Им. атамана М.И.Платова – Суворова Елена Климентьевна
Возраст воспитанников 15-20 лет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Творческая вокальная студия « Вдохновение» организована в Григорополисском сельскохозяйственном техникуме имени атамана Матвея Ивановича Платова с октября 2015 года и существует сегодня. Занятия проводятся с понедельника по четверг ежедневно в вечернее время, в общежитии техникума, в отдельном, светлом, уютном помещении. Что составляет удобства заниматься живущим в общежитии студентам и посещать репетиции всем, кто приходит на занятия по желанию. В использовании находится аппаратура для репетиций: пульт для усиления звука, 2 колонки, 2 микрофона, ноутбук. В дни концертов и выступлений используется профессиональная аппаратура, которую приобрёл техникум, в 2016 году, соответствующую всем стандартам. Она даёт возможность студентам поднять художественное творчество на новый уровень развития, раскрыть свои таланты и развивать свои способности. Концерты, мероприятия художественной самодеятельности проводятся на базе станичного ДК. За год существования в техникуме у студентов появилась возможность раскрыть свои художественные, вокальные, организаторские, сценические способности, а также проявить себя на фестивалях, конкурсах в станице, районе, крае. На которых было приобретено много положительных результатов - это призовые места, дипломы, грамоты. Всё это даёт рост и престиж учебному заведению, правильному развитию художественно- творческих способностей у молодёжи, возможность развивать свой талант и пробовать себя в разных видах искусства. Условия приёма в студию : все желающие студенты техникума. Каждый человек одарён природой способностью творить. И занятия в студии позволяют каждому раскрыть и развить свои способности. Направленность данной программы - художественная, ориентирована на развитие общей и эстетической культуры, художественных способностей и склонностей, предусматривает возможность творческого самовыражения, импровизации.
Педагогическая целесообразность- программа способствует воспитанию таких качеств, как коллективизм, ответственность, требовательность к себе, желание найти своё место в творческой жизни коллектива. Воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе, обществе. Эмоциональное благополучие личности.
Принципы педагогического процесса:
- единство художественного и технического развития вокала;
- гармонического воспитания личности;
- постепенности и последовательности в овладении мастерством пения;
- соразмерности нагрузки уровню и состоянию сохранения здоровья;
- творческого развития, успешности;
- ориентации на особенности и способности;
- индивидуальный подход;
- практической направленности;
- доступность занятий для всех желающих.
Цель программы
Раскрыть потенциал студента в творческой деятельности.
Создание творческого вокального коллектива, способного быстро и качественно готовить и представлять сценический материал, практическое владение голосом для концертной деятельности.
Приобщать студентов к сценической культуре, формировать вокальные навыки.
Задачи программы
Обучающие:
Учить:
- навыкам и умениям в сценической области актёрского мастерства;
-анализировать ситуации, делать выводы и обобщения; возможности самовыражения, самореализации, инициативности.
-стимулировать творческую активность личности, мыслительного процесса и познавательного интереса.
Развивающие:
Развивать:
-вокальное и художественно-творческое сценическое направление;
-выразительность речи и грамматический строй речи;
- умение действовать на сцене;
- память, внимание, наблюдательность, творческое мышление и воображение;
- способности эмоционального, активного восприятия искусства;
- способность работать в коллективе;
- творческие, эстетические способности;
- фантазии и образное мышление;
- способности к решению возникающих проблем, адаптации к жизни в обществе;
- индивидуальные особенности.
Воспитательные:
Воспитывать:
- художественно-эстетический вкус;
-волю к достижению поставленной цели;
- положительные качества личности;
- культуру поведения на мероприятиях.
Организационно-педагогические основы обучения
Программа разработана на возрастную группу 15-20 лет.
Рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1ч.40м.
Форма занятий групповая и индивидуальная ( в зависимости от поставленной задачи)
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, дуэтами, трио, небольшими группами.
Программа рассчитана на 360 часов.
Оценка результатов обучения:
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся.
Участие в концертах повышают исполнительский уровень.
Анализ результатов выступлений студентов, наблюдение педагога в ходе занятий, оценка зрителей, членов жюри – являются оценкой результатов обучения.
После прохождения программы студент должен знать:
- правила безопасности и поведения на сцене и в зрительном зале;
-элементы актёрского мастерства;
-основы сценической речи;
- выразительно и грамотно говорить со сцены;
-работать в коллективе;
-совместная деятельность в коллективе.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Главный результат открытия творческих способностей каждого студента: раскрепощение, выявление индивидуальности. Этот процесс отслеживается в течении всего года на сцене, в концертах, конкурсах, фестивалях.
Критерии оценки освоения программы:
-наличие устойчивого интереса к занятиям;
-приобретение навыков общения, выступления со сцены;
-приобретения навыков словесного и пластичного действия;
-участие в концертах, конкурсах, форумах, фестивалях, мероприятиях.
Уровни освоения программы:
Высокий - творческая активность, самостоятельность, выразительное исполнение, ярко выраженная эмоциональность, хорошие вокальные результаты.
Средний - Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включится в художественную деятельность, участие в мероприятиях.
Низкий - мало эмоционален, не активный, слабый вокал, не стремится проявить себя.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема занятий
Общее
кол-во
часов
Из них
Теорети
ческие
Практи
ческие
1
Беседа о музыке (выбор направления в музыке, способности)
7
2
5
2
Правила безопасности и поведения на сцене, зрительном зале, мероприятиях, репетициях
5
5
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
1
Прослушивание голосов
10
10
2
Певческая установка. Дыхание
22
2
20
3
Распевание простых мелодий, ритмически-сложных, чередование разных вокальных исполнений
30
10
20
4
Прослушивание музыкальных произведений, выбор репертуара
Прослушивание музыкальных произведений, выбор репертуара
23
7
9
7
ИТОГО:
360
16
46
41
55
37
42
40
35
48
Используемая литература
Апраксина А. « Из истории музыкального воспитания» М.-2001г.
Вайнкоп М. « Краткий биографический словарь композиторов» М-2004г.
Юссон Рауль « Певческий голос М-1998г.
Струве Г. « Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром» М-1997г.
Белошенко С.Н. « Голосо- речевой тренинг» методическое руководство и изучение предмета « Сценическая речь» СПб 1997г.
Власова Т.М.» Фонетическая ритмика» Москва « Учебная литература»2013г.
Вейс П. « Ступеньки музыкальной грамотности» Изд. « Лань»1997г.
Емельянов В.В. « Фонопедический метод формирования певческого голосообразования» Методические рекомендации для учителей музыки Новосибирск « Наука» 1991г.
корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене.
Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов –
дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.
Мимика. Выражение лица, улыбка
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм
исполнителя. Роль.
«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.
Практические занятия:
Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой с.93-95);
Психологический тренинг;
Упражнение «Как правильно стоять» (по методике И.О.Исаевой с. 172-179);
Упражнения на координацию движений;
Практическая работа по формированию сценического образа.
Основы нотной грамоты
Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.
Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.
Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.
Музыкальный размер ; сложный размер .
Ноты в басовом ключе.
Паузы.
Записи песен.
Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима,
октава. Интервалы чистые, большие и малые.
Правильное пение по нотам.
Интонирование. Фальшь и пути ее устранения.
Движения вокалистов под музыку (для работы с солистами)
Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения.
Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ.
Пластичность и статичность вокалиста.
Практические занятия:
Просмотр и анализ выступлений вокалистов;
Элементы ритмической гимнастики;
Работа над возможными вариантами движений сценического образа.
Вокальная позиция
Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов
в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность
голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения,
открытость и закрытость.
Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление
артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.
Развитие мышц глотки и языка.
Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.
Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на
сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.
Практические занятия:
Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
Упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист - осознание вокально-телесных ощущений;
Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр
Тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса Упражнения с твердой и мягкой атакой.
Подготовка к выходу на сцену.
Звуковедение
Тембр и динамика своего голоса.
Регулировочный образ своего голоса.
Многоголосое пение.
Отношение эталона и регулировочного образа.
Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.
Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.
Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.
Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование