kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Мы – патриоты своей страны» программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников во внеурочное время по национально-культурным традициям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Мы- патриоты своей страны" предназначена для использование во внеурочное время в начальных классах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Мы – патриоты своей страны» программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников во внеурочное время по национально-культурным традициям»


Республиканский педагогический конкурс методических материалов по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи»





Направление конкурса

Программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

.



«Мы – патриоты своей страны»

программа

по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников

во внеурочное время

по национально-культурным традициям


Авторы: Васильева Г.А., Петрова Т.Г.

МБОУ « Убеевская средняя

общеобразовательная школа»

Красноармейского района

Чувашской Республики


Адрес: Чувашская Республика

Красноармейский район

с. Убеево

ул. Сапожникова, д. 12

Рабочий телефон: 88353033240


Электронная почта: ubeev_sosh@mail.ru

[email protected]

[email protected]


с. Убеево

2016


Содержание

Ведение ……………………………………………………………………………………….2

1.Пояснительная записка программы……………………………………………………….5

2. Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности…………………….6

3. Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности………………………………………………………………………………… 6

4. Описание ценностных ориентиров учебного курса внеурочной деятельности………6.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты…………………………….…6

6. Содержание учебного курса внеурочной деятельности………………………………... 7

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности ……………………………………………………………………………………………….. 11

8. Описание материально-технического обеспечение материально технического обеспечения образовательного процесса………………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………………………..17

Литература

Приложение



Введение

Актуальность проблемы

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Воспитывать и формировать миропонимание ребёнка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Перед образовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией её является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами. В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально – возрастными особенностями.

Таким образом, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников обусловлена следующим:

-для воспитания социально активных членов общества необходима подготовка широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

-в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепшее сознание и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Самостоятельно, без педагогической поддержке ему трудно ориентироваться в этих проблемах;

-так как само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания".

-знания не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей;

-младшие школьники, в соответствии с возрастными особенностями очень восприимчивы к воздействию на них.

В связи с актуальностью проблемы духовно- нравственного воспитания в начальной школе, мы составила программу на теме "Программа духовно- нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время".



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности “ Мы патриоты своей страны ” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “ Мы патриоты своей страны ” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”, проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.


Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.


Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

-создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

-формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

-утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

-развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

-воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

-повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Ступень образования: начальное общее образование

Сроки реализации программы:4 года

Этапы :

-начальный (1кл-2кл)

-промежуточный(3кл)

-итоговый(4кл)

Прогнозируемый результат:

-начального этапа

1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.

2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера.

3. Проявление внутренней позиции ученика.

4. Выявление потенциальных возможностей школьников.

-промежуточного этапа

.1. Формирование нравственных понятий.

2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.

3. Накопление опыта нравственного поведения.

4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.

-итогового этапа

1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.

2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье.

3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.

4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.

5. Формирование навыков и привычек нравственного поведения.

6. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.

Конечный результат:

Становление духовно - нравственной личности, способной реализоваться в социуме.

2.Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы

  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)

  • Классный час

  • Сообщения

  • Встречи с интересными людьми

  • Литературно – музыкальные композиции

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала

  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

  • Родительские собрания

  • Разработка и реализация проектов

  • Собеседования с учащимися и родителями

  • Участие в общешкольных мероприятиях

  • Праздники, фестивали

  • Исследовательская работа

  • Разработка и пополнение портфолио учащихся и класса

  • Участие в общешкольных мероприятиях «Класс года», «Семья года» и т.д.

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы

  • Выставки декоративно-прикладного искусства

  • Коллективные творческие дела

  • Соревнования

  • Показательные выступления

  • Праздники

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Трудовые дела

  • Тренинги

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Заочные путешествия

  • Акции благотворительности, милосердия

  • Творческие проекты, презентации

  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)



3. Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности.

1-2 класс – 1 час в неделю ( 1 класс – 33 учебные недели, 33 часа, 2 класс- 34 учебные недели, 34 часа), 3-4 класс – по 1 часу в неделю (34 часа 34 учебные недели). Всего 135 часов.


4. Описание ценностных ориентиров учебного курса внеурочной деятельности.

Ценностные установки:

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты.

  • развитие творческих способностей;

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.


Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный;

порядочный;

самодисциплинированный;….

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный;

социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.


6. Содержание учебного курса внеурочной деятельности.

Программа “ Мы патриоты своей страны ” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

-формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

-воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

-формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я,?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

-формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

-воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

-воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

-вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», организация дежурств, игры «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», трудовой десант «Укрась территорию школы»,.

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

-развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

-воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».

1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч

Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -12, практических -21

1. “Я и я” (2 ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Что такое хорошо и что такое плохо.

Мои права и обязанности.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика

2. “Я и семья” (6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья – мой дом. Семейные традиции. Папа, мама и я – дружная семья.

Помоги своей бабушке. Слушаем сказки моей бабушки.

Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

3. “Я и культура” (5ч) – формирование отношения к искусству.

История моего села. Люди нашего села. Национальные игры чуваш. Чувашские народные игрушки. Узоры чуваш.

Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.

4. “Я и школа” (9 ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливых наук. А ну-ка мальчики.

Помоги школьной библиотеке. Самый красивый школьный двор. Без друзей меня чуть- чуть.

Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.

5. “Я и мое Отечество” (8 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности. Деревня (город) в котором ты живёшь. Край, в котором я живу. Люблю тебя, мой край родной.

Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Народные герои Чувашии. Поклон тебе, солдат России.

Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6. “Я и планета” (3 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи. Земля наш общий дом. Уроки добра.

Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.


2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч

    1. Я и я” (2ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик. Подумай о других.

Диагностика. Сбор игр.

    1. Я и семья” (4 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Три поколения.

Конкурсы рисунков, сочинений.

    1. Я и культура” (8 ч) – формирование отношения к искусству.

Поэты и писатели нашего района.

Что посеешь, то и пожнешь.

Праздник Сурхури. В краю ста тысяч вышивок. В краю ста тысяч песен. Чувашские традиции. Этикет чувашей. Язык родной, дружи со мной.

Экскурсии в музеи, вернисажи.

    1. Я и школа” (4 ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Город мастеров. Уроки дружбы.

    1. Я и мое Отечество” (11 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. День Конституции.

Край, в котором я живу. Наша деревня. О чем шепчут названия улиц родного села. Полёт на другую планету. Знай, люби и гордись своим краем.

Дети военных лет. След Великой Отечественной войны в жизни родного края..

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

    1. Я и планета” (5 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

День добрых волшебников.

Моя Земля Красная книга Чувашии. День птиц. Мы в ответе за тех, кого приручили. Десант чистоты и порядка.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.


3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч

      1. Я и я” (1 ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Я знаю свои права

Диагностика.

2 . “Я и семья” (3 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя мама на рабочем месте.

Пожилые люди – мудрые люди.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

3. “Я и культура” (9 ч) – формирование отношения к искусству.

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.

Мои любимые книги. Три вопроса – один ответ. Язык есть наша тайна.

Дети войны. Писатели и поэты о Чувашии. Пришла коляда – отворяй ворота

Экскурсии в вернисаж, библиотеку.

4. “Я и школа” (2 ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Мы все такие разные. Мои права и обязанности.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.

5. “Я и мое Отечество” (16ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Знакомства с символами Чувашской Республики. О государственном флаге и гербе Чувашской Республики. Государственный гимн Чувашской Республики. Чебоксары- столица Чувашской Республики. Конституция – основной закон жизни страны.

Мой край родной. Наша республика. Чувашия в прошлом и настоящем. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История Отечества. Кто хочет стать знатоком истории

Они служили в Армии. Салют, Победа. О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6. “Я и планета” (3 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Протяни руку помощи. Животные из Красной книги. Охрана природы – защита Родины

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.


  1. класс «Я – гражданин России» - 34ч

        1. Я и я” (3ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кто я? Какой я? Откуда я родом.

Мир моих интересов

Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.

2. “Я и семья” (4ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

От бабушки до наших дней

Забота о родителях – дело совести каждого. Спешите делать добро. Мои семейные обязанности.

Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.

3. “Я и культура” (5ч) – формирование отношения к искусству.

Традиции моего рода, народа, страны. Родословная моего рода, народа. Страны. Люди, прославившие Чувашию. Знай и люби родной и русские языки. Родной край – частица России.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

4. “Я и школа” (6ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать Школьный Устав.

Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Учимся правильно общаться. Учимся правильно жить и дружить Формулы извинения и благодарности

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.

5. “Я и мое Отечество” (11ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Государственная символика Российской Федерации. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Москва- столица великой страны. Танцы и песни народов России

Знакомство с основными статьями Конституции. Я знаю Конституцию.

Есть такая профессия – Родину защищать.

Победа деда – моя победа. Города – герои.

Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6. “Я и планета” (5ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Я- житель планеты Земля. Сад на окошке. Чем живёт планета земля. Береги природу. Сохраним дерево, сбережём лёгкие планеты

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.


7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч


Тема

Основные виды деятельности обучающихся

1

Праздник первого звонка. Мой школьный дом.

Праздник первоклассников Экскурсия по школе

2

Правила поведения в школе.

Игра по станциям на территории школы

3

Я, ты, мы. Законы жизни в классе.

Игра на сплочение классного коллектива

4

Мои права и обязанности.

Беседа с творческим заданием

5

Помоги своей бабушке

Акция ко дню пожилых людей

6

Моя семья, мой дом,

Презентация фотографии из семейного альбома.

7

Семейные традиции

Конкурс рисунков

8

Устное народное творчество. Слушаем сказки моей бабушки.

Чтение чувашских сказок

9

Деревня(город), в котором ты живёшь

Экскурсия

10

История моего села (деревни)

Экскурсия в краеведческий музей школы

11

Люди нашего села.

Устный журнал

12

Правила счастливого человека

Психологический практикум

13

Мои родные – защитники Родины.

Фотовыставка

14

Национальные игры чуваш

Игры

15

Чувашские народные игрушки.

Поделки из разных материалов

16

С чего начинается Родина?

КВН

17

Край. в котором я живу

Экскурсия в краеведческий музей школы

18

Узоры чуваш

Конкурс рисунков

19

Народные герои Чуваши

Просмотр презентации

20.

Школа вежливых наук»

Беседа.

21

Что такое хорошо и что такое плохо?

Творческий проект

22

Они защищают Родину.

Конкурс стихов ко дню защитников Отечества

23

Конкурс «А ну-ка мальчики»

Утренник, посвящённый ко дню защитников Отечества

24

Загляните в мамины глаза.

Праздник

25

Планета просит помощи.

Конкурс рисунков

26

Земля – наш общий дом

Викторина

27

Помоги школьной библиотеке

Акция

28

Самый красивый школьный двор.

Десант чистоты и порядка.

29

Уроки добра

Экологический субботник

30

Поклон тебе, солдат России

Конкурс чтецов

31

Мама, папа, я – дружная семья.

Конкурс – соревнование, посвящённое ко Дню семьи

32

Без друзей меня чуть-чуть…

Праздник Дружбы

33

Люблю тебя, мой край родной

Экскурсия на природу

2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч


Тема

Основные виды деятельности обучающихся

1

Я – ученик 2 класса.

Беседа с творческим заданием.

2

По каким правилам мы живем в школе?

Игра.

3

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Символы Убеевского поселения, Красноармейского района

Просмотр презентации.

4

Край, в котором я живу

Экскурсия в краеведческий музей сельского поселения.

5

Подумай о других.

Декада добрых дел ко Дню пожилого человека

6

Что посеешь, то и пожнешь.

Беседа с элементами игры.

7

Знаменитые люди нашего района

Составление буклетов. Просмотр презентаций

8

Школьная символика (гимн, герб, флаг)

Беседа с творческим заданием.

9

Я – ученик.

Декада добрых дел Беседа с элементами игры.

10

О чем шепчут названия улиц родного села.

Конкурс рисунков.

11

Наша деревня.

Конкурс визиток, мини-проекты о достопримечательностях деревни

12

Моя любимая мамочка.

Конкурс рисунков, поделок, стихотворений ко Дню матери

13

Помоги братьям меньшим День добрых волшебников.

Вывешивание кормушек. Акция

14

День Конституции. Кто защищает наши права? (Конвенция о правах ребенка)

Урок практикум

15

Город мастеров

Совместное построение снежного городка

16

Праздник «Сурхури»

Игра.

17

В краю ста тысяч песен и вышивок

Выставка вышивок.

18

В краю ста тысяч песен и вышивок

Конкурс народных песен.

19

Игра-викторина о чувашских традициях «Где тепло, там и добро»

Игра-викторина

20.

Чувашский этикет. Правила общения

Ролевые игры

21

Дети военных лет

Чтение художественных книг о

22

Об отце говорю с уважением.

Конкурс сочинений.

23

Три поколения «Бабушка, мама и я»

Семейное спортивное соревнование

24

Уроки дружбы

Деловая игра

25

Моя Земля

Игра-путешествие

26

День птиц.

Выставка рисунков, скворечников.

27

Красная книга Чувашии

Викторина

28

Полет на другую планету

Конкурс рисунков о космосе

29

В ответе за тех, кого приручили

Сочинения о своих питомцах

30

Язык родной, дружи со мной

Утренник ко дню чувашской письменности

31

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Ветераны великой Победы

Круглый стол с ветеранами ВОВ, ветеранами тыла

32

Я помощник в своей семье.

Беседа с элементами игры.

33

Десант чистоты и порядка.

Экологический субботник

34

Знай, люби и гордись cвоим краем.

Викторина.

3 класс «Россия – Родина моя» - 34 ч


Тема

Основные виды деятельности обучающихся

1

Мои права и обязанности.

Правила поведения в школе. Традиции школы. Обычаи. Беседа о школьном Уставе.

2

Знакомства с символами Чувашской Республики.

Просмотр видеороликов

3

О Государственном флаге и гимне Чувашской Республики

Практическая работа.

4

Государственный Гимн Чувашской Республики

Музыкальный урок.

5

Пожилые люди – мудрые люди.

Просмотр презентации «Мудрость и мудрецы». Беседа о мудрости.

6

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

Чтение сказки «Три дочери». Беседа.

7

Мои любимые книги.

Выставка книг. Рассказы детей, что они любят читать.

8

Богатыри земли Русской.

Урок – вернисаж.

9

Люблю тебя, моя Россия.

Музыкальный час. Песни про Россию.

10

Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается»

утренник

11

Протяни руку помощи

Акция

12

Животные из Красной книги.

Просмотр видеороликов о животных.

13

Мы все такие разные.

Конкурс рисунков.

14

Конституция – основной закон жизни страны.

Беседа. Викторина «Главная книга страны»

15

Я знаю свои права.”

Практическое занятие.

16

Пришла Коляда – отворяй ворота

Рождественские колядки

17

Наша республика. * «Родной край – частица России»

Игра – путешествие

18

Писатели и поэты о Чувашии

Беседа. Викторина «Главная книга страны»

19

Мой край родной….

Конкурс рисунков.

20

Три вопроса – один ответ

диспут

21

История Отечества.

Аукцион знаний.

22

О подвигах женщин в военное время.

Просмотр и обсуждение фильма.

23

Они служили в Армии.

Встреча с ветеранами Чеченской и Афганской войн

24

Моя мама на рабочем месте


Сочинения, мини-проекты.

25

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь.

Конкурс стихов.

26

Охрана природы - защита Родины

Круглый стол

27

Чувашия в прошлом и в настоящем

Викторина.

28

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь

Конкурс рисунков

29

Мой край родной…”

Интеллектуальная игра.

30

Язык наш есть тайна

Утренник

31

Салют, Победа!

Акция. Изготовление подарков ветеранам.

32

Дети войны.

Чтение книги Л. Агакова «Золотая цепочка» и обсуждение

33

Кто хочет стать знатоком истории.

КВН по истории России

34

Чебоксары – столица Чувашской Республики.

Экскурсия в столицу


4 класс «Я – гражданин России» - 34 ч


Темы

Основные виды деятельности

1

Продолжаем изучать Школьный Устав.

Беседа . Игровая программа.

2

Зачем нужно учиться в школе.

Диспут. Конкурс рисунков «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

3

Наши классные обязанности.

Выпуск буклетов.

4

Кто я? Какой я? Откуда я родом.

Тест «Познай себя

5

Аукцион народной мудрости «От бабушки до наших дней»

Мини проекты

6

Государственная символика Российской Федерации.

Просмотр презентаций, видеороликов

7

Москва – столица великой страны.

Заочное путешествие.

8

«Учимся правильно общаться»

Практическая игра

9

Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Литературная викторина

10

Аукцион «Формулы извинения, благодарности»

Конкурс работ (поделки, сочинения, стихи, рисунки)

11

«Можно» и «нельзя» в жизни. Учимся правильно жить и дружить»

Практическая игра


12

Забота о родителях – дело совести каждого.

Проект «Наши родители»

13

Люди, прославившие Чувашию

Экскурсия в краеведческий музей в г. Чебоксары.

14

Я – гражданин великой страны

Знакомство с основными статьями Конституции.

Деловая игра.

15

Я знаю Конституцию.

Занятие-практикум.

16

Песни и танцы народов России

Праздник

17

Традиции моего рода, народа, страны.

Ярмарка национальных блюд одежды

18

Родословная моего рода, народа и страны.

Творческие проекты Выступления.

19

Геральдика – наука о гербах.

Конкурс рисунков Герб семьи, школы, рода.

20

Поговорим о толерантности.

Беседа о толерантности. Просмотр презентации. Обсуждение

21

Мир моих интересов.

Беседа с творческим заданием.

22

Есть такая профессия – Родину защищать.

Конкурсная познавательная программа.

23

Сохраним дерево - сбережём лёгкие планеты

Акция сбора макулатуры

24

Я - житель планеты Земля.

Круглый стол.

25

Береги природу!

Конкурс экологических сказок

26

Чем живет планета Земля?

КВН

27

Сад на окошке

Экологическая акция

28

Спешите делать добро

Акция милосердия

29

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть

Праздник

30

Знай и люби родной и русский языки

Викторина ко дню чувашской письменности

31

Победа деда – моя победа. Память

Мини – проекты о своих героических родственниках.

32

Города – герои.

Оформление альбома.

33

Мои семейные обязанности..

Проигрывание сюжетов

34

Родной край – частица России

Игра – путешествие, экскурсии



8.Описание материально-технического обеспечение материально технического обеспечения образовательного процесса.

1.Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2.Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3.Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4.Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

5.Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

6.Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7.Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.

8.Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

9.Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

10.Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

11.Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

13.Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотическоговоспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

14.Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

15.О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.

17.Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

18.Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.


Словари по литературному чтению


Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения


Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения


Портреты поэтов и писателей (в соответствии с Обязательным минимумом)


Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок


Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок


Мультимедийный проектор


Компьютер


Экспозиционный экран


Сканер


Принтер лазерный


Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)


Ученические столы 2 местные с комплектом стульев


Стол учительский с тумбой


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.



