Модифицированная программа "Маленький мастер" по внеурочной деятельности обучающихся начальных классов.
Модифицированная программа "Маленький мастер" по внеурочной деятельности обучающихся начальных классов.
Модифицированная программа «Маленький мастер» предназначена для обучающихся 1-4-х классов и составлена на основе программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с требованиями ФГОС НОО, имеет общекультурную направленность и реализуется во внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модифицированная программа "Маленький мастер" по внеурочной деятельности обучающихся начальных классов.»
1. Пояснительная записка
Модифицированная программа «Маленький мастер» предназначена для обучающихся 1-4-х классов и составлена на основе программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с требованиями ФГОС НОО, имеет общекультурную направленность и реализуется во внеурочной деятельности.
Актуальность. Программа «Маленький мастер» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Цели программы:
развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
II. Общая характеристика учебного предмета (курса)
Содержание программы «Маленький мастер» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства.
В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
В основу программы положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;
связи с жизнью;
развитие индивидуальности каждого ребёнка;
единство и целостность субъект-субъектных отношений;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).
Важным условием осуществления политехнического принципа является органическая связь со всеми предметами начальной школы.
Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика.Например, лепка развивает наблюдательность ребёнка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание по трафарету улучшает глазомер учащегося и т. д.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
обучать различным приемам работы с бумагой;
применять знания, полученные на уроках окружающего мира, труда, рисования и других уроках, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;
овладеть начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитать интерес к искусству оригами, расширять коммуникативные способности детей.
III. Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-11 лет. Срок реализации программы 4 года. На изучение «Маленького мастера» в начальной школе выделяется 135 ч Программа рассчитана на 135 часов и предусматривает следующее распределение: 1 классы - 33 часа, 2-4 классы– 34 часа. Продолжительность занятий: 1 класс- 35 минут, 2-4- классы - 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
IV. Ценностные ориентиры содержания курса
Личностные ценности.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
«Маленький мастер» выпускником начальной школы
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. У выпускника будут сформированы:
личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) формируют
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результатывыпускника начальной школы
Предметные результаты
освоения программы «Маленький мастер» 1-го класса
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
К концу 1 года обучения ученик научится:
определять название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
знать название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
называть виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
выполнять работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.
создавать композиции из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание;
изготавливать лепные картины с использованием трафаретной технологии.
выполнять поделки с использованием мятой бумаги;
определять последовательность выполнение работы.
знать использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
К концу 1 года обучения ученик получит возможность научиться:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
пользоваться приемом «вливания одного цвета в другой».
анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в работах;
основным приёмам бисероплетения - параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем.
создавать картонный силуэт девочки и мальчика в русском народном костюме.
Предметные результаты
освоения программы «Маленький мастер» 2-го класса
Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
К концу 2 года обучения ученик научится:
называть ручные инструменты, материалы, приспособления;
соблюдать правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правилам разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
называть способы обработки различных материалов;
знать о применение акварели, цветных карандашей, гуаши;
создавать композиции в полуобъеме из пластилина;
различать виды бумаги, называть ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой.
пользоваться разнообразной техникой работ с бумагой, читать условные обозначения;
пользоваться технологией выполнения силуэтного вырезания;
пользоваться приемами бисероплетения - низание из бисера “в одну нить”;
различать жанры ИЗО- натюрморт, портрет, пейзаж.
К концу 2 года обучения ученик получит возможность научиться:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
выполнять работу, используя художественные материалы;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду;
технологии изготовления бесшовных кукол.
Предметные результаты
освоения программы «Маленький мастер» 3-го класса
На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.
К концу 3 года обучения ученик научится:
знать назначение и правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
пользоваться правилами безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
применять на практике приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
определять способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка);
применять пастель и бисер в окружающем мире;
пользоваться приемами пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок;
пользоваться технологией создания изделий из бумажных полос;
соблюдать правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке.
Предметные результаты
освоения программы «Маленький мастер» 4-го класса
Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.
К концу 4 года обучения ученик научится:
называть ручные инструменты, материалы, приспособления;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
применять правила планирования и организации труда;
использовать разные способы и приемы обработки материалов;
подбирать эскизы для работы
переносить рисунок на прозрачную основу. Знать технологию создания панно.
выбирать цвета изображения и фона, помнить о контрастности и сочетании цветов.
самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок
К концу 4 года обучения ученик получит возможность научиться:
правильно использовать инструменты в работе;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
экономно и рационально расходовать материалы;
выполнять работу в любой изученной технике рисования;
контролировать правильность выполнения работы.
использовать приемы завивки, закруглении с целью получения заданного образа
выполнять отдельные элементы изделий. Составлять композиции.
выбирать технику исполнения
VI. Содержание курса «Маленький мастер»
1.Введение: правила техники безопасности.
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности
2 .Пластилинография.
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Создание композиции в полуобъеме из пластилина.
Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой. Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.
Практическая часть. Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.
3. Бумагопластика
История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Виды бумаги, ее свойства и применение. Условные обозначения Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета. Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.
Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).
Практическая часть.Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов и цилиндров создание разных конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь.
4.Бисероплетение
Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем. Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию цепочки в крестик. Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.
5.Изготовление кукол
Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях. Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение. Куклы – актеры. Пальчиковые куклы. Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ
VII. Тематическое планирование с указанием основных видов характеристики деятельности обучающихся
Тематическое планирование в 1 классе (33 часа)
Тема
Количество часов
Основные виды деятельности учащихся
Введение.
1
Организовывать свою деятельность:
подготавливать рабочее место,
правильно и рационально размещать инструменты и материалы,
убирать рабочее место.
Бумагопластика
14
выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовой план.
анализировать, сравнивать, соотносить информацию, называть виды деятельности, которыми дети овладевают.
составлять композиции из разных видов бумаги, осмысливать значение бережного отношения к природе.
создавать на основе заданной технологии и приведённых образцов собственные изделия..
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий.
Пластилинография
8
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета,
изображать предметы различной формы,
использовать простые формы для создания выразительных образов;
моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы
Бисероплетение
6
уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
выполнять инструкции, несложные алгоритмы; получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы
Изготовление кукол
9
сравнивать конструктивные и декоративные особенности,
анализировать предлагаемые задания,
планировать предстоящую деятельность,
отбирать оптимальные способы выполнения.
Итого : 34 часа
Список литературы
Основная литература:
Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Дополнительная литература:
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
Список литературы для детей
Основная литература:
Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
Дополнительная литература:
Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).
Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экранно-звуковые пособия
Слайды, соответствующие тематике программы по детской риторике.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по детской риторике.
Оборудование класса
Ученические столы: одноместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Тематическое планирование 1-ый год обучения
Дата по плану
Дата по факту
Название разделов и тем
Количество часов
Введение: правила техники безопасности.
Вводное занятие
1
Пластилинография14 ч
Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию».
1
Плоскостное изображение. «Подарки осени».
1
Знакомство со средствами выразительности.«Червячок в яблочке».
1
«Кактус в горшке»
1
Плоскостное изображение. «Рыбка»
1
«Натюрморт из чайной посуды»
1
Рельефное изображение. «Ферма»
1
Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»
1
Божьи коровки на ромашке
1
Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы»
2
«Ромашки»
1
«Совушка – сова»
1
«Снегурочка в зимнем лесу»
1
Бумагопластика 8 ч
Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».
«Волшебные комочки».
1
Фрукты
1
«Чудо – дерево»
1
Птенчики
1
«Снегирь»
1
Новогодняя игрушка. Символ года
1
Открытка к Новому году
1
Праздничный салют
1
Бисероплетение 6 ч
Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку
1
Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)
3
Низание крестиками
2
Изготовление кукол 4 ч
Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности
Кукла на картонной основе.
1
Композиция «В лесу»
1
Кукла – актер. Аппликация. Пальчиковые куклы.
1
Выставка- ярмарка Итоговое занятие.
1
Итого 33 часа
Тематическое планирование 2-ой год обучения
Дата по плану
Дата по факту
Название разделов и тем
Количество часов
Введение: правила техники безопасности
Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг.
1
Пластилинография 10ч
Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»
2
Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»
2
Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»
2
Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»
2
Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка»
2
Бумагопластика 5ч
История бумаги. Технологии работы с бумагой
1
Цветы из бумаги.
2
Снежинки
1
Новогодняя открытка
1
Бисероплетение10 ч
Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит»
2
Техника параллельного низания.
«Бабочка»
3
Аппликация из бисера.«Подарок к 8 марта»
3
Бисерная цепочка с петельками.
2
Изготовление кукол 8 ч
Народная кукла. Русские обряды и традиции
1
Бесшовные куклы
3
Техника – продевания. «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»
3
Итоговое занятие Выставка презентация
1
Итого 34 часа
Тематическое планирование 3-ий год обучения.
Дата
по плану
Дата по факту
Название разделов и тем
Количество часов
Введение: правила техники безопасности
Вводное занятие
1
Пластилинография 9ч
Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.