Образовательная программа дополнительного образования "Сахарная флористика"
Образовательная программа дополнительного образования "Сахарная флористика"
образовательная программапоможет сформировать у учащихчя навыки работы с сахарной мастикой для украшения и оформления кондитерских изделий, отдельных композиций
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования "Сахарная флористика"»
Образовательная программа дополнительного образования
творческого объединения
«Сахарная флористика »
возраст обучающихся 10-15 лет,
срок реализации-20ч.
Автор-составитель:
Генералова Н.А.
Пояснительная записка
1.Актуальность данной программы
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового методолого – теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.
Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности в конкретных образах. Искусство выступает в качестве своеобразного ценностного ориентира эстетического воспитания и развития художественной творческой активности воспитанников. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер ребенка.
Лепка из сахарной мастики-одно из самых увлекательных занятий. Сахарная мастика по своей консистенции напоминает пластилин, только съедобный. Она пластична, легко принимает ту форму, которую ей будут придавать, превращая сладкие комочки в сказочных животных, яркие цветы и невероятной красоты узоры, которые используются для оформления и украшения кондитерских изделий. Цветы из сахарной мастики сложно отличить от живых бутонов, сорванных с клумбы. Даже самый простой пирог, украшенный этим кондитерским чудом, будет выглядеть кулинарным шедевром.
Исходя из выше перечисленного, была разработана программа, которая имеет техническую направленность и направлена воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование творческой гармонично развитой личности, способной к саморазвитию.
2. Новизна данной образовательной программы состоит в том, что
она даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профессионально-ориентационной работы.
3. Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что занятия моделированием композиций из сахарной мастики позволяют открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Занятия лепкой воздействуют комплексно: повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Кроме того, радость и удовольствие от сделанной своими руками работы, положительно влияют на эмоциональное состояние обучающихся, что очень важно для поддержания у них профориентационной направленности.
Программа:
по типу- адаптированная;
по уровню усвоения-общеразвивающая;
по цели обучения: развивающая художественную одаренность детей, познавательная, социально – адаптированная;
по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная.
Цель программы:
Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через обучение специальным навыкам работы с сахарной мастикой для украшения и оформления кондитерских изделий, отдельных композиций.
Задачи программы:
овладеть знаниями по истории сахарной флористики, художественных возможностях цветочной пасты, видах лепки;
овладеть знаниями по законам композиции, законам цветоведения, правилам построения объемной композиции на примере букетов сахарных цветов;
приобрести практические навыки, необходимые для работы с цветочной пастой, по подбору инструментов и материалов для лепки;
научиться приемам художественной лепки из цветочной пасты;
поэтапно изготовить элементы цветов, букетов для декорирования кондитерских изделий, создания декоративных цветочных композиций, сформировать объемную композицию на примере букета сахарных цветов;
научиться хранить и транспортировать объемные композиции сахарных цветов.
На занятиях педагог должен ориентировать обучающихся на применение полученных знаний в дальнейшей профессиональной и творческой деятельности. В процессе преподавания педагогу необходимо опираться на общедидактические методы: объяснительно иллюстративный, репродуктивный и метод проблемного изложения, которые призваны развивать творческие возможности обучающихся, приучать к практическому применению знаний и умений, к самостоятельной работе. Основной частью курса являются практические занятия, которые направлены на обучение приемам художественной лепки из цветочной пасты. Теоретические сведения включают в себя историю создания «сахарных цветов», необходимые сведения о видах цветочной пасты, инструментах для лепки, знакомство с основными законами композиции и цветоведения при составлении букетов, способами декоративного оформления готовых работ. На занятиях необходимо использовать образцы готовых работ, материалов, эскизов.
Из-за трудоемкости выполнения некоторые творческие работы можно выносить на самостоятельную работу. Контроль за работой обучающихся осуществляется посредством наблюдения за их деятельностью во время занятий, проверки индивидуальных и коллективных творческих работ. Основное внимание в процессе обучения следует обращать на организацию рабочих мест, охрану труда и технику безопасности.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его в группе воспитанников любого возраста. Количество часов -20, рассчитанных на 2,5 часа в неделю.
Настоящая программа предлагает проводить занятия в группах по 10-12 человек.
Программа «Сахарная флористика» строится на следующих концептуальных принципах:
- принцип успеха.Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
- принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться. - принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий курс.
- принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
- принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, мастер - классы, презентации, интернет ресурсы.
Принципы жизнедеятельностидетей на занятиях творческого объединения:
- личностно-ориентировочный подход в воспитании;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;
- общественно-полезная направленность в деятельности;
- эмоциональная насыщенность занятий;
- сотрудничество педагога и воспитанников;
- добровольное участие в совместных делах.
При реализации программы используются как традиционныеметоды обучения, так и инновационные технологии:
- репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
-объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, мастер - классы, презентации);
-проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
-поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод);
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес воспитанников к творческому процессу.
Критерии оценки выполненных работ:
- аккуратность;
- самостоятельность;
- индивидуальный стиль;
- использование нескольких техник при изготовлении изделия.
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.
В процессе занятий у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:
специальные: приготовление мастики, лепка изделий из мастики и пр.
Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
индивидуально-групповая;
фронтальная.
Основной вид занятий – практический.
Организация и проведение учебного занятия. Включает следующие структурные элементы:
1. Организационный этап. Мотивация к деятельности и положительный настрой. 2. Этап постановки целей и задач занятия.
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
4. Этап деятельностный, в котором можно выделить три основных подэтапа:
Первый - обучения разделов в процессе тренировочных упражнений воспитанники отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия имеющимися представлениями о действии.
Второй - обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям.
Третий - знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.
5. Этап рефлексии.
6. Заключительный этап.
Дидактическое и техническое оснащение занятий
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
- иллюстративный и демонстрационный материал по изучаемым темам (презентации к каждой);
- электронный сборник иллюстративного материала по изучаемым темам;
- раздаточный материал.
Кабинет для занятий оборудован необходимыми приспособлениями (столами, шкафами для хранения материалов, настольными лампами, электроплитой, мойкой, аэрографом и пр.)
Материалы, инструменты, приспособления:
наглядный материал;
раздаточный материал;
мастика;
коврики для раскатывания массы;
скалки;
молды (формы);
каттеры(резаки);
моделирующие палочки;
бокорезы;
круглогубцы;
пассатижи;
маты для формирования цветов;
краски(сухие,пастообразные, для аэрографа);
кисти;
тычинки;
тейп-лента;
проволока;
салфетки(бумажные, влажные);
фартуки, головные уборы.
Учебно-тематический план
№п\п
Раздел и темы
Всего часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
Материаловедение
4
1
3
2
Техника лепки из сахарной мастики.
14
2
12
3
Основные законы композиции при составлении букетов.
2
1
1
Итого:
20
4
16
Результат деятельности
В результате обучения дети
Должны знать:
способы приготовления сахарной мастики;
технику работы с сахарной мастикой;
основные правила лепки элементов флористики, цветов;
необходимую последовательность в работе с сахарной мастикой;
правила подбора колористики цвета пищевых красителей;
правила составления сюжетной композиции.
Должны уметь:
готовить сахарную мастику;
подбирать инструменты и материалы (молды (формы), каттеры (резаки), оттиски различных видов и форм, мастика, краски, стеки, кисти, проволока и др. сопутствующие материалы)., необходимые для изготовления сахарных цветов;
владеть основными приемами лепки;
пользоваться оборудованием, необходимым для изготовления сахарных цветов;
поэтапно изготавливать сахарные цветы на примере цветов розы (поточный способ), пиона, лилии, орхидеи (с помощью молдов и каттеров), мелколепестковых цветов на примере ветки вишни, листья
формировать объемную композицию на примере букета сахарных цветов;
хранить и транспортировать объемные композиции сахарных цветов
Результативность
- индивидуальные работы;
- получение положительных отзывов других людей;
- участие в разноуровневых конкурсах.
Список литературы
Декоративная композиция. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с
Технология изготовления искусственных цветов http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/cveti/iskys%20cveti/iskys%20cveti.htm
Лепка из сахарной мастики. Сахарная лилия https://decor-cake.ru/mk-po-lepke/cvety/liliya-iz-mastiki.html
Пион из сахарной мастики https://tortomaster.ru/articles/master-klass-pion-iz-mastiki/
Сахарные розы в английской технике https://www.pinterest.ru/pin/352054895856511147/