kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ШАХМАТАМ В РАМКАХ ШКОЛЫ. Приёмы и методы организации образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ШАХМАТАМ В РАМКАХ ШКОЛЫ. Приёмы и методы организации образовательного процесса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ШАХМАТАМ В РАМКАХ ШКОЛЫ. Приёмы и методы организации образовательного процесса»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ШАХМАТАМ

В РАМКАХ ШКОЛЫ.

Приёмы и методы организации

образовательного процесса


Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, анализа сыгранных обучающимися партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с преподавателем, конкурсы по решению задач, игровые занятия, турниры и другое.

Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся школы в соревнованиях различного ранга. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.

Методический анализ: самостоятельное комментирование или с помощью тренера - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях учащегося — это значит решать его реальные проблемные ситуации.

При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.

Методика обучения (формы, приёмы) – постоянно разнообразные. Метод упражнения.

Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания.

тематических позиций, которые могут быть как:

  • точные - теоретические;

  • типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;

  • фрагменты из партий - различная игровая позиция;

  • этюды - аналитические, художественные.

Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:

  • оперативной памяти;

  • оперативного мышления;

  • функции внимания;

  • восприятия;

  • оценочной функции.

Формы и методы реализации программы:

  • Уроки;

  • групповые занятия;

  • индивидуальные занятия;

  • игровая деятельность;

  • конкурсы решения;

  • турнирная практика;

  • разбор партий;

  • работа с компьютером.

Средства реализации программы:

  • учебно-тематические планы;

  • методические указания и методическое обеспечение программы;

  • сборники задач; • шахматная литература.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Раздел или тема программы

Форма занятий

Приёмы и методы организации

образовательного процесса

Дидактический материал

Форма контроля

1

Вводное занятие

Традиционная, групповая форма обучения

Лекция

Материалы по истории направления в Доме детского творчества,

фотографии.

Опрос учащихся

2

Комплектование группы

Беседа

Акция

Раздаточный материал (карточки, схемы, задачи),

тесты

Набор групп учащихся

3

История

развития шахмат

Традиционная, групповая форма обучения

Лекция, объяснение, беседа

Книги, фотографии

Опрос учащихся

4

Шахматный кодекс

Классификацион ная система

Традиционная, групповая форма обучения

Лекция, объяснение, беседа.

Наглядный материал – плакаты, схемы.

Опрос учащихся

6

Тактика

Традиционная,

групповая форма

Технология

коллективной

Раздаточный материал

(карточки, задачи),

Контрольная работа, зачёт



обучения, проблемное обучение

творческой деятельности.

Лекция, объяснение, беседа.

Самостоятельная работа

магнитная шахматная доска с фигурами.

Настольные доски с шахматными

фигурами.


7

Эндшпиль

Традиционная групповая форма обучения, проблемное обучение.

Технология

коллективной творческой деятельности.

Лекция, объяснение, беседа.

Самостоятельная работа.

Раздаточный материал (карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами.

Настольные доски с шахматными

фигурами.

Контрольная работа, зачёт

8

Дебют

Традиционная,

групповая форма обучения, проблемное обучение.

Технология

коллективной творческой деятельности.

Лекция, объяснение, беседа.

Самостоятельная работа.

Раздаточный материал

(карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами.

Настольные доски с фигурами.

Контрольная работа, зачёт

9

Стратегия

Традиционная, групповая форма обучения, проблемное обучение.

Технология

коллективной творческой деятельности.

Лекция, объяснение,

Раздаточный материал (карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами. Настольные доски с

Контрольная работа, зачёт





беседа.

Самостоятельная работа.

шахматными фигурами.


10

Игра в парах,

соревнования

Турнир

Технология игровой

деятельности.

Самостоятельная работа.

Шахматные фигуры,

доски, часы, турнирные таблицы.

Турнирная таблица. Подсчёт

набранных очков.

11

Конкурсы

решения задач и нахождения

комбинаций.

Конкурс

Фронтальный

письменный опрос, тестовый контроль

Раздаточный материал

(карточки, задачи), шахматные доски с фигурами.

Оценка правильности

решения преподавателем

12

Итоговое

занятие

Праздник

Рассказ

Квалификационные

билеты. Шахматные фигуры, доски.

Присвоение разрядов


ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ





Раздел или тема программы

Форма занятий

Приёмы и методы организации

образовательного процесса

Дидактический материал

Форма контроля

1

Вводное занятие

Традиционная, групповая форма обучения

Лекция

Материалы по истории направления в Доме детского творчества,

Опрос учащихся






фотографии.


2

Спортивный

режим шахматиста

Традиционная,

групповая форма обучения

Лекция,

объяснение, беседа

Книги, фотографии.

Фильм

Опрос учащихся

3

Шахматный

кодекс

Классификацион ная система

Традиционная,

групповая форма обучения

Лекция,

объяснение, беседа.

Наглядный материал –

плакаты, схемы.

Опрос учащихся

4

Тактика

Традиционная,

групповая форма обучения, проблемное обучение.

Технология

коллективной творческой деятельности. Лекция, объяснение, беседа.

Самостоятельная работа

Раздаточный материал

(карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами.

Настольные доски с шахматными

Фигурами.

Контрольная

работа, зачёт.

5

Эндшпиль

Традиционная

групповая форма обучения, проблемное обучение.

Технология

коллективной творческой деятельности. Лекция, объяснение, беседа.

Самостоятельная работа.

Раздаточный материал

(карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами.

Настольные доски с шахматными фигурами.

Контрольная работа, зачёт


6

Дебют

Традиционная, групповая форма обучения , проблемное обучение.

Технология

коллективной творческой деятельности. Лекция, объяснение, беседа.

Самостоятельная работа.

Раздаточный материал (карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами.

Настольные доски с фигурами.

Контрольная работа, зачёт

7

Стратегия

Традиционная,

групповая форма обучения, проблемное обучение.

Технология

коллективной творческой деятельности. Лекция, объяснение, беседа.

Самостоятельная работа.

Раздаточный материал

(карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами.

Настольные доски с шахматными фигурами.

Контрольная работа,

зачёт.

8

Игра в парах,

соревнования

Турнир

Технология

игровой

деятельности.

Самостоятельная работа.

Шахматные фигуры,

доски, часы, турнирные таблицы.

Турнирная таблица.

Подсчёт набранных очков.

9

Конкурсы

решения задач и нахождения

комбинаций.

Конкурс

Фронтальный письменный

опрос, тестовый контроль

Раздаточный материал (карточки, задачи), шахматные доски с фигурами.

Оценка правильности решения.


10

Контрольные работы

Тест

Тестовый контроль

Шахматные фигуры, доски

Оценка правильности решения.

11

Итоговое

занятие

Праздник

Рассказ

Квалификационные

билеты. Шахматные фигуры, доски,

Присвоение разрядов

11

Итоговое

занятие

Праздник

Рассказ

Квалификационные

билеты. Шахматные фигуры, доски,

Присвоение разрядов



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Воробьев Алексей Владимирович

Дата: 23.04.2022

Номер свидетельства: 605532


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства