Моя малая родина (общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности)
Моя малая родина (общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности)
Адаптированная общеразвивающая дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Моя малая родина» по дополнительному образованию детей 7-14 лет (срок реализации – 3 года) направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей обучающегося в интеллектуальном, духовно-нравственном и физическом совершенствовании.
Целью данной программы является разносторонняя подготовка детей к достойной самостоятельной жизни, воспитание творческого начала, развитие общей культуры и эмоционально-ценностного отношения к истории как социально-культурной форме освоения мира, расширение сферы интересов детей через изучение истории своей школы, микрорайона, района, города, края.
Отличительной особенностью и достоинством данной программы является ориентация на внутренние учебно-познавательные ресурсы школы и микрорайона, т.к. микрорайон находится изолированно и выезд в город крайне затруднен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Адаптированная общеразвивающая дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Моя малая родина»направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей обучающегося в интеллектуальном, духовно-нравственном и физическом совершенствовании. Кружковая работа по истории в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и дает импульс к самостоятельной деятельности. Изучение истории родного края способствует формированию основ мировоззрения, нравственных убеждений, творческих способностей, оживляет учебный процесс, приобщает детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучает навыкам исследовательской работы. Занятия помогут учащимся школы овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в будущем, подготовят детей к восприятию курса истории в школе и за её пределами.
Нормативные документы:
Дополнительная образовательная программа «Моя малая родина» осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция модернизации российского образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 №2783);
- "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами программы в соответствии с целями изучения краеведения, которые определены стандартом.
В 2013 – 2014 учебном году особенно актуальных следует выделить три направления: семья, школа, родной край. Образовательная деятельность осуществляется на площадке МАОУ СОШ Октябрьского района №96.
Отличительной особенностью и достоинством данной программы является ориентация на внутренние учебно-познавательные ресурсы школы и микрорайона, т.к. микрорайон находится изолированно и выезд в город крайне затруднен.
Программа рассчитана на три года обучения. Заниматься по ней можно с детьми с 7 – 14 лет два раза в неделю по два часа.
Деятельность кружка основана на принципах научности, но вместе с тем и соответствовать возрасту школьников. Строятся занятия, идя от изучения непосредственно окружающего детей конкретного мира, постепенно расширяя доступную им сферу и углубляя процесс познания в прошлое. Особенно это важно для самой младшей группы кружковцев, где объектом изучения является пока главным образом настоящее. Лишь на втором и третьем годах постепенно «наводиться мостик» настоящее – прошлое, используя простейшие приемы сопоставления и опираясь на образное восприятие. Процесс познания родного края тесно связан с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия в кружке предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к памятникам прошлого, закладывают основы высококультурной разносторонней личности. На занятиях большое внимание уделяется современности, намечаются связи её с прошедшим, закладываются зачатки исторического мышления, ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины. Занятия имеют практическое, утилитарное значение: помочь учащимся ориентироваться в своём районе, городе, знать его предприятия, учреждения культуры, систему транспорта и т. д.
Особое внимание уделяется стремлению детей к самовыражению через различные творческие акты, воспитательному и познавательному значению игр. В работе используются разнообразные формы деятельности, чтобы не вызывать переутомления ребят. Особенно внимательное отношение к младшей группе – используются подвижные формы занятий. Проводятся наряду с беседами пятнадцати-двадцати минутные рассказы, чтение и обсуждение детских книг, просмотр кинофильмов и телепередач, проводятся экскурсии по своей улице, своему району, городу; более продолжительные экскурсии в музеи города, района; встречи-беседы с участниками исторических событий, ветеранами, тружениками разных профессий; проведение утренников, викторин на историко-краеведческие темы; сбор материалов для школьного музея; рисование, лепка, сочинения на исторические темы, участие в создании и проведении дидактических и ролевых игр, ведение дневника исторических дат и т.д. На занятиях используется музыка (прослушивание, разучивание и исполнение детьми репертуара песен соответствующего характера). Учащиеся более старшего возраста в ходе занятий постепенно учатся делать самостоятельные сообщения, коротко записывать и оформлять их.
По мере взросления детей формы работы с ними становятся сложнее, вырастает доля самостоятельности. Если для младшей группы в большей степени организуются ознакомительные прогулки на недалёкое расстояние, яркие, короткие рассказы, то старшеклассники под руководством руководителя работают в краеведческом уголке, проводять внеклассные мероприятия по исторической тематике. С самого раннего возраста перед обучающимися ставятся простейшее и самостоятельные задачи: узнать в ходе прогулки, как называется улица, какие заинтересовавшие нас объекты находятся на ней и др.
На первом году обучения вводятся отвлеченные понятия, ребята учатся пользоваться картами и хронологией. Со второго года постепенно формируются более конкретные пространственно-временные представления учащихся. К концу первого года ребята должны научиться показывать на карте свою Родину, свой край, город; четко различать понятия страны в целом, её части отдельного населённого пункта, получить первичный навык пользования единицами измерения времени.
Программа построена на основе принципа цикличности и постепенного развития процесса познания мира от непосредственно окружающих детей объектов и явлений, достаточно им привычных (семья, школа, друзья), к более удаленным в пространственном и временном отношении. Для каждой группы предусмотрено несколько взаимосвязанных тем, часть из которых будет изучаться в течение нескольких часов.
Предполагаемая тематика рассчитана на два занятия в неделю по два часа. Продолжительность – три года. Второй и третий год предусматривают более творческий, самостоятельный подход к решению поставленных перед ребятами задач, расширение и углубление содержания поставленных вопросов в постижении значимости истории в жизни человека и общества.
Работа организована таким образом, чтобы его участники выполняли посильные задания различного характера и в перерывах между занятиями, осуществляется индивидуальная работа со школьниками.
Целью данной программы является разносторонняя подготовка детей к достойной самостоятельной жизни, воспитание творческого начала, развитие общей культуры, развитие эмоционально-ценностного отношения к истории как социально-культурной форме освоения мира, расширение сферы интересов детей через изучение истории своей школы, микрорайона, района, города, края.
Задачи программы:
Актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с историей.
Адаптация ребят в современном информационном пространстве.
Формирование целостного представления о роли истории в культурно-историческом процессе развития человечества; знаний и умений по историко-краеведческой деятельности, по сбору материалов для создания экспозиций, сочинений, выставок; по оформлению экспозиций разного характера.
Углубление познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков.
Выявление и развитие краеведческих способностей детей в различных видах деятельности.
Воспитание интереса к истории в целом и к истории своей Родины, края, города, района, школы, семьи.
Воспитание стремления детей к полезному и организованному проведению досуга.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (146 часов) младшая группа
1-ый год обучения
№
темы
Название тем
Форма занятия
Количество часов
Всего
теория
практика
1
Я и моя семья
1.1 Мой мир и я
1.2 Моя семья
Беседа,
Рисование,
выставка
16
8
8
8
4
4
8
4
4
2
Мой дом, мои соседи, друзья
2.1 Мой дом
2.2 Мои соседи
2.3 Мои друзья
Беседа,
рисование,
КТД,
выставка
20
4
8
8
10
2
4
4
10
2
4
4
3
Наша школа
3.1 История, традиции школы
3.2 Наши учителя
3.3 Наши выпускники
Беседа, экскурсии,
сочинение,
игра, выставка,
слайд-шоу
26
10
8
8
12
4
4
4
14
6
4
4
4
Моя улица
4.1 Название моей улицы
4.2 Экология улицы
Беседа, экскурсия,
моделирование,
24
12
12
12
6
6
12
6
6
5
Город, в котором я живу
5.1 Название города, его символика
5.2 Природа города
5.3 Транспорт
5.4 Городские производства
5.5 Люди – гордость нашего города
Беседа, экскурсия, игра,
рисование,
выставка,
слайд-шоу
28
6
6
4
6
6
14
4
2
2
4
2
14
2
4
2
2
4
6
Моя Родина
6.1 Историческая роль нашей страны
6.2 Символика нашего государства
6.3 Природное разнообразие
Беседа,
худ.самодеятельность,
рисование,
выставка
32
8
10
14
12
4
4
4
20
4
6
10
Итого часов:
146
68
78
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (144 часов)
старшая группа
1-ой год обучения
№
темы
Название тем
Форма занятия
Количество часов
Всего
теория
практика
1
Я и моя семья
1.1 Мой мир и я
1.2 Моя семья
Беседа,
Рисование,
выставка
16
8
8
8
4
4
8
4
4
2
Мой дом, мои соседи, друзья
2.1 Мой дом
2.2 Мои соседи
2.3 Мои друзья
Беседа,
рисование,
КТД,
выставка
20
4
8
8
10
2
4
4
10
2
4
4
3
Наша школа
3.1 История, традиции школы
3.2 Наши учителя
3.3 Наши выпускники
Беседа, экскурсии,
сочинение,
игра, выставка,
слайд-шоу
26
10
8
8
12
4
4
4
14
6
4
4
4
Моя улица
4.1 Название моей улицы
4.2 Экология улицы
Беседа, экскурсия,
моделирование,
24
12
12
12
6
6
12
6
6
5
Город, в котором я живу
5.1 Название города, его символика
5.2 Природа города
5.3 Транспорт
5.4 Городские производства
5.5 Люди – гордость нашего города
Беседа, экскурсия, игра,
рисование,
выставка,
слайд-шоу
28
6
6
4
6
6
14
4
2
2
4
2
14
2
4
2
2
4
6
Моя Родина
6.1 Историческая роль нашей страны
6.2 Символика нашего государства
6.3 Природное разнообразие
Беседа,
худ.самодеятельность,
рисование,
выставка
30
8
10
12
10
4
4
2
20
4
6
10
Итого часов:
144
66
78
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программы составили следующие основные темы:
Я и моя семья.
Мой дом, мои соседи, друзья.
Наша школа.
Моя улица.
Моя Родина.
Младшая группа. 1 год обучения
Кол-во
занятий
Кол–во часов
Тема
Содержание
Контроль
Средства обучения, методы
8
16
Я и моя семья
Знакомство с кружком и его традициями. Игра «Будем знакомы». Сбор материала о семье, подготовка его к работе, составление рассказа, оформление фотовыставки. Изготовление открыток к Дню пожилого человека.
Анкетирование
Ответы детей
Творческая работа
Мини-сочинение по впечатлениям от встречи.
Викторина «Награды».
Игра «Будем знакомы»
Составление рассказ
Эвристическая беседа
Беседа
Встреча с участницей ВОВ
10
20
Мой дом, мои соседи, мои друзья.
Сбор материалов об истории своего дома, написание небольшого сочинения. Сбор информации о своих соседях, друзьях. Организация выставки фотографий и рисунков. Коллективное дело экологической направленности (сбор макулатуры).
Лаконичный ответ
Опрос на карточках
Творческая работа
Не программированные вопросы
Опрос.
Практическое занятие
Самостоятельная работа
Беседа
Закрепляющая беседа
Экскурсия по Синим Камням
13
26
Наша школа
Знакомство с традициями школы, её историей. Экскурсия по школьному зданию, в школьный музей. Сочинения: « Мой любимый уголок», «История моей семьи – история моей школы». Игра «Угадай-ка». Фотовыставка. Слайд-шоу. Участие в концерте ко Дню учителя. Статьи в школьную газету.
Не программированные вопросы. Программированные вопросы. Анкетирование. Творческая работа. Лаконичный ответ. Моделирование доказательных ответов. Практическое дело
Игра на закрепление знаний
Вводная беседа Просмотр фильма. Эвристическая беседа. Закрепляющая беседа
Экскурсия по микрорайону. Выставка рисунков. Акция милосердия «Помоги ближнему».
Формирование чувства помощи своему городу. Коллективное творческое дело. Фото – тест. Тест «Старое в новом или наоборот». Тест – таблица. Тест «Верно – неверно». Выставка рисунков «Транспорт района».
Эвристическая беседа
Видео – фото – съёмка.
Закрепляющая беседа
Самостоятельная работа
Вводная беседа
Рассказ, показ с объяснением
14
28
Город, в котором я живу
Экскурсии по городу. Сбор и оформление гербария растений. Составление каталога «Мир животных». Составление карты новостроек.
Странички истории моего города. Символика города. Октябрьский район в составе городской линии. Символика района. Город в прошлом и сейчас. Карты города. Старые карты города. География нашего города. Размеры города. Значение города в жизни нашей страны.
Удивительный мир природы. Экскурсия в ботанический сад. Организация экологической акции по сбору макулатуры. Оформление экспозиции рисунков по итогам посещения сада.
Интересные природные объекты. Викторина «Знаешь ли ты?».
Интересные природные объекты, окружающие наш город. Подбор через интернет.
Оформление дневника природных особенностей города. Обработка собранного краеведческого материала. Подведение итогов экологической акции по сбору макулатуры.
Учимся рассказывать о своих наблюдениях.
Театры города. Создание карты «Театральной».
Посещение театра юного зрителя.
Виды транспорта города. Выставка рисунков. Экскурсия в музей трамвайно-троллейбусного депо.
Екатеринбург литературный. Писатели нашего города. Мои первые стихи. Конкурс юных поэтов. Обработка и оформление сборника стихов. Деятели культуры и искусства детям.
Предприятия города. Есть чем гордиться.
Первый президент России – наш соотечественник.
Сколько в городе музеев? Их особенности. Составление карты музеев города.
Творческий доклад
Программированные вопросы
Творческий доклад
Схемочтение
Творческая работа
Формирование чувства помощи своему городу
Заполнение таблицы
Программированные вопросы
Лаконичный ответ
Анкетирование
Рассказ, показ с объяснением
Самостоятельная работа
Закрепляющая беседа
Практическое занятие
Видео – фото – съёмка.
Эвристическая беседа
Коллективное творческое дело
Коллективное творческое дело
16
32
Моя Родина
Работа с картой. Составление карты национальностей. Выставка рисунков национальной одежды.
Название нашей страны. Размера нашей страны, её историческое значение.
Край родной на век любимый…
Символика нашей Родины. Герб Родины. Его история.
Разучиваем гимн нашей страны. История гимна.
Флаг нашей Родины. Его символы.
Учимся рассказывать. Проведение экскурсии детям из приюта.
Природные богатства Родины.
Поделки своими руками «Подарок ветерану». Просмотр фильмов о великой отечественной войне. Выставка рисунков «Они сражались за Родину». Подготовка и разучивание военных песен к Дню Победы.
На страже Родины. Встреча с ветеранами.
Участие в концерте, посвященном Дню Победы.
Обработка краеведческого материала. Оформление экспозиции и проведение экскурсии.
Красная книга России. Выставка рисунков.
Лесные богатства. Правила использования.
Копилка добрых дел. Работа на пришкольном участке. Реки, моря, озера. Викторина «А знаешь ли ты?»
«От Москвы до самых до окраин…». Сборник песен о России.
Страна – многонациональная «В созвездии братских республик». Заключительная выставка лучших работ студийцев.
Программированные вопросы
Не программированные вопросы
Лаконичный ответ
Творческая работа
Опрос на карточках
Формирование чувства помощи своему городу
Анкетирование
Коллективное дело
Творческая работа
Закрепляющая беседа
Рассказ, показ с объяснением
Практическое занятие
Эвристическая беседа
Коллективное творческое дело
Видео – фото – съёмка.
Коллективное творческое дело
Практическое занятие
Старшая группа. 1 год обучения
Кол-во
занятий
Кол–во часов
Тема
Содержание
Контроль
Средства обучения, методы
8
16
Я и моя семья
Знакомство с кружком и его традициями. Игра «Будем знакомы». Сбор материала о семье, подготовка его к работе, составление рассказа, оформление фотовыставки. Изготовление открыток к Дню пожилого человека.
Анкетирование
Ответы детей
Творческая работа
Мини-сочинение по впечатлениям от встречи.
Викторина «Награды».
Игра «Будем знакомы»
Составление рассказ
Эвристическая беседа
Беседа
Встреча с участницей ВОВ
10
20
Мой дом, мои соседи, мои друзья.
Сбор материалов об истории своего дома, написание небольшого сочинения. Сбор информации о своих соседях, друзьях. Организация выставки фотографий и рисунков. Коллективное дело экологической направленности (сбор макулатуры).
Лаконичный ответ
Опрос на карточках
Творческая работа
Не программированные вопросы
Опрос.
Практическое занятие
Самостоятельная работа
Беседа
Закрепляющая беседа
Экскурсия по Синим Камням
13
26
Наша школа
Знакомство с традициями школы, её историей. Экскурсия по школьному зданию, в школьный музей. Сочинения: « Мой любимый уголок», «История моей семьи – история моей школы». Игра «Угадай-ка». Фотовыставка. Слайд-шоу. Участие в концерте ко Дню учителя. Статьи в школьную газету.
Не программированные вопросы. Программированные вопросы. Анкетирование. Творческая работа. Лаконичный ответ. Моделирование доказательных ответов. Практическое дело
Игра на закрепление знаний
Вводная беседа Просмотр фильма. Эвристическая беседа. Закрепляющая беседа
Экскурсия по микрорайону. Выставка рисунков. Акция милосердия «Помоги ближнему».
Формирование чувства помощи своему городу. Коллективное творческое дело. Фото – тест. Тест «Старое в новом или наоборот». Тест – таблица. Тест «Верно – неверно». Выставка рисунков «Транспорт района».
Эвристическая беседа
Видео – фото – съёмка.
Закрепляющая беседа
Самостоятельная работа
Вводная беседа
Рассказ, показ с объяснением
14
28
Город, в котором я живу
Экскурсии по городу. Сбор и оформление гербария растений. Составление каталога «Мир животных». Составление карты новостроек.
Странички истории моего города. Символика города. Октябрьский район в составе городской линии. Символика района. Город в прошлом и сейчас. Карты города. Старые карты города. География нашего города. Размеры города. Значение города в жизни нашей страны.
Удивительный мир природы. Экскурсия в ботанический сад. Организация экологической акции по сбору макулатуры. Оформление экспозиции рисунков по итогам посещения сада.
Интересные природные объекты. Викторина «Знаешь ли ты?».
Интересные природные объекты, окружающие наш город. Подбор через интернет.
Оформление дневника природных особенностей города. Обработка собранного краеведческого материала. Подведение итогов экологической акции по сбору макулатуры.
Учимся рассказывать о своих наблюдениях.
Театры города. Создание карты «Театральной».
Посещение театра юного зрителя.
Виды транспорта города. Выставка рисунков. Экскурсия в музей трамвайно-троллейбусного депо.
Екатеринбург литературный. Писатели нашего города. Мои первые стихи. Конкурс юных поэтов. Обработка и оформление сборника стихов. Деятели культуры и искусства детям.
Предприятия города. Есть чем гордиться.
Первый президент России – наш соотечественник.
Сколько в городе музеев? Их особенности. Составление карты музеев города.
Творческий доклад
Программированные вопросы
Творческий доклад
Схемочтение
Творческая работа
Формирование чувства помощи своему городу
Заполнение таблицы
Программированные вопросы
Лаконичный ответ
Анкетирование
Рассказ, показ с объяснением
Самостоятельная работа
Закрепляющая беседа
Практическое занятие
Видео – фото – съёмка.
Эвристическая беседа
Коллективное творческое дело
Коллективное творческое дело
15
30
Моя Родина
Работа с картой. Составление карты национальностей. Выставка рисунков национальной одежды.
Название нашей страны. Размера нашей страны, её историческое значение.
Край родной на век любимый…
Символика нашей Родины. Герб Родины. Его история.
Разучиваем гимн нашей страны. История гимна.
Флаг нашей Родины. Его символы.
Учимся рассказывать. Проведение экскурсии детям из приюта.
Природные богатства Родины.
Поделки своими руками «Подарок ветерану». Просмотр фильмов о великой отечественной войне. Выставка рисунков «Они сражались за Родину». Подготовка и разучивание военных песен к Дню Победы.
На страже Родины. Встреча с ветеранами.
Участие в концерте, посвященном Дню Победы.
Обработка краеведческого материала. Оформление экспозиции и проведение экскурсии.
Красная книга России. Выставка рисунков.
Лесные богатства. Правила использования.
Копилка добрых дел. Работа на пришкольном участке. Реки, моря, озера. Викторина «А знаешь ли ты?»
«От Москвы до самых до окраин…». Сборник песен о России.
Страна – многонациональная «В созвездии братских республик». Заключительная выставка лучших работ студийцев.
Программированные вопросы
Не программированные вопросы
Лаконичный ответ
Творческая работа
Опрос на карточках
Формирование чувства помощи своему городу
Анкетирование
Коллективное дело
Творческая работа
Закрепляющая беседа
Рассказ, показ с объяснением
Практическое занятие
Эвристическая беседа
Коллективное творческое дело
Видео – фото – съёмка.
Коллективное творческое дело
Практическое занятие
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Ожидаемые результаты по итогам первого года обучения включает в себя следующие компетентности, полученные в процессе обучения:
Предметно-информационной составляющая:
• общие сведения о семье, школе, улице, на которой живут, о своём городе (название, размеры, значение);
• расположение кабинетов в школе;
• виды и маршруты транспорта района;
• простейшие правила поведения вне дома;
• интересные природные объекты;
• понятие «край», как составной части Родины.
Деятельностно-коммуникативная составляющая:
• показывать на карте город, край;
• вести беседу;
• написать небольшое сочинение;
• сделать сувенир своими руками;
• подбирать нужную информацию по теме.
Ценностно-ориентационная составляющая:
• достойно общаться со сверстниками и взрослыми людьми;
• полезно проводить свободное время.
По окончании программы обучающиеся овладеют знаниями по истории школы, района, города, края. Более глубоко и детально познакомятся с историей и традициями собственной семьи. Предполагается формирование социально значимых качеств личности – сострадание, толерантность, ответственность, добросовестность. В течение курса обучения воспитанники овладеют навыками поисково-исследовательской деятельности, написания статей, заметок в школьную газету, ведения экскурсионной работы, оформления выставок и тематических экспозиций. У обучающихся формируются коммуникативные навыки, появится опыт участия в социальных акциях, организации собственного досуга.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Базовой программой для создания студии «Моя малая Родина» явилась программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ с учащимися начальных классов, утверждённых Министерством просвещения РСФСР от 1988 года.
В процессе обучения в детской студии «Моя малая Родина» используются разные формы работы с детьми. Занятия могут проводиться со всем коллективом одновременно или с небольшими группами детей. Это связано со сложностью и индивидуальностью выполняемых заданий.
Теоретические знания ребята получают через такие формы, как рассказ, объяснение. Практические умения и навыки приобретаются после показа педагогом необходимых приёмов, в процессе выполнения практических заданий.
Программа младшей группы ориентирована на 7-10-летних ребят, в связи с этим, формы работы имеют свои особенности. Дети младших классов быстро утомляются, выполнение серьёзной работы в течение всего занятия для них не очень легко и интересно. Поэтому в процессе занятия предусмотрена достаточно частая смена видов деятельности: чтение и обсуждение книг, игры со словами, решение занимательных задач, выполнение заданий для развития внимательности, наблюдательности и т. д. В ходе обучения практикуется совмещение занятий по рукоделию, изобразительной деятельности с теоретическими вопросами. Основным методом обучения является игра. С помощью игры легко усваиваются все понятия и термины. Включение игровых моментов в процесс обучения вносит разнообразие в ход занятий, повышает работоспособность и интерес к изучаемому материалу, что в целом способствует более полному и успешному достижению целей обучения.
Особенностью проведения занятий детей старшей группы является обозначение педагогом проблемных ситуаций, встречающихся в разных сферах человеческих отношений. Занятия проводятся в форме беседы, обсуждения, совместного поиска ответов на сложные вопросы.
Для проверки качества усвоения учебных материалов используются разные формы контроля. После завершения определённого вида работ формой текущего контроля является анализ выполненной работы, оформление выставки работ, определение наиболее удачных творений и их авторов. Усвоение знаний осуществляется в ходе беседы, особое внимание обращается на развитие способностей логического мышления. Изложения своих мыслей. Выражения эмоций, возникающих в процессе общения.
Своеобразной формой контроля является заключительный праздник, проводимый в конце учебного года. В подведении итогов участвует педагог и сами дети. Выделяются лучшие работы, выполненные в течение года, оформляется выставка. Дети активно участвуют в подготовке и осуществлении праздничной программы, при этом на практике проявляются и закрепляются знания и навыки, полученные на занятиях в кружке.
Во время каникул проводятся разнообразные игры, встречи, КВНы, «Поле чудес», конкурсы, викторины, расширяющие кругозор детей, пробуждающие их любознательность.
В течение года проводятся экскурсии в музеи города, на выставки, прогулки и небольшие походы, поездки в другие школы, детские клубы, студии.
Такие формы работы делают процесс обучения более интересным и разнообразным, обогащают новыми впечатлениями и творческими идеями.
Занятия проходят в помещении школьного музея. Музейная экспозиция является непосредственным учебным материалом, благодаря которому обучающиеся осваивают образовательную программу.
Материально-техническое обеспечение для проведения занятий:
столы
компьютер
проектор
фотоаппарат
Инструменты:
ручки
краски
карандаши
ножницы
Материалы:
картон
бумага писчая, рисовальная
клей
Глоссарий понятий
Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи.
Местность - часть территории, характеризующаяся общностью каких-либо признаков (природных, исторических или др.). В физической географии — крупная морфологическая часть географического ландшафта, комплекс урочищ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баранова Е.Ю., Колосова С.А. Музейная азбука от А до Я.. – М. Изд-во Государственного дарвинского музея, 2006. – 64 с.
Брюшкова Л.П. Учет и проверка наличия музейных ценностей. Методические рекомендации. М., редакция журнала «Мир музея», 2006 – 36 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, 2012 год.
Элькин Г. Ю., Огризко З. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1972.
Для коллег
Абдрашвитова И.М., Синицкий К.Р. Школьный музей (Задачи, организация, основные формы работы). Казань, 2003.
Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996
Борисова Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. / Под ред. Н.С.Борисова. - М., 1982.
Дик Н.Е., Валишин Ю.И. Краеведческий музей в школе. «Народное образование», 1974, № 6.
Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
Кучеренко М.Е. Описание музейных предметов: основные элементы и образцы. – М., 2004.
Лярский П.А. Пособие по краеведению. Высшая школа, Минск, 2006
Минский Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. – М., 1983.
Михайлова Т.Б. Проектирование музейной экспозиции (выставки): деловая игра / Свердл. обл. краевед. Музей. Науч.-метод. Центр; сост. Т.Б. Михайлова, С.К. Швецова. – Екатеринбург, 2005.
Никитин А.М. Сделай музей своими руками. Методические рекомендации. / Сост. А.М. Никитин. – Ленинград, 2000.
Огоновская И.С. Использование серии книг «Урал: История в ликах городов» в образовательном процессе. Сборник учебно-методических материалов. Екатеринбург, Изд-во «Сократ», 2006.
Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы. – М., 1985.
Простов М.П. Кружковая работа по истории и обществоведению. / Сост. М.П. Простов. – М., 1984.
Резников П.Г. Использование музейной экспозиции в учебно-воспитательной работе школы. «Советская педагогика», 1969, № 2.
Школьные музеи. Теория и практика. – Екатеринбург, 2006.
Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи (пособие для учителей). М., Просвещение, 2002.
Для обучающихся
Агатицкая А. Улицы Свердловска. Справочник. / Ред. А. Агатицкая. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1969.
Б.Н. Ельцин. Записки президента. - Издательство «Огонёк», М., 1994.
должность - учитель изобразительного искусства и технологии, руководитель музея Истории школы
образование - высшее
педагогический стаж - 33 года
категория – высшая
АННОТАЦИЯ
Адаптированная общеразвивающая дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Моя малая родина» по дополнительному образованию детей 7-14 лет (срок реализации – 3 года) направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей обучающегося в интеллектуальном, духовно-нравственном и физическом совершенствовании.
Целью данной программы является разносторонняя подготовка детей к достойной самостоятельной жизни, воспитание творческого начала, развитие общей культуры и эмоционально-ценностного отношения к истории как социально-культурной форме освоения мира, расширение сферы интересов детей через изучение истории своей школы, микрорайона, района, города, края.
Отличительной особенностью и достоинством данной программы является ориентация на внутренние учебно-познавательные ресурсы школы и микрорайона, т.к. микрорайон находится изолированно и выезд в город крайне затруднен.