реализации программы необходимы такие условия:

– соответствующее помещение, доска, освещение лампами дневного света;

– коллекция разнообразной литературы по истории лоскутного шитья, литературы по различным техникам работы с тканью;

– коллекция альбомов, открыток, орнаментов для лоскутного шитья, ксерокопий, фотографий;

– методический материал по предлагаемым темам работы;

– лоскуты тканей разных оттенков;

– линейка;

– ножницы;

-- швейная машина;

– материалы для отделки: тесьма, кружево, мулине и др.

Литература

1. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.

2. Е.А.Каминская. Современное лоскутное шитьё. Ростов н/Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2013г.

3. М. Максимова. Мозаика лоскутных узоров. – М.: Эксмо, 2014г.

4. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2011г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Печворк- лоскутная мозаика

Автор: Гордеева Ольга Валерьевна

Дата: 29.01.2017

Номер свидетельства: 385012


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства