Образовательная программа кукольного кружка "Светлячок"
Образовательная программа кукольного кружка "Светлячок"
Рабочая программа кукольного театра "Светлячок" с фотоотчетом. Кукольный театр одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает их своей яркостью, красочностью и динамикой.В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности.Цель: ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа кукольного кружка "Светлячок"»
Организация процесса.
Кружок посещают учащиеся 3-5 классов в количестве 15 человек. Занятия начинаются с 2 сентября и заканчиваются 26 мая и проводятся 2 часа в неделю, во вторник с 14-30 до 16-00 часов.
Постигают данное искусство обучающиеся постепенно: изучают историю, овладевают навыком работы с куклой, умением изготавливать куклу и бутафорию, затем приступают к работе над выбранной пьесой.
Требования к занятиям: учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой ответственностью относиться к идейному содержанию спектакля, и художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учитывать уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Успехи каждого учащегося сравнивать с уровнем его знаний и умений. На каждом занятии итоги работы подводить в идее заключительного инструктажа.
№п/п
ТЕМА
Дата
проведения
Количество
часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие.
2
-
2
2.
Проведение инструктажа по технике безопасности.
2
-
2
3.
Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер).
2
-
2
4.
Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о «превращении» и «перевоплощении», как главном явлении театрального искусства.
2
-
2
5.
Этюдный тренаж.
2
-
2
6.
Этюдный тренаж.
2
-
2
7.
Этюдный тренаж.
2
-
2
8.
Этюдный тренаж.
2
-
2
9.
Этюдный тренаж.
2
-
2
10.
Этюдный тренаж.
2
-
2
11.
Этюдный тренаж.
2
-
2
12.
Выбор для спектакля пьесы.
2
-
2
13.
Распределение ролей и чтение произведения учащихся.
2
-
2
14.
Обработка чтения каждой роли.
-
2
2
15.
Отработка чтения каждой роли.
-
2
2
16.
Обучение работе к вождению куклы над ширмой.
-
2
2
17.
Обучение работе к вождению куклы над ширмой.
-
2
2
18.
Изготовление кукол и бутафории.
-
2
2
19.
Изготовление кукол и бутафории.
-
2
2
20.
Генеральная репетиция пьесы.
-
2
2
21.
Показ пьесы детям.
-
2
2
22.
Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.
2
-
2
23.
Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.
2
-
2
24.
Репетиция пьесы.
-
2
2
25.
Репетиция пьесы.
-
2
2
26.
Репетиция пьесы.
-
2
2
27.
Подготовка кукол и бутафории к спектаклю.
-
2
2
28.
Подготовка кукол и бутафории к спектаклю.
-
2
2
29.
Генеральная репетиция пьесы.
-
2
2
30.
Показ пьесы детям.
-
2
2
31.
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение произведения учащихся. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?
2
-
2
32.
Распределение ролей и чтение произведений учащимися.
2
-
2
33.
Обработка чтения каждой роли.
2
-
2
34.
Репетиция пьесы.
-
2
2
35.
Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю. Музыкальное оформление.
-
2
2
36.
Показ пьесы детям.
-
2
2
37.
Творческий отчет кружка.
-
2
2
38.
Экскурсия членов кружка в г. Волгоград, с посещением Театра кукол.
МКОУ Приволжская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на пед. Согласовано: Утверждаю
совете Зам директора по Директор МКОУ
Протокол № _______ воспитательной работе Приволжской СОШ
От «____» _________ 2014 г. ___________ (Колесникова А.В.) ___________ (Кожина С.А.)
________________________ «____» ___________2014 г. «____» _____________2014 г.
Образовательная программа кукольного кружка
«Светлячок»
для учащихся 3-5 классов
Составитель программы: Лыкова Светлана Ивановна
2014-2015 учебный год
Программа кружка кукольного театра «Светлячок»
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее.
Пояснительная записка.
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Цель и задачи образовательной программы.
Цель:
ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с историей кукольного театра;
-пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство ;
-научить детей самостоятельно изготавливать куклы;
-добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Развивающие:
развивать индивидуальные творческие способности детей;
-воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
-развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
-воспитывать коммуникативные навыки.
Условия реализации образовательной программы.
Программа адресована учащимся начальной школы, направлена на развитие и коррекцию высших психических функций.
Основные компоненты
Способы распознавания
Мотивы и ценности
Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой.
Знания
Знания: об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер).
Умения
Делать куклы, работать с куклой над ширмой.
Доминантные качества личности
Приобретение необходимых личностных качеств.
Набор учащихся в коллектив осуществляется по желанию.
Занятия проводятся по 2 часа в неделю. Вторник с 14.30-16.00
Всего за учебный год – 76 часов.
Ожидаемые результаты реализации образовательной программы.
Результаты обучения по программе можно определить по следующим параметрам:
1.Умеют разработать и выполнить куклу и предметы бутафории разной сложности.
2. Владеют приемами работы с куклой, с ширмой.
3.Умеют грамотно и аргументировано оценить свои творческие возможности, увидеть и поправить ошибки.
4.Умеют самостоятельно подобрать, выучить и обыграть с куклой роль.
5. Умеют ставить перед собой определенные цели и задачи.
6.Развивают потребности и привычки в самосовершенствовании, как знаний, так и творчества.
Практическим результатом при изготовлении куклы и предметов бутафории является создание ребенком собственных работ, сначала простых (пальчиковая кукла, бутафория из папье-маше), потом более сложных (каркасная кукла, элементы декорации и т.д.)
Практическим результатом работы с куклой является создание ребенком сначала простых образов (герои сказок, стихов, прибауток), потом более сложных (герои рассказов, пьес и т.д.).
По итогам года проводятся выставки работ и показ пьесы в школе и детском саду.
Способы отслеживания и контроля результатов.
В творческий коллектив приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.
Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок, показов. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми.
Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе.
Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике.
Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
Очень важен в коллективе элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Два раза в год, в декабре и мае, подводятся итоги и победители награждаются.
Учебно-тематический план.
( 76 часов)
№
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
2
Таинственные превращения
8
8
3
Работа над выбранной для спектакля пьесой
40
40
4
Изготовление кукол и бутафории
20
20
5
Выбор для спектакля пьесы
2
2
6
Показ пьесы детям
3
3
7
Ремонт кукол
2
2
Всего
76
11
65
Формы и методы работы.
Работа с куклой - процесс трудоемкий, требующий развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.
Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать
возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. В конце года ребята участвуют в отчетном показе в школе. Это формирует у детей готовность к решению более сложных задач.
Форма проведения занятий может быть различной:
учебное занятие;
творческая мастерская;
мастер-класс;
посещение и участие в выставках, показах;
посещение музеев, театров.
Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой инициативы ребенка.
Учебно-методическое обеспечение:
методические разработки;
информационный материал;
наглядные пособия;
фотографии;
видеоматериалы;
образцы изделий;
шаблоны;
раздаточный материал.
Теоретическая часть занятия включает в себя:
постановку целей и объяснение задач;
создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся (желательно добиваться, чтобы дети сами определяли цели, методы, выбирали контроль);
изложение нового материала (проводиться в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых приемов).
Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:
доступности «от простого к сложному»;
наглядности;
индивидуального подхода к каждому ученику;
организации взаимопомощи в выполнении работ;
многократного повторения.
В зависимости от способностей ученика, используются различные формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.
По каждой выполненной работе все члены коллектива высказывают свое мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.
Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов обучения.
В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы.
Занятия кукольного коллектива проводятся в кабинете.
В кабинете имеется техническое оборудование: музыкальный центр.
В шкафах хранятся куклы, бутафория, декорации, ширмы. В книжном шкафу собраны произведения детских писателей. Есть альбом с рисунками образцов изделий, лучшие творческие работы тоже становятся образцами, с обязательным указанием автора.
В кабинете имеются инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.
Материалами для изготовления кукол, бутафории и декораций обеспечивает педагог.
Используемая литература
Газета: «Начальная школа», № 30. 1999г.;
Журнал: « Начальная школа» №7, 1999г.;
Караманенко Т.Н. « Кукольный театр», Москва 2001г.;