Наблюдения дошкольников на прогулках в осенний период времени.
Наблюдения дошкольников на прогулках в осенний период времени.
Расширять и уточнять представления детей о природе.Учить наблюдать, развивать любознательность. Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Наблюдения дошкольников на прогулках в осенний период времени.»
Цель:расширение компетенций дошкольников об осенних явлениях в природе, о последовательности изменений в неживой и живой природе и их взаимосвязях.
Задачи:расширение компетенций дошкольников о взаимосвязях живой и неживой природы; развитие понимания неповторимости каждого вида растений, их роли в природе и в жизни человека; углубление представлений о приспособлении животных и растений к зимним условиям; развитие представлений о Солнечной системе.
Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Учить обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о чередовании времен года. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме. Наблюдать явления природы, как иней, град, туман, дождь. Закреплять знания детей о том, что сентябрь первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Наблюдения на прогулках в сентябре
Нахождение осенних примет
Цель: развивать у детей умения самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, наблюдательность, устойчивое внимание; устанавливать взаимосвязи (например, изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня и уменьшению температуры воздуха).
Воспитатель обращает внимание детей на погоду, предлагает самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. (Стало значительно прохладней. На небе часто появляются облачка. На некоторых деревьях появились желтые листья).
Приметы: теплая осень к долгой зиме.
Поговорки и пословицы: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, и рвет, и льет, и снизу метет».
В этот месяц, что ни год,
В школу тянется народ:
Золотой шуршит листвою,
Ярких астр букет несет (Сентябрь)
Что за месяц к нам пришел?
Золотом расшил кругом
Сад и лес, поля и луг,
Изменил он все вокруг (Сентябрь)
Дидактическая игра «Природа и человек».
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.
Наблюдение за погодой
Цель:развивать у детей умения самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы; развивать наблюдательность, сообразительность, быстроту мышления.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что дни стали короче, меньше времени остается на вечернюю прогулку. Вечером становится прохладнее. На небе появляются облака, которые хорошо видны на темно-голубом небе.
«Весной дождь растит, а осенью гноит».
Дидактическая игра «Наоборот»
Цель: развивать у детей сообразительность
Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)
Опыт «Уличные тени».
Цель: показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень? (Когда есть источник света.) Что такое тень? Почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)
Выводы. Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем светлее тень.
Наблюдение за ветром
Цель:уточнить и расширить знания детей о воздухе, о природном явлении «ветер», причинах его возникновения, влияние на жизнь живых организмов и человека (перенос пыльцы, ветряные мельницы).
Обратить внимание на ветер. Попросить детей самостоятельно дать характеристику ветру: сильный, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью вертушки понаблюдать за его движением (откуда и куда дует ветер). Остается ли положение вертушки постоянным, или оно меняется? (Вывод: ветер может дуть с разных сторон.)
Выявить знания детей о приспособлении ветра на пользу человека. Определить, есть ли вечером ветер, по каким признакам это можно узнать (качаются ветви деревьев, бегут облака).
Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему. Напомнить значение ветра для распространения пыльцы и семян растений.
Опыт «Полет семян одуванчика».
Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на нее, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они летят; подуть сильнее и определить, какие семена пролетели дальше.
Приметы: в сентябре гром – быть зиме бесснежной; много желудей в сентябре на дубу – к теплой зиме.
Поговорки и пословицы: «Осенью ложка воды – ведро грязи»; «Осень студит воду».
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птицы улетели
В теплые края.
А. Плещеев
Пыль с дороги темной нам в лицо бросает.
И в реке, и в море волны поднимает.
Кто о нем загадку, дети, отгадает. (Ветер)
Дидактическая игра «Что растет в лесу?».
Наблюдение за облаками
Цели:формировать умение видеть красоту неба; учить делать открытия, рассуждать; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать; дать более полное представление о том, как ветер формирует облака.
Обратить внимание детей на погоду:
– Что вы видите на небе? (Облака.)
– Как можно сказать, какое небо сегодня? Облака неподвижны или движутся? Что делает ветер с облаками?
– На что похожи облака? С чем их можно сравнить? Пофантазировать, на что похожи облака. При наблюдении за облачностью отмечать количество и форму облаков, направление их движения. Количество облаков можно определить на глаз, характеризуя его словами ясно, облачно, пасмурно.
Приметы: к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде; облака движутся с севера на юг – к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: «Осенью и у воронья пир»; «Осень идет, и дождь за собой ведет».
Ах, какое облако, облако глубокое,
Белое, далекое, прямо надо мной.
Ах, какое облако, облако высокое,
Облако далекое, не достать рукой.
Кто плывет по небосводу, в черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Догадайся поскорей! (Облака)
Над лесами, городами, над просторами полей
Проплывают караваны небывалых кораблей.
Держат путь вокруг Земли эти чудо – корабли. (Облака)
Дидактическая игра «Мое облако»
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).
Ход игры. Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.
Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.
Наблюдение за дождем
Цели:расширять представления о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
В дождливую погоду предложить послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекают струйки воды по стеклам, какие на дорожках лужи. затяжной, холодный и др.; сравнить.
– Что меняется в природе, когда идет дождь? (Птицы попрятались в укрытия, они притихли, не слышно их голосов, многие цветочные растения закрыли свои головки.) Для чего? (Чтобы не замочить поспевающие семена и не смыть пыльцу.) Небо покрыто тяжелыми, свинцовыми дождевыми тучами, дует ветер, качая ветви деревьев.
Приметы: после дождя похолодало – к ясной погоде; дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими.
Поговорки и пословицы: «Весной дождь парит – осенью мочит»; «Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется».
Посмотрите, посмотрите, протянулись с неба нити!
Эта тоненькая нить землю с небом хочет сшить.
Дождик, дождик, поспеши, нашу землю освежи!
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Наблюдение за природой после дождя
Цель: расширять представления о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Выйти с детьми на улицу и попросить понюхать влажный, чистый, свежий, терпкий запах вянущей листвы, тот особый запах осени, который так остро ощущается в воздухе, особенно после дождя. Обратить внимание на то, что взрослые не боятся дождя, они надевают плащи, укрываются зонтиками. Человек давно научился укрываться от непогоды.
Попросить детей рассказать, что они знают о дожде. Полюбоваться обмытыми дождем растениями, чистотой цвета листвы и цветов. Солнце после дождя светит ярко и весело, небо прозрачно-голубое, чистое, без облаков. Птички весело чирикают, радуются окончанию дождя, пьют воду из луж и купаются в них. Вся природа обновлена после дождя.
С мамой мы пошли гулять,
Стал он землю поливать.
Поливал, да поливал,
Всех под зонтики загнал. (Дождь)
Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве».
Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.
Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.
Наблюдение за лужами
Цели:развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление познать ее закономерности, стремление беречь ее и заботиться о ней.
Обратить внимание ребят на лужи, откуда они взялись, из чего состоят. В лужах отражаются предметы (облака, деревья).
– Посмотрите, что вы там видите? – воспитатель водит по воде палочкой, создает волны. – Почему теперь нет отражения? (Предметы отражаются только в спокойной воде.) Где еще в природе встречается вода?
Опыт «Почему не тонут корабли?».
Цель: определить свойства предметов.
В лужу опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.
Приметы: после дождя потеплело – к плохой погоде; дождь без ветра будет долго идти.
Поговорки и пословицы: «Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется»; «Весной, что рекой, прольет – капли не видать, осень ситцем просеет, а воду хоть ведром черпай».
Тучка, словно пушистая вата,
Плывет и спешит все время куда-то.
И чем опускается тучка та ниже,
Тем дождик становится ближе и ближе.
По ней кораблики пускаем, когда уходят холода.
Жаль только, мама отпускает по ней побегать не всегда! (Лужа)
Подвижная игра «Садовник».
Цели: разучить названия цветов; развивать ловкость.
Ход игры. Участники игры садятся в ряд. Каждый выбирает себе имя (название любого цветка). Считалкой выбираются ведущий и «садовник». Ведущий называет «садовнику» имена цветов, выбранных игроками. «Садовник» говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» (Называет любой цветок.) Тот, кто назвался этим цветком, убегает. «Садовник» догоняет. Если догонит, то убегающий занимает его место.
Наблюдение за цветом неба
Цели:развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.
Обратить внимание детей, как меняется цвет неба осенью. Небо как будто увеличилось, хорошо видно, что вверху оно темно-голубое, а к краям светлее. Все чаще небо серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по нему. Вспомнить причину быстрого движения туч.
Приметы: с сентября и лист на деревьях не держится; чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
Поговорки и пословицы: «От осени к лету поворота нету»; «Без воды зима не станет».
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин», гл. IV.)
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда-всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он нежно-голубой. (Небо)
Дидактическая игра «Летает – не летает».
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».
Наблюдение за долготой дня
Цель:продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца, долготой дня и температурой воздуха.
Наблюдения проводятся с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.
Дети по тени от столба и по освещенности определенного предмета-ориентира (например, отдельно растущего дерева или куста) ежедневно отмечают путь солнца утром, днем и вечером. Понаблюдав в течение двух недель, они заметят существенные изменения: солнце уже не поднимается высоко, как поднималось летом, Дети делают вывод, что путь солнца укорачивается, день уменьшается.
Приметы: багровые зори – к ветру; солнце в туман садится – к дождю.
Поговорки и пословицы: «Серенькое утро – красненький денек»; «Дождь вымочит, а красно солнышко высушит».
Голубой платок, золотой клубок
По платку катается, людям улыбается. (Небо, солнце)
Ход игры. Воспитатель, держа в руке зонт, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.
Наблюдение за небом
Цель:закрепление представлений о небе и небесных светилах. Обратить внимание на облака. Они движутся? Что делает ветер с облаками? Что еще можно увидеть на небе? (Небесные светила: днем – солнце, ночью – луну и звезды.)
Поговорки и пословицы:
«Осень идет и дождь за собой ведет»;
«Осень велика – зима долга».
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Ф. И. Тютчев
Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака)
На тарелке колобок – золотой горячий бок.
А тарелка голубая – не видать конца и края. (Солнце и небо)
Дидактическая игра «Найди предмет той же формы».
Цель: уточнить представление о форме предметов. Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.
Наблюдение за вечерним небом
Цели: расширять кругозор; развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы; пополнить знания о небесных светилах; воспитывать любознательность.
Обратить внимание детей на вечернее небо. На то, чем оно отличается от дневного. Чем темнее небосвод, тем ярче на нем поздним вечером будут видны звезды и луна. Попросить детей вечером из окна своего дома рассмотреть луну (месяц). Рассказать, что луна имеет несколько видов (фаз), отметить, в какой она находится в данное время. Обратить внимание на месторасположение луны, ее движение по небу; чем луна отличается от солнца, почему ее называют ночным светилом; на что похожа луна, месяц. Кроме луны на небе видны звезды, собранные в созвездия. Найти Большую и Малую Медведицы и самые яркие звезды.
Приметы: ночное небо звездное – будет солнечная, морозная погода; луна в тусклой дымке – к ненастью.
Лишь солнце погасло и стало темно,
Как по небу кто-то рассыпал зерно.
Какое? Не знаю...
Но лишь добавлю, что было блестящим (Звезды)
И ярким оно.
Наблюдение за погодой
Цели:обратить внимание детей на то, какие осенние изменения происходят в природе; обсудить причины этих явлений; развивать наблюдательность, чувство сопереживания и любви к природе; активизировать мыслительную деятельность.
В начале осени солнце еще ярко светит, небо ясное, голубое, иногда появляются белые облачка. Воспитатель просит ребят протянуть руки к солнышку, погреть их. Напоминает, в каком месте солнышко вставало и садилось летом и где сейчас. На вечерней прогулке отметить уменьшение светового дня прочитать стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Дети легко запомнят стихотворение, так как они сами видят то, о чем говорится в нем.
Поговорки и пословицы: «Осень – погоды перемен восемь».
Листья поблекнуть, еще не успели,
Желты и свежи, лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
К А. Некрасов
Золотые, тихие рощи и сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
И невидно радуги, и не слышен гром!
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днем.
Когда это бывает? (Осенью)
Наблюдение за туманом
Цели:развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление беречь ее и заботиться о ней; установить отличия осенних явлений от летних, последовательность изменений в неживой природе и их взаимосвязей.
Обратить внимание детей на утренние туманы и объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Осенью часто стелются туманы. Это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе. С восходом солнца туман садится на землю.
Во время тумана надо аккуратно переходить улицу, так как машинам не видны предметы.
Приметы: сырое лето и теплая осень – к долгой зиме; если солнце взошло быстро и светит ярко, погода переменится.
Поговорки и пословицы: «Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд»; «В сентябре прохладно, да сытно».
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет
– И туман и непогоды
Осень поздняя несет
(Из поэмы А. С. Пушкина «Цыганы»)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко
– Стало видно далеко. (Туман)
Наблюдение за движением облаков Цель: развивать представления о движении облаков.
При наблюдении за облачностью воспитатель отмечает количество и форму облаков, направление их движения. Количество облаков можно определить на глаз, характеризуя его так: ясно, облачно, пасмурно. Облака собираются ветром из маленьких облачков, а из облаков ветер и формирует тучи.
Приметы: облака движутся с юга на север – к ненастью; облака или тучи быстро движутся – к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: «Батюшка сентябрь не любит баловать»; «В сентябре шуба за кафтан держится».
Посмотрел я утром ввысь – горы в небо поднялись!
Эти горы не стоят, а летят, летят, летят... (Облака)
Дидактическая игра «Придумай сам».
Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.
Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3-5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.
Наблюдение за росой
Цели:развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, умение видеть красоту неживой природы; расширять и уточнять конкретные знания об осенних явлениях в природе.
Обратить внимание на блестящие капельки росы на траве, полюбоваться красотой этого явления. Рассказать детям, что роса – это капельки воды, которые скапливаются на траве из-за большой разницы между дневной и ночной температурой воздуха. Роса отличается от тумана тем, что она оседает на траве и земле, а туман – это капельки воды, повисшие в воздухе.
Приметы: если ночью был иней – к ветру; осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к теплу.
Поговорки и пословицы: «Весна красна цветами, а осень снопами»; «Весна красна да холодна – осень дождлива, да сытна».
Следом за летом осень идет,
Желтые песни ей ветер поет,
Красную под ноги стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву.
В. Степанов
Утром бусы засверкали, всю траву собой застлали.
А пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем. (Роса)
Опыт «Пар – это тоже вода».
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Ход опыта. Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нем образуются капельки воды.
Вывод. Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.
Наблюдение за ветром
Цели:расширять представления о многообразии неживой природы; воспитывать любознательность, желание познать процессы, происходящие в природе.
В ветреную погоду пронаблюдать, как движутся облака, рассмотреть, как качаются ветки деревьев, определить силу ветра по качанию веток. Чем ветки сильнее качаются, тем сильнее дует ветер. Для определения силы ветра предлагает поиграть с вертушками, султанчиками. Подставить лицо ветру, вспомнить, каким он был (зимой, весной, летом, осенью).
Опыт «Движение воздуха»
Цель: показать, что, хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Ход опыта. Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод. Воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
Приметы: направление ветра и движение облаков неодинаково – к дождю; облака движутся против ветра – к снегу.
Поговорки и пословицы: «В сентябре и лист на дереве нe держится»; «Холоден сентябрь, да сыт».
Что ни день, то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей...
Что ни день, то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет...
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед. И. Мазнин
Носится, свищет, мечется, рыщет.
Где пробежит, листик дрожит.
Где пронесется, дерево гнется. (Ветер)
Дидактическая игра «Отгадай-ка!».
Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.
Xод игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.
Наблюдение за грозой Цель: расширять представления о многообразии неживой природы; воспитывать любознательность, желание познать процессы, происходящие в природе.
Воспитатель обращает внимание детей на состояние природы перед грозой. Становится темно, замолкают птицы, поднимется ветер. Дождь бывает сильный, но скоропроходящий, животные прячутся. После грозы воздух чистый, появляются лужи и т. д. Во время грозы нельзя прятаться под деревья, так как молния может ударить в дерево, и оно загорится.
Приметы: если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья; глухой гром – к тихому дождю, резкий – к ливню.
Поговорки и пословицы: «Весенний дождь из тучки, осенний – из ясени».
Дождик, дождик,
Ну послушай!
Не ходи босой по лужам.
По дорогам бродит осень,
Холода в котомке носит.
Побелеешь – снегом станешь,
До апреля не растаешь.
В. Степанов
Ледяной горох поскакал на порог.
Если землю покрыл, урожай погубил. (Град)
Сверкает, мигает,
Огненные стрелы пускает. (Молния)
Дидактическая игра «Лесник».
Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).
Ход игры. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моем участке растет много ... (берез, кленов, тополей), давайте наберем семян».
Он может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
Наблюдение за дождем из окон
Цель:расширять представления о многообразии неживой природы; воспитывать любознательность, желание познать процессы, происходящие в природе.
Воспитатель просит ребят понаблюдать за дождем из окон группы. Стало пасмурно, солнце спряталось за тучи, капли стучат по подоконнику и стекают со стекол. В группе стало неуютно, хочется включить свет.
По барабанной дроби дождя, не глядя на окна, можно определить его силу. Что такое дождь? Откуда он появляется? Определить характер дождя (моросящий, затяжной, проливной). Каким бывает дождь весной и осенью?
Скучная картина!
Тучи без конца.
Дождик так и льется.
Лужи у крыльца.
А. Плещеев
Приметы: дождь пошел после обеда – будет долго идти; во время дождя на воде образуются и долго не лопаются пузыри – дождь долгий.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел дождик погулять.
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
– Ох! И ушел... Газон засох.
О. Бундур
Целый день он шлепал, шлепал,
Ямы лужами заштопал. (Дождь)
Дидактическая игра «Отгадай-ка!».
Наблюдение за первыми заморозками Цели: продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (если температура воздуха опускается ниже нуля, то замерзает почва, появляется изморозь, изменяется высота стояния солнца, следовательно, изменяется температура воздуха).
Обратить внимание детей на появление первых заморозков на почве. Утром крыши домов, трава, дорожки припорошены инеем – все белое. Понаблюдать, как он быстро исчезнет под лучами солнца, останутся только блестящие капли.
Потемнели ветви, от воды туман,
Гонит тучи ветер из холодных стран.
Осень на излете, лес промок насквозь,
Клюкву на болотах ищет старый лось.
А. Степанов
Дидактическая игра с мячом «Бывает – не бывает».
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Иней летом... (не бывает).
Снег зимой... (бывает).
Мороз летом... (не бывает).
Капель летом... (не бывает).
Наблюдение за погодой
Цель:закреплять представления об изменениях в природе осенью.
Воспитатель сравнивает состояние погоды в разное время дня, положение солнца, отмечает уменьшение светового дни к концу прогулки становится темнее и прохладнее, почему? (Солнце садится за горизонт, не светит, и поэтому становится холоднее.)
Приметы: облака черные, низкие, движутся быстро – ненастье сохранится.
Дни стали короче, длиннее стали ночи,
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью)
Дидактическая игра «Вершки и корешки».
Наблюдение за красотой природы
Цели:развивать познавательные интересы; воспитывать иное внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней, беречь ее.
Выйдя на прогулку, воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, просит ребят составить описательный рассказ об увиденном. (Осень – самое яркое по красоте время года...). Вместе с детьми посчитать количество увиденных тонов, полутонов.
Ход игры. Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают, например: яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.
Наблюдение за температурой и изменениями в природе
Цели:развивать наблюдательность; активизировать мыслительную деятельность; уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени; учить детей самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный мир.
Попросить детей самостоятельно охарактеризовать погоду, сравнить ее со вчерашней, какие произошли изменения. В своей речи нужно использовать как можно больше прилагательных.
Находить явные признаки золотой осени.
Работа с термометром, запись температуры утром и вечером в дневник наблюдений.
Поговорки и пословицы: «Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь».
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее морс.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
К. Бальмонт
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора.
Громко ветер завывает?
Это все когда бывает? (Осенью)
Дидактическая игра «Лесник».
Наблюдение за воздухом
Цель: Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.
Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух) Но что же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый). Как доказать, что мы дышим?
В комнате воздух осенний –
Влажный, холодный, грибной.
Запахи летних растений
Он забирает с собой.
А.А.Фет
Наблюдение за росой
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как роса.
Наблюдение: Почему трава влажная? Что это за влага и откуда она взялась? Что это за явление? (Роса) Как образовалась роса? (Она появилась потому, что земля, трава, листья, после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар, который всегда есть в воздухе, прикасается к остывшей земле и оседает на траве крохотными капельками). В каких местах больше всего выпадает роса? (Больше всего росы выпадает в низинах, возле рек, прудов) В какую погоду она появляется? В ясную или в пасмурную? (В пасмурную погоду росы нет, она появляется только при ясном небе). А кому-нибудь нужна роса? Полезна ли она? (Роса нужна и полезна растениям также, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые).
Хорошо в лесу
Утром пить росу.
Наклонить цветок
И отпить глоток
Колокольчик – чашка,
Блюдечко – ромашка.
Наблюдение за погодой
Цель: Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду.
Рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь?
Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Дает другое определение погоды: ветреная (тихая). Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья,
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Наблюдение за туманом
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как туман.
Как вы думаете, как образуется туман? (Теплый и влажный воздух поднимается от нагретой земли и встречается с более прохладным. Водяной пар из воздуха превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки так малы, что они не падают, а висят в воздухе, пока их не прогонит ветер или не высушит солнышко) В какое время года часто образуется туман? (Особенно частые и густые туманы осенью). В какое время суток часто бывает туман? (Утром) Тепло или холодно в туманное утро? (В туманное осеннее утро на улице сыро и прохладно) Хорошо ли видны вдалеке дома? Дорогу? Деревья? (В густой туман видимость очень плохая)
Лес – в карман,
Поля – в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Спрятал копны и стога,
И лужайки, и луга.
Даже солнышко в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Наблюдение за погодой приемом сравнения
Цель: Овладение знаниями, позволяющими определять состояние погоды приемом сравнения.
«Вы помните, какая вчера была погода? Сегодня такая же погода или другая? Посмотрите на небо и скажите, какое оно было вчера и какое сегодня. Определите, есть ли ветер и сравните со вчерашней погодой. Тепло сегодня или прохладно и как вы одеты – так же, как вчера или иначе. В заключение дает общее определение погоды.
Осенью на одном часу и снег и дождь.
Осенью не всё ненастье, бывает и ясный день.
Зябко, противно, нервные срывы,
Тучи, дожди, вечный бардак,
И отопленье не включат никак!
Зонтики, кислые лица прохожих,
Нет настроения, денег нет тоже,
Холод и время сводят с ума,
А в перспективе только ЗИМА.
Первые заморозки
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость появления заморозков и понижением температуры.
Вы знаете, что такое заморозки? Отчего это бывает? (От понижения температуры) Что появляется во время заморозков? (Изморозь) Что это такое? Как вы объясните? (Это появление ледяных корок на деревьях, земле, и на всех предметах) Какая она – изморозь? (Иногда игольчатая) С чем можно сравнивать изморозь? (С инеем) Посмотрите на термометр, где находится столбик: выше или ниже нуля? Значит, какая сегодня температура?
Листья в реке – желтые паруса.
Березина заплутала в лесах,
В поле озимые зябнут ростки –
Заморозки, заморозки...»
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышка не видно,
Темны-темны ночи.
Воспитатель загадывает детям загадки.
Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)
На потолке, в уголке висит сито – не руками свито. (Паутина.)
Без рук, а холст ткет. (Паук.)
Воспитатель рассказывает детям о приметах.
Сентябрь – зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «златоцветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становится золотистой листва деревьев и кустарников. Сентябрь – первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».
Воспитатель задает детям вопросы: Почему сентябрь называют «златоцветником»? Какие дни сентября называют «бабьим летом»? Какие знаете признаки «бабьего лета»?
Наблюдение за погодой
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.
Воспитатель задает детям вопросы. Какое сейчас время года? Как вы догадались? А знаете, куда мы сейчас пойдем? Что растет в огороде? Как можно назвать все это одним словом? Кто из вас знает загадки про овощи? Где растут овощи? Каждая группа овощей растет на своей грядке. Осенью огородники собирают урожай овощей, затем их консервируют. Овощи растут на земле и в земле. Сегодня мы с вами соберем овощи и отнесем их на кухню, чтобы повар приготовил из них обед. Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи»
Наблюдения на прогулках в октябре
Наблюдение за продолжительностью дня
Цель: обратить внимание на то, какие осенние изменения происходят в природе; обсудить причины этих явлений; развивать наблюдательность, чувство сопереживания и любви к природе; активизировать мыслительную деятельность. В начале октября солнце еще ярко светит, небо ясное, голубое.
Воспитатель просит ребят протянуть руки к солнышку, погреть их, напоминает, в каком месте солнышко вставало и садилось летом и где сейчас. Отмечает уменьшение светового дня, утром уже не хочется вставать рано, так как на улице темно, и вечером рано темнеет.
Приметы: если солнце взошло быстро и светит ярко – погода переменится; солнце в туман садится – к дождю.
Поговорки и пословицы: «И птица чует, что холод будет».
Подвижная игра «Угадай, что поймал».
Цель: развивать фантазию, гибкость, пластику.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти в воображаемый лес и понаблюдать за его обитателями (белками, зайцами, муравьями, пчелками, и т. д.), вернувшись с прогулки, рассказать жестами, без слов, за кем они наблюдали.
Наблюдение за изменением температуры воздуха и его причина
Цель: обобщить наблюдения за погодой и показаниями термометра.
Воспитатель подводит детей к выводу, что температура воздуха с каждым днем понижается, становится холоднее. Это связано с тем, что солнце меньше освещает, а, следовательно, меньше прогревает землю и воздух, поэтому становится прохладно.
Приметы: если в октябре лист с березы и дуба опадет не полностью, будет холодная зима; если в начале октября лист с березы не опал – снег ляжет поздно.
Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес,
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как немеет лес,
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.
И. Мазнин
Дидактическая игра «Расскажи без слов».
Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.
Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.
Показать, что идет холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники.
Наблюдение за характером дождя
Цель:показать, что «у природы нет плохой погоды», она прекрасна во всех ее проявлениях.
Воспитатель проводит наблюдение за дождем. Перед ливнем становится темно, небо покрывается свинцовыми тучами, закрывающими солнце, птицы прячутся в укрытия.
Определить характер дождя (мелкий, моросящий, затяжной, холодный, теплый), сравнить с летним. Чем отличается? Перед дождем на термометре отметить понижение температуры. В октябре все больше пасмурных, серых дней.
Приметы: дождь при солнце скоро прекратится.
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва
– Кап, кап, кап, кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять
– Кап, кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле. (Дождь)
Дидактическая игра «Похож – не похож».
Наблюдение за облаками
Цель: развивать наблюдательность, умение сосредоточиться на определенном предмете.
Обратить внимание детей на небо, на облака. Направление, в котором происходит движение облаков, определяют относительно неподвижных предметов: высоких деревьев, столбов, углов зданий. Замечают объект и ориентир – угол, крышу дома, высокое дерево – и отмечают движение облака относительно его. Почему двигаются облака, и откуда берутся тучи?
Приметы: облака идут низко – возможен дождь; на перистых облаках появилось множество белых облачков – к дождю.
Поговорки и пословицы: «Холоден батюшка октябрь, да ноябрь и его перехолодил».
Наблюдение за температурой воздуха
Цель:учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир (сильный ветер срывает листья с деревьев; воробьям прыгать тяжело, перья от ветра так и раздуваются, долгота дня уменьшается, поэтому становится прохладнее и т. д.).
Попросить ребят охарактеризовать погоду. В рассказе употреблять как можно больше прилагательных.
Воспитатель перечисляет приметы осени, находит их в природе. Читает стихотворение А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы...» Дети легко запомнят стихотворение, так как они сами видят то, о чем в нем говорится.
Приметы: осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к теплу; сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.
Поговорки и пословицы: «Знать осень в октябре по грязи»; «В октябре на одном часу и дождь, и снег».
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Цель: уточнить и углубить знания о временах года.
Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.
Наблюдение за вечерним небом
Цель:приучать любоваться красотой луны и звезд.
На вечерней прогулке воспитатель обращает внимание на глубокое темное небо, на котором появляется тонкий серебристый серп – месяц. Объясняет, что это луна, только маленькая. Прослеживает за всеми изменениями луны (от появления месяца до полнолуния), отмечает ее цвет.
Когда светит полная луна, вокруг светло, видны все предметы. Осенью на темном небе звезды светят особенно ярко.
Воспитатель обращает внимание, что они разные – большие и маленькие – и светят по-разному: одни ярче, другие более тускло. Находит знакомые созвездия на небе, называет и показывает их детям.
Дидактическая игра «Что вокруг нас?».
Цель: научить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.
Ход игры. На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть: мяч, мак, шар, дом, сад... две части: забор, кусты, цветы, песок, трава... три части: качели, веранда, береза, машина... За каждый ответ ребенок получает фишку, по их количеству определяется победитель.
Наблюдение за погодой
Цели: развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени; устанавливать причинно-следственные и временные связи; продолжать знакомить с многообразием явлений природы.
В октябре появляются первые заморозки на почве. Утром крыши домов, трава, дорожки припорошены инеем. Все белое. (Понаблюдать, как иней быстро исчезнет под лучами солнца, останутся только блестящие капли)/ Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и т. д.). Иногда она игольчатая. Воспитатель сравнивает изморозь с инеем (иней на земле, на траве). Иней образуется так же, как и роса.
Приметы: если ночью был иней – к ветру; роса ночью выпала обильно – не будет ни грозы, ни ливня.
Осень – роща золотая! Золотая, синяя.
А над рощей пролетает стая журавлиная.
Высоко под облаками
Гуси откликаются,
С дальним озером, с полями
До весны прощаются.
А. Пришелец
Листья желтые летят, под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает. Когда это бывает? (Осенью)
Дидактическая игра «Кто же я?».
Цель: указать названное растение.
Ход игры. Воспитатель быстро указывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.
Наблюдение за небом и воздухом
Цель:обобщить знания о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение).
Обратить внимание на небо: там плывут облака, летают самолеты, находятся таинственные планеты, туда запускают космические корабли. Небо – это воздух, который окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.
Опыт с воздухом. Потихоньку выпускают воздух из надувного шара. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, его можно почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Надувая воздушный шар, спросить детей, чем его надувают. (Воздухом.) А откуда он берется?
Делается вывод: в человеке тоже есть воздух, которым мы при выдохе заполняем воздушный шар.
Опыт «Необходимость воздуха для дыхания человека».
Закрыть нос и рот и попробовать не дышать некоторое время.
Наблюдение за движением облаков
Цель: развивать наблюдательность, умение сосредоточиться на определенном предмете.
Воспитатель замечает на ясном небе легкое облачко и предлагает детям следить за тем, как оно медленно передвигается, постепенно увеличивается и, меняя форму, превращается в массу, похожую на вату, или же, наоборот, уменьшается и «тает». Напоминает детям формы облаков. Перистые – самые высокие облака, состоят из кристалликов льда; имеют вид белых перьев, нитей, волокон; полупрозрачны и не закрывают солнце, луну и звезды.
Кучевые облака образуются весной, летом и осенью; имеют вид красивых белоснежных куполообразных куч с ровными основаниями: появляются обычно утром или к полудню, а к вечеру начинают исчезать. Они громоздятся, принимают вид башен и превращаются в грозовые тучи.
Слоистые – самые низкие, серые облака, сплошь застилающие все небо, похожи на туман.
Приметы: облака черные, низкие, движутся быстро – ненастье сохранится; на небе несколько дней подряд видны белые облака – к похолоданию.
Поговорки и пословицы: «Осень велика – зима долга».
Облако за облаком по небу гналось –
За облаком-лодкой облако-лось.
А ветер гонит, гонит, торопит облака,
То с налету тронет, то шевельнет слегка...
Я. Аким
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
Рассматривание почвы
Цель:продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе (выявить первые признаки приближения зимы – заморозки по ночам, появление инея); приучать детей видеть зависимость состояния почвы от погоды.
Воспитатель просит детей рассказать, что они знают о почве. Из чего она состоит? Для чего она нужна? Кто в ней живет?
Почва состоит из песка, глины, отмерших частей растений и животных, камешков и разных органических частиц, воды и воздуха. В почве находятся корни всех растений, которые черпают из нее воду и полезные для растения вещества. Почва служит домом для многих животных, насекомых и червей.
Воспитатель просит ребят назвать обитателей подземного царства (крот, мышь-полевка, слепыш, дождевой червь, насекомые и их личинки).
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю из лейки (как будто прошел дождь), предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность, она липкая, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Вывод. Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
Приметы: днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде.
Ход игры. Воспитатель раздает детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, дети кружатся с листочками в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, лист от которого держит в руках».
Подвижная игра «Кто сделает меньше шагов».
Наблюдение за дождем
Цель:учить детей самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на животный, растительный мир и на людей.
Обратить внимание детей на приближающийся дождь. Облака стали совсем другие: серые, тяжелые, низкие. Наблюдая за ними, сделать вывод о том, что облака в разную погоду бывают разными.
Медленно ползут темные, почти черные, облака – тучи, из которых обычно идет дождь. Перед дождем поднимается ветер, птицы и животные прячутся в укрытия. Люди стараются без дела не выходить на улицу, а если выходят, то обязательно в плащах и с зонтами.
Приметы: дождь без ветра будет долго идти; дождь пошел после обеда – будет долго идти.
Поговорки и пословицы: «Туча летуча, а дождь – бегун».
Наблюдение за погодой
Цель:обращать внимание на то, как изменилась природа; учить сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность.
В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
С. Маршак
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Нахмурится, насупится, в слезы ударится
Ничего не останется. (Туча)
Блестит под солнцем после стужи
На асфальте сером... (Лужа).
Какие произошли в природе изменения? Какое стало небо? Как часто светит солнце? Идет ли дождь?
Наблюдение за туманом
Цель: формировать представление о природном явлении – тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; подмечать особенности этого явления, делать выводы.
Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела самолетом.
Пролетела туча низко-низко,
Прыгнула с нее парашютистка.
А за ней сейчас же и другая,
И уже летит за стаей стая.
Туман – явление природы, причем самое обыкновенное, только неожиданное для всех. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.
Воспитатель задает детям вопросы. Какое небо во время тумана? Как вам дышится? Какой воздух – влажный или сухой? Густой ли туман? Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?
Наблюдение за первым снегом
Цель: закрепить знание признаков поздней осени. Уточнить, почему тает первый снег.
Понаблюдать, как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы очень непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда идет дождь со снегом. Определить отличия ранней осени от поздней. Заметить, что реки покрылись льдом.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
З.Александрова
Пальчиковая игра. «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики)
Мы с тобой снежок лепили, (лепят снежок)
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем не сладкий. (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. Грозят пальчиком)
Раз – подбросим. Два – поймаем. Три – уроним.
И сломаем. (подбрасывают, ловят, роняют, топают).
Наблюдения на прогулках в ноябре
Наблюдение за связью явлений в природе
Цель: продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. (Если температура воздуха опускается ниже нуля, то замерзает почва, появляется изморозь. Изменяется высота состояния солнца, следовательно, изменяется температура воздуха.)
Обратить внимание детей на яркие осенние изменения в природе. Помочь установить зависимость живой природы от неживой. Стало прохладно, птицы улетают в теплые края, звери покрываются более теплой шкурой и т. д. Находить эту связь в ближайшем окружении. Напомнить приметы осени. Отметить самых находчивых и активных детей.
Приметы: во время дождя на воде образуются и долго не лопаются пузыри – дождь долгий; если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья.
Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес,
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как немеет лес,
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.
И. Мазнин
Дидактическая игра «Вспомни разные слова».
Цели: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять детей в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.
Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его следующему, как бы передать его, следующий говорит то же одно слово, повернувшись к третьему ребенку. По очереди все дети должны произнести по одному слову. Через 3 круга игра останавливается. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.
Правила игры. Нельзя повторять одно слово дважды.
Дидактическая игра «Стоп! Палочка, остановись».
Цели: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.
Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребенок должен что-то сказать о нем. Например: воспитатель говорит: «Медведь» и передает палочку ребенку, тот говорит: «Бурый» и передает палочку следующему. Кто не сможет сказать, выходит из игры.
Наблюдение за перистыми облаками
Цель: развивать наблюдательность, умение сосредоточиться на определенном предмете.
Во время утренней прогулки воспитатель обращает внимание на красоту осеннего неба, вспоминает с детьми, какие бывают облака.
Перистые – самые высокие облака, образующиеся очень высоко, состоят из кристалликов льда; имеют вид белых перьев, нитей, волокон. Перисто-слоистые облака тоже состоят из ледяных кристалликов; затягивают небо слоем молочного цвета, сквозь который просвечивают диски небесных светил. Перисто-кучевые – маленькие облака белого цвета, состоят из кристалликов льда.
Дидактическая игра «Какая? какой? какое?».
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Наблюдение за кучевыми облаками Цель: развивать наблюдательность, умение сосредоточиться на определенном предмете.
Вечером обратить внимание на изменение неба и облаков. Небо изменило цвет, и на нем появились другие по структуре облака. Кучевые облака образуются весной, летом и осенью, имеют вид красивых белоснежных куполообразных куч с ровными основаниями. Появляются обычно утром или к полудню, а к вечеру постепенно исчезают. Иногда они превращаются в тяжелые тучи, предвестники дождя.
Приметы: к обеду небо прояснилось, появились кучевые облака – к ясной погоде; облака движутся с юга на север – к ненастью.
Дидактическая игра «Кому что нужно?».
Подвижная игра «Пустое место».
Наблюдение за изменением цвета неба Цель: развивать наблюдательность, умение сосредоточиться на определенном предмете.
Обратить внимание детей, как меняется цвет неба осенью. Небо как будто увеличилось; хорошо видно, что вверху оно темно-голубое, а к краям светлее. Его стало как бы больше, из-за того что деревья стоят без листвы и сквозь их ветви просматривается небо.
Отметить, как красива осенняя природа.
Приметы: осенью серенькое утро, так жди красного денька.
Поговорки и пословицы: «Ноябрь – поворот на зиму»; «Ноябрь – ледостав и кузнец».
Дидактическая игра «Где что можно делать?».
Цель: активизировать в речи глаголы, употребляющиеся в определенной ситуации.
Ход игры. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Игра в виде соревнования.
– Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать пение птиц, отдыхать.)
– Что делают на поле?
– Что можно делать на реке?
Наблюдение за слоистыми облаками Цель: развивать наблюдательность, умение сосредоточиться на определенном предмете.
Воспитатель просит детей охарактеризовать форму и структуру облаков. Напоминает, какие бывают облака по структуре (слоистые – самые низкие, серые, сплошь застилающие все небо, похожи на туман; кучевые, перистые). В теплые дни во время отдыха на прогулке хорошо наблюдать за движением облаков и изменением их формы. Воспитатель замечает на ясном небе легкое облачко и предлагает детям проследить за тем, как оно медленно передвигается, постепенно увеличивается и, меняя форму, превращается в массу, похожую на вату, или же, наоборот, уменьшается и «тает».
Дидактическая игра «Кто больше знает?».
Игра-забава «Развиваем внимание».
Наблюдение за тучами Цель: развивать наблюдательность, умение сосредоточиться на определенном предмете.
Воспитатель обращает внимание детей на небо. Какое оно? (Покрыто свинцовыми серыми тучами, которые набегают одна на другую, как бы клубятся.) Напоминает детям, как ветер формирует тучи и какие они бывают (грозовые, дождевые, снеговые). Тучи состоят из частиц воды, которая потом собирается в капли дождя или, замерзая, превращается в снежинки. Ветер гонит тучи по небу, и это движение хорошо видно, если заметить какой-либо ориентир, например, большое дерево или крышу дома.
Приметы: темные тучи предвещают похолодание.
Что это за птица? Черная, большая
Над землей повисла, солнце закрывая.
Крупными слезами эта птица плачет.
От нее подальше мама дочку прячет.
Как она примчится, все вокруг темнеет.
Чтобы не промокнуть, убегу скорее!
По небу ходила, солнышко закрыла.
Только солнце спряталось, и она расплакалась. (Туча)
Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою.
Наскочил на темный лес, прохудился и исчез. (Дождевая туча)
Дидактическая игра «Какая? какой? какое?»
Нахождение примет наступающей зимы
Цели: развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени; устанавливать причинно-следственные и временные связи, выявлять особенности приспособления растений к зиме; обратить внимание на красоту этого времени года; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу.
Воспитатель просит детей самостоятельно охарактеризовать погоду, употребляя в речи как можно больше прилагательных, найти приметы поздней осени в ближайшем окружении. Устанавливает связь между изменениями в неживой природе с изменениями в живой (солнце стало меньше светить и греть; растения отцвели, дали семена и сбросили листву; птицы и звери приготовились к холодному периоду года (улетели в теплые края, залегли в спячку, поменяли шерсть на более теплую, появился подпушек у многих зимующих птиц)).
Приметы: если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется; если первый снег упадет на сухую землю, то опять сойдет.
Поговорки и пословицы: «В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается».
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
А. Плещеев
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Цель: уточнить и углубить знания о временах года.
Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.
Дидактическая игра «Какое время года?».
Цели: учить слушать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времен года.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит, что писатель и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года, затем читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.
Наблюдение за прозрачностью и движением воздуха
Цель:обобщить знания о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение).
Попросить детей вдохнуть прохладный, чистый осенний воздух. Чем он пахнет? Что дети ощущают, вдыхая этот воздух? (Запах свежести, мокрой листвы, земли.)
Воздух окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любом помещении. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Почувствовать его можно тогда, когда дует ветер, потому что ветер – это движение воздуха.
Опыт «Здравствуй, ветер!».
Цель: показать детям движение воздуха, его свойство быть невидимым.
Ход опыта. Воспитатель просит детей подойти к луже. Это «море». Дети – это «ветры». Они дуют на воду. Что получается? Чем сильнее дуть, тем больше волны. Дети опускают в воду парусные кораблики (конструктор), дуют, кораблики плывут.
Что происходит с кораблями, если ветер очень сильный? (Ответы детей.) Проверка предположений. Дуют сильно.
Вывод. Воздух невидим, его движение можно ощущать.
Приметы: дождь при солнце скоро прекратится; глухой гром – к тихому дождю, резкий – к ливню.
Поговорки и пословицы: «Ноябрьские ночи до снега темны»; «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается».
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Дидактическая игра «Какое что бывает?».
Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.
Ход игры. Давайте расскажем, что бывает зеленым – огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка...
Широкой – река, дорога, лента, улица... и т. д.
Выигрывает тот, кто больше назовет слов, за каждое правильно сказанное слово ребенок получает фишку.
Наблюдение за первым снегом
Цель:систематизировать и обобщить представления о типичных для поздней осени явлениях в неживой природе – установление связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.
Воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы. Ноябрь – последний месяц осени. Во многих местах нашей страны уже лежит снег. Предлагает полюбоваться первым снегом, поймать летящие снежинки – они холодные. Напоминает, что снег – это замерзшая вода.
Опыт: снять рукавички и набрать немного снега в руку, он быстро растает от тепла ладошки, превратившись в воду.
Приметы: если осенью снега нанесло рано, то и весна ранняя; первый сухой снег обещает хорошее лето.
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков
Мягкий он, а не подушка,
Липнет он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь – ручеек. (Снег)
Наблюдение за первым снегом
Цель: систематизировать и обобщить представления о типичных для поздней осени явлениях в неживой природе – установление связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.
Снег, выпавший утром, не растаял и лежит везде: на крыше, на деревьях и возвышениях, нет его только на тротуаре и дороге.
Воспитатель предлагает полюбоваться красотой падающего снега сквозь фонарь на улице. Луч света освещает летящие снежинки, они искрятся и серебрятся. На улице тихо-тихо. Воздух морозный и чистый.
Драгоценным ожерельем
Спать ложится на деревья.
Без труда отыщет кров
Среди веток и стволов. (Снег)
Дидактическая игра «Какое время года?».
Рассматривание льда
Цель: систематизировать и обобщить представления о типичных для поздней осени явлениях в неживой природе – установление связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.
Обратить внимание детей на лужи. Откуда они взялись? (Шел дождь или снег.) Лужи только на дорожках, на земле их нет, так как почва впитывает воду, а асфальт нет. Поэтому лужи и остаются только на дорожках. Лужи покрыты тоненьким льдом, они замерзли, но лед очень тонкий и хрупкий. Если на него наступить, он трескается и из-под него проступает вода.
Опыт: в две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка утром выносится на улицу, и вода в ней замерзает или покрывается сверху льдом, другая – остается в группе, и вода ней теплая, комнатной температуры. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе.
Задание: определить причину замерзания воды; вспомнить с детьми, в каком еще состоянии бывает вода: лед – твердая, вода – жидкая, пар – газообразная.
Снежок порхает, кружится,
На улицах бело,
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.
3.Александрова
Не драгоценный камень, а светится. (Лед)
Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».
Цели: активизировать словарь; расширять кругозор.
Ход игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова на определенную тематику (например, «Осень»), в которых встречается этот звук. Дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший должен сказать слово с условным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, пропускает ход.
Казахская народная игра «Платок с узелком».
Цель: развивать ловкость и координацию движений.
Ход игры. Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг вокруг водящего. По команде водящего «Раз, два, три!» все участники разбегаются! Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и забрать платок. В момент преследования игрок с платком может передать его товарищу, а тот – другому. Если водящий поймает игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, загадать загадку, прочитать стихотворение. После этого он становится водящим.
Правила игры. Отдавать и передавать платок надо быстро, в беге. Нельзя отказываться выполнять желание водящего.
Наблюдение за льдом на лужах
Цель: систематизировать и обобщить представления о типичных для поздней осени явлениях в неживой природе – установление связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.
Опыт «Прозрачность льда».
Цель: наблюдение за льдом, выявление его свойств.
Воспитатель предлагает детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед. (Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается под ногами.) Закрепляет представление, что лед прозрачный. Для этого в прозрачную емкость кладет мелкие предметы, заливает водой и выставляет на ночь за окно. Утром рассматривают: через лед видны замерзшие предметы.
Вывод. Предметы видны через лед потому, что он прозрачен.
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (Лед)
Наблюдение за погодой
Цели:развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени; устанавливать причинно-следственные и временные связи, выявлять особенности приспособления растений к зиме; обратить внимание на красоту этого времени года; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу.
Воспитатель обращает внимание детей на погоду. Просит детей самим охарактеризовать ее, сравнить с погодой ранней осени. Как изменились растения? (Они сбросили листву и находятся в состоянии сна.) Насекомые исчезли, температура воз духа снизилась, на почве появились первые заморозки, птицы стараются перелететь поближе к жилью человека. Все чаще небо покрыто свинцовыми тучами. Долгота дня уменьшается – длина ночи увеличивается).
В этот месяц, что ни год,
Белый день в обед встает.
Зимний сумрак, грязь и слякоть
– Вдруг сугробы у ворот. (Ноябрь)
Дидактическая игра «Кто больше вспомнит».
Цель: обогащать словарь глаголами, обозначающими действия процесса.
Ход игры. Карлсон просит детей посмотреть на картинки и рассказать об увиденном.
Ворона – летает, каркает, сидит, ест, пьет, присаживается... и т. д.
Дидактическая игра «Придумай другое слово».
Наблюдение за долготой дня
Цель:развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением.
Продолжить наблюдение за солнцем: оно светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Дети приходят в детский сад, когда еще темно. Сравнить с началом осени, когда ребенок просыпался и было уже светло, солнце стояло высоко. А теперь долгота дня сильно уменьшилась. Ноябрь – самое темное время года, потому что нет снежного покрова.
Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце)
Доброе, хорошее на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце)
Наблюдение за снегом
Цели:закрепить представление о снеге как особом состоянии воды, опытным путем установить свойства снега; продолжать знакомить детей со свойствами воды и круговоротом воды в природе на уровне элементарных представлений.
Воспитатель предлагает понаблюдать за снегом, как он красиво и тихо падает на землю. Рассмотреть снежинки, упавшие на темные варежки и перчатки. Они все разные – игольчатые и красивые.
Снять варежки и понаблюдать, как снежинки тают, так снег превращается в воду. Воспитатель рассказывает о круговороте воды в природе.
Опыт «Зависимость состояния воды от температуры». (Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры.)
Цели: показать детям превращение воды в лед и обратный процесс; закрепить представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха.
Ход опыта. С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения. Повесить на участке, несколько принести в группу и понаблюдать обратный процесс.
Вывод. Вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.
Приметы: облака идут низко – к снегопаду; облака движутся против ветра – к метели.
Опали с березы последние листья,
Мороз незаметно подкрался к окну,
И за ночь своею волшебною кистью
Волшебную нарисовал он страну.
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
Дидактическая игра «Как сказать по-другому?».
Цель: упражнять детей в названии одного из синонимов.
Ход игры. Как можно сказать про это же но, одним словом? Сильный дождь – ливень. Сильный ветер – ураган. Сильная жара – зной и т. д.
Игра-забава «Узнай не видя».
Опыт «Вода и снег».
Цель: опытным путем закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.
Ход опыта. Внести в группу снег и лед и выяснить, где вода быстрее растает. В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.
Цели: формировать у детей умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение.
Обратить внимание детей на небо. Какое оно? Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по нему. Солнце почти не выходит из-за туч. Из-за этого температура воздуха снижается. Задание: сравнить небо летнее и осеннее.
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет и всех разбудит. (Солнце)
Дидактическая игра «Что это значит?».
Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры. Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?
Свежий ветер – прохладный.
Свежая рыба – недавно выловленная, не испортившаяся.
Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная.
Наблюдение за вечерним небом
Цели:продолжать знакомить с небесными светилами; развивать наблюдательность, любознательность, желание познать тайны природы.
Обратить внимание детей на красоту ночного неба, на небесные объекты, находящиеся на нем. Дети сами называют, что они видят на небе. Показать Большую и Малую Медведицы. Напомнить, что называют созвездиями. Найти на небе луну, расспросить у детей, видели ли они месяц. Рассказать о фазах луны.
Угли пылают – совком не достать.
Ночью их видно, а днем не видать. (Звезды)
Наблюдение за изменением температуры воздуха
Цель:продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха.
На утренней прогулке провести наблюдение за солнцем. Выбрать определенное место и ориентир.
Например, солнце находится над определенным домом. Вести наблюдение и запись в дневнике наблюдения за путем солнца и температурой воздуха. В последующие дни отмечать изменение времени прохождения солнца и температуры воздуха. Сделать вывод: чем меньше световой день, тем ниже температура воздуха.
Приметы: багровые зори – к ветру; солнце в туман садится – к дождю.
На крышу избушки легли белые подушки.
Только солнце припечет, пух водою потечет. (Снег)
Наблюдение за погодой
Цели: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, учить анализировать, делать выводы.
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю точит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи
Утепляются дома
Ноябрь – последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом. В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играет ноябрь на ледяных струнах. Это пора называется «предзимье».