Вышивка лентами интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. Оно может перейти в настоящее искусство. Вышивка лентами один из видов декоративно-прикладного искусства, доступна для восприятия и актуальна, ее красота пробуждает интерес к истории возникновения этого вида искусства.
Предлагаемая программа предназначена для детей 7-14 лет. Оптимальное количество членов кружка- 15 человек. Программой предусмотрено обучение детей из различных социальных категорий, детей с отклонениями по состоянию здоровья. Группа занимается 3 раза в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа "Ленточные фантазии" »
Образовательная программа «Ленточные фантазии»
для детей 7-14 лет
(срок реализации 2 года).
Разработала:
Педагог дополнительного образования
Горшкова Елена Владимировна
Введение
Умение много (и хорошо!) делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С.Выготский, - завтра он становится способен выполнить самостоятельно: Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Этому во многом способствует выполнение творческих проектов. Именно творческий проект открывает большие возможности для самореализации личности, но и требует активной самоотдачи, инициативы и ответственности. Поэтому следующей отличительной особенностью реализации данной программы является выполнение проекта и его защита
Программа «Вышивка лентами» составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с учетом современной жизни и интересов учащихся.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.
В программе уделяется большое внимание экскурсиям в музеи, выставочные залы и просто прогулки на природе, где учащиеся познают окружающий мир. Знакомятся с различными видами художественного и декоративно – прикладного искусства, с историей и традициями, познают красоту и неповторимость цветовой гаммы, наблюдают и изучают природные формы цветов, деревьев, трав, насекомых и т. д. Все познанное и увиденное отражается в работах детей.
На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии материалов, качественной обработке изделий и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, а также используются здоровье сберегающие технологии. В связи с тем, что учебное занятие длится 2 часа и здоровью детей может быть нанесён вред, предлагается комплекс упражнений для снятия у учащихся утомления, гимнастики глаз, коррекции осанки и т. д. Прилагается комплекс упражнений "Профилактика утомляемости на занятиях по рукоделию" – (приложение № 1).
Индивидуальный подход в работе создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого обучаемого. Именно индивидуальный подход в обучении даёт раскрыться и утвердиться "трудному подростку", болезненному ребёнку, социально незащищённому, замкнутому в себе. Поэтому для реализации данной программы в процессе работы предлагаются анкетирование как родителей (приложение №2 ), а также анкетирование детей (приложение № 3).
Пояснительная записка
Вышивка лентами интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. Оно может перейти в настоящее искусство. Вышивка лентами один из видов декоративно-прикладного искусства, доступна для восприятия и актуальна, ее красота пробуждает интерес к истории возникновения этого вида искусства.
Предлагаемая программа предназначена для детей 7-14 лет. Оптимальное количество членов кружка- 15 человек. Программой предусмотрено обучение детей из различных социальных категорий, детей с отклонениями по состоянию здоровья. Группа занимается 3 раза в неделю.
Программой предусмотрено проведение диагностической работы. В начале учебного года проводится анкетирование по выявлению мотива выбора обучаемыми данной деятельности, с целью реализации принципа индивидуализации процесса обучения. Регулярно заполняется журнал учета посещаемости и наполняемости для выявления рейтинга данного курса. Прилагается анкетирование «Изучение мотивации выбора обучающимися данного курса»- (приложение №4). Данная диагностическая работа является инструментом, позволяющим оценить эффективность программы.
Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные (теория и практические). Прогулка, экскурсия, конкурсы, выставка, театрализованное занятие, презентация, беседа, лекция и т. д. Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с аудиторией и виды деятельности.
Стимулирует интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игр, конкурсов, театрализованных представлений и т. д. В зависимости от поставленных целей используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с различной литературой. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, ребята создают свою работу, а не пользуются готовыми наработками. В этой деятельности выделяются более одарённые дети. Остальные же пользуются готовыми материалами, а со слабыми ведётся дополнительно индивидуальная работа.
Цель и задачи программы
Основной цельюпрограммы является: формирование у учащихся знаний и умений по вышивке лентами.
Основными задачами являются:
1 сформировать знания, умения и навыки при вышивке лентами;
2 развить самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательные задачи и желание фантазировать;
Программа «Вышивка лентами» включает в себя теоретическую часть, которая подкрепляется практической частью.
Теоретическая часть включает в себя: историю возникновения вышивки лентами, применение вышивки при оформлении интерьера и в отделке швейных изделий, правила ухода за вышитыми изделиями, основы приема композиции, цветоведение, организацию труда и т.д.
В практическую часть входит выполнение работ с использованием различных приемов и способов выполнения вышивки лентами, что позволит проявить творческие способности каждого воспитанника.
Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном искусстве с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.
Программа способствует:
-развитию чувства красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности;
-оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни;
-созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ.
Обучаемым также даётся возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив. Коллективное выполнение заданий наиболее эффективная форма.
Результатом обучения реально является вывод на уровни:
1 уровень - базовый.
ознакомление с историей вышивки;
ознакомление с инструментами и материалами, применяемыми в вышивке;
освоить правила ТБ;
освоить способы перевода рисунка на ткань;
освоить стежки и строчки (тамбурный, стебельчатый, рококо и т. д.);
освоить основные законы построения композиции, цветоведения.
2 уровень
организовать трудовой процесс: рабочее место вышивальщицы;
переводить рисунок на ткань;
составлять цветовое решение по данной композиции;
запяливать ткань в пяльцы;
уметь оформлять готовое вышитое изделие;
участие в конкурсах мастерства.
3 уровень
проектировочная деятельность.
Учебно - тематический план занятий 1-го года обучения.
Содержание
Всего часов
Теория
Практика
1. Введение
4
4
-
2. Техника вышивки лентами
- Изучение и приемы выполнения швов
58
2
56
3.Изготовление декоративных изделий
150
2
148
4.Итоговое занятие
4
2
2
ИТОГО 216 10 206
Учебно - тематический план занятий 2-го года обучения.
Содержание
Всего часов
Теория
Практика
1. Введение
2
2
-
2. Техника вышивки лентами
- Продолжение изучения основных законов выполнения композиции
12
2
10
3.Работа над композициями
198
2
196
4.Итоговое занятие
4
2
2
ИТОГО 216 8 208
V. Содержание программы первого года обучения
Введение ( 4 ч )
История вышивки лентами. Цели и задачи кружка. Знакомство с содержанием работы. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Учебное место и его организация. Внутренний распорядок, безопасные приемы деятельности, санитария, и личная гигиена.
Практическая работа. Ленты. Тесьма и шнуры. Ткани. Вышивание нитками.
Технология выполнения украшающих швов. Требования к качеству швов
Практическая работа. Перевод рисунка на ткань. Работа пяльцами. Закрепление ленты. Выполнение шва «вперед иголку», «назад иголку».
Изучение сложных швов
Изучение и приемы выполнения швов «шнурок» (обвитая наметка), стебельчатого шва, петельного, тамбурного шва, шва «петля с прикрепом», «крестообразный» шов.
Практические работы. Выполнение стебельчатого, петельного, тамбурного, крестообразного шва, обвитая наметка, шов петля с прикрепом.
Изучение и приемы выполнения швов «длинный стежок», « длинный стежок с завитком», шва « узелки», шов « петля перекрученный», « полупетля».
Практические работы. Выполнение швов: «длинный стежок», « длинный стежок с завитком», шва « узелки», шов « петля-перекрученный», «полупетля». Изготовление изделия с использованием изученных швов.
Изучение и приемы выполнения швов: «ленточный», «ленточный шов-бант», шов «захват», шов «пестик», «плюмаж», «ленточный стежок», «собранная лента», «ленточный стежок изогнутый», «бутон»
Практические работы. Выполнение швов: «ленточный», «ленточный шов-бант», шов «захват», шов «пестик», «плюмаж», «ленточный стежок изогнутый», «бутон». Изготовление изделия с использованием изученных швов.
Изучение и приемы выполнения швов: «ленточный стежок-петельный», «смещенный», «прямой стежок с настилом», «перекрученный», «петельный с глазком».
Практические работы. Выполнение швов: «ленточный стежок-петельный», «смещенный», «прямой стежок с настилом», «перекрученный», «петельный с глазком». Изготовление изделия с использованием изученных швов.
Изготовление изделий (150 ч)
Роза из присборенной ленты
Рисунки для вышивки. Виды и формы роз.
Практическая работа. Выбор формы розы. Перевод рисунка на ткань.
Технология выполнения вышивки. Последовательность изготовления изделия. Вышивка изделия. Оформление работы
Роза из скрученной ленты
Рисунки для вышивки. Виды и формы роз.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Оформление работы.
Миниатюра «Тюльпаны»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Картина «Колокольчики синие»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Картина «Цветок папоротника»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Картина «Рябина»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Миниатюра «Голубые ирисы»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Композиция «Вьюнок и ирисы»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Картина «Корзина с розами»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Композиция «Сердце»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Композиция «Праздничный букет»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Картина «Подсолнухи»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Композиция «Мальвы»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Композиция «Полевые цветы»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Композиция «Колонна и чаша»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Миниатюра «Гладиолус»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Картина «Праздничный букет»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Композиция «Подснежники»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Композиция «Ландыши»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Миниатюра «Каллы»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Цветы «Нарциссы»
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Практическая работа. Зарисовка эскиза для вышивки. Последовательность выполнения изделия. Технология выполнения вышивки. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление работы.
Итоговое занятие 4 часа.
-представление и защита творческих работ;
-выставка работ учащихся кружка по группам;
-участие в отчетной выставке.
К концу первого года обучения воспитанник должен:
знать: классификацию вышивки, её историю, эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для вышивки; способы влажно - тепловой обработки вышитого изделия; правила безопасности труда; способы перевода рисунка на ткань, основные законы построения композиции.
уметь: организовать трудовой процесс, рабочее место, технически правильно выполнять приёмы вышивки; осуществлять влажно - тепловую обработку вышитого изделия переводить рисунок на ткань; составлять цветовое решение по данной композиции; запяливать ткань в пяльцы.
Содержание программы второго года обучения.
Вводное занятие (2ч.)
Повторение техники безопасности при работе с материалами и инструментами, необходимые для работы. Учебное место и его организация. Внутренний распорядок, санитария и личная гигиена.
Техника вышивки лентами (12ч.)
Продолжение изучения основных законов выполнения композиций. Повторить способы перевода рисунка на ткань и влажно-тепловую обработку изделия.
Работа над композициями (198ч.)
Картина «Цветочная фантазия»
Составление эскиза (подбор цветовой гаммы ленты, фона, дополнительных элементов композиции).
Практическая работа. Перенос эскиза на основу. Последовательное выполнение этапов работы, с применением технологии вышивки лентами. Заключительный этап: оформление готовой работы.
Картина «Полевые цветы»
Составление эскиза (подбор цветовой гаммы ленты, фона, дополнительных элементов композиции).
Практическая работа. Перенос эскиза на основу. Последовательное выполнение этапов работы, с применением технологии вышивки лентами. Заключительный этап: оформление готовой работы.
Композиция «Корабль из ромашек»
Составление эскиза (подбор цветовой гаммы ленты, фона, дополнительных элементов композиции).
Практическая работа. Перенос эскиза на основу. Последовательное выполнение этапов работы, с применением технологии вышивки лентами. Заключительный этап: оформление готовой работы.
Картина «Подсолнухи»
Составление эскиза (подбор цветовой гаммы ленты, фона, дополнительных элементов композиции).
Практическая работа. Перенос эскиза на основу. Последовательное выполнение этапов работы, с применением технологии вышивки лентами. Заключительный этап: оформление готовой работы.
Картина «Букет сирени»
Составление эскиза (подбор цветовой гаммы ленты, фона, дополнительных элементов композиции).
Практическая работа. Перенос эскиза на основу. Последовательное выполнение этапов работы, с применением технологии вышивки лентами. Заключительный этап: оформление готовой работы.
Картина «Осенние астры»
Составление эскиза (подбор цветовой гаммы ленты, фона, дополнительных элементов композиции).
Практическая работа. Перенос эскиза на основу. Последовательное выполнение этапов работы, с применением технологии вышивки лентами. Заключительный этап: оформление готовой работы.
Композиция «Красные гроздья рябины»
Составление эскиза (подбор цветовой гаммы ленты, фона, дополнительных элементов композиции).
Практическая работа. Перенос эскиза на основу. Последовательное выполнение этапов работы, с применением технологии вышивки лентами. Заключительный этап: оформление готовой работы.
Итоговое занятие (4ч.)
-представление и защита творческих работ;
-выставка работ учащихся кружка по группам;
-участие в отчетной выставке.
К концу второго года обучения воспитанник должен:
знать: классификацию и технику вышивки лентами. Все способы перевода рисунка на ткань. Основные законы построения;
уметь: суметь «увидеть ленту», проявить воображение, интерес, правильно разработать композицию, подобрать цветовую гамму и применить эффективную технологию. Развить и расширить границы эстетических замыслов в композиции, создавать новые оригинальные образцы декоративно-прикладного искусства.
Методическое обеспечение образовательной программы.
Кадровое обеспечениепрограммы: педагог ДО, в штате учреждения, образование высшее, имеющий практический опыт вышивки и владеющий художественным мастерством.
Методические пособия:
Альбомы образцов вышивок по всем темам вышивки с детальным описанием изготовления вышивки.
Различные дидактические материалы по всем темам вышивки, изготовленные своими руками.
Стенд работ учащихся.
Форма подведения итогов: выставки, конкурсы, всё это будет способствовать развитию творческой активности. Лучшие работы участвуют в районных выставках, а также могут быть использованы при оформлении кабинета. Можно представить работы на ярмарках и массовых мероприятиях.
План работы с воспитанниками.
Индивидуальная работа:
На первых занятиях провести анкетирование детей и родителей с целью изучения мотивов к деятельности в декоративно - прикладном творчестве.
Вначале учебного года выявить наиболее способных детей, к их обучению подходить индивидуально, по специально разработанной программе обучения, в зависимости от склонностей ребёнка.
Провести соответствующую работу с родителями, к концу учебного года подготовить с детьми персональные выставки для итоговых выставок.
Организовать взаимопомощь в выполнении заданий.
Провести работу с целью выявления детей из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей и оказать таким детям помощь при посещении занятий.
Установить связь с предпринимателями с целью привлечения спонсорской помощи.
В процессе работы предлагается анкета для родителей (исследования по вопросу воспитания детей и организации разумного досуга).
Результаты ответов помогут педагогу совершенствовать работу по организации образовательного процесса, сделать его более содержательным и интересным, а также в дальнейшем определить, какая именно помощь нужна Вам для общения с ребёнком в семье.
Культурно - массовая работа:
Принимать активное участие в выставках и конкурсах декоративно - прикладного творчества, конкурсах профессионального мастерства, ярмарках.
В каникулярное время посещать музеи, театры, выставки.
Список использованной литературы:
1.Вышивка лентами /М.; Издательство «Ниола- В 95 Пресс», 2007.- 132с.