kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа кукольного кружка "Светлячок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кукольного театра "Светлячок" с фотоотчетом. Кукольный театр одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает их своей яркостью, красочностью и динамикой.В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Цель: ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа кукольного кружка "Светлячок"»

Организация процесса.

Кружок посещают учащиеся 3-5 классов в количестве 15 человек. Занятия начинаются с 2 сентября и заканчиваются 26 мая и проводятся 2 часа в неделю, во вторник с 14-30 до 16-00 часов.

Постигают данное искусство обучающиеся постепенно: изучают историю, овладевают навыком работы с куклой, умением изготавливать куклу и бутафорию, затем приступают к работе над выбранной пьесой.

Требования к занятиям: учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой ответственностью относиться к идейному содержанию спектакля, и художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учитывать уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Успехи каждого учащегося сравнивать с уровнем его знаний и умений. На каждом занятии итоги работы подводить в идее заключительного инструктажа.



№п/п

ТЕМА


Дата

проведения


Количество

часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие.


2

-

2

2.

Проведение инструктажа по технике безопасности.


2

-

2

3.

Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер).



2

-


2

4.

Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о «превращении» и «перевоплощении», как главном явлении театрального искусства.




2



-




2

5.

Этюдный тренаж.


2

-

2

6.

Этюдный тренаж.


2

-

2

7.

Этюдный тренаж.


2

-

2

8.

Этюдный тренаж.


2

-

2

9.

Этюдный тренаж.


2

-

2

10.

Этюдный тренаж.


2

-

2

11.

Этюдный тренаж.


2

-

2

12.

Выбор для спектакля пьесы.


2

-

2

13.

Распределение ролей и чтение произведения учащихся.


2

-

2

14.

Обработка чтения каждой роли.


-

2

2

15.

Отработка чтения каждой роли.


-

2

2

16.

Обучение работе к вождению куклы над ширмой.


-

2

2

17.

Обучение работе к вождению куклы над ширмой.


-

2

2

18.

Изготовление кукол и бутафории.


-

2

2

19.

Изготовление кукол и бутафории.


-

2

2

20.

Генеральная репетиция пьесы.


-

2

2

21.

Показ пьесы детям.


-

2

2

22.

Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.





2




-




2


23.

Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.


2

-

2

24.

Репетиция пьесы.


-

2

2

25.

Репетиция пьесы.


-

2

2

26.

Репетиция пьесы.


-

2

2

27.

Подготовка кукол и бутафории к спектаклю.


-

2

2

28.

Подготовка кукол и бутафории к спектаклю.


-

2

2

29.

Генеральная репетиция пьесы.


-

2

2

30.

Показ пьесы детям.


-

2

2

31.

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение произведения учащихся. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?



2


-



2

32.

Распределение ролей и чтение произведений учащимися.


2

-

2

33.

Обработка чтения каждой роли.


2

-

2

34.

Репетиция пьесы.


-

2

2

35.

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю. Музыкальное оформление.



-


2


2

36.

Показ пьесы детям.


-

2

2

37.

Творческий отчет кружка.


-

2

2

38.

Экскурсия членов кружка в г. Волгоград, с посещением Театра кукол.













МКОУ Приволжская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на пед. Согласовано: Утверждаю

совете Зам директора по Директор МКОУ

Протокол № _______ воспитательной работе Приволжской СОШ

От «____» _________ 2014 г. ___________ (Колесникова А.В.) ___________ (Кожина С.А.)

________________________ «____» ___________2014 г. «____» _____________2014 г.






Образовательная программа кукольного кружка

«Светлячок»

для учащихся 3-5 классов



Составитель программы: Лыкова Светлана Ивановна

2014-2015 учебный год





Программа кружка кукольного театра «Светлячок»

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. 


Пояснительная записка.


Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

 

Цель и задачи  образовательной программы.


Цель:

ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра.

Задачи:

Образовательные:

  • -познакомить с историей кукольного театра;

  • -пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство ;

  • -научить детей самостоятельно изготавливать куклы;

  • -добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Развивающие:  

  • развивать индивидуальные творческие способности  детей;

  • -развивать воображение, пространственное мышление детей;

  • -способствовать развитию мелкой моторики.

Воспитательные:

  • -воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;

  • -развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;

  • -воспитывать коммуникативные навыки.

Условия реализации образовательной программы.


  Программа адресована учащимся начальной школы, направлена на развитие и коррекцию высших психических функций.


Основные компоненты

Способы распознавания

Мотивы и ценности

Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой.

Знания

Знания: об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер).

Умения

Делать куклы, работать с куклой над ширмой.

Доминантные качества личности

Приобретение необходимых личностных качеств.


Набор учащихся в коллектив осуществляется по желанию.

Занятия проводятся по 2 часа в неделю. Вторник с 14.30-16.00

Всего за учебный год – 76 часов.


Ожидаемые результаты реализации образовательной программы.


    Результаты обучения по программе можно определить по следующим параметрам:

1.Умеют разработать и выполнить куклу и предметы бутафории  разной сложности.

2. Владеют приемами работы с куклой, с ширмой.

3.Умеют грамотно и аргументировано оценить свои творческие возможности, увидеть и поправить ошибки.

4.Умеют самостоятельно подобрать, выучить и обыграть с куклой роль.

5. Умеют ставить перед собой определенные цели и задачи.

6.Развивают потребности и привычки в самосовершенствовании, как знаний, так и творчества.

   Практическим результатом  при изготовлении куклы  и предметов бутафории является создание ребенком собственных работ, сначала простых (пальчиковая кукла, бутафория из папье-маше), потом более сложных (каркасная кукла, элементы декорации и т.д.)

  Практическим результатом работы с куклой является создание ребенком сначала простых образов (герои сказок, стихов, прибауток), потом более сложных (герои рассказов, пьес и т.д.).

   По итогам года проводятся  выставки работ и показ пьесы в школе и детском саду.


Способы отслеживания и контроля результатов.


  В творческий коллектив приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.

   Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок, показов. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми.

   Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе.

  Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике.

  Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

  Очень важен в коллективе элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Два раза в год, в декабре и мае, подводятся итоги и победители награждаются.





Учебно-тематический план.

( 76 часов)


Темы

Количество часов



Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Таинственные превращения

8

8

 

3

Работа над выбранной для спектакля пьесой

40

 

40

4

Изготовление кукол и бутафории

20

20

5

Выбор для спектакля пьесы

2

2

 

6

Показ пьесы детям

3

 

3

7

Ремонт кукол

2

 

2

Всего


76

11

65


Формы и методы работы.


    Работа с куклой - процесс трудоемкий, требующий развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.

     Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать

возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. В конце года ребята участвуют в отчетном показе в школе. Это формирует у детей готовность к решению более сложных задач.

 

Форма проведения занятий может быть различной:

  • учебное занятие;

  • творческая мастерская;

  • мастер-класс;

  • посещение и участие в выставках, показах;

  • посещение музеев, театров.

   

    Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой инициативы ребенка.

Учебно-методическое обеспечение:


  • методические разработки;

  • информационный материал;

  • наглядные пособия;

  • фотографии;

  • видеоматериалы;

  • образцы изделий;

  • шаблоны;

  • раздаточный материал.


Теоретическая часть занятия включает в себя:

  • постановку целей и объяснение задач;

  • создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся (желательно добиваться, чтобы дети сами определяли цели, методы, выбирали контроль);

  • изложение нового материала (проводиться в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых приемов).

Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:

  • доступности «от простого к сложному»;

  • наглядности;

  • индивидуального подхода к каждому ученику;

  • организации взаимопомощи в выполнении работ;

  • многократного повторения.

 

   В зависимости от способностей ученикаиспользуются различные формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.

     По каждой выполненной работе все члены коллектива высказывают свое мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.

   Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов обучения.

    В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.


Материально-техническое  обеспечение образовательной программы.

    Занятия кукольного коллектива проводятся в кабинете.

     В кабинете имеется техническое оборудование: музыкальный центр.

    В шкафах хранятся куклы, бутафория, декорации, ширмы. В книжном шкафу собраны произведения детских писателей. Есть альбом с рисунками образцов изделий, лучшие творческие работы тоже становятся образцами, с обязательным указанием автора.

     В кабинете имеются инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.

   Материалами для изготовления кукол, бутафории и декораций обеспечивает педагог.


Используемая литература


  • Газета: «Начальная школа», № 30. 1999г.;

  • Журнал: « Начальная школа» №7, 1999г.;

  • Караманенко Т.Н.  « Кукольный театр», Москва 2001г.;

  • Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами»,Волгоград:Уитель, 2010г.

  • Сорокина Н.Ф.  «Играем в кукольный театр» , « Аркти», Москва 2001г.;

  • Журналы: «Педсовет», «Последний звонок», «Читаем, учимся, играем», «АБВГДейка».



  Устав кружка.


Права членов кружка:

  • членом кружка может стать каждый учащийся, любящий кукольное искусство и желающий принимать участие в постановке спектаклей;

  • член кружка имеет право самостоятельно изготавливать простейшие перчаточные куклы;

члены кружка имеют право показывать свои спектакли сверстникам, малышам детских садов, старшеклассникам, родителям.

Обязанности членов кружка:

  • член кружка обязан строго соблюдать дисциплину, регулярно посещать занятия;

  • добросовестно выполнять все задания;

  • бережно относиться к куклам и декорациям;

  • расширять свой кругозор в области театрального искусства.






Фотоотчет

кукольного театра «Светлячок»



Кукольный спектакль по мотивам русской сказки

«Колобок на современный лад»



Кукольный спектакль «Маша и медведь»

Кукольный спектакль «В гостях у солнышка»


Актеры кукольного спектакля

«Колобок на современный лад»

В ролях: Бабка – Михайлова Н., колобка – Пахоменко А., дед – Демина К., волк и лиса – Ляшенко М., заяц и медведь – Коломейцева Н.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образовательная программа кукольного кружка "Светлячок"

Автор: Лыкова Светлана Ивановна

Дата: 05.08.2015

Номер свидетельства: 224377


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства