kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа по внеурочной деятельности "Пляшущие человечки", срок реализации 1 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на учащихся начальной школы, для занятий ритмикой во внеурочное время. Программа составлена в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и направлена на развитие у учащихся эстетического вкуса, культуры поведения и общения, помогает в развитии художественно-творческих и танцевальных способностей, памяти, фантазии.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа по внеурочной деятельности "Пляшущие человечки", срок реализации 1 год»

1. Пояснительная записка


Программа « Пляшущие человечки» рассчитана на учащихся начальной школы, для занятий ритмикой во внеурочное время. Программа составлена в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и направлена на развитие у учащихся эстетического вкуса, культуры поведения и общения, помогает в развитии художественно-творческих и танцевальных способностей, памяти, фантазии.

Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. Основой программы является репертуар, который позволяет школьникам освоить основы движения под музыку, постепенно переходя к более сложному танцеванию.

Как показывает практика, именно на занятиях связанных с музыкой и танцем, преодолеваются возрастные конфликты и проблемы в общении между мальчиками и девочками, что в дальнейшем помогает избежать многих комплексов.

Для усиления мотивации занятиями ритмикой, программа предусматривает показательные выступления перед родителями и учителями в течение учебного года.

Дети умеющие выступать перед зрителями с ранних лет, могут проявлять себя в незнакомой обстановке, не теряются при большом скоплении людей. Они становятся более раскрепощёнными и уверенными в себе. Таким образом, помимо физического развития корректируется и психо-эмоциональное поведение ребёнка.

Программа даёт возможность с учётом личных, возрастных, физических и психологических особенностей ребёнка развивать у него музыкальный слух, чувство ритма, координацию движений, общую осанку, а также приучает детей к трудолюбию и чувству ответственности. Доказано учёными, что самая лучшая память у шахматистов, пианистов и танцоров.

Новый ФГОС НОО ставит задачи: воспитание нравственных и эстетических чувств через уважение к традициям, многонациональной культуре, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, сформировать у учащихся умение и способность к самостоятельной учебной деятельности, готовность к самовоспитанию и саморазвитию. Программа предусматривает интеграцию с другими предметами - музыка, физкультура, окружающий мир, формируя представление о мире. Язык танца увлекателен и понятен ребенку, может стать увлекательным и познавательным средством для его постижения. Актуальность программы в сочетании творческого развития личности с физическим развитием, что способствует воспитанию организованной, гармонически развитой личности.

Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

сложному).

Программа модифицированная, познавательная сроком на 1 год, рассчитана на учащихся в возрасте 10-11 лет (учащиеся 4 класса) для занятий во внеурочное время. Тематическое планировании составлено с учетом возрастных особенностей, с учетом количества часов по отдельным темам, корректировки целей и задач учебных занятий.

Количество учебных часов в год - 64 часа; 2 раза в неделю по 45 минут.

Наполняемость группы 15 - 25 человек.

Программа разработана в соответствии с:

  • Законом РФ от 21.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373».

  • Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС НОО, утверждённое на ЭМС Управления О и ПО Чайковского муниципального района.

Программа разработана на основе программ:

  • рабочей программы «Ритмическая мозаика» Сары Г.Г.,

  • рабочей программы по ритмике Смольцевой Е.А.

Цель программы:

- Создание условий для приобщения детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

Задачи программы:

-развивающие:

способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала;

- воспитательные:

- воспитывать эстетические чувства и художественный вкус;

-учебные:

освоить необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.

Формы и методы работы: словесные, наглядные, практические, метод целевого освоения, групповые и индивидуальные репетиции.

Метод использования слова — универсальный метод обучения, с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие форм организации  использования слова в обучении:

  • рассказ,

  • беседа,

  • обсуждение,

  • объяснение,

  • словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям.

К этим формам организации можно отнести:

  • показ упражнений,

  • демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей,

  • прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков.

Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Формы организации занятий во внеурочной деятельности:

  • беседа

  • рассказ

  • демонстрация плакатов, видео

  • игра

  • парад

  • репетиция

  • викторина


Материальное обеспечение:

  • зал, оборудованный зеркалами;

  • гимнастические коврики;

  • музыкальный центр;

  • мультимедиа проектор;

  • ноутбук.


Ожидаемые результаты обучения:

В результате освоения программы обучающиеся должны научиться правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; чётко организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время весёлой задорной пляски; различать основные характерные движения некоторых народных танцев.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа ориентирована на достижение следующих результатов:

  • Личностные результаты:

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в  процессе общения с ритмикой и хореографией;

- развитие мотивов танцевальной - учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) творчества.

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе танцевальных;

- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

  • Метапредметные результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

- овладение способностью к творческой реализации собственных творческих замыслов - через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических  средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам танцевального искусства;

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

  • Предметные результаты:  

- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к танцевальному искусству и различным видам  танцевально - творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов  хореографических искусств, размышлять о танце и ритмике  как о способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли ритмики в жизни ребенка и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей хореографического  искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, религиозной самобытности танцевального  искусства разных народов;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания танцевальных произведений в различных видах хореографической и учебно-творческой деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при  реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в создании театрализованных и танцевально-пластических композиций, импровизаций, театральных спектаклей, танцевальных фестивалей,  концертов, конкурсов и др.





2. Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретически

Практически

1.

Вводное занятие. Ритмика, элементы музыкальной грамоты.

1

0,5

0,5


  1. Развитие музыкальности (5 часов)




2

Развитие ритмического восприятия.

1

-

1

3

Развитие музыкальности.

1

-

1

4

Основные танцевальные термины и позиции.

1

0,5

0,5

5

Танцевальные термины.

1

1

-

6

Музыкальные игры - этюды.

1

-

1


  1. Развитие двигательных качеств и умений (6 часов).




7

Танцевальная азбука.

2

1

1

8

Русский народный танец

1

0,5

0,5

9

Основные движения русского народного танца.

1

-

1

10

Разучивание танцевальных элементов.

1

-

1

11

Виды шагов, прыжков.

1

-

1


Развитие умений ориентироваться в пространстве(4 часа).




12

Изучение позиций и ориентировка в пространстве

1

-

1

13

Построения и перестроения.

1

0,5

0,5

14

Развитие музыкальности и динамики.

1

-

1

15

Обобщающее занятие по пройденному материалу.

1

1

-


4.Развитие творческих способностей (6 часов).




16

Развитие ритмического восприятия.

1

-

1

17

Импровизация.

1

-

1

18

Импровизация в драматизации.

1

-

1

19

Образные танцы.

1

0,5

0,5

20

Раскрытие творческих способностей.

1

-

1

21

Театрализация и танец.

1

0,5

0,5


5.Развитие и тренировка психических процессов (6часов).




22

Ритмичные упражнения с предметом.

1

-

1

23

Мимика и пантомимика.

1

0,5

0,5

24

Развитие музыкальной и двигательной памяти.

1

-

1

25

Развитие эмоциональной сферы.

1

-

1

26

Упражнения на пластику.

1

-

1

27

Пластичная гимнастика.

1

-

1


6.Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности (6часов).




28

Правила танцевального этикета.

1

0,5

0,5

29

Танцевальные этюды.

1

-

1

30

Развитие четкости.

1

-

1

31

Классический экзерсис.

1

-

1

32

Партерная работа.

1

-

1

33

Обобщающее занятие

1

1

-


Разучивание танцевальных композиций

30

-

29


Итого

64

8

56


3. Содержание занятий:


1.

Вводное занятие. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:

разминка на середине, разучивание поклона, ходьба с носка по кругу, различать настроения, выраженные в музыке, партерное исполнение, основы танцевального искусства и позиции, понимать терминологию и правила техники безопасности при выполнении движений.

2

Развитие ритмического восприятия:

ритмично исполнять различные мелодии, ритмическое исполнение (хлопки, выстукивания, притоп), принимать участие в игре - «Повтори ритм», похлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

3

Развитие музыкальности:

исполнять основные танцевальные правила, разучивание поклона, исполнение движений, акцентируя музыкальные фразами ритмический рисунок и постановку корпуса, учить понятия о трёх основных жанрах музыки, воспринимать на слух музыкальное произведение.

4

Основные танцевальные термины и позиции:

проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений, осуществлять первый опыт ритмической импровизации, участвовать в совместной деятельности при воплощении музыкальных образов; знать терминологию классического и партерного экзерсиса.

5

Танцевальные термины:

исполнение простейших танцевальных элементов; танцевальные шаги: подскоки вперед, назад, галоп; исполнение в партере; понимать терминологию и правила техники безопасности при выполнении движений классического экзерсиза.

6

Музыкальные игры – этюды:

исполнение танцевальных игр этюдов: «Солдатики», «Сделай как я», парное исполнение соблюдая музыкальные средства выразительности, позиции рук и ног; знать и отличить понятия: «музыкальная фраза», «пауза», «целый поворот», выявлять характер музыки и высказываться о характере музыки и движений; отвечать на вопросы по содержанию игры.

7

Танцевальная азбука:

исполнение и разучивание танцевальных шагов; партерный экзерсис; знать элементарные понятия о музыкальной грамоте, позиций ног и рук; двигаться и полноценно воспринимать произведения танцевального искусства; разучивание и исполнение танцевальных шагов по диагонали, уметь двигаться по диагонали друг, за другом соблюдая расстояние; знать названия основных видов шагов и прыжков.

8

Русский народный танец:

исполнение и разучивание танца в комбинациях; партерное исполнение; выразительное исполнение русских народных элементов; экзерсис в народном стиле; принимать участие в играх, танцах, хороводах; проявлять эмоциональную и четкую выразительность бега.

9

Основные движения русского народного танца:

различать настроения, чувства человека, выраженные в музыке; проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений; народный экзерсис на середине.

10

Разучивание танцевальных элементов:

исполнять основной ход польки; исполнять основной ход пляски; исполнять основной шаг вальса; выявлять сходство и различия танцевальных жанров.

11

Виды шагов, прыжков:

проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении движений; техника безопасности при исполнении прыжках; исполнять движения в характере музыки; виды прыжков на месте и по диагонали; партерный экзерсис.

12

Изучение позиций и ориентировка в пространстве:

исполнение вращения через точку; повороты через правую и левую руку; партерный экзерсис - силовые упражнения; основные позиции рук и ног; исполнять движения в перестроениях шахматного порядка с поворотами через правую и левую ногу; классический экзерсис.

13

Построения и перестроения:

исполнение движений по диагонали, в круг, в шеренге и в колонне; показать высоту шага и научить равномерно, распределять повороты в точках; исполнять танцевальные комбинации с характером музыки; знать следующие перестроения – линия, шеренга, колона, шахматный порядок, круг, квадрат.

14

Развитие музыкальности и динамики:

исполнять игру «Танцуй сидя» объясняя правила игры; сравнивать и оценивать лучшего ведущего; работа в партере; проявлять выдержку и уважение друг к другу во время игры.

15

Обобщающее занятие по пройденному материалу:

исполнение танцевальных и гимнастических, комбинаций перестроения: линия, шеренга, колона, шахматный порядок, круг, квадрат; моделировать в графике особенности песни, танца, марша; исполнять по линиям: позиции, основные понятия и танцевальные термины;

исполнение комбинаций, различая динамику, темп, ритм, музыкальную фразу, акцент.

16

Развитие ритмического восприятия:

исполнять танцевальные комбинации на запоминания; участвовать в совместной деятельности; исполнение ритмического рисунки в темпе марша, вальса и польки; партерный экзерсис.

17

Импровизация:

участвовать в совместной деятельности; сочинять и импровизировать танцевальный этюд без подготовки; сочетание музыки и движений; импровизация по подгруппам; оценка исполнение подгрупп.

18

Импровизация в драматизации:

развитие способности к импровизации; выявлять сходство и различия между импровизации и драматизации; проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении импровизационных комбинаций; импровизация персонажей из мультфильмов по желанию детей.

19

Образные танцы:

участвовать в совместной деятельности, создании образа; передавать характер персонажей сказки; реагировать на музыкальное вступление и динамические оттенки музыки; исполнение танцевального образа индивидуально.

20

Раскрытие творческих способностей:

сравнивать музыкальные и речевые интонации; участвовать в совместной деятельности, создание спектакля; передавать характер персонажей сказки; по желанию детей выбор персонажей; выразительное исполнение актеров; характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, образа-портрета.

21

Театрализация и танец:

сравнивать музыкальные и речевые интонации; участвовать в совместной деятельности, создание образа; сочинение и театрализация сказки по выбору; работа по подгруппам с использованием танцевальных комбинаций; оценивать результат лучшего исполнения.

22

Ритмичные упражнения с предметом:

выявлять виды разных музыкальных размеров; выявлять культуру общения между собой и окружающими; соблюдать правила техники безопасности с предметами; уметь развить чувства ритма, музыкальность, пластику, координацию; исполнять движения и сохранять равновесие на ре ле вэ; -исполнение под музыку, не отставая и не опережая.



23

Мимика и пантомимика:

выявлять сходство и различия между мимики и пантомимы; применять знания основных средств музыкальной выразительности при умении выражать различные эмоции; развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения; знакомиться с понятием пантомимы, его особенностями и элементами.

24

Развитие музыкальной и двигательной памяти:

применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения; ориентироваться и развивать способность координировать слуховые представле­ния и двигательную реакцию; исполнение игры «Стой, кто идет».

25

Развитие эмоциональной сферы:

исполнять игру коллективно, затем индивидуально; исполнять контрастные по характеру настроения; контролировать и оценивать процесс и результат партерной деятельности.

26

Упражнения на пластику:

уметь применять упражнения на напряжение и расслабление мышц тела; знать систему партерных движений помогающую сделать тело подвижным, послушным, прекрасным; контролировать процесс правильного дыхания во время выполнения движений.

27

Пластичная гимнастика:

проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении произведений; участвовать в совместной деятельности; парное исполнение с соблюдением этикета; двигаться красиво и правильно исполнять танцевальные элементы польки; уметь красиво, правильно и четко, двигаться в паре, как средство полноценного общения; исполнять танцевальные этюды в соответствии с соблюдением этикета.

28

Правила танцевального этикета:

проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении произведений; участвовать в совместной деятельности; парное исполнение с соблюдением этикета; двигаться красиво и правильно исполнять танцевальные элементы польки; уметь красиво, правильно и четко, двигаться в паре, как средство полноценного общения; исполнять танцевальные этюды в соответствии с соблюдением этикета.

29

Танцевальные этюды: участвовать в совместной танцевальной деятельности; выразительность движений и умение передавать в пластике ха­рактер музыки, игровой образ; партерный экзерсис; актерское мастерство; выразительное исполнение этюдов.

30

Развитие четкости:

передавать согласование ритма движений с музыкальным произведением; характер произведения с помощью пластики рук; исполнять выразительно плясовые и хороводные движения танца; правила поведения в паре.

31

Классический экзерсис:

знать элементарные понятия о музыкальной грамоте: чувство ритма, темпа, динамики; повторять и закреплять танцевальные этюды; исполнение движений в партере; классический экзерсис.

32

Партерная работа:

передавать согласование ритма движений с музыкальным произведением; характер произведения с помощью пластики рук; исполнять выразительно партерные движения;

-уметь правильно передавать танцевальный образ; знать элементарные понятия о музыкальной и танцевальной грамоте; исполнять основные танцевальные партерные движения.

33

Обобщающее занятие. Подведение итогов за год.

34

Разучивание танцевальных композиций.




Формы отслеживания результатов.


В данной программе используется три вида контроля по отслеживанию результатов: предварительный, текущий, итоговый.

Предварительный контроль проводится в форме тестирования. Он проводится в первые дни занятий в начале каждого года обучения с целью выявить уровень подготовки обучающихся, наличие актёрских, творческих, коммуникативных способностей. Педагог получает информацию с целью корректировки программы.

Текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения детьми учебного материала и овладения навыками.

Итоговый контроль в форме сравнительного тестирования (с умениями и навыками в начале учебного года), а так же творческий отчет в форме концерта в классе в конце года.

Кроме этих форм контроля на протяжении обучения проводится диагностическое исследование новообразований личности.





Список использованной литературы


  1. Закон РФ от 21.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  3. Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС НОО, утверждённое на ЭМС Управления О и ПО Чайковского муниципального района.

  4. Сара Г.Г. рабочая программа «Ритмическая мозаика».

  5. Смольцева Е.А. рабочая программа по ритмике.

  6. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. «Танцы в детском саду и начальной школе»



Приложение 1.

Мониторинг качества образования

Педагог: Родионова Ирина Сергеевна

Объединение: Лимон

1 год обучения, группа № 1:


1-3 балла – низкий уровень

4-7 баллов – средний уровень

8-10 баллов – высокий уровень


Оцениваемые параметры

Ф.И.

обучающегося

Обучение

Развитие личности

Воспитание

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Самооценка

Мотивация

Культура поведения

Взаимодействие в коллективе











































































































Приложение № 2

Практические навыки и умения.


Ф.И. учащегося

Перечень умений и навыков

Определение темпа

Выдержка ритмического рисунка

Смена движения в соответствии с музыкой

Умение перестра иваться

Знание основных движений народных танцев

Знание позиции ног

Знание позиции рук

Знание основных танцевальных терминов

Умение импровизировать


































































































































































Условные обозначения:


1- 3 балла – не владеет навыками

4 – 7 баллов – владеет хорошо

8 – 10 баллов – отлично владеет


Приложение № 3

Практические навыки и умения.


Ф.И. учащегося

Перечень умений и навыков

Фигура «Мостик»

Растяжка на продольный шпагат

Растяжка на поперечный шпагат

Фигура «Колесо»

Фигура «Ласточка»

Осанка











































































































Условные обозначения:


1- 3 балла – не владеет

4 – 7 баллов – владеет хорошо

8 – 10 баллов – отлично владеет


19




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Родионова Ирина Сергеевна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348218

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства