Нравственное воспитание младших подростков-воспитанников детского дома
Нравственное воспитание младших подростков-воспитанников детского дома
В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни, падения нравственных ценностей наблюдается устойчивая тенденций роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти родителей. Остальные относятся к так называемым «социальным сиротам», то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа таких детей являются: падение социального престижа семьи, ее имматериальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальны образ жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни, падения нравственных ценностей наблюдается устойчивая тенденций роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти родителей. Остальные относятся к так называемым «социальным сиротам», то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа таких детей являются: падение социального престижа семьи, ее имматериальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальны образ жизни.
Поступающие в государственные учреждения, дети, лишенные родительского попечения, имеют целый комплекс сложных проблем, связанных с обучением, воспитанием, социализацией.
Сложно обеспечить полноценное развитие детей в системе общественного воспитания детей-сирот. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям, лишенным попечения родителей, результат не всегда соответствует ожиданиям, затраченным силам и средствам. Материнская и социальная депривация, дефицит общения со значимым взрослым, отсутствие отношений принятия, коллективные методы воспитания и другие особенности воспитания в сиротском учреждении приводят к искажению, нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой. Опыт педагогов, работающих в этих учреждениях, данные психологических, социологических и других научных исследований показывают, что при выходе из стен учреждения бывшие воспитанники часто оказываются плохо адаптированными к самостоятельной жизни в обществе.
Известно, что младший школьный возраст является оптимальным как для развития познавательных процессов, так и для развития личностных
качеств, таких как: трудолюбие, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм и многих других, необходимых для всестороннего развития личности.
Наша работа посвящена актуальной теме – нравственному воспитанию детей младшего школьного подросткового возраста, воспитывающегося в условиях детского дома.
Поскольку одной из составляющих нравственного воспитания является воспитание коллективизма, межличностных отношений, то есть умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчиняться и умение руководить, мы обобщили и систематизировали накопленный теоретический и практический опыт именно в данном направлении.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
1.1. Понятие нравственного воспитания младших школьников.
Современная педагогика определяет воспитание как процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, полезной и нужной обществу.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает:
- формирование у младших школьников сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
- ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
- превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
- формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
- формирование нравственных привычек.
По И.Ф.Харламову содержание нравственности заключается в следующем:
- В отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
- В отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности, понимания пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании
- В отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчиняться и умение руководить.
- В отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственный качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.
1.2. Особенности развития воспитанников детских домов
В настоящее время существует много исследований как зарубежных, так и отечественных авторов, изучавших особенности физического, психического и эмоционального развития детей, воспитывающихся и обучающихся в условиях интернатных учреждений.
Общее физическое, психологическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличаются от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психологического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. Все это чревато серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Многие дошкольники 3-7 лет из детских домов отличаются пассивностью во всех видах деятельности (особенно в игре), обедненной
речью, слабым вниманием, конфликтами взаимоотношений со сверстниками.
У младших школьников, в результате психологических исследований, обнаружены специфические отклонения в развитии интеллектуальной и мотивационно - потребной сфер их психики. Они выражаются в задержке (или отсутствии) развития у детей образного мышления, требующегося внутреннего плана действия, что приводит к последовательному нарастанию трудностей в усвоении материала, предполагающего год от года повышение требований к умению действовать во внутреннем плане (в уме). В течение первых трех лет обучения значительная часть воспитанников (до 50%), выводится в специализированные учреждения. Дети характеризуются неразвитостью произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий.
В подростковом возрасте особенно психического развития воспитанников детских домов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми и определенными свойствами личности этих детей. Так, к 10-11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения самосознания (переживание своей ущербности) и многое другое. Значительно возрастают трудности овладения учебным материалом, что осложняется грубым нарушением дисциплин. Последние выражаются в уходах (побегах) детей, бродяжничестве, воровстве (до 30% подростков) и других формах делинквентного (отклоняющегося) поведения.
Для детей, воспитывающихся в детских домах, характерны искажения в общении со взрослыми. с одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке и положительных эмоциональных контактах. А с другой – полная неудовлетворенность этой потребности: малое количество обращений взрослых к детям (в 4-10 раз реже, чем к их сверстникам, растущим в семье), сниженность в этих контактах личностных, интимных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания в основном направленное на регламентацию поведения, частая сменяемость взрослых, взаимодействующих с детьми, перевод воспитанников из одной группы в другую, из одного детского учреждения в другое и.т.д.
Перечисленные особенности общения со взрослыми лишают детей, во-первых, важного для них психологического благополучия переживание своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, лежащей в основе формирования личности; а во-вторых, переживание ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.
У многих воспитанников выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правило при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения. Е.И.Афанасенко и И.А.Карпов отмечают, что в школе – интернате реальна опасность развить у детей некое моральное иждивенчество, привычку жить по указке, «чужим умом».
По мере взросления детей все более важное место в их жизни завоевывает их общение со сверстниками. В закрытых учреждениях ребенок пребывает в группе своих сверстников постоянно. Если в семье обычно имеются два – три ребенка разного возраста, то в закрытых учреждениях в одной группе бывает от 10 – 12 до 25 воспитанников одного и того же возраста. Поэтому становление дружеских отношений у воспитанников детских учреждений также имеет свою специфику.
Им свойственны инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и, как следствие, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах, трудности в общении там, где это общение произвольно, где требуется умение строить отношения, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Таким образом, можно выделить основные проблемы воспитанников:
а) Психологического характера – тревожность, вялость эмоциональной сферы, слабое развитие коммуникативной сферы, преобладание защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, часто агрессия, задержка психического развития (70% воспитанников).
б) Социального характера – низкая активность, неуверенность в ценностных ориентирах, часто потребительское отношение (мне должны), слабо развитые навыки самообслуживания.
в) Педагогического характера - асоциальное поведение, опыт употребления алкоголя, курения, употребление нецензурных выражений, негативные последствия прежней жизни в семье; неумение, часто нежелание учиться.
РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО ДОМА
В 2010-2011 учебном году списочный состав группы составляла 14 человек. Дети обучаются в 4-5 классах школы№35. Все ребята имеют статус «оставшихся без попечения родителей».
Список детей:
4 класс:
1. Игонин Костя
2. Буркина Зоя
3.Пузырева Диана
4. Кайль Маша
5 класс:
1. Нетунаев Виталий
2. Зенков Семен
3. Глушов Олег
4. Родькина Наташ
5. Лаптева Катя
6. Пузырев Влад
7. Хохлов Тимофей
8. Паваев Саша
9. Каунов Егор
10. Белимов Саша
В группе пять девочек, девять мальчиков.
Для опредления начального уровня нравственного воспитания детям было предложено ответить на вопросы анкеты.
1. Есть ли у тебя друзья в группе? Назови.
2. Бывает ли так, что тебе не хочется находиться в группе из-за ссоры с ребятами?
3. Кто начинает ссоры в группе?
4. Кто из ребят группы, с твоей точки зрения, унижает твое человеческое достоинство?
5. Кто в группе обращается к другим грубо, используя обидные клички?
6. А ты обращаешься к другим по кличке?
7. Считаешь ли ты грубое отношение к людям признаком хорошего воспитания?
Обработав ответы детей, мы пришли к следующим выводам:
- Уровень нравственной воспитанности у детей данной группы невысокий. Дети часто затевают ссоры, вступают в конфликты;
- Трое воспитанников являются «отрицательными лидерами», позволяющими себе обижать, унижать других детей;
- Группа разбита на несколько микрогрупп, часто враждующих между собой;
- Некоторые воспитанники не видят ничего особенного в грубом обращении между собой, при общении используют обидные прозвища.
Кроме того, в процессе повседневной деятельности мы имели возможность наблюдать за поведением детей в столовой во время приема пищи, в транспорте, в кинотеатре и других общественных местах и сделали вывод о том, что культура поведения, общения со сверстниками и взрослыми у наших воспитанников находится на низком уровне.
Таким образом, исходя из вышесказанного, для дальнейшей, более эффективной работы с воспитанниками детского дома младшего подросткового возраста по нравственному воспитанию, была создана рабочая программа «Нравственное воспитание воспитанников детского дома как условие успешной адаптации в обществе».
Рабочая программа по нравственному воспитанию
Пояснительная записка
Жизнь ребенка в социальном учреждении связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги), где каждый наделен своими индивидуальными особенностями, а все вместе образуют социальную общность, в которой каждому ребенку предстоит наладить взаимоотношения. Помочь подростками почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, формировать у детей представление мира в его развитии, расширить границы внутреннего мира – задача педагогов.
Цель программы: способствовать развитию гармоничной личности, развитию их нравственного и культурного уровня при специально организованной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Формировать способы социального поведения подростков в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим.
3. Совершенствовать умение регулировать свое поведение.
4. Обучать детей правильному поведению в социуме.
Данная программа разработана для детей от 14 до 6 лет, оставшихся без попечения родителей.
Программа рассчитана на два учебных года.
В программе имеются следующие разделы:
- Раздел «Общение и взаимоотношения людей». Изучив этот раздел, дети учатся умению вести беседу, общению друг с другом, доброжелательности, толерантности.
- Раздел: «Поведение в общественных местах». После изучения данного раздела дети овладевают знаниями правильного поведения в общественных местах (на улице, в школе, в общественном транспорте, дома).
- Раздел: «Гостеприимство». Изучив данный раздел, дети обучаются знаниям и умениям приема гостей, правилам сервировки, умению пользоваться столовыми приборами, умению вести беседу.
В работе с детьми особое внимание следует уделять развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развивать эмоциональную отзывчивость, формировать правила и нормы культуры поведения в обществе.
При планировании воспитательного процесса включает следующие формы работы:
Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.
Ожидаемые результаты.
1. Доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.
2.Сформированные навыки культурного поведения в общественных местах.
3. Следование правилам поведения в различных ситуациях.
4. Сформированный навык сервировки стола.
5. Умение пользоваться столовыми приборами.
Содержание программы на 2011 -2012 учебный год
№ п/п
Название темы, мероприятия
Время проведения
Форма проведения
Цель
1
«Праздник дружбы и доброты»
сентябрь
Час общения
Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, умение жить дружно
2.
Умей дружбой дорожить»
ноябрь
Час общения
Воспитывать культуру взаимоотношений
3.
«Семья – это 7 я»
январь
Час общения
Формировать знания об основных функциях семьи, помочь осознать значение семьи в жизни человека и общества
4.
«Правила хорошего тона»
Октябрь, январь, март, май
Игры на развитие коммуникативных умений
Формировать у детей навык культурного обращения друг к другу
5.
«В мире вежливости»
ежемесячно
Занятия, беседы, экскурсии, ролевые игры по теме
Воспитывать культуры этикета в общении с людьми
«Как вы понимаете слова: уважение, дружба, взаимопонимание»
октябрь
Беседа
Воспитание нравственных качеств личности
2
«Поведение в общественных местах»
«По улице мостовой...»
сентябрь
беседа
Прививать детям правила и умения поведения на улице.
«Ох, уж эти пассажиры...»
октябрь
деловая игра
Учить детей культуре повдения в транспорте.
«Улица – не место для игр»
декабрь
беседа
Учить детей безопасному поведению на дорогах. Закреплять знание правил дорожного движения
«Пойми меня»
февраль
Просмотр фильма, беседа об увиденном
Формировать представления о различных средствах общения
3
«Гостеприимство»
«Милости просим»
ноябрь
Практическое занятие, моделирование ситуаций
Формировать у детей правила поведения и культуру гостеприимства
«Красота на столе и за столом»
сентябрь, ноябрь, январь, апрель
Практические занятия, беседы
Формировать у детей навыки и умения пользования столовыми приборами, формирование культуры поведения за столом
«Этикет за столом»
октябрь
тест
Углубить и разнообразить сферу применения этикета в жизни
«Планета нашей группы»
май
Итоговое мероприятие
Практиковать через личностные контакты умение пользоваться поддержкой сверстников и оказывать помощь другим. Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.
В процессе первого года реализации данной программы дети группы сдружились, т.к. они совместно готовили мероприятия, искали необходимый материал к бедам, часам общения и т.д. Ребята стали более терпимы друг к другу, научились культурно вести себя на улице, в общественным местах.
Однако полученные навыки требуется постоянно закреплять. С этой целью в новом, учебном году будет продолжаться работа по реализации программы нравственного воспитания младших подростков – воспитанников детского дома.
Содержание программы на 2012 – 2013 учебный год
№ п/п
Название темы, мероприятия
Время проведения
Форма проведения
Цель
1
Общение и взаимоотношение людей
«Твори добро»
сентябрь
час общения
Учить детей проявлять заботу друг о друге
«Будьте добрыми и человечными»
ноябрь
беседа
Воспитывать культуру взаимоотношений
«Жизнь как деяние»
декабрь
час общения
Способствовать осмыслению детьми ценности собственной жизни, оценить свои силы и возможности
«Я и мой дом»
октябрь
конкурс рисунков
Воспитывать нравственно-эстетические чувства, любовь к своему дому
«Ежели вы вежливы...»
ежемесячно
Занятия, беседы, экскурсии, ролевые игры по теме
Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.
«Будем жить дружно»
октябрь
беседа
Воспитание нравственных качеств личности, воспитание чувства сострадания к животным.
2
«Поведение в общественных местах»
«Как поступить?»
сентябрь
деловая игра
Прививать детям навыки безопасного поведения на улице.
«Шел трамвай девятый номер...»
октябрь
беседа
Учить детей культуре поведения в транспорте.
«Наш друг Светофор»
декабрь
беседа
Учить детей безопасному поведению на дорогах. Закреплять знание правил дорожного движения
«Ребята, пойдем в кино!»
февраль
деловая игра
Учить правилам поведения в общественных местах
3
«Гостеприимство»
«День рождения»
ноябрь
Практическое занятие, моделирование ситуцаций
Формировать у детей правила поведения и культуру гостеприимства
«Федорино горе».
сентябрь, ноябрь, январь, апрель
Практические занятия, беседы
Формировать у детей навыки и умения пользоваться столовыми приборами, формирование культуры поведения за столом
«Правила этикета»
октябрь
Мероприятие по типу игры «Что? Где? Когда?»
Углубить и разнообразить сферу применения этикета в жизни
«Ростки нашей дружбы»
май
Итоговое
мероприятие
Практиковать через личностные контакты умение пользоваться поддержкой сверстников и оказывать помощь другим. Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования отечественных психологов и педагогов в области изучения развития воспитанников детских домов показали, что многих из них отличают от их ровесников из обычных школ и дошкольных учреждений неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность. Дети не владеют навыками культурного поведения, общения со взрослыми и сверстниками, не знают правил безопасного поведения как на улице, так и в помещении.
Практически у каждого ребенка есть проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой: проявления агрессивности, у многих – неуверенность в себе, неадекватная самооценка, неумение адекватно общаться, пассивность или импульсивность и многое другое.
Результаты проведенного анкетирования младших подростков-воспитанников детского дома подтвердили теоретические выводы исследователей и способствовали созданию рабочей программы «Нравственное воспитание воспитанников детского дома как условие успешной адаптации в обществе», рассчитанной на два учебных года.
После первого года реализации программы была отмечена положительная динамика в нравственном воспитании детей. Ребята овладели начальными знаниями в области культуры поведения, культуры общения, научились конструктивному общению друг с другом, со взрослыми.
Таким образом, считаем, что реализация представленной рабочей программы будет способствовать повышению нравственной воспитанности младших подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Приложение
Конспект итогового мероприятия «Планета нашей группы»
Задачи: 1. Практиковать через личностные контакты умение пользоваться поддержкой сверстников и оказывать помощь другим.
2. Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.
Ход:
1. Упражнение. «Давайте познакомимся». Все встают в круг и передают друг другу мяч. получив мяч, каждый называет свое имя и соседей слева и справа.
2. Упражнение. «Аплодисменты по кругу». Все стоят в кругу. Ведущий подходит к одному из ребят, называет его (ее) имя, приветствует аплодисментами. Каждый раз тот, кого приветствовали аплодисментами, имеет право выбрать следующего. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты становятся все громче. Желательно, чтобы самые горячие аплодисменты получил не самый популярный в группе ребенок.
Затем ведущий предлагает детям разделиться на группы. Дети выбирают карточки любого понравившегося цвета и в соответствии с выбранным цветом занимают места за столами с флажками того же цвета.
3. Игра «Создаем материки». Ведущий рисует на доске круг и предлагает подумать, на что это похоже. После ответов детей он дорисовывает (наклеивает) звезды за кругом. все приходят к выводу, что это планета. Затем ведущий вывешивает заранее заготовленный ватман с изображенной на нем голубой планетой. На этом макете планеты будут отражены основные моменты создаваемого проекта.
Ведущий сообщает, что сегодня мы будем создавать удивительную планету, которую не может открыть ни один астроном на свете. Это ПЛАНЕТА НАШЕЙ ГРУППЫ.
Первым на планете создается материк Общения, т.к. общаясь, вы узнаете друг друга. В школе главной вашей работой является учеба. Поэтому на
нашей планете создаем следующий материк – материк Учения. У каждого из вас есть свои интересы: спорт, музыка, коллекционирование – это материк Интересов. Вы любите развлекаться: вместе гулять, кататься на санках, на лыжах, ходить друг к другу в гости – у нас будет материк Развлечений. Даже взрослые люди не скрывают того, что любят мечтать. Пусть на вашей планете будет материк Мечты.
А теперь посовещайтесь в своей группе и решите, макет какого материка вы хотели бы создать. Ведущий помогает распределить макеты материков между группами.
Детям самим предстоит решить, чем наполнена жизнь каждого материка. Создавая макет своего материка, ребята называют географические объекты именами интересов, развлечений, мечтаний. При этом учитываются пристрастия всех членов группы. Ребята в группах рисуют на макетах материков пустыни, реки, горы, и другие географические объекты. На макете материков могут, например, появиться море Любви, гора Футбол, пустыня Плохих отметок и многое другое. Звучит легкая инструментальная музыка.
Затем каждая группа устраивает защиту своего проекта. Остальные дети высказывают свои предложения и дополнения. Материки размещаются на планете.
Ведущий говорит, что материки на всех планетах омываются океанами и морями. А морям и океанам на нашем материке дадим названия тех чувств, которые мы испытываем, входя в класс, встречаясь с друзьями. Учащиеся предлагают свои варианты, например, Море Радости, Океан Скуки, Море Уверенности, Море Раздражения, Океан Счастья и т.д.
Картина будет более полной. если мы добавим в нее ваши достоинства, умения, способности. Пусть это будут острова. Затем острова наклеиваются на материк с комментариями и комплиментами ведущего.
Затем ведущий предлагает «оживить» планету. Для этого каждый ребенок должен представить себя в виде какого-либо растения. Необходимо выбрать из готовых фигурок растение, которое более всего похоже на то, что вы представили. Напишите на нем сове имя или инициалы. а теперь с помощью клея поместите «себя» на Планете там, где вам будет наиболее комфортно и уютно, где вы будете чувствовать себя обласканным и озаренным светом. Итак, планета нашего класса наполняется жизнью. Это здорово!
У нашей планеты есть сои спутники. Это люд. которые не учатся в вашем классе, но которые вам помогают, переживают и радуются за вас. Посовещайтесь и напишите их имена на макетах спутников и поместите вокруг планеты вашего класса. Затем дети отвечают на вопросы: чьи имена они поместили на спутниках, почему вспомнили именно об этих людях?
Заключительный этап.
Ведущий: Дорогие ребята, посмотрите! Ваша планета живет! Она дышит, она радуется и огорчается, стремится к новым достижениям. Но без озарения ее вашими самыми лучшими качествами жизнь на ней не будет вполне успешной. На звездочках напишите лучшие, по вашему мнению, качества свои и своих товарищей, поместите их во Вселенной вокруг своей планет, таким образом осветив и озарив ее.
2. Способствовать пониманию того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Воспитательные цели:
1. Создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь. совершать добрые дела, поступки.
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть! Ей повсюду путь открыт.
Вед. – Вы догадались, кто сегодня будет мои чудесным помощником? (сказка)
- Какие вы знаете сказки?
- Скажите название.
- Как обычно заканчиваются сказки?
(В сказках добро побеждает зло)
II. Инструктаж.
Вед. – Для нашей игры вы разделились на 4 группы. В ходе игры каждая группа будет получать задания. На каждое задание дается определенное время. Чтобы правильно выполнить задание, вам надо работать вместе, дружно, активно.
- Вы уже назвали много сказок. Я хочу остановиться на зимней сказке. Догадались, что это за сказка? Показываю книгу. («Снежная королева»)
1 задание «Чей образ?»
Вед. – Я читаю описание, а вы отгадаете героя.
1 группе: Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была изо льда – и все же живая, глаза её сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя.
(Снежная королева)
2 группе: В большом городе жили двое бедных детей. Мальчик и девочка ходили друг к другу по крыше в гости сидели на скамеечке под розами. Там они весело играли.
(Кай и Герда)
3 группе: Она была ростом с Герду, но сильнее, шире её в плечах, волосы у неё были тёмные, а глаз совсем чёрные и грустные.
(Маленькая разбойница)
4 группе: Он посинел и почти почернел от холода, но не замечал этого, ведь поцелуй Снежной королевы сделал его нечувствительным к стуже, а сердце превратилось в кусок льда.
(Кай)
-Молодцы, справились с первым заданием.
2 задание «Опиши героя»
У каждой группы на столе лежит конверт №2. Там лежит листочек с именем героя сказки «Снежная королева». За одну минуту напишите, пожалуйста, характеристику этого героя (4-5 слов). Потом вы эти слова прочитаете (Кай, Герда, Снежная королева, Маленькая разбойница)
- Ребята, а с кем бы из этих героев вы хотели подружиться?
- Почему?
- А я бы хотела подружиться с маленькой разбойницей. Как вы думаете, почему?
- Ребята, кто из героев сказки «Снежная королева» обидел Герду?
- А в нашей жизни встречаются такие ситуации?
- И как часто?
- Я предлагаю вам:
3 задание: Ситуация «Хорошо – плохо?»
Вед: - Каждой группе я предлагаю рассмотреть картинку. Подумайте, какой отрицательный поступок совершают ребята?
(называет каждая команда)
- Чтобы вы могли сказать о таких мальчиках и девочках?
- А если тебя ударили, что делать?
- Что бы вы пожелали ребятам?
- Молодцы, переходим к следующему заданию.
4 задание «Пословица недаром молвится!»
Вед: - У вас на столе лежит ещё один конверт. В нём находятся 4 пословицы, но они разрезаны. Вам надо их собрать.
1. Жизнь дана на добрые дела.
2. Злой не верит, что есть добрые люди.
3. Доброе сердце лучше богатства.
4.Худо тому, кто добра не делает никому.
Вед: - О каких чертах характера в них говорится?
- Кого из героев сказки «Снежная королева» можно назвать добрым? Почему?
- Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им.
- А Снежная королева хотела заставить Кая навечно забыть все доброе, хорошее.
- Какое слово должен был составить Кай из кусочков льда?
(Вечность)
- Что помогло Герде растопить ледяное сердце Кая?
(доброта, нежность, любовь)
Рефлексия
Вед: - сейчас каждый из вас попробует написать пожелание: своему однокласснику, другу, подруге, родителям, героям сказки, себе, учительнице (дети пишут пожелание на открытке в виде сердечка).
- Ребята. За какими цветами ухаживали дети в сказке? Сейчас с помощью ваших открыток с добрыми пожеланиями, мы превратим эти розы в букет Доброты (дети кладу открытки с пожеланиями в лепестки роз).
Итог
- Сегодня я увидела, какие вы добрые, сердечные. Постарайтесь остаться такими же. Я хочу подарить вам сладкие сердечки.
Спешите делать добро.
Беседа «Правила этикета» (по типу игры «Что? Где? Когда?»)
Цели: Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения и речевого этикета.
Учебные материалы: Рисунок с изображением совы – символа мудрости; 7 конвертов с вопросами и 7 конвертов с ответами, расположенные в порядке цветов радуги – символа детской радости и счастья.
Ход занятия
Воспитатель: Тема нашей беседы – «Правила этикета». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили правила поведения вежливого человека и могли сразу оценить, правильно поступил тот или иной человек, либо вы сами.
Беседа наша будет необычной. Она немного похожа на телевикторину «Что? Где? Когда?».
Нашей помощницей будет Совушка – умная головушка – недаром сову считают символом мудрости. Вокруг неё вы видите цветные конверты с вопросами и ответами.
Воспитатель крутит волчок.
- Знатоками будете вы. Откроем конверт красного цвета, посмотрим, что в нём за вопрос.
Друг, дружба – какие хорошие слова! Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки? Давайте посмотрим, правильно ли себя ведут Алёна и Серёжа в рассказе «Горький апельсин».
Горький апельсин
Алёнка сидела на лавочке, весело поглядывала вокруг, держа в руках что – то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.
- Что это у тебя? – спросил подбежавший Серёжа.
- Разве не видишь? – буркнула Алёнка.
- Мандарин! – обрадовался Серёжа. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...
- А вот и не отгадал.
- А что же!
- А-пель-син! – розовая долька исчезла во рту.
- А дашь мне попробовать?
- Да он невкусный, горький и кислый.
- Да ничего, дай хоть долечку.
- Говорю тебе – он поганый, - и соскочила с лавочки.
И в этот самый момент апельсин выскользнул у неё из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.
- Что же ты плачешь? Он же поганый!
Воспитатель: Права ли Алена? Что она забыла? Что сделала не так? Чтобы вы сделали на её месте? Сейчас мы сравним ваши ответы с правильным ответом, который предлагает нам Сова.
Чтение правил Совы о дружбе и товариществе:
- с друзьями разговаривай вежливо, приветливо.
- помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи.
- надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать хорошим другом, честным человеком.
- поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами.
- останови товарища, если он поступает плохо.
- чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом.
- за свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.
- Давайте посмотрим, что же таится в других конвертах.
Воспитатель крутит волчок.
- В фиолетовом конверте вот такой вопрос: знакомы ли в с правилами гостеприимства и благодарности за подарки? Обратите особое внимание на героиню следующего рассказа.
Ребята показывают сценку «День рождения».
День Рождения
Собираясь н день рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышили салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра - цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.
- Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?
Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.
- Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – ещё запачкаете.
Ребята оглянулись и пошли назад к двери.
- Подождите! Куда же вы?
Но ребята ушли, не дослушав её.
В: Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Нины.
Дети отвечают.
- Я думаю, что никто и никогда так не поступит.
Чтение правил вежливости, которые предлагает Сова:
- Надо уметь вежливо принимать гостей.
- За поздравления и подарки благодарят.
- Нужно помнить, что дарить подарки труднее, чем его получать.
- Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя, помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее, развлечь.
- Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание.
-Не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение к себе.
- Быть предупредительным – значит заранее подумать не только о том, чем угостить своих гостей, но и чем занять их.
Надо быть щедрым – не жалеть для гостей угощения, игрушек, времени, старания, чтобы они остались довольны.
- Надо быть бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали.
Воспитатель крутит волчок.
- В синем конверте вот такой вопрос: знаете ли вы правила поведения за столом? Главные герои сказки «Приключения Буратино» - Мальвина и Буратино – помогут вам вспомнить их.
Дети инсценируют отрывок из сказки.
За столом
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу, печенье он запихивал в рот целиком, н жуя.
В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть.
Девочка поморщилась и сказала строго:
- Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?
- Когда папа Карло, а когда никто.
- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.
- Что Буратино сделал неправильно? А как надо было поступить?
Дети отвечают.
Чтение правил поведения за столом
- Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.
- Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.
- Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно.
- Если тебе нужно что-нибудь взять, не тянись через стол, а вежливо попроси передать.
- Из блюда бери ближний к себе кусок, не выбирай.
- Никогда не отзывайся о блюде, которое едят твои соседи. Если сам его не любишь, не порть аппетит другим.
-Не сиди боком к столу – это некрасиво.
-Кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай, сколько людей трудилось, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол.
Воспитатель крутит волчок.
- Итак, оранжевый конверт. Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны отвечать по телефону, уметь им пользоваться. А умеют ли вежливо разговаривать по телефону ребята, вы сейчас увидите.
Разыгрывается сценка. Дети анализируют ее и предлагают свои правила общения по телефон. Сова предлагает точные правила:
- Важно правильно набирать номер.
- Следует поздороваться и сразу представиться.
- По телефону следует говорить вежливо, ровным, спокойным голосом.
- Если к телефону подходит незнакомый человек, не забудьте извиниться: ведь вы отрываете человека от работы.
- Нельзя надолго занимать телефонную линию.
- Не следует беспокоить людей по пустякам, безо всякого дела, звонить рано утром или поздно вечером.
Воспитатель крутит волчок.
- Вот вопрос из желтого конверта. Знаете ли вы, как принято вести себя в общественном транспорте?
В автобусе.
Федя и Нюша- брат с сестрой. Нюше 5 лет, Феде 9 лет. Они отправились в гости. Им нужно было проехать на автобусе 3 остановки. Они вошли в автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.
- Нюша, ты заслоняешь все окно, мне ничего не видно.
Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно. На остановке в автобус вошла пожилая женщина. Она подошла к Феде.
- Мальчик, если тебе не трудно, уступи место, пожалуйста.
- Садитесь, пожалуйста, я не заметил, что вы стоите.
- Спасибо.
- Пожалуйста, не стоит благодарности.
- Как вели себя дети? Что бы вы сделали на месте Феди? А что посоветует на Сова?
Чтение правил Совы.
- При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, а выходит первым.
- Выйдя из автобуса, мальчик подает руку девочке, а также маме, бабушке.
- Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам.
- В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, так как можно запачкать других.
- Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол.
- Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят.
-Если нужно взять билет или прокомпостировать его, то вежливо просят это делать пассажиров, стоящих рядом.
- Ответом на услуги всегда должны быть слова благодарности.
Воспитатель крутит волчок.
- У нас зеленый конверт. Посмотрим, что же там? О! Спокойствие, только спокойствие! Это блиц – турнир. Что это такое? Это сразу три вопроса, на которые нужно дать три ответа:
1. Что значит «вежливый человек», каким он должен быть?
2. Вы вошли в школу и увидели учителя. Кто должен поздороваться первым? Как вы будете приветствовать учителя?
3. Откуда пришло слово этикет? Что оно означает?
Дети отвечают.
- А теперь внимание! Правильные ответы!
1. Вежливость – это не перчатки, которые надевают только в торжественных случаях, а все остальное время они хранятся в шкафу. Вежливость должна стать тем, без чего обойтись нельзя. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будите чувствовать себя легко в любой ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения.
2. Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к незнакомому человеку. Во время приветствия старайся смотреть в глаза собеседнику. Если ты здороваешься со взрослым человеком, то нужно называть его по имени – отчеству.
С учителями здоровайся первым. При встрече употребляй выражения: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день».
3. На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек- этикеток – произошло название «Этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя.
В XVIII веке при Петре I в России издали книгу «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней излагались правила, как сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу.
Вот некоторые любопытные рекомендации:
- Никто не смеет, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.
- Над яствами не чавкай и головы не чеши, не проглотя кусок, не говори, ибо делают так невежи. Часто чихать и кашлять не пригоже.
Таких правил было много, и каждый должен был их соблюдать. Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер французских времен, но значительной частью правил мы пользуемся и сегодня.
Я думаю, то, о чем мы говорили, надолго запомнится вам , и вы, в какой бы ситуации не оказались, будите вести себя согласно правилам этикета – правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница Сова.
Большое спасибо всем, кто подготовил и разыграл сценки, выучил стихи, точно и правильно отвечал на все вопросы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитании. (текст) / Б.В. Бушелева –С-Пб.: Просвещение,1994 -192 с.
2. Вендербильт Э.К. Культура поведения, этикет, мораль.(Текст) / Э.К.Вендербильт - М.: Аспект – Пресс,1998-214 с.
3. Дубровина И.В., Рузский А.Г. Психологическое развитие воспитанников детских домов. (текст) / Б Дубровина И.В., Рузский А.Г.- М.: Просвещение, 1990 -264 с.
4. Комаров В.В. Воспитание детей – сирот. Взгляд практического теоретика. (текст) / Комаров В.В – М.: -
5. Плоткин М.М. Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате (текст) / Плоткин М.М.- М.: Просвещение, 1982 – 192 с.
6. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. (текст) / Сидорова Л.К. - М.: Просвещение, 2004 -77 с.
7. Титаренко А.И. Нравственные основы общения. (текст) / Титаренко А.И. - М.: Просвещение, 1997 -175 с.