Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации занятий по хореографии в старшей группе»
ПАСПОРТ
Танец – это выражение мысли и чувства средствами условных движений – жестов и поз. Он исполняется под музыку, из которой черпает своё содержание.
Танец, ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец – возможно древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
Кроме того, танец демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.
Цель любительского объединения:
- Формирование духовно богатой, гуманистически ориентированной, развитой, творческой личности средствами танцевального искусства.
- Научить детей владеть выразительными средствами танца, способствовать их физическому развитию, совершенствованию общей и эстетической культуры
Задачи: 1. Укрепление здоровья. 2. Совершенствование психомоторных функций. 3. Развитие творческих и созидательных способностей.
Ориентировано любительское объединение на: - совершенствование исполнительских способностей; - развитие мышления; - расширение кругозора; - привитие общей и музыкальной культуры.
План работы
Месяц
Темы занятий
СЕНТЯБРЬ
Организационное занятие
Упражнение у палки. Деми прие, гранд пиле в 1, 2, 5 позиции ног
Краткий исторический очерк развития современных направлений танца
Постановка в стиле хип-хоп
Гранд батман и батмон tends, крестом из 5 позиции ног
Постановка танца «Искренние голоса»
ОКТЯБРЬ
Battement tends zete
Деми и гранд плие по технике модерн-джаз
Постановка современного танца «непохожие»
Battement tound
НОЯБРЬ
Комбинированные упражнения с Battement и плие №1, №2
Battement tend №1 с флик-флек
Battement tend (1,5 позиция ног)
Постановка эстрадного танца «Не детское время»
Подготовка выступления к фестивалю «Осенний листопад»
ДЕКАБРЬ
Постановка танца «Новогодний карнавал»
Battement tend (1,5 позиция ног)
Relive lone на 90*
Упражнения для развития позвоночника:наклоны, волна, спирали и т.д.
Выступление на новогоднем утреннике.
ЯНВАРЬ
Пор де бра
Battement tend (1,5 позиция ног)
Постановка танца «Девка по саду ходила»
Relive на полупальцах
Упражнения у палки Demi plie(из 1,2,5 позиции ног)
ФЕВРАЛЬ
Постановка танца «Девка по саду ходила»
Выступление на концерте посвященный 23 февраля
Пор де бра. Балансе, шаг вальса
Прыжки: «через лужу», согнутым коленом, прыжок в вращении
Поворот на месте, повороты на 2-х ногах, на одной
МАРТ
Па де буре
Участие в концертной программе, посвящённой Международному женскому дню.
Комбинированные движения для ног, рук, корпуса и головы
Постановка танцевального номера на основе классического танца
Партерная гимнастика более сложного уровня
Позы классического танца
АПРЕЛЬ
Индивидуальные занятия на определение характера музыки, танцевальные этюды
Ритмические рисунки №1,№2,№3
Па де буре. Упражнения для головы. Наклоны. Повороты. Вращения.
Подготовка к концертной программе, посвящённой Дню Победы.
МАЙ
Подготовка танцевальной композиции «Военное попурри».
Комбинированные танцевальные комбинации № 1,2,3
Упражнения на растяжку у палки
Подготовка к отчётному уроку.
Отчётный открытый урок для родителей. Мини-концерт.
Программа
На 2022-2023 уч.год
Пояснительная записка
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем. Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры.
Цель программы: Развить творческие способности подростков через включение их в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы:
1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.
2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.
3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.
4. Привить любовь к танцевальному искусству.
5. Развивать воображение и фантазию в танце.
6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.
7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.
8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).
9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы. Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.
Основные формы проведения занятий:· танцевальные репетиции, беседа, праздник.
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.
Методы:
· игровой;
· демонстрационный (метод показа);
· метод творческого взаимодействия;
· метод наблюдения и подражания;
· метод упражнений;
· метод внутреннего слушания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями.
ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Содержание занятия
Кол-во часов
Сроки выполнения
1.
Организационная работа. Сбор участников коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя.
12 часов
сентябрь
2.
Классический тренаж. Ритмика. Выступление на мероприятии. Разучивание новых движений танца.
18 часов
октябрь
3.
Гимнастика. Классический тренаж. Разучивания новых движений современного танца.
18 часов
ноябрь
4.
Ритмика. Подготовка к новогодним мероприятиям. Разучивание танца «Новогодний карнавал»
18 часов
декабрь
5.
Повторение выученных танцев, разучивание новых движений современного танца.
10 часов
январь
6.
Классический тренаж. Пластика. Подготовка к мероприятию 8 Марта. Разучивание движений для подтанцовки к песням.
18 часов
февраль
7.
Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных, освоение понятий вытянутости и выворотности, музыкальности.
18 часов
март
8.
Повторение пройденного материала. Ритмика. Подготовка ко Дню победы.
18 часов
апрель
9.
Участие в праздничных мероприятиях. Классический тренаж. Подготовка к отчетному концерту.
18 часов
май
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Содержание занятия
Кол-во часов
Дата
1
Организационная работа. Сбор участников коллектива.
2 ч.
2
Сбор участников, дополнение коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром.
2 ч.
3
Разучивание разминки.
2 ч.
4
Разминка. Упражнения на «квадрате».
2 ч.
5
Разминка. Упражнение классического дренажа. .
2 ч.
6
Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения.
2 ч.
7
Разминка. Репетиция танцев
2 ч.
8
Разминка. Репетиция танцев
2 ч.
9
Разминка. Репетиция танцев
2 ч.
10
Разминка. Постановка рук и ног в танце. Разучивание движений танца «Искренние голоса»
2 ч.
11
Портретная гимнастика: упражнения для стопы, вытянутость носочков. Постановка танца, соединение выученных упражнений. Разучивание движений современного танца.
2 ч.
12
Постановка головы, освоение понятий вытянутости и выворотности.
2 ч.
13
Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных. Боковой галоп, шаг с вытянутыми носочками. Разучивание движений танца «Искренние голоса»
2 ч.
14
Разминка. Разучивание женской партии «Поклон». Разучивание движений современного танца «Искренние голоса»
2 ч.
15
Разучивание движений современного танца «Непохожие»
2 ч.
16
Ритмический тренаж: ходьба парами, змейкой, звёздочкой. Постановка корпуса.
2 ч.
17
Классический тренаж. Упражнения на «квадрате». Танцевальные движения «Глубокие выпады», «Волна». Разучивание движений современного танца «Непохожие»
2 ч.
18
Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений. Соединение и постановка современного танца «Непохожие»
2 ч.
19
Гимнастика. Танцевальные движения «Большой и маленький квадрат», «Шаги с поднятием колена и рук». Соединение движений танца «Непохожие»
Повторение танцев «Искренние голоса» и отработка современного танца «Непохожие». Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений
2 ч.
37
Ритмика. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений
2 ч.
38
Портретная гимнастика. Разучивание современных движений. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений
2 ч.
39
Танцевально-образные движения: змея, кошка, цапля. Разучивание движений к современному танцу. Повторение и отработка выученных танцев.
2 ч.
40
Классический тренаж: да-ми-плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции. Пластика. Повторение выученных движений танца.
2 ч.
41
Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика. Подготовка ко Дню защитников Отечества.
2 ч.
42
Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции (изучение сначала спиной к стене, затем лицом к опоре). Разучивание движений к даб степ танцу. Подготовка ко Дню защитников Отечества.
2 ч.
43
Подготовка ко Дню защитников Отечества и 8 Марта. Отработка всех танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений
2 ч.
44
Ритмика. Танцевально-образная импровизация, людей разных профессий (кузнец, вышивальщица, водитель и художник). Повторение движений современного танца. Подготовка к праздникам. Повторение и отработка выученных танцев.
2 ч.
45
Участие в мероприятии, посв. Дню защитников Отечества.
2 ч.
46
Классический тренаж. Подготовка к празднику 8 марта. Повторение и отработка выученных танцев. Разучивание движений танца в стиле даб степ.
2 ч.
47
Повторение выученных танцев, разучивание движений к песням.
2 ч.
48
Подготовка к мероприятию, посв. 8 Марта. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений
2 ч.
49
Разучивание эстрадного танца «Девка по саду ходила»
2 ч.
50
Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание движений к танцу «Девка по саду ходила»
2 ч.
51
Партерный экзерсис. Разучивание движений к танцу «Девка по саду ходила»
2 ч.
52
Ритмика. Разучивание движений к танцу «Девка по саду ходила»
2 ч.
53
Повторение и закрепление выученных движений.
2 ч.
54
Соединение выученных движений в одну картинку эстрадного танца «Девка по саду ходила»
2 ч.
55
Отработка четкости и ритмичности движений
2 ч.
56
Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх). Репетиция и отработка даб степ танца. Отработка четкости и ритмичности движений
2 ч.
57
Пластика. Репетиция всех танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к праздникам.
2 ч.
58
Ритмика. Разучивание дополнительных движений к танцу. Подготовка к майским праздникам.
2 ч.
59
Ритмика. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к майским праздникам.
2 ч.
60
Пластика. Репетиция танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику Победы.
2 ч.
61
Повторение и закрепление выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику Победы.
2 ч.
62
Прогонная репетиция выученных танцев. Отработка четкости и ритмичности движений.
2 ч.
63
Репетиция танцев для концерта, посв. Дню Победы. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.
2 ч.
64
Репетиция танцев на мероприятие, посв. Дню Победы.
2 ч.
65
Пластические этюды на подражание растений и животных. Участие коллектива в праздничных мероприятиях, посв. Дню Победы.
2 ч.
66
Обсуждение проведенного мероприятия. Прослушивание классических композиций, игры с детьми.
2 ч.
67
Классический тренаж: релеве по 6-й позиции, пор де бра. Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев. Постановка танца «Вальс».
2 ч.
68
Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев и подтанцовок. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Разучивание танца «Вальс».
2 ч.
69
Классический тренаж: деми-плие по 6-й позиции, батман тандю в сторону, вперед, назад крестом, сотэ. Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев и подтанцовок.
2 ч.
70
Генеральная репетиция к отчетному концерту.
2 ч.
71
Обсуждение проведенного отчетного концерта. Игры с детьми.
2 ч.
Предполагаемый результат: В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе.