kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по занятию по хореографии в средней группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по занятию хореографии в средней группе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по занятию по хореографии в средней группе»



ПАСПОРТ

хореографической

студии

«Ритмы детства»

(средняя группа)





Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец, возможно — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па (фр. pas — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок — сочетание движений в композиции; динамика — варьирование размаха и напряженности движений; техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Танец имеет разные средства выразительности:

  • гармонические движения и позы,

  • пластика и мимика,

  • динамика — «варьирование размаха и напряженности движений»[1],

  • темп и ритм движения,

  • пространственный рисунок, композиция.

  • костюм и реквизит.



Цель любительского объединения:

-формирование духовно богатой, гуманистически ориентированной, развитой, творческой личности средствами танцевального искусства.

-научить детей владеть выразительным средствами танца,способствовать их физическому развитию, совершенствованию общей и эстетической культуры.

Задачи:

  1. укрепление здоровья.

  2. Совершенствование психомоторной функцией.

  3. Развитие творческих и созидательных способностей.

Ориентировано любительское объединение на:

-совершенствование любительских способностей;

-развитие мышления;

-расширение кругозора;

-привитие общей и музыкальной культуры.

























План работы

месяц

Тема занятий

Сентябрь


-организационное занятие

- понятие опорной и работающей ног

-шаги, работа с руками, повороты

-постановка корпуса

-постановка номера «Ромашки»

-позиция рук и ног.

Октябрь


-упражнение на координацию через позицию рук направо ,налево

-упражнение у станка demi plie (1,2,5 позиция ног)

-упражнение у станка battement tendy №1с флик фляк


Ноябрь


- упражнение у станка demi plie (1,2,5 позиция ног)

-упражнение у станка battement tendy №1с флик фляк

- battement tendy (1, 5 позиция ног)

-постановка номера «Мы Наташки»

-подготовка выступления к фестивалю «Осенний листопад»

Декабрь


- battement tendy (1, 5 позиция ног)

-ходьба по диагонали на 4-8 счета присоединяя позиции рук

-постановка танца «Вальс снежинок»

-выступление на новогоднем концерте

Январь


-общеразвивающее упражнения более сложного уровня

- battement tendy (1, 5 позиция ног)

-шаг польки

-relive на полупальцах

- упражнение у станка demi plie (1,2,5 позиция ног)

Февраль


-шаг польки

-портерная гимнастика

-упражнения художественной гимнастики

-постановка танца «Солнечный круг»

-Выступление на концерте посвященного к 23 февраля.

-положение ноги на cou-de-pied

Март


-passe par terre

-участие в концертной программе посвященной Международному женскому дню

-партерная гимнастика

-постановка танца

Апрель

-упражнения на серединезала port de bra

-постановка танца «Не детское время», ко дню победы

-подготовка концертной программе посвященный Дню победы

Май


-Участие в концертной программе , посвященной Дню победы

-подготовка танцевальной композиции «Солнечный круг»

-подготовка к отчетному концерту

-отчетный концерт, открытый урок





















Программа

средняя группа





Пояснительная записка.

 

     Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов  «при посредстве собственного тела». Танцу присущи образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития  творческих способностей. Таким образом, танец –  это вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, потому что в танце в единой деятельности сочетаются музыка, движение и игра.

Преподавание танцев в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные танцам, способствуют общему развитию: коррекции недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на занятиях танцами является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения,  танцевать. 

Умение ориентироваться в пространстве достигается путем композиционного  перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами, способствуют  развитию вестибулярного аппарата,  памяти,

внимания.
         Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.    В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений - музыкально  совершенствуя  психические функций  (мышление, память, внимание, восприятие).

Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

         Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Актуальность и новизна данной программы заключается в том, что  не существует  программы по хореографии для специальной (коррекционной) школы 8 вида, а есть только программа по  ритмике. Однако у школьников с ограниченными возможностями здоровья также как и у их,  нормально развивающихся сверстников, присутствует живой эмоциональный интерес к танцевальному искусству.  

Программа   кружка нацелена на удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, культурных, духовных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся мире и приобщении к культурным ценностям. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в исполнении танца.

Проблема построения модели образовательного процесса с включением многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной танцевальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

Данная программа включает в себя изучение русского народного танца. На первое место ставится именно его образная, духовная сторона.

Доступность народных танцев, привлекательность и лёгкость движений приносят детям радость, формируют у них интерес к познанию мира танца в разных его проявлениях.

             Помимо народных танцев в программу включено изучение бальных и современных эстрадных танцев, что стимулирует интерес воспитанников к танцевальному искусству и расширяет их кругозор.

         Программа составлена с учетом требований предъявляемых к программам дополнительного образования, на основе последних достижений и исследований музыкального творчества, педагогической практики.  

         Программа построена по концентрическому принципу,  особенностью  которого является расчленение сложных танцевальных умений на их составляющие элементы,  постоянное целенаправленное повторение ранее усвоенных танцевальных умений и навыков  и их усложнение.

 

         Цель программы: формирование духовно – нравственной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья  средствами танцевального искусства, на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

 

В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:

 

Образовательные:

  • обучение детей танцевальным движениям;

  • формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их с помощью танцевальных движений;

  • формирование культуры движения, выразительности движений и поз;

  • формирование умения ориентироваться в пространстве;

 

   Воспитательные:

  • развитие у детей активности и самостоятельности;

  • формирование общей культуры личности ребенка;

  • создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве – учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

 

   Развивающие:

  • развитие творческих способностей детей, воображения;

  • развитие музыкального слуха и чувство ритма, темпа;

  • развитие исполнительских навыков в танце;

 

   Оздоровительные:

  • укрепление здоровья детей;

  • развитие ловкости, гибкости, координации движений, умения преодолевать трудности;

  • формирование  осанки.

 

   Успешное решение поставленных задач возможно только при использованиипедагогических принципов:

  • принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому воспитаннику);

  • принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий);

  • игровой принцип (занятие стоится на игре);

  • принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

  • принцип наглядности (практический показ движений).

 

Организация образовательного процесса.

 

В соответствии с возрастными особенностями детей используются различные формы и методы работы на занятиях.

   Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально - тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное, и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребёнка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания и т.д.

         Занятия в кружке проводятся 3 раз в неделю.  Программа рассчитана на 108 занятия в год. Продолжительность занятий  90 минут. 

 

Построение учебного занятия.

 

   Схема построения занятия одинакова в течение всего учебного процесса: вводная часть,  подготовительная часть, основная часть,  заключительная часть.

   В вводную часть входит орг. момент (построение, поклон) и сообщение темы занятия .

   Подготовительная часть включает упражнения разминки для разогрева – 5-15% от всего времени.

   Основная частьсодержит учебно-тренировочные задания, повторение ранее пройденного и изучение танцевальных этюдов, композиций и постановок –70-85% от всего времени.

   В заключительную часть входит подведение итогов, прощание, уход 3% от всего времени.

 

Формы работы:

  • Показ танца

  • Слушание музыки

  • Обучение танцевальным движениям и использованию их в различных танцах;

  • Отработка движений;

  • Знакомство с костюмом;

  • Танцевальные конкурсы, школьные фестивали, праздники;

  • Посещение концертов детских танцевальных коллективов в Комсомольске-на-Амуре («Багульник» и др.)

 

Методы работы:

  • Объяснительно – иллюстративный  (показ элементов, объяснение, использование фольклора)

  • Репродуктивный  (разучивание, закрепление материала)

  • Метод побуждения к сопереживанию(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

Этапы работы:

  • Начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению);

  • Этап углубленного разучивания упражнения (фигур танца);

  • Этап закрепления и совершенствования упражнения (целого танца).

 

Учебно-материальная база:

  • Стеллажи для хранения реквизитов

  • Музыкальный центр

  • Инвентарь для занятий (ленты, платочки, мечи, и т.д.)

  • Спортивная форма, чешки

  • Сценические костюмы

 

Ожидаемый результат:

В ходе занятий обучающиеся научатся основным танцевальным элементам, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами.

К концу обучения воспитанник должен знать:

-       характерные особенности движений и элементов, манеру исполнения  русского народного танца; бального танца, эстрадного танца

 

Воспитанник должен уметь:

-       исполнять основные движения различных видов танцев;

-       принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

-       танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;

-       уметь воспринимать и передавать в движении образ;

-       понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение танца на  выступлениях.

 

 

     Формой подведения итогов реализации программы являются выступления на  различного рода концертах и мероприятиях.























Учебно-тематический план.

 

 

№ раздела

Название раздела

Форма занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

Обучающий урок, игра

1

1

0

2

Элементы классической хореографии

Обучающий урок

15

6

9

3

Партерная гимнастика

Обучающий урок

20

8

12

4

Элементы народно-сценического танца

 

Обучающий урок

20

8

12

5

Элементы эстрадного танца

Обучающий урок

20

8

12

6

Постановка танцевальной композиции

 

репетиция

55

15

40

7

Ритмика

 

Обучающий урок

4

3

1

8

Выступление

 

 

выступление, открытый урок

5

0

5

9

Мастер-класс

 

Творческое занятие

2

0

2

10

Итоговое занятие

 

 

 

 

Импровизация

Мониторинг

2

0

2

 



























Содержание дополнительной образовательной программы.

 

Вводное занятие.

Теория: Ознакомление с правилами коллектива, расписанием занятий, техникой безопасности в танцевальном классе.

Обучающий урок: знакомство с 6 позицией ног. Знакомство с «поклоном» по 6 позиции ног, постановкой корпуса, танцевальным шагом в движении и на месте, подскоком, бегом, прыжком.

Игра. Цель – смена вида деятельности после обучающего урока, переключение внимания.

Элементы классической хореографии.

Знакомство с элементами классической хореографии. Цель – изучить основные элементы классической хореографии лицом к станку и на середине.

        demi plie – с франц. «приседание», основное техническое движение классического танца, которое вырабатывает выворотность, эластичность, плавность, мягкость; вырабатывает устойчивость. На первом году исполняется по первой и второй позиции ног у станка и на середине. Недопустимо отрывать пятки от пола во время исполнения движения, колени смотрят в стороны, тазобедренная часть неподвижна, корпус расположен вертикально, голова смотрит прямо, плечи раскрыты, тяжесть тела на двух ногах.

relever (релеве)– с фр. «поднимать», исполняется подъем на полупальцы и опускание в исходную позицию на всю подошву стопы. На первом году обучение исполняем движение по первой и второй позициях ног у станка и на середине. Relever благотворно влияет на развитии гибкости мышц ног, пальцев, упругости голеностопного сустава.

Battement tendu (батман тандю) – это скользящее отведение ноги в предельно выворотном положении вперед, в сторону, назад. Пятка стремится в потолок, носок вытянут в пол при исполнении движения вперед и назад, пятка направлена в пол и носок направлении в пол при исполнении движения в сторону. Батман тандю – основной элемент классического танца, при правильном исполнении которого образуется правильное натяжение ноги от бедра до кончиков пальцев. На первом году обучения исполняется по первой позиции ног у станка и на середине.

Перегибы лицом к станку. Необходимо следить за правильным положением спины, сохраняя осанку и исходное положение корпуса и головы.

Растяжка у станка. Работа над растяжкой ног – экзерсис у станка.

Позиции ног. На первом году обучения необходимо познакомить учащихся с 6-ой, 1-ой и 2-ой позициями ног, а также изучить подготовительное положение рук, первую, вторую, третью позиции рук.

Прыжки на середине. Трамплины. Прыжки в высоту на выносливость. Носки и корпус предельно вытянуты. Развивает легкость прыжка и выносливость у учащихся.

Теория заключается в объяснении преподавателем правильного исполнения движения. Практикой мы пытаемся добиться правильного исполнения элементов.

Партерная гимнастика.

Система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др.

Партерная гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся «на земле», то есть различные упражнения в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. В основном упражнения в партере выполняются с большой амплитудой движений, однако для увеличения интенсивности их воздействия можно использовать упражнения малой амплитуды. Упражнения могут быть как активные, так и пассивные, статические и динамические, комбинированные и т.п.

Цель партерной гимнастики:

 — проработка различных мышечных групп;

 — улучшение трофики межпозвонковых структур;

 — увеличение подвижности суставов;

 — стимуляция нормальной работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Упражнений партерной гимнастики достаточно много, такие упражнения как «корзинка», «лебедь»,«мостик», шпагат, «коробочка», «бабочка» и другие.

Упражнения партерной гимнастики можно выполнять на жестких матах, либо на ковриках. Комплекс можно выполнять под ритмичную, танцевальную музыку в среднем и быстром темпе для более подготовленных занимающихся. Упражнения лучше выполнять по несколько раз. Чтобы гимнастические упражнения оказали необходимое воздействие на организм учащихся, учителю следует добиваться точного их выполнения, полной амплитуды движений, достаточного напряжения мышц, правильного дыхания, умения фиксировать соответствующие положения рук, ног, туловища, головы. Небрежное, неточное выполнение упражнений, кроме небольшой физической нагрузки на организм, не позволяет решать более важные образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

Теория: объясняется правильное исполнение упражнений партерной гимнастики.

   Практика:

— упражнение на развитие шага;

— упражнение на развитие гибкости мышц спины;

— упражнение на укрепление позвоночника;

— упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса;

— упражнение на развитие выворотности ног;

— упражнение на развитие мышц паха.

Элементы народно-сценического танца.

Знакомство с элементами народно-сценического танца. Цель – познакомиться с понятием народно-сценический танец, изучить основные элементы народно-сценического танца лицом к станку и на середине.

На первом году обучения происходит изучение элементов на развитие подвижности стопы лицом к станку: каблучный батман тандю (battement tendu), по первой, плие  (plie) по первой, второй и шестой позициях ног. Подготовка к веревочке: эти движения вводят в работу коленный и тазобедренный суставы, и подготавливает учащегося к выполнению на середине упражнения «веревочка», встречающегося в руссом, украинском и других танцах народов мира. Дробные выстукивания: упражнения этого раздела подготавливают учащихся к исполнению дроби на середине зала. Дробные выстукивания исполняются всей ступней, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами и, как правило на присогнутых в коленях ногах. Движении развивают четкость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы. На первом году обучения дробные выстукивания исполняются по 6-ой позиции ног. Припадание – экзерсис на середине, элемент русского народного танца. Ковырялочка, маятник, елочка, гармошка, подготовка к присядке (у мальчиков) – элементы русского народного танца. Флик – фляк (flik – flak) – мазки от себя, к себе, упражнение направлено на развитие стопы, готовит мышцы к выполнению дробных выстукиваний.

Элементы эстрадного танца.

Знакомство с элементами эстрадного танца. Цель – изучить возможности своего тела, т.е. пластику, и освоить новые. Развить умение свободно двигаться в такт ритмичной музыке, изучить теоретические правила исполнения трюков и поддержек и опробовать некоторые из них на практике. Рассказать о технике безопасности при исполнении трюков. Начать знакомство с актерским мастерством и понятием «шоу» в эстрадном танце.

Постановка танцевальной композиции.

Итогом обучающей программы служит способность самостоятельно воспроизводить тематические изученные элементы учащимися под музыку, поэтому постановка танцевальной композиции является неотъемлемой частью обучающей программы. Теория: объяснение движений и связок танцевальной композиции. Практика: разучивание танцевальной композиции, построенной на изученных характерных танцевальных движениях.

Выступление.

          Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению, испытывают иные эмоции, нежели в танцевальном зале. Детям объясняются правила поведения на концертных выступлениях и открытых уроках. Учащиеся должны показать умения и навыки, приобретенные за время первого года обучения.

Мастер – класс.

Учащимся принципиально важно пополнять свои навыки не только практическим путем в танцевальном зале, но и путем визуальной оценки и сравнения. Поэтому необходимо на протяжении учебного года посещать танцевальные мероприятия, просматривать обучающие видеоматериалы и балеты в присутствии педагога, дабы пополнять свой творческий багаж знаний и навыков. Визуальные эффекты способствуют развитию собственного мышления и переоценке своих способностей. Развивает у учащихся способность творчески анализировать увиденные материалы и способность ориентировать их на себя.

        Итоговое занятие.     

        Целью занятия является подведение итогов года. Анализ и оценка собственных достижений, планы на предстоящий учебный год (мониторинг). Обсуждение достижений с родителями, высказывание эмоций и отношения родителями. Возможно проведение занятия-импровизации, т.е. учащийся, опираясь на уже пройденный материал может попробовать самостоятельно придумать и станцевать танцевальную постановку на известную музыку.

Список использованной литературы:

  1. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: учеб.пособие для преподавателей/ Л.А.Григорович. — М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

  2. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка: учеб.пособие для вузов искусств и культуры / Г.П. Гусев. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 207 с.

  3. Иванникова О. В. Народные танцы: учеб.пособие / О.В. Иванникова. – М.: АСТ, 2007. – 62 с. 

  4. Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология/Каптерев П. Ф. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 336 с.

  5.  Партерная гимнастика, что это такое? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sh13.tashla-obraz.ru/

  6. Голов В. П. Лекции по методике преподавания классического танца: лекции преподавателя хореографического училища ДВФУ Голова В. П.

  7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Методические рекомендации по занятию по хореографии в средней группе

Автор: Васильева Светлана Александровна

Дата: 20.01.2023

Номер свидетельства: 623608


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства