Просмотр содержимого документа
«Неделя психологии в МБОУ СОШ пос. Литовко»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Литовская средняя общеобразовательная школа
НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ
в школе
(печатные материалы, фотографии)
Автор
Починок Ирина Григорьевна,
педагог-психолог
2014-2015 уч. год
Пояснительная записка
Неделя психологии — это совокупность психологических акций, подчиненных одной теме, одной идее, которая для включенного в нее человека разворачивается как некое целостное завершенное действо.
Принципы построения недели психологии:
* неделя должна быть целостной и законченной, то есть психологически очерченными начало и конец, основную идею и девиз;
* каждый день плавно должен перетекать в следующий;
* необходимо иметь виды работы, которые делали бы каждый день неповторимым;
* каждый день должен быть целостным и законченным, то есть содержать некоторое центральное мероприятие, иметь смысловую направленность, которая также может выражаться в девизе дня;
* события недели должны охватывать как можно больше детей и взрослых;
* мероприятия недели не должны, по возможности, вмешиваться в учебный процесс; по крайней мере это вмешательство необходимо сделать минимальным и строго оговорённым с педагогами и администрацией.
Цели проведения:
Повышение психологической компетентности учащихся и учителей школы;
Формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания;
Содействие развитию личности учащихся;
Повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.
В понедельник утром каждому входящему в фойе психолог предлагал один цветной жетончик, что бы отметить своё настроение в начале дня на “радуге настроений». В конце дня результаты опроса были вывешены в виде диаграммы.
(см. приложение №1)
Девиз дня: «Пусть в жизни не будет черных полос».
На линейке после 1 урока было объявлено, что неделя будет необычной – пройдёт неделя психологии в школе. Хотелось бы, что бы все ребята приняли участие. ( см. приложение №2)
В коридоре прошла презентация «забора психологической разгрузки» (На стене прикреплён лист бумаги ) Предлагалось, что все желающие смогут написать на нем, все, что угодно. Забор пользовался огромным успехом – на нем не осталось ни сантиметра свободного пространства.
Вторник –начался с раздачи ребятам листков с заданиями для игры «Следопыт». На переменах звучала веселая музыка, группы ребят бегали по школе, считая ступеньки, двери, задавая вопросы учителям, другие просто танцевали в фойе.
( см. приложение №3)
Девиз дня: «А кому сейчас легко?»
После уроков состоялась игра для учащихся 5-6 классов «Мир фантазии» с веселыми конкурсами. (см. приложение №4)
В среду перед началом уроков во всех классах прошел единый классный час «Я выбираю дружбу» (это был девиз дня). Классные руководители провели беседы и игры, способствующие сплочению в группе (предварительно на методическом заседании психолог предложил возможные варианты игр и упражнений). ( см. приложение №5)
На стене появился новый «Забор», на нем слова: “Я выбираю дружбу!», где каждый желающий мог обратиться к друзьям с пожеланиями и т.п. Учителя могли высказывать свои пожелания.
Для малышей 1-4 классов на стене появился «Цветок желаний», где на разных лепестках ребята могли написать свои желания - для себя, для друзей, для всех людей.
В четверг, прошедший под девизом « Как здорово быть счастливым!» был проведен социологический опрос «Я выбираю…» ( вариант опросника «Мои ценности»), результаты опроса были вывешены в конце учебного дня на стенде в фойе. Итак, мы выбираем здоровье! ( см. приложение №6)
Для учащихся 5 и 6 классов прошла игра-драматизация «Трансплантация сердца». После уроков старшеклассники (желающие) собрались в кабинете психолога, где прошла игра «Звездный перекресток». И хотя в ней не были соблюдены все этапы по модели М. Битяновой, но разговор получился серьезный, ребята все захотели остаться на Земле и смогли отстоять ее перед Галактическим Советом.
В пятницу состоялся Интеллектуальный марафон. Девиз дня «Я мыслю, следовательно, я существую!» Все классы получили задания, на вопросы нужно было ответить не только по возможности верно, но и быстро. (см. приложение№7)
На линейке подведены итоги по проведению психологической недели, прошли награждения классов-победителей в конкурсах, все классы получили благодарственные письма за активное участие в Неделе психологии. Каждый высказал своё мнение о проведённых мероприятиях, в том числе письменно – на «Стене пожеланий».
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Общешкольная игра «Радуга»
Игра Радуга" - массовое общешкольное мероприятие с психологическим подтекстом и широкими психолого - педагогическими возможностями: использование"Радуги" в неделе психологии с целью создания интриги, настроя школы на "психологическую волну", формирования общего настроения именно той тональности, ради которой и ведётся вся психологическая работа в школе вообще. Основная цель: выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива.
Психологическая неделя - это погружение в новое, малознакомое школе переживание, и "Радуга" способствует такому погружению лучше многих прочих форм.
В начале дня участники игры, заходя в школу, видят большой плакат, где нарисованы солнце и яркая радуга. На других небольших плакатах читают: "С каким настроением ты идёшь сегодня в школу?". Встречают участников игры учащиеся педагогической группы и предлагают выбрать один цветной жетончик из предложенных (красный, зелёный, жёлтый, серый, чёрный) и бросить в коробочку такого же цвета (в каждой коробочке есть прорезь).
На следующее утро всех встречает в холле два больших плаката. На плакатах четыре цветные диаграммы и всё объясняющий текст. Две диаграммы вверху озаглавлены: "Утро - школьники" и "Утро - взрослые", на каждой круговой диаграмме в определённом соотношении нарисованы сектора пяти цветов. И всё понятно даже первокласснику:
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Сценарий общешкольной линейки
"Психология — удивительная наука"
Цель: расширить знания учащихся о науке психологии, что она изучает и как помогает людям. Сформировать у учащихся, не изучающих психологию, представление о ней.
В линейке участвуют учащиеся и школьный психолог.
Ведущий (психолог): Ребята, сегодня мы поближе познакомимся и узнаем, что изучает такая удивительная наука, как психология.
Уч-ся:
Живут на планете разные люди И все они прелестны и хороши. Потому что у каждого есть Тайна его человеческой души.
Уч-ся:
Человек - великое чудо Его изучают давно. Философы, писатели, поэты Так до конца не узнали его.
Уч-ся:
Еще древние люди думали, гадали Где находится у человека душа? И куда они ее только не помещали Но не поддается разгадке она.
Уч-ся:
Единственное, что смог человек постичь Только душа дает ему возможность Двигаться, видеть, слышать и говорить.
Уч-ся:
Откуда появилось слово “психология”? Чтобы объяснить его происхождение, необходимо обратиться к греческой мифологии.
Ведущий (психолог):
Однажды, сын богини Афродиты, Эрот, влюбился в очень красивую молодую девушку Психею и сделал ее своей супругой. Но она была простой смертной, и Афродита разгневалась, злобно преследовала Психею, заставляла пройти множество испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее желание вновь встретится с Эротом так велико, что силы природы пришли ей на помощь. Психея выполнила все требования Афродиты. Эрот умолил Зевса - верховное божество греков - помочь, и Зевс даровал Психее бессмертие, соединил влюбленных.
Уч-ся: Психея в греческой мифологии стала олицетворением души, ищущей свой идеал. Слово "психология" образовано из греческих слов "психе" - душа, "логос" - наука.
Уч-ся: Наука о душе - такое определение впервые было дано более 2 тысяч лет назад. Людей, занимающихся психологией, стали называть психологами.
Уч-ся:
Психология-наука удивительная И во многом поучительная. Душу человека изучает Многие ее тайны раскрывает.
Уч-ся:
Психология поможет вам Лучше узнать себя И дать ответы на вопросы Кто? И какой я?
Ведущий (психолог): Благодаря психологии, можно узнать, как из новорожденного беспомощного младенца человек превращается в разумную и зрелую личность. Она расскажет вам, как мы познаем окружающий нас мир.
Уч-ся: А теперь оглянемся вокруг - сколько взрослых и сверстников рядом! Все они разного возраста, роста, с разным цветом глаз и характером. Как научиться успешно общаться с ними?
Уч-ся: Как происходит общение между людьми? Как мы воспринимаем друг друга? Как узнать характер человека по жестам, мимике, интонации речи?
Уч-ся: На все эти вопросы все также ответы дает наука психология. Еще многие тайны человеческой души предстоит изучить этой удивительной науке.
Ведущий (психолог):
Друзья, сегодня вы узнали только часть того, Что психология изучает, прежде всего. Вы сможете подробнее человека познать, Когда начнете психологию читать.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Игра «СЛЕДОПЫТЫ».
Задание для участников.
Ваша задача: Ответить правильно на предлагаемые вопросы как можно быстрее.
Победителей ждет приз!
.Сколько лет нашей школе?______________________
.Сколько кабинетов на 2 этаже?___________________
Сколько всего часов висит в школе?_________________
Как зовут второго сына Хаердиновой Ю М.?____________________________
Сколько лет Князевой Т.А.?____________________________________
Как зовут любимую собаку Максимец Н.Н.?_________________________
Во сколько приходит на работу школьный повар?_________
Сколько женщин по имени Татьяна работает в школе?_________________
Какой породы пес у директора школы.?____________________
Сколько дверей в школе?____________________
Сколько телефонов в кабинете директора?_____________________
Любимое место отдыха Безруковой Т Н., учителя физики?________________
В какую сторону открывается дверь в столовую- от себя или на себя?_____________________________
Где отдыхал прошлым летом Фрик Т И.?_______________________
Сколько цветов в горшках в кабинете технологии?_________________
Сколько всего компьютеров в школе?_________________
Какой размер обуви у Ветровой Е Ч.?___________________
Какой номер телефона у Починок И Г.?____________________
На каком этаже живет Макарова В Г.?________________________
Какого цвета глаза у Хариной В В.?_______________________
Участники : команды 5-6 классов (по 6 человек от класса)
Жюри : учителя, гости .
Оборудование: по числу команд
-Ватман;
-цветные карандаши;
клей,
цветные журналы;
ножницы;
альбомные листы;
шарики воздушные
косынки.
Бланки для оценивания конкурсов членам жюри.
Каждая команда располагается вокруг своего стола.
Ход игры
1 конкурс
Команды-участницы в течение 5 минут придумывают название, девиз, приветствие.
Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе.
2 конкурс
Команды на листах ватмана делают коллаж из рисунков, вырезанных из цветных журналов на тему «Страна фантазия» и готовят рассказ о ней.
Время выполнения 10 минут
Жюри оценивает оригинальность, смысловое сопровождение по 5-балльной шкале.
3 конкурс «Капитаны»
Все участники встают вокруг своего стола, наблюдатель следит за правильностью выполнения заданий. По команде участники выполняют различные движения, но условие таково: движение выполняется только в том случае, если сначала ведущий произнес «Капитан сказал» , если эта фраза не произнесена, то команда не выполняется, невнимательные садятся на свое место. Побеждает та команда, у которой на конец игры остается наибольшее количество стоящих участников.
Жюри присуждает команде столько очков, сколько стоящих участников осталось на момент окончания игры.
4 конкурс Эстафета.
1. Участники каждой команды встают друг за другом, первый участник завязывает на голове косынку, поворачивается к следующему, улыбается, отдает ему косынку и т.д. до последнего участника.
2.Первый участник надувает воздушный шар и передает его над головой следующему и так до последнего, затем передают обратно по полу пропуская шар между ногами.
5.конкурс Московский хор зверей.
Каждая команда выбирает себе животное, которому будет подражать.
Затем на мотив любой известной детской песни участники должны пропеть голосами тех животных, которых они выбрали. Побеждает команда, которая громче и правильно споет. Оценивается по 5-балльной системе.
Пока жюри подводит итоги можно провести с участниками и зрителями кольцовку песен о дружбе и др.
Подведение итогов конкурса.
Жюри не присуждает места , а объявляет победителей по номинациям: самые внимательные, самые быстрые, самые музыкальные, лучшие фантазеры.
ПРИЛОЖЕНИЕ№5
Занятие для учащихся начальной школы (2–4-е классы) по теме: "Давайте жить дружно!"
Цели:
Вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.
Развивать в них коммуникативные навыки.
Содержание занятия:
1. Разминка. Игра “Общий ритм”
Все стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши, задавая ритм, который группа поддерживает.
2. Вступление
Ведущий: Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (Я тебе свое "Я", а ты мне – свое "Я").
Вопросы для обсуждения:
– Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
Лягушонок “Квак-квак!”, А Утенок “Кряк-кряк!”, Все сказали, все спросили… Хорошо поговорили!
Дети стоят возле парт. Ведущий в произвольной последовательности произносит слова “Лягушонок” и “Утенок”. Мальчики хором говорят слова лягушонка (“Квак-квак” ), девочки – слова утенка (“Кряк-кряк”). Игра проводится в быстром темпе на выбывание: кто ошибется – садится. В конце подводится итог, кто был внимательнее (“Утенок” или “Лягушонок?”
4. Беседа об общении
– Согласны ли вы с тем, что герои стихотворения “хорошо поговорили”? Почему?
– Зачем люди разговаривают между собой?
– Известно, что Робинзон Крузо 28 лет провел на необитаемом острове. Как вы думаете, что было для него самым трудным? (Несмотря на то, что добывать огонь, заниматься строительством,. охотой, земледелием, изготавливать мебель, одежду и т. д. было непросто, тяжелее всего было одиночество (“Не с кем поговорить”.)
Задание классу: попробуйте как можно дольше не говорить, сколько вы выдержите?
5. Упражнение “Я рад общаться с тобой”
Ведущий предлагает одному из учащихся протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает упражнение ведущий словами:“Ребята, я рада общаться с вами!”
6. Игра “Если нравиться тебе, то делай так!”
Дети стоят в кругу, а ведущий в кругу показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки “Если нравится тебе, то делай так…”, остальные дети повторяют движение, продолжая песенку:“Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…”. Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока каждый побывает в роли ведущего.
7. Упражнение “Подари камешек” (цветочек, сердечко и т.д.)
Ведущий предлагает детям взять из коробки по одному или по два разноцветных камешка и подарить их тому, кому они захотят, но обязательно со словами:“Я дарю тебе камешки, потому что ты самый…(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке). Тем детям, которым никто не подарит камешек, это нужно сделать ведущему, который обязательно отмечает лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.
10. Подведение итогов занятия
– Что понравилось больше всего?
– Что вам дало это занятие?
А БЕЗ ДРУЗЕЙ НА СВЕТЕ ТРУДНО ЖИТЬ...
Занятие для учащихся подросткового возраста
Необходимые средства: листки бумаги и ручки по количеству участников, фломастеры, шарф,
1. Приветствие
Все участники берутся за руки и здороваются друг с другом, называя соседей по имени.
2. Разминка
Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»
Инструкция. Участникам предлагается представить, что они солдаты, которые стоят на плацу, вытянувшись в струнку и замерев. Как только ведущий произносит слово «Солдат!», дети изображают таких военных. После того, как участники постоят в напряженной позе, произносится команда «Тряпичная кукла!». Выполняя ее, дети должны максимально расслабиться: слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Затем следует первая команда и т.д. Игра заканчивается на стадии расслабления3. Работа по теме занятия
Упражнение «Закончи предложение»
Инструкция. Участникам предлагается закончить предложение, текст котор писан на доске:
«Настоящий друг — это тот...»
«Друзья всегда...»
«Я могу дружить с такими людьми, которые...»
«Со мной можно дружить потому, что...» По желанию дети зачитывают ответы.
Затем ведущий подводит итог: друзья это те, кому мы верим, кто не прс не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем дс свои секреты.
Упражнение «Сиамские близнецы);
Инструкция. Упражнение выполняется в парах. Тонким шарфом или платке завязываются руки детей (правая и левая), стоящих рядом. При этом кисти остаются свободными. Детям дают по одному фломастеру разного цвета. 3. нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Условие: рисовать м только рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка предлагает ведущий или выбирают сами участники.
Комментарий. Необходимо предупредить играющих, что оценивается не только качество рисунка, но и процесс работы: были ли споры и конфликты v. участниками, одинаковое ли участие они принимали в работе (легко определить по количеству цвета, которым рисовал ребенок), обсуждали ли дети с-рисунка, порядок рисования и т.д. Можно тактично напомнить об ошибках при сотрудничестве, допущенных детьми, но перед этим необходимо обязательно отметить положительные стороны общения.
Анализ упражнения:
Что было труднее всего?
Понравился ли вам ваш рисунок?
Что необходимо для сотрудничества?
Рефлексия занятия.
Синквейн «Дружба-это…» (ребята пишут на листочках свои синквейны на заданную тему)
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Анкета «Я выбираю…»
Оцените важность для вас данной сферы жизни от 1 до 5 баллов.
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность),
здоровье (физическое и психическое),
интересная работа,
красота (переживание прекрасного в природе и в искусстве),
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком),
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений),
наличие хороших и верных друзей,
общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе),
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие),
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей),
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках),
счастливая семейная жизнь,
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом),
творчество (возможность творческой деятельности),
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений
Общие итоги оформляются в виде диаграмм и вывешиваются на стенде в коридоре.
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Задания для
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МАРАФОНА.
Чему равна одна десятая часть от числа разбойников из сказки про Али-Бабу?
На улице гуляли Петя, Ира, Юра, Миша, Таня. Сколько было мальчиков? Пришел Володя. Сколько стало детей?
•- Катались два сына на трехколесных велосипедах, а их отец - на двухколесном. Сколько всего было колес?
Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
Каким по счету является «Ь» в названии последнего месяца осени?
Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года?
Какое число считается у нас несчастливым?
8.Из слова ОДУВАНЧИК (только из этих букв, два раза букву использовать нельзя) составь как можно больше других слов. Время выполнения 3 минуты. Если за отведенное время ты написал 9 и более слов, то результат можно считать высоким.
9.Напиши как можно больше предложений из 5 слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы: Р, И, С, Н, К. Предложение должно иметь смысл, слова должны быть согласованы по родам, падежам и числам. Добавлять другие слова или предлоги нельзя. Буквы можно использовать в виде предлогов. Время работы 5 минут. Результат можно считать хорошим, если ты смог написать больше 5 предложений.
10.Измени одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое (название какого-либо насекомого или млекопитающего):
Пример: сода - сова. ВОСК - ЛИСТ -
МОТ- РОЗА-
ОДА- КОРОНА -
ТИР - ОБОД -
ЛЕС - ГОРКА -
ГОЛ- ЩИТ-
11. Следующие задания направлены на формирование качеств, необходимых для творческой работы с изучаемым предметом. Задания состоят из 6 элементов, соединенных между собой логическими, ассоциативными или иными связями. Определив тип связи по этим элементам, напишите вместо знака вопроса правильный ответ.
Пример.
Утро - з
День - ?
Вечер - у
Ответ.
Утром - Завтрак (з)
Днем — обед (о)
Вечером - ужин (у).
Дед -б
зима -
д
кукла - и
зима-б
земля -?
Отчим-?
лето-
и
стол - м
лето — з
небо - с
Сын -д
осень -
?
платье -?
осень - ?
космос - м
П-в
ц
— В
хорошо -
п
С-ч
е
-т.
мокрый -
? •
' — с
о
_ ?
светло -
т
(ответы:
отчим - мачеха
осень-сентябрь
платье - одежда
осень - желтый
земля - женский род
пятница - суббота,
мокрый – сухой)
12. Для развития ассоциативных способностей можно- использовать следующее упражнение: к трем словам надо подобрать четвертое, такое, чтобы оно подходило ко всем трем.