10. График работы факультатива: пятница с 13-20 – до 14-05 часов.
Пояснительная записка.
Цель :
Развитие логического мышления через обучение элементам игры в шахматы и шашки у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Ознакомить с историей шахмат и шашек;
2. Обучить шахматной и шашечной игре;
3. Дать понятия нотация, умение решать элементарные задачи.
Развивающие задачи:
Программа предусматривает развитие логического и творческого мышления, памяти, внимания и быстроты мышления.
Воспитывающие задачи:
Стремиться воспитать целеустремленность, дисциплинированность, усидчивость, выносливость, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Организационно - педагогические основы обучения.
Реализация программы рассчитана на 1 год.
Возраст воспитанников в группе от 7 до 13 лет;
Учёт возрастных и психофизиологических особенностей детей, умения и навыки;
Количество детей в группе 12 человек;
Уровень подготовки детей при приёме в группы определяется собеседованием.
К концу учебного года дети должны знать:
Азбуку шашечной игры: доска и шашки. Шашечная нотация.Название диагоналей доски. Правила шашечной игры.
Названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры.
Ориентироваться на шахматной доске:
-играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
-правильно помещать шахматную доску между партнёрами;
- правильно расставлять начальное положение;
-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
-рокировать;
-объявлять шах;
-решать элементарные задачи «мат в 1 ход».
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих программ является индивидуальный подход к интересам детей с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях кружка они знакомятся с азами игры как в шашки, так и в шахматы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа кружка "Диагональ" »
Муниципальное специальное (коррекционно)образовательное учреждение для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная(коррекционная)средняя общеобразовательная школа №15»
УТВЕРЖДЕНО
на методическом совете
протокол№ от
Директор «С(К)СОШ№15»
Огородова О.А.
Приказ № от
Образовательная программа кружка
«Диагональ»
на 2014- 2015 учебный год
Автор-составитель:
педагог-библиотекарь Старцева Р.К.
г.Чусовой 2014
Визитная карточка.
1.Тип программы: обучающая.
2. Срок реализации: сентябрь 2014- май 2015.
3. Образовательный уровень: спорт.
4.Содержание: программа.
5. Количество обучающихся: 12 человек.
6. Возраст: 7-13 лет.
7. Продолжительность учебного часа: 45 минут.
8.Учебный период : 34 часа.
9.Количество занятий в неделю:1.
10. График работы факультатива: пятница с 13-20 – до 14-05 часов.
Пояснительная записка.
Цель :
Развитие логического мышления через обучение элементам игры в шахматы и шашки у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Ознакомить с историей шахмат и шашек;
2. Обучить шахматной и шашечной игре;
3. Дать понятия нотация, умение решать элементарные задачи.
Развивающие задачи:
Программа предусматривает развитие логического и творческого мышления, памяти, внимания и быстроты мышления.
Воспитывающие задачи:
Стремиться воспитать целеустремленность, дисциплинированность, усидчивость, выносливость, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Организационно - педагогические основы обучения.
Реализация программы рассчитана на 1 год.
Возраст воспитанников в группе от 7 до 13 лет;
Учёт возрастных и психофизиологических особенностей детей, умения и навыки;
Количество детей в группе 12 человек;
Уровень подготовки детей при приёме в группы определяется собеседованием.
К концу учебного года дети должны знать:
Азбуку шашечной игры: доска и шашки. Шашечная нотация.Название диагоналей доски. Правила шашечной игры.
Названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры.
Ориентироваться на шахматной доске:
-играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
-правильно помещать шахматную доску между партнёрами;
- правильно расставлять начальное положение;
-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
-рокировать;
-объявлять шах;
-решать элементарные задачи «мат в 1 ход».
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих программ является индивидуальный подход к интересам детей с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях кружка они знакомятся с азами игры как в шашки, так и в шахматы.
Календарно-тематический план занятий по шахматам и шашкам факультатива «Диагональ» с учащимися 1-го года обучения
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Дата проведения
1.
История шашек и шахмат. Название фигур.
1
2.
Шахматная и шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур.
1
3.
Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия»
1
4.
Начало партий: »Кол» ,»Обратный кол»
1
5.
Ловушки в начале партии.1-я и 2-я ловушка
1
6.
Ловушки в начале партии. 3 и 4-я ловушка.
1
7.
Ловушки в начале партии. 5 и 6-я ловушка.
1
8.
Шашечные окончания. 4 дамки против одной.
1
9.
Шашечные окончания. 3 дамки против одной.
1
10.
Учебные игры в шашки.
1
11.
Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие шахматных фигур.
1.История шашек и шахмат. Название фигур. Беседа о возникновении шахмат и шашек. Игра «Поле чудес».
2.Шахматная и шашечная доска. Начальное положение шахматных фигур. Название и сила фигур. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры: двое играющих по очереди заполняют вертикальную линию шахматной доски, горизонтальную линию и диагональ шахматной доски.
В мешочке спрятаны шахматные фигуры. Необходимо на ощупь определить название фигуры. Тогда и называем силу этой фигуры.
3.Правила шашечной игры: тронул шашку, ходи этой же шашкой.Отпустил шашку, сходил. Назад шашки не ходят, а рубить назад должно. Рубка обязательна. Одна дамка против двух – ничья или считают 5 ходов.3 дамки против одной считают 15 ходов. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия».Стр.139-140 в кн.Б.Герцензон «Шашки-это интересно».
4.Начало партий в шашках «Кол», «Обратный кол». Начало партий дают дальнейшее направление всей игре. Для закрепления рассматриваются учебные примеры в книге Герцензона «Шашки – это интересно».Стр.141.
5-7.На этих занятиях рассматриваются позиции, при которых можно попасть в ловушку. Происходит знакомство с ловушками в начале партии на простых примерах.
8-9. На занятиях рассматриваются примеры игры в шашки – как стоит играть в окончаниях. Рассматриваются варианты различных окончаний.
10. Учебные игры в шашки. Повторение изученного материала.
11.Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие шахматных фигур.
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра на уничтожение: белопольные и чернопольные слоны, качество, лёгкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, превращение пешки.
12.Шах и мат.Ничья. «Мат или не мат» - приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:дан ли мат черному королю. Дидактические игры по шахматному лото.
13-16.Начало партии. Детский мат. Ценность фигур. Мат одинокому королю. Рассматриваются всевозможные виды матов королю и ценность фигур.Как избавиться от «детского мата». Стр. 305-306..Костров В, «Занимательные шахматы».
17.Учебные игры по шахматам. Дидактические игры «Поучись-ка ходить»,»шахматная валюта», «Погоняй-ка короля».
18.Учебные игры и соревнования в школе по шашкам и шахматам в классах.
19.Рокировка. Бой и защита. Размен. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Бой им защита на битом поле. Стр.320.КостровВ. «Занимательные шахматы».
20.Пешечные окончания. Ход пешки, превращение пешки. Дидактические задания «Один в поле воин», «Игра на уничтожение».
21.Учебные игры. Решение задач. Игра в шахматное лото. Решение учебных задач из книг Кострова В. «Нескучный учебник» ,А.П. Сокольского «Ваш первый ход».
22. Слоновые окончания. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение».
23.Коневые окончания. Конь против ферзя, ладьи, слона. Сложные положения. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение».
24-26. Ферзь против пешки. Ладья против пешки. Ферзь против ладьи. Сложные положения. Ограничение подвижности. Дидактические игры: «Взятие». «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля».
27. Учебные игры в шахматах. Что такое пат. Вилка. Короткие партии и ловушки из кн. А.Сокольского «Ваш первый ход» стр. 41-47
28. Начало партии в игре шашки. Повторение.Начало «Городская партия». «обратная городская партия». «кол», «Обратный кол».
29. Учебные игры по шахматам и шашкам. «Матование одинокого короля». Простые шашки против простых. Дамки против простых.
30. Ловушки в начале партии в игре в шашки. Цель- развить комбинационное зрение. Решение задач из кн.Б.Герцензона «Шашки-это интересно».Стр.55-57.
31. Шашечные окончания. Решение задач из книги Б.Герцензона «шашки-это интересно». Стр. 113-117.
32.Учебные игры. Повторение темы. Дидактические игры «Поймай дамку простыми».
33.Дебюты в игре шахматы. Как лучше начать партию. Игра всеми фигурами в начальном положении. Демонстрация коротких партий.
34. Учебные игры по шахматам и русским шашкам. Повторение программного материала.
Организационно-методическое обеспечение программы:
-Создание группы учащихся шахматно-шашечного кружка.
-Шефство старших учащихся за младшими.
Методическая работа:
-Разработать планы занятий по темам;
-Подготовить инвентарь: обеспечить комплектами шашек и шахмат.
-Работать над обобщением опыта игры в шахматы и шашки.