kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа краткосрочного курса «Учимся задавать вопросы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направление работы, в рамках которого реализуется программа - интеллектуальное Категория уч-ся – учащиеся 5-х классов Количество часов, из них количество часов на аудиторную, практическую, самостоятельную работу учащихся - 8 часов, из них: 2 часа на аудиторную работу, 4 часа на практическую, 2 часа на самостоятельную работу. Наличие программы в УП школы/ в плане внеурочной деятельности – программа включена в план внеурочной деятельности. Организационные условия: 4 двухчасовых занятия во внеурочное время • время проведения в течение года – февраль, март • режим проведения - расписание занятий • место реализации программы МАОУ «СОШ № 15»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа краткосрочного курса «Учимся задавать вопросы»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15












Образовательная программа

краткосрочного курса «Учимся задавать вопросы»









Авторы-составители:

Комарова С.В. учитель начальных классов,

Закиева Р.Б. учитель истории



















Губаха

2013


Образовательная программа

краткосрочного курса «Учимся задавать вопросы»

МАОУ «СОШ № 15»

  1. ФИО, должность:

Комарова Светлана Владимировна, учитель начальных классов

Светлакова Роза Билсуровна, учитель истории.

  1. Форма и название программы - краткосрочный курс «Работа с текстом. Учимся задавать вопросы»

  2. Направление работы, в рамках которого реализуется программа - интеллектуальное

  3. Категория уч-ся – учащиеся 5-х классов

  4. Количество часов, из них количество часов на аудиторную, практическую, самостоятельную работу учащихся - 8 часов, из них: 2 часа на аудиторную работу, 4 часа на практическую, 2 часа на самостоятельную работу.

  5. Наличие программы в УП школы/ в плане внеурочной деятельности – программа включена в план внеурочной деятельности.

  6. Организационные условия: 4 двухчасовых занятия во внеурочное время

  • время проведения в течение года – февраль, март

  • режим проведения - расписание занятий

  • место реализации программы МАОУ «СОШ № 15»

  1. Ожидаемые результаты реализации программы

    Результат

    УУД

    Критерии и показатели результативности программы

    повышение мотивации учащихся к обучению, развитием у них интереса к изучаемым предметам


    личностные



    осознание ответственности за процесс и результат своей деятельности


    формирование навыков смыслового чтения


    метапредметный результат

    умение задавать «тонкие и толстые вопросы» к прочитанному научно-познавательному тексту

    объемом 150-200 слов.

    выделение существенной информации из сообщений, текстов

    запись, фиксация информации


    познавательные

    структурирование информации и её использование


    развитие коммуникативных навыков


    коммуникативные

    овладение способами конструктивного взаимодействия, соглашение,

    удовлетворенность деятельностью

  2. Объекты оценивания – самостоятельно сформулированные «тонкие и толстые вопросы» по прочитанному тексту.

Критерии оценивания вопросов:

1. Наличие различных типов вопросов (0-25б)

Учащийся умеет формулировать все 4 типа вопросов (согласно классификации) – 25б

Учащийся формулирует все типы вопросов, кроме практических – 20б.

Учащийся умеет формулировать только «тонкие» вопросы – 10б

Учащийся формулирует только однотипные вопросы – 0б

2. Самостоятельность (0-25б)

Учащийся сам без помощи учителя сформулировал вопросы – 25б.

75% вопросов составлено учащимся самостоятельно – 20б.

Учащийся составил только «тонкие» вопросы к тексту самостоятельно – 10б.

Учащийся не смог составить ни одного вопроса самостоятельно – 0б. 

3. Доступность сформулированных вопросов для понимания собеседника (0-25б)

Учащийся составил вопросы однозначно понятные собеседнику – 25 б.

25% вопросов, составленных учащимися, вызывают затруднение в их понимании – 20б

50% вопросов, составленных учащимися, вызывают затруднение в их понимании – 10б.

Учащийся не смог составить вопросы, доступные для понимания – 0б.

  1. Содержание программы

В стандартах уделяется особое внимание формированию у учащихся умения осмысленно читать тексты («смысловое чтение»). т.е максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливая все детали, и осмысливать извлеченную информацию. Работа с текстами осуществляется на каждом предмете. Учащиеся стремятся не понять, а заучить материал, вызубрить его, мало вникая в смысл. Поэтому им трудно вспомнить то, что прочитали, тем более воспроизвести прочитанное. Готовясь к урокам, они читают текст полностью, не разбивая его на смысловые части, не зная, как извлечь нужную информацию из текста, т е в тексте большого объема не могут найти ответы на поставленные вопросы.

А что как ни вопросы заставляют вдуматься в текст и лучше усвоить его содержание? Вопрос - это инструмент активного получения информации, средство переключения мысли в нужном направлении. Он «запускает» познавательную деятельность. Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент, умение видеть проблему.

Самостоятельное формулирование вопросов при обсуждении прочитанного вызывает большую трудность у учащихся. Чаще всего они задают односложные вопросы, связанные с фактической стороной материала, вопросы на воспроизведение. Поэтому необходимо начать работу над формированием у учащихся навыка смыслового чтения с обучения их давать ответы на «тонкие и толстые вопросы» и формулировать их самостоятельно.

Знак вопроса по своей форме напоминает рыболовный крючок. Любой знает, что с его помощью можно поймать рыбу. Но у каждого ли это получится?

Цель курса: понимание содержания текста через умение задавать «тонкие и толстые вопросы».

План реализации программы

№ п\п

Название раздела

часы

Способы деятельности

педагога и учащихся

Объект оценивания

1.

Входная диагностика

2

Вхождение

в деятельность.

Краткий инструктаж. Работа с текстом, выполнение заданий (поиск ключевых слов, формулирование «тонких и толстых» вопросов) Знакомство с критериями.

Самооценка и рефлексия.

Работа в группах

Самостоятельная работа

Определение интересов.

Обобщенный анализ диагностики.

Развитие коммуникативных навыков.

2

Практикум по теме «Как правильно составить «тонкие и толстые вопросы»

2

Знакомство с «тонкими и толстыми вопросами» по классификации И.О. Загашева. Актуализация знаний по теме «вопросительные слова». Работа по предложенному тексту: поиск ключевых слов, маркирование текста, составление «тонких» и «толстых» вопросов.

Взаимооценка с опорой на критерии и рефлексия.

Использовалась работа в парах.

Самостоятельная работа

Сформулированные «тонкие и толстые вопросы»

3

Практикум по теме «Как правильно составить «тонкие и толстые вопросы»

2

Заполнение таблицы: «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Работа с текстом: игры «Почемучка», «Найди 13 колибри»

Рефлексия (Методика незаконченных предложений)

Использовалась работа в парах сменного состава.

Самостоятельная работа

Заполненная таблица, сформулированные «тонкие и толстые вопросы»


4

Итоговое занятие.

2

Задания с использованием приемов ТРКМЧ (ЗХУ, маркирование текста, Ромашка Блума и др)

Форма работы – индивидуальная.

Самостоятельная работа в листе обратной связи.

Сформулированные «тонкие и толстые вопросы»

Лист обратной связи.



  1. Материалы для реализации программы.

  1. Снетков В. М. Психология коммуникации в организациях (учебное пособие). СПб.: СПбГУ, 1999. — 116 с.

  2. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

  3. Интернет-ресурсы:

http://www.evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html



  1. Необходимое ресурсное обеспечение реализации программы.

Тексты поделенные на абзацы, тезаурус, классификация вопросов (приложение 1) и диагностические материалы: критерии оценивания (приложение 2), лист обратной связи (приложение 3).

Для выполнения заданий учащимся предоставляется 2 бланка. Бланк 1 – текст и задания к нему, Бланк 2 – чистый лист для составления вопросов.





























Приложение 1



Тезаурус

Тонкие вопросы - это вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ.

Толстые вопросы - это те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.

Классификация вопросов И.О. Загашева.

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и

воспроизвести определенную информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …?», «Если я

правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по – моему, вы сказали о …?»

Объясняющие вопросы «Почему?» (Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы

условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим: «Что изменилось бы в мире, если

бы …?», «Как вы думаете, как будет …?»)

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и

практикой, мы называем его практическим: «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?»,

«Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Простые и уточняющие вопросы относятся к категории «тонкие», объясняющие и практические вопросы

– к категории «толстые».

Приложение 2

Критерии оценивания вопросов:

1. Наличие различных типов вопросов (0-25б)

Учащийся умеет формулировать все 4 типа вопросов (согласно классификации) – 25б

Учащийся формулирует все типы вопросов, кроме практических – 20б.

Учащийся умеет формулировать только «тонкие» вопросы – 10б

Учащийся формулирует только однотипные вопросы – 0б

2. Самостоятельность (0-25б)

Учащийся сам без помощи учителя сформулировал вопросы – 25б.

75% вопросов составлено учащимся самостоятельно – 20б.

Учащийся составил только «тонкие» вопросы к тексту самостоятельно – 10б.

Учащийся не смог составить ни одного вопроса самостоятельно – 0б. 

3. Доступность сформулированных вопросов для понимания собеседника (0-25б)

Учащийся составил вопросы однозначно понятные собеседнику – 25 б.

25% вопросов, составленных учащимися, вызывают затруднение в их понимании – 20б

50% вопросов, составленных учащимися, вызывают затруднение в их понимании – 10б.

Учащийся не смог составить вопросы, доступные для понимания – 0б.

Приложение 3

Лист обратной связи

Учащийся ФИ


Дата


Тема


Задание


Кол-во баллов


Какие возникли трудности при выполнении задания?


Комментарии учителя








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Образовательная программа краткосрочного курса «Учимся задавать вопросы»

Автор: Комарова Светлана Владимировна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277800


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства