«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста»
«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста»
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Цель данного проекта:
Вызвать интерес к истории своей семьи, своего города, своей страны.
Формировать нравственно-патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране.
Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста» »
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста»
Составитель: Якшина Т.В.
г. Михайловск 2014г.
«Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».
М. Горький
Пояснительная записка
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Для ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у детей представление о том, чем славен одной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Большое значение имеют экскурсии по городу, посещение отдельных предприятий и учреждений города и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке или выставке рисунков детей.
Хороший результат дают работы фольклорного плана (изготовление народных сувениров), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Цель проекта:
Вызвать интерес к истории своей семьи, своего города, своей страны.
Формировать нравственно-патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране.
Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства.
Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач: — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу; — формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду; — развитие интереса к русским традициям и промыслам; — формирование элементарных знаний о правах человека; — расширение представлений о городах России; — знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Ожидаемый результат:
1) Сформировать основу нравственно-патриотического поведения:
- по отношению к себе
- отношение к другим – дружелюбие, отзывчивость, готовность прийти на помощь, умение прощать обиды.
- отношение к родителям, воспитателям, вообще к взрослым- уважение, послушание;
- отношение к животным – сострадание, милосердие (желание помочь);
- отношение к дому, вещам - бережливость;
- отношение к порученному делу – добросовестность, ответственность.
2)Приобщение детей к истокам народной культуры.
3)Должны называть герб, флаг и гимн России. Знать, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту, орёл – солнце, всадник - победу добра над злом, цвета Российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и пр.). Имеет представления о том, что герб и флаг нужны стране, объединять людей, живущих в ней.
4) С уважением относиться к людям, разной национальности. (На нашей планете есть разные страны. Их населяют люди разных рас и национальностей. Они по- разному выглядят, у них разные традиции и обычаи).
5)Проявление у детей интереса к традиционной народной культуре.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Мой город", "Достопримечательности нашего города», «Природа родного края», «Природные и культурные объекты нашей области», «Народные промыслы», «Воинская слава России», «Москва – столица нашей Родины». Работа по каждой теме включает: занятия, игры, экскурсии, по некоторым темам — праздники.
3)Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991
4)Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
5)Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839
6)Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
7)Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
8)Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр , 1999. - 232 с.
9)Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru
10)Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.