Методическая разработка. Программа детского объенинения "Тимуровское движение"
Методическая разработка. Программа детского объенинения "Тимуровское движение"
Данная программа составлена для организации тимуровской работы в школе. Она рсчитана для учащихся начальной школы. Дети должны поиогать дошкольникам и ветеранам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Программа детского объенинения "Тимуровское движение"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 имени Л. Рябинина
городского округа город Шарья Костромской области
Программа детского объединения «Тимуровское движение»
Архипова Лариса Николаевна,
учитель начальных классов.
Первая квалификационная категория
Шарья 2014 – 2015 уч год
« Хотим всё знать и всё уметь, и везде во всём успеть! Старших всех мы уважаем и в труде им помогаем! Будем вместе мы везде: в учёбе, спорте и труде!»
Актуальность программы
Милосердие и доброта … в последнее время люди чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что острым дефицитом стали сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живёт для того, чтобы делать людям добро. Именно поэтому ещё в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З- «земля», Л- «люди», М- «мысль», Д- «добро».Азбука как бы призывала : Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.
Приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Люди должны помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.
Около семидесяти лет прошли после выхода повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Воспевая добро, она сразу завоевала популярность читателей. По всей стране организовывались тимуровские отряды. Тимуровское движение, порождённое книгой, дало немыслимый размах. Добрые дела, начатые гайдаровским Тимуром на страницах повести, продолжались в реальной жизни. В каждом отряде велась тимуровская работа, быть тимуровцем считалось почётно. Тимуровцев ждали те, кто нуждался в их помощи.
Тимуровское движение стало слабее в середине 70-х годов ХХ века. А сейчас, к сожалению, очень редки упоминания о тимуровской работе. Почему? Людям что больше некому помогать? В тягость делать бескорыстно добрые дела? Или никто в них не нуждается? Почему дефицит милосердия так велик? Старушке в автобусе могут не уступить место, не донесут сумку пожилому человеку, не помогут по дому одиноким старикам. Неужели люди стали жёстче, черствее, могут наслаждаться своим благополучием, не оглядываясь вокруг.
Да, жизнь движется вперёд, и чтобы она стала лучше, нельзя забывать добрые, благородные традиции. Нельзя допустить, чтобы милосердие ушло в прошлое, совесть уснула, тимуровское движение умерло. Нужно остановиться, оглянуться вокруг и начать нужно не завтра и не потом, а сегодня, чтобы семена доброты сеялись, давали ростки и процветали. К высказыванию известного писателя XIX века Ф. М. Достоевского, что «красота спасёт мир», хочется добавить, что доброта спасёт мир тоже, а к ним можно добавить человечность, милосердие, сострадание.
Авторская программа направлена на возрождение тимуровского движения среди учащихся младшего возраста.
Цель: изучение детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся престарелым людям, сверстникам и дошкольникам в их заботе и внимании.
Задачи:
Развивать детскую инициативу по оказанию помощи нуждающимся людям в их заботе и внимании;
Определить возможные средства для формирования личности, способной сострадать, сопереживать, приходить на помощь;
Воспитывать доброту, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость и доброжелательность.
Принципы:
комплексность
дифференцированность
многоаспектность
последовательность
Предмет: детское движение.
Объект: процесс становления и развития тимуровского движения.
1. Работа с учащимися по направлениям:
--«Дом без одиночества»
Постоянное общение с ветеранами труда и ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, с теми, кто находится практически только в стенах своего дома.
Окружение заботой и вниманием, оказание конкретной помощи одиноким престарелым людям.
Организация и проведение:
«огоньков», встреч, концертных программ
Дня пожилых людей «Согреем ладони, разгладим морщинки»
Операций «Ветеран живёт рядом», «Подарок ветерану», «Примите наши поздравления».
--«Шаг навстречу»
Окружение заботой и вниманием детей- сирот, находящихся на опеке.
Организация и проведение:
Благотворительных акций «доброта спасёт мир»;
Праздников, игровых программ, концертов;
Операций «Письмо другу», «Фонарик дружбы» (поздравительные открытки, мини- газеты).
--« Малышок»
Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной через реализацию программ «Сотвори добро», «Заветная шкатулка». Игры, праздники для воспитанников МДОУ № 11 и МДОУ № 14.
-«В кругу друзей»
Организация и проведение для своих сверстников:
Уроков добра «Кто, если не ты», «Жизнь дана на добрые дела», «Забота и внимание», «Доброта приносит людям радость»;
Коллективно – творческих дел «Человек человеку нужен, «Мы нужны друг другу», «Лучше добрым на свете быть, зла в мире и так довольно».
---Приобщение детей к делам взрослых через заповеди:
«Не навреди, не разрушай, а помогай и улучшай окружающую жизнь;
Живи для улыбки товарища;
Лучше трудно, чем нудно;
Красота, но без прикрас
И добро не напоказ –
Вот что дорого для нас;
Помогай и защищай нуждающегося в помощи;
Думать коллективно
Работать оперативно,
Спорить доказательно-
Для всех обязательно.
2 . Работа с родителями:
Анкетирование;
Информирование;
Привлечение к участию в реализации проекта.
Все работы с учащимися младших классов будет проходить в сотрудничестве с их родителями, родительским комитетом.
3.Формы работы с учащимися:
а) чтение научно – познавательной, художественной литературы;
б) разучивание стихов и песен по данной теме;
в) организация фотовыставки и выставки рисунков о тимуровцах и их работе. Сроки реализации программы:
в течение учебного года.
Механизм реализации программы:
Для реализации программы по каждому направлению определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий
Амперические: чтение повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда», просмотр кинофильма «Тимур и его команда» с учащимися 1-4 классов; сравнение повести и одноимённого кинофильма;
Теоретические: беседы с родителями и учащимися, диспуты с младшими школьниками, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
Место проведения: МОУ СОШ № 2, городская библиотека № 2, семьи учащихся.
Участники:
учащиеся 1-4 классов МБОУ СОШ № 2;
Учителя, работающие в этих классах;
Работники школьной библиотеки и городской библиотеки № 2;
Родители.
Ожидаемые результаты:
В результате целенаправленной работы по организации тимуровского движения учащиеся приобретут такие духовно-нравственные качества как милосердие, терпимость, сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственность.
Пополнят свои интересы социально значимым содержанием, основанным на опыте поколений.
Приобщатся к культуре, традициям, общечеловеческим ценностям своего народа.
Будут расти гражданами своего Отечества, людьми уважающими себя и других. Станут полезными и нужными своей семье, своему обществу.
Создание и работа групп учащихся последователей тимуровского движения.
Заповеди тимуровского движения:
Не навреди, не разрушай, а помогай и улучшай!
Красота, но без прикрас, И добро не напоказ - Вот что дорого для нас!
Лучше трудно, чем нудно!
Живи для улыбки товарища.
Помогай людям и защищай нуждающихся в помощи
Думать коллективно, Работать оперативно, Спорить доказательно всех обязательно!
Правила деятельности тимуровца:
Если ты тимуровец, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
Будь генератором идей!
Уважай мнение других!
Обещаешь – сделай!
Не умеешь – научись!
Будь настойчив в достижении целей!
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Этапы выполнения программы:
№ п./п.
Содержание
Сроки выполнения
I этап Знакомство
Чтение повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда».
Конкурс рисунков о Великой Отечественной войне среди учащихся 1-4 классов.
Декабрь- январь
декабрь
II этап Реализация программы
Знакомство с биографией А. П. Гайдара.
Проведение операции «Письмо другу» среди учащихся 2-4 классов
январь
Изучение истории создания повести
«Тимур и его команда».
Проведение уроков добра в 1-4 классах.
февраль
Просмотр одноимённого кинофильма.
Коллективно – творческое дело «Мы нужны друг другу»
март
Достоверность передачи событий в кинофильме и повести «Тимур и его команда».