Образовательная программа Пресс-центра «Юный корреспондент» ГУ «Калкаманский детский дом»
Образовательная программа Пресс-центра «Юный корреспондент» ГУ «Калкаманский детский дом»
Основной целью деятельности объединения Пресс-центра «Юный корреспондент» является знакомство детей с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, целью которой стало информирование школьной молодежи, общественности о делах, проблемах и досуге их сверстников, оказание помощи в нахождении ими жизненных ориентиров и профориентации, воспитание патриотизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа Пресс-центра «Юный корреспондент» ГУ «Калкаманский детский дом»»
«Утверждаю»
Директор ГУ «Калкаманский детский дом»
_______________Городничева С.В.
Образовательная программа
Пресс-центра
«Юный корреспондент»
ГУ «Калкаманский детский дом»
Рецензия
на образовательную программу Пресс-центра «Юный корреспондент»
ГУ «Калкаманский детский дом», подготовленную С.В. Городничевой
Одним из важнейших средств самоутверждения юной личности является возможность свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. Целью рассматриваемой образовательной программы является знакомство детей с журналистикой как профессией, информирование школьной молодежи, общественности о делах, проблемах и досуге их сверстников, оказание помощи в нахождении ими жизненных ориентиров и профориентации.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включать детей в систему средств массовой коммуникации современного общества.
Образовательная программа основана на реализации личностно ориентированного, коммуникативного и деятельностного подходов к обучению, нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. В рамках программы предполагается формирование теоретической базы и овладение практическими навыками написания статей, подготовки, верстки и выпуска номера, а также формирование интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие их творческих способностей. Помимо формирования профессиональных компетенций, программа имеет высокое воспитательное значение: ребята учатся работать коллективно, контактировать с людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контроля над собой, становятся более эрудированными и коммуникабельными.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность языка, приобретал навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля, учился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. Программа ориентирована на использование новых технологий, овладение компьютерными программами дизайна и верстки.
Значимо, что представленная образовательная программа предлагает сформировать реально функционирующую модель редакции газеты, где все ответственные должности распределены по желанию подростков и их способностям к той или иной работе (ответственный секретарь, художник, корректор, агент по рекламе и пр.).
В целом, программа Пресс-центра «Юный корреспондент» ГУ «Калкаманский детский дом» отвечает всем требованиям, предъявляемым к разработкам подобного рода, имеет методологическую ценность и практическую значимость и в дальнейшем может быть использована в образовательном процессе.
Заведующий кафедрой
«Журналистика и русская филология»,
д-р филол. наук, профессор _____________________ А.Р. Бейсембаев
04.01.2013.
У С Т А В
Пресс-центра
«Юный корреспондент»
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Информационное объединение (Пресс-центр) «Юный корреспондент» является детским объединением, имеющим культурно-просветительский характер деятельности.
1.2. Пресс-центр «Юный корреспондент» имеет статус внешкольного общественного объединения и действует в соответствии с Конституцией РК, Уставом ГУ «Калкаманский детский дом», иными актами действующего законодательства и настоящим Уставом.
2.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Основной целью деятельности объединения Пресс-центра «Юный корреспондент» является:
знакомство детей с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, целью которой стало информирование школьной молодежи, общественности о делах, проблемах и досуге их сверстников, оказание помощи в нахождении ими жизненных ориентиров и профориентации, воспитание патриотизма.
2.2 Основными задачами являются:
развитие образного и логического мышления;
развитие творческих способностей подростков;
развитие умения устного и письменного выступления;
расширение кругозора подростков через наблюдение за интересными подробностями ежедневной жизни;
формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
овладение основными навыками журналистского мастерства;
знакомство с работой СМИ (газета, ТВ, радио и пр.), поддержка связи с редакциями местных СМИ, государственными, коммерческими и общественными объединениями, учебными заведениями, а также детскими и молодежными инициативами;
путем регулярного издания подростковой газеты, публикации корреспондентских материалов в местной прессе, создания репортажей обучение кружковцев методике создания журналистских материалов (статей, видеосюжетов), созданию макета, дизайну и верстке газеты, работе с художественными и фотоматериалами, работе с оргтехникой, диктофоном, фотоаппаратом;
формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
формирование нравственных основ личности будущего журналиста;
содействие созданию дружеских отношений в группах кружка, организация крепкого творческого коллектива;
воспитание у подростков чувства патриотизма.
2.3. При достижении уставных целей и решении уставных задач Пресс-центр «Юный корреспондент»действует следующими методами:
осуществление в соответствии с действующим законодательством издательской, информационной деятельности;
издание печатной продукции.
3. ЧЛЕНЫ Пресс-центра «Юный корреспондент»
3.1. Членами информационного объединения могут быть воспитанники ГУ «Калкаманский детский дом».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать подрастающему поколению в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе Пресс-центра «Юный корреспондент».
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Настоящая программа социально-педагогического направления. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 10-18 лет. Количество воспитанников в группе варьируется.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи детей.
Деятельность Пресс-центра «Юный корреспондент» представляет собой своеобразную редакцию подростковой газеты, где все ответственные должности распределены по желанию подростков и их способностям к той или иной работе (ответственный секретарь, художник, корректор, агент по рекламе и пр.).
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включать детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Благодаря занятиям в Пресс-центре «Юный корреспондент», ребята учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, также учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контроля над собой, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Пресс-центр «Юный корреспондент» состоит из группы юных корреспондентов, которые планируют работу над каждым номером газеты, организуют экскурсии, походы, встречи с интересными людьми и другие мероприятия.
Таким образом, юнкоры занимаются изданием своей газеты. Во время создания газеты, полученные теоретические знания хорошо укрепляются практикой. Кроме этого, заметки, интервью и прочие корреспонденции кружковцев отсылаются в различную прессу.
Помимо вышеназванного, подростки принимают участие в самых разных мероприятиях и конкурсах, которые проводят СМИ, общественные объединения.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.
Предлагаемый план рассчитан на несколько лет. Каждый из разделов может изучаться как на первом году обучения, так и в последующие годы. Дело только в том, что с каждым годом материал будет все больше и больше усложняться. Разделы плана или отдельные темы педагог может брать не в предложенном порядке, а произвольно, допускается также изучение той или иной темы по частям.
Цель программы
познакомить детей с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, целью которой стало информирование школьной молодежи, общественности о делах, проблемах и досуге их сверстников, оказание помощи в нахождении ими жизненных ориентиров и профориентации, воспитание патриотизма.
Задачи программы
Развивающие
развитие образного и логического мышления;
развитие творческих способностей подростков;
развитие умения устного и письменного выступления;
расширение кругозора подростков, развитие внимания, умения замечать интересные подробности ежедневной жизни.
Обучающие
формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
овладение основными навыками журналистского мастерства;
познакомить с работой СМИ (газета, ТВ, радио и пр.), поддерживать связи с редакцией местных СМИ, государственными, коммерческими и общественными объединениями, учебными заведениями, а также детскими и молодежными инициативами;
путем регулярного издания подростковой газеты, публикации корреспондентских материалов в местной прессе, создания репортажей обучить кружковцев методике создания журналистских материалов (статей, видеосюжетов), созданию макета, дизайну и верстке газеты, работе с фото- и художественными материалами, работе с оргтехникой, диктофоном, фотоаппаратом.
Воспитывающие
формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
содействовать созданию дружеских отношений в группах кружка, организация крепкого творческого коллектива;
воспитывать у подростков чувство патриотизма.
Основные требования
к участникам Пресс-центра
«Юный корреспондент»
Основными требованиями к участникам при изучении основ журналистики как профессии являются:
желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
активная позиция во время занятий;
выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Формы занятий
беседа;
игра;
чтение и обсуждение статей из газет;
экскурсии;
обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;
выпуск стенных газет и электронных газет;
анкетирование;
презентация;
подготовка статей для публикации в газетах.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы подведения итогов и конечные результаты
анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
участие в презентации «Портфель творческих успехов»;
умение построить устное и письменное сообщение;
умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.
Перспективы развития
участие членов кружка в пропаганде работы пресс-центра;
организация регулярного издания газеты;
передача накопленного опыта детям, желающим принять участие в работе пресс-центра;
создание летописи учреждения;
освещение работы пресс-центра в средствах массовой информации;
распространение опыта среди учреждений района, области;
участие в различных творческих конкурсах.
Тематический план занятий
на 2011-2014 гг.
№ п/п
Название темы
Кол-во часов всего
Кол-во часов теории
Кол-во
часов всего
Примечания
1.
Вводное занятие.
2
2
-
2.
История журналистики.
2
2
-
3.
Журналистика как профессия.
6
2
4
4.
Функции журналистики.
4
4
-
5.
Требования к журналисту.
2
2
-
6.
Формирование жанров журналистики.
8
4
4
7.
Знакомство с оформительским делом.
42
14
28
8.
Экскурсии.
6
-
6
9.
Написание статей.
16
-
16
10.
Анализ материалов периодической печати (нравственные, патриотические, эстетические проблемы журналистики)
6
-
6
11.
Выпуск газет.
40
-
40
12.
Клубный день.
4
-
4
13.
Итоговое занятие.
6
-
6
Итого
144
30
114
Содержание образовательной программы
1-2.Вводное занятие. Ознакомление с планом работы Пресс-центра «Юный корреспондент», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.
3-4.История журналистики. Международный опыт. Выпуск первой газеты в Казахстане, России. Влияние газеты на общественную мысль.
5-6.Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста.
7-8. Журналистика как профессия. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.
9-10. Журналистика как профессия.
Экскурсия в редакцию газеты. Знакомство с этапами выпуска газеты.
11-12.Функции журналистики:
информационная;
коммуникативная;
выражение мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
13-14. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
15-16.Требования к журналисту:
компетентность;
объективность;
соблюдение профессиональных этических норм;
глубокое знание в области литературы, философии и др.
владение литературным языком.
17-20.Формирование жанров журналистики:
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
21-22. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру.
23-24. Написание публикаций выбранного жанра.
25-26.Знакомство с оформительским делом. Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.
27-28.Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов.
29-30. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Попробовать самостоятельно подобрать на выбранную тему иллюстрации для оформления газеты
31-32. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».
33-34. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.
35-36. Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт.
37-38. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.
39-40.Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD.
41-44. Обучение работы на ПК, печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.
45-46.Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT.
47-52.Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение.
53-54.Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер.
55-56. Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER.
57-58.Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов.
59-60. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов.
61-62. Школьный сайт. Эстетика и дизайн. Просмотр материалов школьного сайта.
63-66. Оформление пробного сайта на выбранную тему.
67-68.Экскурсия.
69-72. Написание статьи по итогам экскурсии.
73-74. Обсуждение материалов периодической печати. Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма». Подбор различных статей по теме, их обсуждение.
75-76. Экскурсия в областной краеведческий музей.
77-80. Написание статьи на тему «Я люблю тебя, Родина».
81-82. Обсуждение материалов периодической печати. Нравственные вопросы в прессе. Обзор газет. Чему надо уделять внимание.
83-86. Написание статьи на заданную тему.
87-88. Клубный день. Приглашение на занятие всех желающих гостей. Знакомство с творческими успехами членов пресс-центра «Юный корреспондент».
89-90. Экскурсия в редакцию районной и областной газет. Беседа с корреспондентами. Различия и сходства в работе журналистов и корреспондентов.
91-92. Анализ материалов периодической печати. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи.
93-96. Написание статьи, освещающей успехи Калкаманских учеников на областных и международных конкурсах.
97-98. Клубный день. «Газета – это новости жизни». Как корреспонденты добывают материал. Как определить актуальность темы. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты.
139-142. Итоговое занятие. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ.