Общеразвивающая программа "Мы играем КВН" 5-6 класс
Общеразвивающая программа "Мы играем КВН" 5-6 класс
Программа относится к социально-педагогической направленности. В настоящее время движение КВН является наиболее популярным, а возможно и самым массовым среди современной молодежи, захватывая не только студентов, но и учащихся школ. Находящийся на стыке разных жанров эстрады, театра, самодеятельности, КВН «вербует» под свои знамена все новых и новых поклонников.
Не секрет, что именно в КВН рано или поздно приходят дети, попробовавшие себя в различных видах искусства (музыка, танцы, театр), но по разным причинам окончательно не определившиеся с профилем своего дополнительного образования. КВН, благодаря гибкости и многообразию ролевых функций этой игры, удовлетворяет потребность в самореализации для этой категории детей, способствует реализации потребности быть успешными в различных видах деятельности. КВН – командная игра, а значит способствует развитию чувства долга, ответственности за общее дело, способности детей отстаивать свое мнение, занимать активную жизненную позицию. Таким образом, КВН приобретает новое значение в воспитании детей, превращаясь из студенческой сатирической игры в мощный инструмент воспитания и социализации.
Продолжительность обучения – 1 год (72 часа). Обучающиеся занимаются 2 часа 1 раз в неделю. Рекомендуемая численность обучающихся не менее 10 человек. Рекомендуемый возраст обучения – 13-16 лет.
Новизна создания программы заключается в развитии личности, т. к. на занятиях в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт оценка развития обучающегося в сравнении с самим собой. В этом смысле, «Мы играем КВН» является для обучающихся как раз той выраженной в баллах оценкой своего развития. Актуальность программы в том, что ребята получают возможность сравнить себя и свои достижения со сверстниками из других школ.
Таким образом, эти занятия позволяют планомерно вести деятельность, которая способствует обмену опытом и социализации обучающихся при работе в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1) (внутренняя) Волкова Е. В. – педагог муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра детского технического творчества №1, высшая квалификационная категория
2) (внешняя) Пилипенко С. Г., учитель информатики муниципального автономного образовательного учреждения СОШ №72, высшая квалификационная категория
Всего часов: 1 год – 72 ч. (2 часа в неделю: 2ч1), 13-16 лет
Программа рассмотрена и одобрена на методическом объединении отдела НТМ
протокол № 1 от «9» сентября 2014г.
Методист________________/Камалова Х.Ш./
Пояснительная записка
Программа относится к социально-педагогической направленности. В настоящее время движение КВН является наиболее популярным, а возможно и самым массовым среди современной молодежи, захватывая не только студентов, но и учащихся школ. Находящийся на стыке разных жанров эстрады, театра, самодеятельности, КВН «вербует» под свои знамена все новых и новых поклонников.
Не секрет, что именно в КВН рано или поздно приходят дети, попробовавшие себя в различных видах искусства (музыка, танцы, театр), но по разным причинам окончательно не определившиеся с профилем своего дополнительного образования. КВН, благодаря гибкости и многообразию ролевых функций этой игры, удовлетворяет потребность в самореализации для этой категории детей, способствует реализации потребности быть успешными в различных видах деятельности. КВН – командная игра, а значит способствует развитию чувства долга, ответственности за общее дело, способности детей отстаивать свое мнение, занимать активную жизненную позицию. Таким образом, КВН приобретает новое значение в воспитании детей, превращаясь из студенческой сатирической игры в мощный инструмент воспитания и социализации.
Продолжительность обучения – 1 год (72 часа). Обучающиеся занимаются 2 часа 1 раз в неделю. Рекомендуемая численность обучающихся не менее 10 человек. Рекомендуемый возраст обучения – 13-16 лет.
Новизна создания программы заключается в развитии личности, т. к. на занятиях в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт оценка развития обучающегося в сравнении с самим собой. В этом смысле, «Мы играем КВН» является для обучающихся как раз той выраженной в баллах оценкой своего развития. Актуальность программы в том, что ребята получают возможность сравнить себя и свои достижения со сверстниками из других школ.
Таким образом, эти занятия позволяют планомерно вести деятельность, которая способствует обмену опытом и социализации обучающихся при работе в группе.
Принципы программы:
Принцип доступности (для начала занятий по программе не требуется специальной подготовки);
Принцип мультикультурного подхода предполагает включение в программу максимально широкого диапазона художественных стилей с опорой на отечественную культуру с внедрением личностно-ориентированных методик образовательной деятельности;
Принцип гуманизации предпологает индивидуальный подход, положительный психологический климат, досуговую деятельность;
Принцип систематичности - материал изучается от простого к сложному в неразрывной последовательности.
Цель программы: Обеспечить социализацию личности ребенка в процессе занятий игрой КВН.
Основные задачи образовательной программы:
Обучающие:
познакомить обучающихся с историей игры; основными составляющими игры КВН (СТЭМ, агитбригада, капустник, игра), правилами и способами подготовки к ней.
научить самостоятельно проводить элементы подготовки к играм КВН.
Развивающие
развивать способы конструктивного общения;
развивать зрительную память, образное мышление;
развивать уверенность в себе;
развивать творческое и критическое мышление;
развивать устойчивую потребность к участию в социально-значимой деятельности.
Воспитательные
сформировать систему ценностных ориентаций у обучающихся;
воспитать активную жизненную позицию у обучающихся.
Основные условия реализации программы:
кабинет или актовый зал, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям,
методическая литература по КВН, музыкальный центр, компьютер
Учет возрастных особенностей детей
Программа “Мы играем в КВН” предназначена для освоения обучающимися 13-16 лет и построена исходя из возрастных особенностей детей. В образовательном процессе могут участвовать ребята разных возрастных групп, а в основе всякой деятельности лежат человеческие потребности и человеческие взаимоотношения, на характер которых влияют возрастные психологические особенности.
Формы организации учебных занятий
В процессе изучения курса используются тестирование, беседа, игровые технологии:
- имитационные игры (имитируется действие команды КВН или какой-либо ее структуры при определенном событии или сюжете);
операционные игры, помогающие отрабатывать выполнение конкретных, специфических операций в КВН, например, написание сценария конкурса или поиск алгоритма успеха в разминке;
«Ролевой театр» (тактика поведения в роли конкретного лица: капитана, музыкального руководителя и т.д.);
«Деловой театр». Разыгрывается какая-либо ситуация, и поведение человека в этой, заданной обстановке;
формы дифференцированного обучения (работа с группой обучающихся, составленнй с учетом их индивидуальных особенностей).
Планируемые результаты курса
Обучающиеся будут знать:
историю КВН, истоки жанра;
методы комплектования команды КВН, принципы написания сценария по системе круга («Мозговой штурм»);
способы развития сценической речи, основы сценодвижения;
принципы оснащения аппаратурой игр КВН, теоретические аспекты работы и функции: руководителя команды, звукорежисера, сценариста, редактора КВН, его приоритеты;
способы и методы написания каждого кавээновского конкурса, особенности постановки сценария и его написания применительно к конкретным условиям игры.
современные тенденции в развитии КВН, принципы управления командами КВН и кавээновскими лигами;
современные источники кавээновской информации (Интернет);
официальные сайты международного союза КВН.
Будут уметь:
распределить репризы по конкурсам игры;
пользоваться диапазоном специальной кавээновской терминологии;
поставить на сцене отдельные фрагменты сценария;
использовать на практике методы развития сценической речи;
работать с микрофоном, работать под музыкальное сопровождение;
найти оригинальные сценические решения предложенных ситуаций;
самостоятельно поставить на сцене один из конкурсов игры;
применять на практике упражнения по развитию речи;
самостоятельно составить проект сценария игры;
подготовить актерский этюд на заданную тему;
самостоятельно проанализировать ошибки;
выстроить цепочку причинно-следственных связей, приведших к тому или иному результату команду.
Диагностика
Входная диагностика проводится в первые дни обучения в начале уч. года (определение исходного уровня знаний и умений путем тестирования, выполнения творческих заданий).
Текущая диагностика проводится в течение всего учебного года по мере изучения тем программы. В январе проводится контрольный срез, с целью определения степени освоения обучающимися учебного материала и уровень их подготовленности к дальнейшим занятиям в виде тестирование и выполнения творческих заданий.
Итоговая диагностика проводится в форме анализа участия в играх, выполнения творческих заданий.
Критерии оценки знаний:
Высокий уровень – полностью владеет материалом и понимает его, умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, умеет самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать выводы, самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, литературу.
Уровень Выше среднего – показывает знания изученного материала, дает полный и правильный ответ, допуская незначительные ошибки или неточности при использовании терминов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом может исправить неточности самостоятельно при требовании или при небольшой помощи педагога.
Средний уровень – усваивает основное содержание учебного материала, имеет пробелы в его усвоении, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
Уровень Ниже среднего имеет отдельные представления об изученном материале, слабо сформированные и неполные знания; не делает выводов и обобщений, не умеет применять их к решению конкретных задач по образцу, отвечает на вопросы только с помощью педагога.
Низкий уровень – не смог усвоить основное содержание материала, не знает и не понимает значительную или основную его часть, затрудняется при ответах на стандартные вопросы.
Учебный план
№ раз дела
Наименование раздела
Количество часов
Всего час.
Учебных
Резерв
КР
Введение
2
1
1
Что такое КВН?
28
24
3
1
Конкурсы
26
21
4
1
Редактура в КВН
12
8
2
2
Досуговая деятельность
4
4
Всего
72
58
9
5
Учебно-тематический план
№
раз
де
ла
№ занятия
Все
го
час.
Теор
ПР
Резерв
КР
Введение
2
1
1
Организационное занятие
2
1
1
Что такое КВН?
28
11
13
3
1
Что такое КВН? История КВН
2
2
Просмотр кинофильма о первых КВН
2
1
1
КВН и другие виды сценического творчества
2
1
1
Пластика тела
2
1
1
Рисунок танца
2
2
Сценодвижение
2
2
Актерское мастерство
2
1
1
Планирование игры по конкурсам
2
1
1
Игры на сплочение команды
2
1
1
Система подготовки к игре
2
1
1
Сценарий.
2
2
Практическая работа «Сценарий»
2
2
Имиджевая основа игры
2
2
Теория шутки
2
1
1
Конкурсы
26
3
18
4
1
Разновидности конкурсов. Современные тенденции возникновения новых конкурсов.
2
2
Конкурс «Приветствие». Сценарий. Конкурс «Приветствие» Работа над реквизитом
2
2
Постановка конкурса «Приветствие»
2
2
Музыкальный конкурс.Сценарий. Постановка музыкального конкурса
2
2
Подготовка миниатюр
2
1
1
Постановка конкурса «Музыкальное домашнее задание»
4
2
2
Реквизиты. Подготовка конкурса одной песни
2
2
Видеоконкурс. Правила конкурса Сценарий. Работа с видеоредактором
4
2
2
«Разминка». Сценарий конкурса
2
2
Конкурс капитанов
2
2
Монолог. Написание. Чтение
2
1
1
Редактура в КВН
12
5
3
2
1
Способы редактуры. Саморедактура
2
1
1
Сюжетная линия
2
1
1
Авторские права в КВН
2
1
1
Звукорежиссура в КВН. Создание фонограмм
4
2
2
Итоговое занятие
2
2
Досуговая деятельность
4
2
2
Конкурс «Бриз». Принципы написания сценария. Звуковое сопровождение конкурса «Бриз»
4
2
2
Всего
72
22
36
9
5
Содержание программы
Раздел 1. Введение
Цель:
формирование интереса к организации и проведению КВН. Сплочение команды, создание комфортной обстановки в коллективе;
формирование понятий об охране труда, санитарии, гигиене и пожарной безопасности, социальная адаптация детей в результате совместной деятельности;
Задачи:
Дать понятие о КВН.
Научить правилам внутреннего распорядка в учреждении;
Сформировать доброжелательные отношения воспитанников друг к другу, умение работать сообща, воспитать здоровые мотивы поведения.
Провести входную диагностику.
Теория: формирование группы. Беседа. Знакомство с КВН, техника безопасности на занятиях. Правила поведения в объединении.
Обучающие должны знать: цели и задачи обучения, перспективы использования знаний, правила внутреннего распорядка, расписание, правила техники безопасности.
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться подручными средствами пожаротушения;
соблюдать личную гигиену, режим труда и отдыха;
оказать первую медицинскую помощь при несчастных случаях.
Раздел 2 Что такое КВН?
Цель: формирование основных понятий о КВН, умений и навыков для участия в играх КВН.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с историей КВН, истоками жанра, методами комплектования команды
познакомить с понятиями сходства и отличия КВН с другими видами сценического искусства;
Теория: История КВН. Истоки КВН. Правила КВН, терминология
Сходство и отличие КВН с театром и эстрадой. Риторика. Сценодвижение, танец, вокал, актерское мастерство в КВН. Структура лиг КВН (от районной лиги до высшей), структура игры (система участия в конкурсе, выставления оценок, подсчета результатов). КВН как способ социализации личности; КВН как средство общения и знакомства с новыми людьми; «аккуратность» в выборе тем для КВН; книги, новости, СМИ – как источник необходимой информации для выбора актуальных тем для КВН.Правила написания сценария, подготовки команды, постановки, подбора музыки. Авторские права в КВН. Способы написания сценария. Имиджевая основа игры, принципы написания шуток, классификация шуток, структура шутки, виды шуток, способы написания.
Обучающиеся должны знать: История, истоки и правила КВН, терминологию. Сходство и отличие КВН с театром и эстрадой. Правила риторики. Сценодвижение, танец, вокал, актерское мастерство в КВН.Правила составления плана прохождения команды в лиге, правила составления плана игры по конкурсам и правила формулы сезона.
Иметь понятие о социализации личности, средствах общения, средствах информации; общепринятые правила общения. Правила написания сценария различными способами, варианты постановки фрагментов конкурсов. Что такое «имиджевая основа игры», принципы написания шуток, классификацию шуток, структуру шутки, виды, способы написания. Написать шутку по системе «Мозговой штурм» и «Круг».
Обучающиеся должны уметь: в соответствии с требованиями владеть дикцией и интонацией, пластикой тела, рисунком танца. Соблюдать правила игры, систематизировать исторические данные по развитию КВН. Составлять план прохождения команды в лиге; составлять план игры по конкурсам и правила формулы сезона. Работать в коллективе, самостоятельно работать с источниками информации. Написать сценарий, подготовить команду, поставить фрагмент конкурса, подобрать музыку.
Раздел 3 Конкурсы
Цель:
сформировать понятие о конкурсе, истории развития, современных тенденциях возникновения новых конкурсов.
отработка навыков создания и постановки конкурсов КВН.
формирование навыков постановки конкурса «Музыкальное домашнее задание»
отработка навыков создания и постановки конкурсов КВН.
формирование понятия о конкурсе одной песни, о видео-конкурсе,
о конкурсе «Озвучка» о конкурсе капитанов и правилах проведения.
Задачи:
Обучающие:
научить распознавать современные тенденции конкурса;
Теория: Общая характеристика конкурсов, история развития, современные тенденции и возникновение новых конкурсов. Принципы написания сценария конкурса, варианты постановки, звуковое сопровождение. История СТЭМов, правила создания миниатюр и методы их поиска. Правила конкурса, способы написания текстов, методы выбора озвучиваемого материала, подбор музыкального сопровождения. история, варианты и методы подготовки капитана к конкурсу.
Обучающиеся должны знать: общую характеристику конкурсов, историю развития, современные тенденции возникновения новых конкурсов. принципы написания сценария конкурса, варианты постановки, звуковое сопровождение, историю создания СТЭМов, правила создания миниатюр, принципы распределения ролей, правила написания шуток, функции команды на разминке.
Обучающиеся должны уметь: создать шаблон для конкурса, написать сценарий, подобрать реквизит, музыкальное сопровождение и поставить конкурс, создать миниатюру и находить ее в СМИ, правильно распределить роли, провести мониторинг возможных ответов команд-соперников, написать шутку, читать монолог по заранее заготовленному тексту, написать короткий монолог капитана..
Раздел 4 Редактура в КВН
Цель:
формирование понятия редактуры в КВН и техническое оснащение игры.
подведение итогов.
Задачи:
Обучающие:
Ознакомить со способами редактуры;
Научить производить саморедактуру
Научить работать с микрофонами, магнитофонами, компьютером и тематически программным обеспечением
Протестировать знания, умения, навыки, полученные в результате изучения курса
Теория: способы редактуры. Саморедактура. Сюжетная линия. Аккуратность при выборе тем, авторские права в КВН. Роль звукорежиссера в КВН, основы работы с микрофонами,
Обучающиеся должны знать: саморедактирование, способы редактуры, что такое сюжетная линия, как защитить авторские права в КВН. Роль звукорежиссера в КВН, основы работы с микрофонами, магнитофонами, компьютером и тематическим программным обеспечением, современные тенденции в развитии КВН.
Обучающиеся должны уметь: самостоятельно поставить на сцене один из конкурсов игры, проанализировать ошибки, выстроить цепочку причинно-следственных связей, приведших к тому или иному результату команду.
Раздел 5 Досуговая деятельность
Цель: Формирование понятие о конкурсе «Бриз», правилах проведения.
Задачи:
отработать навык написания сценария, постановки конкурса «Бриз»;
развивать креативность, готовность к соревнованию;
формировать чувство долга и ответственности.
Теория: Принципы написания сценария конкурса, варианты постановки, звуковое сопровождение.
Обучающиеся должны знать: принципы распределения ролей, правила написания шуток, функции команды на разминке.
Обучающиеся должны уметь правильно распределить роли, провести мониторинг возможных ответов команд-соперников, написать шутку, написать сценарий, подобрать музыкальное сопровождение, осуществить постановку конкурса «Бриз»
Методическое обеспечение программы
Раздел 1. Введение
Оборудование: учебники по КВН, мультимедийная презентация, видеофильмы, музыкальный центр, минидискрекордер, компьютер. нструкции по ТБ И пожарной безопасности, журнал по ТБ, подручные средства тушения пожара, огнетушитель.
Практика: Игра. Тестирование. Творческие задания. Лабораторно-практическая работа «Изучение инструкции по безопасности труда».
Методы и формы подачи материала: игра, беседа, инструктирование, тестирование.
Форма диагностики: тестирование
Раздел 2 Что такое КВН?
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, методическая литература по КВН, мультимедийная презентация, видеофильмы, музыкальный центр, компьютер
Практика: Работа с литературой. Проблемные и игровые ситуации, дискуссия. Просмотр кинофильма. Тестирование по правилам игры. Занятия по развитию речи, танцевальные занятия, занятия по актерскому мастерству (чтение монолога, работа над мимикой), занятие по вокалу. Составление плана прохождения команды в лиге, составление плана игры по конкурсам, составление формулы сезона. Игры на сплочение команды и развитие командного духа, совместное посещение игр КВН и обсуждение увиденного, работа по системе «круга» для поиска актуальных тем для КВН.
Написание сценария различными способами.
Методы и формы подачи материала: словесные, практические, наглядные(аудиовизуальные), игра, беседа, конференция, дискуссия, ролевые игры, обсуждение.
Форма диагностики: Тестирование. Контрольные игры
Раздел 3 Конкурсы
Оборудование: книги по КВН, мультимедийная презентация, видеофильмы, музыкальный центр, компьютер.
Практика: Создание шаблонов для разных конкурсов. Написание шуток, сценария, подбор музыкального сопровождения, постановка, работа над реквизитом. Подготовка отдельных миниатюр на заданную тему; анализ СТЭМов последнего сезона – их сильные и слабые стороны. Распределение ролей, мониторинг возможных ответов команд-соперников. чтение монолога по заранее заготовленному плану, написание короткого монолога капитана.
Методыи формы подачи материала: объяснительно- иллюстративные (беседа, рассказ, работа с литературой); репродуктивные (создание сценария по образцу), эвристические (проблемные и игровые ситуации, дискуссия, контрольные игры), Исследовательские (наблюдения, аналогии, самостоятельный поиск), аудиовизуальные. объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с литературой).
Формадиагностики: тестирование, конкурс, игра, наблюдение за игрой
Раздел 4 Редактура в КВН
Оборудование:музыкальный центр, минидискрекордер, компьютер, учебники по КВН, сценарии, видеофильмы. Проверка применения полученных знаний и умений, коррекция программы, создание «ситуации успеха», поиск решений конфликтных ситуаций. Общее подведение итогов
Практика: взаимное редактирование сценариев, написанных обучающимися, анализ игр и конкурсов сезона. подготовка реквизита, создание фонограмм. Отработка правил работы со звуковой техникой.
Методы и формыподачиматериала:объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с литературой); репродуктивные ( составление сценария по образцу, составление сценария по блок-схеме); эвристические (проблемные и игровые ситуации, дискуссия, контрольные игры); исследовательские (наблюдения-аналогии, самостоятельный поиск); аудиовизуальные
Оборудование : учебники по КВН, мультимедийная презентация, музыкальный центр, компьютер.
Практика: написание шуток, написание сценария, подбор музыкального сопровождения, работа над реквизитом. Постановка.
Методы и формы подачи материала: объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с литературой); репродуктивные ( составление сценария по образцу, составление сценария по блок-схеме); исследовательские (наблюдения-аналогии, самостоятельный поиск); аудиовизуальные
Форма диагностики: наблюдение за игрой, тестирование.
Список рекомендуемой литературы для педагога
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»,
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А. Криволапова. –М: Просвещение,2012.-47с.- (Работаем по новым стандартам). –ISBN 978-509-023274-6.
Воронова Е.А. Мы начинаем КВН.- Ростов н.Дону.:Феникс,2004.-352с.
Марфин М., Чевурин А. Что такое КВН.- Симферополь:Бланк-экспресс,2002.-314 с.
Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы.- Ростов н.Дону:Феникс, 2003.-256 с.
Вескер А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя.- М.:Педагогическое общество России, 2002.-28с.
Волохов А.В. Дети и взрослые: взаимообогащение (из опыта работы клубов по месту ительства).-М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002.-64с.
Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога.-М.:Владос, 2001.-383с.
Интернет-ресурсы:
Интернет-сайт Международного союза КВН: WWW.amik.ru,
Интернет-сайт школьных лиг международного союза КВН: www.kvn-tv.ru.