Заключение

Значение начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является духовно- нравственное воспитание. Духовно- нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения, к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Особое значение нравственное воспитание имеет для учащихся начальных классов, так как в этом возрасте идет формирование нравственного сознания ребёнка, его мировоззрения.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Наша задача, как педагогов - нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка. Задача школы - создать благоприятные условия для формирования и развития духовно-нравственной культуры младших школьников.

 

 

 

Литература

  1. Конституция Российской Федерации- ООО “Издательство “Айрис-пресс”. М., 2005г.

  2. Конституция Чувашской Республики.- Чебоксары 2006г.

  3. Всеобщая Декларация прав человека. (1948г.)

  4. Конвенция о правах ребёнка.(1989г.)

  5. Национальная доктрина. 2001-2002гг.

  6. Семейный кодекс.

  7. Декларация прав ребёнка. (1959г.)

  8. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся нач. классов.-М.:Изд-во “Вита-Пресс”,1996.

  9. Журнал “Классный руководитель” №8 2006г.

  10. Журнал “Начальная школа” 2011г.,2012г.

  11. Журнал “Халах шкуле”№7 2011

  12. Газета «Начальная школа». Приложение к журналу «1 сентября»- №12 2011.

  13. Газета «Классное руководство и воспитание школьников». Приложение к журналу «1 сентября»- №12 2008.

  14. Рыбакова А. В. , Артемьева Т. В. Парус: Книга для дополнительного и внеклассного чтения во 2-ом классе чувашской школы. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2014.-207 с.

  15. Рыбакова А. В. , Артемьева Т. В. Парус: Книга для дополнительного и внеклассного чтения в 3-м классе чувашской школы. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2014.-207 с.

  16. Рыбакова А. В. , Артемьева Т. В. Парус: Книга для дополнительного и внеклассного чтения во 4-ом классе чувашской школы. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2005.-208 с.

  17. Кульева А. Р. Кульев О.Г.Ылтан шевле: Хушма вулав кенеки. 2-меш класс валли.- Шупашкар:Чаваш кенеке издательстви, 2013.-176 с.

  18. Портнова З. Н.,Сергеев Ю. Д. Хелхем: Хушма вулав кенеки. 3-меш класс валли.- Шупашкар:Чаваш кенеке издательстви, 2003.-207 с.

  19. Кульева А. Р., Кульев О. Г.Мерчен: Хушма вулав кенеки. 4-меш класс валли.- Шупашкар:Чаваш кенеке издательстви, 2014.-223 с.

  20. Артемьева Т.В., М.К. Волков, Л.П.Сергеев. Чаваш букваре .Шупашкар: Чаваш кенеке издательстви, 2015. 96-112с.

  21. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. М., «Просвещение»,2012. 36-37с.

  22. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., Госиздат,1960., 485с

  23. Д.В.Григорьев. П.В.Степанов. Внеурочная деятельность. М.,»Просвещение»2011, с.9



























Приложение 1

Содержание программы

1 класс

Тема занятия: Край, в котором я живу.

Экскурсия в краеведческий музей школы.

1.Беседа о правилах поведения в музее. 2.История возникновения села Убеево и школы. 3.Защитники Отечества. 4.Знаменитые люди, окончившие нашу школу. 5.Предметы быта чуваш.


Тема занятия: Моя семья, мой дом, моя школа

1.Беседа «Моя семья». 2.Рисование на тему «Дом, в котором я живу». 3.Составление рассказа о своей школе. 4.Правила поведения в школе.


Тема занятия: Деревня (город), в которой ты живёшь

1.Показ на карте расположение Красноармейского района, села Убеево.

2.Рассказ учителя «нашему селу -715 лет».

Село Убеево (Упи) и дер. Кожары, расположенные в бассейне реки Большого Цивиля в Красноармейском районе, согласно преданиям, основаны еще в XIV веке чувашами, покинувшими Закамье из-за монголо-татарских разорений. В здешние места, где «шумели дремучие леса» вначале прибыл чуваш Кужар со своими родственниками и облюбовал под поселение поляну у Большого Цивиля. Переселенцы возвели дома и постройки, принялись за обработку земли. Вскоре перенесли деревню на речку Пинер. Вслед за Кужаром сюда прибыл отважный предводитель Уби со своим воинским отрядом. Он был влиятельным человеком, заботился о своих людях, защищал их. Чувашское войско во главе с Уби, при участии отряда Кужара, дало отпор монголо-татарскому войску. Позже татарские главари предложили Уби звание мурзы, но он не согласился. И Кужар не дал согласия. Когда захватчики повторно прибыли к Уби, он вынужден был примириться с назначением мурзой его старшего сына Яна. Чтобы сохранить свое имя и власть, он всем четверым сыновьям дал имя Ян и завещал им быть мурзами. Их деревни называли Янмурзинами.

3.Экскурсия по селу. Маршрут: школа, почта, библиотека, магазин, дом первого депутата в Госдуму Абрамова Я.А., церковь, дом Героя Соцтруда Никифорова И.Н., школа.

Тема занятия: Люди нашего села

1.Ознакомление с Книгами «Люди и судьбы», «Трак ен», в которых описаны биографии известных людей нашей местности. 2.Просмотр презентации «Шашков И.- конструктор кораблей». 3.Рассмотрение портретов на «Аллее Памяти».


Тема занятия: Устное народное творчество чуваш

1.Беседа «Что относится к устному народному творчеству чуваш?». 2.Чтение сказки и обсуждение сказки «Золотая сумка». 3.Иллюстрация к сказке. 4.Викторина «Знаете ли вы чувашские народные сказки?»


Тема занятия: Чувашские народные игрушки

1.Беседа «Моя любимая игрушка». Показ кукол в национальной одежде.2. Просмотр народных игрушек из ниток, из дерева, из глины. 3.Изготовление игрушки из ниток. 4.Выставка поделок.


Тема занятия: Национальные игры

Чувашские народные игры

Кого вам? (Тили-рам?)
В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10—15 м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?») Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.
Правила игры. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда, - определяется после перетягивания каната.

Луна или солнце (уйахпа хевел)

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Так делятся на две команды, которые выстраиваются на две команды, которые выстраиваются в колонны – игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Проигравшей считается та команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.


Тема занятия: Народные герои Чувашии

Просмотр презентации «В.И.Чапаев - легендарный герой Гражданской войны, наш земляк». Викторина «Герой гражданской войны».

1.Где родился В.И.Чапаев?

2. Кто были его родители?

3. Во сколько лет он стал солдатом царской армии?

4.Где воевал ?

5.Звание В.И.Чапаева?

6. Как называется город и река, где погиб В.И.Чапаев?

7. Сколько детей у него было?

8.Какие памятные места, связанные с именем В.И.Чапаева вы знаете?


Тема занятия: Люблю свой край родной

Экскурсия на природу.

1.Беседа о поведении на природе. Маршрут: школа, река Цивиль, родник, сосновый лес, школа. 2.Рисование на тему «Люблю свой край родной». 3.Выставка рисунков.


2 класс

Тема занятия: Символика Убеевского поселения Красноармейского района

Ознакомление с символикой Убеевского поселения
После того, как орды Батыя разрушили многие города Волжской Болгарии, те, кто не хотел покориться захватчику, стали переселяться сюда, на новую родину. Одного из них звали Уби-батор.

Все это нашло отражение в гербе Красноармейского поселения, главными фигурами которого являются шлем великого Уби-батора и пересечение трех дорог, как символ того, что жители села, основанного Уби, выступили в XVII веке зачинателями многих деревень и сел нашей республики. 
Шлем также означает защиту и сохранение. Это - явный военный символ силы и неуязвимости, атрибут воина и героя. 
Таким образом, символика герба подтверждает, что население, проживающее здесь, хранит в памяти как величайшую ценность имя воина, патриота и полководца, защищавшего наш народ и нашу свободу - храброго и великого предка-Уби-батора.

Флаг Убеевского сельского поселения разработан В.А.Шипуновым. и утвержден 10 декабря 2008 года. Село Убеево (Упи) основано в XIV веке чувашами, покинувшими Закамье из-за монголо-татарских разорений. Чувашское войско во главе с Уби, при участии отряда Кужара дало отпор монголо-татарскому войску. Предания рассказывают, что Уби еще с молодых лет слыл отважным батыром, и на охоте в одиночку мог поймать в лесу медведя. Именно поэтому, в память о великих героях центральной фигурой герба является идущий медведь и несущий в передних лапах отважному воину Уби его шлем. 

Украшенный чувашским орнаментом пояс медведя имеет двойственное значение: с одной стороны, подчиненность судьбе, с другой- круг жизни или верховную власть, мудрость и силу. 
Таким образом, композиция герба не только отражает название поселения, но и историю родного народа, глубокую древность убеевской земли, гордость за ее героическое прошлое".


Тема занятия: Знаменитые люди нашего района

1. Просмотр презентации «Знаменитые люди нашего района»: Композитор Ф.Лукин, художник Э.Юрьев, писатель Ю.Сементер, конструктор кораблей И.Шашков и др. 2. Беседа «Кем быть?»

Тема занятия: Чувашский этикет

1.Рассказ учителя «Правила чувашского этикета в общении».

Почти для каждого случая жизни у чувашей существовали свои правила поведения и особые слова, и в каждом поселении они могли быть свои. По старинным традициям, в общении избегали грубых слов, старались вести себя сдержанно и ласково, в отношении людей не допустимы обман и неблагодарность.
По чувашским традициям, по имени могли называть детей и ровесников, к

другим людям обращались, добавляя мучи (обращение к пожилому мужчине

старше отца), кинемей (обращение к пожилой женщине), аппа, инке (обращение к женщине старше себя), пичче, тете (обращение к мужчине старше себя) и т. п.
2.Ролевая игра
Приветствия при встрече и расставании.
Приветствия в гостях.


Тема занятия: В краю ста тысяч песен и вышивок

1.Просмотр презентации «Чувашская вышивка». 2.Показ вышивания изученных швов: «пару карти», сиктермелле», ухмах терри» и др. 3.Выставка салфеток, полотенец, кошельков, сумочек и других вышитых вещей.


Тема занятия: В краю ста тысяч песен и вышивок.

1.Беседа «Как помогала песня чувашам в их трудной жизни». 2.Прослушивание чувашских народных песен «Аки-сухи», «Упи касман сырминчен». 3.Конкурс юных исполнителей. 4.Итог жюри.


Тема занятия: Красная книга Чувашии.

Викторина.

1.Назовите 5 видов животных, занесенных в Красную книгу ЧР. 

2.Назовите 5 видов растений, занесенных в Красную книгу ЧР. 

3.Назовите особо охраняемые территории Красноармейского района.  

4.Назовите животное, занесенное в Красную книгу ЧР и РФ.

5.Чем отличаются заповедники от национальных парков?

6.Назовите растения и животных, которые являются индикаторами чистоты водоемов?

7.Когда изданы Красная книга Чувашской Республики и Красная книга Российской Федерации?

8.Назовите меры по охране природы.


Тема занятия: Дети военных лет

1. Просмотр презентации «Пионеры-герои». 2.Рассказ учителя о о трудовом подвиге детей в тылу. 3.Рассказ ветерана тыла.


Тема занятия:. Ветераны великой Победы

1.Рассказы ветеранов о ВОВ. 2.Песни военных лет. 3.Вручение сувениров ветеранам. 4.Фотографирование на память


Тема занятия:Три поколения.

Семейное спортивное соревнование
Представление команд.

Эстафеты

1. Конкурс для команды «Пронеси и не урони».

2. Конкурс для детей «Обведи мяч вокруг кеглей».

3. Конкурс для пап «Бег в мешках».

4. Конкурс для мам «Кто дольше прокрутит обруч?»

5. Конкурс для бабушек и дедушек «Собери больше»

6. Конкурс для команды «Вместе весело шагать».

7. Конкурс для команды «Самая внимательная команда».

8. Конкурс для команды «Карнавал»

Построение и награждение команд.

Тема занятия: Конвенция о правах ребенка Конвенция – это  международный  юридический  документ,  признающий  все  права  человека  в  отношении  детей  от  рождения  до 18  лет. Конвенция  принята 20  ноября 1989  года. На  территории  нашей  страны Конвенция  о правах  ребенка  вступила  в  законную  силу  15  сентября 1990  года. Это  значит,  что  наше  государство  должно  соблюдать  все  положения  данной Конвенции.

Чтение статей 1- 25.

Выступление по темам: Имя  и  гражданство. Осуществление  прав. Право  на  жизнь,  выживание  и  развитие. Взгляды  ребенка. Здоровье  и  здравоохранение. Свобода выражения  мнения. Социальное  обеспечение. Защита от злоупотребления  и  небрежного  отношения. Доступ  к  соответствующей  информации. Защита  прав  на  личную  жизнь.


3 класс

Тема занятия: Чебоксары – столица Чувашской Республики

1.Посещение краеведческого музея: история возникновения г. Чебоксары, животный и растительный мир Чувашии. 2.Экскурсия по городу: памятные места, залив.

Тема занятия: Государственная символика ЧР. Герб

Государственный герб Чувашской Республики утвержден Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 20 апреля 1992 г. Автор герба и флага Э.М.Юрьев. Герб представляет собой изображение золотого, окаймленного, пересеченного геральдического щита с пурпуровой эмблемой “Древа жизни” (символа Возрождения), увенчанного древней чувашской эмблемой “Три солнца”; обрамленного пурпуровой, окаймленной золотом лентой с надписью золотыми буквами “ЧАВАШ РЕСПУБЛИКИ” — “ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА”, заканчивающейся стилизованным изображением хмеля.

Главный атрибут герба и флага — Древо жизни трактуется как “Возрождающаяся Чувашия”.

Солнце, представленное в образе восьмиконечной звезды, — древняя чувашская космическая эмблема — означает источник, дарующий жизнь, свет, благополучие, богатство. “Три солнца” — это Утреннее солнце, Полуденное солнце, Вечернее солнце — представляют дающую жизнь Земле звезду как бы в цикле Времени и Труда.

Герб и флаг исполнены в двух, наиболее любимых цветах чувашей — желтом и пурпуровом. Желтая (золотая) часть символизирует Вселенную, благоденствие, прекрасное, стремление к свободе и нравственной чистоте, нижняя часть символов — сандалово-красная — землю, на которой проживает чувашский народ, благородство, бесценность и святость жизни.

Изображение в обрамлении щита герба стилизованного хмеля говорит о наиболее распространенной технической культуре сельского хозяйства республики.

Оба государственных символа Чувашии являются одновременно и национальными, в них воплощены неразрывная связь истории и современности, их отличает верность традициям.


Тема занятия: Государственная символика ЧР. Флаг

1.Ознакомление с Государственным флагом Чувашской Республики.

Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой

прямоугольное полотнище с соотношением сторон 5:8, пересеченное по горизонтали на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля. В центре находятся гербовые эмблемы “Древо жизни” (символ Возрождения) и “Три солнца”.

Троекратное повторение звезды, осеняющей главную эмблему флага — «Древо жизни»,  означает чувашское народное понятие «Пулна, Пур, Пулатпар» («Были, Есть, Будем»)


2.Запоминание расположения цветов на флаге Чувашии: рисунки на альбомных листах флага, аппликации из цветной бумаги;

3.Выставки работ всех учащихся


3. Флажный этикет.


Тема занятия: Государственный гимн Чувашской республики

1.Прослушивание гимна.

2.Ознакомление с текстом, авторами.

Гимн Чувашской Республики утвержден постановлением Верховного Совета ЧР от 29 апреля 1992 года. Государственный гимн Чувашской Республики представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных конституцией ЧР. Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.

Слова И.Тукташа. Музыка Г.Лебедева. Чувашский текст Государственного гимна Чувашской Республики три круга образов: пробуждение природы к новой жизни, родные, отец, мать, дети – круг семьи, единение и согласие всех родных. Мелодия и слова гимна очень близки к чувашской народной песне, но имеют также современное звучание и значение.

3.Разучивание гимна.

4.Исполнение гимна.

Тема занятия: Чувашия в прошлом и в настоящем


По научным сведениям, первые люди на чувашской земле появились 80 тысяч лет назад. В X веке нашей эры на землях нынешней Чувашии возникает раннефеодальное государство Волжская Болгария. Здесь развивается ремесленничество - ювелирное, кузнечное, гончарное.

В начале XIII века государство болгар попало под гнет Золотой Орды. В 1438 году Золотая Орда пала, и Волжская Болгария перешла в Казанское ханство.

Современная чувашская народность сложилась к XV веку. В 1551 году Чувашский край добровольно присоединился к русскому государству.

В 1920 году Ленин подписал Декрет о создании Чувашской автономии. В 1925 году образовалась Чувашская АССР. С 1992 года она называется Чувашской Республикой.

По численности населения чуваши занимают пятое место в России. Они проживают во многих регионах России.

В Чувашской Республике насчитывается 21 административный район, 9 городов, 8 поселков городского типа, свыше 1700 сельских населенных пунктов. Столица республики - город Чебоксары с населением около 500 тысяч человек.

На старте XXI века по итогам Всероссийского конкурса, проведенного в 2001 году, столица Чувашии была признана «Самым благоустроенным городом России».


Вопросы викторины:

    1. Где расположена Чувашская Республика ?

    2. Назовите столицу республики.

    3. Когда появились первые люди на чувашской земле?

    4. Как называлось их государство?

    5. Кто создал чувашскую грамоту?

    6. С какого года наша республика называется Чувашской Республикой?

    7. Сколько городов в Чувашской Республике?

    8. Назовите космонавтов нашей республики.

    9. Наш земляк, легендарный комдив, герой Гражданской войны. Кто он?

Тема занятия: Охрана природы - защита Родины

Просмотр презентации «Колокола тревоги». Беседа «Что значит «охранять природу?». Составление мини-проекта « Юные друзья природы». Защита проекта.


Тема занятия: «Мой край родной….»

Знакомство с первыми чувашскими художниками и их картинами. Просмотр слайдов «Картины молодых художников Чувашии».Рисование на тему «Мой край родной».Выставка рисунков.


Тема занятия: Писатели и поэты о Чувашии

Конкурс чтецов по произведениям чувашских писателей, как М.Сеспель, П.Хусанкай, К.Иванов, Ю. Сементер и др . Исполнение собственных произведений

Тема занятия: Познай свой край родной

Викторина

Вопросы:

1. Какие птицы изображены на гербе нашей столицы?

Утки.

2.  Все узоры в чувашской вышивке обводились вышивкой нитками какого цвета?

Черного цвета.

3.К музыкантам, владеющим этим инструментом, у чувашей было особое отношение. Считалось, что этот человек сродни волшебникам и Звуками этого инструмента может подчинять себе людей. Какой это инструмент? Шапар.

4. Просветитель чувашского народа, создавший чувашский алфавит.

И.Я.Яковлев.

5. Объясните чувашское название месяца октябрь – юпа.

Название в честь памятного столба, который в этом месяце устанавливали на могилах усопших родственников.

6. В каком году было первое летописное упоминание чувашей?

1521 год.

7.  В каком году чуваши вошли в состав Российского государства?

1551 год.

8. В нашей республике развиваются и национальные виды спорта. Существует Межрегиональная федерация чувашской национальной борьбы. Как называется этот вид борьбы?

Керешу.  

9.Первый профессиональный художник – архитектор из чувашей, украсивший своими работами город Санкт – Петербург, автор знаменитой ограды Летнего сада.

Петр Егорович Егоров.

Тема занятия:Декларация прав ребенка Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея провозглашает Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер.

Рассмотрение принципов 1- 10.


4 класс

Тема занятия: Москва – столица великой страны

Заочное путешествие по Москве. Просмотр презентации. Слайды:1. Красная площадь. 2. Кремль.3. Кремлевский Дворец Съездов.4. "Царь-Пушка”.5. "Царь-Колокол”.6. "Спасская Башня” .7. "Могила Неизвестного Солдата”. "Вечный огонь” .8. "Большой Театр”.9. "ВДНХ”.10. "Стадион в Лужниках”.

Итог.

  • Что означает слово Москва?

  • Почему Красная площадь называется Красной?

  • Где находится Лобное место? Для чего оно служило?

  • Что особенно понравилось в путешествии


Тема занятия: Государственная символика Российской Федерации. Флаг и герб.

Государственный флаг –представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Белый цвет олицетворяет свободу, синийБогородицу (покровительницы России), красныйдержавность (смелость, великодушие).

Появление в России трехцветного флага большинство историков связывает с царствованием Алексея Михайловича. Впервые он был поднят на первом отечественном военном корабле «Орел» в 1668 году. Почти десятилетие флаг служил боевым знаменем России, как на суше, так и на море. После Октябрьской революции (1917 г.) государственным флагом нашей страны вплоть до 1991 г. становится красное полотнище.

Государственный герб – представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орел увенчан тремя коронами В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – всадник в синей плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Герб России – двуглавый орел впервые появился в 1497 году на восковой печати и представлял символ освобождения России. Герб СССР представлял собой: В центре – земной шар, на котором изображены серп и молот, над земным шаром – красная звезда, под земным шаром – восходящее солнце, вокруг земного шара – пшеничные колосья, вокруг которых красная лента с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» 30.11.93 указом президента был возвращен герб – двуглавый орел.


Тема занятия: Государственный Гимн России

Государственный гимн – это торжественная песнь – является официальным символом государства. Первым гимном России стала молитва русских. Ее написал в 1815 году Василий Андреевич Жуковский на мотив английского королевского гимна, позже Жуковский написал слова нового гимна «Боже, царя храни » (1833), самого короткого гимна на мотив музыки А.Ф. Львова.

После Октябрьской революции гимн был заменен и претерпевал неоднократные изменения. В 2001 году гимном становится гимн на музыку А.В. Александрова с обновленным текстом С.В. Михалкова.

Мы - жители России, россияне, должны знать свою страну и ее символику, что является показателем сформированности гражданственности и патриотизма.


Тема занятия: Символика семьи

1Рассмотрение гербов разных стран и городов, гербов рыцарей, лордов, графов.2.Составление эскиза герба своей семьи. 3.Выполнение работ в цвете. 4.Выставка работ.


Тема занятия: Чувашская семья

1.Рассказ учителя об укладе чувашской семьи.

По представлениям древних чувашей, каждый человек обязательно должен был сделать два важных дела в своей жизни: поухаживать за стариками-родителями и достойно проводить их в «другой мир», вырастить детей достойными людьми и оставить их после себя. Вся жизнь человека проходила в семье, и для любого человека одной из главных целей в жизни было благополучие его семьи, его родителей, его детей.

Родители в чувашской семье. Старинная чувашская семья кил-йыш обычно состояла из трех поколений: дедушки-бабушки, отца-матери, детей.

В чувашских семьях к старикам-родителям и к отцу-матери относились с любовью и уважением,

Жена и муж в чувашской семье. В старинных чувашских семьях жена была равноправна с мужем, и не было обычаев, унижающих женщину. Муж и жена уважали друг друга, разводы были большой редкостью.

Дети в чувашской семье. Главной целью семьи было воспитание детей. Радовались любому ребенку: и мальчику, и девочке. Желание иметь больше мальчиков, а не девочек появилось позднее, когда землю стали распределять по количеству мужчин в семье (в XVIII веке).

В чувашских селениях никогда не было брошенных детей. Сирот забирали к себе родственники или соседи и растили их как своих собственных детей.

21

Мать и отец были заняты на работах, им помогали старшие дети, а младшие дети, начиная с 2—3 лет больше времени проводили с асатте и асанне.

Но и родители матери не забывали своих внуков, дети часто гостили у кукамай и кукаçи.

Все важные проблемы в семье решали, советуясь друг с другом, обязательно прислушивались к мнению стариков. Всеми делами в доме могла руководить старшая женщина, а вопросы вне дома обычно решал старший мужчина.

2.Инсценировки с использованием предложенного текста.

Один день из жизни семьи

Обычный день семьи начинался рано, зимой часа в 4—5, а летом с рассветом. Первыми вставали взрослые и принимались за работу. Женщины топили печь и ставили хлеба, доили коров, варили еду, носили воду. Мужчины выходили во двор: задавали корм скотине, птице, убирали во дворе, работали в саду-огороде, рубили дров. Детей помладше будил запах свежеиспеченного хлеба. Их старшие сестры и братья уже встали и помогали родителям. К обеду вся семья собиралась за столом. После обеда продолжался рабочий день. Вечером опять собирались за столом — ужинали. После сидели дома, занимались своими делами: мужчины плели лапти, вили веревки, женщины пряли, шили, возились с самыми маленькими. Остальные дети, уютно устроившись около бабушки, затаив дыхание, слушали старинные сказки и разные истории.


Тема занятия: Традиции моего народа. Воспитание детей

Воспитание детей

В чувашской культуре существует понятие çичĕ пил — семь благословений. Считалось, что если человек соответствует этим семи благословениям, то это совершенный, воспитанный человек. Так, например, в чувашских преданиях об Улăп говорится о семи причинах счастья человека: здоровье, любви, хорошей семье, детях, образованности, умении работать, родине.

Трудовое воспитание. Чувашский ребенок уже с 5—6 лет начинал трудиться — помогать своей семье.

Пожилые мужчины назвали 100—110 видов труда (например, колоть дрова, вить веревки, плести лапти, корзины, ремонтировать кожаную обувь, ухаживать за скотом, косить, жать, складывать стога, запрягать лошадь, пахать, боронить и т. д.), пожилые женщины — 120—130 видов (растапливать печь, варить еду, мыть посуду, убирать дом, ухаживать за маленькими детьми, прясть, ткать, шить, стирать, доить коров, косить, жать, полоть сорняки и т. п.).

С раннего возраста каждому ребенку выделяли свои особые грядки, которые он сам поливал, полол, соревнуясь с братьями и сестрами. Осенью сравнивали полученный урожай. Были у детей и «свои» животные-детеныши, за которыми они сами ухаживали.

Нравственное воспитание. Ребенок рос, наблюдая за окружающими его людьми и за природой. И постепенно понимал, что всё на земле живет и трудится, что люди стремятся помогать друг другу, что человек тоскует без родины и что у всего на свете есть свой родной язык, и что ни одно живое существо не обходится без семьи и детенышей.

Умственное воспитание. В древности у чувашских детей не было школьных зданий, специальных учебников, учителей. Но деревенская жизнь, вся окружающая природа, сами взрослые давали детям разные знания, развивали в них ум, память. Особенно много знали дети о природе — растениях, насекомых, птицах, зверях, камнях, реках, облаках, почве и т. п. Как ребенок начинал помогать взрослым в труде, для него начинались «уроки» математики. Чтобы правильно и красиво вышить узор, нужно уметь считать нитки и выполнять геометрические построения. Загадкам в умственном воспитании детей отводилась особая роль. Они приучали видеть предметы и явления с необычной стороны и развивали абстрактное мышление.Если селения разных этносов находились рядом, то обычно уже 5—6-летние дети свободно говорили на 2—3 языках, например чувашском, марийском, татарском, русском.

Эстетическое воспитание. Многие исследователи отмечали высокий художественный вкус чувашских изделий.Помимо всех умений каждую девочку обучали вышивке, а мальчика — резьбе по дереву. Музыкальное воспитание детей было одним из первых воспитаний и начиналось с самого раннего детства. Музыка и песни окружали ребенка со всех сторон и в играх, и в труде.

Физическое воспитание.

Дети часто занимались физическим трудом, играли на свежем воздухе, не ели сахар и конфеты, обязательно пили молоко.Очень многие детские игры были настоящим спортом — бег наперегонки метание, прыжки в длину и высоту, игры с мячом, катание на лыжах, деревянных коньках (тăркăч).

Маленьких детей каждый день купали. Дети постарше все лето проводили на природе, купались в речке или пруду. В теплое время года дети ходили босиком. Все это было настоящим закаливанием.

Самым лучшим способом физического воспитания был труд. Экономическое воспитание. Чувашский ребенок видел, с каким трудом появляются вещи и еда, поэтому относился ко всему этому бережно. Дети обычно донашивали старую одежду братьев и сестер. Рваные и сломанные вещи обязательно ремонтировались.

Чуваши всегда старались иметь хороший запас продуктов, при этом питались без излишеств.

Этическое воспитание. Чувашский язык действительно считается очень мягким, в нем нет грубых ругательств и нецензурных слов.

Очень важным считалось умение вести себя в обществе. К людям старше себя требовалось обращаться с почтением, а к младшим — ласково, но в любом случае вежливо.


Тема занятия: Люди, прославившие Чувашию

1.Просмотр презентацию «Люди, прославившие Чувашию» . Известный ученый-востоковед Никита Бичурин, Чувашский народный просветитель Иван Яковлев, поэт Константин Иванов, знаменитая балерина Надежда Павлова, легендарный комдив Василий Чапаев, герои космонавты Андриян Николаев, Мусса Манаров, Николай Батурин.

Тема занятия: Я – гражданин великой страны

Знакомство с основными статьями Конституции.

Первый этап занятия. Гражданин.

Вопросы:

  1. Как вы понимаете, отличаются ли понятия “человек” и “гражданин”?

  2. Мы являемся гражданами, какой страны?

  3. Какой документ свидетельствует, что мы являемся гражданами своей страны?

Выслушиваются ответы учеников: Человек – существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда (С.И Ожегов. Толковый словарь русского языка.) Гражданин – это житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни. Все мы живущие в Российской Федерации независимо от социальной и национальной принадлежности граждане своего отечества, своего государства – России. Паспорт является основным документом, свидетельствующим, что мы являемся гражданами России.

Второй этап занятия. Права и обязанности граждан.

Быть гражданином – значит пользоваться определёнными правами и нести обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в основном законе страны – Конституции.

Вопрос: В какой главе, и в каких статьях говорится о правах и обязанностях граждан России? /учащиеся отвечают и вслух вычитывают статьи из Конституции Российской Федерации/.

Третий этап занятия. Тесты

1. Когда была принята Конституция Чувашской Республики?

А)12 декабря 1993 г.;
Б)11 декабря 1978 г.;
В) 30 ноября 2000 г.;

2. Что (кто) является высшей ценностью в Чувашии, по Конституции?

А) промышленный потенциал;
Б) государство;
В) человек, его права и свободы;

3. Что позволяет гражданину воспринимать свои права как обязанности?

А) хорошее знание права;
Б) способность к служению – родине, государству, обществу;
В) высокие нравственные качества;
Г) чувство патриотизма;
Д) всё перечисленное;

4. В каком соотношении находятся права и его обязанности как гражданина?

А) обязанности имеют приоритет над правами;
Б) права имеют приоритет над обязанностями;
В) нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

5. На что, по Конституции, направлена политика Чувашской Республики?

А) на укрепление “силовых” министерств;
Б) на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
В) на приобретение иностранных займов.

Учитель: Быть гражданином России – это большое счастье, высокая честь. Где бы ни был Российский человек на своей земле или за её пределами, он гордится принадлежностью к великой России. Её гражданам присущи любовь к Родине, забота о её процветании, ответственность за её судьбу.


Тема занятия: Литературно-музыкальная композиция « Моя Родина – Россия».

Стихи известных русских поэтов. Песни о России.













30




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Петрова Татьяна Гербертовна и Васильева Галина Аркадьевна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379472


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства