kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка. Совместная практика работы психолога и куратора. Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все дети от природы

имеют предрасположение,

стремление к знанию, 

всех их можно учить.

Аристотель

         Каждое цивилизованное общество имеет в основе своего существования систему образования, которая является элементом культуры и определяет уровень развития общества.   Образование обеспечивает  социализацию личности, представляя собой передачу накопленного опыта, знаний последующим поколениям.

       В  настоящее время, когда  стране  требуются квалифицированные рабочие и специалисты в разных областях производства,  возрастает ответственность школы, колледжа за уровень и качество обучения обучающихся. Одна из  задач школы, колледжа  это повышение качества образования.  Эта задача  определена следующими документами: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт»,  закон «Об образовании».

     В ходе обучения и оценивания знаний учащихся, обучающихся возникает проблема неуспеваемости   в учебной деятельности отдельных обучающихся практически в каждой школе, колледже.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Совместная практика работы психолога и куратора. Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение»



Министерство образования и науки Мурманской области


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Мурманской области

«Кандалакшский индустриальный колледж»

(ГАПОУ МО «КИК»)













Методическая разработка. Совместная практика работы психолога и куратора.

Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение





























Январь

2017 года





Понятие «неуспеваемость»

Все дети от природы

имеют предрасположение,

стремление к знанию,

всех их можно учить.

Аристотель

Каждое цивилизованное общество имеет в основе своего существования систему образования, которая является элементом культуры и определяет уровень развития общества. Образование обеспечивает социализацию личности, представляя собой передачу накопленного опыта, знаний последующим поколениям.

В настоящее время, когда стране требуются квалифицированные рабочие и специалисты в разных областях производства, возрастает ответственность школы, колледжа за уровень и качество обучения обучающихся. Одна из задач школы, колледжа это повышение качества образования. Эта задача определена следующими документами: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт», закон «Об образовании».

В ходе обучения и оценивания знаний учащихся, обучающихся возникает проблема неуспеваемости в учебной деятельности отдельных обучающихся практически в каждой школе, колледже.

Для реализации практических и организационных задач по обеспечению качества образования требуются новые теоретические знания о существе самого явления неуспеваемости, о признаках и формах ее проявления.

Большое значение имеют комплексные исследования данной проблемы. Проблема неуспеваемости в учебной деятельности рассматривались многими педагогами и психологами на протяжении многих лет.

Преодоление неуспеваемости - важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Решение этой задачи является актуальной и необходимой. Для этого используется самый передовой опыт педагогов и внедрение результатов педагогических исследований в практику.

По проблеме неуспеваемости имеется обширная литература, как в нашей стране, так и за рубежом, накоплен ценный практический опыт, сделан ряд общих выводов, уже не нуждающихся в доказательстве. Установлено, в частности, что неуспеваемость закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение и воспитание. Рассмотрим, как трактуется в педагогике понятие «неуспеваемость». Русский философ, педагог и психолог Блонский Павел Петрович под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям.

Психолого-педагогический словарь дает следующее определение этого понятия: «неуспеваемость учащихся (обучающихся) - это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии учащихся (обучающихся) в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам».

Сущность неуспеваемости призвана раскрыть и дидактика. Важнейшая задача дидактики в том, чтобы раскрыть структуру неуспеваемости, признаки, по которым определяются ее компоненты, разработать научно обоснованные приемы обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер улучшения успеваемости учащихся.

Многие российские педагоги различает два вида неуспеваемости:

1. Абсолютная неуспеваемость. Этот вид неуспеваемости соотносится с минимумом выполнения учеником учебных требований, что определяет полное не усвоение учебного материала. Такая ситуация ставит вопрос перевода учащегося в следующий класс.

2. Относительная неуспеваемость - это недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы в целом усвоить минимум учебного материала. При решении вопросов повышения успеваемости школьников в целом введение понятия относительной неуспеваемости оправдано с той точки зрения, что оно определяет пути устранения абсолютной неуспеваемости.

Определение видов неуспеваемости содержится и в работах Абрама Марковича Гельмонта. Он выделяет три вида неуспеваемости в зависимости от количества школьных предметов и устойчивости отставания ученика:

1. Общая и глубокая неуспеваемость – по многим или всем учебным предметам длительное время.

2. Частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость – по одному-трем наиболее сложным предметам.

3. Эпизодическая неуспеваемость – то по одному, то по другому предмету, которая преодолевается относительно легко.

Ранжируя виды неуспеваемости по степени ее запущенности и исходя из трудности ее устранения, А.М. Гельмонт называет глубоким и полным отставанием в учебе самый запущенный случай неуспеваемости - общую и глубокую неуспеваемость.

Сложным явлением в образовательном учреждении считается систематическая неуспеваемость, которая ведет к педагогической запущенности. Под педагогической запущенностью понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, колледжа, общества. Неуспеваемость служит препятствием для дальнейшего обучения, ведет к второгодничеству, к отчислению из колледжа (18 лет, по закону совершеннолетние( по закону даже несовершеннолетние через коммиссю по КДН и ЗП могут быть отчислены) Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической точки зрения. Педагогически запущенные учащиеся (обучающиеся) часто бросают школу, колледж пополняют группы риска.

Из этого следует, что понятие неуспеваемости социальное и прежде всего педагогическое понятие, связанное с основными категориями дидактики - содержанием обучения. Содержание обучения дано в учебных программах, учебниках и методических пособиях. Предписанное школе содержание обучения выражено не только в программах и учебниках, но и в разъясняющей их литературе. Методические материалы, программы и учебники раскрывают конкретное содержание каждого предмета, частичные и общие принципы и идеи, положенные в их основу. Психологическая и педагогическая литература разъясняет цели и задачи содержания обучения и его особенности.

Для того, чтобы определить неуспеваемость или успеваемость ученика, (обучающиеся) необходимо анализировать следующие компоненты обучения: знания, умения, навыки, эмоционально-волевое отношение к обучению. Рассмотрим требования к каждому компоненту.

Основным компонентом содержания образовательного процесса являются знания.

Каждого учителя (преподавателя) интересует конечный результат его работы - это качество знаний, полученное учащимися.

Знание - это очень обширное понятие, имеющее несколько определений, разные формы, уровни и характеристики. И в основе школьных знаний лежат понятия разной степени обобщенности, системы понятий, абстракции, а также теории, гипотезы, законы различных наук. Фактические знания, которыми должны овладеть учащиеся, представлены единичными и разнообразными понятиями. Примером может служить знание учащимися (обучающиеся) географических названий, биографии исторических личностей, даты и события, примеры представителей живой природы и другие.

В образовательной системе сформулированы требования к усвоению всех элементов знаний. Эти требования, в соответствии с требованиями ФГОС, сводятся к следующему: учащиеся (обучающиеся) могут считаться успевающими, если они понимают, хранят в памяти и воспроизводят знания, а также могут их использовать в различных ситуациях.

Вторым компонентом содержания учебных предметов считаются умения и навыки учащихся (обучающихся). Различают разные виды умений и навыков. Они могут быть теоретические и практические. Предметное применение знаний на практике называется умением. Умение представляет освоение способа выполнения действий. Навыки - это умения ученика, доведенные до автоматизма. Когда действия, выбранные сознательно для решения какой-либо задачи, повторяются снова и снова, а результат их получается верным, успешным, то вырабатывается своего рода рефлекс. Учащийся (обучающийся), анализируя поставленную задачу, выбирает способ для ее решения в максимально короткий срок. Если он не владеет навыками и умениями – это признак неуспеваемости.

Следующий компонент, который может повлиять на успеваемость - это эмоционально-волевое отношение к обучению. Компонент включает отношение учащихся к процессу обучения, к его трудностям и их преодолению. Это связано непосредственно с оценкой своих достижений, осознание ценности образования, убежденность в его общественной и личной значимости.

В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности:

- не владеет минимально необходимыми операциями деятельности, не умеет комбинировать и использовать в новой ситуации знания, умения и навыки, которые у него есть;

- не стремится получать новые знания теоретического характера, избегает трудностей в учебной деятельности, пассивен при столкновении с ними;

- не стремится к оценке своих достижений и не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки.

Указанные черты составляют признаки понятия «неуспеваемость». Неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же учебной деятельности могут возникнуть отдельные ее элементы. Наличие таких элементов в педагогике называют отставанием в освоении учебного материала.

Понятие «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполненных требований. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны между собой. В неуспеваемости суммируются отдельные отставания и, по сути, неуспеваемость - это итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, и образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний и своевременно устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

В педагогике существует описание признаков возможных отставаний. Признаки относятся к основным учебным предметам, которые характеризуются разнообразными видами деятельности и опираются на знания, первичные умения и навыки.

Основные признаки заключаются в том, что ученик (обучающийся) не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Он не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого материала. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя. Ученик (обучающийся) не реагирует эмоционально на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

Необходимо отметить, что неуспеваемость школьников(обучающихся) не носит массового характера, но даже незначительный процент неуспевающих учеников сначала в школе, потом в обучающихся колледже является браком в педагогической работе, последствия которого отрицательно сказываются как на судьбе отдельного человека, так и в общественной жизни в целом. В связи с этим проблема борьбы с неуспеваемостью была и остается актуальной для педагогической теории и практики. Несмотря на прогрессивнее развитие педагогических и психологических наук, проблема борьбы с отстающими не утратила своей актуальности и в настоящее время. По мнению многих преподавателей Мы хотим работать (обучать) с обличниками. Где их взять?

Литература.

1. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Ростов-на-Дону, 1972.

2.Гельмонт А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М. 1994.

3. Менчинский Н. А. «Проблемы неуспеваемости школьников». М., 1971.

4. Славина Л. С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам», М., 1990.

5. Цетлин В. С. « Неуспеваемость школьников и ее предупреждение» М. 1977.

6. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт http://standart.edu.ru/.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/Центр образовательного законодательства









Типология неуспевающих.

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи преподавателя.

Хаббард.

Каждый педагог и родитель хочет, чтобы ребенок вырос благополучным, успешным, счастливым и самостоятельным человеком. Все мы прекрасно понимаем, что основы такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жесткими требованиями и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни.

Проблема неуспеваемости сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы:

- как преподаватель учит;

- как учится школьник и как при этом осуществляется его развитие.

Особое внимание в образовательном учреждении педагоги должны уделять неуспевающим учащихся.

В процессе обучения в каждом отдельном случае неуспеваемости педагог встречается с индивидуальными особенностями учащихся, которые требуют особого подхода. Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типические проявления. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости.

За основу определения типов неуспевающих учащихся многие ученые, педагоги, психологи берут изученные ими причины неуспеваемости.

Определяются типы неуспевающих учащихся по доминирующей причине (психолог Лия Соломоновна Славина):

Первая группа - учащиеся, у которых отсутствуют мотивы учения; вторая группа - учащиеся, которые проявляют слабые способности к обучению; третья группа - учащиеся с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться.

Если за основу взять характер личности школьника, то можно определить типы неуспевающих учеников по психологическому аспекту (психолог Николай Иванович Мурачковский).

Тут можно выделить два типа неуспевающих учеников: первый характеризуется особенностью мыслительной деятельности школьника, второй – направленностью личности и отношением к обучению.

Рассмотрим типологию неуспевающих учеников, составленную на закономерности усвоения знаний и проблемах неуспевающих обучающихся (психолог Менчинская Наталья Александровна).

Первый тип неуспевающих. К первому типу относятся ученики, у которых низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе. Для них характерна низкая обучаемость, проявляющаяся в слабом развитии мыслительных процессов. Неуспех в учении не является источником морального конфликта, что способствует формированию у них положительной направленности по отношению к обучению при отсутствии познавательных интересов.

Данный тип включает два подтипа:

Первый подтип. К нему относятся учащиеся, для которых характерно стремление компенсировать неуспех с помощью практической деятельности. Это налагает отпечаток на характер их мышления: слабое развитие абстрактного мышления сочетается с тенденцией конкретизировать условия и способы решения задачи.

Второй подтип. Учащихся, у которых прослеживается стремление избегать любых трудностей в учебной работе, с помощью использования средств, не согласующихся с нормами поведения школьников, например, списывание, подсказки.

Второй тип неуспевающих. Ко второму типу относятся ученики, у которых высокое качество мыслительной деятельности, сочетается с отрицательным отношением к учебе. У данной категории учащихся учебная деятельность зависит от того, нравится ли школьникам предмет или нет. Неуспех в учении ведет к моральному конфликту и к возникновению отрицательных моральных черт. Такие учащиеся не строят планы на будущее связанные с ученьем. Для учащихся характерна неустойчивая самооценка.

Данный тип включает два подтипа:

Первый подтип неуспехи в учении компенсирует интеллектуальной деятельностью, которая не связана с учением в школе. Направленность, касающаяся будущего, определяется характером той деятельности, с помощью которой компенсируется неуспех в учении.

Второй подтип. У учащихся второго подтипа неуспех в учении и неблагоприятное положение в коллективе компенсируется установлением связей с другим коллективом и удовлетворении интересов и склонностей, имеющих отрицательную направленность. Работа по преодолению неуспеваемости школьников этого типа сложна, так как необходимо изменить их моральные установки. Выработка умений учиться, навыков самоорганизации должна предваряться работой по перевоспитанию. [3]

Рассмотрим типы неуспевающих, основываясь на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности (педагог, психолог Павел Петрович Блонский).

Первый тип - «плохой работник».

В своей работе «Обучение и умственное развитие» Павел Петрович Блонский описывает черты этого типа неуспевающих учащихся.

Такой ученик невнимательно воспринимает задания, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит. На уроках работает пассивно и постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы, не подмечает своих неудач и трудностей, не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу.

Второй тип - «патологические неуспевающие». К этому типу относится ученик, часто имеющий неудачи в учении. Такого типа ученики заявляют «не могу» до начала работы, они нуждаются в постоянном контроле педагога или учащихся. Учебные трудности и неудачи переносятся тяжело, эмоционально болезненно. В данном случае выделенные черты носят психологический характер. [3]

В настоящее время существует более широкая типология неуспевающих детей.

1. Дети с задержкой психического развития, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм. Задержка психического развития у ребенка означает наличие значительного отставания в развитии умственных способностей и поведенческих навыков соответственно его фактического возраста. Это достаточно редкое и непродолжительное по времени состояние. Часть детей с небольшой задержкой развития не выявляется до тех пор, пока они не пойдут в школу и не столкнутся с учебной нагрузкой. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в первый класс общеобразовательной школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками.

Специалисты отмечают, что половина детей с задержкой психического развития в обычной школе становятся неуспевающими.

2. Недостаточно развитые для школы дети. Такие дети, по оценкам специалистов, составляют 1/4 всех неуспевающих. У данной категории детей нарушения выявляются в раннем периоде развития, причиной которых могут быть тяжёлые заболевания. Такие дети страдают различными хроническими заболеваниями, часто живут в неблагополучных социальных условиях. Они с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения учащиеся данной категории составляют совершенно определённую группу риска по неуспеваемости.

3. Функционально не созревшие дети. В педагогике существуют понятия такие как «школьная зрелость», «готовность к школе» и «психологическая готовность к школе». Эти термины используется психологами и педагогами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности обучения. Поэтому, говоря о школьной зрелости, в основном имеют в виду функциональное созревание психики ребенка. Специалисты считают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе. Функционально не созревшие дети на первых порах прилежно и добросовестно учатся, проявляют желание выполнять все школьные задания. Но уже в самом начале обучения и поведение, и самочувствие учащихся меняются. Они становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. У таких детей определенные функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока им не по силам, -появляется отставание, переходящее в неуспеваемость.

4. Ослабленные дети. Учащийся с ослабленным здоровьем - это ребенок, который подвержен частым инфекционным, соматическим заболеваниям вследствие ослабленной иммунной системы или по другим причинам. Учащиеся страдают различными хроническими заболеваниями. Такие дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе.

5. Системно отстающие дети. Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения здоровья у данной категории детей. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству. Такие дети не организуют свою деятельность, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, предпочитают делать только то, что им нравится. Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей с целым комплексом трудностей в обучении.

6. Нестандартные дети. Нестандартные дети встречаются в каждом классе. Эти дети отличаются от остальных только медленным темпом деятельности. Дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. К нестандартным детям можно отнести и гиперактивных учащихся. При неправильном педагогическом подходе эти дети могут стать неуспевающими.

7. Социально запущенные дети. В последнее время все чаще стал употребляться термин социально-педагогическая запущенность, применяемый к детям школьного возраста. Социально-педагогическая запущенность – это состояние личности ребенка, которое обусловлено теми социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, эмоциональное состояние, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими. Социальная запущенность формируется под влиянием внешних факторов, которые вызывают определенные деформации личности ребенка. Социально запущенные дети воспитываются в неблагоприятных условиях: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой.


Литература.

1.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.ТЦ “Сфера”. 2001.

2.Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников М.: 2001.

3. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. Мн., 1977.

4. Справочник администрации школы по организации учебного процесса/ М. Образовательный центр “Педагогический поиск”, 2000.




Психологические аспекты неуспеваемости школьников

С тех пор как мир возник во мгле,

Еще никто на всей земле

Не предавался сожаленью

О том, что отдал жизнь ученью.

Рудаки

До сих пор одной из самых острых проблем образовательных учреждений остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, и в психологических особенностях ученика.

Индивидуальные особенности детей определяются свойствами нервной системы, поэтому в образовательном процессе нельзя их не учитывать.

Индивидуальность - это своеобразие личности учащегося, которая определяется свойствами его психики и нервной системы. В образовательном процессе развитие каждого школьника должно исходить из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика, отличий учащихся друг от друга по разным характеристикам. Учитель, прежде всего, должен учитывать такие особенности учащихся, которые влияют на их учебную деятельность и от которых зависят результаты учения.

Индивидуальные особенности детей определяются свойствами нервной системы, которая давно стала предметом специальной науки - психологии. Составляющая часть психологии - это физиология высшей нервной деятельности, которая изучает работу мозга и психических процессов. Физиология высшей нервной деятельности изучает нервные механизмы мыслительной активности человека на протяжении всей жизни.

Особенности нервной системы детей и подростков и их высшей нервной деятельности являются физиологической основой учебной деятельности ученика. Поэтому проблемы неуспеваемости учащихся могут иметь психологический аспект.

Каждому учителю известно, что степень обучаемости у учащихся разная. При любой методике обучения, при самой лучшей ее организации одни ученики будут продвигаться успешнее, без особой затраты сил, другие менее успешно и с большим трудом. На основании этого, психологи говорят, что у учащихся имеются разные учебные способности.

На основании изучения интеллектуальных возможностей детей, их способности к учебной деятельности как общей способности к усвоению знаний было разработано понятие «обучаемость» как предрасположенность к обучению (доктор психологических наук З.И. Калмыкова). Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих при прочих равных условиях на успешность обучения. Среди слагаемых обучаемости отмечаются способность мыслительной деятельности. Мышление, память, внимание, является важнейшими среди психических процессов, накладывающих отпечаток на обучаемость школьника.

Все три функции памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации – жизненно важны для ребенка, его становления и развития как личности. Память лежит в основе способностей, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

В детском возрасте память является одной из основных психических функций, и в зависимости от нее строятся все остальные процессы.

Неуспевающие дети часто характеризуются недостатком памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Одна из основных причин недостаточного уровня развития памяти, по мнению психологов, низкая познавательная активность учащихся. Развитие памяти не прекращается в любом школьном возрасте. По мере взросления ребенка на передний план все больше выступает произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности. Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение. Установлено, что наглядный материал усваивается лучше вербального. Поэтому форма предъявления материала особенно важна для неуспевающих учащихся.

Неуспевающие ученики характеризуются и низкой мыслительной деятельностью. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделить существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.

Для неуспевающих учащихся характерно неумение организовать свою умственную деятельность.

Неуспевающие учащиеся характеризуются недостаточной сформированностью основных психических процессов. Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приемам и способам работы, а так же к особенностям памяти и внимания.

Мышление является важнейшим среди психологических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Именно недостатки в развитии мышления, которые накладываются на память и внимание, является распространенной психологической причиной неуспеваемости школьников.

После проведения исследования памяти и внимания неуспевающих учащихся Н.И. Мурачковским было установлено, что данная категория обучающихся не имеет рациональных приемов запоминания, - недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления. Низкая концентрация внимания у них обусловлена тем, что они в силу особенностей мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать. Поэтому на уроке они часто отвлекаются на посторонние разговоры, вопросы учителя застают их врасплох.

Нельзя не считаться с индивидуальными особенностями учащегося и не учитывать их в образовательном процессе. Среди основных свойств нервной системы можно выделить силу и подвижность, которые больше всего влияют на обучение. Учащиеся могут быть со слабой и с сильной нервной системой. С целью профилактики неуспеваемости учитель должен знать психологические характеристики учащихся и опираться на них в организации учебной деятельности.

Установлено, что среди неуспевающих учеников большая часть из них имеет слабую нервную систему. Учащиеся со слабой нервной системой отличаются невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью.

Для учащихся со слабой нервной системой противопоказана длительная напряженная работа, как на уроке, так и дома. Учащиеся быстро устают, начинают допускать ошибки, медленнее усваивают материал. К неуспеваемости может привести ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа. Для этих учащихся более благоприятна ситуация письменного ответа, а не устного. Учащиеся со слабой нервной системой при ограниченном времени во время ответственной, требующей нервно-психического напряжения, контрольной или экзаменационной работе могут показывать плохие результаты.

Приводит к появлению неуспеваемости ситуация, когда на уроке требуется усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал. Работа в шумной неспокойной обстановке, когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу – еще одна причина неуспеваемости учащихся. Для учащихся со слабой нервной системой недопустимо быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой.

Другое свойство нервной системы – подвижность. Она определяется скоростными характеристиками основных нервных процессов: возбуждения и торможения. Подвижной нервной системе противостоит инертная нервная система. Учащиеся с инертной нервной системой характеризуются замедленным протеканием нервных процессов.

Согласно психологическим исследованиям, инертные школьники чаще относятся к категории неуспевающих и слабоуспевающих, чем учащиеся с другими свойствами нервной системы.

Слабость и инертность нервной системы при неправильно организованном образовательном процессе неизбежно повлекут за собой трудности и отставание в учебе. Если педагоги не знают или не умеют определить тип нервной системы учеников, то можно предположить, что слабые и инертные школьники обречены на плохую успеваемость. Следовательно, немалую роль приобретают особенности организации образовательного процесса, зависящие от учителя. Зная индивидуальные черты своих учеников, педагог может применять по отношению к ним специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность.

Психологами составлено 4 базовых свойства нервной системы: сила нервной системы относительно возбуждения, сила нервной системы относительно торможения, подвижность нервной системы и уравновешенность нервной системы.

Рассмотрим характеристику учащегося с преобладанием возбуждения

Характеристика учащегося с преобладанием возбуждения

  • Сохраняет высокую работоспособность в течение урока.

  • Не снижает качества выполнения заданий к концу урока.

  • В состоянии заниматься дополнительно сразу же после уроков.

  • Не склонен поддаваться возникающему чувству усталости.

  • Пренебрегает работой над точностью действий и движений.

  • Спокоен в новой, неожиданной обстановке.

  • Может нормально действовать в условиях внешних помех.

  • Стремится к соперничеству, состязаниям.

  • На контрольных работах показывает результаты лучше, чем в обычных условиях.

  • При неудачах не теряется, не опускает руки.

Характеристика учащегося с преобладанием торможения

  • Обладает плавной речью и равномерными движениями.

  • Терпелив и настойчив при многократном выполнении трудоемких заданий.

  • Готовится к уроку тщательно и неторопливо.

  • Взвешивает все «за» и «против» перед принятием решения.

  • Легко приспосабливается к более медленному темпу работы товарищей, темпу движений.

  • Не допускает раздражительности в общении.

  • Способен, при необходимости, быстро «взять себя в руки».

  • Способен в дни контрольных и экзаменов поддерживать привычный режим и ровное настроение.

  • Не проявляет заметного волнения перед контрольной, экзаменом, перед публичным выступлением.

Характеристика учащегося, обладающего подвижной нервной системой

  • Много разговаривает и смеется.

  • Быстро завязывает знакомства, активен и непринужден в контактах.

  • Работает без раскачки и легко переключается при смене заданий.

  • Эмоции ярко отражаются в мимике и жестах.

  • Проявляет поспешность при выполнении заданий.

  • Легко втягивается в занятия после каникул, перерывов.

  • Легко засыпает и просыпается.

  • Не снижает качества работы при установке на необходимость повысить ее темп, скорость.

  • В ситуации ожидания неспокоен, вертится, смотрит по сторонам.

  • В ответ на замечание быстро перестраивается.

Характеристика учащихся, обладающих неуравновешенной нервной системой

  • Работает рывками, быстро начинает, затем снижает темп.

  • Не способен долго ждать, суетлив, неусидчив.

  • С трудом переносит монотонность и однообразие.

  • С трудом приспосабливается к манерам и темпу других людей.

  • Завышает самооценку, бравирует недостатками.

  • С трудом перестраивает сложившиеся стереотипы поведения и привычки.

  • В общении чрезвычайно эмоционален, богатая мимика и стремительные жесты.

  • Учащийся склонен к неоправданному риску.

  • С трудом сдерживает раздражение, волнение.

  • Стремительно реагирует на неожиданные раздражители.

Также бывают неуспевающие учащиеся следующих типов:

  • тихий неуспевающий ученик;

  • не всегда неуспевающий, но буйный ученик;

  • старательный неуспевающий ученик;

  • типичный неуспевающий ученик;

  • неуспевающий инфантильный учащийся;

  • ученик, неуспевающий в перспективе;

  • тихий неуспевающий ученик;

  • ученик, неуспевающий по чужой вине.

Тихий неуспевающий ученик.

Такой ребенок если и отличается какими-то психологическими особенностями от других детей, то именно тем, что он вялый, неактивный, заторможенный. Часто он чрезмерно зависим от взрослого. Неуспеваемость у детей данного типа стойкая, они не в состоянии усвоить программный материал в силу недоразвития всех сторон психики. Такой тип тотального недоразвития определяется, как инертный. Такой ребенок не может овладеть программным материалом и вопрос о его обучении должен решаться на ПМПК. Кроме того, он нуждается в помощи дефектолога, а может и в консультации психиатра.

Не всегда неуспевающий, но буйный ученик.

Такой учащийся характеризуется, в первую очередь, импульсивностью в поведении, двигательной и речевой расторможенностью. Поведение ребенка порой становится неуправляемым, не регулируемым даже взрослым. На уроках данные учащиеся постоянно отвлекаются, не могут удерживать внимания на задании. Для выполнения какой-либо деятельности нуждаются не только во внешней мотивации, но и во внешнем программировании и контроле деятельности. Работоспособность у такого ученика в целом снижена незначительно.

Учащиеся данного типа не всегда являются неуспевающими, поскольку при правильно организованных условиях обучения они вполне способны усвоить программный материал, а для этого требуются как специальные условия, так и специально организованная коррекционная работа.

Старательный неуспевающий ученик.

Этот тип учащихся встречается достаточно часто в школе. Как правило, причиной неуспеваемости служат трудности овладения соответствующим программным материалом. Такие учащиеся стараются заниматься дополнительно, но эффективность занятий невысока, поскольку основная причина трудностей заключается в несформированности когнитивного компонента психической деятельности, низкой речевой активности. Вопрос о методах обучения данного типа учащихся должен решаться коллегиально на педагогическом консилиуме.

Типичный неуспевающий ученик.

Такой ребенок имеет сразу два комплекта проблем: проблемы регуляторной деятельности и проблемы когнитивного компонента психической деятельности. Такие дети обычно адекватны в поведении, но быстро устают, теряют интерес к учению, начинают отвлекаться, мешать другим детям. На фоне утомления снижается критичность к результатам своей деятельности, они становятся недостаточно адекватными в поведении, может возникнуть двигательная и речевая расторможенность. Для таких учащихся создаются классы или программы выравнивания и коррекции.

Неуспевающий инфантильный учащийся.

Учащийся выглядит младше своего паспортного возраста, он энергичный, непосредственный, но на уроке имеет низкую работоспособность, быстро пресыщается интеллектуальной нагрузкой. Учебные трудности накапливаются, и среди оценок ребенка начинают преобладать неудовлетворительные отметки.

Ученик, неуспевающий в перспективе.

Такой тип неуспевающих учащихся редкий, но все-таки в каждой школе он есть. До определенного момента у ребенка все хорошо с успеваемостью. Но после перенесенного заболевания он возвращается в школу совершенно другим. Обучаемость ребенка резко снижается. При отсутствии положительных оценок специфичным становится поведение ребенка, которое может характеризоваться вялостью, инертностью, заторможенностью либо импульсивностью поведенческих реакций, снижением продуктивной психической активности, ее адекватности. Такой ребенок требует особого внимания со стороны всех участников образовательного процесса.

Ученик, неуспевающий по чужой вине.

Неуспевающий такого типа может усвоить программный материал, но условия, в которых он живет, не предоставляют возможности учиться. Чаще всего это ребенок из неблагополучной семьи.

Знание основных свойств нервной системы и психологических особенностей ученика, умение использовать их при организации педагогического взаимодействия помогут учителю выбрать наиболее эффективные способы и приемы работы. Педагогу необходимо уметь прогнозировать ситуации, которые будут трудны для конкретного ученика, и те, где он будет наиболее успешен. Кроме того, учителю необходимо знать характеристику темперамента учащегося.

Знание преподавателем темперамента, особенностей высшей нервной деятельности своих учащихся во многом обеспечивает успех образовательного процесса, помогает осуществить индивидуальный подход к школьникам. На основе этого знания педагог опирается на положительные качества личности ученика и борется с отрицательными его качествами.

Например, положительными качествами у сангвиника являются живость, подвижность, общительность; у холерика – быстрота реакции, активность; у меланхолика – чуткость и отзывчивость; у флегматика – выдержка, спокойствие, большая выносливость и трудоспособность, ровность в обращении.

При негативных условиях воспитания могут особенно быстро развиться отрицательные качества: у флегматика – вялость, малая подвижность как во внешних проявлениях, так и в скорости протекания нервных процессов; у сангвиника – отсутствие устойчивости; у холерика – резкость, несдержанность, агрессивность, эмоционально легкая возбудимость, неумение хорошо владеть своими чувствами, что нередко приводит холериков к осложнению отношений с окружающими; у меланхолика – замкнутость, застенчивость, мнительность, нерешительность.

Литература.

1.Акимова М.К., Козлова В.Т. Природные особенности ребенка и трудности учения. М., 2000.

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

3.Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

4. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьника, М.: Знание, 1988.

5. Коэн А. Социальная психология. – М.: Наука, 1996.

6.Немов Р.С. Психология: учебник. Психодиагностика. М., 1998.

7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие. М., 2000.



Внешние и внутренние причины неуспеваемости

«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит об обучении. Но чтобы знать и применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости, необходимо уловить момент, когда она только зарождается. Момент зарождения неуспеваемости происходит, когда ребенок начинает отставать в процессе обучения. Очень важно своевременно выявить причины отставания на самых ранних этапах его проявления. Для того эффективной работы по устранению отставания учащихся необходимо выявить причины, мешающие полноценному усвоению знаний каждым учеником.

Известные психологи Бабанский Юрий Константинович и Валентина Самуиловна Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

Рассмотрим внешние причины неуспеваемости учеников.

В первую очередь к ним относятся социальные причины. Психолог Валентина Самуиловна Цетлин пишет: «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды, лишь при общем улучшении социальных условий». К социальным причинам неуспеваемости можно отнести школьную образовательную среду.

Школьная образовательная среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребёнка, его поведение, успешность обучения. Быстрое развитие общества и его социальный прогресс, приводят к тому, что государство предъявляет всё более высокие требования к школьному образованию. Вследствие, этого возникает необходимость усложнения уровня и увеличение объёма учебных программ, включение в учебный план новых предметов. Для многих учащихся это становится перегрузкой и не соответствует их уровню развития.

Основная причина школьной неуспеваемости – это несоответствие интеллектуальной сферы ребёнка и системы обучения в школе. С одной стороны, программы обучения всё усложняются и усложняются, не всегда ориентируясь на возможности детей, не принимая во внимание их возрастные особенности, а с другой стороны, родители, даже зная, что их ребёнку будет трудно учиться по новой программе, делают всё, чтобы его приняли в престижную школу, к «сильному» учителю. В результате даже способные к обучению дети уже в первые школьные годы попадают в разряд неуспевающих учащихся.

Причиной школьной неуспеваемости ребёнка часто бывает конфликтная ситуация между учителем и учеником. Чаще всего это происходит, когда педагоги не умеют учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Однако недостатки взаимодействия учителя с учеником – это причина, лежащая на поверхности. Она является чаще всего следствием более глубоких проблем.

К внешним причинам можно отнести и несовершенство организации образовательного процесса. Опытные педагоги владеют богатым арсеналом методов и приёмов, эффективно и интересно организуют процесс обучения. Ошибка неопытных учителей состоит в том, что, даже владея сравнительно большим набором методов, они не умеют их применить, или применяют однообразно. Некачественная работа учителя-предметника снижает эффективность обучения, делает уроки скучными и неинтересными, - и как следствие у таких педагогов растет количество неуспевающих учащихся. Неопытный учитель часто практикует двойки за поведение. Такой подход представляется ему объективным. Но когда подобные двойки скапливаются, то они, как правило, формируют в личностном плане ученика новое качество - состояние неуверенности или безразличия к отметке. Но рано или поздно такие школьники, сдав долги, заработают итоговую тройку. Но четверку им получить уже просто невозможно, хотя многие из них этого заслуживают.

Так мнимые строгость и объективность порождают неуспеваемость, равнодушие к учебе, нежелание трудиться и, как следствие, новые двойки. Понимая, какой вред и в обучении, и в воспитании приносят такие отметки, педагог должен находить иные способы оценки невыполненной учеником работы.

К внешним причинам также можно отнести недостатки дидактических и воспитательных воздействий, бедную материальную базу школы, недостаток учебных планов, программ, методических пособий.

Социальной причиной неуспеваемости может быть семья. По данным исследователей, семья оказывает значительное влияние на школьную успеваемость ребёнка. Какие бы проблемы не отмечались в развитии ребенка, они всегда связаны с семьей. Семья является ключевым фактором того или иного неблагополучия ребенка.

Причиной неуспеваемости могут быть неблагоприятные условия жизни в семье, отсутствие, как контроля, так и помощи в учёбе со стороны взрослых, конфликты в семье, отсутствие режима.

Психологи установили, что разлад в семье или её распад также являются причиной школьной неуспеваемости ребёнка. Развод родителей является стрессовой ситуацией для детей любого возраста. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, и, как правило, создает проблемы в учебной деятельности.

Если в семье процветает грубость в отношениях, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей - это не может не отразиться на учебе ребенка. Дети, живущие в таких семьях, имеют низкую успеваемость.

На успеваемость ребенка влияют и такие факторы, как равнодушие родителей к детям и их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Родители не вникают в процесс и содержание учебной деятельности детей, а отслеживают только отметки, таким образом они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но и часто мешают этому.

Среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, немаловажным является неправильное стимулирование учения детей.

Рассмотрим внутренние причины неуспеваемости.

Одной из самых главных причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый новорожденный имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента своего рождения. Безусловно, все это необходимо учитывать при организации образовательного процесса. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства учащихся.

Еще одна внутренняя причина — это отсутствие мотивации учения. В этом случае у ребёнка неправильно сформировано отношение к учению, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

Еще одна причина - слабое развитие волевой сферы у учащихся. На эту причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Для того, чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной, надо, прежде всего, выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно, т.к. у ребенка уже сформировалось негативное отношение к процессу обучения, и у него скопились пробелы в знаниях по большинству дисциплин.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. - Ростов-на-Дону, 1972.

2. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость. - М., 1991.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. - М. ТЦ «Сфера», 2001.

4. Психолого-педагогический словарь. - Ростов-на - Дону,1998.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М., 1998.

6. С.Цетлин. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М.,1977.






Неуспеваемость: предупреждение и устранение

Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания

непременно дадут добрые всходы.

Леонардо да Винчи.

Предупредить неуспеваемость означает не допустить переплетения отдельных отставаний учащихся в ходе образовательного процесса или своевременно их устранить. Опытный учитель, заметив отставание, должен оказать помощь ученику в ликвидации пробелов в обучении. Помощь эта должна быть оперативной и опосредованной. Оперативная помощь носит единовременный, локальный характер и дифференцированный подход.

Опосредованная помощь направлена на устранение причин, порождающих отставание и на общее улучшение условий обучения. Такая помощь охватывает многие аспекты образовательного процесса и является широкого длительного действия. Предупреждению неуспеваемости служит такая организация деятельности учащихся, в которой учитываются их трудности в обучении и оказывается постоянная помощь в организации полноценной учебной деятельности каждого школьника.

Педагогика и психология за несколько столетий накопили значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер дает возможность выявить основные пути её преодоления.

Рассмотрим эти пути.

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Юрий Константинович Бабанский для такой профилактики предложил концепцию оптимизации образовательного процесса, сформулировав важнейшие теоретические представления об обучении как целостной системе; о критериях оптимизации и оптимальности; о мерах, обеспечивающих достижение оптимальных результатов в обучении, воспитании и развитии школьников. Важной составной частью общей концепции оптимизации явилась разработанная методика формирования у преподавателей умения оптимально проектировать и организовывать образовательный процесс, оценивать его результаты по критериям оптимальности. Главная особенность теории оптимизации заключается в «ее ярко выраженной гуманистической направленности. Поднимая вопрос об обучении и воспитании школьника в «зоне его ближайшего развития» в соответствии с реальными учебными возможностями, концепция оптимизации определяет важнейшие условия, которые должны обеспечить их систематическое развитие в соответствии с задатками и способностями каждого школьника». Концепция оптимизации, ориентирующая на достижение максимальных результатов с учетом реальных возможностей школьников, является надежным механизмом для профилактики неуспеваемости.

2. Педагогическая диагностика - это систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление проблем, которые возникают в образовательном процессе.

Педагогическая диагностика подразумевает профессиональную деятельность педагога по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации образовательного процесса. Результаты педагогической диагностики дают исходные данные и ключ для практических решений конкретных педагогических задач.

Педагогическая диагностика в образовательном процессе, направленная на предупреждение неуспеваемости, имеет свои функции: информационную, оценочную и коррекционную. Информационная функция включает постоянное информирование всех участников образовательного процесса об успеваемости учащихся. Оценочная функция – это качественная и количественная оценка деятельности ученика и педагога. Коррекционная функция основывается на дидактической коррекция образовательного процесса и учебной деятельности обучающегося.

В подборе методик для диагностики причин школьной неуспеваемости делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание, память, восприятие информации, мышление, а также на методиках исследования других психических процессов. Согласно результатам диагностики определяются способы и пути последующей коррекции.

Для диагностики проблем успеваемости рекомендуется делать анализ письменных работ, рабочих тетрадей ученика, анализ успеваемости класса. С целью уточнения трудностей, возникающих у детей в процессе учебной деятельности и определения их причин необходимо проводить беседы с учителями. Также можно использовать следующие методики: тест школьной тревожности Филипса, определение мотивации к учению методику Н.Г. Лускановой. Диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически.

3. Педагогическая терапия направлена на реализацию мер по устранению отставаний в учебе. К ним относятся либо дополнительные занятия, либо группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специально подготовленные учителя.

Занятия в выравнивающих группах должны проходить после уроков в школе. Их целью является ликвидация выявленного у отдельных учеников отставания в учебе. В этих группах дети должны работать самостоятельно под руководством учителя. Выбор упражнений для каждого ученика должен быть продуман таким образом, чтобы ученик смог устранить пробелы и впоследствии активно участвовать в работе класса.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигается психолого-педагогическое воздействие воспитательного и развивающего характера. Целью работы с неуспевающими учащимися считается как ликвидация пробелов в знаниях, так и развитие познавательной активности учащихся. Устранив неуспеваемость, ученик в дальнейшем должен иметь положительную успеваемость и не отставать от программы.

Воспитательное воздействие должно распространяться на всех учащихся. Меры педагогического воздействия служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. К таким мерам относится улучшение контроля, рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, стимулированию учебной деятельности и развитию интересов учащихся.


Литература.

1. Беспалько В.П. Персонифицированное образование. – М.: Педагогика. - 1998. - 2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы. – М.: ВЛАДОС – 2003.

3. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.: Педагогика, 1998.

4. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007
















Виды помощи неуспевающему.

Сейте разумное, доброе, вечное!

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

русский народ.

Некрасов.

Просто давать знания детям сегодня недостаточно, их нужно научить добывать информацию и применять ее в повседневной жизни. Современные дети должны легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, а также уметь самостоятельно добывать знания.

Овладение знаниями и освоение новыми видами деятельности всегда связано с определенными трудностями. Учебная деятельность представляет определенную сложность, а учащийся в школе сталкивается с многочисленными трудностями. Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко, другие - только путем мобилизации всех своих ресурсов, третьи - вообще без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы.

В одном классе могут быть вундеркинды и учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники.

Жизненный опыт показывает, что вундеркиндов гораздо меньше, чем неуспешных в обучении учащихся, поэтому большинству учащихся необходима помощь в обучении.

Психолог, профессор и лауреат Премии Президента РФ в области образования, Марьяна Михайловна Безруких выделила основные принципы помощи детям, которые имеют трудности в обучении.

«Первый принцип – любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.

Второй принцип – для успешного решения коррекции учебных трудностей необходимо учитывать, как внешние, так и внутренние факторы.

Третий принцип – помощь детям со школьными проблемами - это помощь, при которой корректируются не трудности обучения, а причины, вызывающие их.

Четвертый принцип – системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая такие меры как оптимизация процесса обучения, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе.

Пятый принцип – организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей». [1]

В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи неуспевающему учащемуся, которая включает в себя:

– наблюдение и анализ возникающих проблем, определение причин школьных трудностей;

– консультации специалистов;

– четкое определение целей и конкретных задач помощи;

– составление индивидуального плана организации работы комплексной помощи с учетом индивидуальных особенностей работоспособности и состояния здоровья;

– составление индивидуального плана обучения для детей с прогнозом школьных трудностей;

– постепенность освоения учебного материала;

– индивидуальный темп обучения - переход к новому этапу обучения лишь после полного освоения предыдущего;

– регулярное повторение пройденного материала.

Ведущие педагоги и психологи делят виды помощи неуспевающим учащимся на несколько групп.

1. Помощь должна быть направлена на изменение особенностей мыслительной деятельности, которые мешают учащимся усваивать знания и формирование продуктивного мышления.

Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально-пассивных школьников необходимо формирование интеллектуальных умений и мыслительных навыков. Мыслительный процесс состоит из ряда операций, которые чаще всего из них не осознаются учащимися. Поэтому, для того чтобы каждый учащийся активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально обучить их применению. Без овладения навыками мышления, знание учебных действий и правил их выполнения оказывается бесполезным, поскольку ученик не в состоянии их применить.

Важным элементом формирования мыслительной деятельности является прием. Рассмотрим классификацию приемов мыслительной деятельности (Л.М. Фридман):

- сравнение - сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства и различия между ними;

- анализ - мысленное расчленение предметов на части;

- синтез - мысленное соединение отдельных элементов или частей в единое целое. В реальном мыслительном процессе анализ и синтез всегда выполняются совместно.

- абстракция - мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков объекта при одновременном отвлечении от других их свойств и признаков. В результате абстракции выделенное свойство или признак сами становятся предметом мышления.

В работе с постоянно неуспевающими учащимися можно заметить, что недостатки мыслительной деятельности у них могут быть разными, а потому и методика работы с такими детьми должна быть разной.

Каждому неуспевающему учащемуся нужна специальная система индивидуального обучения, выработанная на основе анализа особенностей его мыслительной деятельности.

Для активной мыслительной деятельности весьма полезны различные задачи, процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями.

Решение задач максимально мобилизует и развивает такие умственные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, обучает учащихся правильному, применению этих операций в своей познавательной деятельности.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся служат вопросы педагога. Они являются одним из самых распространенных приемов активизации мыслительной деятельности обучающихся. Путем задавания вопросов можно организовать активную познавательную и поисковую деятельность учащихся.

Учитель, в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, может использовать две основные группы вопросов:

- вопросы, направленные на восстановление и воспроизведение ранее усвоенных знаний,

- проблемные вопросы, направленные на поиск новых знаний.

При применении вопросов в сочетании обеих групп достигается их максимальная эффективность.

2. Помощь ученику на уроке.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных учителем для помощи неуспевающему ученику. Решаются эти задачи средствами, которые могут помочь ученику преодолеть неуспеваемость и привести к ожидаемому положительному результату. Урок обладает большими возможностями влиять на успеваемость учащихся, так как он носит обучающий и воспитывающий характер. Для этого учитель должен при формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно-развивающий аспект, учитывать и планировать работу по развитию надпредметных способов деятельности, развитию мыслительных процессов учащихся. Очень важный вид помощи ученику - это рациональное распределение учебного материала. Необходимо планировать сначала трудный материал, затем легкий. Для профилактики неуспеваемости учитель должен применять частую смену видов деятельности на уроке, неоднократно проговаривать и закреплять материал урока, учить работать по алгоритму.

Как вид помощи учащемуся на уроке можно рассматривать и дифференцированный подход в обучении, который может быть осуществлен на любом из этапов урока. Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов, которые, несомненно, облегчают учебную деятельность слабых учеников. Это могут быть специальные обучающие таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля. Можно предлагать учащимся карточки-задания, определяющие условие предлагаемого задания, карточки с текстами, разъяснениями, чертежами, карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения, карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий.

Помощь неуспевающим учащимся оказывается и в ходе изучения нового материала. Для этого учитель должен:

- поддерживать интерес слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;

- давать посильные задания при подготовке и раздаче наглядных пособий, приборов, дополнительной литературы, карточек.

При выполнении самостоятельной работы на уроке неуспевающим учащимся нужно предлагать разбивку заданий на дозы, этапы, выделять в работе простые задания, делать ссылку на аналогичное задание, выполненное ранее. Для таких учеников необходимо напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению необходимы для успешной работы.


3. Помощь учащимся со слабой нервной системой.

Установлено, что большинство неуспевающих учащихся имеют слабый тип нервной системы. Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека. Зная тип нервной системы неуспевающих учеников и их индивидуальные черты, педагог может по отношению к ним применять специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность. При работе с учащимися со слабой нервной системой необходимо соблюдать следующие правила:

  • нельзя ставить неуспевающего ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

  • чередовать ответ в устной и в письменной форме;

  • нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, необходимо разбить его на отдельные информационные блоки и давать их постепенно, по мере усвоения.

  • формировать у учащегося уверенность в своих силах, в своих знаниях, и эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях на контрольных работах или экзаменах.

4. Сформировать мотивацию учения значит помочь преодолеть неуспеваемость.

Для успешности обучения необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед школьниками, были не только понятны, но и внутренне ими приняты. Тогда возникает мотив. Хотя у многих педагогов и психологов понятие «мотив» трактуется по-разному.

В качестве мотива назывались самые различные явления:

  • намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Божович);

  • желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (Рудик);

  • мотив – это побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (Мерлин).

Большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив - это либо побуждение, либо цель, либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

В последние годы разработаны педагогические приемы развития учебной мотивации с целью профилактики неуспеваемости. Это приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала. Необходим показ новизны содержания, обновление уже усвоенных знаний, их углубление. Важно раскрывать практическую и научную значимость знаний и способов действий.

Актуальны приемы, основанные на общении и взаимодействии педагога и учащихся и приемы, учитывающие отношения внутри школьного коллектива.

Необходимо помнить, что формирование учебной мотивации замедляют эмоциональная бедность учебного материала и повторяемость одних и тех же приемов.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Литература.

1. Безруких М.М. "Психофизиологические особенности обучения и современные требования к обучению (ФГОС)".

2. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.- М., 1977.

3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания и обучения. - М., 2002.

4. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: М. 2010.



Часть 7.

Методы стимулирования учащихся с целью предупреждения неуспеваемости.

Ученик, который учится без желания, —

это птица без крыльев.

Саади

В своей педагогической деятельности учитель часто сталкивается с проблемой отсутствия интереса к учебе у детей. В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но наиболее важной является проблема стимулирования. Стимулирование в образовательном процессе рассматривается как воздействие на учащегося, чтобы добиться от него желаемого результата. Поэтому стимулирование — это фактор деятельности учителя.

Методы стимулирования учащихся в учебной деятельности выделяют в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях:

- процесс обучения должен строиться на наличие у учащихся определенных мотивов деятельности;

- многолетняя практика обучения накопила достаточно много педагогических приемов, которые способствуют стимулированию учения и одновременно с этим обеспечивают усвоение нового материала и ликвидируют неуспеваемость.

Рассмотрим, какие методы и приемы стимулирования учебной деятельности школьников, использует современный учитель.


Отметка как стимул успешного учения.

В профессиональной деятельности учителя можно обнаружить уникальное явление, когда один из способов стимулирования учебной деятельности учащихся может рассматриваться как поощрение или наказание — это учебная отметка.

В начале ХХ века выдающийся отечественный психолог Борис Герасимович Ананьев высказал мнение о том, что в школьной практике успеваемость ученика во многом определяется различными психологическими ситуациями: мнением педагога об ученике, случайными представлениями учителя об учащемся, настроением педагога в момент оценивания знаний учащегося.

Оценка выполняет функцию кнута и пряника. Хотя, по большому счету, отметка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, важным звеном процесса обучения, обеспечивая контроль знаний и умений школьников. От того, как организован контроль знаний, на что он нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы.

Несмотря на это, практически все учителя используют отметку как стимулирующее средство. Стимулирующая функция отметки является существенной составляющей процесса обучения. Стимулирующая функция отметки может быть социальной и проявляться в требованиях, которые предъявляются обществом. Образовательная стимулирующая функция отметки определяется результатом обучения и устанавливает динамику успеваемости. Воспитательная стимулирующая функция отметки выражается в формировании положительных мотивов учения, а эмоциональная проявляется в том, что любой вид оценки создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Информационная и управленческая стимулирующая функция отметки обеспечивает анализ результатов учения.

Несмотря на такие важные стимулирующие функции отметки, в педагогической практике часто встречаются ситуации неправильного использования учебной отметки. Если у учителя мягкий характер, то он часто завышает отметки. В результате этого отметка «пять» и «четыре» утрачивают свою функцию стимулирования. У строгих педагогов проявляется свойство скупости на отметки. Педагог редко ставит хорошие и отличные отметки, пытаясь повысить требовательность к уровню знаний, при этом часто занижая отметки. Это также является плохим стимулом для успешного обучения учащегося.

Тем не менее, доктор педагогических наук, профессор Валентин Михайлович Полонский считает, что «отметка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса».

Отметка - это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им учащимся, сильный стимул учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося.

Отметка учителя для ученика должна иметь содержательный и стимулирующий смысл. Для этого необходим эталон, которым оперирует учитель в своей оценочной деятельности в отношении ученика. Эталон должен быть понятен самому школьнику важно, чтобы представления учителя и ученика при этом совпадали. Важно доверие ученика к учителю и его оцениванию.

Поощрение и наказание как методы стимулирования учебной деятельности.

В настоящее время, вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным, но в тоже время спорным. Однако многие выдающиеся педагоги выдвигали идею о том, что «истинное воспитание - это воспитание без наказаний и наград, это своего рода идеальная гармония взаимоотношений учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты». (К.Д. Ушинский)

Рассмотрим, как в педагогическом словаре дается токование понятий «поощрение» и «наказание».

Поощрение — это стимулирование положительных действий учащихся с помощью высокой оценки поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания педагогом его усилий и стараний. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на учебную деятельность. Основные формы поощрения — это одобрение, похвала, награждение, устная и письменная благодарность, награда, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, и даже прощение может считаться поощрением.

Наказание — это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявления личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния. Самой распространенной формой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретной проблеме в учебной деятельности. Оно должно делаться в вежливой, но в официальной категорической форме и осуществляться обычно с помощью прямого непосредственного требования и разъяснения. Кроме замечания педагоги используют порицание, неодобрение, в самых сложных случаях исключение из школы или перевод в другой класс.

Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями неуспевающим учащимся не помочь. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

Помочь учащемуся выбрать правильную линию успешного обучения — вот основное назначение поощрения и наказания как средства педагогического стимулирования учебной деятельности.

Создание ситуации успеха.

Создание ситуации успеха в учебной деятельности является приемом стимулирования учащихся с целью предупреждения неуспеваемости. Этот метод применяется к учащимся, которые испытывают определенные затруднения в учебе. С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в учебной деятельности.

Успех в учении является единственным источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Успех — понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремился учащийся в своей деятельности, либо совпал с его ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы, стимулирующие учебную деятельность и повышающие качество учебы, самооценку, самоуважение.

В педагогике существует система методов создания ситуации успеха, и деятельность педагога в образовательном процессе должна строится на основе этой системы. К таким методам относится методы дифференцированного обучения.

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха, и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.

Созданию ситуации успеха, способствует использование учителем на уроке коллективных форм обучения. Неуспевающие учащиеся часто чувствуют неуверенность в собственных силах и плохо выполняют учебные задания самостоятельно. Выполняя работу в паре или группе постоянного или сменного состава, дети получают возможность справиться с заданием успешно.

Субъективно-прагматический метод стимулирования учебной деятельности.

С целью устранения неуспеваемости данный метод пока еще мало используется в практике современной школы. Субъективно-прагматический метод основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно. Развитие общественных и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую конкурентную борьбу, заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Хорошее образование со временем приобретает все более прикладной характер: получить образование, найти работу, не остаться без средств к существованию.

Субъективно-прагматический метод подразумевает контракты, которые заключают учитель и ученик, где четко определяются обязанности сторон.

В образовательном процессе используются личные карточки самосовершенствования и программы самовоспитания. Создаются дифференцированные группы по интересам, которые делаются платными для усиления личной заинтересованности, а также так называемые «группы риска» из детей, склонных к неуспеваемости, с которыми ведется профилактическая работа.

При использовании данного метода необходимо проводить мониторинг за успеваемостью, поведением, социальным развитием учащихся.

Без методов стимулирования успешному обучение и невозможна ликвидация неуспеваемости. Практика современной школы использует в этом плане поощрение, наказание, соревнование, субъективно-прагматический метод. Только сочетание разнообразных методов стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении.

Литература.

1. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии. ЛГУ, 1976.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы. – М. ВЛАДОС – 2003.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. – М.: Просвещение. 1990.

4. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. – М.: Современное слово, 2001.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов.Феникс, 2006.

6. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.Педагогика, 1998

7. Паршутин И.А., Методы стимулирования учебной деятельности. Феникс, 2008.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Макаркина Ольга Владимировна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376415


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства