Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ШАХМАТАМ В РАМКАХ ШКОЛЫ. Приёмы и методы организации образовательного процесса»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ШАХМАТАМ
В РАМКАХ ШКОЛЫ.
Приёмы и методы организации
образовательного процесса
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, анализа сыгранных обучающимися партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с преподавателем, конкурсы по решению задач, игровые занятия, турниры и другое.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся школы в соревнованиях различного ранга. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.
Методический анализ: самостоятельное комментирование или с помощью тренера - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях учащегося — это значит решать его реальные проблемные ситуации.
При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.
Методика обучения (формы, приёмы) – постоянно разнообразные. Метод упражнения.
Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания.
тематических позиций, которые могут быть как:
точные - теоретические;
типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;
фрагменты из партий - различная игровая позиция;
этюды - аналитические, художественные.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
оперативной памяти;
оперативного мышления;
функции внимания;
восприятия;
оценочной функции.
Формыиметодыреализации программы:
Уроки;
групповые занятия;
индивидуальные занятия;
игровая деятельность;
конкурсы решения;
турнирная практика;
разбор партий;
работа с компьютером.
Средствареализации программы:
учебно-тематические планы;
методические указания и методическое обеспечение программы;
сборники задач; • шахматная литература.
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ1ГОДАОБУЧЕНИЯ
№
Раздел или тема программы
Форма занятий
Приёмы и методы организации
образовательного процесса
Дидактический материал
Форма контроля
1
Вводное занятие
Традиционная, групповая форма обучения
Лекция
Материалы по истории направления в Доме детского творчества,
фотографии.
Опрос учащихся
2
Комплектование группы
Беседа
Акция
Раздаточный материал (карточки, схемы, задачи),
тесты
Набор групп учащихся
3
История
развития шахмат
Традиционная, групповая форма обучения
Лекция, объяснение, беседа
Книги, фотографии
Опрос учащихся
4
Шахматный кодекс
Классификацион ная система
Традиционная, групповая форма обучения
Лекция, объяснение, беседа.
Наглядный материал – плакаты, схемы.
Опрос учащихся
6
Тактика
Традиционная,
групповая форма
Технология
коллективной
Раздаточный материал
(карточки, задачи),
Контрольная работа, зачёт
обучения, проблемное обучение
творческой деятельности.
Лекция, объяснение, беседа.
Самостоятельная работа
магнитная шахматная доска с фигурами.
Настольные доски с шахматными
фигурами.
7
Эндшпиль
Традиционная групповая форма обучения, проблемное обучение.
Технология
коллективной творческой деятельности.
Лекция, объяснение, беседа.
Самостоятельная работа.
Раздаточный материал (карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами.
Настольные доски с шахматными
фигурами.
Контрольная работа, зачёт
8
Дебют
Традиционная,
групповая форма обучения, проблемное обучение.
Технология
коллективной творческой деятельности.
Лекция, объяснение, беседа.
Самостоятельная работа.
Раздаточный материал
(карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами.
Настольные доски с фигурами.
Контрольная работа, зачёт
9
Стратегия
Традиционная, групповая форма обучения, проблемное обучение.
Технология
коллективной творческой деятельности.
Лекция, объяснение,
Раздаточный материал (карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами. Настольные доски с
Контрольная работа, зачёт
беседа.
Самостоятельная работа.
шахматными фигурами.
10
Игра в парах,
соревнования
Турнир
Технология игровой
деятельности.
Самостоятельная работа.
Шахматные фигуры,
доски, часы, турнирные таблицы.
Турнирная таблица. Подсчёт
набранных очков.
11
Конкурсы
решения задач и нахождения
комбинаций.
Конкурс
Фронтальный
письменный опрос, тестовый контроль
Раздаточный материал
(карточки, задачи), шахматные доски с фигурами.
Оценка правильности
решения преподавателем
12
Итоговое
занятие
Праздник
Рассказ
Квалификационные
билеты. Шахматные фигуры, доски.
Присвоение разрядов
ОЦЕНОЧНЫЕИМЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ2ГОДАОБУЧЕНИЯ
№
Раздел или тема программы
Форма занятий
Приёмы и методы организации
образовательного процесса
Дидактический материал
Форма контроля
1
Вводное занятие
Традиционная, групповая форма обучения
Лекция
Материалы по истории направления в Доме детского творчества,
Опрос учащихся
фотографии.
2
Спортивный
режим шахматиста
Традиционная,
групповая форма обучения
Лекция,
объяснение, беседа
Книги, фотографии.
Фильм
Опрос учащихся
3
Шахматный
кодекс
Классификацион ная система
Традиционная,
групповая форма обучения
Лекция,
объяснение, беседа.
Наглядный материал –
плакаты, схемы.
Опрос учащихся
4
Тактика
Традиционная,
групповая форма обучения, проблемное обучение.
Технология
коллективной творческой деятельности. Лекция, объяснение, беседа.
Самостоятельная работа
Раздаточный материал
(карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами.
Настольные доски с шахматными
Фигурами.
Контрольная
работа, зачёт.
5
Эндшпиль
Традиционная
групповая форма обучения, проблемное обучение.
Технология
коллективной творческой деятельности. Лекция, объяснение, беседа.
Самостоятельная работа.
Раздаточный материал
(карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами.
Настольные доски с шахматными фигурами.
Контрольная работа, зачёт
6
Дебют
Традиционная, групповая форма обучения , проблемное обучение.
Технология
коллективной творческой деятельности. Лекция, объяснение, беседа.
Самостоятельная работа.
Раздаточный материал (карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами.
Настольные доски с фигурами.
Контрольная работа, зачёт
7
Стратегия
Традиционная,
групповая форма обучения, проблемное обучение.
Технология
коллективной творческой деятельности. Лекция, объяснение, беседа.
Самостоятельная работа.
Раздаточный материал
(карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами.
Настольные доски с шахматными фигурами.
Контрольная работа,
зачёт.
8
Игра в парах,
соревнования
Турнир
Технология
игровой
деятельности.
Самостоятельная работа.
Шахматные фигуры,
доски, часы, турнирные таблицы.
Турнирная таблица.
Подсчёт набранных очков.
9
Конкурсы
решения задач и нахождения
комбинаций.
Конкурс
Фронтальный письменный
опрос, тестовый контроль
Раздаточный материал (карточки, задачи), шахматные доски с фигурами.