kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа дополнительного образования "Сахарная флористика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательная программапоможет сформировать у учащихчя навыки работы с сахарной мастикой для украшения и оформления кондитерских изделий, отдельных композиций

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования "Сахарная флористика"»

Образовательная программа дополнительного образования

творческого объединения

«Сахарная флористика »


возраст обучающихся 10-15 лет,

срок реализации-20ч.

Автор-составитель:

Генералова Н.А.



Пояснительная записка

1.Актуальность данной программы

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной  мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового методолого – теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.

Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности  в конкретных образах.  Искусство выступает в качестве  своеобразного ценностного ориентира  эстетического воспитания и развития художественной творческой  активности воспитанников. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер ребенка.

Лепка из сахарной мастики-одно из самых увлекательных занятий. Сахарная мастика по своей консистенции напоминает пластилин, только съедобный. Она пластична, легко принимает ту форму, которую ей будут придавать, превращая сладкие комочки в сказочных животных, яркие цветы и невероятной красоты узоры, которые используются для оформления и украшения кондитерских изделий. Цветы из сахарной мастики сложно отличить от живых бутонов, сорванных с клумбы. Даже самый простой пирог, украшенный этим кондитерским чудом, будет выглядеть кулинарным шедевром.

Исходя из выше перечисленного, была разработана программа, которая имеет техническую направленность и направлена воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование творческой гармонично развитой личности, способной к саморазвитию.

2. Новизна данной образовательной программы состоит в том, что

она даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профессионально-ориентационной работы.

3. Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что занятия моделированием композиций из сахарной мастики позволяют открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Занятия лепкой воздействуют комплексно: повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Кроме того, радость и удовольствие от сделанной своими руками работы, положительно влияют на эмоциональное состояние обучающихся, что очень важно для поддержания у них профориентационной направленности.


Программа:

  • по типу- адаптированная;

  • по уровню усвоения-общеразвивающая;

  • по цели обучения: развивающая художественную одаренность детей, познавательная,  социально – адаптированная;

  • по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная.


Цель программы:

 Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через  обучение специальным навыкам работы с сахарной мастикой для украшения и оформления кондитерских изделий, отдельных композиций.


Задачи программы:

  • овладеть знаниями по истории сахарной флористики, художественных возможностях цветочной пасты, видах лепки;

  • овладеть знаниями по законам композиции, законам цветоведения, правилам построения объемной композиции на примере букетов сахарных цветов;

  • приобрести практические навыки, необходимые для работы с цветочной пастой, по подбору инструментов и материалов для лепки;

  • научиться приемам художественной лепки из цветочной пасты;

  • поэтапно изготовить элементы цветов, букетов для декорирования кондитерских изделий, создания декоративных цветочных композиций, сформировать объемную композицию на примере букета сахарных цветов;

  • научиться хранить и транспортировать объемные композиции сахарных цветов.

На занятиях педагог должен ориентировать обучающихся на применение полученных знаний в дальнейшей профессиональной и творческой деятельности. В процессе преподавания педагогу необходимо опираться на общедидактические методы: объяснительно иллюстративный, репродуктивный и метод проблемного изложения, которые призваны развивать творческие возможности обучающихся, приучать к практическому применению знаний и умений, к самостоятельной работе. Основной частью курса являются практические занятия, которые направлены на обучение приемам художественной лепки из цветочной пасты. Теоретические сведения включают в себя историю создания «сахарных цветов», необходимые сведения о видах цветочной пасты, инструментах для лепки, знакомство с основными законами композиции и цветоведения при составлении букетов, способами декоративного оформления готовых работ. На занятиях необходимо использовать образцы готовых работ, материалов, эскизов.

 Из-за трудоемкости выполнения некоторые творческие работы можно выносить на самостоятельную работу. Контроль за работой обучающихся осуществляется посредством наблюдения за их деятельностью во время занятий, проверки индивидуальных и коллективных творческих работ. Основное внимание в процессе обучения следует обращать на организацию рабочих мест, охрану труда и технику безопасности.


Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его в группе воспитанников любого возраста. Количество часов -20, рассчитанных на 2,5 часа в неделю.

Настоящая программа предлагает проводить занятия в группах по 10-12 человек.


Программа «Сахарная флористика» строится на следующих концептуальных принципах:

принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

- принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.                                                                 - принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий курс.

принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, мастер - классы, презентации, интернет ресурсы.

 Принципы жизнедеятельности детей на занятиях творческого объединения:

- личностно-ориентировочный подход в воспитании;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;

- общественно-полезная направленность в деятельности;

- эмоциональная насыщенность занятий;

- сотрудничество педагога и воспитанников;

- добровольное участие в совместных делах.

При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:

- репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);

-объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, мастер - классы, презентации);

-проблемный (педагог помогает в решении проблемы);

-поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод);

- эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых);

- методы развивающего обучения;

- метод взаимообучения;

- метод игрового содержания.

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес воспитанников к творческому процессу.


 Критерии оценки выполненных работ:

- аккуратность;

- самостоятельность;

- индивидуальный стиль;

- использование нескольких  техник при изготовлении изделия.

        Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

 В процессе занятий у детей формируются три основные группы    практических умений и навыков:      

  • политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;

  • общетрудовые: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские;

  • специальные: приготовление мастики, лепка изделий из мастики и пр.    

Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.

Формы организации учебной деятельности:                                           

  • индивидуальная;

  • индивидуально-групповая;

  • фронтальная.

Основной вид занятий – практический.


  Организация и проведение учебного занятия.                                                    Включает следующие структурные элементы:                                                      

1. Организационный этап. Мотивация к деятельности и положительный настрой.                 2. Этап постановки целей и задач занятия.    

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.            

4. Этап деятельностный, в котором можно выделить три основных подэтапа:

Первый - обучения разделов в процессе тренировочных упражнений воспитанники отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия  имеющимися представлениями о действии.

Второй - обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям.

Третий - знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.  

5. Этап рефлексии.

6. Заключительный этап.


         Дидактическое и техническое оснащение занятий

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

- иллюстративный и демонстрационный материал по изучаемым темам        (презентации к каждой);

 - электронный сборник иллюстративного материала по изучаемым темам;

-  раздаточный материал.

Кабинет для занятий оборудован необходимыми приспособлениями (столами, шкафами для хранения материалов, настольными лампами, электроплитой, мойкой, аэрографом и пр.)

   Материалы, инструменты, приспособления:

  • наглядный материал;

  • раздаточный материал;

  • мастика;

  • коврики для раскатывания массы;

  • скалки;

  • молды (формы);

  • каттеры(резаки);

  • моделирующие палочки;

  • бокорезы;

  • круглогубцы;

  • пассатижи;

  • маты для формирования цветов;

  • краски(сухие,пастообразные, для аэрографа);

  • кисти;

  • тычинки;

  • тейп-лента;

  • проволока;

  • салфетки(бумажные, влажные);

  • фартуки, головные уборы.

             

  Учебно-тематический план

№п\п

Раздел и темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Материаловедение

4

1

3

2

Техника лепки из сахарной мастики.

14

2

12

3

Основные законы композиции при составлении букетов.

2

1

1


Итого:

20

4

16


Результат деятельности

В результате  обучения дети

Должны знать:    

  • способы приготовления сахарной мастики;

  • технику работы с сахарной мастикой;

  • основные правила лепки элементов флористики, цветов;

  • необходимую последовательность в работе с сахарной мастикой;

  • правила подбора колористики цвета пищевых красителей;

  • правила составления сюжетной композиции.

Должны уметь:

  • готовить сахарную мастику;

  • подбирать инструменты и материалы (молды (формы), каттеры (резаки), оттиски различных видов и форм, мастика, краски, стеки, кисти, проволока и др. сопутствующие материалы)., необходимые для изготовления сахарных цветов;

  • владеть основными приемами лепки;

  • пользоваться оборудованием, необходимым для изготовления сахарных цветов;

  • поэтапно изготавливать сахарные цветы на примере цветов розы (поточный способ), пиона, лилии, орхидеи (с помощью молдов и каттеров), мелколепестковых цветов на примере ветки вишни, листья

  • формировать объемную композицию на примере букета сахарных цветов;

  • хранить и транспортировать объемные композиции сахарных цветов


Результативность

         - индивидуальные работы;

- получение положительных отзывов других людей;

    - участие в разноуровневых конкурсах.









Список литературы

  1. Декоративная композиция. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с

  2. Технология изготовления искусственных цветов http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/cveti/iskys%20cveti/iskys%20cveti.htm

  3. Лепка из сахарной мастики. Сахарная лилия https://decor-cake.ru/mk-po-lepke/cvety/liliya-iz-mastiki.html

  4. Пион из сахарной мастики https://tortomaster.ru/articles/master-klass-pion-iz-mastiki/

  5. Сахарные розы в английской технике https://www.pinterest.ru/pin/352054895856511147/

  6. Ветка сакуры http://decor-cake.ru/mk-po-lepke/cvety/sakura-iz-mastiki.html

  7. 8 популярных видов зелени для букетов http://flowerindustry.ru/stati/floristika/dekorativnye-rastenija-i-cvety-8-populja.html

  8. Формы листьев http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000022/st014.shtml

  9. Листья и зелень для букетов https://floristika-opt.by/katalog/svezie-cvety/zelen/

  10. Молды https://konditer.shop/silikonovye-moldy

  11. Тюрина Е.В. Рабочая программа факультативного курса «Художественная лепка» https://docplayer.ru/

  12. Цветы ручной работы. Уроки и мастер-классы https://knittochka.ru/dekor/ Приготовление сахарной мастики. https://retseptytortov.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Образовательная программа дополнительного образования "Сахарная флористика"

Автор: Генералова Наталья Александровна

Дата: 19.04.2019

Номер свидетельства: 507717

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства