Образовательная программа краткосрочного курса «Учимся задавать вопросы»
Образовательная программа краткосрочного курса «Учимся задавать вопросы»
Направление работы, в рамках которого реализуется программа - интеллектуальное
Категория уч-ся – учащиеся 5-х классов
Количество часов, из них количество часов на аудиторную, практическую, самостоятельную работу учащихся - 8 часов, из них: 2 часа на аудиторную работу, 4 часа на практическую, 2 часа на самостоятельную работу.
Наличие программы в УП школы/ в плане внеурочной деятельности – программа включена в план внеурочной деятельности.
Организационные условия: 4 двухчасовых занятия во внеурочное время
• время проведения в течение года – февраль, март
• режим проведения - расписание занятий
• место реализации программы МАОУ «СОШ № 15»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа краткосрочного курса «Учимся задавать вопросы»»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
Образовательная программа
краткосрочного курса «Учимся задавать вопросы»
Авторы-составители:
Комарова С.В. учитель начальных классов,
Закиева Р.Б. учитель истории
Губаха
2013
Образовательная программа
краткосрочного курса «Учимся задавать вопросы»
МАОУ «СОШ № 15»
ФИО, должность:
Комарова Светлана Владимировна, учитель начальных классов
Светлакова Роза Билсуровна, учитель истории.
Форма и название программы - краткосрочный курс «Работа с текстом. Учимся задавать вопросы»
Направление работы, в рамках которого реализуется программа - интеллектуальное
Категория уч-ся – учащиеся 5-х классов
Количество часов, из них количество часов на аудиторную, практическую, самостоятельную работу учащихся - 8 часов, из них: 2 часа на аудиторную работу, 4 часа на практическую, 2 часа на самостоятельную работу.
Наличие программы в УП школы/ в плане внеурочной деятельности – программа включена в план внеурочной деятельности.
Организационные условия: 4 двухчасовых занятия во внеурочное время
время проведения в течение года – февраль, март
режим проведения - расписание занятий
место реализации программы МАОУ «СОШ № 15»
Ожидаемые результаты реализации программы
Результат
УУД
Критерии и показатели результативности программы
повышение мотивации учащихся к обучению, развитием у них интереса к изучаемым предметам
личностные
осознание ответственности за процесс и результат своей деятельности
формирование навыков смыслового чтения
метапредметный результат
умение задавать «тонкие и толстые вопросы» к прочитанному научно-познавательному тексту
объемом 150-200 слов.
выделение существенной информации из сообщений, текстов
Объекты оценивания – самостоятельно сформулированные «тонкие и толстые вопросы» по прочитанному тексту.
Критерии оценивания вопросов:
1. Наличие различных типов вопросов (0-25б)
Учащийся умеет формулировать все 4 типа вопросов (согласно классификации) – 25б
Учащийся формулирует все типы вопросов, кроме практических – 20б.
Учащийся умеет формулировать только «тонкие» вопросы – 10б
Учащийся формулирует только однотипные вопросы – 0б
2. Самостоятельность (0-25б)
Учащийся сам без помощи учителя сформулировал вопросы – 25б.
75% вопросов составлено учащимся самостоятельно – 20б.
Учащийся составил только «тонкие» вопросы к тексту самостоятельно – 10б.
Учащийся не смог составить ни одного вопроса самостоятельно – 0б.
3. Доступность сформулированных вопросов для понимания собеседника (0-25б)
Учащийся составил вопросы однозначно понятные собеседнику – 25 б.
25% вопросов, составленных учащимися, вызывают затруднение в их понимании – 20б
50% вопросов, составленных учащимися, вызывают затруднение в их понимании – 10б.
Учащийся не смог составить вопросы, доступные для понимания – 0б.
Содержание программы
В стандартах уделяется особое внимание формированию у учащихся умения осмысленно читать тексты («смысловое чтение»). т.е максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливая все детали, и осмысливать извлеченную информацию. Работа с текстами осуществляется на каждом предмете. Учащиеся стремятся не понять, а заучить материал, вызубрить его, мало вникая в смысл. Поэтому им трудно вспомнить то, что прочитали, тем более воспроизвести прочитанное. Готовясь к урокам, они читают текст полностью, не разбивая его на смысловые части, не зная, как извлечь нужную информацию из текста, т е в тексте большого объема не могут найти ответы на поставленные вопросы.
А что как ни вопросы заставляют вдуматься в текст и лучше усвоить его содержание? Вопрос - это инструмент активного получения информации, средство переключения мысли в нужном направлении. Он «запускает» познавательную деятельность. Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент, умение видеть проблему.
Самостоятельное формулирование вопросов при обсуждении прочитанного вызывает большую трудность у учащихся. Чаще всего они задают односложные вопросы, связанные с фактической стороной материала, вопросы на воспроизведение. Поэтому необходимо начать работу над формированием у учащихся навыка смыслового чтения с обучения их давать ответы на «тонкие и толстые вопросы» и формулировать их самостоятельно.
Знак вопроса по своей форме напоминает рыболовный крючок. Любой знает, что с его помощью можно поймать рыбу. Но у каждого ли это получится?
Цель курса: понимание содержания текста через умение задавать «тонкие и толстые вопросы».
План реализации программы
№ п\п
Название раздела
часы
Способы деятельности
педагога и учащихся
Объект оценивания
1.
Входная диагностика
2
Вхождение
в деятельность.
Краткий инструктаж. Работа с текстом, выполнение заданий (поиск ключевых слов, формулирование «тонких и толстых» вопросов) Знакомство с критериями.
Самооценка и рефлексия.
Работа в группах
Самостоятельная работа
Определение интересов.
Обобщенный анализ диагностики.
Развитие коммуникативных навыков.
2
Практикум по теме «Как правильно составить «тонкие и толстые вопросы»
2
Знакомство с «тонкими и толстыми вопросами» по классификации И.О. Загашева. Актуализация знаний по теме «вопросительные слова». Работа по предложенному тексту: поиск ключевых слов, маркирование текста, составление «тонких» и «толстых» вопросов.
Взаимооценка с опорой на критерии и рефлексия.
Использовалась работа в парах.
Самостоятельная работа
Сформулированные «тонкие и толстые вопросы»
3
Практикум по теме «Как правильно составить «тонкие и толстые вопросы»
2
Заполнение таблицы: «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Работа с текстом: игры «Почемучка», «Найди 13 колибри»
Рефлексия (Методика незаконченных предложений)
Использовалась работа в парах сменного состава.
Самостоятельная работа
Заполненная таблица, сформулированные «тонкие и толстые вопросы»
4
Итоговое занятие.
2
Задания с использованием приемов ТРКМЧ (ЗХУ, маркирование текста, Ромашка Блума и др)
Форма работы – индивидуальная.
Самостоятельная работа в листе обратной связи.
Сформулированные «тонкие и толстые вопросы»
Лист обратной связи.
Материалы для реализации программы.
Снетков В. М. Психология коммуникации в организациях (учебное пособие). СПб.: СПбГУ, 1999. — 116 с.
Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).