kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей Школы, где каждый ученик может получить образование с  учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.

                Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» »

Рассмотрена

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол от ________№ ____

Руководитель ШМО_____( Якутова Е Р)

Принята на НМС МБОУ СОШ № 1

Протокол от________№_____

Председатель НМС _________(Т А Зорина)

Утверждена

Приказом директора МБОУ СОШ № 1

______________ И.Ю. Глазырина

от ________№ _____

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению


«Умники и умницы»

для 1 а,б,в,г,д, ж

2 а,б,в,г,д,

3 а,б,в,г,д

4 а,б,в,г,д классов

Количество часов: 1-е классы - 66 часов

2-е классы – 68 часов

3-е-классы – 68 часов

4 -е-классы – 68 часов

( 2 часа в неделю)

Составила:

Базуева Елена Владимировна

Учитель начальных классов

Первой квалификационной категории

Воткинск

2011-12 учебный год



1.Пояснительная записка


Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей Школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче.

Появление курса «Умники и умницы» связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;

  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;

  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность выбора курса «Умники и умницы» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у дошкольников, занимающихся предшкольной подготовкой, слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 11 лет.


Целью обучения курса «Умники и умницы» является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.


Задачи:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

  5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.



Планируемые результаты освоения обучающимися программы



Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

1 класс

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;

  • определять целое и часть;

  • устанавливать общие признаки;

  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

  • определять последовательность действий;

  • находить истинные и ложные высказывания;

  • наделять предметы новыми свойствами;

  • переносить свойства с одних предметов на другие.

2 класс


Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам


В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;

  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

  • развивать доброжелательность и отзывчивость;

  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • применять правила сравнения;

  • задавать вопросы;

  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;

  • строить причинно-следственные цепочки;

  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

  • находить ошибки в построении определений;

  • делать умозаключения.


3 класс


Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в третьем классе:

В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;

  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета;

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • учиться аргументировать, доказывать;

  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;

  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  • приводить примеры отрицаний;

  • проводить аналогию между разными предметами;

  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.


4 класс


Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в четвертом классе.

В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

  • формировать личностный смысл учения;

  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

  • познавательные УУД;

  • осознанно строить речевое высказывание;

  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

  • формировать мотивацию к работе на результат;

  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями;

  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;

  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».



Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы;

  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;

  • 60-80% - уровень выше среднего;

  • 50-60% - средний уровень;

  • 30-50% - уровень ниже среднего;

  • меньше 30% - низкий уровень.




Содержание программы


1 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов

Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

  1. Действия предметов Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

  2. Элементы логики Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».

  3. Сравнение

Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.

  1. Комбинаторика

Хаотичный и систематический перебор вариантов.

  1. Развитие творческого воображения

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

  1. Практический материал

Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.


2 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов

Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

  1. Сравнение

Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

  1. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями

Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

  1. Комбинаторика

Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Элементы логики

Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

  1. Развитие творческого воображения

Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .

  1. Практический материал

Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.


3 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов

Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

  1. Сравнение

Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

  1. Комбинаторика

Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Действия предметов

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

  1. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

  1. Элементы логики

Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

  1. Развитие творческого воображения

Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

  1. Практический материал

Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.


4 класс

  1. Сравнение

Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

  1. Комбинаторика

Решение задач с помощью таблиц и графов.

  1. Элементы логики

Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.

  1. Развитие творческого воображения

Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.

  1. Практический материал

Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.








































Учебно-тематический план

1 класс

Раздел, темы занятий

Всего часов

Теоретические

Практические

Контроль


I. Свойства, признаки и составные части предметов

15

6

9

1

Вводный тест.

1


1

Тест №1

Сравнение предметов по свойству.

1

1



Сравнение предметов по свойству.

1


1


Целое и часть.

1

1



Целое и часть.

1


1


Знакомство с отрицанием (термин не вводится).

1

1



Знакомство с отрицанием (термин не вводится).

1


1


Признаки предметов.

1

1



Признаки предметов.

1


1


Признаки предметов и значение признаков.

1

1



Признаки предметов и значение признаков.

1


1


Обобщение по признаку.

1

1



Обобщение по признаку.

1


1


Закономерности в значении признаков у серии предметов.

1


1 Исследование


Закономерности в значении признаков у серии предметов.

1


1 Исследование



II Действия предметов

18

6

10

2

Описание последовательности действий.

1

1



Описание последовательности действий.

1


1


Логические упражнения.

1


1


Логические упражнения.

1


1

Викторина


Последовательность действий и состояний в природе.

1

1



Последовательность действий и состояний в природе.

1


1


Целое действие и его части.

1

1



Целое действие и его части.

1


1


Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.

1


1


Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.

1

1



Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.

1


1


Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.

1

1



Одно действие, применяемое к разным предметам.

1

1



Одно действие, применяемое к разным предметам.

1


1


Промежуточный тест.

1



Тест №2

Промежуточный тест.

1



Тест №3

  1. 17

Функции предметов.

1


1 С использованием мультимедиа


Функции предметов.

1


1 С использованием мультимедиа



III. Элементы логики

12

2

10

-

Логическая операция «и».

1


1


Логическая операция «и».

1


1


Выделение главных свойств предметов.

1


1 Исследование


Выделение главных свойств предметов.

1


1 Исследование


Закономерность в расположении фигур и предметов.

1


1


Закономерность в расположении фигур и предметов.

1


1


Закономерность в расположении фигур и предметов.

1


1



Закономерность в расположении фигур и предметов.

1


1

Семинар


Упорядочивание серии предметов по разным признакам.

1

1



Упорядочивание серии предметов по разным признакам.

1


1


Последовательность событий.

1

1



Последовательность событий.

1


1



IV.Сравнение

4

3

1

-

Высказывания.

1

1



Высказывания.

1

1



Истинные и ложные высказывания.

1

1



Истинные и ложные высказывания.

1


1



V Комбинаторика

4

2

2

-

Комбинаторика. Расстановки и перестановки.

1

1



Комбинаторика. Расстановки и перестановки.

1


1


Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения).

1

1



Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения).

1


1



VI Развитие творческого воображения

8

1

7

-

Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.

1

1



Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.

1


1


Перенос свойств с одних предметов на другие.

1


1


Перенос свойств с одних предметов на другие.

1


1

Конкурс


Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.

1


1


Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.

1


1 Исследование


Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.

1


1


Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.

1


1



VII Практический материал

5

-

4

1

Часть-целое ( в действиях).

1


1


Часть-целое ( в действиях).

1


1


Итоговый тест.

1



Тест №4

Работа над ошибками.

1


1


Итоговое занятие.

1


1



Итого:

66

20

42

4





















Учебно-тематический план

2 класс.

Раздел, темы занятий

Всего часов

Теоретические

Практические

Контроль


I. Свойства, признаки и составные части предметов

14

3

9

2

Входной тест

1



Тест №1

Выделение признаков.

1


1


Определения

1


Викторина

1


Ошибки в построении определений.

1


1


Различие.

1


1

исследование


Сходство.

1


1

исследование


Существенные признаки.

1


1


Существенные признаки.

1


1


Характерные признаки.

1

1



Характерные признаки.

1


1

С мультимедиа


Упорядочивание признаков.

1

1



Упорядочивание признаков.

1


1


Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.


1

1



Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.Тест «Отношения».


1



Тест№2


II. Сравнение


10

4

6

-

Сходство.

1

1



Сходство.

1


1


Различие.

1

1



Различие.

1


1


Существенные и характерные признаки.

1


1

С мультимедиа


Существенные и характерные признаки.

1


1


Упорядочивание признаков.

1

1



Упорядочивание признаков.

1


1


Правила сравнения.

1

1



Правила сравнения.

1


1



III. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями


13

4

8

1

Противоположные отношения между понятиями

1

1



Противоположные отношения между понятиями

1


1


Виды отношений.

1

1



Виды отношений.

1


1


Отношения «род-вид».

1

1



Отношения «род-вид».

1


1


Упорядочивание по родовидовым отношениям.

1

1



Упорядочивание по родовидовым отношениям.

1


1


Понятие о классах.

1


1


Правила классификации.

1


1


Вопросы.

1


1

Семинар


Алгоритм.

1


1


Тест «Алгоритм».

1



Тест №3


IV. Комбинаторика


6

3

3


Перестановки

1

1



Перестановки

1


1


Размещения.

1

1



Размещения.

1


1


Сочетания.

1

1



Сочетания.

1


1



V. Элементы логики


11

5

6


Истинные и ложные высказывания.

1

1



Истинные и ложные высказывания.

1


1


Правила классификации.

1

1



Правила классификации.

1


1


Причинно-следственные цепочки.

1

1



Причинно-следственные цепочки.

1


1


Рассуждения.

1

1



Рассуждения.

1


1


Умозаключения.

1

1



Умозаключения.

1


1


Закономерность в буквах и словах.

1


1



VI. Развитие творческого воображения


2

1

1


Создание собственных картин «Игра с закономерностями»

1

1



Создание собственных картин «Игра с закономерностями»

1


1



VII.Практический материал

12

4

7

1

Логические упражнения.

1

1



Логические упражнения.

1


1


Логические задачи.

1

1



Логические задачи.

1


1


Интеллектуальные викторины.

1

1



Интеллектуальные викторины.

1


1


Составление вопросов и загадок.

1

1



Составление вопросов и загадок.

1


1


Логические игры.

1


1


Логические игры.

1


1


Итоговый тест.

1



Тест №4

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1


1



Итого:

68

24

40

4

































Учебно-тематический план

3 класс.

Раздел, темы занятий

Всего часов

Теоретические

Практические

Контроль


I. Свойства, признаки и составные части предметов

7

1

5

1

Входной тест.

1



Тест №1

Закономерности в чередовании признаков.

1


1

С использованием мультимедиа


Закономерности в чередовании признаков.

1


1

С использованием мультимедиа


Классификация по какому-то признаку.

1


1

С использованием мультимедиа


Классификация по какому-то признаку.

1


1

С использованием мультимедиа


Состав предметов


1

1



Состав предметов


1


1



II. Сравнение

7

3

3

1

Сравнение предметов по признакам.

1

1



Сравнение предметов по признакам.

1


1


Симметрия.

1

1



Симметрия.

1


1


Симметричные фигуры.

1

1



Симметричные фигуры.

1


1


Тест «Сравнение».

1



Тест №2.


III. Действия предметов


8

2

6


Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

1


1


Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

1


1


Результат действия предметов.

1

1



Результат действия предметов.

1


1


Обратные действия.

1

1



Обратные действия.

1


1


Порядок действий, последовательность событий.

1


1

Исследова

ние


Порядок действий, последовательность событий.

1


1

Исследова

ние



IV. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями


7

3

3

1

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

1

1



Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

1


1


Решение задач с использованием понятий о множествах.

1


1



Решение задач с использованием понятий о множествах.

1


1


Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

1

1



Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

1


1


Тест «Отношения».

1



Тест №3


V.Элементы логики


23

6

16

1

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1

1



Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1


1


Найди отличия.

1


1

Ролевая игра


Найди отличия.

1


1

Ролевая игра


Комбинаторика. Перестановки, размещения.

1


1


Комбинаторика. Перестановки, размещения.

1


1


Координатная сетка.

1


1


Координатная сетка.

1


1


Решение логических задач и задач-шуток.

1


1

Игра – соревнова

ние


Решение логических задач и задач-шуток.

1


1

Игра – соревнова

ние


Составление загадок, чайнвордов.

1


1



Составление загадок, чайнвордов.

1


1

Викторина


Множество. Элементы множества.

1

1



Множество. Элементы множества.

1


1


Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

1

1



Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

1


1


Решение задач с использованием понятий о множествах.

1


1


Решение задач с использованием понятий о множествах.

1


1


Выражения и высказывания.

1

1



Выражения и высказывания.

1

1



Высказывания со связками «и», «или».

1

1



Высказывания со связками «и», «или».

1


1


Тест

1



Тест№4


VI.Развитие творческого воображения


12

4

8


Составление загадок, чайнвордов.

1


1

Викторина


Составление загадок, чайнвордов.

1


1

Викторина


Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

1

1



Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

1


1


Логическая операция «и».

1

1



Логическая операция «и».

1


1


Найди отличия.

1

1




Найди отличия.

1


1

Ролевая игра


Порядок действий, последовательность событий.

1


1

Исследова

ние


Порядок действий, последовательность событий.

1


1

Исследова

ние


Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».


1

1



Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

1


1



VII. Практический материал


4


3

1

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1


1


Решение логических задач и задач-шуток.

1


1

Игра – соревнова

ние


Итоговый тест. Интеллектуальные викторины.


1



Тест №5

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1


1



Итого:

68

19

44

5















































Учебно-тематический план

4 класс.

Раздел, темы занятий

Всего часов

Теоретические

Практические

Контроль

  1. Сравнение


17

4

10

3

Входной тест.

1



Тест №1

Повторение основных мыслительных операций.

1

1

Обзорная лекция



Причинно-следственные цепочки.

1

1



Причинно-следственные цепочки.

1


1


Образное сравнение.

1


1


Логические возможности.

1

1



Логические возможности.

1


1


Оценка ситуации с разных сторон.

1


1

Исследование


Оценка ситуации с разных сторон.

1


1

Исследование


Образное сравнение.

1


1


Синонимы. Многозначность.

1


1

Конференция


Антонимы.

1


1


Ситуативная связь между понятиями.

1

1


Тест №2

Ситуативная связь между понятиями.

1


1


Работа над ошибками.

1


1


Тест «Языковая логика».

1



Тест№ №3

  1. 3

Работа над ошибками.

1


1



II.Комбинаторика

9

2

7


Понятие о графах.

1

1

Объяснитель

ная лекция



Повторение основных мыслительных операций.

1

1

Обзорная лекция



Повторение основных мыслительных операций.

1



1


Интегрированный: логика в окружающем мире.

1


1


Интегрированный: логика в русском языке.

1


1


Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц.

1


1

С использованием мультимедиа


Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц.

1


1

С использованием мультимедиа


Решение задач с помощью таблиц и графов.

1


1


Решение задач с помощью таблиц и графов.

1


1



III.Элементы логики


29

6

20

3

Причинно-следственные цепочки.

1

1



Причинно-следственные цепочки.

1


1


Виды отношений между понятиями.

1

1


Виды отношений между понятиями.

1


1


Симметричность отношений.

1


1


Тест «Отношения между понятиями».

1



Тест №4

Работа над ошибками.

1


1

Деловая игра


Классификация.

1


1


Язык и логика. Фразеологизмы.

1


1

Исследование


Язык и логика. Образность и меткость речи.

1


1

Викторина


Язык и логика. Речевые ошибки.

1


1


Язык и логика. Речевые ошибки.

1


1


Язык и логика. Пословицы.

1


1

Семинар


Тест «Язык и логика».

1



Тест №5

Работа над ошибками.

1


1

Деловая игра


Логические связки «или», «и».

1


1


Логические связки «или», «и».

1


1


Логическая связка «если …, то».

1

1



Логическая связка «если …, то».

1


1


Логические возможности.

1

1



Логические возможности.

1


1


Ситуативная связь между понятиями.

1

1



Ситуативная связь между понятиями.

1


1


Оценка ситуации с разных сторон.

1


1

Исследование


Оценка ситуации с разных сторон.

1


1

Исследование


Антонимы.

1




Антонимы.

1

1

1


Тест «Языковая логика».

1



Тест №6

Работа над ошибками.

1


1



IV.Развитие творческого воображения


7


7


Интегрированный: логика в окружающем мире.

1


1


Интегрированный: логика в русском языке.

1


1


Классификация.

1


1


Язык и логика. Фразеологизмы.

1


1

Исследование


Синонимы. Многозначность.

1


1

Конференция


Рассуждения.

1


1


Выводы в рассуждениях.

1


1



V.Практический материал


6


6


Юмор и логика.

1


1


Логические задачи.

1


1


Задачи-смекалки.

1


1


Логические игры.

1


1


Житейские задачи.

1


1


Конкурс эрудитов.

1


1

Конкурс



Итого:

68

12

50

6



Список литературы



  1. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).

  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).

  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

  5. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

  6. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

  7. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.

  8. Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.

  9. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития.2010г.

  10. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.

  11. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Базуева Елена Владимировна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 195765


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства